Уголовная ответственность несовершеннолетних обж 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.

Оценить 345 0

Цели:Профилактика самовольных уходов. Формирование умения прогнозировать негативные последствия проступков.

Форма проведения: лекторий.

Ход занятия.

Вводная часть.

Основная часть.

1.Лекция по теме мероприятия.

Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права.

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. (Слайд 2.)

14 лет - это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков. Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Поэтому за отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Подростки, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному закону, а также подростки, которых в обычных школах невозможно перевоспитать, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера. В этих закрытых учебно-воспитательных учреждениях они учатся, работают, участвуют в общественной деятельности. (Слайд 3.)

Однако установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им захочется. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. И воспитывать в себе чувство ответственности нужно с самого раннего возраста.

Несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за следующие виды преступлений:

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;

- насильственные действия сексуального характера;

- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;

- умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;

- хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;

У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.

Уголовное наказание в нашей стране выполняет не только функцию кары, принуждения, но имеет и воспитательное значение. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.

Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.

Круговые движения плечами вперёд и назад.

Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Какие наказания будет нести несовершеннолетний за совершенное преступление?

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- лишение свободы на определенный срок.

Штраф(Слайд 4-1.)назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, так и при их отсутствии. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы (Слайд 4-2.) назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Исправительные работы (Слайд 4-3.) назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Ограничение свободы(Слайд 4-4.)назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Лишение свободы(Слайд 4-5.)назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложение обязанности загладить причиненный вред;

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется, и несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности.

Инструкция:Проанализировать(анонимно) следующие высказывания применительно к собственному поведению.

1.Я не уважаю мнения других людей.

2. Для меня главное добиться своего любыми путями.

3.Я часто мучаю животных.

4.Мне ничего не стоит ударить младшего или слабого.

5.Мне нравятся рискованные дела.

6.У меня очень ограниченные интересы.

7.Я уже курю и часто выпиваю.

8.Я часто жесток(а) по отношению к близким.

9.В моей речи часто встречаются грубые слова.

10.Делаю что-то для другого только из-за выгоды.

Обработка результатов:

Посчитать общую сумму баллов за все ответы.

Интепритация результатов: 1-2 балла - Несмотря на наличие нескольких признаков Вас нельзя назвать потенциальным преступником, но стоит задуматься над своим обычным поведением. 3-6 баллов - Ваше отношение к жизни требует серьезных изменений иначе будет поздно. 7-10 баллов- Возможно, вы уже совершили серьезное правонарушение, вам трудно удержаться в рамках закона. Если вы не измените свою жизнь, то уголовное наказание может изменить вашу жизнь необратимо.

Далее после теста обратная связь участникам по каждому предложенному выше высказыванию по следующей схеме: поведение – проблема – последствия.

Предлагается каждому участнику (в виде ролевой игры) жизненная ситуация, в которой он должен принять правильное решение.

1. Приглашение в компании распить спиртные напитки.

2. Постоять на карауле пока группа будет разбираться с провинившимся.

3. Отреагировать на публичное оскорбление группой лиц.

4. Поучаствовать в краже и т.д.

Итог занятия.

Ребятам предлагается закончить следующие фразы:(Слайд 5.)

- В своей жизни я никогда…

- Законы в моей жизни…

Ответить на вопросы: Что из занятия сегодня вы берете для себя в свой портфель жизненных достижений?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содействовать пониманию учащимися причин и неотвратимости последствий вовлечения несовершеннолетних в совершение преступных действий.

Задачи урока:

Выявить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Способствовать осознанию учащимися необходимости повышения правовой культуры.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.

Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

Учащиеся должны знать, с какого возраста наступает уголовная ответственность ответственность.

Умение выбрать главное и правильно формировать выводы.

Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Оборудование:

Наглядные плакаты и схемы.

Презентация, экран, проектор, ноутбук.

Учебник (Смирнов А. Т. и др. ОБЖ 10 класс М. 2012г.).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-лекция – дискуссия с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Экспресс-контроль понятий.

3. Предъявление темы урока и проблемного вопроса к ней.

4. Изучение нового материала.

5. “Мозговой штурм” – закрепление изученных понятий.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Экспресс-контроль понятий.

- Как вы понимаете содержание понятий: уголовная ответственность, преступление, уголовное наказание, вина?

3.Предъявление темы урока и проблемного вопроса к ней .

- Российское общество оказалось не готовым к резкой смене ценностей и идеалов, связанных с политическими и социально-экономическими преобразованиями. Наиболее ярким проявлением этого является рост преступности среди взрослых и опережающие темпы роста преступности среди несовершеннолетних подростков. Приступая к изучению данной темы, предлагаю вам ответить на вопрос: “В чём причина нарушений закона гражданами?”

4. Изучение нового материала

А) Групповая работа с текстом учебника.

– Предлагаю провести парную работу: изучить текст первого пункта параграфа и составить свой список причин вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений .

– ( После чтения параграфа) Теперь обсудим результаты нашей работы (выслушиваются ответы детей).

Б) Беседа по вопросу учителя

– 1). Объясните, кто играет наибольшую роль в формировании моральных ценностей (что такое хорошо и что такое плохо), идеалов у несовершеннолетних подростков: родственники, ближайшее окружение, местная власть или государственные чиновники? Свой ответ необходимо аргументировать.

– Правильно, в первую очередь наибольшую роль играют родственники, а именно мама и папа, которые должны помочь своему ребёнку увидеть и разобраться во многих негативных явлениях нашей жизни, чтобы не пришлось сталкиваться с правоохранительными органами.

2). Нередко россияне становятся свидетелями преступлений несовершеннолетних в быту, на улице, в системе торговли и услуг и т.п. Однако, очень мало случаев обращения этих граждан в правоохранительные органы с целью пресечь, наказать виновных. Можно ли квалифицировать подобные действия как несоблюдение закона, и какой это пример для подрастающего поколения?”

( каждый ученик высказывает своё мнение, приводя определённые аргументы).

– Итак, подведём итог сказанного и сделаем вывод:

(Подвести учащихся к выводу -“Бездействие человека, его равнодушие – это тоже преступление” ).

- А теперь выясним ответы на вопросы:

а) виды уголовных преступлений;

б) с какого возраста и почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?

Для ответа на первый вопрос рассмотрим слайды презентации к уроку. А ответ на второй вопрос изучаем по учебнику.

(После просмотра слайдов ребята отвечают на первый вопрос.

Проводится работа с учебником , и обсуждается ответ на второй вопрос:

“По общему правилу, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие ко времени совершения преступления 16 лет. В отдельных случаях, когда совершается достаточно серьёзное преступление, общественная опасность которого должна осознаваться в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14 лет. К таким преступлениям относятся, например, убийство, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, разбой, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и т.д. Уголовной ответственности подлежат только виновные лица, т.е. лица, которые совершили деяние умышленно или по неосторожности”).

Учитель: Продолжаем нашу работу. Предлагаю высказать своё мнение по следующим вопросам:

Согласны ли вы с тем, что некоторые виды уголовной ответственности предусмотрены с 14 лет?

В настоящее время идёт жёсткая дискуссия о введении уголовной ответственности с 12 лет за некоторые виды преступлений. Как вы считаете, предотвратит ли эта мера увеличение числа преступлений среди малолетних и несовершеннолетних?

Подумайте и объясните, а как должны общество, государство поступать с теми родителями, которые не выполняют своих родительских обязанностей, и их дети попадают в “плохую” компанию?

(После дискуссии продолжается изучение нового материала).

- Знакомимся с видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним по учебнику:

- Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определённый срок.

а). Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осуждённого самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осуждённого за период от двух недель до шести месяцев.

б). Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет – трёх часов в день.

в). Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осуждённым на срок до одного года.

г). Арест назначается несовершеннолетним осуждённым, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырёх месяцев.

д). Лишение свободы назначается несовершеннолетним осуждённым на срок свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

е). Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учёте при обращении с несовершеннолетним осуждённым определённых особенностей его личности.

5.“Мозговой штурм”.

6.Подведение итогов урока.

– Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке?

- Какие выводы можно сделать из содержания урока?

Выставляются оценки за урок:

Домашнее задание.Творческое задание: разработать советы для родителей по профилактике вовлечения малолетних и несовершеннолетних в совершение преступлений.

Учитель продолжает знакомить учеников со статьями, касающимися уголовной ответственности несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 87 ч.2 несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательского воздействия.

Статья 88 перечисляет виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним:

  1. штраф;
  2. лишение прав заниматься определенной деятельностью;
  3. обязательные работы;
  4. исправительные работы;
  5. арест;
  6. лишение свободы на определенный срок.

Рассмотрим условия применения этих видов наказаний.

  1. Штраф может быть наложен только в случае, если осужденный имеет заработок.
  2. Имеется в виду деятельность, которая стала причиной или может стать причиной проступка.
  3. Эти работы длиться от 40 до 160 часов. Работы должны быть посильны для подростка и выполняться в свободное от учебы время.
  4. Такие работы назначаются осужденным на срок до одного года.
  5. Этот вид наказаний применяется только к лицам 16-летнего возраста и старше со сроком содержания под арестом от 1 до 4 месяцев.
  6. Если проступок серьёзный, наказание за него – до 10 лет лишения свободы. Порядок и условия отбывания наказания регламентируются в этой же части статьи 88.

В ст. 90 говориться о том, что несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если его исправление возможно путем применения принудительных мер воспитательного воздействия:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного учреждения;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Статья 91 определяет условия, и особенности применения этих мер воспитательного воздействия.

Работа с Толковым и Орфоэпическим словарями русского языка:

Лексическое значение ( ЛЗ) слов:

  • ходатайство;
  • осужденные;
  • досуг.

Результаты анкетирования среди обучающихся 7 – 9 классов.

III. Итог урока.

Преступность занимает одно из первых мест среди факторов, вызывающих обеспокоенность граждан. Серьезную тревогу в последние годы вызывает рост в стране числа насильственных и имущественных преступлений.

Защита от наиболее опасных посягательств на жизнь, здоровье, имущество, другие права и свободы человека возложена на уголовное право, которое борется с деяниями, выходящими за рамки конфликта одного человека с другим, угрожающими основам общественной жизни.

Даже если преступление причиняет вред конкретному человеку (кража его имущества, нанесение телесных повреждений и т.п.), под угрозой оказываются условия жизни всего общества ( в действующем законодательстве этот признак называется общественной опасностью).

Какой вывод можно сделать о ценностях, которые государство ставит под особую охрану?

Какие меры предусматривает уголовная ответственность в отличие от гражданской и административной ответственности?

Отметки за урок.

Домашнее задание.

Приложение 1.

Анкета

1. Несовершеннолетние – это лица:

А) с 14 до 16 лет;

Б) с 16 до 18 лет;

В) с 14 до 18 лет.

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

А) с 14 лет;

Б) с 16 лет;

В) с 18 лет.

3. Какие виды наказаний назначаются несовершеннолетним?

А) штраф;

Б) обязательные работы;

В) исправительные работы;

Г) арест или лишение свободы на определённый срок;

Е) все перечисленные виды наказаний.

Приложение 2.

Раздел V. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Глава 14. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.

(часть шестая.2 введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры.

(часть третья в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

4. Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

5. Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205.1, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229 настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат.

(часть пятая введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 93. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Статья 94. Сроки давности

Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.

Статья 95. Сроки погашения судимости

Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны:

а) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

б) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет

В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию.

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

Возможно Вас также заинтересуют следующие статьи:


Урок познакомит учащихся с возрастом наступления уголовной ответственности, углубит знания об уголовном наказании несовершеннолетних.

Описание разработки

Методические рекомендации по проведению урока.

Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ, классных часов по профилактике совершения преступлений несовершеннолетними.

Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений.

Для достижения поставленных целей в своей работе использую игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Цель урока:

дать учащимся представление об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачи урока:

1. познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной ответственности;

2. углубить знания учащихся об уголовном наказании несовершеннолетних;

3. создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних;

План урока:

1. Орг. момент, приветствие.

2. Актуализация знаний по теме урока:

Смягчающие и отягчающие обстоятельства уголовной ответственности.

3. Изучение нового материала.

Причины совершения преступлений несовершеннолетними

Возраст наступления уголовной ответственности.

По каким статьям наступает ответственность с 14 лет.

Виды наказаний несовершеннолетних.

Меры воспитательного воздействия.

Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками полиции.

Социальные последствия совершения преступлений

Методическая разработка урока по ОБЖ Уголовная ответственность несовершеннолетних

5) Подведение итогов урока, выставление оценок.

6) Домашнее задание.

Список литературы (источников) для учащихся.

Список использованных источников.

Ход урока.

l. Opг. момент. Приветствие учащихся, проверка домашнего задания.

II. Актуализация знаний.

Суд, рассматривая материалы уголовного дела, должен принимать во внимание не только обстоятельства и тяжесть преступления, но и особенности личности правонарушителя и обстоятельства дела.

Какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягчающими уголовную ответственность.

Лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежат уголовной ответственности. Несмотря на то, что употреблениепсихоактивных веществ затуманивает рассудок, данные обстоятельства не является смягчающим вину обстоятельствами. Употребление психоактивных веществ не только вредит здоровью, но и под их воздействием человек не может отдавать отчет своим действиям.

III. Изучение нового материала.

Начать наш сегодняшний разговор я бы хотела со статистических данных, представленных на слайде. Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, с информацией и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Министерство Образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Методическая разработка урока ОБЖ

Автор: Рассомахина Екатерина Владимировна,

2.1. Методическое обоснование темы.

2.2.Методические рекомендации по проведению урока.

3.Список использованных источников.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Главной целью образовательной области ОБЖ является формирование личности безопасного типа, которая не вредит себе, обществу, природе,способна к саморазвитию, самосохранению, самосовершенствованию в духовном и физическом плане, имеет общинно-коллективистские мотивы, побуждающие человека– гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи и исключающие получение им корысти из затруднений и слабости окружающих его людей, обладает знаниями, умениями и навыками самозащиты и защиты других, предвидения опасных ситуаций и выхода из них снаименьшими потерями для себя и окружающих.

В современных социально - экономических и социально - политических условиях России проблема преступности несовершеннолетних приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из различных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе. Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит все общество. По данным 2013 года Число совершаемых несовершеннолетними преступлений выросло в РФ на 5%

Статистика говорит о том, что каждое десятое преступление было совершено несовершеннолетними при их соучастии. Также повысился уровень групповых преступлений. В этой связи особую значимость приобретает профилактика противоправного поведения детей и подростков. Такая деятельность обеспечивает защиту общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь. Очень важно на ранних этапах предотвратить распространение преступности среди детей и подростков, не допустить распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за Формирование ответственности за себя, свою семью, за свою страну, за все человечество, за каждую мысль и каждый поступок - это одна из главных задач ОБЖ.

Методическое обоснование темы

Методические рекомендации по проведению урока.

Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ, классных часов по профилактике совершения преступлений несовершеннолетними.

Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений.

Для достижения поставленных целей в своей работе использую игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: смешанный.

Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков учащихся.

Цель методической разработки:

использование элементов современных педагогических технологий на уроках ОБЖ.

Цель урока: дать учащимся представление об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачи урока:

познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной ответственности;

углубить знания учащихся об уголовном наказании несовершеннолетних;

создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних;

научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);

проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;

формулировать собственную позицию.

1. продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;

2. воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

3. способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим;

4. акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате преступного поведения.

4. Здоровье - сберегающая:

- профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Материально-техническое обеспечение урока:

Основы безопасности жизненедеятельности. 9кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2004г.

Извлечения из Уголовного кодекса РФ, раздаточный материал.

Межпредметные и внутрипредметные связи: ОБЖ-обществознание, безопасное поведение в криминальной ситуации, профилактика употребления психоактивных веществ, разрешение конфликтных ситуаций.

Читайте также: