Уравнения 3 класс петерсон конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

В 3 классе занимаемся математикой по учебнику Петерсона.

Изучаем уравнения простые и составные.

Простые уравнения - это уравнения, в которых неизвестен один компонент. Например, х + 25 = 250

Составные уравнения - это уравнения, в которых неизвестный компонент - выражение. Или, проще говоря, составное уравнение состоит из нескольких простых уравнений. Например, (5 + х) : 2 = 25

Предлагаю дополнительные задания по решению простых и сложных уравнений.

Уравнения для решения:

25 489 – х = 5 055

500 – (54 + х) = 100

(25 000 – с) + 0 = 0

10 • х – 2 000 = 3 000

27 : х + 180 = 189

12 • (2 554 – х) = 120

100 + с • 100 = 300

Файл для распечатки

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал .

Я составляю задания по русскому языку и математике по школьным темам, которые у детей вызывают трудности. Например, по теме "Единицы времени" . Есть задания и по другим темам - смотрите на моем канале .

Регулярные дополнительные занятия по сложным темам помогают детям усваивать тему в полном объеме. Если у ребенка остались по теме непонятные моменты, то следующая тема, может быть еще больше не понята. И, как снежный ком, прикатываются проблемы в учебе.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется,
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.

б) Дыхательная гимнастика
На вдох потянуться на носочках,
Руки вверх,
На выдох опускаем руки вниз,
Встать на ступню.

в) Знакомство с планом урока.
(на доске картинный план)

  • организационный момент
  • актуализация знаний
  • постановка темы урока
  • работа по новой теме
  • первичное закрепление
  • физкультминутка
  • повторение ранее изученного
  • подведение итогов
  • домашнее задание

2. Актуализация знаний.

а) Работа по карточкам.
- На доске карточки расположены в порядке возрастания.
- Каждый из вас решит уравнение, найдет корень на карточке и откроет под ним одну из букв девиза нашего урока.

2 4 8 11 20
Б у д е м

28 30 40 48 66 100 110
А к т и в н о

120 130 140 150 160 170 180
М ы с л и т ь

- Уравнения решаются по трем уровням.
Высокий уровень. (уч-ся решают самостоятельно)

У – 37 =63
к: 2 = 90
а• 160 = 320
х: 40 =4
х + 360 = 510
х+ 70 = 210
у• 4= 520
720: х = 90
у– 37 = 73

Средний уровень. (уч-ся решают с подсказкой)

Ο – целое
_ - часть
□ – площадь
_ – сторона

150 – х = 84
90 • х = 360
720 – в = 600
в + 9 = 19
90 : х = 3
680 : х = 4
у • 2 = 80
а + 18 = 66

Низкий уровень. (уч-ся решают с подсказкой, дан алгоритм решения)
Ο – целое +
_ - часть -
□ – площадь •
_ – сторона:


х + 64 = 92
360 : z = 9
у • 8 = 88
х + 60 = 80
у – 72 = 38

- Объясните смысл разгаданного девиза.
- На какие группы можем разделить все числа?
- Какое число лишнее?

Итог.
- Что мы называем равенством?
- А уравнение это равенство?
- В чем особенность уравнения?
- Сделай вывод, что такое уравнение?

4. Работа по изучению нового и первичного закрепления материала.
- Назовите компоненты действий в уравнениях.
920 : х = 40
у + 770 = 1000
698 – в = 448
х : 50 = 111
а – 82 = 518
- Как найти неизвестный компонент каждого уравнения?
(на доске вывешивается алгоритм решения уравнения)

1. Читаем уравнение, определяем, что неизвестно – целое или часть, сторона или площадь.
2. Определяем, компонентам какого действия является неизвестное целое или часть.
3. Применяем правило нахождения неизвестного, выполняем действие, получаем корень уравнения.
4. Делаем проверку.

- Выполните самостоятельно задание под номером №1 (а) стр. 78.
Учащееся проверяют правильность выполнения заданий на доске и исправляют ошибки.

5. Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

6. Повторение ранее изученного.
- Решите задачу.

В бочке было несколько литров воды. В неё налили в два раза больше, чем было и стало 120 литров. Сколько литров воды было в бочке первоначально?

- Можно ли по содержанию данной задачи составить уравнение? (Да)
- Составьте уравнения по уровню сложности.
Высокий уровень – самостоятельно
Средний уровень – дана схема.
Низкий уровень – дана схема с числовым и буквенным значением.
- Какое уравнение получилось?
(Учащиеся читают составленные уравнения и доказывают их верность)
х + 2 • х = 120
( уравнение решает у доски сильный ученик с комментированием)

7. Итог урока.
- Сколько видов уравнений мы знаем?
- Как найти неизвестные компоненты?
- Назовите алгоритм решения уравнений без опоры на блок-схему.
- Что такое уравнение?
- Что такое корень уравнения?

8. Домашнее задание.
Учащимся дается задание на выбор (по уровню сложности)
Высокий уровень – задание повышенной трудности. Стр. 79. № 6, 7.
Средний уровень – решение уравнений, стр. 78 № 1(б)
Низкий уровень – отработка вычислительных навыков, стр. 78. № 4 (3,4 примеры)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по математике (учебник Л. Г.Петерсон).

Учитель: Васькина Л.М., учитель начальных классов

Цели урока:
Образовательная: познакомить уч-ся с определением уравнения как равенства, содержавшего переменную, значение которой нужно найти;
отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий; совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти и речи на основе опережающего обучения, развивать творческие способности, способствовать развитию самооценки и развивать коммуникативные умения.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, чувство коллективизма, формировать у детей положительную мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

1. Организационный момент.

Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется,
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.

2. Актуализация знаний.

Объясните, как вы понимаете эти слова.

Математический диктант.

- А сейчас займемся гимнастикой для ума, посчитаем устно.

1) Найдите частное чисел 36 и 6.(6)

2) Один множитель 9,другой 7. Найдите произведение.(63)

3) Делимое 35, делитель 5. Найдите частное.(7).

4) Во сколько раз 7 меньше 21? (в 3).

5) Во сколько раз 16 больше 4?(В 4).

6) На сколько 36 больше 9? (на 27).

7) От пристани отплыли 6 лодок. В каждой лодке по 4 весла.

Сколько весел было в этих лодках? (24).

8) Делимое 48, делитель 8. Найдите частное. (6).

9) Первый множитель 7, произведение 42. Найдите второй множитель.(6).

10) В классе 30 учеников, 2 ученика больны. Остальные дети разделились на равные группы по 4 человека для участия в конкурсах. Сколько групп получилось? (7).

- На какие группы можем разделить все числа? (0днозначные, двузначные; четные и нечетные).
Составление уравнений.

- Запишите в виде равенства, используя переменную.

-Какое число больше 2560 на 40? (2560- х=40)

- Какое число надо разделить на 400, чтобы получить 4? (х : 400= 4)

- Что получим, если уменьшим 4600 в 20 раз? (4600:20=х)

- Сколько надо вычесть из 83000, чтобы получить 82100? (83000-х=82100)

Проверка – слайд 2.

- Какие из этих высказываний являются уравнениями?

- Что мы называем равенством?
- А уравнение это равенство?

3. Самоопределение к деятельности.

Слайд 3, 4.
- В чем особенность уравнения? ( В уравнении есть переменная).
- Сделай вывод, что такое уравнение? ( Равенство с переменной, значение которой надо найти.)

Переменную, значение которой надо найти, называют корнем уравнения.

Обратимся к математическому словарю.

Сформулируйте тему и задачи урока.

(Уравнение. Будем учиться находить уравнения и отличать их от других равенств, решать уравнения на нахождение компонентов арифметических действий, работать с учебником, находить нужную информацию.)

4. Работа по изучению нового и первичного закрепления материала.

1.Алгоритм решения уравнений.

Прежде, чем решать уравнения, мы должны определить, что неизвестно.

А для этого вспомним алгоритм решения уравнений.

Работа в группах.

Проверка.Слайд 8.

1. Читаем уравнение, определяем, что неизвестно – целое или часть, сторона или площадь.
2. Определяем, компонентам какого действия является неизвестное целое или часть.
3. Применяем правило нахождения неизвестного, выполняем действие, получаем корень уравнения.
4. Делаем проверку.

2.Решение уравнений
- Назовите компоненты действий в уравнениях. Слайд 9 .
- Как найти неизвестный компонент каждого уравнения?
720:х=20 (делитель)

d :40=75 (делимое)

c +560=1000 (слагаемое)

у-90=210 (уменьшаемое)

380-в=170 (вычитаемое0

А ещё, ребята, в уравнениях могут быть разные переменные, их нужно правильно называть.

3.Работа по учебнику.

- Выполните задание под номером № 1 (а) стр. 78. по рядам- 1, 2, 3 ст., первое уравнение каждого столбика на доске, а остальные - самостоятельно.
Учащиеся проверяют правильность выполнения заданий на доске и исправляют ошибки.

4.Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

5. Исторический экскурс в мир Древней Азии.

- А хотите узнать, кто впервые ввёл понятие уравнения в математику. Мы отправляемся с вами в Среднюю Азию, в древний город Хорезм. Приблизительно в 850 году н.э. арабский ученый математик Мухаммед бен Муса ал-Хорезм написал книгу об общих правилах решения арифметических задач при помощи уравнений. Она называлась "Китаб ал-Джебр". Эта книга дала имя науке алгебре. Очень большую роль сыграла еще одна книга Ал-Хорезми, в которой он подробно описал индийскую арифметику. Триста лет спустя (в 1120 году) эту книгу перевели на латинский язык, и она стала первым учебником "индийской" (то есть нашей современной) арифметики для всех европейских городов.

6. Повторение ранее изученного материала.

1. Решение задачи. Работа в парах.

Работа по учебнику с. 79 №7.

1)1ч 48 мин + 5 мин + 1ч 15 мин = 2ч 68 мин = 3ч 08 мин

2)1ч 25 мин + 15 мин + 1ч 35 мин = 2ч 75 мин = 3ч 15 мин

Ответ: на путь до Кузьминок через п.Марьино требуется меньше времени.

2. Самостоятельная работа по карточкам.

Раскрасьте пересечение фигур зеленым цветом, обведите красным цветом их объединение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока для 3 класса на тему Решений уравнений. Тип урока -урок открытия новых знаний. Оборудование- учебник.

Фестиваль учителей начальных классов "Открытый урок - 2016"

План-конспект урока по математике в 3 классе

Учитель начальных классов

МБОУ "Карачуринская ООШ"

Чебоксарского района ЧР

Тема урока: Решение уравнений вида х : 5 = 6 + 9

Триединая дидактическая цель:

-знать правила нахождения переменной для всех видов простых уравнений;

алгоритм решения уравнений вида х : 5 = 6 + 9;

-понимать важность приобретенных знаний и их практическое значение;

-уметь читать выражения в 2-3 действия;

выполнять устные вычисления на все виды арифметических действий;

решать уравнения нового вида

Развивающая:

-развитие умений и навыков работы с информацией;

- развитие исследовательских навыков;

Воспитательная:

-воспитание интереса к математике;

-воспитание нравственных и эстетических чувств на основе изучаемого материала.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Ожидаемые результаты:
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения;

Этапы урока

Задачи этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

К концу каждого этапа дети должны

1.Организационный момент.

1. Обеспечить комфортную обстановку на уроке.

2. Включить учащихся в деятельность.

2. Организация внимания.

1.Проверяют свою готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Настроиться на работу на уроке, сконцентрировав свое внимание.

2.Актуализация знаний

1.Актуализировать знания и навыки учащихся по повторению изученного материала (устные приемы вычислений)

2. Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность.

- Игра "Найди лишнее слово"

-А какого слова не хватает в каждом столбике?

- Какие слова 1 и 2 столбика вы бы соединили?

- Вычислите и узнайте тему сегодняшнего урока с помощью кодировочной таблицы.

Учитель организует коррекцию знаний устных приемов вычислений.

Слайд 3. -Я хочу открыть вам одну тайну математики и познакомить с исторической справкой.

Вернёмся к нашей игре. Лишними были слова: уравнение и равенство. Как же их связать? Что такое равенство? (предложение, где есть знак =). А уравнение это равенство? А что в нём особенного? (есть переменная). Вывод: Уравнение - это равенство с переменной, значение которого надо найти. (пишется на доске)

1.Дети вспоминают компоненты действий и названия результатов действий.

2.Дети выполняют задание по вариантам.

Декодируют записи с помощью кодировочной таблицы.

4.После проверки проводится коррекция знаний: сильные дети объясняют способы устных вычислений ученикам, допустившим ошибки.

Уметь выполнять вычисления с использованием устных приемов.

Использовать прием проверки правильности нахожде­ния значения числового выраже­ния,

работая в парах.

Искать, обнаруживать и устранять ошибки арифметического характера.

3. Постановка проблемы

1.Систематизировать и пополнить теоретические знания учащихся (определение простого и составного уравнений)

2.Обеспечить понимание учащимися использование алгоритма решения простого уравнения.

3. Обеспечить осознание целей урока.

- Среди данных записей найдите уравнение. Обоснуйте свой выбор.

(для слабых учеников дополнительная запись на слайде 2 – определение уравнения)

- Как называются оставшиеся записи?

- Какие из данных уравнений мы можем решать?

- Прочитайте каждое уравнение с названием компонентов и результата действия.

- Чем представлен каждый компонент в 1 (3) уравнении?

- Что значит решить уравнение?

-Решите данные простые уравнения, следуя алгоритму. Слайд 5.

- Есть ли среди представленных уравнений те, которые вы не умеете решать?

- Чем оно отличается от простых уравнений?

Учитель дает определение

-Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

Учитель выслушивает детей и обобщает их ответы.

Из предложенных шести записей дети выбирают три (Слайд 4), обосновывают свой выбор с опорой на определение уравнения.

Дети отвечают, что оставшиеся три записи – это числовое равенство, буквенное выражение и буквенное неравенство.

Дети выбирают и

прочитывают уравнения с названием компонентов и результата действия,

Определяют, что компоненты и результаты действий в каждом из уравнений представлены числами или буквами.

Дети отвечают, что решить уравнение – это значит найти все его корни (или убедиться, что их нет)

Дети решают уравнения с комментированием.

Дети находят уравнение х : 5 = 6 + 9

Дети замечают, что частное представлено суммой.

Дети читают определение составного уравнения, знакомятся с данным понятием.

Дети пытаются сформулировать тему урока

Сравнивать, анализировать, аргументировать свой выбор.

Совершенствовать умение читать равенства на все арифметические действия.

Повторить и применить алгоритм решения простого уравнения.

Осознать цели урока.

1. Обеспечить восприятие и осмысление материала.

2.Содействовать развитию умения самостоятельно составлять алгоритм решения уравнений нового вида, делать выводы и обосновывать их.

- Запишите новое уравнение в тетрадь.

-Как вы думаете, как надо решать это уравнение?

Учитель выслушивает ответы детей и обобщает их.

- Сначала найдем значение выражения, записанного в правой части равенства, т.е.

сумму 6 и 9. Мы получили уравнение х : 5 = 15. Эта запись вам знакома? Решите уравнение.

- Могли бы вы научить других детей решать такие уравнения? Как бы вы им объяснили, с чего надо начинать? Составьте алгоритм решения уравнений нового вида.

Учитель проводит беседу, в ходе которой обсуждаются варианты предложенных учениками алгоритмов, и демонстрирует

Учитель всем детям раздает памятки по решению уравнений данного вида. Приложение 1.

Дети записывают уравнение

Дети ищут способ решения уравнения

Ученики самостоятельно решают уравнение. Проверяют работу своего одноклассника, сопоставляя с решением на слайде №7.

Дети составляют алгоритм, работая в парах. Затем каждая пара представляет свой вариант алгоритма.

Осмыслить новый материал.

Использовать опыт решения простых уравнений

Применять умение сравнивать, обобщать, для формулирования правил, алгоритма действия

5. Физкультминутка

Обеспечить динамическую паузу.

Гимнастика для глаз

Дети выполняют упражнения.

6. Первичное закрепление

1. Обеспечить закрепление материала, умения применять алгоритм решения уравнений данного вида.

2. Развивать умение проговаривать каждый шаг при решении уравнения.

- Откройте учебник на стр. 80. Чем похожи все записанные уравнения в №1?

-Объясните соседу по парте, пользуясь составленным алгоритмом, как решать уравнения.

Запишите в тетрадь уравнения из №1 пункт (а- б) Решите с использованием алгоритма.

Дети отвечают, что все уравнения составные ( во всех уравнениях правая часть уравнения выражена числовым выражением)

Дети повторяют алгоритм друг другу.

Вызванный к доске ученик решает уравнение с комментированием.

Закрепить умение применять алгоритм решения уравнений данного вида.

Развивать математическую речь.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

1. Выявить качество усвоения учащимися знаний и умений.

2. Определить недостатки в знаниях и умениях.

Приложение 2.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют работу, сопоставляя с решением на слайдах 10-12.

Уметь решать составные уравнения вида х : 5 = 6 + 9

8. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися содержания и выполнения домашнего задания.

Домашнее задание учитель задает с учетом уровня развития детей Слайд13

1 уровень: составить и решить свои составные уравнения

2 уровень: №2 стр. 81

Записывают в дневник, слушают разъяснения учителя. Если требуется, просят учителя провести дополнительные разъяснения.

Уметь четко организовывать свою деятельность во время записи домашнего задания

9. Итоги урока, рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса

Продолжить одну из фраз:

На уроке я узнал…

Я пока затрудняюсь…

Зеленый кружок - доволен собой, не допустил ни одной ошибки.

Желтый кружок – допустил неточность.

Красный кружок - надо постараться и успех будет

Отвечают на поставленный вопрос.

Продолжают любую из фраз.

Рисуют кружок на полях тетрадей.

Уметь определить уровень знаний и умений.

Странички истории

Уравнения мы часто используем в повседневной жизни, но о том, кто их создал, мы не думаем. Иногда полезно знать, кто это сделал, ведь если бы не эти люди, то возможно и по сей день не придумали бы как решать уравнения.

Знак равенств, используемый в уравнениях, ввел английский математик Рекорд, который объяснил, что ничто не может быть равным, чем два параллельных отрезка.

Создателем буквенной символики стал французский математик Франсуа Фиет. А Нильс Абель внес важный вклад в решение разных уравнений.

Уравнения, бывают разные: линейные, система уравнений, квадратные, тригонометрические… Но об этом вы узнаете в старших классах.

Список литературы:

Максимова Т.В., Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по математике 3 класс.-М:Веко,2011.

Читайте также: