В полном разгаре страда деревенская конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ф.И.О. учителя

Фурина Елена Владимировна

выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию Н.А.Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери;

формировать навыки выразительного чтения, многоуровневого анализа лирического текста, лексической работы;

Планируемые результаты:

Метапредметные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Предметные: Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание русского слова и его эстетической функции.

Оборудование: ПК, МП

I . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.

1.Проверка знания статьи учебника, посвящённой Н.А.Некрасову.

самоопределение (Л); внутренняя позиция школьника (Л); учебно-познавательная мотивация (Л); планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация и пробное учебное действие.

- Продолжите список слов.

Патриотизм, любовь к родной природе, родной земле, близким, высокая нравственность.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П); структурирование знаний (П); построение логической цепи рассуждений (П); постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

III . Выявление места и причины затруднения.

- Какие понятия включает в себя слово гражданин?

Лексическое значение слова: Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности.

волевая саморегуляция (Р);

синтез, сравнение, аналогия (П); подведение под понятие (П); использование знаково-символических средств (П); постановка и формулирование проблемы (П);

формулирование и аргументация своего мнения;

учет разных мнений (К);

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

А что по-вашему обозначает термин "гражданская лирика"?

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); постановка познавательной цели (П); планирование, прогнозирование (Р); построение речевых высказываний (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); планирование учебного сотрудничества (К); разрешение конфликтов (К);

понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К)

V . Реализация построенного проекта.

2.2.Выявление первоначальных впечатлений.

- Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

планирование учебного сотрудничества (К); поиск и выделение необходимой информации (П); прогнозирование (Р)

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Когда было написано стихотворение? Какое знаменательное историческое историческое событие произошло к этому времени?

Стихотворение датировано 1862—1863 гг.

В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

2.6. Выразительное чтение двух первых трехстиший. В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения?

- Каков образ матери в этих строчках? Имеет ли он конкретные черты или предельно обобщен?

- Какова лексика этих строчек? Какие звуки создают напряженное зву­чание?

- Найдите слова, созвучные по интонации словам всевыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя — нужно выполнить работу в срок.

- Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

2.10. Лексическая работа.

- Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляютсобирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

- С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

планирование учебного сотрудничества (К)

построение логической цепи рассуждения (П); саморегуляция (Р), целеполагание (Р), планирование (Р), коррекция (Р), контроль (Р), инициативность и самостоятельность (Р)

VII .Самостоятельная работа

Творческая работа (Синквейн)

- Как вы поняли слово "страда"? Давайте попробуем выразить это в своих творческих работах - синквейнах. Напоминаю, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка-два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

планирование учебного сотрудничества (К); умение структурировать знания (П); оценка процессов и результатов деятельности (П); построение логической цепи рассуждения (П); волевая саморегуляция (Р), осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р)

VIII .Включение в систему знаний и повторения.

Определение размера стихотворения.

Стихотворение состоит из семи трехстиший и двух четверостиший. Написано дактилем с его характерной интонацией причитания. Первые рифмующиеся строки трехстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом.

- Какова художественная роль риторических фигур в стихотворении?

Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность и выразительность речи. В конце некоторых строк стоит многоточие, открывающее пространство для размышлений.

учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности (Р)

IX . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Сегодня на уроке я научился….

Мне это обязательно пригодится…

Дом. задание: 1.Выучить стихотворение Некрасова наизусть.

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р); понимать личную ответственность за результаты деятельности (Л); самооценка на основе критерия успешности (Л)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок продолжает систему изучения творчества Н.А. Некрасова. Оддной из главных тем является тема судьбы русской женщины, матери, крестьянки.

Цель - добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении женской судьбы.

1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, труженицы, матери.

2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения

3) создать благоприятные условия для восприятия патриотических чувств через стихотворение Н.А. Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке

1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А. Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;

2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;

3) создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтобы выполнить домашнее задание, вам необходимо было вспомнить, что характерно для произведений устного народного творчества.

- Какие же слова характерны для УНТ? (Слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова и обороты, деепричастия с суф. -учи (-ючи), междометия).

-Какая судьба у Орины, главной героини стихотворения?

III. Изучение нового материала.

Давайте определим задачи сегодняшнего урока.

2. Выявление первоначальных впечатлений.

- Как вы думаете, кому посвятил своё стихотворение Некрасов? (русской женщине, крестьянке, матери).

- Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

К изображению образа русской женщины обращались не только писатели и поэты, но и художники.

4. Слово учителя.

1) Стихотворение датировано 1862г.

В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

-Изменилось ли что в судьбе русской крестьянки?

2) Выразительное чтение двух первых трехстиший.

В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения? (Не сыскать труднее русской долюшки женской).

- Каков образ матери в этих строчках? (Образ многострадальной матери)

- Что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения? (Русская женщина вынесет всё).

- Найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

(Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя - нужно выполнить работу в срок.

- Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

- Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой).

- С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, просторечные слова?

IV. Итог урока.

Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?


Цель:

· выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию Н.А.Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери;

· формировать навыки выразительного чтения, многоуровневого анализа лирического текста, лексической работы;

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

2.Проверка тезисных планов статьи учебника, посвящённой Н.А.Некрасову.

3. Лексическая работа.

- Какие понятия включает в себя слово гражданин?

- Продолжите список слов.

Патриотизм, любовь к родной природе, родной земле, близким, высокая нравственность.

III. Изучение нового материала.

2.2.Выявление первоначальных впечатлений.

- Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

- Когда было написано стихотворение? Какое знаменательное историческое историческое событие произошло к этому времени?

Стихотворение датировано 1862—1863 гг.

В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

2.6. Выразительное чтение двух первых трехстиший. В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения?

- Каков образ матери в этих строчках? Имеет ли он конкретные черты или предельно обобщен?

- Какова лексика этих строчек? Какие звуки создают напряженное зву­чание?

- Найдите слова, созвучные по интонации словам всевыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя — нужно выполнить работу в срок.

- Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

2.10. Лексическая работа.

- Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

- С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Определение размера стихотворения.

Стихотворение состоит из семи трехстиший и двух четверостиший. Написано дактилем с его характерной интонацией причитания. Первые рифмующиеся строки трехстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом.

- Какова художественная роль риторических фигур в стихотворении?

Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность и выразительность речи. В конце некоторых строк стоит многоточие, открывающее пространство для размышлений.

- Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?

3.1. Обращение к портрету Н.А. Некрасова работы И.Н. Крамского.

В начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе.

Павел Михайлович Третьяков высоко ценил его творчество. Как раз в 70-х гг. он задался благородной целью собрать портреты выдающихся людей России, в том числе и Некрасова. Тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к И.Н. Крамскому, который с радостной готовностью принял предложение Третьякова.

Работа над картиной затянулась. Художник не прекращал ее и после смерти Некрасова.

Стихи Н.А.Некрасова 70-х гг. более чем когда-либо полны настроений сомнений, тревоги, подчас даже пессимизма, общего неблагополучия и катастрофичности, в них появляется стремление к максимальной обобщенности, желание осмыслить мир в целом.

- Как в стихотворении проявляется авторское мироощущение, свойственное поэту в этот период? Ответьте строчками стихотворения.

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем!

- Что поэт называет великим чувством?

IV. Подведение итогов урока.

- О чём говорит обращение к теме женщины-матери в последний период творчества Н.А.Некрасова?

Тема русской женщины-матери являлась наиболее важной в творчестве Н.А.Некрасова. В стихах, посвящённых этой теме, нашла отражение гражданская позиция автора: сочувствие к простому народу, ненависть к угнетению, стремление к свободе.

V. Домашнее задание.

1.Выучить одно из стихотворений Некрасова наизусть.

-подготовить экскурсию по выставке портретов и фотографий Л.Н. Толстого 40—50 гг. XIX в;

В стихотворении “В полном разгаре страда деревенская” Некрасов отразил горячее сочувствие, которое он всегда испытывал к несчастным крестьянкам и к женщинам в принципе. Поэт описал бытовую картину так, что на глаза наворачиваются слезы. Краткий анализ “В полном разгаре страда деревенская” по плану разъяснит ученикам 10 класса непонятные моменты и покажет им всю глубину поэтического замысла. Разбор используется на уроках литературы.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В полном разгаре страда деревенская.

История создания – произведение написано Николаем Алексеевичем в 1862 году, а напечатано на следующий год в “Современнике”.

Тема – тяжёлая судьба русской женщины, крестьянки.

Композиция – стихотворение композиционно делится на три части. Первая – это экспозиция, в которой автор обращается к русской женщине. Далее он показывает, как тяжело она работает. И в последней части лирический герой оплакивает тяжкую долю русской женщины вместе с самой крестьянкой.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дактиль четырёхстопный чередуется с трёхстопным.

Эпитеты – “многострадальная мать”, “бедная баба”, “ноженька голая”, “губы опалённые”, “слёзы солёные”.

Метафоры – “вянешь до времени”, “слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты”, “страда деревенская в полном разгаре”.

История создания

Эмоционально это произведение тесно связано с детскими переживаниями Некрасова, видевшего жестокое обращение отца с матерью, которую поэт горячо любил. Тема тяжёлой женской судьбы стала одной из центральных в его творчестве – и именно ей посвящено написанное в 1862 году стихотворение “В полном разгаре страда деревенская”.

Напечатано стихотворение в 1863 году в четвёртом номере “Современника”.

Посвящено оно тяжёлой доле русской крестьянки, которая вынуждена жить в тяжёлых условиях, работать в невыносимый зной и очень напряженно. При этом ей ещё труднее, чем мужчинам, поскольку на попечении у крестьянской женщины находился ребёнок, а то и несколько. Тема стихотворения очень близка Некрасову, который с детства наблюдал за тем, как сложно живется крестьянам – и особенно крестьянкам.

Композиция

Стихотворение тематически разделяется на три части. Первую поэт посвящает описанию женской доли в России. Вторая часть – основная, в ней Некрасов наглядно демонстрирует, почему именно эта доля так тяжела. Работа у неё непосильная, вдобавок её жалят насекомые и нещадно опаливает солнце. Но прерываться всё равно нельзя, потому что страда – пора тяжелая и напряженная, нужно успеть переделать всю работу. Даже порезав ногу, крестьянка не останавливается. Только плачущий ребёнок может заставить её оторваться от косьбы.

Третья часть связана с кратким моментом отдыха. При этом Некрасов показывает безотрадную картину: бедная мать настолько отупела, что неспособна даже спеть песню своему ребёнку. Она плачет, даже не замечая этого, и поэт сострадает ей.

Это лирическое стихотворение, в котором выражены мысли и чувства лирического героя, его сопереживание простой крестьянке.

Стихотворение написано дактилем с чередованием трёх- и четырёхстопных строк, что придает ему сходство с песней-причитанием.

Средства выразительности

Множество тропов, которые Некрасов использует в этом произведении, помогают ему ярче проиллюстрировать его основную мысль и показать степень страданий крестьянки. Поэт употребляет различные тропы.

Читайте также: