Учимся делать научное сообщение 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель начальных классов

1 категория 2015-2016 у.г.

Интегрированный урок в 4 классе

Задачи урока :

Образовательные : ввести новые понятия солнечная система, дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе ; познакомить с планетами земной группы; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.

Развивающие : развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами интернета. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные : осознание себя как части целостности природы

Планируемые результаты:

Личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные : понимание уникальности планет, как части Солнечной системы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: выступление в роли докладчика , необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям солнечная система; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников интернета, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с другим классом.

Тип урока : комбинированный, интегрированный

Форма работы учащихся : групповая, фронтальная, индивидуальная

Техническое оборудование : экран, проектор, схема и модель Солнечной системы, интернет, ноутбук.

Организационный момент .

Эмоциональный настрой

Учитель: Вы уже знаете, что небесные тела движущиеся вокруг Солнца образуют . Солнечную систему.

Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке, т.е. тему урока:

9 братьев и сестер

Вокруг мамы ходят

Отражая свет её,

Хороводы водят . (Планеты)

Зелёный - 5 баллов

жёлтый- 4 балла

синий- 3 балла

Тестовая работа

Ответы на вопросы

Работа со словарём

Представление

Закончи предложения

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я знаю, что…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я расскажу дома, что …

II . Повторение пройденного материала. ( Слайд 2,3 )

Учитель: Прежде чем приступить к работе, давайте ответим на вопросы в тесте:

1. Космические тела изучают:

а) географы; б) историки; в) астрономы.

2. Звезда, вокруг которой вращается планета Земля.

а) Полярная звезда; б) Сатурн; в) Солнце.

3. Земля по своим размерам:

а) Больше Солнца б) меньше Солнца в) такая же , как Солнце

4. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

5. Луна – это:

а) спутник Земли;

б) Планета Солнечной системы;

в) звезда Солнечной системы.

6. Найди правильное утверждение.

а) Луна вращается вокруг Земли;

б) Земля вращается вокруг Луны;

в) Луна вращается вокруг Солнечной системы.

7. Солнце это:

а) Планета; б) Космическое тело; в) Звезда.

8. Земля это.

а) Планета; б) Космическое тело; в) Звезда.

9. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Земля; б) Юпитер; в) Сатурн.

Взаимопроверка и проверка по слайду

Оцените своего соседа в оценочном листе в графе под № 1

III . Работа по теме урока:

- Давайте представим , что мы с вами находимся в космическом пространстве. Посмотрите на доску, что мы видим на ней …макет космического пространства ( на доске плакат на котором изображено космическое пространство с орбитами)

- Кто знает что обозначают круги в нашем космическом пространстве, в нашей солнечной системе. (орбиты)

- Что такое орбита? (путь по которому движутся планеты)

- Какая по счету от Солнца находится Земля в солнечной системе? (третья)

- Почему Земля голубая? ( На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу ,и эта оболочка придаёт планете голубизну.)

- Что ещё вы можете сказать о планете Земля , что имеет Земля?

- Обратите внимание: Земля имеет естественный спутник. Кто уже догадался, как он называется?

- На какие две группы делятся планеты в Солнечной системе? (планеты земной группы и планеты гиганты ) ( Слайд 5 )

- Какие планеты называют планетами земной группы?

_ Какие планеты относят к планетам –гигантам?

-Планеты, которые по размерам не больше Земли, называются планетами земной группы ( слайд 6 ). Это Меркурий, Венера, Марс и Земля.

Совсем другие планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун . Это настоящие великаны по сравнению с Землей, далекие холодные газовые шары. ( Слайд 7 )

Миша : «Солнечная система начала образовываться около 5 миллиардов лет назад. Первым образовалось Солнце, затем появились планеты. В Солнечную систему входят планеты, спутники планет, кометы, метеориты, астероиды.

Наша галактика – Млечный Путь, – вероятно, в три раза старше Солнечной системы. Солнечная система вместе с Солнцем расположена на краю Млечного Пути.

Солнечная система названа так по имени Солнца. Она имеет форму плоского диска и состоит из девяти планет, которые движутся по круговым орбитам вокруг Солнца. В Солнечную систему входят и более мелкие объекты: спутники планет, астероиды, кометы, пыль, мелкие камни, метеорные тела.

Лера: В небе существует немало галактик, туманностей, звезд, планет, спутников и комет. Спутники вращаются вокруг планет, а планеты - вокруг звезд. Звезды объединены в галактики. Галактики сгруппированы в скопления галактик. Земля – это планета она совершает оборот вокруг Солнца,своей звезды,в течение года.Луна,будучи спутником ,обходит Землю кругом за 27 дней и почти 8 часов.К тому же Луна вращается вокруг своей оси,всегда показывая нам одну и ту же сторону. Солнечная система состоит из Солнца, окруженного девятью планетами (одна из которых земля), из спутников, планет, множества малых планет ( или астероидов ), метеоритов и комет, чьи появления непредсказуемы. Все планеты, их спутники и астероиды вращаются вокруг Солнца. Огромные куски камня движутся между Марсом и Юпитером. Их называют астероидами, или малыми планетами. Самые крупные из них достигают в диаметре примерно 1000 км. А самые маленькие – всего нескольких километров.

(Обращение к словарю в учебнике окружающий мир)

Оцените себя в оценочном листе в графе под №2

Учитель:

- Давайте повторим названия всех планет, входящих в Солнечную систему? Что находится в самом центре Солнечной системы ( Солнце)

Краус Кристина: ( Слайд 8 )

Солнце- Солнце центральное тело Солнечной системы - представляет собой раскалённый плазменный шар. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Свет от него до нас доходит за 8,3 мин. Солнце решающим образом повлияло на образование всех тел Солнечной системы и создало те условия, которые привели к возникновению и развитию жизни на Земле .Его масса в 333 000 раз больше массы Земли и в 730 раз больше массы всех других планет, вместе взятых. За 5 миллиардов лет существования Солнца уже около половины водорода в его центральной части превратилось в гелий. Расстояние до Солнца в 107 раз превышает его диаметр. Солнце представляет собой сферически симметричное тело, находящееся в равновесии. Всюду на одинаковых расстояниях от центра этого шара физические условия одинаковы, но они заметно меняются по мере приближения к центру. Плотность и давление быстро нарастают вглубь, где газ сильнее сжат давлением вышележащих слоев. Следовательно, температура также растёт по мере приближения к центру. В зависимости от изменения физических условий Солнце можно разделять на несколько концентрических слоев, постепенно переходящих друг в друга.

Максим Кузнецов: ( Слайд 9 )

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Опаленная огненным шаром поверхность Меркурия покрыта пылью и камнями. Ни воды, ни воздуха на планете нет. Весь путь по орбите Меркурий проходит за 88 суток. Он медленно вращается вокруг своей оси и совершает полный оборот за 176 земных суток. Диаметр планеты равен 4878 километров. Когда одна сторона Меркурия бывает, освещена, другая в это время затемнена. На освещенной стороне – день, на затемненной ночь. Температура на освещенной стороне достигает плюс 427 градусов, а затемненной – минус 170 градусов.

Ученые считают, что Меркурий в течение последних 2 миллиардов лет медленно остывает.

Татьяна : ( Слайд 10 )

Венера – вторая по удаленности планета от Солнца. Как и Меркурий, она относится к внутренним планетам. Ее орбита находится внутри орбиты земли. От Солнца до Венеры около 108 миллионов километров. Весь путь по орбите вокруг Солнца Венера проходит за 222 земных суток. Из этого видно, что ее год короче нашего на 143 дня. Вокруг своей оси Венера вращается очень медленно. Полный оборот она делает за 117 земных суток. Что интересно, Венера вращается вокруг своей оси в противоположном направлении, по сравнению с другими планетами. По размерам Венера почти такая же как, наша Земля. Ее диаметр равен 12104 километрам, а диаметр Земли – 12756 километров. Спутников Венера, как и Меркурий, не имеет. Температура дневной и ночной половин Венеры почти одинаковая.

Аня: ( Слайд 11 )

Земля- третья по счету планета от Солнца, обладает одной уникальной особенностью – на ней есть жизнь. Однако при взгляде на Землю из космоса это не заметно. Хорошо видны облака, плавающие в атмосфере. Сквозь просветы в них различимы материки.

Большая же часть Земли покрыта океанами.

Появление жизни, живого вещества – биосферы – на нашей планете явилось следствием её эволюции. В свою очередь биосфера оказала значительное влияние на весь дальнейший ход природных процессов. Так, не будь жизни на Земле, химический состав её атмосферы был бы совершенно иным.

Настя: ( Слайд 12 )

Марс – четвертая внутренняя планета Солнечной системы. Он так же, как и Меркурий и Венера, относится к планетам земной группы. Марс меньше Земли. Его диаметр около 6800 километров. Вокруг Солнца он вращается за 687 земных суток. Скорость вращения вокруг своей оси у Марса – 24 часа 37 минут и 23 секунды. То есть сутки на Марсе немного длиннее земных. У Марса есть два спутника.

Днем на Марсе держатся температуры до + 17 градусов, а ночью – всегда отрицательные, доходящие до – 143 градусов.

- Какие две планеты идут за внутренними планетами, если мы будем удаляться от Солнца? (Юпитер и Сатурн.)

Это – планеты-гиганты. Рассмотрите их изображения.

Юпитер и Сатурн – две самые большие планеты Солнечной системы. Они быстрее других планет вращаются вокруг своей оси, причём так быстро, что сплющиваются к полюсам. Обе планеты – громадные шары из жидкости и газа, не имеющие твёрдых поверхностей, так что космический корабль не может сесть на них.

Яна: ( Слайд 13 )

Юпитер в 2 раза массивнее, чем все планеты Солнечной системы, вместе взятые. Диаметр Юпитера составляет почти 143 тысячи километров. Юпитер больше Земли по объёму в 1200 раз. Вокруг своей оси он вращается за 10 часов, а полный оборот вокруг Солнца делает за 12 земных лет. Юпитер имеет большое количество спутников. По последним данным их 16.

Наблюдатели в течение 300 лет видят в телескопы Большое Красное пятно диаметром 10–40 тысяч километров. Оно видно, то как красноватый, то как темно-красный овал. Видимые размеры, яркость и окраска Большого Красного пятна изменяются. Большое Красное пятно считается загадкой Юпитера. Ученые предполагают, что это – огромное, вихрем крутящееся штормовое облако.

Полина: ( Слайд 14 )

Сатурн расположен от Солнца почти вдвое дальше, чем Юпитер. Хотя он и меньше Юпитера, но так же относится к планетам-гигантам. Диаметр этой планеты составляет 120 тысяч километров. Оборот вокруг Солнца Сатурн совершает за 29,5 лет. Вокруг своей оси он вращается за 10 часов 14 минут. Сатурн состоит из газов. Температура на его поверхности низкая, может доходить до – 180 градусов.

Особенность Сатурна – плоское светящееся кольцо, опоясывающее планету вокруг экватора, не соприкасаясь с ее поверхностью. Если посмотреть в телескоп с большим увеличением, то оказывается, что это кольцо состоит из множества светящихся колец. У Сатурна не менее 18 спутников.

Рассмотрите схему строения Солнечной системы. Сколько планет осталось? Назовите их. (Уран, Нептун и Плутон.)

Посмотрим на планеты-гиганты и внешние планеты Солнечной системы.

К внешним планетам относятся три самых удаленных от Солнца планеты – Уран, Нептун и Плутон. Уран и Нептун – гигантские газовые шары. Но газы, из которых состоит Плутон, замерзли из-за того, что планета расположена слишком далеко от Солнца.

Даша: ( Слайд 15 )

Планета Уран была открыта в 1781 году. Диаметр планеты около 51 тысячи километров. Уран необычен тем, что он вращается как бы лежа на боку: ось его собственного вращения находится в плоскости орбиты. Из-за этого Солнце поднимается там очень высоко над горизонтом и половину времени освещает то северное, то южное полушарие. поэтому на поверхности бывает или полярный день, или полярная ночь, продолжительностью по 42 земных года.

Вокруг своей оси Уран вращается за 10 часов 49 минут. Вокруг Солнца – за 84 земных года. Температура на поверхности планеты равна приблизительно – 210 градусам. У Урана 15 спутников, все они не большого размера.

Алёна: ( Слайд 16 )

Нептун – восьмая планета нашей Солнечной системы. Его диаметр равен почти 50 тысячам километрам. Как и другие большие планеты, он окружен кольцами. Его поверхность окружена дымкой из голубых облаков. Как и у Юпитера, у Нептуна есть большое вихревое облако, которое называется Большое Темное пятно. Температура на поверхности Нептуна доходит до – 214 градусов.

Вокруг Солнца Нептун вращается за 165 земных лет, а вокруг своей оси – за 15,8 часа. У Нептуна два спутника.

Вероника: ( Слайд 17 )

Оцените себя в оценочном листе в графе под № 3

- Просмотр мультфильма про планеты.

- Просмотр видеоролика о планетах и звездах солнечной системы

Давайте вернёмся с вами к теме и цели урока и вспомним какую цель мы ставили перед собой, достигли ли мы этой цели , а чтобы проверить на сколько мы достигли этой цели я предлагаю вам поучаствовать в опроснике.

Видео вопросы: ( Слайды 18,19,20,21,22,23,24,25 ) ответы детей

Оцените себя в оценочном листе в графе под №4

_ А теперь я хочу обратиться к нашим гостям, второклассникам . Вам было интересно на этом занятии? А что было самым интересным? Что вы больше всего запомнили? А вы хотите проверить на сколько, вы усвоили полученную информацию, знания на уроке? Я предлагаю вам выйти к доске и попробовать расположить планеты по орбитам вокруг солнца в нашем космическом пространстве, в нашей солнечной системе. Давайте попробуем!

(Расположение планет на плакате.)

Учитель: Где пригодятся Вам полученные знания на уроке?

Ну что ж , все были сегодня умничками, а теперь посмотрите на слайд и закончите данные предложения , они имеются в ваших оценочных листах. ( Слайд 26 )

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я знаю, что…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я расскажу дома, что …

- А теперь посчитайте свои баллы в оценочных листах и сдайте мне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научить составлять научный текст, составлять его план и пересказывать с опорой на план.

Личностные результаты: понимать значение знаний для человека и принимать его, иметь желание учиться.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формировать и удерживать учебную задачу; соотносить выполненное задание с образцом.

Коммуникативные: работать с соседом по парте, осуществлять самопроверку выполненной работы.

Начинается урок,
Приготовься-ка дружок!

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждет обязательно!

Учитель. Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока.

ЙЫНЧУАН ТСКЕТ

Ученики. Научный текст.

Учитель. Каковы задачи урока.

Ученики. Знать, что такое научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.

Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать научный текст, но и будете учиться рассуждать, делать выводы и в конце урока составите из предложенных заготовок свой научный текст.

- Вспомните, что такое научный текст.

- Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.

- Какие еще виды текстов вы знаете?

- Повествование и описание.

- Какие особенности этих текстов вы знаете?

- Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.

Мы с вами вспомнили, какие виды текстов нам известны, а сейчас мы применим наши знания на практике и поработаем с разными видами текстов.

-Ребята, вы знаете, что любой текст состоит из трех частей.

-Какие это части?

-Вводная часть, основная часть, заключительная часть.

Изложение всего материала

Тема и цели выступления

Для того, чтобы выступить перед аудиторией, нужно составить памятку, чтобы ваше выступление прошло идеально.

-Что необходимо сделать?

-Настроится эмоционально, позаботится о внешнем виде, подобрать одежду, выбрать место выступления

-Составить конспект и репетировать.

-А еще что мы забыли?

- Обдумать приветствие и прощание.

И так мы составили памятку

Работа по учебнику.

-Ознакомьтесь с планом, который составили Маша и Миша. Соответствует их план содержанию?

Значит, нужно расширить каждый пункт плана.

Физкультминутка

Практическая работа по теме.

Из данных предложений составить научный текст.

Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.

Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см. Длина хвоста около 10см. В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно. К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.

В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.

Лебедь-кликун – перелетная птица. Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником. Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.

Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого, даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.

Ежи - ……………………………животные. Они бывают………………………Все они - ……………………………Живут они в ……………………………………. В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж - он всем знаком. На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается………………………………….

Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке, ушастый, большими ушами.

Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. В России обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. На юге нашей страны живет ушастый еж. Он от всех ежей отличается большими ушами.

Каждая группа рассказывает о проделанной работе.

Учитель. Молодцы ребята. Вы замечательно поработали. В жизни нам предстоит работать с разными источниками информации и для того чтобы вы могли использовать полезную информацию, были успешны и уверенны в этой информации вам необходим этот урок. Он поможет вам на уроках окружающего мира, на кружке краеведенья, а так же на других уроках. Мы будем работать дальше над этим.

Учитель. Что такое научный текст?

Может ли научный текст содержать авторское отношение, его чувства?

Где можно встретить научный текст?

Ученики. Учились распознавать научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.

Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.



Передаёт научную информацию в интересной, занимательной форме.

Подчеркни в тексте научную информацию о клюкве.

Клюква

Заяц с полной корзиной клюквы возвращался домой. Навстречу ему выбежал Лисёнок.
– Что это у тебя в корзине? – поинтересовался он у друга.
– Клюква.
– Фу, кислятина!
– Сам ты кислятина. – Зайка даже обиделся.
– Клюкву называют чудо-ягодой. Она и питает, и лечит.
– Ты знаешь, что в ней много витаминов?
– Нет, – растерялся Лисёнок.
– Эх ты, а ещё в лесу живёшь. Клюкву едят птицы. Мишка косолапый не прочь отведать этой ягоды. Да и куница с белкой на болото прибегают.

Побеги клюквы стелются по мху и растут в траве. Ягоды её, словно крупные красные бусинки, украшают маленький болотный кустарничек с тонкими буроватыми стеблями и мелкими вечнозелёными листочками .
– Послушай! – Лисёнок внимательно посмотрел на Зайку.
– Но ведь скоро зима. Ягоду засыплет снег, и она погибнет.
– Ничего с ней не будет, – засмеялся тот. – Она снега не боится. Приходи весной на болото, отведаешь перезимовавшей клюквы. Посмотришь, как лежат на моховых кочках ягодки и друг на друга любуются.

Объясни значения слов.

• Буроватые – серовато-коричневые с красным отливом.

• Вечнозелёные – с не желтеющими и не опадающими в течение всего года листьями.

Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF

Урок развития речи в 4 классеАвтор презентации: Кадырова Ольга Игоревна, учитель начальных классов МАОУ ООШ

Урок развития речи
в 4 классе

Автор презентации: Кадырова Ольга Игоревна,
учитель начальных классов МАОУ ООШ №52 города Тюмени
2018

Девиз урокаХочешь грамотным быть? Учись мыслить и творить!

Хочешь грамотным быть?

Учись мыслить и творить!

Письмо Дорогие ребята! Вы стали уже совсем взрослыми. В 5 классе у вас появится

Читайте также: