Учимся делать добро конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Так о чем мы будем говорить? О добре и зле.

Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

Высшее проявление добра - мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла - война, убийство.

•3. Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни. Как в притче о двух волках. — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди .

Учитель. Добру противостоит зло.

Как вы понимаете слова: "Добро должно быть с кулаками"?

Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием.

Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро - не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории - в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром!

Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта - признак силы, а не слабости. Презентация.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

2. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.)

Доброта это милосердие.

Высшее проявление добра - мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла - война, убийство.

•4. Пословицы недаром молвятся.

Какие пословицы вы знаете?

Давайте сопоставим пословицы.

•5. Подведение итогов.

А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от своего плохого настроения, от глупых и ненужных оскорблений, понимая, что жизнь у нас одна и однажды сказанное слово или сделанное дело, быть может, так и останется грязным, невытертым пятном?

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

До свидания, будьте добры друг к другу.Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

Список используемой литературы:

  • Афоризмы по иностранным источникам. - М.: Просвещение, 1972.
  • Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
  • Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
  • Периодические издания.
  • Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.
  • Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
  • Энциклопедия. К и М, 2007 г.

Самоанализ классного часа в 6 классе

“Урок добра в 6 классе ”

Выбор темы классного часа очень актуален, так как в современных условиях необходимо воспитывать чувство доброты в человеке,стремление быть полезным Родине, обществу.

Цель занятия:

Формировать у учащихся этические представления, знан категориях добра.

Форма проведения : дискуссия.

Методы: словесный, практический, проблемно – поисковый.

Моё педагогическое кредо – научить детей быть человечными.

При проведении внеклассных мероприятий основной своей задачей я считаю воспитание всесторонне развитых, культурных личностей через повышение культурного и образовательного уровня учащихся.

При планировании данного мероприятия я старалась учесть образовательные, воспитательные и развивающие задачи, для реализации которых был и подобран весь материал. При подборе материала я учитывала поставленные цели и задачи (формирование этических норм поведения и общения друг с другом; развитие эмоционально – ценностной сферы учащихся; формирование у учащихся этические представления, знания о категориях добра, способствовавшие процессу самопознания через создание условий для самовыражения).

В начале занятия, используя информационные технологии, старалась психологически настроить детей, задать им тон работы. Презентация, прочитанное мной стихотворение помогли детям определить тему классного часа.

В течение всего занятия использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия, ), наглядный (видеоролик, презентация), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На классном часе использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности.

На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры. Здесь звучала притча, пословицы и поговорки, что придавало занятию эмоциональный настрой и конкретность.

Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Все задания ребята выполняли с удовольствием.

В ходе классного часа соблюдался методический принцип - коммуникативность, присутствовала обратная связь с учеником как главная цель педагогического воздействия.

Считаю, что цель классного часа достигнута, т.к. учащиеся смогли ответить на поставленные вопросы: для чего нужна человеку доброта? Почему непобедим человек, вооружённый добротой? Все ученики работали, высказывали свои мнения, идеи свободно.

Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей 6-го класса.

Тематика классного часа очень актуальна и соответствует возрасту и интересам детей. Объём информации доступен в соответствии с возрастом.

Использованная мною компьютерная презентация, аудиозаписи способствовали разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса.

Я считаю, что учащиеся были активны, проявили интерес к проблеме, умение общаться по проблеме. Этому способствовала благоприятная психологическая атмосфера, где осуществлялся принцип положительного фона и познавательной активности. Эмоции учащихся я старалась развить включением в содержание мероприятия интересных заданий, фактов, презентации.

Благодаря выше указанному цели данного мероприятия были достигнуты.

Свой самоанализ хочу закончить словами:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обществознание. 6 класс. 17.02.2017.

Тема: Человек славен добрыми делами.

Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,

Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.

Метопредметные:

Развивать умение работать в парах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Тип урока: открытия нового знания

Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.

Структура и ход урока

Доброе утро. Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Давайте немного побеседуем:

– Какие поступки вы бы назвали добрыми?

А теперь давайте подберем ассоциации к слову добро или нарисуйте, как вы его себе представляете. (Что для вас добро?)

А вы знаете о том, что на вопрос, что такое добро и зло искали ответ еще наши далекие предки. И свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках. (Слайд 5)

Давайте раскроем их смысл.

Итак, мы с вами можем сказать о том, что добро, доброту всегда ценили, и ценили человека за добрые дела.

Народная мудрость заключена и в сказках. Ведь в русских народных сказках добро всегда побеждает зло (так и в жизни должно быть). Какие сказки с такими концами вы знаете? (Морозко, Гуси – лебеди, Золушка и др.) (Слайд 6)

Как мы видим на примере сказок доброте сопутствуюттакие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение)

Хорошо, вы знаете много сказок, но я хотела бы познакомить вас с притчей о цветке и бабочке. А после мы с вами ее обсудим. (Слайд 7)

Притча.

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.

Теперь давайте обсудим притчу.

– Как вы охарактеризуете поступок Цветка? (Итак, цветок поступил жестоко, заведомо обрекая свою подругу на погибель…)

– А какие качества вы увидели в Бабочке? (Доброту и бесконечную любовь, к своему другу, который желал ей погибели во имя спасения своей жизни)

– Какая мораль в этой сказке? (Не желай никому того, чего не желаешь себе; относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе).

– Эти фразы называются золотыми правилами морали. Давайте запишем. (Слайд 8)

- Чему учат нас золотые правила?

- Почему главные правила морали называют золотыми?

- Почему эти правила живут много тысяч лет?

А что такое мораль? Давайте запишем определение. (Слайд 9)

Итак, добрыми бывают не только поступки, но и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все у него получится, что все будет хорошо.

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. (Слайд 10)

Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное - посадил дерево; приятное - сделал подарок; истинное - помог человеку в беде)

Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)

И сейчас нам необходимо подытожить, и кратко записать в тетрадь все то о чем мы сегодня с вами говорили. Наш конспект будет состоять из 5 строк, как же мы его составим, обратите внимание на слайд, работаем вместе, вы записываете со мной: (Слайд 11)

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. (О ком мы с вами сегодня говорили?)

На второй строчке пишутся два прилагательных (причастия), раскрывающих тему синквейна. (Человек какой?)

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. (Человек, добрый, …. Что делает?)

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Золотые правила морали ("Не желай никому того, чего не желаешь себе " и т.д.)

Пятая строчка – это слово-резюме, личное отношение учащегося к теме. (Доброта)

Примерный ответ:

2. Добрый, отзывчивый

3. Помогает, защищает, сострадает

Вот то, что сейчас мы с вами сделали, называется СИНКВЕЙН.

Ребята, благодарю Вас за работу, вы все замечательно справились, мне очень приятно было с вами работать. Ну, а как же вы себя чувствуете в конце занятия? (Слайд 12)

Перед вами лежат 2 смайлика. Прошу поднять улыбающийся смайлик, кому урок показался интересным и занимательным. А грустный, кому урок был неинтересен.

Всем большое спасибо за урок, до свидания!

Д.з. на выбор.

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

Воспитатель: Архипова Г. В МКДОУ БГО ЦРР - детский сад №11

Образовательные области: речевое, познавательное, социально –коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Углублять представление о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека; продолжить формировать представления о добре и зле.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход занятия:

Под музыку в зал вбегает старуха Шапокляк

Шапокляк: Слышала, вы тут о добре говорите, а что такое добро? А-а-а! Это, наверное, пряник? (Достает из кармана пряник и показывает детям.)

Шапокляк: Это, наверное, рогатка? (вынимает, показывает.)

Шапокляк: (достает кошелёк с деньгами). А вот оно добро, всю жизнь копила, по крупицам собирала.

Шапокляк: Так что же такое добро?

Дети: Все, что приносит пользу окружающим, всё полезное, положительное.

Шапокляк: Добро можно увидеть? В чем проявляется доброта?

Дети: Это добрые поступки для себя и для других, никого не обижать, всем помогать, делиться, быть внимательным.

Шапокляк: Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя!

Шапокляк: Ой, да я сейчас запросто стану доброй. Вот только сделаю маленькую гадость, подложу на стульчик кнопочку вот этому мальчишке и буду доброй.

Ребенок (читает стихотворение)

Добрым быть совсем, совсем не просто

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Шапокляк: Раз вы такие добрые, вот я вас и испытаю.

Шапокляк: Поднимите руки те, кто приходит другим на помощь. Кто заботится о близких и родных? Кто ломает игрушки? Кто обижает ребят, грубит маме, бабушке?

Поднимите руки жадные девочки. Поднимите руки драчливые мальчики. (дети выполняют задание)

Видно вы и вправду добрые. Но добро не в словах, а в добрых делах. Вот я и посмотрю, как вы справитесь со следующим заданием.

1. Посмотрите на картинки. Что вы видите? Как вы поступите с бездомной кошкой (ответы детей).

2. Следующая картинка: У нас – новенькая. Испугалась Сонечка и стоит тихонечко. Кто из детей поступает правильно? А как бы вы поступили? (ответы детей)

3. Кто изображен на картинке? Почему у мальчика грустные глаза? О чем он мечтает? Как вы бы поступили в этой ситуации?

4. Что случилось со старушкой? Как она себя чувствует? Что для вас важнее: услышать благодарность, похвалу или просто помочь? (ответы детей)

Шапокляк: Говорить красиво легко, а поступать правильно сложно.

Прямо пойдешь – встретишь старушку, которой нужно помочь дойти до скамейки, налево пойдешь – встретишь старика, которому нужно подсказать, где находится аптека, направо пойдешь – игрушку найдешь, о которой давно мечтал. (дети встают на дорожки)

Шапокляк: Что на свете не купишь ни за какие деньги?

Дети: Дружбу, любовь, счастье, здоровье, доброту, уважение и т. д.

Шапокляк: Так сколь же стоят добрые слова?

Дети: Эти слова бесценны.

Воспитатель: Ребята, прикрепите красные сердечки, где хорошие, добрые дела, а синие, где плохие.

Шапокляк: Дети! Почему вы такие добрые, ведь очень трудно быть добрым гадости творить намного легче. Вижу, вы добрые и готовы прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. Помогите мне стать доброй, научите делать добро.

За добрые дела

Воспитатель: (читает стихотворение)

О доброте

Доброта дается от рожденья,

Как цвет кожи, глаз или волос.

Никому еще не удалось.

Доброта передается по наследству

Так же как похожие черты:

С генами другими по соседству

Закодированы гены доброты.

И не так уж трудно догадаться,

У кого в натуре доброта :

Просто он не станет похваляться,

Что он сделал и когда.

Просто он живет так, как умеет,

По – другому не умеет жить.

Вас своею лаской обогреет,

А обидят – может защитить.

Он ее вам с радостью отдаст.

И поможет по любому делу,

Ободрит и никогда вас не предаст.

Ребята, а как сделать чтобы добро на планете Земля умножалось?

Дети: Самому каждый день совершать добрые поступки, вырасти хорошим добрым человеком.

Воспитатель: Давайте пойдем и поможем малышам одеться на прогулку, совершим еще один добрый поступок.

О доброте и сердечности Целый ряд черт характера, личностных особенностей формируются у ребенка на основе тех или иных чувств. То или иное качество характера возникает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует множество форм проведения повторительно-обобщающих уроков по обществознанию. Огромен интерес у меня и у учеников к урокам обобщения, которые проводятся в форме игры. Ученики становятся активными участниками процесса обучения, поэтому и планы уроков в 5-6 классах по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова мною предложены как сценарии.

Цель: формирование у детей ресурсов противостояния “опасностям”, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.

Задачи:

  • установление взаимосвязи между человеческими чувствами и физическим здоровьем;
  • формирование умения владеть своими чувствами;
  • развитие речи, эмоций, мышления, воли, интереса к своему здоровью.

Форма проведения - фронтальная, групповая

Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический.

I. Слово учителя

У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми.

Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

Тема урока "СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО". Эпиграфом к нашему разговору станут слова А.Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

- А что такое доброта?

В.О. (милосердие, помощь, взаимовыручка и т.д.)

- По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро - все положительное, полезное, хорошее.

Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.

Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.

Добродетель - высокая нравственность.

Добронравие - хороший нрав.

Добросердечность - ласковое, доброе сердце.

Добряк - добрый человек.

Вот как много однокоренных слов.

- А для чего нужна доброта?

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

II. Работа с пословицами

Существует множество пословиц и поговорок о добре.

Собери пословицу и объясни значение.

Что посеешь, то и

Добра не делает никому

А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?

В.О. Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.

- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

III. Физкультпауза. Родители по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми они называют своих детей, а дети показывают движения.

IY. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Так что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. А помогут нам в этом наши родители. (Родители зачитывают высказывания).

Y. Это интересно (для родителей)

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец - несчастлив.

Иван Сергеевич Тургенев писал: “Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.

В.О. “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо).

- “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой).

- “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер).

- “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир).

- “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль).

- “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев Толстой).

- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?

- Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее она превратилась в фамилию.

YI. Игра “Кто больше?”

Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют.

В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.

- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.

YII. Ролевая игра

- Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?

Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(Подходят Сиропчик и Пончик).

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебя еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!

Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло

Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопка: А для чего ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопка: Вот видишь - а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

YIII. Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас?

Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам и задание родителям:

Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим детям об отношении к окружающим людям?

  1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
  2. Любить людей знакомых и незнакомых.
  3. Призывать окружающих к хорощим взаимоотношениям
  4. Делать добро для близких, друзей.
  5. Не завидовать.
  6. Не вредничать.
  7. Не грубить

Давайте зачитаем ваши правила. (А на доске учитель и родитель наклеивают напечатанные заранее правила).

- Каким делает человека доброта?

В.О. - Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.

- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?

  • Высказывания детей и родителей (3 минуты).
  • Принятие общего решения

- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: “Не надо, лучше возьми меня на ручки”.

-Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка).

- Оказывается, каждый ребенок имеет на это право.

У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция).

- А у детей есть такой документ? Да, это Конвенция о правах ребенка - документ большой нравственной силы.

IX. Итог урока

- Легко или трудно быть добрым?

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.

А сейчас послушаем стихи.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.

Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело
А не тлело во мгле
Все вместе: Делай доброе дело -
Тем живем на земле.

Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
Все вместе: И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.

Существует множество форм проведения повторительно-обобщающих уроков по обществознанию. Огромен интерес у меня и у учеников к урокам обобщения, которые проводятся в форме игры. Ученики становятся активными участниками процесса обучения, поэтому и планы уроков в 5-6 классах по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова мною предложены как сценарии.

Цель: формирование у детей ресурсов противостояния “опасностям”, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.

установление взаимосвязи между человеческими чувствами и физическим здоровьем;

формирование умения владеть своими чувствами;

развитие речи, эмоций, мышления, воли, интереса к своему здоровью.

Форма проведения - фронтальная, групповая

Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический.

I. Слово учителя

У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми.

Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

Тема урока "СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО". Эпиграфом к нашему разговору станут слова А.Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

- А что такое доброта?

В.О. (милосердие, помощь, взаимовыручка и т.д.)

- По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро - все положительное, полезное, хорошее.

Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.

Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.

Добродетель - высокая нравственность.

Добронравие - хороший нрав.

Добросердечность - ласковое, доброе сердце.

Добряк - добрый человек.

Вот как много однокоренных слов.

- А для чего нужна доброта?

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

II. Работа с пословицами

Существует множество пословиц и поговорок о добре.

Собери пословицу и объясни значение.

Что посеешь, то и

Добра не делает никому

А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?

В.О. Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.

- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

III. Физкультпауза. Родители по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми они называют своих детей, а дети показывают движения.

IY. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Так что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. А помогут нам в этом наши родители. (Родители зачитывают высказывания).

Y. Это интересно (для родителей)

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец - несчастлив.

Иван Сергеевич Тургенев писал: “Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.

В.О. “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо).

- “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой).

- “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер).

- “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир).

- “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль).

- “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев Толстой).

- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?

- Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее она превратилась в фамилию.

YI. Игра “Кто больше?”

Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют.

В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.

- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.

YII. Ролевая игра

- Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?

Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(Подходят Сиропчик и Пончик).

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебя еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!

Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло

Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопка: А для чего ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопка: Вот видишь - а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

YIII. Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас?

Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам и задание родителям:

Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим детям об отношении к окружающим людям?

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

Любить людей знакомых и незнакомых.

Призывать окружающих к хорощим взаимоотношениям

Делать добро для близких, друзей.

Давайте зачитаем ваши правила. (А на доске учитель и родитель наклеивают напечатанные заранее правила).

- Каким делает человека доброта?

В.О. - Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.

- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?

Высказывания детей и родителей (3 минуты).

Принятие общего решения

- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: “Не надо, лучше возьми меня на ручки”.

-Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка).

- Оказывается, каждый ребенок имеет на это право.

У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция).

- А у детей есть такой документ? Да, это Конвенция о правах ребенка - документ большой нравственной силы.

IX. Итог урока

- Легко или трудно быть добрым?

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.

А сейчас послушаем стихи.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.

Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело
А не тлело во мгле
Все вместе: Делай доброе дело -
Тем живем на земле.

Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
Все вместе: И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.

Читайте также: