В и амиргулова орловские богатыри конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тип занятия : Занятие изучения новых знаний в виде игры – путешествия.

Изучение образов защитников Родины, былинными богатырями;

Развивать интерес к предмету, к народным традициям, декоративно – прикладным промыслам России и промыслам Родного края, коммуникативные навыки, словарный запас, умение оценить свою деятельность, умения решать поставленные задачи, используя смекалку, изобретательность и творческую инициативу, развитие индивидуальности и творческих способностей.

Воспитывать общий уровень культуры, стремление выполнять работу качественно, совершенствовать рефлексивную компетенцию через этику взаимоотношений, любовь и уважение к народным традициям, традициям семьи, чувство гордости за свой народ, пробуждать желание стать в будущем защитником своей страны.

Занятие - путешествие в древнюю Русь.

Тип учебного занятия

Занятие изучения новых знаний.

Цели учебного занятия

Познакомить учащихся с историей возникновения вязания, инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, правилами и видами вязания, основными приемами вязания и их условными обозначениями.

Форма организации познавательно – трудовой деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная,

- словесные (объяснение материала, работа со слайдами презентации);

-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Достижение цели и решение основной дидактической задачи занятия

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Использование знаково-символических средств, схем для решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, учащимися в группе и коллективе.

Развивать познавательный интерес, формировать трудовую активность, аккуратность.

1.Изготовление пластинчатого доспеха.

2. Посадка саженца.

Оценка и контроль образовательных результатов

Методы контроля и самоконтроля знаний: самооценка и взаимооценка практической работы.

I. Вводная часть

- Здравствуйте. Посмотрите на меня, на своего соседа. Улыбнитесь друг другу. Ребята посмотрите-ка, у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей и начнем наше занятие с хорошим настроением.

2. Вступительное слово.

И все вместе совершим путешествие в древнюю Русь.

Наше занятии я хочу начать такими словами:

«Слава русской старине!

Слава русской стороне!

И про эту старину

Я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. (Слайд 1)

В те далекие годы было много войн. Нашим предкам приходилось отстаивать свои земли от врагов. (Слайд 2)

Хазары и монголо-татары часто нападали на них, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. (Слайд 3).

Русь защищалась от врагов.

Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Такими людьми были наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые люди. Они были храбрые воины. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой. Жили среди русичей богатыри-защитники нашей Родины.

Шли годы, века. Но до сих пор мы помним подвиги героев всех времен и народов.

. А откуда мы узнаем об этих людях, их подвигах? Из каких источников?

( Из сказок, историй, м/ф, фильмов, рассказов, песен, сказаний и былин).

3. Беседа о былинах и богатырях.

А что означает слово БЫЛИНА?

Давайте прочитаем определение былины в толковом словаре.

(Работа со словарем). (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях. (русское народное песенное сказание)

Быль - то, что было на самом деле. Поэтому былина говорит о нашей истории, только в приукрашенном виде, да и события в ней могут быть смещены во времени.

Особенно много былин сложили о богатырях.

. Кто такие богатыри?

Давайте прочитаем определение богатырь в толковом словаре.

(Работа со словарем)

(Богатырь – 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.

2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.)

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и вы мне скажите:

О каком богатыре в нем идет речь? (Слайд 4).

. А какова полное название этого мультфильма?

. Какой подвиг совершит Илья Муромец в этом мультфильме?

. Хотите ли вы посмотреть, как Илья Муромец сражался с Соловьем Разбойником? (Слайд 5)

. А каких богатырях вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор-Мегобогатырь, Вольга Святославович-богатырь маг, Дунай Иванович, Михайло Потык, Василий Буслаев, Нника Воин )

Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Женщины профессиональные воины, наравне с мужчинами несли и несут службу, сражались и сражаются с врагами.

На Руси такие девы – воительницы назывались поляницами. (Слайд 6).

Ребята давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего занятия. (Слайд 7)

4. Беседа по картине.

О подвигах богатырей снято много мультипликационных фильмов, художественных фильмов-сказок, написано много литературных произведений, но эта тема нашла свое отражение и в живописи.

. Кто на ней изображен? (на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

. Ребята что вы знаете об Илье Муромце?

Совсем по-другому выглядит Добрыня Никитич.

. А что вы знаете о Добрыне Никитиче?

Он из рода княжеского, происхождения знатного, художник В.М. Васнецов показал его городскую стать (стройность) и изящество воинского снаряжения.

. А что вы знаете об Алеше Поповиче?

А вот Алеша Попович (он сын священника) врага побеждает не силой богатырской, а смекалкой, хитростью да ухваткой.

Вот какие они разные – богатыри русские.


. В каком образе художник изобразил богатырей? (художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).
. Как вы догадались, что это русские богатыри? (по внешнему виду, по снаряжению).


5. Загадки о богатырском снаряжении. (Слайд 8)

Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении (отгадывание загадок с последующей взаимопроверкой).

1.Чтоб грудь защитить от ударов врага,

уж вы это знаете наверняка,

на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

2.Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…(Меч)

3.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
4.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

. Ребята, а кто работал над изготовлением доспехов.

Над изготовлением доспехов трудились и трудятся мастера- кузнецы.

Ой, ребята, что это за звуки? Откуда они доносятся? ( Слайд 9)

Да ребята этот звук доносится из кузницы, слышите, в ней работает мастер-кузнец.

Давайте мы потихонечку откроем скрипучую дверь, заглянем и посмотрим, что за мастер, здесь трудится. Слышите! Он уже начал свою работу. Давайте пойдем и понаблюдаем как обычный металл превращается в необычные доспехи богатырские.

(Заходим и рассматриваем)

Ребята, смотрите какая красота! Ой, а что - то здесь никого нет.

-Здравствуйте кузнец. Мы учащиеся из Ивановской школы очень хотели бы познакомиться с Вами, с особенностью вашей профессии, а особенно хотели бы посмотреть, как вы делаете доспехи богатырские.

7. Слова кузнеца.

9. Практическая работа.

Ребята у Вас на столе лежат заготовки для изготовления пластинчатой кольчуги.

Прежде чем, приступить к ее изготовлению, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами.

Учащиеся надевают доспехи.

Свист соловья. (Слайд 10 )

Ой, что случилось? Что это за свист? Не успели вы облачиться в доспехи богатырские, как приходиться вам выполнить свой долг перед Россиею. Соловей разбойник опять шалит и безобразничает. Придется нам сражаться с ним. Вот вам стрелы и арбалеты. Посмотрим кто из вас самый меткий. Кто победит Соловья Разбойника?

Спасибо ребята – вы настоящие богатыри, настоящие защитники.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы сегодня узнали? А чему вы сегодня научились?

Идут годы, идут века, эпоха богатырей прошла. Но качества которыми обладали богатыри и их заветы передаются людьми из поколения в поколение. И до нас дошли эти заветы:

- Защищать свою Родину, беречь её.

- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

И самые трудные времена для нашего Отечества всегда находились люди – богатыри которые вставали на его защиту.

Много войн пришлось испытать нашему народу, но наверное самой кровопролитной и самой близкой нам по времени была ВОВ.

Ребята, а что вы знаете о ВОВ?

Да вы наверное знаете, что в нашей стране наверное нет ни одной семь, которой не коснулась эта война. И в ваших семьях есть и были родственники участники ВОВ. А может, вы знаете о них что – то?

(Если нет. Вы сегодня придете домой и расспросите о них своих родителей, бабушек и дедушек)

Ребята, а сейчас в мирное время есть богатыри, кто они? Какими качествами они обладают? Людей каких профессий можно к ним отнести?

Каждую минуту, каждую секунду наш покой оберегают мужчины и женщины, которые стоят на страже нашей Родины – это военные, полиция, пожарная охрана и много, много людей различных профессий.

Но это все взрослые люди. Но заветы богатырские должны соблюдать не только взрослые люди, но и вы – дети. Заветы богатырские и вам под силу. Вы можете и должны защищать слабых, стариков, детей, любить свой народ, свою Родину, беречь ее, любить и беречь природу, животных, быть сильными, храбрыми и послушными детьми, не огорчать своих близких. Вы наше будущее. Вам необходимо защищать Родину, сохранять и чтить обычаи и традиции русского народа.

И завершить наше занятие я хочу Словами писателя Алексея Толстого:

«О витязь! Делами твоими

Гордится великий народ.

Твое громоносное имя

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 35 города Орла

Методическая разработка урока истории

(на основе краеведческого материала)

Акишенкова Марина Дмитриевна

Тип урока: интегрированный, дифференцированный; применение и совершенствование знаний

(для обучающихся 9 -11классов классов)

После занятия обучающиеся смогут:

- самостоятельно обобщить, закрепить и применить полученные знания по истории Орловского края;

- разбираться в источниках, причинах, особенностях, ходе и итогах исторических событий; характеризовать их, высказывать свою точку зрения и доказывать ее с помощью определенных фактов;

- анализировать и сопоставлять исторические документы, видео материал, информацию из научных и литературных произведений;

- использовать наработанный материал для создания творческих презентаций;

-составлять план действий для осуществления познавательной деятельности

- обобщить имеющиеся сведения в области краеведения, информатики, истории в интегрированной форме;

- познакомить учащихся с архивными, историческими сведениями города Орла;

- развивать умения и навыки поиска информации (Интернет); информационную культуру;

- развивать творческую активность, умение правильно рационально подбирать и использовать фактический и исторический материал;

- развивать навык грамотной, логически завершенной резюмированной речи;

- развивать навык работы в группах (по определенным правилам)

- способствовать формированию толерантности в общении;

- способствовать формированию навыка нравственного поведения в группе сверстников, в коллективе;

- развивать чувство патриотизма посредством разнообразной творческой учебной деятельности на основе эмпирических примеров по краеведению

Форма проведения : интеллектуальный марафон

Продолжительность мероприятия : 45 минут

Роль учителя и учеников : предварительно учащиеся получают задания по различным вопросам. Создаются группы, которые посещают музеи, библиотеки, встречаются с представителями городской власти и собирают информацию под руководством учителя и обучающихся 11 класса. Обучающиеся на основе заявленных интересов образуют команды для проведения марафона.

Оборудование:

компьютерный класс, компьютеры для каждой команды, видеоматериалы, презентации обучающихся, исторические карты, портреты известных деятелей города Орла, школьный музейный материал по народоведению: костюмы, предметы быта, исследовательский материал;

Обоснование выбора темы

Модернизация российского образования предполагает расширение возможности интеграции школьных предметов и базисное использование на уроках инновационных, компьютерных технологий. Современный подход к объяснению истории человечества и истории родного города невозможно обосновать без прочных, объективных знаний. Поэтому я предлагаю провести инновационный урок с элементами (ФГОС) и использованием авторской методической книги для обучающихся и учителя, проектно-исследовательской работы всех участников урока.

(на основе историко-культурного стандарта,2014г.строится словарная работа, хронология, персоналии, факты, события).

Структура урока выглядит следующим образом:

Вступительная часть .

Ведущий указывает последовательность и форму проведения урока, представляет команды.

2 . Основная часть. Урок-конкурс состоит из нескольких туров. Участники выполняют различные задания. Жюри оценивает правильность и творческих подход в выполнении заданий, начисляя баллы (руководители групп-11класс). В каждом туре идет своя градация по баллам. После последнего тура баллы суммируются.

3. Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд – победительниц.

Карта марафона

Название тура,

времени выполнения задания

Категории оценивания

(30 сек. на один вопрос)

Участники команд поочерёдно отвечают на вопросы ведущего, направленные на выяснение имеющихся знаний об истории города.

2 балла за правильный ответ.

Если команда дает неверный ответ, возможна помощь болельщиков, но тогда за правильный ответ начисляется 1 балл.

Команды получают задания по областям наук. Выбирают старшего

Для выступления перед аудиторией. Используют материал проектов как дополнительную информацию, которую готовили по заданию к уроку.

5баллов за каждый правильный ответ.

Команды должны в течении 1мин.определить ответ. Если ответ одной команды неверный, свой вариант предлагает другая команда. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 балл .

Команды исследуют фрагменты литературных произведений, и сочиняют свои произведения. Им даётся одинаковое задание, победитель выявляется в очном интеллектуальном поединке.

3 балла за каждый правильный ответ. Жюри может снизить оценку за неточности или неправильное изложение фактов.

5. Рефлексия.

Подведение итогов.

Подсчитывается кол-во баллов за все туры. Ранее во всех этапах объявлялись результаты.

Общее количество баллов:

Общая мотивация занятия.

Вступительное слово учителя.

Чтобы удивиться, достаточно одной минуты;

чтобы самому сделать удивительное, нужны многие годы.

(Древний философ)

Слайд№1.Задание. Прослушайте следующие строки. Какое настроение они вызывают? Какой город воспевается в них? Что Вы знаете удивительного о нем, многие об этом услышат впервые?

Обучающиеся выдвигают тему урока, ставят цели урока самостоятельно

(на основе методического пособия).

Класс разделен на группы на основе цветовых карточек. Цвет определяет область науки в которой работает группа, род профессии:

исследователи, эксперты, краеведы, инженеры-связисты.

Вопросы 1 тура.

1. Кто явился инициатором создания войсковых партизанских отрядов в Отечественной войне 1812 года?

Ответ: Д.В. Давыдов.

2. Деятель православной церкви, затворник Вышенской Успенской пустыни (с 1866 – 1894), окончил Духовную семинарию города Орла, принял монашество. Погребен в Казанском соборе пустыни. В 1988 г. причислен к Лику Святых. Кавалер ордена Святой Анны I степени.

Ответ: Св. Феофан Затворник (1815 – 1884).

3. В наших водоемах насчитывается более (?…) видов пресноводных моллюсков: беззубка, прудовик, катушка, шаровка.

4. Среди редких видов степных растений, а их на нашей территории до 180 видов можно встретить:

Сейчас их площади произрастания резко сокращаются, им грозит полное исчезновение.

Ответ: овсец, гвоздика, василек.

Ответ: журавль – красавка, дрофа, стрепет.

6. В лесных просторах встречается краснокнижное насекомое.

Ответ: жук – олень, бабочка Аполлон.

7. Первый крепостной театр известного графа, с которого ведет свое основание Орловский Государственный театр им. И.С. Тургенева.

Ответ: граф С.М. Каменский.

8. Библиотека - музей. Ныне Государственный литературный музей имени…

Ответ: И.С. Тургенева.

9. Этот солдат в годы ВОВ стал первым Героем Советского Союза, удостоенный этого звания за подвиг, совершенный на Орловской земле.

Ответ: командир танка 4 –ой танковой бригады, старший сержант И.Т. Любушкин.

11. Воины 3 – й и 63 армии Брянского фронта овладели г. Орлом. В 24 ч. в Москве в честь освобождения Орла и Белгорода был произведен первый в истории ВОВ салют. Когда это было?

Ответ: 5 августа 1943 года.

12. 1 июня 1967 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Орловская область за мужество и стойкость, проявленную орловцами при защите Родины в период ВОВ и за успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства была награждена…

Ответ: орденом Ленина.

Ответ: Анна Керн (1800 – 1879/80).

14. Ученый – астроном, специалист в области гравиметрии. Директор Московской обсерватории (1916 – 1917 г.г.) , родился в Орле. Профессор Московского университета с 1914 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы.

Ответ: Штернберг Павел Карлович (18865 – 1920)

Ответ: И.А. Бунин (1870 – 1953).

Ответ: огороженное, укрепленное место – крепость, которое выполняет роль опорного пункта для разведчиков Русского государства.

Далее ведущий объявляет правильные ответы и комментирует их. Жюри подводит итоги 1 тура.

Обучающиеся выполняют задания№1-2(Рабочий лист).

Составьте и запишите вопросы со слов: что, когда, почему.

Для проведения этого этапа интеллектуальной игры используется сеть Интернет, (вопросы выводятся на мультимедийную доску и озвучиваются ведущими, а ответы участники самостоятельно находят в сети Интернет). Каждая команда работает с отдельным компьютером. Используются проектные работы, подготовленные творческими исследовательскими группами. В каждой группе распределены роли: этнограф, ученый историк, исследователь-географ, деятель искусства

Капитаны выбирают карточки четырех цветов по числу дисциплин:

красный – культура, синий – история, зеленый – география, желтый – этнография. Каждая карточка данного цвета фиксируется номером и соответствующей степенью оценки правильного ответа. Например: синий цвет – карточка №1 – 5 баллов, синий цвет – карточка № 2 - 10 баллов, синий цвет – карточка №3- 15баллов. Вопросы для исследования выбираются командами в следующей последовательности: этнография, литература, география и история. В равенстве очков ведущий имеет право задавать дополнительные вопросы до выявления лидера. Время на поиск ответа ограничено (5 мин.)

Эту удивительную вышивку, родившуюся на Орловской земле два столетия назад называют полотняной загадкой (15 б.)

Наиболее древний вид передника туникообразного кроя. На перегибе – вырез для продевания головы. Украшались вышивкой, яркими полосками из позумента (10 б.)

Если бы мы жили в Орле лет триста пятьдесят назад, то увидели бы совсем другую картину нравов и обычаев, чем сейчас. Представьте себе, например, боярскую свадьбу. Как это происходило? (5 баллов).

Прежде всего, не жених выбирал себе невесту и тем более не невеста жениха, а отец назначал ее для своего сына. Свадьбе предшествовало сватовство. Если родители и родственники невесты были не против выдать ее замуж за жениха, составлялась роспись приданого. Им считались деньги, серебряная посуда, платье, вотчины и дворовые люди. Невесте о предстоящем замужестве ничего не говорили вплоть до свадьбы.

Если жениху нравилось приданое, он просил дозволения видеть невесту. Однако показывали девушку не жениху, а его матери или сестре. Если невеста приходилась по вкусу, ее родители приглашали жениха к себе, чтобы договориться о дне свадьбы. Но жених до самого венчания не видел лица невесты.

При выходе новобрачных из церкви их осыпали конопляным семенем, желали им здоровой и долгой жизни.

Пойдем в мой край,

В поля, в луга Орловщины,

Края не встречал.

С любым ручьем и рощею,

Начало всех начал.

Кто является автором поэтических строк об Орле. В каком произведении они помещены? (5 баллов). Дополнительный бонусный балл начисляется за еще одно продекламированное стихотворение Д. Блынского.

Отрывок о матери И.С. Тургенева – Варваре Петровне. Среди орловских женщин 19 века самодурство и характерность отличали ее.

Однажды Варвара Петровна лишила народ своей деревни колокольного звона в честь Святой недели. Как – то раз летом, желая избавиться от …, она приказала устроить …

Ответ: Варвара Петровна Тургенева приказала устроить носилки со стеклянным колпаком. На носилках, подобно китайскому мандарину, она была носима по полям крепостными. Один, из крестьян, увидев такую процессию, принял Варвару Петровну за святую, по традиции, став на колени, перекрестился и положил копеечку. После этого случая барыня приказала выбросить носилки и стеклянный колпак. Вот такая матушка была у И.С. Тургенева.

Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазам видеть невозможно, а угрызения её между кожей и телом.

Осмотрели керамиды и всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:

… Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

- Извольте пальчик послюнить, её на ладошку взять.(Видео см .Приложение).

Ответ: Владимир Александрович Русанов (18875 – 1913г.г.).

Вашему вниманию предлагается список памятников и музеев современного г.Орла, укажите их месторасположение на карте города (улица, шоссе, площадь):

Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, Т.Н. Грановского, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина;

А.А. Фету, памятник 400 - летию города Орла, Н.С. Лескову, Л.Н. Гуртьеву, Н.Н. Поликарпову;

Иконы Ахтырской Божьей Матери, Иконы Иверской Божьей Матери, Богоявления

Перевес в численности городского населения над сельским впервые был зафиксирован в 1976 году. Ежегодный рост доли городского населения составил примерно 1%. В 1999 году численность населения по Орловской области составляла 569,6 тысяч человек, городского населения составляла 346,5 тысяч человек. Определите, каков показатель прироста городского населения по состоянию на 2009 год. (15 баллов)

Из речи протоиерея Остромысленского на похоронах … в Орле 18 апреля 1861 .

О каком полководце, человеке, герое Отечественной войны 1812 г. говорит священнослужитель? (15 баллов)

Полностью Орловская область была освобождена 28 сентября 1943 г. В боях на Орловско -Курской дуге раскрылся полковнический талант военных Г.К. Жукова, А.В. Горбатова, И.Х. Баграмяна. Прах воинов – освободителей, представителей 40 национальностей СССР, покоится в 587 братских могилах. Какие воинские части освобождали Орел? Когда и как был освобожден город от оккупантов? (5 баллов)

Орел был освобожден. В этот день в Москве по приказу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. Сталина был произведен первый в истории ВОВ салют 12 артиллерийскими залпами из 12 орудий. Дивизии 5 – ая, 129 – ая, 380 – ая стрелковые получили почетные звания Орловские.

Информационный блок. Видео материалы об освобождении города Орла. Приложение№3а- б.

Деятельность обучающихся. Рабочий лист. Задание№3-6.

1. Как называлась монета, которой пользовались вятичи в 10 в. н.э., платили дань, производили ими расчет.

Ответ: шляг – иноземная, арабская монета, образовавшаяся на Руси; до 10 в. дань платили хазарам (по белке и горностаю от каждого дома).

2. Почему Орел назван Орлом?

4. Как называется картина В. Неделина?

Ответ: Орел. Ворота старого города.

6. В начале 19 века в Орле он был один единственный. Тех, кто его посещали, осуждали, мужчина даже мог остаться неженатым. Но вскоре их в Орловской губернии будет 644. Там наивных селян и горожан поджидали записные пьяницы. Орловская губерния считалась самой пьющей в России. Это … Ответ: трактир.

7. В 18 веке на этом месте рос довольно густой дубовый лес. Там стоял одинокий дом, куда в течение зимы приводили убогих, утопленников и оставляли без погребения до Пасхи. А весной, после Пасхи, сюда приходил народ со всего города, священнослужители. Всех умерших отпивали и хоронили в общей могиле. В этот же день здесь устраивали большую ярмарку. Это место нынешних … улиц? Ответ: Курских улиц.

а) герб Орловской губернии (описание)

11. В 1835 г. государственная казна купит двухэтажный, деревянный дворец графа С.Н. Каменского. На его устройство этот полковник пожертвует 1,5 млн. рублей и 2700 душ крестьян. За такое пожертвование император Николай I дал этому человеку чин генерала и исполнил его просьбу. Назовите этого полковника. О какой просьбе идет речь?

12. Мысль об учреждении этого института принадлежит орловскому дворянству. Дворяне набрали 220 тыс. руб. на его открытие, необычным путем: собрав по 5 копеек с души. Николай I разрешил на его строительство использовать доходы с имений покойной графини Анны Орловой – Чесменской. Знаешь ли ты, для кого было предназначено это учебное учреждение? Ответ: институт благородных девиц – Орловский Александрийский. Дочери бедных дворян обучались за казенный счет, а остальные – на свои средства. Дети должны были уметь читать, писать, знать один иностранный язык при поступлении.

Задание: участникам предлагается установить соответствие между изображением старинных и современных улиц города Орла. Команды получают по 3 балла за правильно установленное соответствие.

1 этап. Из предложенных поэтических строк составьте Гимн своему городу (создание нового продукта). Подбор музыкального сопровождения.

лучший вариант полученного произведения предлагаем послать в Департамент отдела образования, науки, культуры и спорта города Орла для подготовки мероприятий, посвященных 450 – лет города Орла.

Варианты нового продукта:

В лесах Берендея

Расплескалась могуча земля

А в бескрайней степи,

Топчет матушку – Русь хан Гирей,

Но в разлапистых ветвях могучих деревьев

Затаилась царь – птица

Время текло как реки Ока и Орлея.

И однажды над миром грянул выстрел в ночи,

Жизнь померкла: все во власти железа и крови.

Но бойца не сломить, не заставить упасть на колени,

И звучит как набат

«Вставай страна огромная,

Вот застыли в отваге и бронзе

Генералы Гуртьев, Горбатов,

Русский солдат Санько, Образцов…

Вот взметнулся до неба Победный салют 43

И встречал мой Орел героев своих.

Кто – то в камне лежал и в граните,

Кто – то плакал у неизвестных могил.

Мой Тургенев, Лесков и Андреев

Воспевали твою красоту.

Мой Грановский, Русанов, Ермолов,

Человеческим гением поднимали величье твое.

Вьюга белые дюны наносит,

Странную тайну харизмы сокрыв,

А в разлапистых ветвях Орел белохвостый,

Крепко держит счастья ключи.

Чудотворец небесный, святой Серафим, сохрани и укрой

Твой наследник – малыш,

Твой хранитель наземный,

Лишь умножит бессмертье твое.

Подведение итогов. Рефлексия.

Что поразило в истории города? Считаете ли вы историю края частью истории России? Почему? Ответ обоснуйте. Над какими вопросами стоит задуматься нам?

за 1 место – экскурсия по городу Орлу включая новые исторические памятники к 450 лет городу Орлу),

За активное интеллектуальное участие призы получают болельщики и умники по вопросам о Курской дуге*( памятные значки и магниты с символикой города всем участникам).

Весь собранный материал передается в фонд Дома Творчества№2 города Орла, музеев и библиотек. Интегрированный урок проведен на базе Дома Творчества№2 между школами района.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.

Из древнерусской литературы

Из русской литературы XIX века

Продолжаем знакомиться с русской литературной сказкой

Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.

Из литературы XX века

Произведение, созданное писателем. Эпическое произведение.

Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.

Писатели о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

восприятие русского языка как явление национальной культуры;

осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

осознание языка как основного средства человеческого общения;

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

овладение словами речевого этикета;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные УУД:

уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

Познавательные УУД:

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;

уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Обучающийся научится:

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;

приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;

оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта

Обучающийся научится:

овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Обучающийся получит возможность научиться:

обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,

умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.Содержание учебного предмета

УНТ Русские народные сказки

Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.

Из древнерусской литературы

Из русской литературы XIX века

Продолжаем знакомиться с русской литературной сказкой

Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.

Из литературы XX века

Произведение, созданное писателем. Эпическое произведение.

Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.

Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется – Россия.



Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?



Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?



Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.



Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Выходит девочка в русском национальном костюме.


Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!
Дети здороваются.
Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…
Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)
Воспитатель: Ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:
Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)







Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?
Дети:
- А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?





В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
Спасибо за внимание.
Вторым занятием проводится:
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, все умеете. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.
Продуктивная деятельность "Богатырский щит":
материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка.
Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.
Дети встают полукругом со своими поделками.

Читайте также: