Тревожное окончание века конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

на основе изучения внутренней и внешней политики императора Павла 1 подвести учащихся к самостоятельным выводам о социально-экономических и политических противоречиях политики императора, последствием которых стал дворцовый переворот 1801г.;

способствовать формированию представлений о многообразии мотивов поведения исторических деятелей и их оценочных суждений о деятельности Павла 1, в основе которых лежат разные взгляды и ценности;

развитие умений приемов критического анализа источников, умений находить в источниках оценочные суждения, определять по ним позиции авторов высказываний, формулировать собственные аргументированные суждения.

Форма занятия: урок-исследование

Хотел бы я жить во времена Павла 1, если бы был . (солдатом, чиновником, гвардейским офицером, крестьянином?

2. Ставим проблемный вопрос - Хотел бы я жить во времена Павла 1, если бы был . (солдатом, чиновником, гвардейским офицером, крестьянином)

3. Предлагаем старшеклассникам, объединившись в группы, поработать с пакетом документов, представляющим многообразие мотивов поведения исторических деятелей и их оценочных суждений о деятельности Павла 1, в основе которых лежат разные взгляды и ценности:

План комплексного анализа исторического источника (Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. Стр.133):

1. Происхождение источника (дата, автор, место публикации)

2. Цель создания .

3. Значимость данного источника для изучения темы.

4. Ограниченность источника.

5. Какие факторы могли бы повлиять на искажение истинного представления о правлении Павла 1?

6. Какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую у вас сомнения?

4. Презентация учащимися результатов исследований исторических источников и ответ на проблемный вопрос урока.

5. Беседа, завершающая учебное занятие, направлена на то, чтобы у учащихся сформировались разные версии и самостоятельные выводы о противоречивых суждениях и разных точек зрения на социально-экономические и политические итоги политики императора, последствием которых стал дворцовый переворот 1801г.

6. Домашнее задание:

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Урок в 10 классе (профильный уровень)

(правление Павла 1)

Целевая установка урока:

на основе изучения внутренней и внешней политики императора Павла 1 подвести учащихся к самостоятельным выводам о социально-экономических и политических противоречиях политики императора, последствием которых стал дворцовый переворот 1801г.;

способствовать формированию представлений о многообразии мотивов поведения исторических деятелей и их оценочных суждений о деятельности Павла 1, в основе которых лежат разные взгляды и ценности;

развитие умений приемов критического анализа источников, умений находить в источниках оценочные суждения, определять по ним позиции авторов высказываний, формулировать собственные аргументированные суждения.

Форма занятия: урок-исследование

Проблемный вопрос:

Хотел бы я жить во времена Павла 1, если бы был . (солдатом, чиновником, гвардейским офицером, крестьянином?

План занятия:

2. Ставим проблемный вопрос - Хотел бы я жить во времена Павла 1, если бы был . (солдатом, чиновником, гвардейским офицером, крестьянином)

3. Предлагаем старшеклассникам, объединившись в группы, поработать с пакетом документов, представляющим многообразие мотивов поведения исторических деятелей и их оценочных суждений о деятельности Павла 1, в основе которых лежат разные взгляды и ценности:

План комплексного анализа исторического источника (Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. Стр.133):

1. Происхождение источника (дата, автор, место публикации)

2. Цель создания .

3. Значимость данного источника для изучения темы.

4. Ограниченность источника.

5. Какие факторы могли бы повлиять на искажение истинного представления о правлении Павла 1?

6. Какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую у вас сомнения?

4. Презентация учащимися результатов исследований исторических источников и ответ на проблемный вопрос урока.

5. Беседа, завершающая учебное занятие, направлена на то, чтобы у учащихся сформировались разные версии и самостоятельные выводы о противоречивых суждениях и разных точек зрения на социально-экономические и политические итоги политики императора, последствием которых стал дворцовый переворот 1801г.

6. Домашнее задание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучение правления Павла 1 через внутреннюю и внешнюю политику.

рассмотреть важнейшие вопросы внутренней политики;

изучить основные направления внешней политики;

продолжить отработку навыков самостоятельной работы с историческими документами, с картой, другими свидетельствами эпохи;

пробуждать интерес к истории через биографии отдельных выдающихся личностей.

Оборудование урока:

портреты Павла I , Екатерины II, Петра III, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова.

Император Павел 1.

Б) Указ о трёхдневной барщине;

В) Изменения в положении правящего сословия.

3. Внешняя политика.

Б) 2 этап. Союз с Францией. 1800 г.

Изучение нового материала

Учитель: ребята, давайте сформулируем цель нашего занятия.

Император Павел 1.

Павел Петрович Романов

Император всероссийский, сын Петра III и Екатерины II, правнук Петра Великого.

Родился 20 сентября 1754 года в Петербурге. Елизавета Петровна отняла ребёнка у родителей и воспитывала при своём дворе.

С 1761 года за воспитание Павла отвечал Никита Иванович Панин, подобравший хороших преподавателей, учивших цесаревича истории, географии, математике, языкам. Павел I много читал, увлекался военным делом.

В 1762 году, восьмилетним, стал свидетелем дворцового переворота, смерти отца. Это оказало огромное воздействие на психику впечатлительного ребёнка.

С 1783 года жил в Гатчине, как когда-то Петр I в Преображенском, а потом Петр III в Ориенбауме. Павел создал в Гатчине собственную небольшую армию. Армейская дисциплина, порядок, определённый аскетизм жизни в Гатчине как бы противопоставлялись роскоши и беспорядочной жизни петербургского двора. Собственно Гатчина стала как бы маленькой моделью будущей России, какой Павел хотел её видеть.

Личная жизнь и семья. 29 сентября 1773 года – брак с Натальей Алексеевной, принцессой Гессен-Дармштадтской (умерла при родах). Фактическое отстранение от управления государством. 26 сентября 1776 года – второй брак с Марией Федоровной, принцессой Вюртембергской ( в браке было 10 детей). Екатерина II отбирает двух старших сыновей (Александра и Константина) на воспитание, настраивая их против отца.

В конце жизни Екатерина составила завещание, согласно которому престол после ее смерти должен был перейти не к сыну, а к старшему внуку Александру Павловичу. Когда Павел сжигал в камине документ об отстранении его от престола, императрица еще дышала.

Первым делом Павел извлек прах своего отца Петра III из могилы, одел в императорские одежды, короновал, затем гроб отца поставил рядом с гробом матери для прощания. Через месяц в соответствии с придворным церемониалом Павел I захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.

В ночь на 12 марта 1801 года Павел был убит во дворце заговорщиками из числа приближённых офицеров, во главе с петербургским генерал-губернатором, графом Паленым. Царь до последней минуты был уверен в его преданности…

Четыре года, четыре месяца, четыре дня – таков был срок царствования Павла 1.

Ряд историков считали Павла Петровича сумасшедшим, самодуром (С.Ф. Платонов, М.К. Любавский и др.). Хотя высказывался и прямо противоположный взгляд.

Д.А. Милютин отмечал значение военных реформ Павла в наведении порядка в управлении армией.

Павел I, подобно своему прадеду Петру I, с первых дней начал реформировать всю жизнь России.

2. Внутренняя политика (заголовок таблицы)

Учитель: ребята, по ходу работы по анализу внутренней и внешней политика, мы будем, изучая основные вместе заполнять таблицу (на доске и в тетради)

1797 г. – Указ о престолонаследии – наследование власти только наследниками мужского пола

- Какому закону он противопоставлялся?

Петра I о престолонаследии от 1722 года.

Исключить будущую возможность отстранения от престола его законных наследников.

Обеспечил государственный порядок; укрепил правовую основу Российской монархии.

Отменил привилегии дворян: разрешалось применять телесные наказания для дворян, установление для чиновников рабочий день с 6 часов утра, обложение немалыми налогами;

обязательная военная служба дворян.

Возросло недовольство императором

Павлом был разработан план учреждения семи министерств - юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции и государственного казначейства, однако полностью он был осуществлён после его смерти

На смену коллегиальной системе организации центрального аппарата пришла министерская, основанная на единоначалии и контроле свыше. Это означало потерю роли Сената

Император реформировал прокуратуру, превратил её в основной орган, надзирающий за военными, финансовыми, административными, полицейскими, судебными, личного состава армии и флота, государственных чиновников делами. Он расширял полномочия генерал-прокуроров.

Преследовал воровство и казнокрадство в армии.

Важным направлением своей деятельности Павел I видел установление законности и порядка.

Улучшение содержания и обучения солдат, появились новые подразделения — инженерное, фельдъегерское, картографическое;

обмундирование войск, полностью заимствованное с прусских образцов

Усовершенствование армии, уменьшены привилегии офицерского состава. Слепое подражание Пруссии

Закон о трёхдневной барщине

Сделан первый шаг к освобождению крестьян от произвола помещиков. Не прижился.

Принимались меры к введению машин на фабриках.

Шло развитие горнозаводской промышленности. Запрет торговли с Англией. Возобновление торговли с Францией, увеличение торговли с Персией, Хивой, Бухарой, Индией и Китаем

Экономические реформы во многом были разумны. Император настроил против себя дворян, купцов, которые несли потери от прекращения торговли с Англией

Внешняя политика (заголовок таблицы)

Учитель: почему Павел из противника Франции стал её союзником, мы узнаем, изучив Внешнюю политику. В этом нам поможет фрагмент фильма

Продолжаем заполнять таблицу.

Антифранцузская коалиция. Оказание помощи Мальтийскому ордену.

Кто был главным противником России во второй половине 18 века? (Франция. работа с картой)

Изгнание французов из Италии. Укрепление позиций государства и авторитета императора.

2 этап. Союз с Францией. 1800 г.

Почему Павел изменил своим союзникам?

(Несогласованность действий Англии и Австрии раздражали Павла)

Заговор против императора.

Учитель: Сближение Петербурга и Парижа больно ударило по интересам Англии, главного торгового партнёра России. Они подкупили ближайшее окружение царя.

Вывод: В деятельности Павла что–то получилось, что-то наполовину, а что-то развалилось совсем, ведь у него не было единомышленников и его не готовили к управлению государством. Мероприятия Павла имели благородные побуждения, были направлены против злоупотреблений дворянства.

Презентация на тему: " Тревожное окончание века. История России 10 класс." — Транскрипт:

1 Тревожное окончание века. История России 10 класс.

2 План урока. Личность Павла I. Внутренняя политика императора. Внешняя политика Павла. Переворот 1801года.

3 Личность Павла I( гг.) Павел I – сын императора Петра III и императрицы Екатерины II - родился в 1754 г. С 1760 г.его главным воспитателем стал граф Н.И. Панин. С четырёх лет Павла стали обучать грамоте, истории, географии, математике, иностранным языкам и другим наукам. От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Граф Н.И. Панин с детства внушал Павлу мысли о его высоком предназначении и готовил к престолу.

4 Внутренняя политика. В день своей коронации 5 апреля 1797 г. он издал наиболее значительный в своё правление указ о престолонаследии "Учреждение об императорской фамилии".. Павел I впервые в истории России установил твёрдый и незыблемый порядок наследования престола. Отныне престол мог занять только потомок правителя по мужской линии. Женщина могла быть только регентшей при малолетнем наследнике. Женщины получали престол лишь в том случае, если не оставалось представителей династии - мужчин. В "Учреждении" определялся также состав императорской фамилии, иерархическое старшинство её членов.

5 Здание Сената. Главным направлением во внутренней политике Павла I стало укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной. Вначале были реорганизованы высшие учреждения государства. В 1796 г. Павел I восстановил Совет императорского величества и придал ему статус Высочайшего Государственного.

6 Государственные преобразования. В 1796 г. было утверждено новое положение о Сенате. Увеличивалось число департаментов Сената, вводились новые правила направленные на ускорение решений по уголовными административным делам. Военная реформа. К концу ХVIII в. русская армия была одной из самых многочисленных армий Европы, и назрела острая потребность в реорганизации её комплектования, управления, снабжения и вооружения. Военная коллегия была освобождена от административных, хозяйственных, судебных функций. Отныне она должна была заниматься комплектованием, вооружением, боевой и строевой подготовкой.

7 Ф.Ф. Ушаков, А.В.Суворов

8 Внешняя политика. 1798г. Сражение на р. Адда французы разбиты. 1798г овладение береговыми городами флотом Ф.Ф. Ушакова. 1799г. Победа у г.Нови. Начало Швейцарского похода Суворова.

9 Переворот 1801года. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. пьяные заговорщики ворвались в покои Павла. Павлу следовало только принять условия заговорщиков. Но он считал себя мужчиной и принялся отстаивать своё достоинство: он стал защищаться. Заговорщики перестарались - император был задушен. Александр ждал исхода переворота. Когда к нему вошли, то по их лицам Александр понял, что произошло самое страшное летний Александр упал в обморок. Очнулся он от того, что граф П.А. Пален тряс его за плечи:"Довольно ребячиться! Извольте царствовать!"

Технологическая карта урока истории

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный материал представляет собой технологическую карту урока по теме "Тревожное окончание века" для учащихся 10 класса. Предлагается проблемная форма проведения урока, в ходе которого учащимся попытаются на основе фрагментов из исторических источников (они находятся в приложении к технологической карте) охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла первого и определиться с собственной позицией по отношению к оценке данной исторической личности, о которой в исторической науке накопилась масса фальсификации.В технологической карте разработан и представлен проблемный урок по эпохе Павла первого, предусмотрена групповая форма работы по выяснению результатов внутренней и внешней политики императора Павла и на основе данной работы спланирована дискуссия по оценке исторической личности императора и выработки собственной позиции по отношению к данной исторической личности, о которой так много фальсификации в исторической науке.

Читайте также: