В и белов рассказы о всякой живности конспект 2 класс
Обновлено: 06.07.2024
Войти через uID
- кличку, которая не может быть случайной,
- привычки, пристрастия, которые демонстрируются,
- определенную манеру общения как с равными себе, так и с человеком.
Об авторе и его писательском труде
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Отец, Иван Федорович, – потомственный крестьянин, прекрасный мастеровой. Мать, Анфиса Ивановна, подняла в годы войны пятерых детей.
Назовем известные книги В.И. Белова:
Деревенька моя лесная (1961) Сборник стихов
Знойное лето (1963) Сборник рассказов
Речные излуки (1964) Сборник рассказов
Бухтины вологодские. (1969)
Всё впереди. (1986) Роман
Год великого перелома. (1989-91) Роман
Кануны. (1972-87) Роман
Лад. Очерки о народной эстетике. (1982)
Плотницкие рассказы. (1968) Повесть
Привычное дело. (1966) Повесть
Повседневная жизнь русского севера (2000)
Это рассказы для детей, но и взрослые могут найти в них много полезного и интересного для себя.
Действие, описанное в этом произведении, происходит в маленькой деревне. Людей, населяющих деревню мало, но они живут большой дружной семьей, по возможности помогают друг другу. В деревне есть магазин, когда-то была конюшна на 120 лошадей, но теперь половина конюшни развалилась, а во второй живет конь Верный. Ферма и клуб находятся в другой деревне. Цивилизация мало коснулась этой деревни, здесь во многом живут так, как жили несколько поколений крестьян, особенно это касается отношений людей и животных. Машины, велосипеды, тракторы пугают животных, вызывают у них раздражение.
Имена персонажей выбраны не случайно, они очень распространены (Федя, Егоровна, бабушка Марья…)
Самый интересный персонаж в произведении – это конь Верный. Как о нем рассказывает автор?
Верный – конь, о котором речь идет в 3 главках. Обратим внимание на лексический состав текста:
Верный один занимал конюшню – скучно жить одному , особенно зимой, когда такой собачий холод, да еще почти нет еды: что значит 5 кило сена для такого большого коня…
В понедельник у Верного был выходной…Он подошел к окну…пошатывался от голода…шумно вздохнул, поглядел вдоль деревни: весна, снегу как не бывало, но и травы нет…
Тихо заржал…неторопливо, но жадно сжевал кусок, потом съел второй….долго смотрел вслед ребятам. Особенно повезло ему через неделю, когда получили в школе подарки.
Скоро травка пошла. Верный понемногу стал поправляться.
Верный сам знал, когда, к какому дому надо сворачивать. Однажды притопал домой без почтальона. …Он ни разу не ошибся, подходил ко всем домам, где выписывали газеты. Зашел даже к дедку Остахову. Встал у крылечка, постоял столько, сколько обычно, и пошел дальше.
- До чего наука дошла!- удивлялся дед вслед коню.
Федю отправили в кладовщики, на Верном стали возить навоз, но долго еще звали Курьером.
Верный никому не мешал. Малька бросилась на него с лаем. Он вскочил на все 4 копыта, недоуменно замер. Терпел, терпел, да как фыркнет! И бросился за ней…
Не стало житья от Мальки. Раньше ходил пить, как захочет, а теперь…Наверняка, верный ее не боялся, но бежал под горку к воде от греха подальше и без аппетита пил воду…
Когда читаешь текст об этом коне, невольно забываешь, что это конь, потому что глаголы, привлеченные автором для создания образа коня скорее подошли бы для повествования о человеке, причем, незаурядном человеке, понимающем всю степень ответственности за порученное дело, в первую очередь. Такой прием олицетворения позволяет В. Белову показать свое отношение к Верному. Тем более, что рядом ставится и человек – настоящий курьер Федор.
Описание внешности некоторых животных в рассказах приводится довольно подробное. Например, описание Валдая: громадный пес, темно - серый с патлатою сединой на ляжках. Автор представляет читателю кота Рыжко, яркого как огонь, очень рыжего, даже оранжевого, с белым брюшком, и подчеркивает, что он очень красив.
Эмоционально - оценочная лексика в речи автора и персонажей отражает отношение своих хозяев к животным, кота Рыжко Лидия называет и лежебокой, верзилой, увальнем, лентяем, тунеядцем.
У Феди и Елены Егоровны кого только нет! Две кошки, корова Поляна, теленочек, две гусыни и гусь, пять кур и петух, поросенок Кузя, пес Валдай.
Люди и животные помогают друг другу.
Когда конь Верный голодал, сена было недостаточно, Федя выставил раму в конюшне, деревенские ребята скормили коню все свои школьные завтраки, припасенные дома, только один мальчик по имени Ленька, чуть не заплакал, потому что ему было жалко двух конфет, хотя и они потом были съедены конем.
Автор удивляется человеческим пристрастиям живности, разному поведению животных.
Животные в рассказах В.И. Белова умны. Главенствующее место в галерее образов животных занимает собака. В художественной литературе она становится своеобразным символом, фокусирующим в себе многообразие взаимоотношений человека с природой.
4. Заключение
Естественна любовь к животным со стороны сельских жителей, так как они ближе к природе, и в этом их особенное счастье, настолько естественное, что, скорее всего, и не воспринимаемое так самими людьми, но необходимое, подаренное самой природой – утверждает своими рассказами В.А. Белов.
2.Формирование навыков ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения, составлять сравнительные характеристики.
3.Развитие способностей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову.
4.Воспитание доброго и бережного отношения к природе, животному миру.
Словарная работа:
Приручить – приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
Высказывания:
2.Сердце собаки стучит в мою душу.
Ход урока:
I. Материал урока:
Сверим наши высказывания со словарной статьёй в Толковом словаре.
Приручить – приучить к человеку, сделать ручным, послушным.
(Толковый словарь Сер. Ив. Ожегова)
4. Книги каких писателей, повествующих о животных, вам знакомы?
5.Сегодня мы познакомимся с известным русским прозаиком Василием Ивановичем Беловым.
Родился Василий Иванович в 1932 году в небольшой северной деревушке. Став писателем, он поселился в Вологде, но никогда не забывал своей малой родины. В любое время года приезжал в любимые с детства места, где надолго оставался, писал свои замечательные книги о селе, о четвероногих и пернатых обитателях русской деревеньки.
- На уроке мы ограничимся с вами беседой о двух персонажах
Малька
- Внешний вид собаки.
- Взаимоотношения с Лидией.
- Конечно же, говоря о Мальке, невозможно не упомянуть о Верном, рассказать о щенке, коте Рыжко. Что это за истории?
- Сделаем обобщение: Какая она, Малька?
Валдай
- Порода, внешний вид Валдая.
- Как проводит основное время?
- Всегда ли он ленив, безразличен к происходящему?
- Сделаем вывод, подчеркнув самые главные качества собаки.
- Подведем итоги первой части урока, в которой мы анализировали поведение животных и их взаимоотношения с хозяевами на основе литературного произведения.
-Как хорошие люди ведут себя по отношению к животным?
8. Прочтем высказывания великих людей, в которых они выражают свое отношение к волнующей нас проблеме.
8. Итог урока:
- Что открыли для нас рассказы В. Белова?
- Актуальны ли вопросы, касающиеся взаимоотношений между человеком и животными, для нас с вами, общества в целом?
Показ слайдов с изображением бездомных животных
Вглядитесь в фотографии. Животным нужна наша любовь и забота. Не проходите мимо тех, кто нуждается в помощи.
9.Рефлексия.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Мир животных и мир людей в
Введение. Слово о писателе стр.2
2.1. Первый помощник человека- конь. стр.4
2.2. Друзья наши младшие. стр.4
2.3. Жизнь кошек в деревеньке . стр.5
2.5. Пристрастия животных . стр.6
III . Заключение стр.7
IV. Список литературы стр.8
Приложение1 стр.9
I .Введение.
Сегодня перед нами как никогда встаёт вопрос об изменении отношения к природе, родному краю, к миру животных. Взаимодействия человека и природы волнуют не только учёных, но и писателей. А сколько писателей воспевали красоту природы и мир животных! Среди них и мой земляк - Василий Иванович Белов. Посмотрим на карту Вологодской области. Недалеко от Вологды находится город. Это – Сокол. А совсем рядом - городок Харовск. Не далёк город Харовск от Сокола . Час - другой на машине – вот он. Тут особых красот не увидишь. Но какой-то сердечностью полон он. А в Харовском районе есть деревня Тимониха, где родился Василий Иванович Белов, хороший человек и замечательный писатель. Живший последнее время в Вологде, он никогда не забывал своей малой родины. Вырос в разоренной вологодской деревне, с детства работал в колхозе, служил в армии, всю жизнь провел в родном краю. Учился в столичном Литинституте (1959-1964гг).
Может поэтому животные переняли характер своего хозяина? Может, человек подстроился под повадки животного? Много увидим общего, читая рассказы. Но есть и исключения в их общении. В своей работе я попробую найти ответы на вопросы.
Предмет исследования – критические статьи и монографии литературоведов, изучавших и изучающих жизнь и творчество писателя.
Цель исследования - на основе рассказов В.И.Белова понять мир животного и человека и взаимоотношения их, увидеть картину жизни животных рядом с сельскими жителями.
Задачи исследования:
Расширить знания о писателе как жителе Вологодской области.
На основе анализа рассказов проследить за миром домашних животных и человека.
Методы исследования:
Изучение литературоведческих материалов.
Выявление сходства и различия мира животных и человека.
III .Заключение.
На основании данной работы мною были сформулированы следующие выводы: все названия животных создают какой-то уют в деревне, а также показывают отношение хозяев к себе, любовь. уважение, равенство положения людей и животных. Естественна любовь к животным со стороны жителей деревни, так как они ближе к природе, и в этом их особенное счастье. Оно естественно, необходимо, оно подарено самой природой. Это и утверждается рассказами В. И. Белова. А читая рассказы писателя, мы сами влюбляемся в Мальку, Валдая, Верного и других животных. Учимся любить животных и их мир.
IV . Список литературы.
2.Литература: справочные материалы: Кн. для учащихся / С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение,1988. - 335с.
5.Д.Н.Мурин. Человек и природа/Д.Н.Мурин //Литература в школе. -1992.- №3-4-С.72-76.
6.Ю.И.Сохряков. Природа и человек в русской прозе XIX века/И.Ю.Сохряков// Литература в школе - 1992. -№5-6,-С.41-48.
Задачи: воспитать доброе и бережное отношения к природе, животному миру.
вспомнить изученные 3 рассказа -миниатюры ; познакомится с новым рассказом
-развивать умение анализировать характер и поступки героев.
Методы и приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. Момент
Я вас всех очень рада видеть.
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку.
-положительная мотивация к учебной деятельности;
2.Актуализация знаний
Словесн.:ответы на вопросы,Практич: читать слово об авторе
Ребята ,что мы проходили на 2 прошлых уроках?
Да, вы правы, рассказы о всякой живности.
А что вы помните про автора?
Хорошо, тогда сейчас узнаем о нем немного больше.
Читайте также: