В начале 18 столетия в петровскую эпоху россия стала стремительно конспект

Обновлено: 06.07.2024

К концу 17 века чётко определилась тенденция развития государственного строя России – это переход от самодержавия с боярской думой, т.е. от сословно – представительной монархии, к чиновничье – дворянской монархии, т.е. к абсолютной монархии. В России монархия окончательно сложилась в ходе петровских реформ.

Несколько лет Пётр І активного участия в управлении государством не принимал. Одно из первых его важных дел были Азовские походы (1695-1696). Первый неудачный из-за отсутствия флота. На реке Воронеж сооружён первый российский флот. (2 корабля, 23 галеры и тысячи мелких судов). Второй штурм турецкой крепости Азов удался, здесь построена другая крепость – Таганрог. Другое важное мероприятие – Великое посольство.1697 250чел. – урядник Пётр Михайлов. Путь лежал через Ригу, немецкие княжества в Голландию и Англию. Кроме переговоров Пётр І много времени посвящал изучению кораблей, военному делу, знакомству с военной техникой, но так же посещал мануфактуры и школы, крепости и театры, парламент и обсерваторию и сам работал на верфях. Много усилий потрачено на завоевание выхода в Балтийское море – это Северная война со Швецией. 1700 – 1721, колоссальные затраты. Ништадский договор закреплял за Россией часть Балтийского побережья, но Россия выплачивала 1,5млн.руб.

Специального плана реформ у Петра І не было, они возникали и осуществлялись по мере необходимости. Наибольшие сдвиги произошли в промышленности. До Петра І было 30 мануфактур, а в годы его правления стало около 200. В первую очередь создавались металлургические, большая часть на Урале, текстильные, особенно парусно-полотняные и суконные. В основном эти предприятия работали, конечно, на армию. Более быстрому развитию промышленности, конечно же, мешало крепостничество. Для поддержки русской промышленности и торговли Пётр І проводил политику протекционизма. В социальной сфере: он уравнял права дворян и бояр, происходит слияние этих сословий в единый класс – дворяне. Издаётся табель о рангах. Кроме дворянства и духовенства все платили подушной налог приблизительно 15млн. Происходит полная реформа органов власти: создан Сенат, главный законодательный и судебный орган. Вместо приказов, их было 50, учреждено 10 коллегий с чёткими границами их деятельности, например коллегия иностранных дел, военная и т.д. Для управления церковью – Синод, еще один шаг подчинения церкви государству. С целью укрепления власти на местах страну разделили на 8 губерний, их на провинции, т.е. на уезды. При Петре І армия и флот – сильные в Европе, введена рекрутская система. Он инициатор введения европейских традиций в жизнь российского общества.


Сословная политика и сословная структура
государства при Екатерине II




дворянству и городам. Подготовлен был проект Жалованной грамоты крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

Жалованная грамота дворянству 1785год.

- подтверждала сословные права и привилегии дворянства.

- создание дворянских учреждений в губерниях и съездах.

Дворянство освобождалось от обязательной службы, не платили налогов, не подвергались телесным наказаниям, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне создавали корпорации и выбирали своих предводителей.

Жалованная грамота городам 1785.

- подтверждала права и привилегии купечества.

- разделяло городское население на 6 разрядов.

- вводила систему городского самоуправления.

К концу 17 века чётко определилась тенденция развития государственного строя России – это переход от самодержавия с боярской думой, т.е. от сословно – представительной монархии, к чиновничье – дворянской монархии, т.е. к абсолютной монархии. В России монархия окончательно сложилась в ходе петровских реформ.

Несколько лет Пётр І активного участия в управлении государством не принимал. Одно из первых его важных дел были Азовские походы (1695-1696). Первый неудачный из-за отсутствия флота. На реке Воронеж сооружён первый российский флот. (2 корабля, 23 галеры и тысячи мелких судов). Второй штурм турецкой крепости Азов удался, здесь построена другая крепость – Таганрог. Другое важное мероприятие – Великое посольство.1697 250чел. – урядник Пётр Михайлов. Путь лежал через Ригу, немецкие княжества в Голландию и Англию. Кроме переговоров Пётр І много времени посвящал изучению кораблей, военному делу, знакомству с военной техникой, но так же посещал мануфактуры и школы, крепости и театры, парламент и обсерваторию и сам работал на верфях. Много усилий потрачено на завоевание выхода в Балтийское море – это Северная война со Швецией. 1700 – 1721, колоссальные затраты. Ништадский договор закреплял за Россией часть Балтийского побережья, но Россия выплачивала 1,5млн.руб.

Специального плана реформ у Петра І не было, они возникали и осуществлялись по мере необходимости. Наибольшие сдвиги произошли в промышленности. До Петра І было 30 мануфактур, а в годы его правления стало около 200. В первую очередь создавались металлургические, большая часть на Урале, текстильные, особенно парусно-полотняные и суконные. В основном эти предприятия работали, конечно, на армию. Более быстрому развитию промышленности, конечно же, мешало крепостничество. Для поддержки русской промышленности и торговли Пётр І проводил политику протекционизма. В социальной сфере: он уравнял права дворян и бояр, происходит слияние этих сословий в единый класс – дворяне. Издаётся табель о рангах. Кроме дворянства и духовенства все платили подушной налог приблизительно 15млн. Происходит полная реформа органов власти: создан Сенат, главный законодательный и судебный орган. Вместо приказов, их было 50, учреждено 10 коллегий с чёткими границами их деятельности, например коллегия иностранных дел, военная и т.д. Для управления церковью – Синод, еще один шаг подчинения церкви государству. С целью укрепления власти на местах страну разделили на 8 губерний, их на провинции, т.е. на уезды. При Петре І армия и флот – сильные в Европе, введена рекрутская система. Он инициатор введения европейских традиций в жизнь российского общества.


Сословная политика и сословная структура
государства при Екатерине II

дворянству и городам. Подготовлен был проект Жалованной грамоты крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

Жалованная грамота дворянству 1785год.

- подтверждала сословные права и привилегии дворянства.

- создание дворянских учреждений в губерниях и съездах.

Дворянство освобождалось от обязательной службы, не платили налогов, не подвергались телесным наказаниям, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне создавали корпорации и выбирали своих предводителей.

Жалованная грамота городам 1785.

- подтверждала права и привилегии купечества.

- разделяло городское население на 6 разрядов.

- вводила систему городского самоуправления.

Презентация на тему: " В начале 18 века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться, благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни." — Транскрипт:

2 В начале 18 века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться, благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. В это время укрепилась независимость России, возросла её военная мощь,произошло культурное сближение державы со странами Европы. Исключительное внимание уделялось литературе.

3 X- XVII – Древнерусская литература XVIII- Русская литература XIX – Русская классическая литература (золотой век русской литературы) Литература XX века

4 Русская литература XVIII века восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.

5 Лат. Classicus- образцовый, художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала века, одной из черт которого стало обращение к античному искусству и литературе как эстетическому эталону.

7 Обращение к формам и образцам античного искусства как к классическим и идеальным образцам; Культ разума; Принцип рационализма и подражания природе; Логичность построения и изложения материала; Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; Активное обращение к общественной гражданственной проблематике; Соответствие формы содержанию.

8 Господство разума над чувством

10 идеальная героиня герой- любовник любовник- неудачник Резонёр (высказывает авторскую оценку происходящего) Субретка ( горничная)

11 Единство времени(действие развивается не более суток) Единство места(действие происходит в одном и том же месте) Единство действия(одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено)

12 Трагедия, эпопея, ода: Тема: общественная жизнь, история; мифологические и библейские сюжеты; Герои: полководцы, монархи, герои; Идея служения государству, гражданского долга. Комедия, сатира, басня: Тема: повседневная жизнь обычных людей; Возможен разговорный стиль, бытовые детали. Высокие жанры Низкие жанры

13 Общенациональная гражданская направленность; Патриотизм; Гуманизм; Появление черт реализма; Отсутствие односложности более сложная характеристика персонажей; Усложнение изображаемого мира, отход от схематизма.

XVIII век ‒ время необычайного рассвета русской культуры, науки и литературы. Эпоха просвещения, реформы Петра I, взаимодействие с наукой и культурой зарубежных стран выдвинули русскую культуру на новый уровень. Начинает свое развитиерусская национальная литература и русский литературный язык.

В начале 18 века русская литература переживала кардинальные изменения. Засилье церковной литературы постепенно и намеренно сменялось литературой светской. В этот период писатели, стихотворцы стали обращаться к теме личности, ее важности.

Огромную роль в это время сыграло творчество Феофана Прокоповича. Его трактаты и стихи были направлены на привлечение внимания к науке, искусствам. По его мнению, литература должна носить воспитательный характер для всех людей.

В 18 веке в русской литературе формируется первое самостоятельное направление ‒ классицизм.

Для классицизма характерно строгое соблюдение канонов и правил во всем ‒ в жанрах, сюжетах, образах, речи.

Герой произведений классицистов ставит прежде всего долг, а чувства ему приходится подавлять и разрушать в себе ‒ долг важнее чувства. Герой не развивается, он статичен, отсюда строгое деление героев на положительных и отрицательных.

Кроме того, классицисты пропагандировали идеи патриотизма, просвещения, гражданского долга.

Огромная роль в развитии русского стихосложения и русского классицизма принадлежат В. К. Тредиаковскому, М. В. Ломоносову, Г. Р. Державину, А. П. Сумарокову и А. Кантемиру.

К концу 18 века оформляется другое литературное направление ‒ сентиментализм. Для него характерно углубление во внутренний мир героя, главное ‒ его эмоции и чувства, психология.


Литература XVIII века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, её патриотическая направленность).

Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы - всё это нашло отражение в литературе того времени.

Стиль и направление в искусстве XVII- начала XIX в.в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец.

Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов.

Ода, трагедия, высокая сатира, басня.

 В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твёрдых и справедливых законов, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех сословий.

В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как:

С 60-х гг.XVIII века крестьянская тема станет ведущей в русской литературе. Писатели- классицисты сочувственно относились к судьбам крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению с крестьянами.

Особенности русского классицизма : Сильная связь с современной действительностью. Образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью. Конфликт(например, долга и страсти) разрешим и может закончиться счастливо для героев. На первое место выходит лирический жанр.

Особенности русского классицизма :

  • Сильная связь с современной действительностью.
  • Образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью.
  • Конфликт(например, долга и страсти) разрешим и может закончиться счастливо для героев.
  • На первое место выходит лирический жанр.

Русские писатели - классицисты

И. А. Крылов Г.Р. Державин

Сентиментализм

Основоположник русского сентиментализма Н.М.Карамзин

Основоположник русского сентиментализма

 Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести

Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств.

Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений.

Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести "Бедная Лиза" Карамзин впервые открыл мир чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе.

Фольклор

 Особый пласт русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.

Особый пласт русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.

 Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии.

 НАРОДНЫЕ ПЕСНИ по своему составу очень разнообразны. Помимо песен, входящих в состав календарного, свадебного и похоронного обрядов, это хороводные . игровые и плясовые песни. Большая группа песен – лирические необрядовые песни (любовные, семейные, казачьи, солдатские, ямщицкие, разбойничьи и другие).

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ по своему составу очень разнообразны. Помимо песен, входящих в состав календарного, свадебного и похоронного обрядов, это хороводные . игровые и плясовые песни. Большая группа песен – лирические необрядовые песни (любовные, семейные, казачьи, солдатские, ямщицкие, разбойничьи и другие).

 Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь, изменялись.

Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь, изменялись.

Особый жанр песенного творчества – исторические песни. В таких песнях рассказывается об известных событиях русской истории. Герои исторических песен – реальные личности.

 Часто изображают не только события , но и отражают чувства, проживания героев так, как это понимает народ. Герои песен: Цари - Иван Грозный, Петр Первый Герои-воины – Суворов, Кутузов Народные вожди – Ермак, Разин, Пугачев

Часто изображают не только события , но и отражают чувства, проживания героев так, как это понимает народ.

Древнейшие лирические песни изначально были связаны с обрядом. Они были на любовные и свадебные темы. Позже они стали самостоятельным жанром. Эти песни были особенно любимы русским народом.

Исполнялись песни в одиночку и хором.

 Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

 Хороводные песни, как и обрядовые, имели магическое значение. В хороводных и игровых песнях изображались сцены из свадебного обряда и семейной жизни.

Хороводные песни, как и обрядовые, имели магическое значение. В хороводных и игровых песнях изображались сцены из свадебного обряда и семейной жизни.

В начале 18 века, в Москве, на Красной площади впервые открылся публичный театр. В театре играла иностранная труппа актеров. Актеры ставили пьесы француза Мольера, первые русские драматические произведения и трагедии античной жизни. В 40-ых годах 18 века, в Ярославле появилась первая труппа русских актеров, которую возглавлял Федор Волков. В 1752 году, труппу пригласили играть в Петербург, а через четыре года труппа стала авангардом русского театра 18 века. Русский театр в Петербурге располагался на Васильевском острове, в доме Головина. Директором театра был Сумароков. На сцене Петербургского тетра впервые были поставлены пьесы Фонвизина. В 70-ых года 18 века, в русском театре появляется новое явление. Актер – любитель, слушатель Московского университета, создает театр комической оперы Локателли. Театр просуществовал недолго.

В начале 18 века, в Москве, на Красной площади впервые открылся публичный театр. В театре играла иностранная труппа актеров. Актеры ставили пьесы француза Мольера, первые русские драматические произведения и трагедии античной жизни.

В 40-ых годах 18 века, в Ярославле появилась первая труппа русских актеров, которую возглавлял Федор Волков. В 1752 году, труппу пригласили играть в Петербург, а через четыре года труппа стала авангардом русского театра 18 века. Русский театр в Петербурге располагался на Васильевском острове, в доме Головина. Директором театра был Сумароков. На сцене Петербургского тетра впервые были поставлены пьесы Фонвизина.

В 70-ых года 18 века, в русском театре появляется новое явление. Актер – любитель, слушатель Московского университета, создает театр комической оперы Локателли. Театр просуществовал недолго.

ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ (1729- 1763) положил начало формированию важнейших традиций русского национального театра.

В 1754-56 учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе. В 1740-х гг. организовал в Ярославле домашний, а с 1750 постоянный публичный театр, часть труппы которого, вызванная в 1752 указом империатрицы Елизаветы Петровны в СПб., составила основу первого русского профессионального публичного театра (Русский для представления трагедий и комедий театр). В СПб. выступал преим. в пьесах А. П. Сумарокова, занимая положение первого трагика. Мастерски выступал и в комедии. В его игре современники отмечали "бешеный" темперамент, вдохновенную распевную манеру произнесения стихов. Природное дарование сочеталось с элементами эстетики классицизма. С 1761, после отставки Сумарокова, руководил рус. придворной труппой. Писал стихи, занимался живописью и скульптурой, играл на множестве музыкальных инструментах, знал иностранные языки. Участвовал в свержении Петра III, за что в 1762 возведен в дворянское достоинство. В связи с коронацией Екатерины II в Москве (1763) подготовил 3-дневный уличный карнавал "Торжествующая Минерва", во время которого простудился и вскоре умер.

ТЕАТР ИМ. Ф . Г . ВОЛКОВА В ЯРОСЛАВЛЕ В 1751 году Ф. Г. Волков на свои средства и деньги, собранные дворянами-меценатами, строит для театра специальное здание на берегу Волги. Театр был доступен народу, он всегда был переполнен. С начала XIX века публичные спектакли становятся регулярными. В 1820 году ярославский архитектор П. Я. Паньков строит деревянное театральное здание (на том же месте, где ныне находится театр имени Ф. Г. Волкова). В 1842 году на месте обветшалого деревянного здания петербургский купец М. Я. Алексеев выстроил новый каменный, двухэтажный театр. В 1911 году на средства города было построено новое театральное здание, существующее и поныне.

ТЕАТР ИМ. Ф . Г . ВОЛКОВА В ЯРОСЛАВЛЕ

В 1751 году Ф. Г. Волков на свои средства и деньги, собранные дворянами-меценатами, строит для театра специальное здание на берегу Волги. Театр был доступен народу, он всегда был переполнен. С начала XIX века публичные спектакли становятся регулярными. В 1820 году ярославский архитектор П. Я. Паньков строит деревянное театральное здание (на том же месте, где ныне находится театр имени Ф. Г. Волкова). В 1842 году на месте обветшалого деревянного здания петербургский купец М. Я. Алексеев выстроил новый каменный, двухэтажный театр. В 1911 году на средства города было построено новое театральное здание, существующее и поныне.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

Читайте также: