Твой вклад в сохранение памятников культуры 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Зрительный ряд: учебные пособия и таблицы; Э. Фальконе “Медный всадник”, А. Опекушин “Памятник Пушкину”, И. Мартос “Памятник Минину и Пожарскому”, скульптурные работы В. Мухиной, О. Родена, Ф. Шубина, Вучетича и др., работы педагога.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский “Времена года”.

Литературный ряд: Н. Воронков “Рассказ о великом скульпторе”, В. Ракитин “Искусство видеть”, В. Рябов “Человек творит искусство”.

Ход урока

Каждый из нас видел много самых различных памятников, но мало кто задумывался над вопросом: “Откуда берет свое начало памятник? Какова история его развития и становления?”. Именно на эти вопросы мы и постараемся сегодня на уроке найти ответы.

Что такое памятник? Люди разных профессий и специальностей ответят на этот вопрос по-разному. Филолог назовет памятником “Слово о полку Игореве”, произведения Шекспира, Пушкина и др. Для историка памятником будут те же берестяные грамоты, трон Ивана Грозного. Искусствовед назовет памятники архитектуры – старинные строения. В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого-либо человека, сыгравшего выдающуюся роль в жизни всего общества. А если памятник увековечивает важное историческое событие, например победу русского народа в Великой Отечественной войне, завоевание космоса, то его обычно называют монументом, например памятник Кутузову М. И., монумент Петру Великому. , .

Каждый мыслящий человек задает всегда себе вопрос “Зачем я живу? Что я сделал в этой жизни? К чему знания, труд, сила, если итог всего – смерть, а так хочется, чтобы о тебе помнили”. Одного бальзамирования было недостаточно и чтобы увековечить имя человека стали строить пышные гробницы, усыпальницы. 25 лет строили знаменитую пирамиду египетского фараона Хеопса. И, действительно, вот уже почти 5 тыс. лет мы помним о нем, и нет на планете человека, который бы не слышал о Хеопсе. Чтобы сохранить для своих потомков имя, стали обращаться к богам, создавали их изображения, а рядом с ними помещали и свои изваяния. Расчет был верен, никто не рискнул бы уничтожить в то время храм и статую бога, а заодно и изображение царя или военоначальника. Так наряду со статуями богов появились первые памятники. С одной стороны – это гробницы, с другой – портретная скульптура. Это и есть основные источники, из которых много веков спустя, произошли памятники. Современный памятник включает два элемента: пьедестал (гробница) и статую (чаще всего портретную).

Первые памятники увековечивали лишь имя человека, но не его дела. Мысль об увековечивании дела человека пришла намного позже. В Древней Греции и Древнем Риме родилась еще одна традиция: увековечивать события – походы, завоевания, победы. В их честь стали воздвигаться специальные архитектурные сооружения – триумфальные арки, колонны, храмы. Знаменитый памятник архитектуры в Москве – храм Василия Блаженного – был возведен по приказу Ивана Грозного по случаю взятия Казани и разгрома казанского ханства. .

Итак, родиной возникновения и становления памятника стали Древняя Греция и Древний Рим. В Европе первые памятники появились где-то в XV веке. На Руси памятники появились только при Петре I, так как религия запрещала воплощать образ человека в скульптуре, поэтому строили храмы, соборы, часовни. Особый же размах возведения памятников в России приходиться на XVIII век.

Существуют различные типы памятников. Это памятники политическим деятелям, военоначальникам, деятелям культуры и искусства и даже животным. В мире существует 8 памятников собакам: в Лондоне – собаке, непожелавшей уйти с могилы своего хозяина и умершей на ней; в Америке – собаке, доставившей в пургу сыворотку сотням умирающих людей. В России имеются два памятника собаке: первый – овчарке Дине, которая в годы Великой Отечественной войны уничтожила 300 танков, вынесла с поля боя более тысячи тяжело раненых, а так же была еще и миноискателем, второй установлен возле института физиологии имени Павлова.

Каково же значение памятника в нашей жизни? Прежде всего- это память о том или ином человеке, о каком либо историческом событии. И конечно же, чтобы мы с вами могли любоваться мастерством художников-скульпторов, оценить истинное искусство. Да и как возможно не восхищаться, например, работой известного русского скульптора А. Опекушина “Памятник Пушкину в Москве”. .

Многим в России хотелось бы увековечить память, проявить свою любовь к Пушкину. В 1880 году в Москве был открыт памятник А. С. Пушкину. И сейчас это один из самых известных и любимых у нас в стране памятников. Этот памятник скульптор А. М. Опекушин, родившийся в 1841 году в крестьянской семье. Опекушин пошел по стопам своего отца, который после тяжелой работы в поле лепил из глины фигурки людей, лошадок. Опекушин учился в Москве, затем в Петербурге, где, будучи воспитанником Академии, много раз получал награды за свои работы. С большой любовью художник подошел к созданию памятника Пушкину. Он изучил все сделанные при жизни Пушкина портреты, написанные известными русскими живописцами Кипренским и Тропининым. Скульптор хотел сделать не торжественный памятник, а передать облик, воссоздать образ любимого народом поэта. И это ему удалось. Он изобразил Пушкина просто и спокойно стоящим. Поэт непринужденно наклонил голову. Свободны его движения: одна рука заложена за жилет, а другая за спину. Спокойно и вдохновенно лицо. Скромный постамент с немногими украшениями – венком и пером – не отвлекает внимание от фигуры. Круглый год, в любую погоду у этого памятника лежат живые цветы.

Учитель:

Памятники – это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.

Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем-то особым и звонким
Похожи на тех, кто задумывал их!

3. Под музыку П. И. Чайковского учащиеся по группам выполняют практическое задание.

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Возьми на заметку (стр.62) Виды архитектурного наследия: -Археологические -Исторические -Монументальные искусства -Архитектура и градостроительство -Садово-парковое искусство -Ландшафты

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Расскажи . Какие памятники архитектуры, являются живыми свидетельствами развития градостроительства в России и составляют важную часть национального достояния Российской федерации, тебе известны?

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Объясни. Как ты понимаешь, народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры Отечества.

Презентация 8 класс ИЗО

Презентация 8 класс ИЗО

Прими к сведению Мировое сообщество осознает высочайший потенциал культурного наследия , необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики, так как утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Разработан комплекс мер и мероприятий, нацеленный на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью, которые обеспечивают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение им официального статуса, реставрацию и консервацию.

• Сформировать представление о стилях.
• Воспитывать любовь и интерес к искусству, архитектуре и истории.
• Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории.
• Сформировать представление об архитектуре города Новокузнецка.
• Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала.
• Развивать творческую и познавательную активность.

ВложениеРазмер
28280_.-_8_-_.doc 83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Губанова Ольга Владимировна,

учитель изобразительного искусства и черчения

Муниципального бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения

города Новокузнецка Кемеровской области

Урок изобразительного искусства в 8 классе

Цели и задачи урока:

  • Сформировать представление о стилях.
  • Воспитывать любовь и интерес к искусству, архитектуре и истории.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории.
  • Сформировать представление об архитектуре города Новокузнецка.
  • Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала.
  • Развивать творческую и познавательную активность.

Материалы и оборудование:

  • Древний Египет. Храм.
  • Эпоха Возрождения. Интерьер дворца.
  • Деревянное зодчество. Кижи.
  • Мой город. Кузнецкая крепость. Драматический театр. Ажурные решётки проспекта Металлургов. Планетарий. Площадь Маяковского.
  • Самарканд. Площадь Регистан. Древний город Таллин.
  • Рыцарский замок-собор Нотр Дам в Реймсе.
  • Японский пейзаж.

Репродукции художественных стилей:

  • Романский, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн
  • Собор Парижской богоматери
  • Казанский собор
  • Петровский дворец
  • Ажурная башня Шаболовки
  • Венские стулья
  1. Знакомство с историческими памятниками нашей страны.

Следующее путешествие в Прибалтику, в столицу Эстонии- древний город Таллин на берегу Финского залива.

Задание . Обучающимся предлагаются варианты конструирования жилых построек, башен и ратушей, башен из призм со сложными постройками.

При изучении архитектуры Древней Греции рассматривается строгий и величественный храм прямоугольной формы, окружённый со всех сторон колоннами - основной тип общественного здания в античной архитектуре.

Задание. Обучающиеся конструируют рельефный образ храма с колонами и ступенями.

Знакомство с образом художественной культуры средневековой Западной Европы. В качестве характерных примеров готики рассматриваются рыцарские замки и памятники средневековой архитектуры.

Собор Нотр Дам в Реймсе. Суровые условия жизни, борьба за власть-постройка имеет крепостной, оборонный характер. Отсюда - суровый, мрачный облик замков, высокие сторожевые стены, башни, глубокие рвы вокруг стен.

Хиросигэ. Вид Фудзи.

Утамара. Большие головы.

Киенага. Прогулка. Икэбана.

Хокусай. Над потоком.

В Древнем Египте треугольник и пирамида это не одно и то же. Геометрические тела объёмны, а фигуры плоски, геометрические тела можно рассмотреть со всех сторон, а плоские-с одной. И лучше всего об этом говорят вещи, которые нас окружают и та среда –дом, город, в котором мы живём, общественные предприятия , заводы. Это частица нашего мира- большая или малая, где бурлит жизнь и где, к сожалению природа всё меньше и меньше находит себе место, вытесняемая мощным напором городского строительства. Дизайн и архитектура создают вторую рукотворную природу, состоящую из вещей, зданий, машин. Поэтому сначала нужно разобраться в простом. Из каких геометрических (объёмных) форм построены здания нашего города. Самые распространённые формы домов: это параллелепипеды и кубы, крыши деревянных строений –трехгранные призмы. Обучающимся предлагается привести примеры.

Здание Драматического театра в нашем городе состоит из крыльца-параллелепипеда, колонны-цилиндра с ордерами, венчает главный корпус-параллелепипед с оконными проёмами и крыша, горизонтально расположенная трёхгранная призма. На театральной площади - фонтан, похожий на закруглённый конус, расположенный в центре большого цилиндра с цилиндрическим отверстием. А также беседка в виде цилиндрических площадок с колоннами, которую венчает крыша. Здание планетария с примыкающей к нему цилиндром с крышей полусферой.

Задание . Продумать и описать:

-здание в конце проспекта Металлургов и проспекта Строителей, венчающиеся башней;

-красивый многоквартирный дом на площади им. Маковского с башнями;

-собор в Кузнецком районе

Задание . Продумать, найти и описать здание интересной формы. А также необычную форму здания, собора других стран и городов с фотографией, репродукцией, схемой.

Основные художественные стили:

Крестово-купольный храм, 4 опоры – арки полуциркульные. Собор-базилика -2 башни по бокам от входа, увенчанные крышами-конусами.

Замки Италии- нарядные, многоярусные. В Германии и Франции –монументальность, суровость и лаконичность. Главная черта- не роскошь, а основательность.

Храм- стремление души к небу, вдвое выше романского. Ажурное, воздушное: стрельчатые арки, окна, своды, витражи, орган-свет и воздух. Пример, собор Парижской богоматери.

Прямоугольные объекты. Главная тема-человек. Пропорции зданий соотнесены с человеком. Собор святого Петра в Риме. Капитолий в Риме.

Барокко (искривлённая жемчужина)

Красота, роскошь, пышность фасадов и декоративных элементов. Зимний дворец. Собор Смольного монастыря.

Рококо (18 век, раковина)

Аристократический стиль. Хрупкость, изысканность, инкрустация, лепнина. Дворцовый стиль.

Упорядочно, разумно, гармонично. Санкт-Петербург. Петродворец. Версаль, парк. Дворец Лувр. Триумфальная арка. Казанский собор. Петровский дворец.

Подражание деревенскому декору, упадок ремёсел. Большой театр. Исакиевский собор.

Асимметрия, оригинальность, блеск, фантазия, ажурная башня Шаболовки – мостки архитектуры прошлого и настоящего. Венские стулья.

  • Прогулка по тихим переулкам.
  • На центральной улице
  • В большом магазине.
  • Строение, которое портит пейзаж, жизнь людей близ расположенного дома (фото).
  • Подъезд, двор дома.
  • Городской парк вечером.
  • Район моего города.

Если я не разглядываю хоть изредка пожелтевшие фотографии родителей, не забочусь о саде, не берегу их вещи, значит я не люблю их…

Если ты не радуешься встрече со старыми улочками и домами, пусть даже плохонькими, значит в тебе не любви к твоему городу.

Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, равнодушен к Родине. Кто он тогда?

Степная трава, перекати-поле, которую гонит осенний ветер, ни давая нигде задержаться, пока она оторванная от земли не попадёт в какую-нибудь грязную лужу…

Специально для учителя ИЗО. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по ИЗО.



Презентация знакомит с функциями логотипа, основными правилами построения, о значении цвета, формы при создании логотипа. .






Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе "Транспортные средства" (программа Т. Я. Шпикаловой). Материал содержит иормацию о теории и истории автомобильного дизайна, ссылку на дополнительную информацию по теме урока, продуктивные задания (определения стилей дизай .


Читайте также: