Терпение и терпимость орксэ 4 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

- Давайте ещё раз поприветствуем друг друга. (дети говорят слова приветствия, пожимают друг другу руки или обнимаются и т.д.)

II. Актуализация знаний.

  1. Как вы узнали где ваша группа? (по поведению, звукам)
  2. Легко ли было найти своих? (легко)
  1. Почему никто не обращал на тебя внимания? (не такой как все)
  2. Как ты себя чувствовал?(неуютно)
  3. Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (выделялся)
  4. Хотели ли вы быть на месте вороны?(нет)
  5. Тяжело ли быть не похожим на всех?(нет)
  6. Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (терпеливо)

Оценка учителя. Вы поступили хорошо, не толкали, а тактично не брали "ворону" в свою стаю.

III. Формулирование темы и цели занятия.

- Что нужно проявлять в подобных ситуациях? (терпение, терпимость)

- Какова же тема нашего занятия? ТЕРПЕНИЕ и ТЕРПИМОСТЬ (Слайд 1) Презентация

- Кто может сформулировать цель? (Выяснить что такое терпение и терпимость, чем отличаются эти понятия?)

IV. Совместное открытие новых знаний

1. "Цветные карточки" (Приложение №2)

- На зелёной карточке напишите - что такое терпимость? (1 минута)

- На синей карточке- терпение. (1 минута)

- В группах обсудите и сделайте вывод. (Дети делятся на 2 группы, проходит обсуждение)

2. Работа со словарём Даля

- Найдите в словаре Даля определение терминам. (по группам)

3. Работа с учебником.

- Как у вас в учебнике даётся определение этих слов?

- Учитывая все варианты, сформулируйте и запишите в свой словарик своё определение.

ТЕРПЕНИЕ - готовность и способность мириться. (Слайд 2)

ТЕРПИМОСТЬ - умение доброжелательно воспринимать других людей. (Слайд 3)

Оценка учителя. Вы очень активно работали в группах и справились с заданием.

V. Совместное и самостоятельное применение знаний, закрепление

1. Мультфильм "Притча о гвоздях"

- Выберите главную мысль этой притчи и зачитайте из учебника стр.41

- Какое впечатление осталось от просмотренного?

2. Беседа о М. Ломоносове

- Как часто вам, ребята, приходится проявлять эти качества: терпение? (ответы детей)

- Часто ли приходится терпение проявлять в учёбе?

- Учение - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите? -303 года прошло со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой. (Слайд 4) ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения: Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!" (Слайд 5) Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса.

- Какие нравственные качества своего характера проявил Михаил Ломоносов?

3. Физминутка "Звали, зовут, будут звать. " (Приложение №3)

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

4. Толерантность - это:

- Подберите синонимы к слову терпимость (Ответы детей)

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Ложь
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

- Личность, обладающую этими качествами называют по-другому толерантной. (Слайд 6)

Толерантность - слово заимствованное, малопонятное.

  • английском - готовность быть терпимым; (Слайд 8)
  • китайском - быть по отношению к другим великолепным; (Слайд 9)
  • испанском - способность принимать решения, отличные от собственных. (Слайд 10)

- Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?(ответы)

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

5. Анализ ситуаций. (Слайд 11)

- Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Давайте проверим,

1 - развито ли у вас это качество;

2 - какой выход найдёте из сложившейся ситуации.

- Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.

(Слайд 12) Правила работы в группе.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

- А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. (Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?)

  • В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три "2". Кто-то говорит, что он "неумеха", не будем с ним дружить!" Твои действия.
  • Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
  • Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
  • Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

VI. Рефлексия

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги. )
  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

- Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

- Я вам предлагаю тест, дающий возможность задуматься. "Насколько вы терпимы друг к другу, толерантны на сегодняшний день?" Выберите один вариант ответа.

1. В разговоре с одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше имя. Как вы поступите?

а) перебью собеседника и строго скажу, что он неправильно ко мне обращается

б) спокойно напомню свое имя, когда придет моя очередь говорить.

в) сам начну обращаться к собеседнику не по его имени.

2. Ты потерял деньги.

а) значит, у меня их кто-то украл

б) понимаю, что сам потерял и никто в этом невиноват.

3.Как ты реагируешь на шутку, выпущенную в твой адрес?

а) выскажу обиду

б) постараюсь отшутиться

4. Я устал. Сижу в автобусе. Слышу громкий голос кондуктора, адресованный скорее всего мне: "Вот молодежь, посмотрите, даже старикам теперь не уступают места!"

а) молча встану, уступлю место.

б) не уступлю место и сделаю вид, что ничего не слышу.

в) встану, конечно, но буду объяснять ситуацию

- Подсчитайте свои результаты.

- Если вы набрали 3балла и меньше, то ты стоишь на первой ступеньке и тебе нужно много работать над собой.

- Если набрал 4и 5 баллов, то находишься на втором и стоишь на правильном пути.

- Если набрал 6 и 7 баллов, то ты в себе уже выработал толерантность. (Слайд 13)

Список литературы

1. Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. Рабочая программа. М: Дрофа. 2012.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : Данилюк А.Я., Кондаков А.М.-М: Просвещение, 2009

3.Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс (4-5 классы): Учебник. Шемшурин А. А. и др.- М: Дрофа. 2012.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование нравственно ориентированных взаимоотношений, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому. Терпимость - способность человека уважительно относиться к людям , которые чем-то отличаются от него.

Лупова М.П.

Учитель ОРКСЭ

МБОУ СОШ № 2

Майкопский район

Республика Адыгея

Тема урока: Терпение и терпимость

Цель урока: Формирование нравственно ориентированных взаимоотношений , в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;

Задачи урока:

Личностные:

- не допускать мысли , что можно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других;

- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;

- развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок;

Метапредметные:

- учить детей соотносить их поступки с принятыми в обществе

правилами и нормами поведения;

- умение выбирать наиболее эффективные способы решение задач в

зависимости от конкретных условий;

- умение слушать и вступать в диалог;

- рефлексия способов и условий действия;

Средства наглядности: учебное пособие, раздаточный материал для учащихся

Ход урока

( на доске эпиграф к уроку)

Терпенье той волшебнице подобно, что воду

В жемчуг превратить способна

Какие чувства особенно сложно бывает проявлять в отношениях с окружающими? Для проявления доброжелательности , снисходительности , терпеливости часто требуются душевные усилия. Что помогает преодолевать трудности , быть добрым? И так тема нашего урока ( ответы учащихся)

Терпение и терпимость.

2.Работа над новым материалом.

2.Работа в тетрадях

В тетрадях записывается тема урока.

Чему способствует терпимость ?

- Сохранению добрососедских отношений,

- проявлению взаимного уважения к людям других национальностей ,

- проявлению взаимного уважения к традициям и убеждениям других людей.

Каждый человек по- своему неповторим. Люди нужны и интересны друг другу как раз потому, что они отличаются друг от друга. Люди должны взаимообогащаться, тогда мир будет красочным и разнообразным.

Терпение означает действие или состояние; способность человека сохранят выдержку, самообладание. Терпение помогает воспитывать волю, закалять организм, добиваться осуществления принятых решений.

3. Самостоятельная работа

Завершите предложения, вставив подходящие по смыслу понятия

Способность человека уважительно относиться к людям, которые чем- то отличаются от него , к образу жизни , культуре, традициям________________________________________

Способность человека сохранять выдержку, самообладание_______________________________________

Толерантность - важное качество современного человека. Как ведет себя ученик , обладающий этим качеством? Подчеркните правильные ответы.

1 Не воспринимает образ жизни и традиции других людей.

2 Принимает другого ученика таким ,какой он есть.

3 Рассказывает о традициях класса и школы.

Оказывает помощь, проявляет милосердие.

Прислушивается к мнению других людей.

Распределите примеры терпения и терпимости по графам таблицы. Впишите в таблицу соответствующие цифры.

Технологическая карта урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Технологическая карта урока "Терпение и терпимость" (ОРКиСЭ (модуль Светская этика), 4 класс). Цель: Формирование представления о терпении и терпимости, об их значении в жизни людей. В приложении к уроку предоставлены: тексты, карточки, "ладошки" (для рефлексии) - для работы в группе.


На этом уроке мы с вами познакомимся со стремлением к доброму началу в отношениях с людьми. Узнаем, что это помогает быть терпеливыми по отношению к ним. Это рождает такие качества, как снисходительность, деликатность, чуткость, тактичность, которые проявляются естественно и без напряжения в действии, слове, внимании и заботе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Доброте сопутствует терпение"

Как вы думаете, какие чувства особенно сложно бывает проявлять в отношениях с окружающими и одноклассниками? Для проявления доброжелательности, снисходительности, терпеливости часто требуются душевные усилия, ведь человек рождён для добра, и сама жизнь убеждает нас в этом.

Помните, мы говорили о том, как важны в нашей жизни сказки, которые всегда повествуют о жизненных истинах? Давайте с вами вспомним и попробуем угадать сказочных героев, которые благодаря доброте и терпению смогли добиться очень многого.

Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса и открыл для них замечательный театр.

Этот доктор лечил зверей и птиц, спасал больных зверей.

Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена.

Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику.

Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

Эта девушка выполняет всю грязную работу по дому, её лицо перепачкано сажей. Но однажды она попадает на бал и встречает прекрасного принца.

В чём же проявляется терпеливость Золушки?

Золушка оберегает отца от угроз мачехи и поэтому терпит её злость, несправедливость, обиды от сестёр. Мы видим, что Золушка делает это постоянно и сознательно тратит на это много душевных усилий. Это её осознанный нравственный выбор. Она выбирает тот способ защиты отца, который ей по силам и возможностям. Каждый раз на угрозы мачехи выгнать отца из дома Золушка выполняет её приказы, заставляет себя терпеть.

Как вы думаете, это терпение Золушки её слабость или сила? Сила, поскольку это высокое качество души, способность деятельно и глубоко заботиться о другом человеке. В душевном усилии и проявляется истинное чувство и человеческая доброта. Маленькая беззащитная Золушка способна защитить отца, потому что любит и жалеет его.

Получается, что причиной проявления терпения могут стать чувства, дающие человеку душевные силы и мужество.

Подумайте, способны ли вы на это. Что может стать причиной проявления вашего терпения?

Попробуйте мысленно продолжить предложения:

Что вы поняли о себе, выполняя это задание? Терпение во имя высоких чувств признательности, любви часто требует отказа от своих желаний, интересов и важных потребностей.

Как вы думаете, почему человек оказывается способен на это? Правильно, во имя утверждения добра в жизни. Именно в этом проявляются гуманные качества, благодаря которым человек несёт добро другому человеку. Это можно считать законом сохранения жизни. Стремление к доброму началу в отношениях с людьми помогает быть терпеливыми по отношению к ним. Это рождает такие качества, как снисходительность, деликатность, чуткость, тактичность, которые проявляются естественно и без напряжения в действии, слове, внимании и заботе.

Как видите, множество нравственных качеств находится рядом с таким важным качеством человека, как терпеливость. Почему же так происходит? Эти качества взаимосвязаны и способствуют добру. Важно ли формировать их в себе? Конечно, ведь они укрепляют нравственный опыт человека и этим особенно важны для него. Давайте подумаем об этом, обратившись к мыслителям прошлого.

Подумайте на досуге над этими высказываниями и сделайте для себя правильные выводы.

Терпимость – это спокойное отношение человека к непривычным для него особенностям других людей. Иногда это касается национальных традиций, религиозных канонов или каких-либо особенностей характера.

Чему способствует терпимость? Сохранению добрососедских отношений, проявлению взаимного уважения к людям других национальностей и традиций, так как любому человеку важно признать право другого на выбранный им образ жизни. И здесь важно понимать, что другой – это не враждебный, а просто иной.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

Читайте также: