Урок деятельностного типа конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Системно - деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов. Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает вырабатывание умения ставить цели, решать задачи, нести ответственность за результаты .

В наше время школа в рамках ФГОС - не только ключ к информации, но и теперь школа учит учиться; преподаватель - не проводник знаний, а личность, которая обучает умениям творческой деятельности, которая направляет на то, чтобы ученики самостоятельно приобретали и усваивали новые для них знания. Меняется время — меняется и подход к современному уроку. Урок - основная форма организации образовательного процесса. Традиционный подход к образованию ориентирует на объём знаний. Чем больше знаний обучающийся приобрёл, тем выше уровень его образованности, а в современном мире не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. Современный урок должен быть прежде всего, компетентностно - ориентированным. Достижение нового образовательного результата имеет возможность при реализации системно - деятельностного подхода, он положен в основу Стандарта. Цель системно - деятельностного подхода - научить не знаниям, а работе. Правильно гласит китайская народная мудрость: «Скажи мне - я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. Системно - деятельностный подход направляет на развитие личности, на формирование гражданской позиции. Обучение должно быть построено так, чтобы целенаправленно вести развитие за собой.

Чему учить детей на современном уроке?

- Учить детей определять границы своих знаний, видеть проблему и ставить проблемные задачи;

- учить их умению реализовывать контроль и самоконтроль своей работе в соответствии с выбранными задачами;

- организовать учебное сотрудничество детей, развивать умение совместно распределять учебную деятельность при решении задач:

- создать необходимые условия для построения учащимися индивидуальной программы изучения предмета.

Формой организации обучения является урок. Необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию и структуру в рамках системно - деятельностного подхода. Работая в 5-6 классах, использую все этапы урока согласно системно--деятельностного подхода. Рассмотрим урок-рефлексию по ФГОС в 6 б классе МБОУ «СОШ №19г. Тулуна. Урок развития речи.

Тема урока: Описание природы.

Цель деятельности учителя

Совершенствовать речевые умения и навыки для создания письменных работ на основе необходимой информации и личных наблюдений

Предметные : учатся понимать роль языка в развитии творческих способностей; проявляют способность правильно излагать мысли в устной и письменной речи; адекватно выражают своё отношение к информации; умеют соблюдать основные нормы русского языка; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Метапредметные умеют владеть всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; правильно планируют собственную деятельность; осуществляют оценку знаний и результатов; учатся слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Личностные: учатся пониманию русского языка как одного из основных национально-культурных ценностей русского народа. Определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Э моционально-ценностное видение окружающего мира. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира . Осуществляют взаимный контроль и самоконтроль, строят рассуждения.

Методы и формы обучения

Создают проблемные ситуации, ведут наблюдение над языком, применяют ИКТ, используют разные формы работы, индивидуальная, групповая и фронтальная работа на уроке.

Картины природы, экран, проектор, ноутбук.

презентация по теме урока, раздаточный материал

описание природы ; художественные средства выразительности; композиция сочинения-описания


Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

1. Мотивация (самоопределение)

Добрый день! . Сегодня наш кабинет предназначен для исследовательской лаборатории. Я руководитель , а вы мои сотрудник, (теоретики, литературоведы , практики) .

Чем же мы будем заниматься ? Мы будем работать не только со словом, а со всеми единицами языка. Назовите их

Слушают преподавателя , показывают свою готовность к уроку

Вспоминают, называют, обобщают

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

личностные: положительно относятся к учению

регулятивные:---контролируют учебные действия,

высказывают и аргументируют своё собственное мнение

2.Актуализация и пробное учебное действие

Начнём же наш урок . По описанию узнайте наш объект исследования

Быстрая сибирская речка в Тулуне и Тулунском районе Иркутской области, в окрестностях исчезнувшей деревни Пороги.

Объект – река Ия, а теперь забросим в корзину идей ассоциации к нашему слову река. Назвать поочерёдно по 3 существительных, имеющих отношение к реке (блики, течение,берег,вода,прозрачность… )и по 3 прилагательных,имеющих отношение к реке (быстрая, своенравная.,холодная..-А теперь подумайте, зачем нам нужно это.-(описать реку Ия)

2. Посмотрите на великолепные , картины реки Ия которые дарят нам фотографии ( см слайды)

Мы это называем одним словом?Как? (пейзаж)

Что называется пейзажем?

-Какие чувства вызывают эти пейзажи? Зачем нам эта речная галерея? Какую задачу мы должны выполнить на уроке?

Наш конечный результат – создание собственных зарисовок , в которых покажем красоту и величие нашей реки Записываем число.

Поэтому хорошее настроение, внимательность, знание орфограмм, организованность, сообразительность берём с собой!

Тема: Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Данный урок третий в теме Имя прилагательное (19 ч) раздела Части речи (120 ч)

Целеполагание: ознакомление учащихся со словоизменением имен прилагательных по падежам, формирование представлений учащихся о сходстве и различии падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; формирование орфографической зоркости.

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Прозвенел уже звонок

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать, наблюдать,

И друг другу помогать.

II. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности и определить содержательные рамки урока.

Учитель (У.): Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни вкуса!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Дети (Д.): Имя прилагательное.

У.: Я держу в руке известный вам предмет. Опишите его признаки.

Д. Он желтый, кислый.

У. Какие еще признаки лимона вы можете назвать?

(Перечисляются признаки: запах, размер, высота, форма, вес)

У. С какой частью речи будем работать сегодня на уроке?

Д.: С именами прилагательными.

У. Откройте тетради и запишите число.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Используя план , расскажите, что вы знаете об имени прилагательном.

План рассуждения на доске

1. Что обозначает имя прилагательное?

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

3. С какой частью речи связано?

4. Как изменяются прилагательные?

У.: Проведём минутку чистописания.

Спишите словосочетания не нарушая норм каллиграфии, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Зимн__ солнечн__ день. Небо чист__и ясн__. Стоят морозн__ дни.

У.: Какие окончания вы написали в пропущенных местах? (Ответы детей.) Почему? Обоснуйте свой ответ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спроектирован на основе системно-деятельностного подхода с помощью технологий: ИКТ и технологии проблемного обучения. Урок предполагает развитие образовательных компетенций учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цели, составляют алгоритм действий по решению проблемы.

Подготовленная учителем презентация позволяет повысить интерес учеников к предмету, мотивировать учащихся к дальнейшему получению знаний.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: способствовать формированию компетенций по решению буквенных выражений

Образовательная.

1.Научить читать, записывать, решать буквенные выражения.

2. Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая.

Развивать умение выбирать эффективные способы решений математических задач, логическое мышление

Воспитательная.

Содействовать формированию УУД, воспитанию навыков учебного сотрудничества

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах

Оборудование: мультимедиа, рабочая карта ученика(приложение)

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Слайд 1. Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!

-Как понимаете выражение?

Актуализация знаний.

Слайд 2. -Рассмотрите записи. Как они называются? Какое задание следует выполнить?

Вставьте пропущенное число (рабочая карта ученика-приложение). Проверьте, сверьте с образцом.

«-«-много ошибок, материал не понят, нужна помощь.)

-На какие группы можно разбить эти выражения? (по арифметическим знакам, по круглым десяткам)

Постановка учебной задачи.

Работаем группами. Разбейте на группы эти выражения. Слайд 3

-С какой трудностью столкнулись? Слайд 4

- Какие у вас есть предложения? Какие числа можно вставить?

Слайд 5 -Что же делать?

- У всех разные числа.

- Мы точно знаем, какое число следует вставить? Это число нам известно? Может кто-то знает, как в математике обозначается неизвестное число? Какими буквами?

В математике вместо пустого места принято записывать букву латинского алфавита. Давайте познакомимся с ними. Слайд 6 и учебник стр.96. Назовем буквы.

Вставим вместо окошечка латинскую букву Х. Прочитайте полученное выражение.

- Как можно назвать выражение, в котором вместо числа пишем букву? Слайд 7 -Какова же тема урока? Слайд 8

-Какую цель перед собой поставите? Сравните с учебником стр. 76

Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Поучимся читать буквенные выражения. (Стр. 77 ).

Прочитайте с доски буквенное выражение 3-х.

- Что должны сделать, чтобы решить это выражение? ( надо подставить значение)

Запишите (1 уч. у доски) 3-х, если х=3,2,0.

- Какие теперь получились выражения?

Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое.

- Что мы для этого делали? Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений. Слайд 9 ( продублировать на доске)

Физминутка Слайд 10

Первичное закрепление.

А) Пользуясь алгоритмом, выполним №2 на стр. 77 у доски

Б) Работа в парах на карточках. Взаимопроверка с постановкой знаков (!, +, -) Слайд 11

Тест Слайд 12

Самопроверка (!, +, -) Слайд 13 Оцените себя.

Творческая работа

-Где, по-вашему, знание буквенных выражений может пригодиться?

Составьте задачу в группе. Слайд 14

7.Включение новых знаний в систему

8. Итог урока.

-Какие открытия сделали на уроке?

-Какой цели достигли? Назовите алгоритм работы с буквенными выражениями.

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? В рабочих картах обведите нужный знак (!,+,-), покажите его.


Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! А. Нивен

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!

36 - = 16 22 + = 30 15 + = 25 90 - = 85

20 8 10 5

36 - = 16 22 + = 30 15 + = 25 90 - = 85 3 -

3 – 0, 1, 2, 3


Буквенное выражение 3 – Х

Буквенное выражение








Работа в парах

Работа в парах

20 25 1 4 10

20 25

1 4 10


c В) 46 - a Г) b – 2 = 5 2. Если a = 9, то 20 – a равно : А) 29 Б) 12 В) 11 Г) 6 3 . При каком значении x значение выражения 28 – x равно 0? А) 0 Б) 28" width="640"

  • Какая из записей представляет буквенное выражение?

А) 25 + 8

Б) 7 c

В) 46 - a

Г) b – 2 = 5

2. Если a = 9, то 20 – a равно :

3 . При каком значении x значение выражения 28 – x равно 0?


Задачи урока (мероприятия, занятия)

образовательные:

- выработать алгоритм нахождение неизвестных членов пропорции, рассмотреть примеры его применения.

развивающие:

• развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

• развитие познавательного интереса к предмету;

• формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ;

• развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.

воспитательные:

• развитие коммуникативных умений учащихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Применяемая технология:

Технология деятельностного метода обучения

Методы организации работы:

- словесные методы (беседа, чтение),

- наглядные (демонстрация презентации),

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Знания, умения, навыки:

Учащиеся должны знать и уметь находить неизвестные члены пропорции.

Кроме того, учащиеся должны

- ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать информационные источники, включая учебную литературу.

Перечень универсальных учебных действий:

- познавательные (общеучебные и логические),

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, интерактивная доска, ватман, фломастеры.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

- карточки с заданиями,

- карточки оценки работы на уроке,

- карточки с практическими заданиями по новой теме.

Список учебной и дополнительной литературы

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин).

Цели для учителя:

-установление тематических рамок

-включение в учебную деятельность.

2. Актуализация теоретических знаний (4-5 мин).

Цели для учителя:

-актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация;

-актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

-мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

-фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Учитель: Ребята, давайте вспомним какие правила нам известны?

Задания диктанта:

д) к
2. Являются ли равными отношения:
а) 10 : 2 и 15 : 3;

б) 30 : 3 и 45 : 5;

3.Является ли верной пропорцией равенство:

1 вариант 2 вариант

а) 3 : 4 = 9 :12 а) 60 : 3 = 40 : 2;
б) 0,5 : 10 = 1 : 20
б)= в) Х : 4=25 : 5

в) 70 : х=20 : 2

3.Постановка учебной задачи (4-5 мин).

Цели для учителя:

-создание условий для постановки учебной задачи.

-выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Учитель: Какие задания у вас вызвали затруднения? Почему?

Ученики: Последняя пропорция, они отличаются от предыдущих тем, что в них есть неизвестные члены.

Учитель: что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?

Ученики: выработать(сформулировать) правило нахождения неизвестных членов пропорции.

Учитель: какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня?

Ученики: вывести правило нахождения неизвестных членов пропорции.

Цель урока: выработать правила нахождения неизвестных членов пропорции.

Учитель: А теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Ученики: Как найти неизвестные члены пропорции?

Цели для учащихся:

-выбор способа решения учебной задачи;

-выдвижение и обоснование гипотезы.

- фиксирование в речи и знаково нового способа действий.

Учитель: Предлагаю сейчас разбиться на группы. Задание:

Обсудите в группе решение последнего задания диктанта, например, 1 варианта

Выясните какой член неизвестен. Попытайтесь сформулировать правило нахождения неизвестного (среднего) члена пропорции выдвиньте свою гипотезу.

Обоснуйте свою гипотезу (почему можно так делать).

4. Через три минуты представьте свой материал классу (используется ватман, фломастеры).

(идёт работа в группах, далее каждая группа выдвигает свою гипотезу и представляет классу, проходит общее обсуждение и делается вывод)

Учитель обобщает:

Учитель: Предлагаю выполнить ту же работу с последней пропорцией 2 варианта Проверим задание 2-ого варианта

(подробное решение с записью на доске и проговаривание правила вслух у доски.

Попробуем сформулировать правило нахождения неизвестного(крайнего) члена пропорции.

5. Первичное закрепление (4-5 мин).

Цели для учителя:

-создание условий для первичного закрепления.

-усвоение нового способа действий.

Учитель: на парте возьмите карточку. Работаем далее в парах (обязательное условие - при решении проговаривать друг другу правило).

Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, надо перемножить ______члены и произведение разделить на известный ______________ член:

Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, надо перемножить _________ члены и произведение разделить на известный ______________член:

Выполните задание (по образцу на экране), проговаривая друг другу правило ещё раз,

Учитель: выполните самопроверку

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).

Цели для учителя:

-создание условий для

интериоризации(переход извне внутрь) нового способа действий;

-создание ситуации успеха.

-индивидуальная рефлексия достижения цели.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин).

Решите уравнение: а)12:у=4:5


б)

Эталон: 2,4 ׃ 8 = х ׃ 10

проверка: 2,4 ׃ 8 = 3 ׃ 10 (верно)

После самопроверки проводится анализ ошибок, ещё раз проговаривается основное свойство пропорции.

(Учащиеся выполняют проверочную работу, а затем выполняется самопроверка работы по образцу – листу самопроверки)

7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин).

Цели для учителя:

Учитель: Конечно, ребята, недостаточно просто научиться вычислять неизвестные члены пропорции.

Учитель: Подумайте где могут применить эти правила?

А сейчас вам предлагается разобрать задания, где пригодятся полученные сегодня знания. (слайд)

Учитель: оцените свою работу в группе по 5-ой шкале, выставьте оценку в оценочный лист.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин).

Цели для учителя:

-создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке.

-самооценка результатов деятельности;

-осознание метода построения, границ применения нового знания.

Учитель: вернёмся к цели нашего урока

- достигли ли мы своей цели?

- каков результат нашей деятельности на уроке?

- что у нас получилось?

- чему нужно потренироваться?

- какое д.з. вы для себя выберите?

-в оценочном листе заполните анкету по итогам урока. Оценочные листы сдаются.

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Домашнее задание: карточка- тренажер.


-75%

Читайте также: