Тюркские мифы звездные песни алтая конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Алтай называют колоколом земли, но звон его дано не каждому слышать. Алтай называют жилищем трёх богов, но приём они оказывают не всем. Алтай –стойбище алмысов, но пройдёшь мимо и не заметишь их. Здесь по ночам веселятся распутные дочери Эрлика, но не узришь их.

ВложениеРазмер
11_sent_rod_lit.docx 34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Легенды и мифы седого Алтая

Цель: создать условия для формирования осознанного и уважительного отношения к культуре, истории, традициям, ценностям народов России; развивать эстетическое осознание через освоение их художественного наследия; воспитывать квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях

Тип урока: повторительно-обобщающий

Технология : полного усвоения знаний

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

-презентация учителя, презентации учащихся

Доброе утро, ребята . У нас сегодня необычный урок –на нем гости. Поприветствуем наших гостей.

Звучит музыка(горловое пение).

Это та музыка, которую вы слушаете обычно? Вас в ней что-то удивило?

Эта музыка народов, населяющих Горный Алтай.

3.Актуализация опорных знаний

Алтай называют колоколом земли, но звон его дано не каждому слышать. Алтай называют жилищем трёх богов, но приём они оказывают не всем. Алтай –стойбище алмысов, но пройдёшь мимо и не заметишь их. Здесь по ночам веселятся распутные дочери Эрлика, но не узришь их. В определённое время слетает с небосвода мифический конь Аргымак и мчится огненной стрелой над священным Алтаем, но не поймаешь его, не догонишь его и не проскачешь на нём в ту Благодатную страну - Беловодье…

1. Кто это Эрлик? (властелин подземного мира)

2. А кто властелин небесного мира? (Ульген)

3. Что вы знаете о нем? ( это он создал землю, которую принесла ему щука, отыскав её на глубине моря. За это Ульген наделил её большой ловкостью. Создатель, взяв от щуки землю, стал творить ровную, без всяких бугров, гор и ложбин поверхность Земли. Устал Творец и лёг отдохнуть, держа в руке горсть земли К спящему богу тихонько подошёл дьявол, взял горсть земли и побежал.)

4.Что было дальше? (он бежал, а земля продолжала твориться, но не так, как у бога. Дьявол прыгнет вверх-сделается гора, ногой надавит вниз-ложок образуется).

Создатель и Дьявол-Эрлик были родные братья. Создатель сильно осердился на брата, что он так землю испортил буграми и горами и стал гнать его в преисподнюю.

5.Что сделал Эрлик? (Он выпросил у брата комочек земли под костылём. Эрлик залез в эту дырочку и провалился, а из этой дырочки полезли змеи, ящерицы, лягушки, мухи, комары, мошки.)

Похоже на сказку?

5.Что такое сказка? А миф? А что же такое легенда?

Тема нашего урока записана на доске. Прочтите её.

Итак, какова тема нашего урока?(слайд №2)

-Какова цель нашего урока? (слайд №3)

Хочу – (узнать новые легенды)

Могу –( рассказать легенды алтайского народа)

Делаю – (что я буду для этого делать) –работать на уроке

Как будем строить работу на уроке?

(Расскажем известные легенды, покажем презентацию, географическое положение тех мест, о которых пойдёт речь)

Вернемся к цели нашего урока (могу рассказать легенды)

-легенда о Телецком озере с показом презентации (Жил охотник в горах Алтая. Однажды он ушел на охоту и заблудился. Сколько он не пытался отыскать дорогу домой, но всё вокруг было незнакомо. В конце дня, на закате догорающего солнца, он оказывался на одной и той же горе, и замертво засыпал.

Но вот, проснувшись утром, он увидел перед собой большой самородок золота, с конскую голову. Сперва он обрадовался находке,но, не зная дороги домой, зачем оно ему, подумал охотник. И охотник решил принести золотую конскую голову в жертву горному духу(ээзи).

Он взял золото с мыслью, если горный дух примет жертву, то то укажет ему путь к аилу. Охотник поднялся на вершину горы и бросил золото в долину большой воды. Вдруг, как туман слетел с его глаз, и все горы стали ему вновь знакомы, и он без труда добрался до своего очага.

Среди охотников море-озеро и получило название Алтын-кёль (Золотое озеро), а гора, с которой был брошен самородок, стала называться Алтын-Туу (Золотая гора).

Мы узнали не только легенду, но и познакомились с современной информацией о Телецком озере.

И, действительно, заметили люди, что вода этих озер – просто чудо! И стали они жить в здравии, дольше своих прежних лет.

Двум озёрам было приятно находиться рядом. Они жили как сёстры – близнецы и общались меж собой в тихие лунные ночи. В их водах водилась вкусная рыба, а поверхность озера была покрыта белым лотосом. Вода этих озёр избавила людей от недугов, и зажили они по-прежнему.

Вода в обоих водоёмах была необыкновенно чистой, и эта чудо-вода могла оживить кого угодно и продлить жизнь человеку.

Но однажды, откуда ни возьмись, прилетели боги и забрали полностью всю чудо-воду из одного озера. Водоём оказался совершенно сухим, как будто и не было в нём никакой воды. Боги, забрав воду, поднялись и скрылись на своём странном чудо-корабле. В это время второйводоём как бы очнулся от увиденного – стал плакать и кричать: А-я где? А-я куда? А-я, А-я! И долго эхо разносилось по горам: А-я-я-я-я, а-я-я-я. Очевидно, где-то случилась беда, и боги взяли эту целебную воду в другое место. А вместе с ней исчезли и живущие здесь прекрасные люди. Осиротело озеро…после пришёл другой народ, который поселился на этом озере. Они так же стали употреблять эту чудо-воду и перестали болеть, жили долго в благодати. Эти люди иногда по вечерам слышали отзвуки от того эха: А-я, А-я!)

У нас ведь есть и свои местные легенды. Вспомним и их.

-легенда о Будачихе с показом презентации ( Будда, прослышав о том, что есть место на Земле, от которого произошёл род человеческий, решил его посетить. Погрузив нехитрую поклажу на телегу, он отправился из далёкой Индии в горы Алтая. Много пришлось испытать ему на этом трудном пути. Сильно поизносилась и его телега. И вот, когда до Денисовой пещеры оставалось немного, телега совсем развалилась. Взял Будда в последний раз за оглобли свою телегу, размахнулся да и забросил высоко в небо. Перелетела телега через самую высокую гору и упала по другую сторону. С тех пор гору, через которую Будда перекинул телегу, называют Будачиха, или Бутачиха. А место, куда упала телега, село Тележиха. Мы в нём и живём. Много на Алтае сёл с одинаковым названием, а вот Тележиха одна. Её невозможно спутать ни с каким другим селом, потому что эта наша родина. Только здесь самая чистая вода, самый чистый воздух и самые тихие вечера.

-легенда о Маральском щебне с показом презентации ( Давным – давно стая волков отбила от стада могучего и сильного марала. Красив и силён был вожак стада, много дней и ночей он стремительно мчался по знакомым родным местам. Волки не отставали, они преследовали его, сменяя друг друга. Им удалось загнать марала на вершину высокого щебня. Не один раз бывал здесь вожак стада со своими соплеменниками. Но на этот раз он оказался здесь один на один со стаей волков. Плотным кольцом они обступили марала. Пятясь всё дальше от своих врагов, гордое и сильное животное оказалось на самой вершине высокого щебня. Ещё миг и голодная стая разорвёт марала в клочья. Обернувшись , он увидел оскаленные пасти, из которых капала слюна.

Высоко подняв голову, увенчанную ветвистыми рогами, марал подошел к самому краю щебня и устремил свой взгляд вниз. Там бежала бурная горная река. Вожак смело шагнул вперёд. Через несколько минут вода в реке окрасилась в красный цвет. Брызги крови марала можно и сейчас увидеть на щебне. Это красный мох, но он так похож на алую кровь марала, который предпочёл смерть, бросившись со щебня, чем ненасытную пасть волка.

С тех пор щебень называют Маральским в честь гордого и красивого марала. Сейчас это самое любимое место отдыха в нашем селе)

А теперь вернёмся к словам Владимира Фёдоровича Хохолкова об Алтае.

Вам хотелось бы узнать легенду о дочерях Эрлика?

-учитель рассказывает легенду о дочерях Эрлика

Что вы узнали о дочерях Эрлика?(непокорные, распутные, насылают головную боль на людей)

Вот как о них поётся в алтайских песнях:

….чёрныя девять дочерей

Голые, вертлявыя, ленивыя, бесстыдныя,

Семь раз обвивающия гибкий стан

Волосами, с тонкими ногами,

Без коленных чашичек,

И туда, и сюда, и направо, и налево

Во все стороны, гоп!

И руками, и ногами,

И плечами, и всем телом махающия, гоп!

Лишь Алтай волшебным пеньем

Лишь лёгкий ветер над скалою,

Уснувшей травкой шевельнёт,

Тогда во мгле ночной

Из-под земли сырой

Выходят девицы толпой

Те девицы не простые

Эрлика дочери младые.

Они выходят лишь тогда,

Когда в горах нет человека .

Ночь темна. Они выходят.

Путь им звёзды освещают.

Они и костлявые, и вертлявые,

И туда, и сюда, и налево, и направо

Волосы чёрные, как земля:

Семь раз вокруг девиц обвилися,

Идут слегка танцуют,

Изгибаясь, как змеи.

То завьются, словно вихри,

То засмеются, то захохочут,

Раздаваясь, как эхо в горах.

То на высокий камень сядут

Их места любимые-

И леса дремучие.

Всё смеются и хохочут

И, изредка, лишь плачут.

Их Эрлик самый, самый

Их близкий и родной.

Их гнушается и не верит

То они быстро, быстро,

Будто стрелы, увидя

К своим ходам незримым

И скрываются в земле.

Создал Ульген и народ алтайский. Дал он ему способность жить , как живёт орёл на утёсах крутых скал. Он дал ему отвагу, закалил его сердце, чтобы он без страха ходил над зияющей бездной: наделил его зрением сокола, зрением, различающим предметы на расстоянии нескольких вёрст.

И ещё один дар Ульгень дал алтайцу-петь о красоте своих гор. Полились звуки-заунывные, надрывающие, щемящие душу.

Какова цель нашего урока была?(повторить и обобщить знания по теме )

Выполнили мы всё, что запланировали? Узнали новую легенду о дочерях Эрлика. Но если обратится к словам В.Ф.Хохолкова то там есть ещё неизвестное что-то. А что?(легенда о Беловодье). А вот это и будет вашим домашним заданием на следующий урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Сказание о Лунной красавице
Цели: Совершенствовать навыки выразительного ,сознательного и беглого
чтения; развивать и обогащать речь учащихся; учить выражать свои
мысли; развитие критического мышления
Задачи: 1) Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения;
учить четко отвечать на вопросы; анализировать произведение;
выражать свои мысли.
2) Развивать читательскую самостоятельность, устную речь; обогатить
словарный запас учащихся.
3 ) Прививать интерес к чтению.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: иллюстрации к вводной беседе, тетради, карандаши

Ход урока.
I .Орг. момент.
1. Психологический настрой.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.

II .Проверка домашнего задания

IV .Закрепление.
1. Словарная работа. Работа с толковым словарем учебника.
- записать в тетрадях слова: Срединный мир, деверь, каганы.
2.Работа над устаревшими словами( око, лик)
3.Работа над литературными приемами. Найти в тексте метафоры,
сравнения, олицетворения( горько плакала, невыразимо прекрасно, а
девушке еще горше, луноликая супруга со звездами в очах, с волосами,
что черная ночь)
4.Отработка логического ударения:
И у меня ведь будет такая красивая невеста?
5. Развитие речи учащихся.
- Дать словесный портрет девушки, какой вы ее себе представляете?
Какие внешние данные присущи тюркским красавицам?
Внешние данные: пухленькая , худая, стройная, высокая, ростом с. ; глаза голубые, карие, серые, тёмные, свет­лые; лицо бледное, смуглое, загорелое, круглое, румяное, веснушчатое; волосы тёмные, светлые, пепельные, ры­жие, прямые, короткие, длинные.
Черты характера: вежливая, воспитанная, грубая, скромная, шумная, грустная, застенчивая, раздражи­тельная, добрая, жадная, скупая, завистливая.

6. Размышление .Развитие воображения учащихся
- представьте себе, что Солнце и Луна обыкновенные люди, какими вы их
себе представляете?
7.Развитие творческих способностей учащихся
- нарисовать понравившийся эпизод
8.Выставка рисунков.
V . Рефлексия.
- кто из братьев вам понравился особенно и почему?
-как вы представляете состязание Луны и Солнца?
VI .Итоги: понравился ли вам миф? В чем его основная мысль?
VII . Домашнее задание: стр. 35 -37 чтение и пересказ ;
написать свою звездную историю.


Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Кто нам может помочь?

(Слушаем ответы учеников, затем учитель обобщает сказанное.)

презентация тюркские мифы

Нас окружает нетронутая цивилизацией природа.

Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей.

Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и согревающее, то обжигающее и слепящее.

Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом.

Ночью небо живет особенной жизнью: на нем появляются звезды. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа.

Только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир?

Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и сейчас, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только предстояла.

В мифах, созданных древними, отразились, таким образом, первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни.

Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивной мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником литературы и искусства.

Содержимое разработки

Тюркские мифы Учитель: Ларионцева М.а. 4 класс

Тюркские мифы

Учитель: Ларионцева М.а. 4 класс

Немного из истории: Древние тюрки были воинственными и предприимчивыми людьми. Свою жизнь они проводили в сражениях, которые были столь жестокими, что воды рек становились красными от крови, подобно киновари. Стрелы летели в таком множестве, что небо напоминало покрывало из орлиных перьев. Тюрками были созданы огромные империи, простиравшиеся от Тихого океана до Дуная, от таежных лесов Сибири до джунглей Индостана. Восточные мудрецы рассказывали, что

Немного из истории:

Древние тюрки были воинственными и предприимчивыми людьми. Свою жизнь они проводили в сражениях, которые были столь жестокими, что воды рек становились красными от крови, подобно киновари. Стрелы летели в таком множестве, что небо напоминало покрывало из орлиных перьев. Тюрками были созданы огромные империи, простиравшиеся от Тихого океана до Дуная, от таежных лесов Сибири до джунглей Индостана. Восточные мудрецы рассказывали, что "сказал пророк, да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир: "Не покушайтесь на тюрка, пока не трогает он вас".

Долина Катуни – родина тюрок.

Долина Катуни – родина тюрок.

Алтай - родина тюрков. Алтай для тюрков были символом соединения миров, местом, где сходятся пуп земли и пуп неба. Священные горы хранили могущество и спокойствие тюркского эля. Горы были священным местом тюрок еще и потому, что в давние времена прародительница волчица прятала их предков в пещере. А затем, в горных долинах тюрки стали множиться и стали народом. Поэтому память о родине беспокоит сердца людей. Тюрки чтят горы, поклоняются им и не могут без слез пройти мимо них.

Алтай - родина тюрков.

Алтай для тюрков были символом соединения миров, местом, где сходятся пуп земли и пуп неба. Священные горы хранили могущество и спокойствие тюркского эля. Горы были священным местом тюрок еще и потому, что в давние времена прародительница волчица прятала их предков в пещере. А затем, в горных долинах тюрки стали множиться и стали народом. Поэтому память о родине беспокоит сердца людей. Тюрки чтят горы, поклоняются им и не могут без слез пройти мимо них.

Круглый остов из прибрежных ив Прочен, свеж, удобен и красив. Юрту вихрь не может покачнуть. От дождя ее твердеет грудь. Нет в ней ни застенков, ни углов. Но внутри уютно и тепло. Войлок против инея - стена. Не страшна и снега пелена. Китайский поэт Бо Цзюйи так описал решетчатую юрту:

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

Юрту вихрь не может покачнуть.

От дождя ее твердеет грудь.

Нет в ней ни застенков, ни углов.

Но внутри уютно и тепло.

Войлок против инея - стена.

Не страшна и снега пелена.

Китайский поэт Бо Цзюйи так описал решетчатую юрту:


Вставка рисунка Тенгри – великий бог миров Тенгри представляет собой исполина огромных размеров. Поэтому ему посвящаются высокие деревья и приносятся в жертву кони. Тенгри – всезнающий, благодетельный и правосудный управитель мира. Он живет в Верхнем небесном мире.

Тенгри – великий бог миров

Тенгри представляет собой исполина огромных размеров. Поэтому ему посвящаются высокие деревья и приносятся в жертву кони. Тенгри – всезнающий, благодетельный и правосудный управитель мира. Он живет в Верхнем небесном мире.

 Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений. Вера в Тенгри и в небожителей устремляла тюрков на достойные дела, к свершению подвигов и обязывала к нравственной чистоте. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимались ими как оскорбление естества, следовательно, самого Божества. Признавая коллективную ответственность за род и племя, а также наличие наследственных признаков, тюрки не позволяли людям, причастным к предательству, жить и иметь потомков.

Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений. Вера в Тенгри и в небожителей устремляла тюрков на достойные дела, к свершению подвигов и обязывала к нравственной чистоте. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимались ими как оскорбление естества, следовательно, самого Божества. Признавая коллективную ответственность за род и племя, а также наличие наследственных признаков, тюрки не позволяли людям, причастным к предательству, жить и иметь потомков.


Вставка рисунка Прародительница Умай древнейшее женское божество тюркских народов, занимало второе место после Тенгри. Тюрки считали, что Умай принимала участие в сотворение мира. В древние времена, когда не было ничего кроме Великого океана, по его поверхности плавала Умай-лебедь. Однажды она нырнула глубоко-глубоко и достала со дна землю, из которой и выросли горы, реки, растения и животные. Говорят, что именно лебедь снесла яйцо, из которого вылупился этот мир.

Прародительница Умай

древнейшее женское божество тюркских народов, занимало второе место после Тенгри. Тюрки считали, что Умай принимала участие в сотворение мира. В древние времена, когда не было ничего кроме Великого океана, по его поверхности плавала Умай-лебедь. Однажды она нырнула глубоко-глубоко и достала со дна землю, из которой и выросли горы, реки, растения и животные. Говорят, что именно лебедь снесла яйцо, из которого вылупился этот мир.

Жер-Су - Главное божество среднего мира,

Жер-Су - Главное божество среднего мира, "священная земля - вода" . Эрлик- Огненный бог подземного мира. Бюрт - бог скорой смерти.

******* С древних времен тюрки заметили, что в женщине и луне заключена одна и та же тайная сила. Давайте прочитаем Сказание о лунной красавице.

С древних времен тюрки заметили, что в женщине и луне заключена одна и та же тайная сила. Давайте прочитаем Сказание о лунной красавице.

Вопросы: 1. Понравились ли Вам тюркские мифы? Какие чувства и мысли волновали Ваше воображение? 2. Кто ведет рассказ о звездных мифах? Как зовут Серебристую Волчицу? Откуда она появилась? 3. О каких созвездиях рассказала Серебристая Волчица? Как они называются? 4. Как объясняет Серебристая Волчица появление на небе то месяца, то полной луны? Как описана красота сияния Лунной красавицы?

1. Понравились ли Вам тюркские мифы? Какие чувства и мысли волновали Ваше воображение?

2. Кто ведет рассказ о звездных мифах? Как зовут Серебристую Волчицу? Откуда она появилась?

3. О каких созвездиях рассказала Серебристая Волчица? Как они называются?

4. Как объясняет Серебристая Волчица появление на небе то месяца, то полной луны? Как описана красота сияния Лунной красавицы?


Итог урока: Интересно ли было работать? Кто был лидером? Как вы оцениваете свою работу? Всё ли у вас получилось так, как планировали? Какие оценки вы поставите своей группе в оценочные листы?

Прочитай продолжение мифов в хрестоматии; написать звездную историю.



-75%

Урок по Родной литературе

Алтайская народная песня. Традиционная алтайская народная песня имеет долгий путь развития

Алтайская народная песня. Традиционная алтайская народная песня имеет долгий путь развития

Алтайская народная песня.

Традиционная алтайская народная песня имеет долгий путь развития. В свое время песня являлась своего рода отражением потребностей людей, идей и мыслей племен, позже после прохождения множественных этапов развития она стала нести культурно-просветительский смысл. Благодаря наличию такого явления как алтайская народная песня человечество может изучить и понять взгляд предков на окружающий их мир, узнать их мысли и чувства, а также отношение к тем или иным историческим событиям. Исполнители народных песен в своих произведениях выражали не только личные чувства, но и, что особенно ценно, мировоззрение всего Алтайского народа. Благодаря песням удалось проанализировать жизнь, обычаи и историю Алтайцев.

Исполнители алтайских народных песен

Исполнители алтайских народных песен

Исполнители алтайских народных песен.

Несомненно, исполнителями песен были творческие и духовно одаренные люди, которые имели огромную популярность в народе и пользовались большим авторитетов. К таким исполнителям относятся: Соозын, Адыбас, Кундузек и другие. Интересно, что исполнители песен являлись еще и композиторами, так как без музыки песня не существует. Музыка алтайских песен отличается большим разнообразием звуков. Многоголосье используется практически во всех видах песен.

Песенная культура алтайского народа своими истоками уходит в глубокую древность

Песенная культура алтайского народа своими истоками уходит в глубокую древность

Песенная культура алтайского народа своими истоками уходит в глубокую древность. Она тесно связана с трудовой деятельностью, бытом, мировоззрением народа, его историей. Специфической особенностью песенного жанра алтайцев является то, что каждый род, каждое племя имели свои песни и соответственно свою своеобразную мелодическую окраску этих песен. (Всё с этого слайда записать в тетрадь)

Тематика алтайских песен разнообразна

Тематика алтайских песен разнообразна

Тематика алтайских песен разнообразна.

Их можно сгруппировать примерно так:
Исторические песни
Любовные или лирические
Игровые
Трудовые
(Всё со слайда записать в тетрадь)

Читайте также: