У истоков древнерусского крестьянства конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Слайд 8СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА Люди -свободные земледельцы и ремесленники, объединившиеся в общины Смерды- категория феодально-зависимых крестьян, несущих те или иные повинности в пользу князя.
Слайд 9СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА Холопство — форма рабства — состояние несвободного населения. Холоп — раб из местного населения. Челядин — раб, захваченный в результате похода на соседние племена, общины и государства. То есть челядин — раб-чужеземец, раб-иноплеменник. По сравнению с челядином холоп имел несравненно больше прав и поблажек.
Слайд 10Рядовичи— лица, служившие землевладельцам по ряду (договору), попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда, которые вынуждены отрабатывать его у господина, используя часть своего времени. Рядовичами были мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА
Слайд 11СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА Закупы —свободные смерды, взявшие взаймы ссуду(купу). На период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) закуп селился на земле феодала со своим инвентарем При попытке бегства закуп становился полным холопом однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уистоков древнерусского крестьянства.Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель)[1][2] — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой[3]

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

У ИСТОКОВ КРЕСТЬЯНСТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ Подготовила учитель истории и обществозна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

У ИСТОКОВ КРЕСТЬЯНСТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ Подготовила учитель истории и обществозна.

У ИСТОКОВ КРЕСТЬЯНСТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош №4 МОРФ ЛатыповаО.Ш.

Основной хозяйственной ячейкой древнерусского общества являлась территориальн.

Основной хозяйственной ячейкой древнерусского общества являлась территориальная община свободных крестьян (вервь, мир), основанная на коллективной форме собственности и принципах уравнительности. Каждая община владела определённой терри- торией. КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

В общественном пользовании находились земля, луга, водоёмы, промысловые угодь.

В общественном пользовании находились земля, луга, водоёмы, промысловые угодья. Пахотные земли и покосы делились между членами общины и отдавались им в личное пользование. КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

- вид земельной собственности, возникла как наследственное владение. Однако.

- вид земельной собственности, возникла как наследственное владение. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять её у владельца за преступления против власти и передать другому лицу. ВОТЧИНА

В первые десятилетия после Крещения Руси практически отсутствовало. Церковные.

В первые десятилетия после Крещения Руси практически отсутствовало. Церковные богатства формировались в основном за счёт выполнения определённых судебных функций, а также за счёт десятины — передачи церкви десятой части всех княжеских доходов. Появление первых церковных земель отмечено только в XI в. Церковное землевладение

ПУТИ СОЗДАНИЯ КРУПНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 1.Освоение пустующих земель, ча.


СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА Люди-свободные зем.

СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА Люди-свободные земледельцы и ремесленники, объединившиеся в общины Смерды- категория феодально-зависимых крестьян, несущих те или иные повинности в пользу князя.

СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА Холопство — форма .

СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА Холопство — форма рабства — состояние несвободного населения . Холоп — раб из местного населения. Челядин — раб, захваченный в результате похода на соседние племена, общины и государства. То есть челядин — раб-чужеземец, раб-иноплеменник. По сравнению с челядином холоп имел несравненно больше прав и поблажек.

Рядовичи— лица, служившие землевладельцам по ряду (договору), попавшие в зави.

Рядовичи— лица, служившие землевладельцам по ряду (договору), попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда, которые вынуждены отрабатывать его у господина, используя часть своего времени. Рядовичами были мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА

СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА Закупы —свободные .

СТРУКТУРА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 10 – НАЧАЛЕ 13 ВЕКА Закупы —свободные смерды, взявшие взаймы ссуду(купу). На период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) закуп селился на земле феодала со своим инвентарем При попытке бегства закуп становился полным холопом однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 260 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.02.2016 2261
  • PPTX 2 мбайт
  • 23 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Латыпова Ольга Шарифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основной хозяйственной ячейкой древнерусского общества являлась территориальная община свободных крестьян (вервь, мир), основанная на коллективной форме собственности и принципах уравнительности. Каждая община владела определённой территорией. В общественном пользовании находились земля, луга, водоёмы, промысловые угодья. Пахотные земли и покосы делились между членами общины и отдавались им в личное пользование.

Земля на Руси тогда не имела особой ценности. Пустующих земель было очень много, а их освоение требовало огромных затрат. Свои представления о богатстве люди связывали преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землёй. Показателем богатства являлось также владение рабами, лошадьми, другим скотом.

Земля долгое время не привлекала внимания князей и дружины. Источники отмечают существование лишь нескольких княжеских сёл, заводившихся с промысловыми целями.

В XI в. появляются и первые боярские вотчины. Вотчиной (или отчиной) называлось земельное владение и хозяйственный комплекс, принадлежащие владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять её у владельца за преступления против власти и передать другому лицу.

Церковное землевладение в первые десятилетия после Крещения Руси практически отсутствовало. Церковные богатства формировались в основном за счёт выполнения определённых судебных функций, а также за счёт десятины — передачи церкви десятой части всех княжеских доходов. Появление первых церковных земель отмечено только в XI в.

Какими же путями создавалась крупная земельная собственность в Русском государстве X—XII вв.?

Княжеское землевладение возникало прежде всего путём освоения пустующих земель, чаще всего лесных массивов, которые затем раздавались в виде подарков боярам и монастырям. Однако даже на этом пути князья встречали определённые трудности. Ведь в Древней Руси публичная власть выступала в форме не только княжеской, но и вечевой. Вече нередко ставило препоны проникновению князя на неосвоенные земли.

Насильственный захват общинных земель нельзя рассматривать в качестве основного способа формирования княжеского и вотчинного землевладения. Если подобные действия и встречались, то они носили лишь эпизодический характер. Значительно чаще освоенные общинные земли покупались, что переводило их в ранг частновладельческих.

Помимо внешнеполитических, большое значение имели и сугубо естественные причины. Княжеский род разрастался, а значит, стали мельчать и сами волости, которыми князья владели, что, в свою очередь, вело к уменьшению поступления средств от населения в княжескую казну.

Развитию княжеского хозяйства способствовало сохранение патриархального рабовладения. Летопись XII в. полна известиями о княжеских сёлах, населённых рабами. Некоторые из таких княжеских сёл были огромными хозяйственными заведениями. Так, на путивльском дворе Святослава Ольговича жило 700 рабов. Одним из главных княжеских богатств по-прежнему были большие табуны: под Новгородом-Северским неприятели в ходе боевых действий захватили у Ольговичей 3000 кобыл и 1000 коней. Княжеские сёла являлись собственностью тех, кто их устраивал, и они стали уже отличаться от волостей, которыми князья владели в качестве правителей, большей частью временно, до перехода в другую волость.

Создаётся, как и в других странах Европы, княжеский домен, т.е. комплекс населённых земель, принадлежащих непосредственно главе государства, главе династии.

По мере роста и укрепления частновладельческих земель они становятся объектом внимания законодательства.

Так, согласно Русской Правде, если у смерда не было сыновей, то его землю наследовал князь. Если у смерда оставались лишь дочери, они наследовали только часть земли, остальное переходило к князю. Если же дочь была замужем на момент смерти отца-смерда, то она не получала ничего.

Тем не менее крупное землевладение и хозяйство оставались в домонгольской Руси достаточно редким явлением. В основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а землевладение свободных крестьян-общинников.


Пахота, выпас скота. Миниатюра.

Структура земледельческого населения в X — начале XIII в.

Изменение в характере землевладения влекло за собой и усложнение общественной структуры. И хотя княжеских и боярских владений было ещё немного, но их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей уже не им, а господину.

Постепенно в сельской местности появлялись люди, которые по различным причинам (неурожай, засуха, военные разорения) теряли собственное хозяйство. Они за взятые у господина в долг деньги либо за помощь в поддержании своего пошатнувшегося хозяйства (ссуда семенами, предоставление тяглого или молочного скота) обязывались выполнять сельские работы на своего господина — обрабатывать землю, косить сено, собирать урожай, ухаживать за скотом, выполнять другие работы. Такие люди назывались рядовичи (они заключали с хозяином ряд — договор) или закупы (они брали у хозяина купу — долг). Они не могли уйти от господина ранее, чем выполнят условия договора или вернут долг.

Если в X в. рабов в основном вывозили на византийские и восточные невольничьи рынки, то уже с XI—XII вв. труд челяди стал использоваться в княжеских и боярских вотчинах.

Предметом научных дискуссий остаётся содержание понятия смерд. Высказываются самые различные предположения — от общего, собирательного термина для обозначения феодально-зависимого населения Древней Руси до отождествления смердов со свободными крестьянами-общинниками. Часть историков считают, что смердами называли крестьян, несущих те или иные повинности в пользу князя, и противопоставляют им свободных земледельцев и ремесленников, объединявшихся в общины, — людей.

Как бы то ни было, несмотря на значительный рост различных категорий зависимого населения, подавляющая часть народа в домонгольской Руси продолжала сохранять личную свободу.

Проверяем себя

1. Какие формы земельной собственности существовали в Древнерусском государстве? Какая из них была ведущей?

2. Каковы особенности княжеского хозяйства в X—XI вв.? Какими обстоятельствами они обусловливались?

3. Какими путями создавалась крупная земельная собственность в Русском государстве X—XII вв.?

4. Какие обстоятельства способствовали пробуждению интереса к земле у русских правителей в конце XII—начале XIII в.?

5. Каковы были особенности социальной структуры Древнерусского государства?

Думаем, обсуждаем

1. Можно ли считать, что землевладение в Древнерусском государстве имело феодальный характер?

2. Подумайте, чем положение закупа или рядовича отличалось от положения крепостного крестьянина.

3. Чем рабовладение в Древнерусском государстве отличалось от античного рабства?

4. Как вы думаете, какие факторы препятствовали росту крупной земельной собственности в Древнерусском государстве?

5. Какие обстоятельства замедляли процесс классообразования в Древнерусском государстве?

Работаем с источниками, выполняем задания

Из Русской Правды

1. Если человек убьёт человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и Словении, то положить за него 40 гривен.

10. Если же человек пихнёт человека от себя или к себе, то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идёт к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трёх дней не вернут (прежнему господину), то, опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдёт холопа побитый им человек, пусть его убьёт.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесённую им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно; а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме, или (за кражею) лошади, или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего сёлами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром, (платить) 3 гривны, а за смердьего — 2 гривны.

29. А если (кто-либо) уведёт чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника — 12 гривен.

Читайте также: