Толстой косточка конспект урока 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: создать условия для формирования контрольно - оценочной самостоятельности обучающихся.

Задачи:

Предметные: учимся осмысленному и вдумчивому чтению, расширяем словарный запас

Коммуникативные: развиваем способность детей высказать собственное мнение, аргументировано его доказывать.

Личностные УУД: воспитываем у детей чувство сопереживания, великодушия, умения прощать.

Содержимое разработки

Цель: создать условия для формирования контрольно - оценочной самостоятельности обучающихся.

Предметные: учимся осмысленному и вдумчивому чтению, расширяем словарный запас

Коммуникативные: развиваем способность детей высказать собственное мнение, аргументировано его доказывать.

Личностные УУД: воспитываем у детей чувство сопереживания, великодушия, умения прощать.

Стадия вызова

- Прочтите название произведения, с которым мы будем знакомиться?
- Кто автор этого произведения? (Л.Н.Толстой)
- Знаком ли вам этот писатель? Какое произведение Л.Н. Толстого мы уже читали?

- Как вы думаете, что это за жанр произведения? Что это значит, быль? (Рассказ о том, что было давно. Рассказ о том, что было на самом деле).

Действительно, быль – рассказ о том, что произошло на самом деле.

Приём: Верно- неверно.

Лев Толстой написал этот рассказ только для детей.

Лев Толстой – не только великий писатель, но и хороший учитель.

Готовы работать?

Давайте сделаем предположение: о чем может быть это произведение?

Давайте прочитаем часть произведения.
Возьмите в руке карандаши, и если вам в тексте встретится непонятные слова, то вы аккуратно их подчеркните. Мы обязательно разберемся в том, что они обозначают.

- Итак, послушайте его и попробуйте представить все, что происходит. Следим глазками за чтением.

Читают учитель или хорошо читающие учащиеся.

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Словарная работа

- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

- Что они означают?

Горница – большая светлая комната

-Как вы думаете, какого возраста был Ваня? (маленький)Есть ли в тексте информация о возрасте Вани? Что помогло Вам сделать такой вывод?

- Долго ли Ваня готовился съесть сливу?
- Выберите из этой части слова, описывающие действия Вани. Давайте подчеркнем эти слова красным карандашом.
никогда не ел
Нюхал их.

Они нравились. .
Очень хотелось съесть.
Ходил мимо.

- О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался) - Герой сомневается….
- А что произошло дальше? (
не удержался, схватил и съел)

-Как вы считаете, Ване слива понравилась? (Не знаем. Автор ничего об этом не написал.)

- Как вы думаете, он распробовал вкус сливы, получил удовольствие? (Нет, он ничего не успел.)

- Опишите Ваню. (Стоит испуганный, с вытаращенными глазами, не поймет, как он эту сливу проглотил.(клик) Ему уже стыдно. Страшно, что скажут домашние. А мне Ваню жалко.)

-Вы хорошо представляете состояние Вани? (Да).

- Представьте, что вы Ваня. Вам 4 года, вы никогда не ели … такую диковинную конфету, в комнате никого нет. Опишите свои мысли и поступки, не забудьте, вы – Ваня.


- Как вы думаете, хорошо поступил герой произведения?

- А как бы вы поступили на месте Вани?

- Так может надо было Л.Н. Толстому закончить рассказ на этом месте? Почему автор написал продолжение?

Давайте предположим каким оно будет?

Хотите узнать, что было дальше в произведении? Тогда читаем.

Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.

Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

-Есть ли непонятные слова?

- Почему мама рассказала о пропаже сливы папе?

- Понял ли папа, что к пропаже сливы причастен Ваня?

- Когда отец это понял?(Ваня покраснел, как рак…)

- А почему Ваня покраснел?

-А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое?

Как вы думаете, как поступит отец?

-Что может случится дальше?

Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

- Что он сказал детям? Давайте попробуем найти главные слова и подчеркнем их синим цветом. (Нехорошо, не в том беда, через день умрет, я этого боюсь)

-Почему он так сказал? (Он хотел, чтоб Ваня сам признался, чтобы он остался честным. Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване. )

- Как вы думаете- Ваня признается?

Давайте проверим наши предположения.

Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

- Как вы думаете, Ваня испугался? - Докажите словами из текста подчеркнем эти слова зеленым карандашом (Ваня побледнел.)

-- Догадались ли другие дети, кто взял сливы?

- Какое последнее действие в рассказе совершил Ваня? Подчеркните зеленым карандашом.

- Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (обидно, потому что смеются, испугался, что умрет)

-Что пережил Ваня за обедом? -Какое отношение у вас сейчас к Ване? Поменялось ли ваше отношение к мальчику в начале рассказа и сейчас? Почему?

-Мы прочитаем произведение ещё раз для того, чтобы лучше представить образ Вани и его семьи

Чтение учителем или хорошо читающим учеником.

Давайте представим, что мы в семье у Вани. Собрались за обеденным .

-Как вы думаете, кто сидел за столом? (Мама, папа, дети. Мама, папа, двое детей… Мама, папа, бабушка, Ваня, брат, сестра… )

-Мы точно не знаем, но у Вани был брат или сестра.

- Мы можем точно сказать, сколько человек в семье Вани? (Нет).

Посмотрите иллюстрацию к произведению в книге, выпущенной в 1960 году

Сравните. Рассмотрите. Найдите сходства. Найдите отличия. Сделайте вывод.

- Какая иллюстрация более соответствует вашему представлению о героях? Почему на одной из них все улыбаются, а Ваня плачет? А на другой - все серьезные, а Ваня отвернулся от стола?

- Показывает ли художник свое отношение к Ване и его семье?

(На первой иллюстрации художнику нравится семья Вани, а на второй – нет…На первой иллюстрации – вся семья любит Ваню, хотя он и провинился…Второму художнику не нравится Ваня, поэтому он и показал, что его ругают.)

- как вы думаете, автор этих иллюстраций один и тот же художник или разные?

Ребята, это художник Алексей Федорович Пахомов. Он иллюстрировал рассказ Л.Н.Толстого в разное время.

- А почему иллюстрации показывают разное отношение к Ване и его семье? (На второй иллюстрации Ваня еще не признался, он переживает, а родители волнуются, признается ли Ваня. А на первой иллюстрации Ваня уже признался, и все рады!)

- Чему? (Что он сам признался! Такой маленький, а нашел в себе силы признаться! Ваня плачет, потому что испугался, что его будут сильно ругать. Но потом понял, что его все любят и заплакал).

- Ребята, вам какая иллюстрация ближе? (Где все улыбаются.)

- Вы согласны с тем, как изобразил художник главного героя? Ответ обоснуйте.

- Опишите, каким вы представляете Ваню. (Ваня маленький мальчик. Его хочется защищать. Он похож на маленького щенка или котенка. Ему, наверное, года 4- 5.)

- А семья Вани была богатая или бедная? Почему? ( Сливы по счету)

- Как родители относились в этой семье к детям?

Какая из пословиц подходит нашему рассказу?

Друг познается в беде.

Поспешишь – людей насмешишь.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

– Как вы её понимаете? Объясните, почему вы её выбрали?

-Как ты думаешь, о чем хотел сказать писатель в своем произведении? (Толстой учит нас не брать без разрешения. Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое. Толстой учит нас не глотать сливы с косточками и тд.)

– Выходит, если бы когда-то Лев Толстой не успел написать и напечатать этот рассказ или я не прочитала бы вам “Косточку”……вы продолжали бы брать без разрешения? Не признавались бы в этом? И глотали бы сливы с косточками?

– Да? Тогда выходит, Лев Толстой написал этот рассказ зря?

Тайна в этом рассказе живет,

Попробуй её разгадать,

Лишь тот секрет рассказа найдёт,

Кто сможет Ваню понять.

– Можно я чуть-чуть помогу вам. Но не объяснениями, а новыми вопросами и заданиями. Пускай каждый представит себя в рассказе, в этой семье. Все сели за стол, и ты (каждый из вас) – среди них. Отец и говорит: “А что, дети, не съели ли кто-нибудь одну сливу?” И ты, конечно, сразу догадываешься, кто съел. Так вот, мой вопрос: ты подскажешь отцу?(ответы детей)

– Почему же? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил. Да еще теперь может тебе-то и не хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет!

– Неужели вы уже такие взрослые, такие великодушные, что простили бы малыша?

– А приятно прощать маленького?

– А раньше вы о себе знали, что вы такие взрослые, сильные, великодушные?

– Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы- взрослые, сильные, добрые, великодушные. И я о вас узнала, что вы великодушные. И это – благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот зачем Лев Толстой написал этот рассказ.

– Сложный рассказ? В нем много секретов. Наверное, еще остались секреты, которых мы не открыли, а дома, прочитав этот рассказ еще раз, может вы откроете еще секрет, о котором нам хотел сообщить писатель.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Амосова Юлия Валерьевна

Регулятивные: Формулирование темы урока, постановка учебной задачи, осуществление ее решения под руководством учителя, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Познавательные: Умение извлекать информацию из текста, умение осуществлять анализ художественных произведений, умение формулировать , задавать вопросы и отвечать на них;

Коммуникативные: Умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли, работать в паре, в группе, участвовать в диалоге с учителем.

Личностные: Первоначальное представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте, осознание значимости семьи для каждого человека и лично для самого учащегося.

Фаза вызова.
Ребята, Вы любите отгадывать загадки?
Отгадаете ли мою загадку?

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит Вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

Какие Вы знаете пословицы о семье?
Соедините начало и конец пословицы:

когда над ней крыша одна.

и в холод тепло.

Какие чувства Вы чаще всего испытываете в своей семье?
Попробуйте отгадать по мимике, какие чувства испытывает человечек?

Предположите, о чем этот рассказ?
2. Фаза осмысления.
Как на Ваш взгляд, о чем может говориться в рассказе с таким названием?
О какой косточке может идти речь?
Очень скоро мы проверим Ваши предположения.
Как Вы думаете, что обозначают слова:
горница
сочла
Вот как об этом пишет толковый словарь..


Физминутка 1.

Прочитаем отрывок под номером 1 по цепочке.

Лев Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.

Что могло произойти дальше?

Как бы Вы поступили на месте Вани?

Как было бы правильно поступить?
Прочитаем отрывок под номером 2.

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Почему Ваня не удержался?
Как бы Вы поступили на месте Вани?

Кто мог обнаружить, что одна слива пропала?

Прочитаем отрывок под номером 3.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

Предположите, как повел себя отец?
Давайте проверим наше предположение, прочитаем следующий отрывок.

Какой вопрос можем задать на слова Вани? (Почему он не сказал правду?)

Почему папа так сказал? С какой целью?

В четвертой - фраза из четырех слов. Какое предложение можем составить о семье ? – Семья помогает в беде.
В последней строчке напишем, какими словами мы еще можем назвать семью? Слова синонимы? – Близкие люди.
Посмотрите, какое стихотворение у нас получилось. Давайте прочитаем его все вместе.

дружная, добрая,

воспитывает, поддерживает, заботится.

Семья помогает в беде.

Близкие люди.

Ребята, посмотрите на меня: если сегодня на уроке вам было интересно, если Вы получили новые знания, то улыбнитесь мне. Если Вам урок не понравился, Вы мало поняли, то сделайте грустное лицо.
Спасибо Вам за урок.

Буратино потянулся:
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать!
- Присаживайтесь, продолжим наш урок.
б). Беседа для проверки первичного восприятия:
- Итак, так вы думаете, сюжет рассказа выдуман или так могло бы быть на самом деле? (отв.)
- Почему вы так думаете, докажите (отв.)
- Действительно, ведь Толстой писал свои рассказы лишь о том, что происходило на самом деле. И он ничего не выдумывал, как и наш случай с Ваней.
- Подумайте, если наш рассказ не выдумка, то к какому жанру литературы его можно отнести? (быль)
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, каких героев рассказа вы запомнили? (отв.)
- Кто главный герой? Почему? (отв.)
- Можно ли сказать, что главным героем является слива? Докажите (отв.)
7. Подготовка к повторному чтению
- Ребята, сейчас текст вы будете читать самостоятельно, но перед этим давайте подготовимся.
- Обратите внимание на доску. На ней вы видите скороговорки (они написаны на доске). Прочитайте. (читают 2 ученика в обычном темпе):
Слива спелая сладка, сладким соком налита;
Красной краской крашу крыши в красный цвет.
- А теперь постарайтесь произнести их с разной интонацией (удивитесь, испугайтесь, прошепчите)
- Молодцы!
8. Повторное чтение и анализ произведения.
а). Вид чтения – по абзацам
(читают)

б). Беседа о прочитанном:
- Почему Ваня за обедом покраснел, как рак? Объясните.
- В какой момент Ваня побледнел? Почему? Зачитайте.
- Почему мальчик съел сливу? Как об этом говорится в рассказе?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Зачитайте, подумайте, с какой интонацией надо прочитать эти строки?
- Успел ли он насладиться вкусом сливы? Зачитайте. С какой интонацией будем читать эти строки?
- Как вы думаете, догадался ли отец, кто взял сливу?
- Давайте охарактеризуем отца. Каким он был (написано на доске, нужно соединить):
Добрый
Мудрый
Глупый
Злой
Строгий
Справедливый
- Прочитайте, что сказал отец другим детям?
- Так от чего же заплакал Ваня?
- Подумайте, как ещё могла бы закончится эта история?
в). Другие виды работы (составление плана):
- Молодцы, ребята! Понравился ли вам рассказ? Дома вам предстоит его пересказать, чтобы было легче, давайте попробуем составить план (записывается в ходе обсуждения):
- Итак, как вы думаете, на сколько частей можно поделить рассказ? (на 4)
- Правильно, разделим наш рассказ на 4 части.
- О чем говорится в первой? (о том, что Ваня никогда не ел слив и все рассматривал их)
- Как озаглавим? (Ваня рассматривает сливы)
- О чем говорится во второй части? (о том, что Ваня не удержался и съел сливу, а отцу соврал)
- Как озаглавим? (Кто съел сливу?)
- О чем говорится в третьей части? ( о том, что сказал отец о пропавшей сливе)
- Как озаглавим? (Слова отца)
- Что мы узнаем из четвертой части? (то, что Ваня очень испугался и заплакал)
-Как озаглавим? (все засмеялись, а Ваня заплакал)
- Молодцы! Какой получился у нас развернутый план!
9. Заключительная беседа.
- Ребята, вот мы и прочитали рассказ. Подумайте, так что же плохого сделал мальчик?
- Какие чувства он у вас вызывает? Вы смеётесь над ним или вам его жалко?
- Как вы относитесь к его поступку?
_Чему хотел научить нас автор рассказа? (быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными)
- Обратите внимание на доску (на ней вразнобой написаны слова из пословиц, нужно восстановить порядок слов. Неправильные – написаны, а правильный вариант выставляется из напечатанных слов). Здесь написаны пословицы, но вот беда, пока я готовилась к уроку, ветерок подул и перепутал все слова. Давайте с вами попробуем их составить правильно:
Всегда, явным, тайное, становится;
Лучше, чем, правда, сладкая, горькая, ложь.
- Как вы понимаете их смысл?
- Как ещё можно было бы назвать наш рассказ, используя пословицу?
10. Творческая деятельность по следам прочитанного.
- Постарайтесь вообразить себя на месте отца и прочтите с соответственной интонацией его слова (читают несколько учащихся).
11. Итоги урока.
- С каким рассказом сегодня мы познакомились?
- Кто его автор?
- К какому жанру литературы он относится?
12. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Вы все хорошо сегодня работали, я довольна вами. Давайте оценим наш урок (открыть доску, на ней – изображения двух солнц – грустного и весёлого)
- Тот, кому он понравился, пусть прикрепит свой лучик к весёлому солнышку
- Ну а тот, кому было скучно, пусть подарит свой лучик грустному солнцу.
13. Д/З
- Вашим дом. зад. Будет пересказ прочитанного нами рассказа. Урок окончен.

Задачи урока:

Совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

Расширение словарного запаса учащихся.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.

Формирование умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя.

Развитие умения пересказывать текст от имени одного из героев произведения.

Метапредметные:

- установление значения результатов деятельности

-формирование интереса к познанию

- знание основных моральных норм

- ориентация на выполнение моральных норм

- оценка своих поступков

- развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения.

- прогнозирование результата;

- осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

-умение оценивать правильность выполнения действий

- использование знаково- символических средств

- построение речевого высказывания

- подведение под понятие

- построение логической цепочки рассуждений;

- умение делать умозаключения.

Постановка и решение проблемы:

- Владение монологической и диалогической формами речи

- ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

-умение слушать собеседника

-умение контролировать действия партнёра

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, частично- поисковый метод изучения нового материала.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, групповая.

Пла н

Речевая разминка. 2мин.

а ) дыхательная гимнастика

Проверка домашнего задания. 5,5мин.

а) выставка рисунков

б) чтение по ролям

4. Изучение нового материала. 15мин

а) знакомство с биографией автора

б) буквенный диктант

в) лексическая работа

г) чтение учителем

д) выявления первичного восприятия

е) чтение по цепочке

ё) беседа по содержанию

ж) групповая работа

5. Закрепление. 15 мин.

а) самостоятельная работа

б) работа в парах

6. Итог урока. 1мин.

7. Домашнее задание. 1мин.

Деятельность учителя и учащихся

- Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Я думаю, каждый сегодня откроет для себя что-то новое и интересное. Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.


Положительный настрой на работу.

а) дыхательная гимнастика и подготовка голоса

б) произнесение скороговорки

Представьте, что мы в лесу. Почувствуем свежесть морозного воздуха. Сделайте вдох носом и выдох ртом ( 2-3 раза).

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

_ Прочитайте скороговорку самостоятельно, хором.

-Прочитайте с различной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Я приглашаю 1 ученика к доске, даю карточку, на которой написано, с каким настроением необходимо прочитать скороговорку. Ваша задача – угадать настроение .




- Что любят слушать на ночь маленькие детки?

Также выразительно постараемся прочитать колыбельную песню О.О. Дриза .

Познавательное УУД: общеучебные ( построение речевого высказывания в устной форме).

Коммуникативные УУД: умение контролировать действия партнёра

3. Проверка домашнего задания

1) Выставка рисунков. (1 группа)

- Что изображено на твоём рисунке? Почему?

2 ) Чтение по ролям. ( 2 группа)

3) Прочитать или спеть свою колыбельную песенку. (3 группа)

- Как вы думаете, кто придумал колыбельные песни?

- Наверное, колыбельные песни придумали родители. Для них детки – самое большое сокровище, самое дорогое, что есть на свете.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.

Регулятивное УУД: умение планировать .

4.Изучение нового материала

а) знакомство с биографией автора

б) буквенный диктант

в) лексическая работа

г) чтение учителем

д ) выявление первичного восприятия

е) чтение по цепочке

ё) беседа по содержанию

ж) групповая работа

Много произведений для детей написал и один знаменитый русский писатель. Прочитайте имя, отчество и фамилию писателя, расставив буквы в соответствии с порядковыми номерами.

Граф, русский писатель Лев Николаевич Толстой

Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Главное для него было жить честно . Толстой всё время трудился: пахал землю, косил траву, пилил дрова. Он открыл школу для детей и стал учить их по своим учебникам. Зимой катался с детьми на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о многом другом.

- Что нового узнали о Л.Н.Толстом?

- Какие произведения Л.Н.Толстого вы знаете?

- Найдите лишнее произведение.

- Вот несколько книг. (Выставка книг) Эти книги вы можете выбрать в библиотеке.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого.

Чтобы узнать название этого рассказа, напишем буквенный диктант.

- Первая буква в слове КОТ. (К)

-Первая буква времени года, начинающегося в сентябре? (О)

-Первая буква названия второго осеннего месяца. ( О)

- Первая буква 1 цвета радуги. (К)

- Первая буква алфавита (А)

Какие косточки вы знаете?

Какое это слово?

Предположите, о чём может быть рассказ по названию?

А теперь проверим наши предположения – прочитаем рассказ.

- В рассказе встретятся слова, которые могут быть незнакомы. Как вы понимаете их значение?

Горница – комната. (словарь) Это устаревшее слово. Образуйте современное родственное слово ( горничная).

Покраснел, как рак – что это? (фразеологизм)

-От чего можно покраснеть?

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

Остановка: как вы думаете, что произойдёт дальше?

Вспомните наши предположения. Сравните с содержанием рассказа.

- Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ?

-Почему мальчик попал в такую неприятную ситуацию?

-Прочитаем рассказ по цепочке и обратим внимание на внутреннее состояние мальчика.

- Когда Ваня покраснел ? (зачитать).

- Как выглядел мальчик, когда узнал, что от проглоченной косточки можно умереть? (зачитать) ( побледнел )

- Чем закончился рассказ? ( заплакал )

- Какие чувства вы испытываете к Ване?

- А вам жалко этого маленького мальчика? Почему?

- Значит, брать без разрешения, то есть воровать, можно?

- А почему вы испытываете жалость?

-- Вы простили бы его?

- А приятно прощать? Почему? Много раз вам удавалось прощать?

Сделать вывод нам поможет наша рыбка. Заполним верхние косточки. По факту – определите причину, внутренне состояние Вани, выбрав соответствующую карточку.

Причина Причина Причина Причина









Факт Факт Факт Факт


роблема Причина Причина Причина Причина Вывод











Не удержался

Факт Факт Факт Факт

- Почему Ваня попал в такую неприятную ситуацию? -А как бы вы поступили на месте героя?

- От какой ошибки предупредил нас Л.Н.Толстой?

- А как ночью спишь?

Личностные УУД: формирование интереса к познанию.

Познавательные УУД: общеучебные ( использование знаково-символитических средств).

Регулятивные УУД: коррекция.

Познавательные УУД: общеучебные (построение речевого высказывания).

Познавательные УУД: анализ объектов

Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: общеучебные (информационный поиск); логические (синтез)

Познавательные УУД: логические (подведение под понятие).

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: общеучебные ( информационный поиск);логические (выдвижение гипотез)

Смена видов деятельности, снятие умственного напряжения.

Познавательные УУД: формулирование проблемы.

Познавательные УУД: логические (выдвижение гипотез).

Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: общеучебные (смысловое чтение)

нравственно-этическая ориентация( знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение).

Познавательные УУД: формулирование проблемы( проблемная ситуация создаётся при организации дискуссии в процессе анализа литературного произведения).

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД: - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

Познавательные УУД: логические ( построение логической цепочки рассуждений, умение делать умозаключения).

развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения

Личностные УУД: оценка своих поступков.

Средство физической разрядки, сочетание поэтического слова с движением.

а ) Самостоятельная работа.

б ) работа в парах

Прочитайте рассказ самостоятельно с заданием:

1 группа- посмотрите на рисунок на странице 92 и найдите отрывок к этой иллюстрации.


2 группа – расставить слайды (проверка сигнальными карточками)


3 группа- подготовить пересказ от имени Вани

- Ложь человека а человек - ученьем.


- Красна птица перьем, всего добудешь.

- Здоров будешь – не красит.

( Проверка сигнальными карточками)

-Какая из пословиц подходит к содержанию рассказа? Почему?

Дифференциация по уровню сложности и творчества.

Логические (анализ, синтез, классификация, доказательство).

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

- Почему мальчик попал в неприятную ситуацию?

-Какой вывод для себя сделали на уроке?

Читайте рассказы Л.Н. Толстого, чтобы знать, как правильно поступить в разных жизненных ситуациях.

-Кто хорошо работал на уроке?

- Работу кого из одноклассников вам хотелось бы отметить?

- Выберите карточку, которая соответствует вашему настроению.


Личностное УУД: установление значения результатов деятельности.

Регулятивное УУД: самооценка (осознание уровня усвоения материала).

7. Домашнее задание.

- Узнайте у родителей, какие книги для взрослых написал Л.Н.Толстой?

1 группа – чтение по ролям

2 группа – составить пересказ

3 группа – придумайте продолжение истории

Дифференциация по уровню сложности и творчества.

Самоанализ урока

Задания на уроке нацелены на развитие УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. На уроке применялись ТСО. Организовано сотрудничество учителя и учащихся, а также сотрудничество детей друг с другом.

1) Э.Э . Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2013.

3) С. И. Заир-Бек . Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2011.

4) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие /под ред. Н. Н. Деменевой.М:АРКТИ, 2012.

5) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.:Просвещение, 2011.

Читайте также: