Употребление наклонений 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

“Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существуют до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов” (В.Г.Белинский)

“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.

Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.

Приложение 1. Слайд1. Великие мысли великих людей.

“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.

“Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.

“От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.

  • Что объединяет все высказывания?
  • В каких наклонениях употреблены глаголы?
  • Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?

Приложение 1. Слайд2. Тема и цель урока.

Приложение 1. Слайд3. Творческая лаборатория. Задания:

  • Теоретическое
  • Лингвистическое
  • Грамматическое
  • Литературное
  • Культура речи
  • Проба пера
  • Театральное
  • Творческое

3. Запись темы урока. 1 задание – теоретическое.

Приложение 1. Слайд 4. (Проверка)

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

4. Лингвистическое задание.

Чтение домашнего задания (нужно было сочинить или найти лингвистическую сказку о глаголах).

Чтение наизусть сказки (под звуки медленной инструментальной музыки).

В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.

5. Грамматическое задание.

Учитель диктует предложения, в которых надо расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.

  • Услышь меня, моя деревня!
  • Любите книгу – источник знания.
  • Ах, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.(нет почти глаголов, многосоюзие) . Слайд 5. Работа над орфографией.

Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.

Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?)

6. Литературные задания.

Давайте посмотрим, как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений (чтение учащимися стихотворений наизусть).

“Я решил бы, я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы…”
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
…В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
“Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если мог бы, полетел бы”

Не замыкайся в скорлупе, как червяк в орехе.
Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи.
При виде тучи грозовой не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха!
Не раскисай, не унывай, когда придётся трудно.
Всё, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно!
Будь бескорыстней, чем солдат в прострелянном окопе.
Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит. О.Высотская.

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье. В. Шефнер.

Встань на рассвете, слушай и молчи,
Где шепчут ветлы, протирая веки:
Летели гуси-лебеди в ночи
И уронили по пути ключи,
Которыми весна открыла реки. Н. Рыленков.

Найти средства художественной выразительности, которые используют авторы в небольших отрывках из произведений:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

научить определять глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении; закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи;

способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;

формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка; воспитывать чувство юмора.

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Сегодня мы продолжим разговор о наклонениях глагола, повторим известные нам сведения о наклонениях, поговорим о том, какую роль играют наклонения в нашей жизни, будем учиться правильно употреблять глаголы в речи.

Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушайте сказку.

II. ПОВТОРЕНИЕ

В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить.

Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Третий — очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.

Город, в котором градоначальником был старший брат, назывался …

Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение). (карточка с записью наклонения и девиза крепится на доску)

- Почему вы так думаете?

- Как назывался город второго брата? (Условное наклонение или сослагательное).

Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.

И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.

1. Индивидуальное задание на карточках

Мы приехали в составе большой группы, но шестеро человек, самых любопытных, засмотревшись, заблудились.

Чтобы догнать основную группу, мы должны выполнить задание —

синтаксический разбор предложения.

На улицах исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная листва.

(1 — повеств., невоскл, прост., двусост., распр., не осл.)

2. Повторение изученного о глаголах изъявительного наклонения

Нас окружили жители города. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь о жителях их города?

- Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения? (Они обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле)

3. Работа с сигнальными карточками

Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный — глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.

Итак, если пишется -е (I спряжение) — зелёная карточка, -и (II спряжение) — красная.

Ходим по городу, подъезжает автобус, входим в салон, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин.

Некоторые правила города мы усвоили, а заодно догнали основную группу. (Пора сдать карточки).

И вот мы попрощались с довольными своей жизнью глаголами Изъявительного наклонения и вместе с Королем отправились в город среднего сына Условное наклонение.

4. Повторение изученного о глаголах условного наклонения

Мы с любопытством разглядывали жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.

Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.

И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.

Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:

- Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:

- Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.

Давайте послушаем их ответ (раздать роли заранее на свой выбор).

Архитектор ответил: Я бы построил дворец, если бы …

Садовник сказал: Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…

Швея прошептала: Я бы сшила новое платье, если бы…

Художник промолвил: Я бы дописал картины, если бы…

Врач предположил: Я бы долечил больных, если бы…

Учитель заявил: Я бы доучил всех детей, если бы…

Проверяем

Назовите глаголы в условном наклонении (построил бы, вырастил бы, сшила бы, дописал бы, долечил бы, доучил бы).

- Что обозначают глаголы в условном наклонении (обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях).

- Как образуются глаголы в условном наклонении. Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

- Как изменяются глаголы в условном наклонении? (по числам и в ед. числе по родам)

5. Выборочный диктант

И хотя все в городе было недоделано, глаголы были очень довольны своей жизнью. Они пели веселые песни, с удовольствием слушали стихи о своем городе.

Послушайте, какое стихотворение, прославляющее Сослагательное наклонение (это старое название города), написал известный поэт Джанни Родари.

Выпишите через запятую все глаголы в условном (сослагательном) наклонении.

Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.

А напоследок мы решили заглянуть на улицу самых отчаянных фантазеров и мечтателей. Но на улицу фантазеров можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в фантазеры.

Итак, давайте помечтаем.

Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.

1 ряд. Если бы я был директором школы, то …

2 ряд. Если бы я выиграл миллион, то …

3 ряд. Если бы у меня была волшебная палочка, то…

7. Повторение изученного о глаголах повелительного наклонения

И вот наконец мы в третьем городе — Повелительное наклонение. Вы слышите какой-то шум? Кажется, мы попали на ярмарку. А что это там народ собрался? Оказывается, в большом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают.

8. Редактирование текста.

Послушайте побасенку, которая звучит на ярмарке

- Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора?

- Хорошо, сварю!

- Да гуся-то прихватишь?

- А это зачем?

- А то топор не разварится.

(Читают учащиеся по ролям)

- А теперь замените в побасенке, где необходимо, и запишите в тетрадь, глаголы одного наклонения (какого?) глаголами в форме повелительного.

- Что же обозначает глагол в повелительном наклонении? (Такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить).

- Молодцы! Всё правильно! А всё же Глагол I приказал мне просто так вас не отпускать, а проверить ваши знания с помощью теста

1. Глаголы в изъявительном наклонении

а) изменяются по временам;

б) не изменяются по временам

2. В каком ряду имеется ошибка в образовании времён глагола?

а) смотрю, смотрел, посмотрю;

б) побеждаю, победил, победю;

в) говорю, говорил, скажу

3. Может ли частица бы быть отделена от глагола другими словами?

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние. Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительному, условному и повелительному.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

  1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Мы знаем, что глаголы изменяются по наклонениям. Вспомним, что в изъявительном наклонении обозначаются действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле; в условном – действия, которые могли бы произойти при каких-то условиях; в повелительном – действия, которые кто-то просит или требует выполнить.

Обратите внимание на формы глагола: смотрю, смотрела, буду смотреть. Они обозначают реальные действия. Это изъявительное наклонение.

Продолжим рассматривать примеры.

Немедленно прекратили разговоры!

Слушать мою команду!

Нечего долго об этом думать, сел да и написал ей письмо.

Ты бы сходил к нему.

Приди ты раньше, мы бы успели на поезд.

В первом предложении глагол прекратили изъявительного наклонения употребляется в значении повелительного наклонения. Изъявительное наклонение употребляется для усиления категоричности просьбы.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите правильный ответ.

Глаголы в изъявительном наклонении:

а) изменяются по временам;

б) не изменяются по временам.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении. В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить, т. е. в настоящем, прошлом и будущем.

Правильный ответ: а) изменяются по временам.

Подчеркивания / зачеркивания элементов

Подчеркните пример без грамматической ошибки.

а) ездию каждое лето;

б) лягте поудобнее;

в) поехайте туда зимой

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Вспомнить, как правильно образуются наклонения глаголов и слова-исключения. Ездию, лягте и поехайте относятся к словам-исключениям. У слова ехать есть только одна форма поезжай, а остальные неверные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме.

Симако Юлия Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме.

Задачи урока:

образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употребления;

воспитывающие: обучение общению в разных речевых ситуациях;

развивающие: обучать различным формам деятельности: наблюдению, сравнению, обобщению, монологическому высказыванию.

Оборудование:

выставка книг по теме урока;

таблицы с “вежливыми словами”;

карточки дифференцированных заданий;

на рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручки и карандаши.

Методы контроля учебной деятельности на уроке:

устный и письменный;

фронтальный, групповой, индивидуальный

I. Организационный этап.

II. Этап проверки домашнего задания.

Обучающийся на доску выписывает из домашнего упражнения только глаголы, определяет их наклонение и вид (Подошёл, рассчитываешь, окажет, позовёт, следовало бы, попросить, звонишь, говоришь, позовите.)

Класс в это время выполняет следующее задание: образует от данных глаголов (посоветовать, выяснить, напомнить) форму повелительного наклонения единственного и множественного числа (посоветуй, посоветуйте, выясни, выясните, напомни, напомните). После выполнения задания – взаимопроверка.

Вопросы к обучающимся (по домашнему упражнению):

1. Все ли глаголы выписаны? Правильно ли определено наклонение и вид глаголов?
2. Чему учит текст, с которым вы работали?
3. Можно ли так общаться по телефону? Вежлива ли эта форма общения?
4. Почему нет, как вы догадались? (Глагол "позовите" )
5. В форме какого наклонения стоит этот глагол! (Повелительное наклонение)
6. Что обозначают глаголы повелительного наклонения?
7. Как образован глагол позовите!
8. Как надо было правильно пригласить к телефону Мишу? (Использовать “вежливые” слова). Какие?

На доску вывешиваются “вежливые” слова:

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
БУДЬТЕ ДОБРЫ!
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ!
ПОЖАЛУЙСТА!
НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ!

9. Как бы вы пригласили Мишу к телефону, используя “вежливые” слова?
10. В какой форме вы употребили глагол “вежливой” формы? (Условное наклонение)
11. Что обозначают глаголы условного наклонения?
12. Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы (б) с глаголами?

Учащиеся записывают в тетрадь "вежливые" слова.

13. Скажите, пожалуйста, можно ли использовать глаголы, которые вы образовали в речи без “вежливых” слов? Докажите. (Учащиеся приводят свои примеры )

Вывод: глаголы повелительного наклонения не всегда можно использовать в речи без “вежливых” слов со взрослыми и незнакомыми людьми.

З. Этап применения усвоенных знаний.

1. Глаголы в форме какого наклонения встретились ещё в домашнем упражнении? (Изъявительного наклонения)
2. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

Учитель: В домашнем упражнении вы встретились с глаголом звонишь, в котором поставлено ударение, для того, чтобы вы правильно произносили это слово.

Вопрос: Как называются словари для справок о правильном произношении и ударении? (Орфоэпический словарь)

Учитель: Вот перед вами два глагола (на доске): звонит, звонят, которые вы часто используете в своей речи.
Так ли вы ставите ударение, когда произносите эти слова?

Работа по вариантам:

Задание: образуйте всевозможные формы этих глаголов, чтобы в дальнейшем правильно использовать их в нашей речи. Выделите в глаголах морфемы определите наклонение, поставьте ударение.

Читайте также: