Тревожное окончание века конспект урока 10 класс
Обновлено: 05.07.2024
на основе изучения внутренней и внешней политики императора Павла 1 подвести учащихся к самостоятельным выводам о социально-экономических и политических противоречиях политики императора, последствием которых стал дворцовый переворот 1801г.;
способствовать формированию представлений о многообразии мотивов поведения исторических деятелей и их оценочных суждений о деятельности Павла 1, в основе которых лежат разные взгляды и ценности;
развитие умений приемов критического анализа источников, умений находить в источниках оценочные суждения, определять по ним позиции авторов высказываний, формулировать собственные аргументированные суждения.
Форма занятия: урок-исследование
Хотел бы я жить во времена Павла 1, если бы был . (солдатом, чиновником, гвардейским офицером, крестьянином?
2. Ставим проблемный вопрос - Хотел бы я жить во времена Павла 1, если бы был . (солдатом, чиновником, гвардейским офицером, крестьянином)
3. Предлагаем старшеклассникам, объединившись в группы, поработать с пакетом документов, представляющим многообразие мотивов поведения исторических деятелей и их оценочных суждений о деятельности Павла 1, в основе которых лежат разные взгляды и ценности:
План комплексного анализа исторического источника (Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. Стр.133):
1. Происхождение источника (дата, автор, место публикации)
2. Цель создания .
3. Значимость данного источника для изучения темы.
4. Ограниченность источника.
5. Какие факторы могли бы повлиять на искажение истинного представления о правлении Павла 1?
6. Какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую у вас сомнения?
4. Презентация учащимися результатов исследований исторических источников и ответ на проблемный вопрос урока.
5. Беседа, завершающая учебное занятие, направлена на то, чтобы у учащихся сформировались разные версии и самостоятельные выводы о противоречивых суждениях и разных точек зрения на социально-экономические и политические итоги политики императора, последствием которых стал дворцовый переворот 1801г.
6. Домашнее задание:
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
«Урок в 10 классе (профильный уровень)
(правление Павла 1)
Целевая установка урока:
на основе изучения внутренней и внешней политики императора Павла 1 подвести учащихся к самостоятельным выводам о социально-экономических и политических противоречиях политики императора, последствием которых стал дворцовый переворот 1801г.;
способствовать формированию представлений о многообразии мотивов поведения исторических деятелей и их оценочных суждений о деятельности Павла 1, в основе которых лежат разные взгляды и ценности;
развитие умений приемов критического анализа источников, умений находить в источниках оценочные суждения, определять по ним позиции авторов высказываний, формулировать собственные аргументированные суждения.
Форма занятия: урок-исследование
Проблемный вопрос:
Хотел бы я жить во времена Павла 1, если бы был . (солдатом, чиновником, гвардейским офицером, крестьянином?
План занятия:
2. Ставим проблемный вопрос - Хотел бы я жить во времена Павла 1, если бы был . (солдатом, чиновником, гвардейским офицером, крестьянином)
3. Предлагаем старшеклассникам, объединившись в группы, поработать с пакетом документов, представляющим многообразие мотивов поведения исторических деятелей и их оценочных суждений о деятельности Павла 1, в основе которых лежат разные взгляды и ценности:
План комплексного анализа исторического источника (Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. Стр.133):
1. Происхождение источника (дата, автор, место публикации)
2. Цель создания .
3. Значимость данного источника для изучения темы.
4. Ограниченность источника.
5. Какие факторы могли бы повлиять на искажение истинного представления о правлении Павла 1?
6. Какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую у вас сомнения?
4. Презентация учащимися результатов исследований исторических источников и ответ на проблемный вопрос урока.
5. Беседа, завершающая учебное занятие, направлена на то, чтобы у учащихся сформировались разные версии и самостоятельные выводы о противоречивых суждениях и разных точек зрения на социально-экономические и политические итоги политики императора, последствием которых стал дворцовый переворот 1801г.
6. Домашнее задание:
Цель: Изучение правления Павла 1 через внутреннюю и внешнюю политику.
рассмотреть важнейшие вопросы внутренней политики;
изучить основные направления внешней политики;
продолжить отработку навыков самостоятельной работы с историческими документами, с картой, другими свидетельствами эпохи;
пробуждать интерес к истории через биографии отдельных выдающихся личностей.
Оборудование урока:
портреты Павла I , Екатерины II, Петра III, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова.
Император Павел 1.
Б) Указ о трёхдневной барщине;
В) Изменения в положении правящего сословия.
3. Внешняя политика.
Б) 2 этап. Союз с Францией. 1800 г.
Изучение нового материала
Учитель: ребята, давайте сформулируем цель нашего занятия.
Император Павел 1.
Павел Петрович Романов
Император всероссийский, сын Петра III и Екатерины II, правнук Петра Великого.
Родился 20 сентября 1754 года в Петербурге. Елизавета Петровна отняла ребёнка у родителей и воспитывала при своём дворе.
С 1761 года за воспитание Павла отвечал Никита Иванович Панин, подобравший хороших преподавателей, учивших цесаревича истории, географии, математике, языкам. Павел I много читал, увлекался военным делом.
В 1762 году, восьмилетним, стал свидетелем дворцового переворота, смерти отца. Это оказало огромное воздействие на психику впечатлительного ребёнка.
С 1783 года жил в Гатчине, как когда-то Петр I в Преображенском, а потом Петр III в Ориенбауме. Павел создал в Гатчине собственную небольшую армию. Армейская дисциплина, порядок, определённый аскетизм жизни в Гатчине как бы противопоставлялись роскоши и беспорядочной жизни петербургского двора. Собственно Гатчина стала как бы маленькой моделью будущей России, какой Павел хотел её видеть.
Личная жизнь и семья. 29 сентября 1773 года – брак с Натальей Алексеевной, принцессой Гессен-Дармштадтской (умерла при родах). Фактическое отстранение от управления государством. 26 сентября 1776 года – второй брак с Марией Федоровной, принцессой Вюртембергской ( в браке было 10 детей). Екатерина II отбирает двух старших сыновей (Александра и Константина) на воспитание, настраивая их против отца.
В конце жизни Екатерина составила завещание, согласно которому престол после ее смерти должен был перейти не к сыну, а к старшему внуку Александру Павловичу. Когда Павел сжигал в камине документ об отстранении его от престола, императрица еще дышала.
Первым делом Павел извлек прах своего отца Петра III из могилы, одел в императорские одежды, короновал, затем гроб отца поставил рядом с гробом матери для прощания. Через месяц в соответствии с придворным церемониалом Павел I захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.
В ночь на 12 марта 1801 года Павел был убит во дворце заговорщиками из числа приближённых офицеров, во главе с петербургским генерал-губернатором, графом Паленым. Царь до последней минуты был уверен в его преданности…
Четыре года, четыре месяца, четыре дня – таков был срок царствования Павла 1.
Ряд историков считали Павла Петровича сумасшедшим, самодуром (С.Ф. Платонов, М.К. Любавский и др.). Хотя высказывался и прямо противоположный взгляд.
Д.А. Милютин отмечал значение военных реформ Павла в наведении порядка в управлении армией.
Павел I, подобно своему прадеду Петру I, с первых дней начал реформировать всю жизнь России.
2. Внутренняя политика (заголовок таблицы)
Учитель: ребята, по ходу работы по анализу внутренней и внешней политика, мы будем, изучая основные вместе заполнять таблицу (на доске и в тетради)
1797 г. – Указ о престолонаследии – наследование власти только наследниками мужского пола
- Какому закону он противопоставлялся?
Петра I о престолонаследии от 1722 года.
Исключить будущую возможность отстранения от престола его законных наследников.
Обеспечил государственный порядок; укрепил правовую основу Российской монархии.
Отменил привилегии дворян: разрешалось применять телесные наказания для дворян, установление для чиновников рабочий день с 6 часов утра, обложение немалыми налогами;
обязательная военная служба дворян.
Возросло недовольство императором
Павлом был разработан план учреждения семи министерств - юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции и государственного казначейства, однако полностью он был осуществлён после его смерти
На смену коллегиальной системе организации центрального аппарата пришла министерская, основанная на единоначалии и контроле свыше. Это означало потерю роли Сената
Император реформировал прокуратуру, превратил её в основной орган, надзирающий за военными, финансовыми, административными, полицейскими, судебными, личного состава армии и флота, государственных чиновников делами. Он расширял полномочия генерал-прокуроров.
Преследовал воровство и казнокрадство в армии.
Важным направлением своей деятельности Павел I видел установление законности и порядка.
Улучшение содержания и обучения солдат, появились новые подразделения — инженерное, фельдъегерское, картографическое;
обмундирование войск, полностью заимствованное с прусских образцов
Усовершенствование армии, уменьшены привилегии офицерского состава. Слепое подражание Пруссии
Закон о трёхдневной барщине
Сделан первый шаг к освобождению крестьян от произвола помещиков. Не прижился.
Принимались меры к введению машин на фабриках.
Шло развитие горнозаводской промышленности. Запрет торговли с Англией. Возобновление торговли с Францией, увеличение торговли с Персией, Хивой, Бухарой, Индией и Китаем
Экономические реформы во многом были разумны. Император настроил против себя дворян, купцов, которые несли потери от прекращения торговли с Англией
Внешняя политика (заголовок таблицы)
Учитель: почему Павел из противника Франции стал её союзником, мы узнаем, изучив Внешнюю политику. В этом нам поможет фрагмент фильма
Продолжаем заполнять таблицу.
Антифранцузская коалиция. Оказание помощи Мальтийскому ордену.
Кто был главным противником России во второй половине 18 века? (Франция. работа с картой)
Изгнание французов из Италии. Укрепление позиций государства и авторитета императора.
2 этап. Союз с Францией. 1800 г.
Почему Павел изменил своим союзникам?
(Несогласованность действий Англии и Австрии раздражали Павла)
Заговор против императора.
Учитель: Сближение Петербурга и Парижа больно ударило по интересам Англии, главного торгового партнёра России. Они подкупили ближайшее окружение царя.
Вывод: В деятельности Павла что–то получилось, что-то наполовину, а что-то развалилось совсем, ведь у него не было единомышленников и его не готовили к управлению государством. Мероприятия Павла имели благородные побуждения, были направлены против злоупотреблений дворянства.
Презентация на тему: " Тревожное окончание века. История России 10 класс." — Транскрипт:
1 Тревожное окончание века. История России 10 класс.
2 План урока. Личность Павла I. Внутренняя политика императора. Внешняя политика Павла. Переворот 1801года.
3 Личность Павла I( гг.) Павел I – сын императора Петра III и императрицы Екатерины II - родился в 1754 г. С 1760 г.его главным воспитателем стал граф Н.И. Панин. С четырёх лет Павла стали обучать грамоте, истории, географии, математике, иностранным языкам и другим наукам. От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Граф Н.И. Панин с детства внушал Павлу мысли о его высоком предназначении и готовил к престолу.
4 Внутренняя политика. В день своей коронации 5 апреля 1797 г. он издал наиболее значительный в своё правление указ о престолонаследии "Учреждение об императорской фамилии".. Павел I впервые в истории России установил твёрдый и незыблемый порядок наследования престола. Отныне престол мог занять только потомок правителя по мужской линии. Женщина могла быть только регентшей при малолетнем наследнике. Женщины получали престол лишь в том случае, если не оставалось представителей династии - мужчин. В "Учреждении" определялся также состав императорской фамилии, иерархическое старшинство её членов.
5 Здание Сената. Главным направлением во внутренней политике Павла I стало укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной. Вначале были реорганизованы высшие учреждения государства. В 1796 г. Павел I восстановил Совет императорского величества и придал ему статус Высочайшего Государственного.
6 Государственные преобразования. В 1796 г. было утверждено новое положение о Сенате. Увеличивалось число департаментов Сената, вводились новые правила направленные на ускорение решений по уголовными административным делам. Военная реформа. К концу ХVIII в. русская армия была одной из самых многочисленных армий Европы, и назрела острая потребность в реорганизации её комплектования, управления, снабжения и вооружения. Военная коллегия была освобождена от административных, хозяйственных, судебных функций. Отныне она должна была заниматься комплектованием, вооружением, боевой и строевой подготовкой.
7 Ф.Ф. Ушаков, А.В.Суворов
8 Внешняя политика. 1798г. Сражение на р. Адда французы разбиты. 1798г овладение береговыми городами флотом Ф.Ф. Ушакова. 1799г. Победа у г.Нови. Начало Швейцарского похода Суворова.
9 Переворот 1801года. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. пьяные заговорщики ворвались в покои Павла. Павлу следовало только принять условия заговорщиков. Но он считал себя мужчиной и принялся отстаивать своё достоинство: он стал защищаться. Заговорщики перестарались - император был задушен. Александр ждал исхода переворота. Когда к нему вошли, то по их лицам Александр понял, что произошло самое страшное летний Александр упал в обморок. Очнулся он от того, что граф П.А. Пален тряс его за плечи:"Довольно ребячиться! Извольте царствовать!"
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Данный материал представляет собой технологическую карту урока по теме "Тревожное окончание века" для учащихся 10 класса. Предлагается проблемная форма проведения урока, в ходе которого учащимся попытаются на основе фрагментов из исторических источников (они находятся в приложении к технологической карте) охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла первого и определиться с собственной позицией по отношению к оценке данной исторической личности, о которой в исторической науке накопилась масса фальсификации.В технологической карте разработан и представлен проблемный урок по эпохе Павла первого, предусмотрена групповая форма работы по выяснению результатов внутренней и внешней политики императора Павла и на основе данной работы спланирована дискуссия по оценке исторической личности императора и выработки собственной позиции по отношению к данной исторической личности, о которой так много фальсификации в исторической науке.
Читайте также: