Урок путешествие в прошлое 3 класс литературное чтение конспект

Обновлено: 06.07.2024

Аудитория: 3 класс, 9 лет, общеобразовательная школа.

• дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове;

• закрепить знания о рукописных книгах Древней Руси;

• прививать интерес к чтению, истории;

• продолжить формирование навыков связной речи;

• отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

• учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге;

• обобщать полученную информацию по истории создания книги;

Коммуникативные УУД:

• работать в паре, выслушивая мнение друг друга;

Регулятивные УУД:

• ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, вносить корректировки в свои действия.

Структура презентации и способы работы с ней:

Титульный лист презентации.

Постановка цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в далекое путешествие, в прошлое. Туда, где еще не было того, что мы сейчас с вами имеем, - самого великого чуда на свете.

Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как создавались первые книги, об их издателе. Итак, в путь!

Первое путешествие в Древнюю Русь. Беседа о рукописных книгах.

- Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги?

- Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?

(Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)

- Путешествие в XII век начинается. Закройте глаза, сосчитайте от 5 до 1.

(Дети считают: 5,4, 3, 2, 1. пуск!)

Путешествие в XII век.

- Приземлились. Откройте глаза. Что вы видите? Кого видите? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище монаха. Нестор пишет летопись.)

Знакомство с первым русским летописным сводом. Рассказ учителя.

Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и помещенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской.

Ознакомление с отрывком из летописи

Чтение летописи хорошо читающим учеником.

Рассматривание карты расселения славян.

Проверка восприятия.

Чтение и обсуждение отрывка из летописи.

Знакомство с тем, что обозначают названия славянских племён.

Второе путешествие в Древнюю Русь. Первопечатник Иван Федоров.

- Садимся в машину времени и отправляемся туда, где печатались первые книги. В какой век отправляемся? (Печатать книги люди научились только в середине XVвека. Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 году. Отправляемся в XVI век.)

- Итак, откройте глаза. Мы на месте.

Обратите внимание на памятник Ивану Федорову. Он установлен на народные деньги в 1909 г. в Москве недалеко от того места, где раньше находился печатный двор.

- Как выглядит Иван Федоров? (Примерный ответ. Иван Федоров изображен во время работы. Он без шапки, лишь ремешок-наголовник поддерживает густые волосы. В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы будущей книги, другой рукой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. На скамье возле доски - ручной инструмент для пользования типографской краской.)

Рассказ об Иване Федорове.

- Мы с вами дома, в XXI веке. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете?

Работа над пословицами.

- Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните ее смысл.

Повторение правил пользования книгой.

- Ребята, а где хранятся книги? Где мы их можем взять?

- Какие правила пользования книгой вы помните?

Заключительное слово учителя.

Закончить наш урок мне хотелось бы строками стихотворения. Чтение и обсуждение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила бережного обращения с книгой 1. Не бери книгу грязными руками. 2. Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования. 3. Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их. 4. Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых. 5. Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы. 6. Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать. 7. Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье. 9. Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы. 10. Книги нужно оборачивать. Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.

Берегите книгу.

Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали! Вверх на солнце посмотрели, И их лучики погрели. Бабочки летали, Крылышками махали. Дружно хлопнем: р аз, два, три, четыре, пять, Нам пора букет собрать. Раз присели, два присели, В руках ландыши запели.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

Дружно хлопнем: р аз, два, три, четыре, пять,

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.

Есть листок, есть корешок. А не куст и не цветок. Нету лап, нету рук. А приходит в дом как друг. На колени к маме ляжет, Обо всём тебе расскажет. книга

Есть листок, есть корешок. А не куст и не цветок. Нету лап, нету рук. А приходит в дом как друг. На колени к маме ляжет, Обо всём тебе расскажет.

Знаете ли вы, что…

Знаете ли вы, что…

  • Самая большая книга находится в Америке. Её высота составляет три метра, толщина – один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Знаете ли вы, что…

Чем больше человек прочитает

хороших книг, тем разумнее,

грамотнее, образованнее он станет.

Юрий Гагарин

Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. Самуил Маршак

Что бы вы ни делали,

чем бы вы ни

занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.

Самуил Маршак

Без книги в мире – ночь, Без книги – мрак кругом. Виктор Гюго

в мире – ночь,

Без книги – мрак кругом.

Виктор Гюго

Нет такого корабля и нет такого самолёта, которые могли бы унести человека туда, куда его уносит книга.

Интегрируемые предметы: русский язык, литературное чтение, математика.

  1. Общее количество часов: 1
  2. Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата, умение воспроизводить соотношения между старинными единицами длины.
  3. ФОС (краткая характеристика)

Цель интегрированных уроков – показать единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволить учащимся видеть взаимосвязь различных предметов. Данный урок – триада учебных предметов: русский язык, литературное чтение, математика.

ВложениеРазмер
2_urok_integratsiya_3_klass.docx 38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта освоения интегрированного содержания

Тема урока. Путешествие в прошлое.

Интегрируемые предметы: русский язык, литературное чтение, математика.

  1. Общее количество часов: 1
  2. Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата, умение воспроизводить соотношения между старинными единицами длины.
  3. ФОС (краткая характеристика)

Цель интегрированных уроков – показать единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволить учащимся видеть взаимосвязь различных предметов. Данный урок – триада учебных предметов: русский язык, литературное чтение, математика.

Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний

- выставка книг А. П. Чехова;

- карта пригорода Москвы,

- картины из картинной галереи Эрмитажа

фронтальная, групповая, индивидуальная.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. Работа по теме

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

7. Итог (рефлексия учебной деятельности)

Фронтальная, работа в паре, групповая.

Репродуктивный метод (проверка знаний по прошлому материалу);

наглядный метод (слайды, демонстрационный материал);

поисковый метод (при нахождении метафор, эпитетов, устойчивых выражений, повторов);

словесные методы (вопрос-ответ, беседа, элементы дискуссии);

работа с учебником;

индивидуальная работа (ответы детей);

стимулирование активности ученика (по ходу урока);

использование разных источников знаний;

дифференцированный (индивидуальный подход к слабым ученикам).

ФОС (фонд оценочных средств) – оценки в конце урока, самооценивание итогам самостоятельной работы

Этапы организации учебной деятельности

Результаты освоения содержания образования (предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные)

Содержание деятельности учителя

Учебная деятельность ребенка (учебные задачи)

(тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социо-производственные ресурсы)

Перечень приемов (педтехник), позволяющих преодолеть трудности ребенка в учебной деятельности

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала.

Готовность слушать собеседника, вести диалог. Учиться связно, отвечать на вопросы.

- О чем мечтал мальчик?

- Мечта мальчика из стихотворения – это мечте в настоящее время, а когда мечтал Ванька?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

- Сегодня урок будет необычным. На каком учебном предмете мы читали данный рассказ?

- А что Ванька делал? На каком уроке мы пишем?

- Мы сегодня на одном уроке будем читать, анализировать, писать. А вот третий предмет вы назовете в конце урока.

Фронтальная беседа (интервью)

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока.

Участвуют в подводящем к теме диалоге.

технология интегрированного обучения

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания

Находить в тексте описания - портрет героя

Уметь воспроизво-дить соотношения между единицами длины. Сравнивать значение величин, выраженных в одинаковых или разных единицах.

(математика и информатика)

Знать содержание текста, обобщать знания, полученные в процессе изучения.

Уметь безошибочно, точно записывать задание.

(Регулятивные УУД) Изложение своего мнения и аргумен-тация своей точки зрения и оценки событий.

Овладение навыка-ми смыслового чтения текста.

Знать правила офо-рмления почтового адреса. Применять правила оформления конверта, составлять собственный текст.

Умение выразить свои чувства, мысли.

-формулировать собственное высказывание, мнение.

Активно использовать речь для решения учебных задач. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

- Давайте просмотрим небольшой фильм об А. П. Чехове?

- Что вы узнали про жизнь писателя?

- К какому жанру относится произведение, которые мы читали на прошлом уроке? Докажите.

- Посмотрите на карту. Действие происходит в настоящее время?

-Прочитайте по учебнику математика стр 26, что являлось единицей длины в то время.

Работа с заданиями по карточке:

  1. Решение задачи (коллективно)
  2. Сравнение расстояний до деревни (самостоятельно)
  3. Перевод единиц длины

- Посмотрите на портрет. Кто это и что вы узнали про него из рассказа?

- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.

Сколько ему лет?

К кому он был отдан в ученье?

Прочитайте, как жилось ему у сапожника?

- На сколько частей можно разделить рассказ? (2 части: жизнь героя и письмо)

- Кратко расскажите, как Ванька жил в деревне и в городе.

- Ванька писал письмо, а что такое письмо?

- По правилам русского языка как Ванька справился с текстом?

- Прочитайте правило, как правильно оформляется конверт.

Письмо- это текст, и нужно знать его возможные части.

- Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему?

- Вы принесли конверты? Рассмотрите их. Что написано в верхнем левом углу? Что написано в правом нижнем углу? Посмотрите на образец, как подписан конверт в учебнике.

– На что надо обратить внимание? (Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)

Подпишите самостоятельно конверты от имени Ваньки Жукова и кратко напишем дедушке письмо, сохраняя все правила написания письма.

- Почему же Ванька не ложился спать?

– Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество ? ( это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

- Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи .

  • - Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась?

Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми .

— Существовал и ли книги в Др евней Руси ? Какими были п ервые книги ?

(Первые книги существовали в Д ревней Ру си. Но они был и не такие, как

— Ребята, как же нам попасть в Д ревнюю Ру сь, какой вид тра нспорта мы

(Предположен ия детей. Ск орее всего, они вы берут машину времени.)

предполагают . Учитель помогает определить время: начало XII века.)

Для дальнейшей работы перех од по появивш ейся стрелочке с н адписью

— Приземлились. Что вы видите ? Кого видите ? (Видим Пече рский

монастырь, келью , т. е. жилище м онаха. Нестор пишет летопись.)

— А знаете ли вы, п очему летописи получили так ое название ?

Послушайте расс каз, котор ый подготовили для вас о дноклассники.

3. Знакомство с перв ым русским ле тописным свод ом

— Сейчас вы полу чите карточки с небольшим текст ом о перв ом русском

летописном св оде. (Учитель раздает кар точки с текстом.)

— Я вам дам на п одготовку грамот ного выразитель ного чтен ия 5 мину т.

После чего вы должны бу дете прочитать по це почке так, чт обы всем все

Литературное чт ение. 3 класс. Обобщающи й урок по раз делу «Самое

— Итак, слу шаем вас. Стараемся за помнить как можно больше

Текст карточек м ожно взять из м етодического пособия С.В. Кутявиной ст р.23

Сели славяне п о Дунаю, где ныне Угорская земл я и Болгар ская. И от тех

славян разошл ись славяне по земл е и стали наз ываться по м естам, где

селились. Так одни пришли и сели на ре ке по имени Морава, и прозвал ись

моравами, а д ругие чехами назвались. А в от еще те же слав яне: белые

хорваты и сер бы. Когда волох и напали на славя н на ду найских и поселились

среди них и ст али притеснять их, то сла вяне те ушли и п оселились на В исле

и прозвались ляхам и, а от тех л яхов пошли п оляки.

Так же и эти слав яне пришли и сели по Днепру и назвались поля нами, а

другие — древля нами, потому что сели в л есах, а еще дру гие сели между

Припятью и Дв иною и назвались дреговичами, и ные сели по Дви не и

назвались пол очанами, по речке, к оторая впадает в Дви ну и име нуется

Полота. Славя не же, которые сел и около озера Иль меня, прозвались своим

именем словенам и и построили г ород и назвали ег о Новгор одом. А дру гие

сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи и прозвал ись северянам и . И так

разошелся славя нский нар од, а по его и мени и грамота назв алась

— Как называетс я первый дошедш ий до нашего в ремени ру сский

Литературное чт ение. 3 класс. Обобщающи й урок по раз делу «Самое

связывается? (Он а составле на в 1113 году , связывается с им енем монаха

— Какие источник и использовал Н естор при з аписи? (Устн ые предания

среде, догово рные грамоты, княжеск ие завещания, п ереводные с очинения.)

— А сейчас послу шайте отрыв ок из летописи «Сл авяне пришли и сели по

— Как назывались сла вяне, рассел ившиеся ок оло озера Ил ьмень?

3. Город, в кото ром установлен памятник И вану Ф едорову. (Москва.)

Литературное чт ение. 3 класс. Обобщающи й урок по раз делу «Самое

Для дальнейшей работы перех од по появивш ейся стрелочке с н адписью

(Под музыку заранее подготовленные уч еники читают или рассказывают.)

Иван Федоров (ок. 1510— 1583) — основатель книгопечатания в России и на Украине.

Служил дьяконом церкви Николы Гост у нского в Московском Кремле. Вероятно, в 50 - х гг.

XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. Вместе с Петро м

Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной

печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия

Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан

на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и

Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофее ву

пришлось покинуть Русское госу дарство и переехать в Ли тв у . Новая типография была

основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны

Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров перее хал во

Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола с о своим послесловием. В том

же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. Четвертая

типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпус тил

азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно - п редметный указатель « Книжка,

и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отл ивал

Читайте также: