Транспорт в современном мире обж 8 класс виноградова конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

с.КИПАРИСОВО

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

СОГЛАСОВАНО

Директор МБОУ СОШ № 9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Хворостиной Екатериной Юрьвной

Учителем ОБЖ и физкультуры

Пояснительная записка

В условиях чрезвычайных ситуаций может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат — недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого основной идеей конструирования дан-ной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов, которые направлены на анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий, которые в этих ситуациях необходимо совершить.

Предлагаемый авторский курс соответствует предметной области, введённой в стандарты второго поколения (2010 г.). Его изучение направлено на реализацию следующей воспитательно образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:

■осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;

а воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;

■формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;

■воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

При отборе содержания курса ОБЖ авторы исходили из следующих дидактических принципов.

1.Учёт требований стандарта основного общего образования по данной предметной области.

2.Актуальность для подростков обсуждаемых проблем. Например, правила поведения в домашней обстановке, на прогулках изучались в 5-6 классах, а чрезвычайные ситуации, связанные с деятельностью экстремистских организаций, террористических групп и подобными социальными явлениями, обсуждаются со старшими подростками.

3.Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинён принципу интеграции субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации. Так, содержание раздела, знакомящего школьника с чрезвычайными ситуациями на дорогах и правилами дорожного движения, строится на основе рассмотрения вопросов дорожной безопасности как результата согласованной деятельности всех участников дорожного движения. Другие проблемы (здоровье человека, природные катаклизмы, криминогенные явления и пр.) рассматриваются не только как личные, но и как общезначимые, государственные.

5.Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Особое внимание уделяется реализации краеведческого принципа, который позволяет старшему подростку обучаться в процессе непосредственных наблюдений, а затем воплощать знания в продуктивной деятельности — речи, рисунках, схемах, презентациях и пр.

Программное содержание курса построено по линейно-концентрическому принципу, то есть развёртывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические задания, осуществляется проектная деятельность.

Место курса в базисном учебном плане

Обычно данный предмет изучается в 7-9 классах по одному часу в неделю: 35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе и 35 часов в 9 классе. С учётом особенностей региона (природные условия, географическое положение, плотность населения, наличие промышленных объектов, представляющих потенциальную опасность, и др.) школа может увеличить число часов по собственному усмотрению, что позволит более обстоятельно ознакомить школьников с проблемами безопасности жизнедеятельности, которые для данного региона являются особенно актуальными.

Требования к результатам обучения основам безопасности жизнедеятельности

Личностными результатами обучения в 7-9 классах являются:

■ освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

■развитие способности и готовности к саморазвитию и личностному самоопределению;

■формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых жизненных установок, социальных компетенций.

Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:

■анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;

■сравнением примеров опасного и безопасного поведения;

■планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;

■обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

■формирование научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний;

■освоение основных понятий и научной терминологии; использование методов познания и исследования, принятых в данной науке.

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.

Здоровый образ жизни. Что это?

Зависит ли здоровье от образа жизни? Образ жизни. Слагаемые здоровья.

Физическое здоровье человека. Значение физической культуры для здоровья человека. Что такое физическое здоровье. Физическая культура и служба в армии. Закаливание — способ тренировки организма. Виды закаливания. Правила гигиены.

Правильное питание. Характеристика жиров, белков и углеводов. Режим питания. Правила питания. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.

Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Влияние воли на эмоциональное состояние человека. Правильная организация жизнедеятельности. Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность.

Социальное здоровье человека. Что такое социальное здоровье человека. Общение. Правила коммуникации. Учение — социально важная деятельность. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Определение репродуктивного здоровья. Половое созревание. Особенности развития мальчиков и девочек (юношей и девушек). Риски старшего подросткового возраста.

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Можно ли тушить пожар самостоятельно? Правила эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Чрезвычайные ситуации в быту. Залив жилища. Опасное электричество. Первая помощь при электротравмах. Утечка газа. Отравление угарным газом.

Бытовая химия. Правила хранения в помещении опасных жидкостей. Правила поведения с немаркированными ёмкостями. Отравление ядохимикатами. Первая помощь при отравлении опасными жидкостями и ядохимикатами.

Разумная предосторожность. Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Что делать, если произошло нападение. Самооборона.

Опасные игры. Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Несъедобные для человека грибы. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Правила грибной кулинарии. Первая помощь при отравлении грибами.

Дикие животные. Насекомые. Гроза в лесу. Правила поведения при грозе.

Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде, причины возникновения. Правила отдыха на воде, правила катания на лодке. Помощь утопающему. Помощь человеку, оказавшемуся в полынье. Правила зимней рыбалки.

Современный транспорт и безопасность

Транспорт в современном мире.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Транспорт как источник опасности. Опасные игры на дорогах. Дорожно- транспортное происшествие: причины и последствия. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при травмах: как остановить кровотечение, как наложить шину.

Опасные ситуации в метро. Правила поведения в метро: движение на эскалаторе; ожидание поезда; в вагоне.

Авиакатастрофы. Подготовка к полёту. Правила поведения на борту авиалайнера. Пожар на борту самолёта. Разгерметизация самолёта. Аварийная посадка.

Железнодорожная катастрофа. Действия в случае крушения поезда.

Безопасный туризм

Обеспечение безопасности в туристских походах. Туризм — отдых, связанный с преодолением трудностей. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Безопасное место для бивуака. Правила безопасного поведения в случае, когда турист отстал от группы. Туризм и экология окружающей среды.

Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Подготовка к походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Узлы в туристском походе.

Когда человек сам себе враг

Курение убивает! Опасности курения: что содержит в себе сигаретный дым. Почему курение мешает учению. Физическое состояние подростков-курилыциков.

Алкоголь и здоровье. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. Как уберечь себя от алкоголизма.

Скажем наркотикам — нет! Что такое наркотики и наркомания. Воздействие наркотика на организм человека. Токсикомания.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила эвакуации.

Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели и оползни. Снежные лавины. Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные пожары. Правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Виды радиационно опасных объектов. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида.

Чрезвычайные ситуации социального характера.

Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм, его истоки и причины. Крайние проявления экстремизма. Что такое терроризм, его проявления. Правила поведения во время взрыва и после него. Как вести себя в плену у террористов. Как вести себя во время спецоперации по освобождению заложников.

Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.

Национальная безопасность Российской Федерации. Что такое национальная безопасность. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Практические работы

Подготовка программы закаливания для человека, который часто болеет простудными заболеваниями.

Изучение физических упражнений, которые помогают снять напряжение разных групп мышц. Определение степени развития своих волевых качеств.

Выявление возможных источников шума в современной городской квартире.

Изучение правил пользования газовыми и электрическими приборами; знакомство с устройством и принципом действия пожарного крана; знакомство с устройством углекислотного и воздушно-пенного огнетушителей.

Психологическая подготовка к встрече с преступником; знакомство с подручными предметами, которые можно использовать как средство защиты от нападения. Отработка линии поведения в чрезвычайной ситуации (злоумышленник пытается проникнуть в квартиру).

Отработка приёмов проведения искусственного дыхания.

Отработка правил поведения при аварийной посадке самолёта.

Составление графика движения в туристском походе; составление программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в ситуации автономного пребывания в природе. Освоение разных видов узлов. Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах.

Проектная деятельность (примерные темы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить теоретические знания о правилах поведения на дороге.

Отработать практические навыки безопасного поведения обучающихся как участников дорожного движения.

Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

3 дорожные аптечки, раздаточный материал;

макет перекрестка с фигуркой регулировщика и макетами автомобилей.

1. Вступительное слово учителя.

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Статистика количества ДТП и числа пострадавших в них печальна: за 8 месяцев (январь-август) 2017 года в Российской Федерации произошло 13366 ДТП с участием детей, в которых 587 детей погибли, а 11357 получили ранения

В течение 1 минуты участники каждой команды отвечают на вопросы, которые задаются команде, получая за правильный ответ 1 балл.

Примерные вопросы.

Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару? (Правой.)

Как называется место для ожидания общественного транспорта? (Остановка.)

Как называется край проезжей части? (Обочина.)

Как называют человека, идущего по тротуару? (Пешеход.)

Разрешается ли движение транспорта при мигающем желтом свете светофора? (Да.)

Как называют улицу, идущую вдоль берега? (Набережная.)

Как называется велосипед для двоих ездоков? (Тандем.)

Каждой команде задается по 3 вопроса, за правильный ответ – 2 балла. Если команда не может ответить, право ответа переходит другой команде.

Примерные вопросы.

В какой стране появился первый светофор? (Англия.)

В каком городе России появился первый трамвай? (Москва.)

В какой стране появился первый регулировщик? (Англия.)

На макете перекрестка учитель моделирует дорожную ситуацию, устанавливает фигурку регулировщика, подающего сигналы участникам дорожного движения (рисунок 1). От каждой команды приглашается по одному участнику. С помощью фигур пешехода, автомобилиста, велосипедиста, изображающих участников дорожного движения на макете, они должны выполнить действие в соответствии с сигналом регулировщика. За правильно выполненное действие команда получает 1 балл.


Сигнал равнозначен зеленому свету светофора с выключенной дополнительной секцией левого поворота.

Движение прямо запрещено, разрешен поворот только направо.

Учитель описывает дорожную ситуацию: произошло ДТП, в результате которого пострадал человек

Известны симптомы: сильное кровотечение из предплечья правой руки. Кровь вытекает пульсирующей струей. Возьмите дорожные аптечки, выберите из них необходимые для оказания первой помощи медикаменты, укажите последовательность действий при оказании первой помощи. За правильно выполненное задание дается 5 баллов.

При остановке артериального кровотечения используются:

Спиртосодержащие растворы (йод, зеленка) или перекись водорода.

Под жгут необходимо положить записку с указанием времени наложения жгута. Травмированную конечность необходимо зафиксировать.

7. Подведение итогов.

По окончании выполнения заданий жюри подсчитывает общее количество баллов, набранных каждой командой, выявляет победителей.

27.1. Транспорт и его значение. Развитие хозяйства страны трудно представить без современных видов транспорта и развитой транспортной системы.

Транспорт – это вид деятельности в составе сферы услуг, который занимается перевозками грузов и пассажиров.


Значение транспорта заключается в том, что он обеспечивает взаимодействие между производителями продукции и услуг и их потребителями . Транспорт – это своеобразная кровеносная система хозяйства. От уровня его развития зависят масштабы и уровень развития всех остальных видов хозяйственной деятельности. Добытое сырье и сельскохозяйственная продукция доставляются для последующей переработки на предприятия обрабатывающей промышленности. Готовая продукция поставляется на предприятия торговли. Население с помощью транспорта перемещается к месту работы. Люди используют транспорт для поездок на отдых и т.д. Велика роль транспорта в развитии международных отношений, особенно международной торговли и международного туризма.

Существует целый ряд показателей, позволяющих судить о масштабах и уровне развития транспорта в той или иной стране. К числу таких показателей относятся общее количество транспортных средств и уровень обеспеченности ими. Например, по общему числу самолетов лидером среди стран мира являются США. Наибольшее количество автомобилей в расчѐте на 1000 человек характерно для стран с высоким уровнем экономического развития (США, Австралия, Люксембург, Италия).

Важными показателями развития транспорта являются протяженность и густота транспортных путей. По протяженности большинства видов транспортных путей мировым лидером являются США, а по густоте автомобильных дорог (длина транспортных путей на 1000 км 2 территории) – высокоразвитые европейские страны (Бельгия, Нидерланды, Германия). Еще один важный показатель развития транспорта – объѐм выполняемой транспортной работы. Например, количество грузов и пассажиров перевезенных тем или иным видом транспорта за год.

На развитие современного транспорта большое влияние оказывают достижения научно-технического прогресса. Происходит увеличение пропускной способности транспортных путей, улучшаются скоростные характеристики транспортных средств, растѐт комфортность пассажирского транспорта и грузоподъѐмность (вместимость) грузового. Все эти изменения направлены на то, чтобы как можно быстрее доставить возрастающее количество грузов и пассажиров из одного места нашей планеты в другое.

27.2. Виды транспорта и их особенности. Существуют разные подходы к выделению видов транспорта. Основной из них основан на учѐте особенностей географической среды, в которой осуществляется прокладка транспортных путей и осуществляются перевозки грузов и пассажиров. Исходя из этого, выделяется сухопутный, водный и воздушный транспорт (рис. 2).


Сухопутный вид транспорта осуществляет перевозки по суше. Он делится на наземный и подземный. К сухопутному виду транспорта относятся: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Все эти виды транспорта связаны с прокладкой специальных транспортных путей: автомобильных и железных дорог, трубопроводов. У каждого из сухопутных видов транспорта есть свои преимущества и недостатки.

Автомобильный транспорт наиболее эффективен при перевозке грузов и пассажиров на небольшие и средние расстояния (рис. 3). Главные его достоинства – маневренность (доставка от ворот до ворот) и высокие скоростные характеристики. К недостаткам относятся недостаточная вместимость и влияние на окружающую среду. Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах.


Железнодорожный транспорт используется преимущественно для перевозок грузов на средние и дальние расстояния. Также он играет важную роль в перевозках пассажиров внутри городов и на средние расстояния (рис. 4).


Основные преимущества железнодорожного транспорта – большая вместимость и сравнительно низкая стоимость перевозок. Однако он уступает автомобильному транспорту в маневренности и скоростных характеристиках. В последнее время, в связи с развитием скоростных железных дорог, роль железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров опять возрастает.

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти (нефтепроводы) и природного газа (газопроводы) (рис. 5). Существуют также продуктопроводы, по которым транспортируется готовая продукция: нефтепродукты, дизельное топливо, молоко и др. Основные преимущества трубопроводного транспорта – независимость от погодных условий, беспрерывность действия, возможность транспортировки грузов в больших объѐмах.


Водный транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров по акваториям рек, озѐр, морей и океанов. Соответственно он делится на внутренний водный (речной и озерный) и морской (океанический) (рис. 6). Перевозка грузов и пассажиров осуществляется с помощью плавучих транспортных средств – судов. Для функционирования водного транспорта не требуется прокладки специальных транспортных путей.

Однако для обслуживания судов, выполнения погрузочных и разгрузочных работ возводятся портовые сооружения (порты). Главные преиму-щества водного транспорта – низкая стоимость перевозок и возможность перевозить большие объѐмы грузов. К недостаткам относится невысокая скорость перевозок и зависимость от погодных условий.


В настоящее время водный транспорт используется преимущественно для перевозки грузов. Особенно велика его роль в торговле между странами разных континентов . Морской транспорт является мировым лидером в международных грузоперевозках. Для перевозки грузов используются суда разного типа: наливные (танкеры) для перевозки нефти, сухогрузы. Однако наибольшее значение в современном водном транспорте имеют суда-контейнеровозы. Их использование позволяет осуществлять быструю перегрузку грузов на другие виды транспорта (железнодорожный, автомобильный) и значительно сокращать время доставки грузов. Большую роль в сокращении времени перевозки грузов между портами разных океанов играют морские каналы. Наиболее важные из них – Суэцкий и Панамский.

Воздушный (авиационный) транспорт осуществляет перевозки пассажиров и грузов по воздуху с помощью разнообразных типов летательных аппаратов, преимущественно самолѐтов (рис. 7).


Для обслуживания воздушных перевозок возводятся аэропорты. Крупнейшие пассажирские аэропорты мира находятся в городах Атланта (США), Пекин (Китай), Дубай (ОАЭ), Токио (Япония).

Основное преимущество авиационного транспорта – высокая скорость и возможность доставлять грузы и пассажиров в труднодоступные для других видов транспорта районы. К его недостаткам относятся относительная дороговизна и необходимость взаимодействия с другими видами транспорта, поскольку большинство крупных аэропортов размещается за пределами городов.

По назначению перевозок можно выделять грузовой и пассажирский транспорт. Из всех перечисленных ранее видов транспорта только трубопроводный в настоящее время используется исключительно для перевозки грузов . Водный транспорт является преимущественно грузовым, а авиационный – пассажирским. Автомобильный и железнодорожный в равной степени используются как для перевозки грузов, так и пассажиров.

27.3. География развития основных видов транспорта. Уровень развития транспорта в разных регионах и странах во многом определяется уровнем их экономического развития. Существует общая закономерность: чем более высокий уровень экономического развития характерен для региона или страны, тем более развитой является их транспортная система.

Наиболее высокий уровень развития всех видов транспорта характерен для стран Европы (Германия, Франция, Италия, Великобритания), Северной Америки (США, Канада), некоторых стран Азии (Япония, Южная Корея) и Австралии. В этих странах, как правило, высокая густота основных транспортных путей и обеспеченность населения транспортными средствами. Транспортные пути равномерно размещены по всей территории, что способствует высокой транспортной мобильности населения.

В развивающихся странах транспорт развивается крайне неравномерно. В ряде этих стран имеются крупнейшие в мире морские порты и аэропорты (Китай, Индия, Бразилия), проложены современные скоростные дороги. В тоже время очень низкими остаются густота автомобильных и железных дорог и обеспеченность населения транспортными средствами. Особенно это характерно для стран Африки, Центральной и Южной Азии.

Мировое лидерство по общей протяженности транспортных путей занимают как экономически развитые, так и развивающиеся страны с большой территорией, большими масштабами экономики и значительной численностью населения. Наибольшую протяженность автомобильных дорог имеют США, Индия и Китай. Мировыми лидерами по длине железных дорог являются США, Россия и Китай.

Самая протяженная сеть трубопроводов в США, России и Канаде. По длине водных путей лидируют Китай, Россия и Бразилия (рис. 8–12).






Обобщим и запомним. Транспорт – это вид деятельности в составе сферы услуг, который занимается перевозками, т. е. перемещением в пространстве, грузов и пассажиров. Основными видами транспорта являются сухопутный, водный и воздушный. В состав сухопутного транспорта входят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки при перевозке грузов и пассажиров. Наиболее распространенными видами транспорта являются автомобильный и железнодорожный. Наибольшего уровня развития все виды транспорта достигли в экономически развитых странах.

Проверим себя: 1. Каково значение транспорта и что входит в состав транспорта как вида деятельности? 2. Какие показатели используются для характеристики транспорта? 3. На какие виды делиться транспорт? 4. Какими преимуществами и недостатками характеризуется каждый из видов транспорта? 5. Какие виды транспорта используются преимущественно для перевозки грузов и почему? 6. Какова общая закономерность развития и размещения транспорта? 7. Каковы основные отличия транспорта в странах с высоким уровнем экономического развития и в развивающихся странах?

От теории к практике. Представьте, что вам нужно доставить небольшую партию скоропортящегося груза из Беларуси в Польшу. Каким видом транспорта, с учетом минимизации затрат, вы для этого воспользуетесь?

Обсудим. Важнейшим направлением развития железнодорожного транспорта является его электрификация – перевод поездов на электрическую тягу. В некоторых странах мира электрифицированы практически все железные дороги (Бельгия, Швейцария, Швеция, Италия). Как вы думаете, в чем преимущества электрифицированных железных дорог? Является ли актуальным это направление развития железнодорожного транспорта для Беларуси?

Урок №1 Пожары в жилых и общественных зданиях их причины и последствия.
Урок №2 Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
Урок №3 Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.
Урок №4 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
Урок №5 Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
Урок №6 Велосипедист – водитель транспортного средства.
Урок №7 Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
Урок №8 Безопасный отдых на водоёмах. Водные походы и обеспечение безопасности.
Урок №9 Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Урок №10 Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.
Урок №11 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Урок №12 Классификация ЧС техногенного характера.
Урок №13 Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
Урок №14 Обеспечение радиационной безопасности населения.
Урок №15 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
Урок №16 Обеспечение химической защиты населения.
Урок №17 Пожары и взрывы на взрывопожарных объектах экономики и их возможные последствия (с использованием презентации).
Урок №18 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
Урок №19 Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Урок №20 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Урок №21 Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера.
Урок №22 Эвакуация населения.
Урок №23 Мероприятия по инженерной защите населения (с презентацией).
Урок №24 Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
Урок №25 Индивидуальное и репродуктивное здоровье – составляющие здоровья человека и общества.
Урок №26 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
Урок №27 Вредные привычки и их влияние на здоровье (с презентациями).
Урок №28 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Урок №29 ПМП и её значение.
Урок №30 ПМП при отравлении аварийно химически опасными веществами (практическое занятие).
Урок №31 ПМП при травмах.
Урок №32 ПМП при утоплении ( с презентацией).
Урок №33-34 Уроки обобщения и систематизации.

Читайте также: