Урок рефлексии по русскому языку конспект урока 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть, надеюсь, что вы меня тоже, присаживайтесь.

Дети, я проверила ваши словарные диктанты, в конце урока сможете подойти их забрать. Критерии оценивания были следующие: 0 ошибок-5, 1-2 ошибки-4, 3-4 ошибки-3, а более 4 ошибок уже 2.

Справа на доске написан план урока, пункты которого мы сегодня выполняем как всегда (орг момент, проверка дз, подготовка к ВПР, повторение предыдущих тем, новый материал, закрепление)

Проверка домашнего задания.

Итак, кто мне напомнит, что вам было задано на прошлом уроке? (спрашиваю) Давайте разберём, у всех ли всё получилось? (проверяем упражнение в учебнике и карточки).

Подготовка к ВПР.

А сейчас запишите число, классная работа, сегодня 14 февраля. А кто знает, что сегодня за праздник?

Итак, займёмся подготовкой к ВПР. На доске задание №3 из демоверсии. Ваша задача: в предложении найти слово, в котором количество букв и звуков не совпадает и объяснить почему.

А бывает, заспорят о чём-то море с ветром.

Молодцы, ребята, вы справились!

Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами будем изучать не менее важную тему, которая поможет обогатить вашу речь и избежать лексических повторов.

Внимание на доску слева: на ней написаны глаголы (ходить, шагать, шествовать, плестись, бежать, мчаться, семенить) Внимательно посмотрите на них и скажите мне: чем эти глаголы являются? (синонимами) Верно! Запишите тему нашего сегодняшнего урока: глаголы-синонимы.

Изучение нового материала.

В русском языке есть разные глаголы, которые обозначают одно и то же, например, как с глаголом ходить. Посмотрите, как много синонимов можно подобрать к этому действию. Но чем-то эти слова всё же различаются. Кто мне скажет? (стилистической окраской). Например, синонимы бежать-мчаться различаются тем, что второй из них (мчаться) имеет дополнительный оттенок значения: мчаться-значит не просто бежать, а бежать с большой скоростью.

Синонимы- это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Существуют специальные словари синонимов. Синонимы бывают стилистически нейтральными, например, идти и стилистически окрашенными, например, шествовать, тащиться .

Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Они служат также средством связи предложений в тексте.

Ну что, ребята, всё ли вам понятно? Даю вам пару минуток посмотреть на правило и я буду спрашивать. (опрос)

Я называю вам 2 глагола, если они являются синонимами, то вам нужно присесть, если не являются, то поднять руки вверх (идти-тащиться, стоять-сидеть, блистать-сверкать, смеяться-хохотать, улыбаться-грустить, отдать-забрать, сделать-выполнить, рассмешить-подбодрить)

Закрепление полученных знаний.

Давайте займёмся практикой. Внимание на доску: даны слова-синонимы. Ваша задача: найти именно глаголы-синонимы (мчаться, тревожный, бросать, нестись, пища, кидать, еда, огромный, лететь, беспокойный, бежать, швырять, громадный). Кто будет готов-поднимаем руки (прошу одного выйти к доске и записать полученное.

У вас также получилось, ребята? (проверяю+прошу найти стилистически нейтральные глаголы в обоих случаях)

Итак, следующее задание. Откройте учебник на странице 237. Ваша задача: нарисовать 3 колонки у себя в тетради и распределить данные глаголы-синонимы. На работу даю вам 7 минут, выполняйте. +одного вызываю выполнять на оборотной стороне доски на оценку (потом спрашиваю по одному по строчке, кто куда распределил)

Внимание на проектор! Работа в парах. ( если мало времени, то картинку маленькую, если много-большую) Подберите синонимы (максимально, сколько сможете) к данному глаголу и запишите их. У кого будет больше синонимов, тот сегодня получит оценку. (после этого называю, кому поставлю оценки)

Молодцы! А теперь откройте учебник на странице 238, выполняем упражнение 302 устно.

(если успеем, предложить составить мини-текст с данными синонимами: говорить, молвить, излагать, болтать, трепаться, ведать).

Подведение итогов+рефлексия (карточки)

Всё ли вам было понятно? Что же такое синонимы? А чем отличается многозначные глаголы от глаголов синонимов? Молодцы, ребята, очень хорошо!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: русский язык

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: Обобщение и систематизация теоретических знаний об имени прилагательном и видах орфограмм, изученных в этом разделе. Умение применять эти знания на практике, выявление пробелов и пути их устранения.

Пожелание удачной работы на уроке.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой части речи.

Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?

Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

В тетрадях запишите тему урока.

Что мы должны знать и уметь по данной теме? (на доске)

определение имени прилагательного;

определять разряды прилагательных;

правильно употреблять прилагательные в речи;

указывать морфологические признаки прилагательных;

правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.

Сегодня на уроке мы постараемся обобщить свои знания!

отвечают на вопросы

определяют тему и цель урока

определяют круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке

получают карточку для самооценивания.

Обобщение и систематизация знаний

В начале урока все учащиеся выполняют задание №1. Проверяют его по эталону.

Если учащийся, выполнив задание №1 без ошибок переходит к заданию №2. Также если учащийся правильное выполнил задание 1а, то он имеет право перейти к карточке №2.

Карточка №2 обычно работа с текстом.

Ученики работают по схеме

Каждое задание оценивается учеником в карточке по бинарной схеме

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- как вы работали на уроке – выберите фразеологизм (записан на доске)

через пень колоду

-Готовы ли вы к контрольной работе / с чем уйдете с урока?

- Как вы ощущали себя на уроке

как рыба в воде

ни рыба ни мясо

ни в своей тарелке

с легким средцем

Итог. Самооценка.

- В течение урока вы сами сегодня оценивали себя, поставьте себе оценку!

на каком уровне вы остановились

Домашнее задание.

повторите правила, в которых вы допустили ошибку

выполните тест стр.32-33№1-2

оценивают себе через проговаривание.

ставят себе отметку за урок

записывают домашнее задание.

Твоя задача : выполните тест. Учтите, ответ только ОДИН. Будьте внимательны.

Среди имен прилагательных найди качественное

1)диванная подушка 3)грустный клоун

2)птичий гомон 4)школьная форма

2. Среди имен прилагательных найдите относительное

1)волчий хвост 3)сладкий чай

2)холодная вода 4)компьютерные курсы

3. Среди имен прилагательных найди притяжательное

1)тусклый свет 3)мамина сумка

2)горный хребет 4)стеклянная тарелка

4. От какого прилагательного нельзя образовать краткую форму?

5. В каком варианте верно указаны морфологические признаки имени прилагательного?

Ветер, ветер, ты могуч…

1)качественное, краткая форма,ед.ч.,ж.р.;

2)качественное, полная форма, ед.ч., м.р.;

3)относительное, краткая форма, ед.ч., м.р.;

4)качественное, краткая форма, И.п., ед.ч.,м.р.

6. в каком случае неверно указан способ образования имени прилагательного?

2) дачный - суффиксальный

4) премудрый - приставочный

7. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква О ?

2) изразц..вая, морж…вый

3) холщ…вый, старш…му

8.Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется НН ?

1) лу…ый, маши…ый, ржа…ой;

2)огне…ый, стекля…ый, ледя…ой;

3)соломе…ый, исти…ый, безветре…ый;

4)оловя…ый, клюкве…ый, льня…ой.

9. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется суффикс – СК -?

1) сибир…ий, кавказ…ий, скольз…ий;

2)город…ой, деревен…ий, низ…ий;

3)январ..ий, американ…ий, ярослав…ий;

4)ткац…ий, любитель…ий, сосед…ий

10. Какое прилагательное пишется через дефис?

Твоя задача : Выполни задание. Ответ только один.

Укажите в каком предложении выделенное слово имя прилагательное

а) Школьная столовая сегодня закрыта.

б) Я не люблю мороженное .

в) Столовая посуда хранится в шкафу.

г) Ленивый никогда не работает.

Выпишите четвертое лишнее

а) спокойный в) невозмутимый

б) безмятежный г) тих

Укажите ряд, в котором во всех словах нужно писать букву о

а) ч..рствый, ж..сткий, отч..тливый, ч..рный.

б) сч..тная, еж..вый, перц..вый, холщ..вый.

в) алыч..вый, парч..вый, перц..вый, реч..нка

г) копч..ный, грош..вый, ш..коладный, бесш..вный

Укажите в каком варианте все прилагательные - качественные

а) письменный, яркий, громкий.

б) звонкий, маленький, птичий

в) светлый, большой, красивый

г) соловьиный, заячьи, глубокий

Укажите пример с ошибкой в написании Н-НН в имени прилагательного

а) ветренный в) стеклянный

б) серебряный г) авиационный

Укажите в каком предложении выделенное слово имя прилагательное

а) Школьная столовая сегодня закрыта.

б) Я не люблю мороженное .

в) Столовая посуда хранится в шкафу.

г) Ленивый никогда не работает.

Выпишите четвертое лишнее

а) спокойный в) невозмутимый

б) безмятежный г) тих

Укажите ряд, в котором во всех словах нужно писать букву о

а) ч..рствый, ж..сткий, отч..тливый, ч..рный.

б) сч..тная, еж..вый, перц..вый, холщ..вый.

в) алыч..вый, парч..вый, перц..вый, реч..нка

г) копч..ный, грош..вый, ш..коладный, бесш..вный

Укажите в каком варианте все прилагательные - качественные

а) письменный, яркий, громкий.

б) звонкий, маленький, птичий

в) светлый, большой, красивый

г) соловьиный, заячьи, глубокий

Укажите пример с ошибкой в написании Н-НН в имени прилагательного

а) ветренный в) стеклянный

б) серебряный г) авиационный

Подчеркните только качественные прилагательные

природный, заячьи (уши), кукольный, отцов, тяжелый, любимый, синий

Вставьте буквы в суффиксах К- СК в имени прилагательного

близ..ий, ткац..ий, кавказ..ий, богатыр…ий, сентябр…ий, гигант…ий

Распределите слова в 2 колонки Н-НН в именах прилагательных

деревя…ый, багря..ый, листве..ый, карти…ый, ветре..ый, лекарстве..ый, иностра..ый, дли..ый.

Образуйте степени сравнения имён прилагательных

тонкий, тяжелый, огромный, умный.

Подчеркните только качественные прилагательные

природный, заячьи (уши), кукольный, отцов, тяжелый, любимый, синий

Вставьте буквы в суффиксах К- СК в имени прилагательного

близ..ий, ткац..ий, кавказ..ий, богатыр…ий, сентябр…ий, гигант…ий

Распределите слова в 2 колонки Н-НН в именах прилагательных

деревя…ый, багря..ый, листве..ый, карти…ый, ветре..ый, лекарстве..ый, иностра..ый, дли..ый.

Образуйте степени сравнения имён прилагательных

тонкий, тяжелый, огромный, умный.

Подчеркните только качественные прилагательные

природный, заячьи (уши), кукольный, отцов, тяжелый, любимый, синий

Вставьте буквы в суффиксах К- СК в имени прилагательного

близ..ий, ткац..ий, кавказ..ий, богатыр…ий, сентябр…ий, гигант…ий

Распределите слова в 2 колонки Н-НН в именах прилагательных

деревя…ый, багря..ый, листве..ый, карти…ый, ветре..ый, лекарстве..ый, иностра..ый, дли..ый.

Образуйте степени сравнения имён прилагательных

тонкий, тяжелый, огромный, умный.

Подчеркните только качественные прилагательные

природный, заячьи (уши), кукольный, отцов, тяжелый, любимый, синий

Вставьте буквы в суффиксах К- СК в имени прилагательного

близ..ий, ткац..ий, кавказ..ий, богатыр…ий, сентябр…ий, гигант…ий

Распределите слова в 2 колонки Н-НН в именах прилагательных

деревя…ый, багря..ый, листве..ый, карти…ый, ветре..ый, лекарстве..ый, иностра..ый, дли..ый.

Образуйте степени сравнения имён прилагательных

тонкий, тяжелый, огромный, умный.

Подчеркните только качественные прилагательные

природный, заячьи (уши), кукольный, отцов, тяжелый, любимый, синий

Вставьте буквы в суффиксах К- СК в имени прилагательного

близ..ий, ткац..ий, кавказ..ий, богатыр…ий, сентябр…ий, гигант…ий

Распределите слова в 2 колонки Н-НН в именах прилагательных

деревя…ый, багря..ый, листве..ый, карти…ый, ветре..ый, лекарстве..ый, иностра..ый, дли..ый.

Образуйте степени сравнения имён прилагательных тонкий, тяжелый, огромный, умный.

Прочитайте текст и выполните задания

В XIX веке обставить стремились прежде всего гостиную. (2) Если стеклянный шкаф выглядел здесь неуместно, то диваны, шезлонги приветствовались даже в самых аристократичных гостиных. (3) Изгонялись из гостиной и царившие в начале - середине XIX века серванты с фарфоровыми безделушками. (4) Фамильные фотографии также считались излишними. (5) Их переносили в кабинет. (6) По необходимости в гостиной мог оставаться письменный стол. (7) На (не) большом столике в стороне располагались несколько альбомов, книг, вазочка для визитных карточек. (8) Могли присутствовать роскошные издания книг в изящных переплетах.

В каком предложении нет прилагательных.

В каком предложении есть качественное прилагательное.

на (не) большом столике 3) для визитных карточек

в изящных переплетах 4) с фарфоровыми безделушками

В каком предложении есть прилагательное правописание суффикса которого не подчиняется общему правилу (является исключением)

Каким членом предложения является прилагательное в предложении 6?

дополнением 3) обстоятельством

определением 4) сказуемым

Прочитай текст и выполни задания .

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения) – выпиши эти прилагательные и исправь форму слова.

Выпиши 1 качественное прилагательное, определи у них род, число.

Прочитай текст и выполни задания .

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения) – выпиши эти прилагательные и исправь форму слова.

Выпиши 1 качественное прилагательное, определи у них род, число.

Прочитай текст и выполни задания .

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

1.Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения) – выпиши эти прилагательные и исправь форму слова.

2. Выпиши 1 качественное прилагательное, определи у них род, число.

самый морознейший – (или) самый морозный, (или) морозный

более лютее – более лютые;

более лучше – лучше

более вкуснейшими – (или) вкуснейшими, (или) более вкусными

свободное- ед.ч, ср.р

морозный- ед.ч., м.р.

вкуснейший – ед.ч., м.р

самый морознейший – (или) самый морозный, (или) морозный

более лютее – более лютые;

более лучше – лучше

более вкуснейшими – (или) вкуснейшими, (или) более вкусными

свободное- ед.ч, ср.р

морозный- ед.ч., м.р.

вкуснейший – ед.ч., м.р

самый морознейший – (или) самый морозный, (или) морозный

более лютее – более лютые;

более лучше – лучше

более вкуснейшими – (или) вкуснейшими, (или) более вкусными

свободное- ед.ч, ср.р

морозный- ед.ч., м.р.

вкуснейший – ед.ч., м.р



Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Как правильно определить цели урока-рефлексии

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

Цели для урока-рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Примерный план проведения урока-рефлексии

Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"!

Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:

    . Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал. . Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.
  • Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.
  • Блиц-опрос. . Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе". На уроках математики: "Ты — уравнение. Расскажи о себе" и т.д.
  • Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают. . Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.

Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.

  • "Лови ошибку". Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок. Подробнее о приеме.
  • "Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару.

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

  • Какое задание я выполнял?
  • Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?
  • Что делал сначала? Потом?
  • Где возникло затруднение?
  • Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

  • Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться различать приставки пре- и при-, научиться решать задачи по данной формуле, запомнить важные даты эпохи Петра I и т.д.
  • Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д.
  • Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание, пересказать текст, выписать ключевые слова и т.д.) Для начала ученику можно предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В дальнейшем учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.

V. Реализация построенного проекта

Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)

Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).

Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, "светофор", рефлексивная мишень, графики и пр.

Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ФГОС. Русский язык. 6 класс. Тема: "Словообразование". Конспект урока полностью соответствует ФГОС.

Тип урока: ОНЗ

Цели:

1. Познакомить учащихся с основными способами образования слов.

2. Закрепить умения определять способы образования слов. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.

3. Воспитывать культуру учебной деятельности.

Тема: Словообразование. (6 класс)

Тип урока: ОНЗ

1. Познакомить учащихся с основными способами образования слов.

2. Закрепить умения определять способы образования слов. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.

3. Воспитывать культуру учебной деятельности.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

-знать что такое словообразование.

- уметь определять способы образования слов.

-уметь делать морфемный разбор.

-уметь делать словообразовательный разбор.

Основные понятия:

Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно- суффиксальный), словообразовательная цепочка, способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.

Межпредметные связи

Проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы.

Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

Интернет-ресурсы

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)

- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

- Вы хотите расширить свои знания о словообразовании? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы быть грамотными, образованными)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.

3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).

4) Организация обобщения актуализированных способов действий.

5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

-Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: прочитать, подснежник, рассвет.

(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).

- Учащиеся первых двух парт первого ряда по цепочке решают лингвистическую задачу.

-Какое слово у вас получилось? (Переводчик).

- Каким способом образовались эти слова?

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все способы словообразования вам знакомы? ( Нет! Мы не знакомы с способами словообразования).

- Попробуйте объяснить как образовалось слово прочитать. ( к корню -чит- добавили приставку про- )

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о способах словообразовании)

2.1. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

1) Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.

2) Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)

3) На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Как можно образовать новое слово? ( При помощи приставки, суффикса и окончания ).

-Какова же проблема? (словообразование).

2.2 Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Уточнение и согласование темы урока.

3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).

4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы словообразования).

- Как сформулируем тему нашего урока? (Словообразование).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить значение или правописание слова? ( мы используем метод наблюдения и анализа).

III. Реализация построения проекта.

1) Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организация фиксации нового способа действия в речи.

3) Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4) Организация фиксации преодоления затруднения.

5) Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Снег – Снежный – Бесснежный

Свет – Светать – Рассветать

Снег падать - снегопад

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? ( При помощи суффиксов, приставок образовались новые слова).

-Еще какие наблюдения вы провели? (При помощи сложения двух основ слов)

- Как мы можем назвать способы образования слов? (Приставочный, суффиксальный, способ сложения)

- А если возьмем например слово рассвет? (бессуффиксный)

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

(Сделаем справочную таблицу).

Основные способы образования слов в русском языке

Приставочный

Читать – прочитать

Суффиксальный

Лес - лесок

Приставочно-суффиксальный

Свеча - подсвечник

Бессуффиксный

Переходить - переход

Лес + степь – лесостепь

Физическая культура – физкультура

Юный корреспондент – юнкор

Высшее учебное заведение – вуз [вус]

Переход слов одной части речи в другую

Столовая комната - столовя

- Теперь мы можем объяснить способы образования слов.

-Как преодолеть затруднение в определении способов словообразовании? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры: расположить, безветренный, росточек, речник, наездник, оживить, вездеход. Что вы сделаете, чтобы определить способы словообразования? (Воспользуемся эталоном).

(В словах расположить, безветренный – использовали приставочный способ; в словах росточек, речник – применили суффиксальный способ; в словах наездник, оживить – приставочно-суффиксальный; слово вездеход – образовалось путем сложения двух основ)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить способы образования слов).

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 77 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. Прибежать (приставочный способ).

2 вариант. Снежный (суффиксальный).

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

V. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1) Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3) Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.

Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой.

Дидактических материалов к учебнику. Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 66). На работу 8 минут.

- 8 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный;

Суффиксальным способом: орешек, вездеходный, переводчик, морковка;

Приставочно-суффиксальным: подоконник, прошляпить, подледный;

Бессуффиксным способом: расход, поиск;

Сложением основ: самолет, Новгород;

Сложением слов: кресло-качалка, генерал-майор;

Переходом од одной части речи в другую: гостиная, кладовая, рядовой.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

1) Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда работаем над следующим заданием: Постройте словообразовательную цепочку (нужно написать недостающие слова)

Греть - - обогревать - - обогревательный

Видеть – видимый – невидимый - невидимка

Греть – обогреть - обогревать – обогреватель - обогревательный

Свет – светать - рассветать

-Проведите самопроверку по эталону.

-Кто ошибся в составление цепочки Вода - - - водить? Можно ли образовать от слова вода слово водить нашим правилом? (Нет, потому что эти слова не однокоренные).

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

1) Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

2) Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.

- Чему был посвящен урок? (Словообразованию).

- Какие способы словообразования существуют? (Приставочный, Суффиксальный, Приставочно-суффиксальный, Бессуффиксный, Сложение основ, Сложением слов, Переход од одной части речи в другую).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем способы образования слов).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 68 из параграфа 31.

4. Задания для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Выполните Лингвистическую задачу:

Читайте также: