Творчество р рождественского конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Назарец Марина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия 1"
Населённый пункт: г .Соликамск
Наименование материала: сценарий
Тема: "Роберт Рождественский. жизнь. судьба. творчество. "
Раздел: среднее образование

Сценарий литературно-музыкальной композиции

В темноте на экране проектора в режиме слайд-шоу, фотографии поэта разных лет, под

Почти с рожденья

я верил с удивлённым наслажденьем

в счастливый свет домов многооконных.

Весь город был в портретах, как в иконах.

И крестные ходы — по-районно —

несли свои хоругви и знамёна.

А я писал, от радости шалея,

о том, как мудро смотрят с Мавзолея

(Я мало знал. И это помогало.)

Я усомниться в вере: не пытался.

А стыд за них остался.

Загорается свет с одной стороны сцены, в луче прожектора молодой человек, он

сидит за журнальным столом читает по папке.

Aвтобиографии писать трудно. Потому что здесь биография всегда выглядит, как

опытом, седовласого старца, который хочет на своём примере учить других. Говорю

заранее: то, что я пишу — ни в коем случае не подведение итогов. И я не умудрён

привыкнуть. И потом биография любого человека всегда связана с биографией страны.

Связана необычно прочно. И порой бывает очень трудно выделить что-то сугубо

личное, своё, неповторимое. Автобиографию писать трудно ещё и потому, что вся она

(или почти вся) в стихах. Плохо ли, хорошо ли, но поэт всегда говорит в стихах о себе,

о своих мыслях, о своих чувствах. Даже когда он пишет о космосе.

Я богат. Повезло мне и родом и племенем.

У меня есть Арбат.

И немножко свободного времени.

Я подамся от бумажных запутанных ворохов

в государство переулков, проспектов и двориков.

Всё, что я растерял, отыщу в мельтешении радужном.

Где витой канделябр и бетонные глыбины - рядышком.

Где гитары щекочут невест,

где тепло от варений малиновых.

Где колясок на каждый подъезд

десять - детских и две - инвалидных.

Там, где будничны тополя

перед спящими школами.

Там, где булькают, как вскипевшие чайники, голуби.

выхожу не хвалить, не командовать уличной вьюгою.

Просто так улыбаться

и плыть по Арбату седеющим юнгою.

Уходит, свет снова на МЧ, сидящего за столом.

Итак, автобиографию писать трудно. Так что, возможно, у меня ничего и не выйдет.

Но. рискну. Я родился в 1932 году в селе Косиха, Алтайского края. Это в Сибири,

довольно близко от Барнаула. Мать у меня — врач, отец — военный. Мы переехали в

Омск — большой город на берегу Иртыша. С этим городом связаны мои самые первые

детские впечатления. Их довольно много. Но самое большое — война. Я уже кончил

первый класс школы и в июне сорок первого жил в пионерском лагере под Омском.

2 чел. (2 девочки)

ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР

- Снова дралась во дворе?

- Ага. Мама, но я не плакала

Вырасту - выучусь на моряка

Я уже в ванне плавала!

- Боже! Не девочка, а беда!

Сил моих больше нету.

- Мама, а вырасту я когда?

- Вырастешь! Ешь котлету.

- Мама, купим живого коня?

- Коня?! Да что ж это делается?

- Мама, а в летчики примут меня?

- Примут. Куда они денутся?!

Ты же из каждого, сатана,

душу сумеешь вытрясти!

- Мама, а правда, что будет

война, и я не успею вырасти.

«Отец и мать ушли на фронт. Даже профессиональные военные были убеждены, что

последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее

вырасти. Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвёз наш

воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно

принёс первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. (Наверное, это тоже

повлияло на благоприятный исход войны). Клятву насчёт вырасти было выполнить

довольно сложно. Вырасталось медленно. Медленнее, чем хотелось.

После школы я собрал документы, пачку стихов и отослал все это в Московский

махнуть на стихи.

Твердят: "В начале было слово".

А я провозглашаю снова:

все начинается с любви!

Все начинается с любви:

и озаренье, и работа, глаза цветов,

все начинается с любви.

Все начинается с любви.

Я это точно знаю.

Все начинается в любви:

все начинается с любви.

Весна шепнет тебе:

И ты от шепота качнешься.

- Отдать тебе любовь?

- Я погадать хочу.

- Еще хочу спросить.

- А если там беда?

- "Спой!"- прикажу тебе..

- Запри для друга дверь.

- Скажу тебе: убей.

- Скажу тебе: умри.

- А если захлебнусь?

- А если будет боль?

- А если вдруг - стена?

- А если сто узлов?

- Любовь тебе отдать?

Махнуть на стихи не удалось.

Помогите мне, стихи!

Так случилось почему-то:

на душе темно и смутно.

Помогите мне, стихи.

В этот день и в этот час

я — не верующий в Бога —

помощи прошу у вас.

Помогите мне, стихи,

в это самое мгновенье

выдержать, не впасть в неверье.

Помогите мне, стихи.

Вы не уходите прочь,

А я и сам не знаю,

чем вы можете помочь.

Разделите эту боль,

научите с ней расстаться.

Помогите мне остаться

до конца самим собой.

Встать на берегу,

снова голос обретая.

И тогда я сам кому-то помогу.

Со второй попытки в Литературный институт я поступил. И пять лет проучился в нём.

Говорят, что студенческая пора — самая счастливая пора в жизни человека. Во всяком

случае, время, проведённое в институте, никогда не забудется. Не забудется дружба тех

Лекции, семинары. И поездки. Снова — очень много поездок, в которых я встречал

справедливость, упоенно читающих Хемингуэя и Франсуазу Саган.

ПАРИЖ, ФРАНСУАЗЕ САГАН.

Выходит 1 ученица. Несет в руках фотографию. Грустит. Музыка делается тише.

выходит на авансцену.

1-я : Пишу вам по праву ровесника,

Возможно, вздохнув невесело,

письмо вы поймёте не сразу.

То, над чем вы горюете, вы знаете лучше всего -

ходят по улицам люди возраста моего.

В Лондоне и Париже замашки у них одни.

Своё поколение лишним всерьёз называют они.

Вся компания самолетиком вылетает на авансцену, забирают 1-ю к себе. Дискотека

продолжается. 1-я и 2-0й стоят в середине, лицом друг к другу, взявшись за руки.

3-ий : Они вас считают

Знаменем неверия и порока

4-ый : Они вас считают снадобьем

и даже чуть-чуть пророком.

6-ой : Пророки обычно безжалостны,

но я не под богом рос.

7-ая : Ответьте, пророк, пожалуйста,

на очень нестранный вопрос:

парни, нарочно небрежные?

9-ая Девчонки, модно подстриженные,

не слишком гордые, грешные?

10-ая : Зачем наши души

Выданы в липкие лапы молвы?

3-ий : Кому это всё ж таки выгодно

4-ый : чтоб лишними были мы?

5ый : Чтоб мы обо всём забывали?

7-ая : Чтоб жизнь нам казалась тесною?

9-ая: песню, лишь с виду дерзкую:

Мы неуёмные. Нас понимает любой.

Политики не признаём мы,

а признаём любовь.

Рабы разгулявшейся плоти,

мы - лишнее поколение -

унылое чувство локтя

сменили на чувство колена

Мы лишние, лишние, лишние

лишние нощно и денно. "

2-ой (выходит): Конечно,

всё это - личное, личное ваше дело..

1-ая : Но вот к небрежному парню

неумолимо и веско однажды - для вещей памяти -

ляжет на стол повестка.

Все передают повестку.

2-ой : "Я лишний. Не надо!

Я лишний. С политикой я не знаком. "

Девочки: Но рявкнет фельдфебель

рыжий: - Прррр-ям-о! Бегом!! -

Мальчики собираются на войну.

2-ой : А через пару суток

в очень серьёзный день парню дадут подсумок

в котором - сорок смертей. Потом поведут - погонят

(он будет не лишним в строю!)

И пуля его уколет в Африке, в первом бою. (падает на руки ребят)

1-ая : Над высушенной гвоздикой

И на песок тихий тихо вытечет кровь.

Станет сердце неслышным.

Небо застынет в глазах..

2-ой : "Не надо. Ведь я же

лишний. " - успеет парень сказать.

Все: (в марше) Но будет грохотом танка

в землю вдавлена фраза!

1-ая : (останавливая марш руками) И всё оборвётся.

Так-то, уважаемая Франсуаза.

Начинается лирическая музыка.

7-ая: А где-то в своём Париже,

которого не повторить,

5-ый: станет девчонка стриженная

лишние слёзы лить.

8ая: Лишними станут подруги

Лишним покажется март,

9-ый: лишними станут руки,

4ый: Будет войной зачёркнут

Митя: её молчаливый Жан.

1-ая: Мне этого парня жаль.

2-ой: Небрежного, лишнего парня,

которому нравится бокс.

1-ая: Который в своей компании -

по общему/ мнению -бог.

2-й: Он говорит медлительно,

1-ая: он знает новинки джаза.

2-ой: Он очень не любит политики.

Все: (медленно протягивая руки вперед) Он верит вам, Франсуаза.

Все подходят к Леше, уводят его назад. Все поворачиваются и залу спиной. Люба

закрывает лицо руками. Даша подходит к Любе, обнимает ее за плечи, выводит на

последнем куплете, все разворачиваются, смотрят в зал, отворачиваются и медленно

Автобиография

«….Снова — очень много поездок. Так, например, мне посчастливилось побывать на

Северном полюсе, на одной из наших дрейфующих станций.

С какими парнями я познакомился там! Без всякого преувеличения — первоклассные

ребята! В основном — молодые, умные, очень весёлые. Работа зимовщиков трудна и

опасна, а эти — после работы вваливались в палатки и оттуда ещё долго шёл такой

громыхающий смех, что случайные белые медведи, которые подходили к лагерю, —

безусловно шарахались в сторону.

Какой-то остряк-лётчик привёз из Москвы номера, которые вешаются на домах в

столице. Потом авиационный штурман с помощью каких-то хитрых приборов точно

определял, какая сторона улицы является чётной, а какая — нечётной. Номера были

торжественно прибиты к домикам и на каждом из них мы написали название улицы:

особенно дорога мне.

Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На

ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть

братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому

старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с

фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже

старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не

знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Примерно такое же положение в каждой советской семье. Дело не в количестве.

Потому что нет таких весов, на которых можно было бы взвесить горе матерей.

Взвесить и определить, — чьё тяжелее.

фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть,

вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

будь пожалуйста послабее.jpg

всё начинается с любви.jfif

Выбранный для просмотра документ План.docx

План-конспект урока по русской литературе

Тема урока: Жизнь и творчество Роберта Ивановича Рождественского

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель урока: Знакомство с биографией Р.И. Рождественского, формирование представления о творчестве поэта.

Задачи урока:

Обучающие: Рассмотреть идейный замысел лирических произведений, рассказать о стихотворениях, которые стали песнями, обратить внимание на творческую манеру поэта;

Развивающие : Продолжать развивать умение анализа лирического произведения, строить устные и письменные монологические высказывания о глубине лирики; развивать память, мышление, воображение, устную речь учащихся;

Воспитывающие : Воспитывать любовь к русской песенной литературе 50-х – 90-х годов, уважение друг к другу, умение уважать чужое мнение. Помочь учащимся почувствовать красоту и глубину поэтической картины мира поэта.

Оборудование : учебник по русской литературе 8 класса, раздаточный материал, сборник стихотворений Р.И. Рождественского, мультимедийная установка, мобильное устройство.

Эпиграф урока:

Приходить к тебе, чтоб снова… (Р.И. Рождественский)

Примечание : До начала урока рассадить учащихся по три группы.

Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона (12. 45 -1 2 . 48 )

Хорошо. Такая фраза – это только маленький кусочек из достаточно большого текста, о его авторе мы сегодня и будем разговаривать и посвятим ему урок. Послушаем же замечательные строки. Кто-то из вас их, возможно, уже слышал, а кто-то услышит сегодня в первый раз.

Учитель: Прослушанное нами стихотворение – один из великих шедевров русской песенной поэзии. Я даже думаю, что вы можете сказать, какой поэт писал похожие по устройству стихотворения (Маяковский) . Верно, однако о Маяковском, также замечательном поэте, мы говорили с вами на прошлых уроках, сегодня же нам предстоит знакомство с более близким нам по времени человеком. К нам он сегодня так же, как в эпиграфе, пришёл, чтобы мы о нём поговорили.

Стихотворения этого человека нельзя спутать с другими. Эти великие рассказы о чувствах великого поэта-шестидесятника. Он сразу заявил о себе громко и был услышан каждым чутким сердцем и живым умом. Будто три реки, слились в его произведениях эпос, лирика и песня. Стихотворения его поразительны, глубоки и человечны, и мы сегодня в этом убедимся. Очень скоро мы узнаем, кто же это. (слайд 4).

III. Проверка домашнего задания (12.50- 12 .55)

Дома вам было нужно прочитать страницы 133-137 из учебника.

IV. Целеполагание и мотивация (12.50- 12 .55)

Прозвучавшие строки помогут вам определить, о ком же мы сегодня будем говорить. Для того, чтобы найти этого человека, вы можете воспользоваться мобильным телефоном. Строки его стихотворения подскажут его фамилию, а их вы уже слышали. Кто же был более внимательным? (поиск и ответ учащихся).

Верно, можете в этом также убедиться в сборнике на странице 8.

Итак, разрешите познакомить вас: Роберт Иванович Рождественский, тот самый человек, скрывающийся за вопросительным знаком (слайд 5) .

Кто он? Почему мы его изучаем? Какой вклад он внёс в русскую литературу – именно эти вопросы мы сегодня и постараемся раскрыть, достигая нашу цель ( слайд 6 ).

V. Изучение нового материала. Знакомство с биографией (12.55-13.08)

А) Слово учителя

Учитель: Сложно говорить о жизни какого-то известного человека, не зная её, как свою. Вот что говорил сам Роберт Рождественский о своей жизни.

(слайд 7) Автобиографии писать трудно. Особенно для книги. Потому что здесь биография всегда выглядит, как подведение каких-то итогов. И всегда представляешь себе этакого умудрённого опытом, седовласого старца, который хочет на своём примере учить других. Говорю заранее: то, что я пишу – ни в коем случае не подведение итогов. И я не умудрён жизненным опытом. Даже как-то наоборот. Каждый новый день удивителен и неповторим. И самое главное, самое важное, что к этой удивительности нельзя привыкнуть.

Учитель: Как вы думаете, легко ли вы смогли бы описать свою жизнь? Почему это иногда так бывает сложно? На странице 246 мы также видим его портрет. Кем бы мы могли его представить, если бы не знали, что он поэт? (ответы учащихся).

А иногда, конечно, бывает просто мало слов, чтобы рассказать о своей жизни. Но это не значит, что она была неинтересной, просто всё сразу вспомнить нельзя. То же самое касается и нашего поэта, Роберта Ивановича Рождественского. О его жизни можно говорить долго, в ней найдётся много чего интересного, но мы постараемся узнать самое главное.

Учитель: Перед нами будет два текста, но законспектируем мы только один. Текст-ключ, который поможет существительными раскрыть всё то главное из жизни поэта. (Учащиеся конспектируют по строкам и расшифровывают по цепочке).

В) Видеоминутка о шестидесятниках.

Учитель: Сейчас мы уделим с вами буквально минуту тому, чтобы узнать, кто такие шестидесятники (просмотр видео).

Г) Чтение по предложению учащимися текста о жизни поэта. (слайд 10, запись одного понравившегося предложения на выбор из страницы 246, 1-2 учащихся читают выписанное).

Иногда сложно знакомиться с жизнью, но ещё сложнее понять чувства другого человека. Сегодня мы всё же постараемся это сделать.

Чтобы всё сделать хорошо, нам нужно вспомнить, какие же вообще есть чувства, и потренироваться их изображать. (3 учащихся по желанию изображают эмоции и подбирают подходящие строки из стихотворения) (слайды 11-13) .

Я думаю, мы готовы узнать, что же за богатство преподнёс нам сам Роберт Иванович.

VII . Продолжен ие работы учащихся по активному и сознательному усвоению нового материала (13.09-13.20)

А) Знакомство с текстом-мозаикой, чтение и соотнесение его с изображениями на презентации (слайд 14)

Б) Анализ текста (параллельно тихо звучат стихотворения-песни (6 минут))

Попробуем поразмышлять над этими стихотворениями. В каждой группе есть вопросы ( приложение 1 ), (слайды 15-17) . Распределив их между собой, на один вы должны ответить устно, а на один – письменно. Помечайте, на какие вопросы кто отвечает. (Учащиеся отвечают на свой устный и письменный вопросы, после слушают других выступающих и дополняют при желании).

В) Слово учителя

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Жизнь для поэта – всегда непростой путь, поиск смысла, единственного и неповторимого счастья, путь к себе…

VIII . Систематизация и закрепление полученных знаний (13.20-13.25)

Нас ожидает последнее испытание в нашем исследовании стихотворений Роберта Рождественского – это выражение ваших чувств, появившихся у вас после стихотворений. Я предлагаю вам оформить свои чувства в своеобразную цепочку и объяснить их (ответы 5 учащихся по желанию).

Удалось ли наше знакомство с Робертом Рождественским?

IX . Заключительное слово учителя (13.25-13.26)

X . Домашнее задание (13.26-13.27)

XI . Подведение итогов урока и рефлексия, выставление отметок (13.27-13.30)

Спасибо за урок. Можете отдыхать.

Приложение 1

Как вы думаете.

Каким вы представляете человека, которого героиня так настойчиво просит позвонить?

Позвонит ли в итоге этот человек и почему вы так думаете?

Какие чувства больше всего преобладают в стихотворении?

Почему телефонный звонок сравнивается с небесным громом?

Как сможет героиня, по её же словам, стать счастливой, даже если человек не позвонит?

Какой вы себе представляете героиню по характеру?

Как вы думаете.

1) Как вы думаете, какую именно любовь автор имел в виду?

3) Почему герой так сильно уверен в своих словах по поводу любви?

4) Почему ненависть считается родной и вечной сестрой любви?

5) Насколько лично вы согласны со стихотворением по десятибалльной системе и объясните свою точку зрения (0 – вообще не согласен, 10 – полностью согласен).

6) Если всё начинается с любви, то чем же всё заканчивается?

Как вы думаете.

Нужно ли героине и правда становиться слабее и почему вы так думаете?

Как вы думаете, какое у героев может быть будущее?

Какие эпитеты вы встретили в стихотворении и для чего они в нём нужны?

Как вы думаете, неужели и правда героиня сильней и уверенней, чем герой? Почему вы так думаете?

Какие чувства скрываются в строках стихотворения?

Каким образом такое стихотворение могло бы быть связано с нашей жизнью?

Какой показана любовь в этом стихотворении?

Выбранный для просмотра документ презентация Рождественский.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Запишем… Эпиграф – это небольшое выражение, которое содержит в себе главную м.

Запишем… Эпиграф – это небольшое выражение, которое содержит в себе главную мысль

Приходить к тебе, чтоб снова просто вслушиваться в голос и сидеть на стуле.

Стихотворения этого человека нельзя спутать с другими. Эти великие рассказы.

Стихотворения этого человека нельзя спутать с другими. Эти великие рассказы о чувствах великого поэта-шестидесятника. Он сразу заявил о себе громко и был услышан каждым чутким сердцем и живым умом. Будто три реки, слились в его произведениях эпос, лирика и песня. Стихотворения его поразительны, глубоки и человечны, и мы сегодня в этом убедимся. Очень скоро мы узнаем, кто же это.

Роберт Иванович Рождественский

Роберт Иванович Рождественский

узнать Роберте Ивановиче Рождественском и его вкладе в русскую литературу.

узнать Роберте Ивановиче Рождественском и его вкладе в русскую литературу.

Автобиографии писать трудно. Особенно для книги. Потому что здесь биография.

Автобиографии писать трудно. Особенно для книги. Потому что здесь биография всегда выглядит, как подведение каких-то итогов. И всегда представляешь себе этакого умудрённого опытом, седовласого старца, который хочет на своём примере учить других. Говорю заранее: то, что я пишу – ни в коем случае не подведение итогов. И я не умудрён жизненным опытом. Даже как-то наоборот. Каждый новый день удивителен и неповторим. И самое главное, самое важное, что к этой удивительности нельзя привыкнуть. Мысли Рождественского о жизни.

Конспектирование существительными Имя при рождении – Роберт Станиславович Пет.

Конспектирование существительными В 1945 году, после смерти отца Роберта, Вер.

Спишите одно самое важное, на ваш взгляд, предложение из страницы 246 учебника.

Спишите одно самое важное, на ваш взгляд, предложение из страницы 246 учебника.

Да, сегодня мы узнали о замечательных стихотворениях, но у Роберта Рождествен.

Да, сегодня мы узнали о замечательных стихотворениях, но у Роберта Рождественского их намного больше. Стихотворения о любви, жизни, отношениях между людьми занимают большое место в творчестве Роберта Рождественского. Все его стихотворения наполнены движением мысли и будто наполнены жизнью.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Жизнь для поэта – всегда непростой путь, поиск смысла, единственного и неповторимого счастья, путь к себе…

Стихотворения Роберта Рождественского: https://45parallel.net/robert_rozhdest.

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Р.И. Рождественского «Я жизн.

Выбранный для просмотра документ приложение.docx

Как вы думаете.

Каким вы представляете человека, которого героиня так настойчиво просит позвонить?

Позвонит ли в итоге этот человек и почему вы так думаете?

Какие чувства больше всего преобладают в стихотворении?

Почему телефонный звонок сравнивается с небесным громом?

Как сможет героиня, по её же словам, стать счастливой, даже если человек не позвонит?

Какой вы себе представляете героиню по характеру?

Как вы думаете.

1) Как вы думаете, какую именно любовь автор имел в виду?

3) Почему герой так сильно уверен в своих словах по поводу любви?

4) Почему ненависть считается родной и вечной сестрой любви?

5) Насколько лично вы согласны со стихотворением по десятибалльной системе и объясните свою точку зрения (0 – вообще не согласен, 10 – полностью согласен).

6) Если всё начинается с любви, то чем же всё заканчивается?

Как вы думаете.

Нужно ли героине и правда становиться слабее и почему вы так думаете?

Как вы думаете, какое у героев может быть будущее?

Какие эпитеты вы встретили в стихотворении и для чего они в нём нужны?

Как вы думаете, неужели и правда героиня сильней и уверенней, чем герой? Почему вы так думаете?


Какие стихи о Великой Отечественной войне вы знаете? Наверняка вам сходу вспомнятся проникновенные строки Константина Симонова, Александра Твардовского и Михаила Исаковского. Юлия Друнина, Алексей Сурков, Эдуард Асадов и ещё многие, многие авторы обогатили поэзию своими стихами о войне.

В пятидесятые и шестидесятые годы война зазвучала в песнях Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого. Ворвалась в стихи Евгения Евтушенко и Юрия Кузнецова. Но, пожалуй, выразительнее всего прозвучала военная тема в стихах Роберта Рождественского.


В нашем видеоуроке мы расскажем о том, что оказало влияние на творчество Роберта Рождественского. Мы поговорим о его детстве и семье, расскажем о первом стихотворении.


Тридцатилетний автор стал известен всему Советскому Союзу. Он ворвался в литературу с этими строками:

Вечная слава героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!

Казалось бы — чего необычного в этом прославлении героев? Тем, чем оно продолжилось:

…Но зачем она им, эта слава, —
мертвым?
Для чего она им, эта слава, —
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.



И конечно, мы закончим наш урок бессмертными словами Роберта Рождественского:

Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, —
пожалуйста, помните!

Рождественский Роберт Иванович родился 20 июня 1932 в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме - родители ушли на фронт. После окончания школы поступил в Петрозаводский университет, где начинает писать стихи. Оставляет университет ради Литературного института им. М. Горького.

А потом — уже в конце — она была ещё и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей. Мои — вернулись. Точнее — взяли меня к себе.

Были бесчисленные переезды с отцом по местам его службы. Менялись города, менялись люди вокруг. Менялись школы, в которых я учился. Стихи писал всё это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее, читал их на школьных вечерах к умилению преподавателей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нём, выучил наизусть правила приёма. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал всё это в Москву.

…Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушёл в спорт. И казалось, что всё идёт прекрасно, но. Махнуть рукой на стихи не удалось.

Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Я женат. Жена, Алла Киреева, вместе со мной окончила литературный институт.

Реквием — это траурное, заупокойное песнопение в церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Посвящен памяти умершим.

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война. 65 года назад отгремели последние залпы войны. Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной Войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для нашего поколения. Это память мужества и отваги. В творчестве Р.Рождественского много стихотворений о мужестве простых людей поднявшихся на защиту своего Отечества.

Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат,- помните!
Какою ценою завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!


  • Какой характер у этого отрывка? (торжественный, величественный, сильный, трагический, призывающий, гордый, героическое, грустное, печальное, благодарственное)

Ведь она об известном случае. В воздухе у самолета, который пилотировали военные летчики из группы советских войск в Германии капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, отказал двигатель. Они могли спастись, катапультироваться. Но под ними находились жилые кварталы. Ценой своей жизни спасли советские летчики жизни немецких друзей.


    • Кто герой этого стихотворения?

    • Что случилось во время полёта?

    • Что угрожало городу?

    • Какое решение приняли лётчики?

    • Какова судьба этих лётчиков?

    • Как мы можем охарактеризовать лётчиков?

    • Какое по настроению это стихотворение? (торжественный, величественный, сильный, трагический, героическое, грустное, печальное)

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Поэт В. Рождественский написал замечательное стихотворение о лесе. Давайте закроем глаза и представим, что мы вошли в лес:


  • О чем это стихотворение?

  • Каким видит лес автор?

  • Какое по настроению стихотворение? (радостное, мечтательное, романтичное, приятное)

  • О чем это стихотворение?

  • О чем просит автор?

  • Какое чувство в этом стихотворении? (тревога, волнение)

6. Поэзия о любви.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика . Все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта — всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Послушайте стихотворение Р.Рождественского о любви:

Всё начинается с любви.


  • О чем говорится в этом стихотворении?

  • С чего всё начинается, как считает автор?

  • Какая бывает любовь?

  • С какой просьбой обращается автор?

  • Кого просят позвонить?

  • Важен ли этот звонок для автора?

  • Какое настроение у песни? (Романтичное, волнительное, тревожное)

  • О какой теме в поэзии Р.Рождественского мы сейчас с вами говорили?

7. Обобщающая беседа.

Среди произведений Роберта Рождественского - стихи, поэмы, очерки. Они посвящены разным темам. О чем писал Рождественский?

К чему Рождественский призывает в своих стихах о войне? Правильно, чтобы люди помнили уроки войны, не забывали её героев и с уважением относились к героям и памятным местам.

Как Рождественский относится к родной природе? (любит, восхищается) С какой просьбой обращается к людям?

Знает ли Рождественский, что такое любовь? Какое это чувство для него? (сильное, волнительное)

Какое из стихотворений, прозвучавших сегодня на уроке, вам понравилось больше всего и почему?

8. Итог урока.

Смею надеяться, что стихи Р.Рождественского произвели на вас впечатление и вам понравились. Как вы заметили написал огромное количество песен, многие из которых стали весьма популярными.


Д/З: Подготовить одно из стихотворений Р.Рождественского к выразительному чтению.
.

Читайте также: