Униженные и оскорбленные конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 4680 0

развивать монологическую речь учащихся, аналитические умения, коммуникативную компетенцию через использование приемов КМ;

способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

Номер урока в теме: 2.

Тип урока – анализ худ. произведения.

Вступительное слово учителя:

1 Стадия вызова

Примерное начало вопросов (по таксономии Блума):

Простые вопросы: Что… Когда… Как…

Уточняющие вопросы: Правильно ли я понял…

Практические вопросы: Укажите разницу…

Творческие вопросы: Что было бы…

Объясняющие вопросы: Почему…

2 Стадия осмысления

Выступление групп (защита домашнего задания).

По группам: представление рассказов о судьбах персонажей (униженных и оскорбленных):

Семен Захарович Мармеладов

Катерина Ивановна Мармеладова

Пульхерия Александровна и Дуня Раскольникова

Первое впечатление о герое.

Портрет персонажа (обратить внимание на повтор деталей и описание глаз)

Интонации речи, слова и выражения, раскрывающие внутренний облик героя.

Самооценка персонажа и оценка его окружающими, осмысление своего места в мире и роли в жизни окружающих.

Итоги судьбы героя на страницах романа.

Связь персонажа с Раскольниковым, степень идеологической близости ему.

Попутная беседа с учащимися

- Что привело Мармеладова в состояние нищеты?

- Что стало первопричиной падения Мармеладова – нищета или невнимание Катерины Ивановны?

- Почему единственной надеждой остается упование на милость Христа?

- Какие качества сближают Катерину Ивановну с Раскольниковым? Вспомните также объединяющие этих героев портретные детали и черты психологического облика.

- Как образы Пульхерии Александровны и Дуни Раскольниковых раскрываются в письме, разговоре с Разумихиным, отношении Дуни к брату и истории со Свидригайловым?

- Что сближает Соню и Лизавету? Почему в какой-то момент эти два образа в сознании Раскольникова сливаются в один?

3 Рефлексия

Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, - как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда (В. Розанов).

Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию (Д. Голсуорси).

Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным мне интересным углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей (В. Набоков).

Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

II. Судьба Мармеладова и его семьи

Крупным планом рисует Достоевский судьбу Мармеладова и его семьи. Жизнь этой семьи – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать её лишь обостряет безысходность ситуации, приближает неотвратимую гибель. В конце концов приходит разрешение: смерть – единственный выход.

В чём сущность жизненной драмы героя? Достоин ли он сострадания? Кто виноват, что его семья оказалась в крайней нищете?

Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном осознании того, что некуда и не к кому идти.

Но были и внутренние психологические причины. Какие?

Каково отношение к Мармеладову окружающих? Раскольникова? ( гл. 2, ч 1)

Что узнали о Мармеладовых в конце романа?

III. Чудовищная преступность общества прежде всего проявляется в том, что льются детские следы

IV. Не случайно Раскольников видит себя во сне мальчиком, на глазах которого пьяные, озверелые мужики забивают лошадь.

Мальчик из страшного сна, который видит Раскольников перед убийством, пытается спасти себя, взрослого, наяву.

Сон на редкость многозначен.

1) Это протест против бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Свидетельствует о тонкой, доброй душе героя.

2) Этот сон перекликается с судьбой Катерины Ивановны (ч 5, гл 5)

3) Это и символ существующих порядков. Несправедливая жизнь груба, жестока: её хозяева – седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, куражатся, издеваются над ними, а если захотят, то могут и убить.

V. Обобщение (запись в тетрадь)

Подробное задание: в книге Фогельсон Литература учит (стр. 192, 193, 194)

Конспект урока литературы в 10 классе. Рассчитан на 2 часа.

ВложениеРазмер
dostoevskiy_prest_i_nakazanie.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Софринская СОШ№2 Пушкинского района Московской области

Урок-семинар в 10 классе

БОЕВА Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

2012-2013 учебный год

на страницах романа Ф.М. Достоевского

…бедность не порок, это истина… Но нищета… нищета – порок-с.

Роман Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, неразрешимость сомнений. Герои Достоевского оказываются в экстремальных ситуациях. Положение героев характеризуется крайностью, грозит физической или моральной гибелью.

Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.

Петербург играл важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки. Он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в самом имени города соединились 3 (три) языка.

Санкт (Santa – святой) – лат.

Petros – камень, скала) – греч.

Бург (burg – замок, крепость) – нем.

  1. Беседа по вопросам (вопросы даются за 1-2 недели до урока).
  1. Петербург в изображении Пушкина и Гоголя.

Образ Петербурга создавали в своих произведениях многие поэты и писатели. В сущности, они участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением.

Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга.

А теперь давайте пройдем по Петербургу Достоевского…

- Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников?

- Каков внешний облик людей, встречающихся ему на улице?

- Какое впечатление они производят на вас и почему?

- Сравните Сенную и Васильевский остров в изображении Достоевского.

Вывод: Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. У Достоевского есть в Петербурге любимые места, любимый сезон, любимое время.

Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга – закаты солнца. У Достоевского город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…

Петербург Достоевского – город контрастов. Он как бы меняет маски.

  1. Дети на страницах романа (традиции Некрасова, Тургенева).

Ф.М.Достоевский считал, что все блага мира не стоят и слезинки ребенка.

- Каковы же отношения между детьми и городом в романе?

- Каким изображает Достоевский ребенка в большом городе?

(сцена с пьяной девочкой (ч.1, гл.4); дети Катерины Ивановны: сцена молитвы (ч.2, гл.7); Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5,гл.5).

- Вспомните, кто еще из русских писателей и поэтов XIX века с такой болью говорит о судьбе детей?

Вывод: Доминирующее чувство в произведениях Достоевского – боль. Почти каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать, заставляет его буквально болеть. Особенно сильна боль за тех, кто ни в чем не виноват.

Пьяную девочку, детей Катерины Ивановны мы видим глазами Раскольникова. Достоевский использует прием внутреннего монолога , чтобы показать , что чувствует его герой, видя детские страдания.

- Когда и где мы впервые узнаем о Мармеладове?

- Представьте себе, как бы эту историю рассказал кто-то из тех, кто снимает комнату у госпожи Липпевехзель и не раз наблюдал жизнь этой несчастной семьи. Внимательно следите, не искажаю ли я факты, и после скажите, какое отношение у вас вызвал Мармеладов?

- Может ли последняя фраза возникнуть у наблюдающего со стороны?

- Отчего же мы так сочувствуем герою? Вспомним, какими средствами располагает писатель, чтобы передать свое отношение к герою: какая-нибудь портретная деталь, которая должна понравиться читателю, прямая авторская характеристика героя, передача его жестов манеры говорить, эмоционально окрашенные оценочные эпитеты и т.п. Обратившись к тексту, мы ничего такого не обнаружим, а то, что есть, явно не в пользу Мармеладова. Он горланит на всю распивочную, вызывая насмешки окружающих, вид у него отвратительный.

- Почему же нам жаль героя? За что мы его полюбили? Просто за то, что он человек!

- Каково отношение Раскольникова к Мармеладову?

- Как вы думаете, чью точку зрения он выражает?

Вывод: Достоевский показывает пьяного, опустившегося, полубезумного человека, который, тем не менее, понимает ужас своего положения. Мармеладов САМ о себе рассказывает, да еще в такой ситуации, когда идти ему уже некуда. И здесь раскрывается его тайна, обнажается его душа, его измученная совесть. Он горько раскаивается, называет себя скотом. Его тайна потрясает.

Исповедь произносится высокими, торжественными словами. Все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.

- Почему же нет сострадания в семье?

- Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова?

- Какой предстает Катерина Ивановна в сцене смерти Мармеладова, во время ее выхода с детьми на улицы города за подаянием, перед смертью?

- Раскольников получает письмо из дом. О чем рассказывает мать в этом письме?

- Где еще нам встречались письма героев?

- Какими предстают перед нами Пульхерия Александровна, Дуня?

- Прочитайте сцену, в которой Соня первый раз принесла деньги.

- Какой мы видим Соню?

- Каково отношение к ней Достоевского?

Мармеладов сознает свою вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, обрекает близких на голодное существование, а любимую дочь на проституцию.

Но вот Раскольников, когда не со стороны взглянул на человека, а оказался причастным к его тайне, не только не смог переступить через падшего или отвернуться, но сделал все, что мог, чтобы поднять его. С первых страниц романа мы понимаем, что пред нам необычный герой.

- И такой человек становится убийцей, не странно ли?

- Что же привело Раскольникова к преступлению?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно многое понять в Раскольникове и тех, кто его окружает. А загадок здесь немало. И одна из них – отношение окружающих к герою. При всем бескорыстии Раскольникова оказывается, что его никто не любил. Почему? (эпизод с Настасьей из 3гл., 1 ч.).

- Почувствовали ли вы необычность поведения героя?

- Что за этим кроется? Невоспитанность, болезненная рассеянность или чувство социального превосходства (он студент, а она кухарка)?

- Представим себе быт Раскольникова. Как должен себя чувствовать человек, живущий в комнатушке, похожей на шкаф?

- Что можно сказать о характере Раскольникова?

Итак, мы видим Раскольникова – мыслителя. Жизнь окружающих людей вызывает в нем углубленную работу ума, который бьется над решением больших общечеловеческих нравственных вопросов. Его мучает идея, ставшая основой его жизненного поведения.

На следующем уроке мы должны решить, как Раскольников пришел к этой идее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Учебно - методическое пособие по проведению урока-семинара в 11 классе на тему: "Философско-этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе"

В ходе семинара постараться понять замысел писателя, заметить и осмыслить перекличку линий романа.


Данный урок способствует развитию навыков самоанализа художественного произведения. Технология урока направлена на развитие умений работать в коллективе, навыков публичной презентации своего материала.


Презентация к уроку-исследованию "Тема "двойничества" и ее воплощение на страницах романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Презентация включает слайды, помогающие сопоставить Раскольников и его двойников, противопоставить главного героя Свидригайлову, Лужину, Лебезятникову.


Цели. Деятельностная: научить школьников структуризации полученного знания по содержанию и проблематике романа Достоевского, развивать умение перехода от частного к общему, повторить изученный способ .

Урок-семинар в 9 классе по литературе ( обобщающее повторение) «Путешествие – экспедиция по страницам прочитанных произведений в 9 классе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенно верно, куда же отнести любимых и дорогих людей?

Как их можно объединить?

Посмотрите на доску: Самсон Вырин

Акакий Акакиевич Башмачкин.

Кто такие? (ответы учащихся)

Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Появляется новый герой: маленький человек.

Достоевский – классик русской литературы продолжает традиции своих предшественников.

- Кто из писателей вводит в русскую литературу образ маленького человека?

Пушкин – Гоголь – Достоевский.

- Вспомните героев произведений Пушкина и Гоголя.

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Посмотрите на экран, на таблицу

У нас класс поделен на 3 группы. Эта таблица - задание для одной из групп.

Как вы думаете, какие эпизоды необходимо рассмотреть для того, чтобы полно раскрыть тему маленького человека?

- на выбор учащихся. Это задания для двух других групп.

Возможные ответы учащихся.

1. Внешность Мармеладова (окончательно не утраченное благородство)

2. Речь Семена Захарыча (витиеватая - напыщенная) Речь – исповедь.

Работа со словарем: исповедь* 1) обряд покаяния в грехах перед священником и

получение отпущения грехов; 2) (перен.) откровенное признание в чем-либо,

чистосердечное изложение чего-либо.

4. Огромная любовь к семье, детям (чувствует обязанность, переживает за

5. Угол, где проживает семья (пересказ)

6. Смерть Мармеладова. («Бесконечное страдание изобразилось в лице его

Какое преступление совершает Мармеладов?

Преступление против своей семьи, которую он любит, обрекал их на голодное и нищенское сосуществование. А самое главное , родную дочь обрекает на позор, унижение и одиночество.

В чём сходны Мармеладов и Раскольников?

Оба преступники. Раскольников – идейный, Мармеладов – стихийный. Наказание Мармеладова – вина перед женой, детьми, дочерью Соней – в нём самом. В его раскаянии - очищение.

Кто виноват? Среда или человек?

А Соня? Преступница? Раскольников переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других.

Расскажите кратко о содержании письма матери к своему сыну.

Что мы узнаем из него о жизни сестры и матери Раскольникова?

Вывод: Достоевский показывает жизнь униженных и оскорбленных, но очень благородных, скромных и душевных простых людях.

ОТВЕТЫ УЧ-СЯ. Дополнительные вопросу друг другу.

Давайте вернемся к таблице, которую 1 группа заполнила.

Анализ и дополнение таблицы.

Добрый ,скромный труженик, чиновник 14 класса.

Смиряется, не протестует, т.к. может быть дочь не воспротивилась тому, что с ней произошло.

Пушкин не дает ответа

Униженный забитый человек, но появляется цель – низкая мелочная, но цель (купить шинель).

Стремиться к справедливости.

Семён Захарыч Мармеладов

Художники стали изображать на своих полотнах простых людей. Давайте посмотрим на репродукции картин Перова. (слайды)

На какую героиню похожа эта девушка?

Какой вывод вы сделали?

Как многогранно творчество великих художников!

Словарная работа: полифонизм*.

Открытый урок литературы

В романе Ф.М.Достоевского

Учитель: Анчутина Анжелика Станиславлвна

Тема урока: Тема маленького человека в романе Ф.М.Достоевского

Цель урока: содействовать осознанию многогранности творчества Достоевского, его

автора (боль за человека).

Задачи урока:

Раскрыть традиции и новаторство Достоевского в изображении маленького человека, способствовать развитию информационной компетенции;

Развивать коммуникативную компетенцию (умение работать в группе, распределять роли, сотрудничать, договариваться), речеведческую компетенцию (излагать свои мысли, логически последовательно; выражать мысли правильным литературным языком);

Воспитывать гражданскую позицию – личную ответственность человека за свою судьбу; воспитывать чувство сострадания к человеку; отвращение к пьянству.

Слово учителя: Мы продолжаем изучать роман Достоевского «Преступление и

Вопросы учащихся к выступающему.

Совершенно верно, куда же отнести любимых и дорогих людей?

Как их можно объединить?

Посмотрите на доску: Самсон Вырин

Акакий Акакиевич Башмачкин.

Кто такие? (ответы учащихся)

Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Появляется новый герой: маленький человек.

Достоевский – классик русской литературы продолжает традиции своих предшественников.

- Кто из писателей вводит в русскую литературу образ маленького человека?

Пушкин – Гоголь – Достоевский.

- Вспомните героев произведений Пушкина и Гоголя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка выполнения домашнего задания.

Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описа­ние комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2) – Прослушивание в записи отрывка из радиоспектакля

Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)

Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)

Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл. 5)

Описание комнаты Сони (ч.4, гл. 4)

Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)

Катерина, Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)

Беседа по вопросам:

Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)

Какие противоречия в поведе­нии Раскольникова вы обнаружили?

Как вы объясните эти противоречия?

Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

Перечитать разговор студента с офицером в распивоч­ной, о которой вспоминает Раскольников в ч.1, гл. 6.

Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

Может быть, Раскольников был преступником по сути? Подтверждают ли его поступки все это? (Помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню).

Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

Внешние - идеи, витающие в воздухе:

взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Для подведения итогов

Вопросы для повторения:

1. Для чего вводит Достоевский в роман эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым? Как рассказ Мармеладова повлиял на решение Раскольникова об убийстве старухи?

2. Найдите в романе эпизод получения Раскольниковым письма от матери. Почему изменилось состояние Раскольникова после чтения письма?

Задание на дом:

Перечитайте часть I, глава VI, часть 3, глава V, часть 5, глава IV.

о теории Раскольникова (часть 3, глава V);

о разговоре студента и офицера, услышанном Расколь­никовым (часть I, глава VI);

о сцене признания Раскольниковым в убийстве старухи и ее сестры Лизаветы Соне (часть 5, глава IV).

Читайте также: