Употребление наклонений 6 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
“Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существуют до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов” (В.Г.Белинский)
“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.
Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.
Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.
Приложение 1. Слайд1. Великие мысли великих людей.
“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.
“Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.
“От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.
- Что объединяет все высказывания?
- В каких наклонениях употреблены глаголы?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?
Приложение 1. Слайд2. Тема и цель урока.
Приложение 1. Слайд3. Творческая лаборатория. Задания:
- Теоретическое
- Лингвистическое
- Грамматическое
- Литературное
- Культура речи
- Проба пера
- Театральное
- Творческое
3. Запись темы урока. 1 задание – теоретическое.
Приложение 1. Слайд 4. (Проверка)
Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.
Условное наклонение – действие как возможное или желательное.
Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.
4. Лингвистическое задание.
Чтение домашнего задания (нужно было сочинить или найти лингвистическую сказку о глаголах).
Чтение наизусть сказки (под звуки медленной инструментальной музыки).
В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.
5. Грамматическое задание.
Учитель диктует предложения, в которых надо расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.
- Услышь меня, моя деревня!
- Любите книгу – источник знания.
- Ах, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.(нет почти глаголов, многосоюзие) . Слайд 5. Работа над орфографией.
Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.
Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?)
6. Литературные задания.
Давайте посмотрим, как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений (чтение учащимися стихотворений наизусть).
“Я решил бы, я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы…”
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
…В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
“Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если мог бы, полетел бы”Не замыкайся в скорлупе, как червяк в орехе.
Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи.
При виде тучи грозовой не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха!
Не раскисай, не унывай, когда придётся трудно.
Всё, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно!
Будь бескорыстней, чем солдат в прострелянном окопе.
Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит. О.Высотская.Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье. В. Шефнер.
Встань на рассвете, слушай и молчи,
Где шепчут ветлы, протирая веки:
Летели гуси-лебеди в ночи
И уронили по пути ключи,
Которыми весна открыла реки. Н. Рыленков.
Найти средства художественной выразительности, которые используют авторы в небольших отрывках из произведений:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
научить определять глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении; закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи;
способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка; воспитывать чувство юмора.
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Сегодня мы продолжим разговор о наклонениях глагола, повторим известные нам сведения о наклонениях, поговорим о том, какую роль играют наклонения в нашей жизни, будем учиться правильно употреблять глаголы в речи.
Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушайте сказку.
II. ПОВТОРЕНИЕ
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить.
Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Третий — очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.
Город, в котором градоначальником был старший брат, назывался …
Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение). (карточка с записью наклонения и девиза крепится на доску)
- Почему вы так думаете?
- Как назывался город второго брата? (Условное наклонение или сослагательное).
Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.
И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.
1. Индивидуальное задание на карточках
Мы приехали в составе большой группы, но шестеро человек, самых любопытных, засмотревшись, заблудились.
Чтобы догнать основную группу, мы должны выполнить задание —
синтаксический разбор предложения.
На улицах исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная листва.
(1 — повеств., невоскл, прост., двусост., распр., не осл.)
2. Повторение изученного о глаголах изъявительного наклонения
Нас окружили жители города. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь о жителях их города?
- Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения? (Они обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле)
3. Работа с сигнальными карточками
Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный — глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.
Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.
Итак, если пишется -е (I спряжение) — зелёная карточка, -и (II спряжение) — красная.
Ходим по городу, подъезжает автобус, входим в салон, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин.
Некоторые правила города мы усвоили, а заодно догнали основную группу. (Пора сдать карточки).
И вот мы попрощались с довольными своей жизнью глаголами Изъявительного наклонения и вместе с Королем отправились в город среднего сына Условное наклонение.
4. Повторение изученного о глаголах условного наклонения
Мы с любопытством разглядывали жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.
И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.
Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:
- Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
- Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Давайте послушаем их ответ (раздать роли заранее на свой выбор).
Архитектор ответил: Я бы построил дворец, если бы …
Садовник сказал: Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…
Швея прошептала: Я бы сшила новое платье, если бы…
Художник промолвил: Я бы дописал картины, если бы…
Врач предположил: Я бы долечил больных, если бы…
Учитель заявил: Я бы доучил всех детей, если бы…
Проверяем
Назовите глаголы в условном наклонении (построил бы, вырастил бы, сшила бы, дописал бы, долечил бы, доучил бы).
- Что обозначают глаголы в условном наклонении (обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях).
- Как образуются глаголы в условном наклонении. Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).
- Как изменяются глаголы в условном наклонении? (по числам и в ед. числе по родам)
5. Выборочный диктант
И хотя все в городе было недоделано, глаголы были очень довольны своей жизнью. Они пели веселые песни, с удовольствием слушали стихи о своем городе.
Послушайте, какое стихотворение, прославляющее Сослагательное наклонение (это старое название города), написал известный поэт Джанни Родари.
Выпишите через запятую все глаголы в условном (сослагательном) наклонении.
Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.
А напоследок мы решили заглянуть на улицу самых отчаянных фантазеров и мечтателей. Но на улицу фантазеров можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в фантазеры.
Итак, давайте помечтаем.
Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.
1 ряд. Если бы я был директором школы, то …
2 ряд. Если бы я выиграл миллион, то …
3 ряд. Если бы у меня была волшебная палочка, то…
7. Повторение изученного о глаголах повелительного наклонения
И вот наконец мы в третьем городе — Повелительное наклонение. Вы слышите какой-то шум? Кажется, мы попали на ярмарку. А что это там народ собрался? Оказывается, в большом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают.
8. Редактирование текста.
Послушайте побасенку, которая звучит на ярмарке
- Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора?
- Хорошо, сварю!
- Да гуся-то прихватишь?
- А это зачем?
- А то топор не разварится.
(Читают учащиеся по ролям)
- А теперь замените в побасенке, где необходимо, и запишите в тетрадь, глаголы одного наклонения (какого?) глаголами в форме повелительного.
- Что же обозначает глагол в повелительном наклонении? (Такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить).
- Молодцы! Всё правильно! А всё же Глагол I приказал мне просто так вас не отпускать, а проверить ваши знания с помощью теста
1. Глаголы в изъявительном наклонении
а) изменяются по временам;
б) не изменяются по временам
2. В каком ряду имеется ошибка в образовании времён глагола?
а) смотрю, смотрел, посмотрю;
б) побеждаю, победил, победю;
в) говорю, говорил, скажу
3. Может ли частица бы быть отделена от глагола другими словами?
Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние. Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительному, условному и повелительному.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература:
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного обучения
Мы знаем, что глаголы изменяются по наклонениям. Вспомним, что в изъявительном наклонении обозначаются действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле; в условном – действия, которые могли бы произойти при каких-то условиях; в повелительном – действия, которые кто-то просит или требует выполнить.
Обратите внимание на формы глагола: смотрю, смотрела, буду смотреть. Они обозначают реальные действия. Это изъявительное наклонение.
Продолжим рассматривать примеры.
Немедленно прекратили разговоры!
Слушать мою команду!
Нечего долго об этом думать, сел да и написал ей письмо.
Ты бы сходил к нему.
Приди ты раньше, мы бы успели на поезд.
В первом предложении глагол прекратили изъявительного наклонения употребляется в значении повелительного наклонения. Изъявительное наклонение употребляется для усиления категоричности просьбы.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Выберите правильный ответ.
Глаголы в изъявительном наклонении:
а) изменяются по временам;
б) не изменяются по временам.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Вспомнить, какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении. В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить, т. е. в настоящем, прошлом и будущем.
Правильный ответ: а) изменяются по временам.
Подчеркивания / зачеркивания элементов
Подчеркните пример без грамматической ошибки.
а) ездию каждое лето;
б) лягте поудобнее;
в) поехайте туда зимой
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Вспомнить, как правильно образуются наклонения глаголов и слова-исключения. Ездию, лягте и поехайте относятся к словам-исключениям. У слова ехать есть только одна форма поезжай, а остальные неверные.
Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме.
Симако Юлия Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме.
Задачи урока:
образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употребления;
воспитывающие: обучение общению в разных речевых ситуациях;
развивающие: обучать различным формам деятельности: наблюдению, сравнению, обобщению, монологическому высказыванию.
Оборудование:
выставка книг по теме урока;
таблицы с “вежливыми словами”;
карточки дифференцированных заданий;
на рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручки и карандаши.
Методы контроля учебной деятельности на уроке:
устный и письменный;
фронтальный, групповой, индивидуальный
I. Организационный этап.
II. Этап проверки домашнего задания.
Обучающийся на доску выписывает из домашнего упражнения только глаголы, определяет их наклонение и вид (Подошёл, рассчитываешь, окажет, позовёт, следовало бы, попросить, звонишь, говоришь, позовите.)
Класс в это время выполняет следующее задание: образует от данных глаголов (посоветовать, выяснить, напомнить) форму повелительного наклонения единственного и множественного числа (посоветуй, посоветуйте, выясни, выясните, напомни, напомните). После выполнения задания – взаимопроверка.
Вопросы к обучающимся (по домашнему упражнению):
1. Все ли глаголы выписаны? Правильно ли определено наклонение и вид глаголов?
2. Чему учит текст, с которым вы работали?
3. Можно ли так общаться по телефону? Вежлива ли эта форма общения?
4. Почему нет, как вы догадались? (Глагол "позовите" )
5. В форме какого наклонения стоит этот глагол! (Повелительное наклонение)
6. Что обозначают глаголы повелительного наклонения?
7. Как образован глагол позовите!
8. Как надо было правильно пригласить к телефону Мишу? (Использовать “вежливые” слова). Какие?
На доску вывешиваются “вежливые” слова:
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
БУДЬТЕ ДОБРЫ!
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ!
ПОЖАЛУЙСТА!
НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ!
9. Как бы вы пригласили Мишу к телефону, используя “вежливые” слова?
10. В какой форме вы употребили глагол “вежливой” формы? (Условное наклонение)
11. Что обозначают глаголы условного наклонения?
12. Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы (б) с глаголами?
Учащиеся записывают в тетрадь "вежливые" слова.
13. Скажите, пожалуйста, можно ли использовать глаголы, которые вы образовали в речи без “вежливых” слов? Докажите. (Учащиеся приводят свои примеры )
Вывод: глаголы повелительного наклонения не всегда можно использовать в речи без “вежливых” слов со взрослыми и незнакомыми людьми.
З. Этап применения усвоенных знаний.
1. Глаголы в форме какого наклонения встретились ещё в домашнем упражнении? (Изъявительного наклонения)
2. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
Учитель: В домашнем упражнении вы встретились с глаголом звонишь, в котором поставлено ударение, для того, чтобы вы правильно произносили это слово.
Вопрос: Как называются словари для справок о правильном произношении и ударении? (Орфоэпический словарь)
Учитель: Вот перед вами два глагола (на доске): звонит, звонят, которые вы часто используете в своей речи.
Так ли вы ставите ударение, когда произносите эти слова?
Работа по вариантам:
Задание: образуйте всевозможные формы этих глаголов, чтобы в дальнейшем правильно использовать их в нашей речи. Выделите в глаголах морфемы определите наклонение, поставьте ударение.
Читайте также:
- Основные направления работы по развитию речи при составлении конспекта занятия в доу
- Сша новый курс рузвельта конспект
- Конспект экологической акции в младшей группе
- Русская народная сказка иван царевич и серый волк 3 класс конспект урока
- Детские образы в музыке мусоргского и чайковского 3 класс конспект урока презентация