Учимся выдвигать гипотезы конспект урока по внеурочной деятельности

Обновлено: 21.07.2024

Цель занятия:
- ввести понятие гипотеза, истина, развивать умение выдвигать гипотезы и подтверждать их.

Задачи:
Познавательные УУД:
- учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- познакомить обучающихся с понятием гипотеза;
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД:
- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника;
- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи;
- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;
- умение взаимодействовать в процессе работы.

Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Где-то существует фантастическая планета. У вас на столах лежат листочки, здесь вы можете нарисовать эту планету.
Представьте, сто на вашу планету прилетели космонавты. Что они увидят, Расскажите.
- Какие вопросы вам зададут?
- Какие из прозвучавших вопросов были простыми, какие сложными?
- Придумайте несколько уточняющих вопросов!
- Какие еще бывают вопросы?

2. Открытие нового знания.
Мозговой штурм
Мы сегодня поговорим об удивительном овоще, который был обнаружен в земле 4500 лет назад. Его называли дьявольским яблоком, вторым хлебом.
- Как вы думаете, о каком овоще идет речь?
Испанец Педро Чеза де Леон описал его в своей книге, именовал этот овощ. папой. "Это особый вид земляных орехов, – писал путешественник. – Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан. Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля. "
Да, речь пойдет о картофеле.
- Нам предстоит узнать, что происходит с картошкой в кастрюле и на сковородке.
- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, почему у жареной картошки есть корочка, а у вареной нет?
Когда вы будете отвечать на вопрос, используйте следующие слова
- может быть,
- предположим,
- допустим,
- возможно.
- Ребята, вы сейчас сделали предположения, предположение по-научному называется гипотезой, давайте обратимся к словарю и найдем точное определение, что такое гипотеза.

Работа с текстом.
Из чего состоит картофель.
Возьмите сырой картофель и разотрите его в кашицу, смешайте в баночке с водой, процедите сквозь тряпочку и дайте жидкости отстояться.
На дне баночки получится слой какого-то белого вещества. Слейте воду, выложите осадок на промокательную бумагу и дайте ему высохнуть. У вас получится белый порошок. Это крахмал или картофельная мука. Он и является причиной корочки у жареного картофеля.
- Как вы думаете, что происходит при нагревании?
Вывод: Когда картофель жарится, от сильного нагревания крахмал превращается в клей, который и склеивает отдельные картофельные зерна в румяную корочку.
- Чья гипотеза оказалась истинной, а чья ложной?

Постановка проблемы
- Недавно мне довелось гулять по лесу и рассматривать шишки, лежащие на дорожке. Все шишки были открыты, похожи на ёжиков (учитель показывает шишку, даёт их детям потрогать). На следующий день те же самые шишки были закрыты, чешуйки прижались друг к другу.
- Из-за чего такое могло случиться?

Вывод и определение истинности и ложности гипотез.
- Какие выводы можно сделать?
- Какие гипотезы были истинные, какие ложные?

4. Подведение итогов и рефлексия.
- Что такое гипотеза?
- Какие бывают гипотезы?
- Как работать с гипотезой?
- Ребята перед вами лесенка успеха
- Оцените свои знания по лесенке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка занятия

Задачи занятия:

Развивать навыков исследовательской деятельности учащихся;

Формировать умений работать с информацией;

Формировать навыков взаимодействия в группе;

Развивать творческое, критическое мышление;

Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: Компьютер, телевизор, карточки с заданиями; папки исследователей, листы бумаги, галстуки лидерам, карточки – ПМИ, с/анализ работы в группе, цифры 1,2,3,4; номер группы.

Ход занятия:

1. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

У . Чем предлагаете заняться сегодня на занятии? (продолжить учиться вести исследования по выбранным темам).

- Как предлагаете поработать? Почему?

(в группах, т.к. на предыдущих занятиях научного общества учениками выбрано четыре темы исследования; учащиеся распределились по интересу к теме, начали исследования)

Деление на группы.

У . В группах определите лидеров на это занятие.

Лидеры групп надевают галстуки.

2. Актуализация знаний.

Вспомните, с чего мы начали исследование.

Определили тему исследования;

Определили цель и задачи исследования;

Сформулировали проблему исследования;

Проблемная ситуация.

Можем ли мы завершить исследование на этом этапе? Почему? (учитель выслушивает и записывает на доске ответы детей)

- исследование не может быть таким маленьким;

- мы не решили задач исследования;

- мы нашли мало информации по теме исследования;

- мы изучили не все этапы исследования;

Вы высказали разные мнения. Абсолютно ли вы уверены в правильности всех суждений? (нет, не уверены)

Учитель дописывает к ответам детей на доске слова:

У. Как вы думаете, что это за высказывания? (предположения, догадки, идеи, допущения, версии, предвидение событий…)

У. На какой вопрос мы отвечали, выдвигая такие предположения? (Почему мы не можем завершить исследование на этом этапе?)

У. У научных высказываний, версий, догадок есть научное название. Знаете ли вы его?

У . Определите тему нашего занятия. (Гипотеза. )

3 группа – в словаре Ушакова;

жен., ·*греч. гипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, -тичный; гадательный, предполагаемый.

ГИП’ОТЕЗА, -ы, жен. (книжн.). Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще предположение, требующее подтверждения. Выдвинуть плодотворную гипотезу. Г. подтвердилась.

ГИП’ОТЕЗА, гипотезы, ·жен. (·греч. hypothesis) (·книж. ). Научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (научн.). Создать гипотезу. Прийти к гипотезе. Строить гипотезы. Рабочая гипотеза (см. рабочий2).
Всякое предположение, допущение, домысел.

Толковый словарь Ефремовой

[гипотеза]
ж.
1) Научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем.
2) разг. Любое предположение, догадка, допущение.

Вывод: Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать.

3 Постановка учебной задачи.

У. Что бы вы хотели узнать на занятии о гипотезах?

Ответы детей учитель записывает на доске.

Зачем нужны гипотезы?

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как научиться выдвигать гипотезы?

3. Какими бывают гипотезы?

4. Как строить гипотезы?

5. Как проверить гипотезу?

6. Сколько гипотез может быть?

Сформулируйте задачи нашего занятия.

1.Выяснить, зачем нужны гипотезы.

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как бы решали эти задачи ученые - исследователи? (искали бы информацию в различных источниках).

У. Как нам организовать нашу деятельность, чтобы успеть решить все поставленные задачи? (в группах)

4.Открытие нового знания .

1. Зачем нужны гипотезы?

У. Ответ на этот вопрос найдите в определении гипотезы. ( для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать опытным путем.)

У. Вывод: Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

2. Как появляются, рождаются гипотезы? Как научиться выдвигать гипотезы?

Как рождаются гипотезы

3. Какими бывают гипотезы?

Как строить гипотезы?

У . К гипотезе предъявляют определённые требования:

Она должна содержать предположение;

Она должна быть проверяема, подтверждаема;

Она должна быть логически непротиворечивой;

Она должна быть реально опровергаема или доказуема;

4. Как проверить гипотезу?

Способы проверки гипотез

(опора на логику,

анализ имеющихся знаний из разных источников)

5 Первичное закрепление.

Проблема: Как птицы узнают дорогу на юг?

Карточка или слайд №1

У . Прочитайте:

У. Какие из данных гипотез можно проверить теоретически, а какие эмпирически?

У. Что произойдёт с гипотезой, если она подтвердится? ( Она становится теорией, знанием.)

У. Что произойдёт с гипотезой, если она будет опровергнута? (Она становится ложным предположением.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

Помните! Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Выступление учащихся.

В строке М (минус) то, что не понравилось, осталось непонятным.

В строке И (интересно) то, о чем хотелось бы узнать поподробнее (очень любопытно).

- Какие выступления вызвали положительные эмоции?

- О чем захотелось узнать поподробнее?

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Материалы: Листы бумаги, ручки, цветные фломастеры или карандаши.

Ход занятия

Одной из важнейших функций мышления является выдвижение и проверка тех или иных предположений. Предположения в науке называются гипотезами.

Упражнение “А что было бы. ”

Попытайтесь придумать фантастические и неправдоподобные объяснения следующим событиям.

Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов! Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Если бы воробей стал таким же большим, как орел, то тогда бы нарушилась цепь питания. Другим животным нечего было есть.

Мута?ция (лат. mutatio — изменение) — стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.

Были бы бои: воробьи против орлов.

Воробьи охотились бы за мышами и мелкими птицами.

Мутация воробьев это плохо. Они могли бы убить очень много других птиц и даже людей. Они могли исчезнуть с земли в той местности, где есть хищники больше их. Возможно, их начали бы заводить в качестве домашних животных, но с другой стороны, неизвестно, смогут ли они жить в неволе.

Воробьи стали размером с орлов – возможно, на них подействовала радиация. Надо проводить исследования, изучать этот факт.

Нарушится жизнь человека, так как воробьи постоянно сосуществуют рядом с человеком.

А теперь, представьте, что слоны стали МЕНЬШЕ кошек! Как Вы думаете, что произойдет?

Нарушится деятельность человека, слоны ведь являются помощниками, например, слонов используют на хозяйственных, лесозаготовочных, погрузочных работах.

Потребуется защита другим животным.

Приведет к нарушению экосистем и в будущем возможны негативные последствия для планеты.

Слоны подружатся с мышами.

Хищные животные будут охотиться на слонов. Надо создать заповедники для слоников.

- А я придумал вот такой знак:


Green elephant

Защитим маленьких слоников!

Ведущий: Хорошо. Вы сейчас пытались предположить что бы произошло в результате того или иного события - учились выдвигать гипотезы.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Научное предположение для объяснения каких-либо явлений.

Формулирование гипотез – важнейший компонент научного мышления.

Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы можно было экспериментально доказать или опровергнуть ее истинность. Например:

- Большинство школьников в свободное время больше читают книги, чем смотрят телевизор.

- Большинство девочек больше любят мороженое, чем торт.

Упражнение “Учимся выдвигать гипотезы”

Ведущий: “Каждый из Вас сейчас получит тему своего исследования. Попытайтесь сформулировать гипотезу по этой теме. Например, тема: “Любимые телефильмы нашего класса”, гипотеза: “Большинство ребят в нашем классе больше всего из телефильмов любят ситкомы”. (Ситуационная комедия, или ситком (англ. situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия).

Каждый из учащихся получает ТЕМУ и выдвигает ГИПОТЕЗУ по данной теме.

  • Дни рождения
  • Свободное время учащихся
  • Любимое время года
  • Отношение к музыке
  • Любимые виды спорта
  • Любимая еда
  • Мода: любимые стили одежды
  • Любимые фильмы и сериалы
  • Любимые праздники
  • Любимые компьютерные игры

Ведущий: “Ребята, каждый из Вас получил тему своего исследования.

Вы сформулировали гипотезу по теме своего исследования.

Проведите опрос в группе, спрашивая каждого из ребят и фиксируя ответ.

Подсчитайте и сделайте выводы: подтвердилась ваша гипотеза или нет. Приступайте к работе”.

(Дается время на проведение исследования).

Ведущий: Ребята, давайте посмотрим, что же у вас получилось?

Ася: Тема моего исследования: “Дни рождения”.

Исследование проводилось в группе 6а класса.

Гипотеза: Большинство ребят родились ЛЕТОМ.

В ходе исследования получились следующие данные: 12% - родились зимой, 12% - родились осенью, 12% - родились весной, 64% - родились летом.

Следовательно, гипотеза подтвердилась. Большинство ребят (64%) празднуют свой день рождения ЛЕТОМ.

Влад: Тема исследования: “Любимое время года”.

Моя гипотеза: Большинство школьников любят лето.

Гипотеза подтвердилась на 100%. Все без исключения в нашей группе считают ЛЕТО любимым временем года.

Катя: Тема исследования: “Любимые виды спорта”.

Гипотеза: Большинство ребят из класса любят кататься на велосипеде.

  • Любят кататься на роликах – 12%
  • Любят кататься на велосипеде – 52%
  • Плавание – 12%
  • Футбол – 12%
  • Коньки – 12%

Следовательно, гипотеза подтвердилась. Большинство ребят из класса (52%) любят кататься на велосипеде.

Тема моего исследования: “Любимые праздники”

Гипотеза: Большинство учеников в этой группе класса любят Новогодний праздник.

Гипотеза подтвердилась. Большинство учеников в нашей группе (87%) любят праздник “Новый год”.

Тема моего исследования: “Любимые компьютерные игры”

Гипотеза: Большинство ребят любят играть в компьютерную игру “Counter-Strike”.

Гипотеза подтвердилась. Большинство опрошенных в группе (75%) сказали, что они любят играть в игру “Counter-Strike”.

Ведущий: Вам понравилось сегодня наше занятие? Какие сложности возникли при выполнении данного исследования?

- Да, было интересно.

- Понравилось, но было немного сложно сформулировать гипотезу.

Ведущий: Ребята, спасибо большое за такую огромную работу, которую Вы проделали на занятии. Мне было очень интересно сегодня с Вами работать. Я думаю, этот опыт исследования Вам обязательно пригодится!

На этой остановке у вас есть возможность проверить свои знания и самостоятельно оценить свои достижения.

П роверим, правильно ли вы оценили свои достижения. Сдайте тесты учителю.

Дельфин благодарит вас за работу.

А мы дальше продолжаем путь.

Дельфин благодарит вас за работу.

А мы дальше продолжаем путь.

3) С ледующая остановка:

В спомните рассказ про чижа. Перескажите его как запомнили.

( У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

Варя пришла к чижу:

- Пора тебе, чиж, петь.

- Пусти меня на волю, на воле я буду весь день петь ).

П одумайте и ответьте на вопросы.

  • Кто жил у Вари? ( у Вари жил чиж )
  • Где жил чиж? ( чиж жил в клетке )
  • Почему он не пел? ( сидел в клетке, жил в неволе )
  • Как вы думаете, какую проблему должна решить Варя? ( выпустить чижа на волю )
  • Какая проблема у чижа? ( Как вырваться на волю? Как вылететь из клетки? )

П родолжите мысль.

* Допустим Варя выпустит чижа из клетки, то… ( Чиж будет петь целыми днями, поблагодарит Варю и улетит)

Э то твоя догадка, предварительное соображение или … ( предположение )

*А что если чиж останется жить в клетке… ( Чиж может заболеть и вовсе перестанет петь)

- Ч то ты сейчас сказал? ( предположение )

*А какую гипотезу она могла выработать?

П рочитайте ещё раз, что такое гипотеза? ( предположение, требующее подтверждения)

И спользуйте советы доброго дельфина. Делая предположения, используйте слова памятки .

( Допустим, если я выпущу чижа на волю, а на воле жизнь прекрасна, даже петь хочется.)

( Если я выпущу чижа на волю, я сделаю доброе дело, а от доброты становится теплее и светлее на душе.)

(Всем нужна свобода, даже птице).

В ы сейчас вырабатали гипотезу-предположение.

- В спомните, какую проблему должна решить Варя? ( выпустить чижа на волю)

- Д ля чего нужна гипотеза? (Гипотеза нужна для решения проблемы)

- П ослушайте стихотворение про гипотезу (читает подготовленный ученик)(приложение4)

Сам гипотезу придумай,

Прежде хорошо подумай!

Ведь придётся объяснять,

Все детали уточнять,

- П одумайте, как птицы узнают дорогу на юг?

- П ридумай гипотезу-предположение, обсуди её с соседом по парте. И спользуйте советы дельфина ( проверка ).

- Д обились мы цели урока?

Д/з – представьте, что вы волшебники и можете исполнить три желания каждого человека. Что бы произошло? Придумайте одну гипотезу.

Дельфин благодарит вас за работу.

А мы дальше продолжаем путь.

4). С ледующая остановка

А мы дальше продолжаем путь.

5). С ледующая остановка

Д альше продолжим путь

- К ак вы думаете, какую медаль вручит тебе дельфин? Раскрась свою медаль.

- К акую медаль раскрасила …? Почему?

- К то раскрасил эту же медаль? И т. д.

Д ельфин благодарит вас за работу. Он думает, из вас получатся хорошие проектанты.

В какой город мы приехали? ( Проект )

В класс чужой ведут меня,

Представь, на выступление!

У доски дрожу, стою

И под нос проект бубню.

Смотрю в зал – нет лиц родных,

Мама! Шансов никаких!

Открываю я глаза,

По щеке бежит слеза.

Если ты дрожишь от страха

И бледнеешь на глазах,

Успокой себя, бояка,

Позабудь о страшных снах!

Улыбнись, в глаза взгляни,

Здесь все добрые, пойми!

Свой проект всем расскажи

Чётко, громко, от души!

На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу.

1.Делая предположения, используй слова:

1. требуем, чтобы…;

3. очень хотим, чтобы…;

2.Если не знаешь ответа на вопрос:

1. признайся, что у тебя недостаточно информации;

2. не признавайся, что у тебя недостаточно информации;

3. начинай сочинять ответ

4. Всю информацию, которая у тебя накопилась в процессе работы над проектом:

1. можно выбросить, она больше не нужна;

2. нужно собрать в отдельную папку;

3. можно отдать в классе друзьям.

5. Продуктом проекта может быть:

1. всё, что придумано тобой и сделано собственными руками;

2. всё, что тебе нравится в магазине.

1.Делая предположения, используй слова:

1. требуем, чтобы…;

3. очень хотим, чтобы…;

2.Если не знаешь ответа на вопрос:

1. признайся, что у тебя недостаточно информации;

2. не признавайся, что у тебя недостаточно информации;

3. начинай сочинять ответ

4. Всю информацию, которая у тебя накопилась в процессе работы над проектом:

1. можно выбросить, она больше не нужна;

2. нужно собрать в отдельную папку;

3. можно отдать в классе друзьям.

5. Продуктом проекта может быть:

1. всё, что придумано тобой и сделано собственными руками;

2. всё, что тебе нравится в магазине.

Я считаю свою тему актуальной. В настоящее время растёт число районов России, где происходит это грозное и опасное явление. Причина наводнения –быстрое таяние снега и обилие дождевой воды. Оно приносит ущерб, гибнут люди, животные.

В свою презентацию я включил фотографии, которые были сделаны, на различных этапах выращивания лука. Я заинтересовал родственников, которым я рассказал мой способ выращивания этого чудесного доктора.

Как интересно жить на свете!

В учёного играю я.

Растений много на планете,

Я изучаю их, любя!

Со мной играет вся семья,

Но игры эти не просты-

Проект свой защищаю я,

Попробуй-ка, дружок и ты!

Делать поделки из биссера не так-то просто, но очень интересно! Попробуй, и ты убедишься в этом сам.

Читайте также: