Тематическое рисование в сказочном подводном царстве карандаш конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание изобразительного искусства. Преподавание в начальных классах.

Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства, развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления, формирование умения сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими, воспитание любви к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.

Проснулся Садко, купец богатый новгородский,

В океан - море, да на самом дне;

Увидал он - сквозь воду печёт красно солнышко,

Увидал он возле себя палаты белокаменны -

Во палатушках сидит на стуле царь Морской.

И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

В открытом море, где вода совсем синяя и прозрачная, как стекло, живут русалки. На дне в само глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя с крышей из раковин, которые открываются во время прилива.

- Я боюсь, - говорит Иван.

- Не бойся, со мной не пропадешь. Нырнули они в море, доплыли до самого дна, вот и сундучок, Иван схватил его, и конёк вынес его на берег.

Учитель: Предварительно изучим изображение рыб в книгах, открытках с реалистическим изображением речных и морских обитателей и растений.

Обратите внимание не только на изображение рыб, но и на то, как нарисованы ракушки, водоросли, камешки.

А вот эта иллюстрация выполнена известным художником - иллюстратором И.Я. Билибиным.

Этот мастер горячо любил Родину, которой всегда восхищался, путешествуя по её югу и северным окраинам. Он рано прикоснулся к жизни народа, его поэтическому устному творчеству - песне, сказке, и позднее сам начинает иллюстрировать народные сказки. Его особой любовью были книги для детей.

И.Я. Билибин создал собственный стиль рисования, обрамляя сказочные сюжеты орнаментом, состоящим из фантастических зверей и птиц, рыб, деревьев и цветов. В его рисунках, рассказывающих о сказочных героях и событиях, так много увлекательного и диковинного.

И удивительные картины природы: то звездное небо, то голубоватый снег, то дремучие леса, то высокие гребни волн.

Учитель: Сегодня вы должны проявить свою творческую фантазию и наблюдательность. Постарайтесь в своих работах сочетать реальные события со сказочными, фантастическими.

Учитель: Какие сюжеты вы выбрали для своего рисунка?

Верно, возможны следующие сюжетные варианты: подводный сказочный дворец и сад, Морской царь и дочь Русалочка, часовые охраняют вход во дворец.

Рисование надо начинать с главного в сюжете. Надо показать характер главного героя. Основное внимание при выполнении задания следует обратить внимание на создание в рисунке именно сказочного подводного мира, а не реального аквариума с рыбками.

преувеличение реальных размеров предмета,

(Просмотр видеоматериала о подводном мире)

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

- Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок сказочного подводного мира.

Располагаю лист по вертикали и провожу линию горизонта.

Определяю месторасположение и размеры главных героев.

Отмечаю геометрическим способом фигуры людей. Голова похожа на овал, туловище - на прямоугольник, определяю направление рук и ног.

А теперь создайте на листе бумаги красочные сказочные картины подводного царства.

Выставка работ учащихся

Учитель: Вы сегодня продемонстрировали в своих работах творческую фантазию и наблюдательность. Я надеюсь, что у многих из вас сегодня появился интерес к сказочному подводному миру.

Технологии: группового взаимодействия (малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной форме, соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы)

Дидактическая задача урока: углубить знания детей о цвете (цветовой контраст), совершенствовать композиционные навыки

Воспитательная: воспитание интереса к изобразительному искусству, к творческой деятельности

Развивающая: развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания

Личностные: созерцание окружающего мира, проявление интереса к явлениям жизни; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в группе.

Познавательные: анализ формы с позиций задуманного образа, сравнение, обобщение и художественный отбор.

Коммуникативные: осознание своей роли в общей работе; распределение функций и ролей в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Регулятивные: планирование последовательности действий при создании своего рисунка и при создании общей композиции; поиск вариантов решения художественной задачи; выдвижение критериев оценки в диалоге с учителем; оценивание работ по трем критериям.

Методы: 1. Объяснительно-иллюстративный. 2. Частично-поисковый (эвристический) (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). 3. Метод практического обучения (творческая работа)

Приемы: прием анализа репродукции картины, объяснение, аналогия, планирование действий учащихся при выполнении творческих работ в группах.

Средства обучения (оборудование):

Материалы для учащихся: альбомный лист (вырезанный круг), акварельные краски, восковые мелки, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, магнитики.

Тема урока написана на доске.

- Ребята, сегодня мы с вами работаем в группах. Давайте вспомним правила дружной работы.

Правила дружной работы:

  1. Умей договориться, кто что будет делать.
  2. Не спорь зря, а доказывай и объясняй.
  3. Будь активен, не ленись!

Человек любуется картинами, старается понять их.

Представьте, что мы с вами пришли в музей!

Перед вами 2 картины.

Искусствовед – учёный, специализирующийся на истории исследовании художественных произведений.

Об одной из них искусствовед Татьяна Балановская сказала…

А что она сказала, вы узнаете, открыв конверт , который лежит у вас на партах.

Те, кому доводилось видеть эту картину в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, ловили себя на мысли, что не в силах отвести взгляд от…? ( ярко-красных пучеглазеньких рыбок, плещущихся в аквариуме).

Продолжите фразу. О какой картине идет речь?

- Как много интересных мнений! Давайте рассмотрим эти картины.

- Что вы видите на этой картине?

- Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

- Как бы вы назвали эту картину?

Кажется, картина проста: нет здесь ни интриги, ни захватывающего сюжета, а зритель стоит как зачарованный. Почему?

На этом полотне царит настроение приподнятое, радостное, а создано оно цветом.

Давайте вспомним цвета радуги. (Ответы детей)

Расположение цветов радуги по кругу называется цветовым кругом. (На доске или экране)

Вы знаете, что цвета можно делить на группы: основные-составные, теплые-холодные. Цвета могут быть и контрастными по отношению друг к другу. Что это значит?

Цветовой контраст – это резко выраженное отличие друг от друга ярких цветов.

Основные цвета (красный, желтый и синий) изначально являются контрастными. Противоположные цвета в цветовом круге тоже являются контрастными (желтый-фиолетовый, красный-зеленый, синий-оранжевый).

Обратимся вновь к картине Матисса. Какие контрастные цвета использовал художник? (красный-зеленый). Яркие зеленые листья вокруг аквариума в силу своей контрастности заставляют еще ярче гореть красные пятна (рыбки).

В учебном рисунке или произведении искусства для воплощения замысла важно выбрать не только цвет, но и подумать о композиции . Художник поместил рыб в самый центр картины. Зачем? Чтобы еще больше привлечь внимание зрителя.

Композиция – это расположение предметов на листе бумаги, холсте, их правильное соотношение для наиболее полного выражения содержания.

*(хроматические и ахроматические (бесцветные) цвета)

Итак, на картине Матисса мы видим ярких красных рыбок.

Рыб в реках, морях и океанах великое множество. Все они по-своему красивы и удивительны: и по цвету, и по форме.

Рыба-коробка : форма тела куб, удивительная расцветка. (Тихий и Индийский океаны)

Рыба-попугай : получили своё название за их рот, который напоминает по форме клюв попугая. Обладают очень яркой и красивой окраской. (Тихий и Индийский океаны)

- Природа создала удивительных рыб!

Понравились вам они? Где можно узнать о других интересных рыбках, обитающих в морях и океанах?

Сегодня мы с вами тоже пофантазируем и нарисуем сказочных рыбок.

Вам предстоит нарисовать их и раскрасить. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании сказочных рыбок? Конечно, можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках! Кроме того, было бы замечательно, если бы вы использовали контрастные цвета для раскрашивания своих рыбок, чтобы они были еще ярче и заметнее на фоне сказочного моря!

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс.

Одной, другой – это кроль.

И отправились домой.

- Ребята, каждая группа получит по 5 одинаковых названий рыбок ( рыба-монитор, рыба-телефон, рыба-часы, рыба-глобус, рыба-ваза ). Это сказочные рыбки, в природе их не существует. В группе вы сами должны будете договориться, кто какую рыбку рисует. В итоге всех рыбок мы выпустим в сказочное море.

Что нужно вспомнить, прежде чем приступить к работе?

Вспоминаем последовательность рисования рыбы (интерактивная доска).

Рыбку рисуем восковыми мелками и акварелью по плану:

  1. Карандашный набросок сказочной рыбы (выбор формы исходя из названия рыбки)
  2. Работа с восковыми мелками (по контуру обводите все части тела рыбки разноцветными восковыми мелками)
  3. Работа акварелью (жидкой акварелью, покройте всю рыбку, ведя кистью прямо по воску).

По каким критериям будем оценивать вашу работу в группах? Давайте их сформулируем.

1. Форма рыбы должна соответствовать ее названию.

  1. Раскраска рыбы должна содержать контрастные цвета.
  2. Оригинальность композиции.
  1. Самоанализ работ учащимися (своей группы и других). Подведение итогов урока.

- Пришло время выпустить рыбок в сказочное море!

Выходите по группам и прикрепляйте каждый свою рыбку там, где она, по-вашему, должна быть.

После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиций.

- Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке. Композиции удачные? Может быть, что-то нужно переставить? Кому лучше удалось нарисовать рыбок (форма)? Кто использовал контрастные цвета в своих рисунках?

- Вот вам за работу дары морские.

Каждый ребенок получает по жемчужинке из волшебного сундука за рыбку.

- Чему вы сегодня учились на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Спасибо! Урок окончен!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Подводное царство" (2 класс)


Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы на тему: "В подводном царстве"

Цель: актуализировать знания о морских обитателях и расширить представления детей о мире под водой.Планируемые результатыПредметные:1. продолжить формир.



Педагог (ФИО) Глебович Инна БорисовнаОбразовательная область: Художественно – эстетическое развитие. Средняя группаТема занятия « Волшебная страна – подводное царств.

презентация по изо в 1 классе на тему "В сказочном снежном царстве"

презентация к занятию внеурочной деятельсти "Палитра" по теме "В сказочном снежном царстве".


Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию в первой младшей группе на тему"Подводное царство"

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности на тему: "Подводное царство" в младшей группе. Цель: создание коллективных работ посредством нетрадиционного рисования. .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание изобразительного искусства. Преподавание в начальных классах.

Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства, развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления, формирование умения сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими, воспитание любви к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.

Проверка готовности к уроку

Учитель: Вспомните, сказки и былины, в которых действие происходит в сказочном подводном мире.

Проснулся Садко, купец богатый новгородский,

В океан – море, да на самом дне;

Увидал он – сквозь воду печёт красно солнышко,

Увидал он возле себя палаты белокаменны -

Во палатушках сидит на стуле царь Морской.

- А сейчас угадайте, из каких сказок эти отрывки:

Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь.

И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

В открытом море, где вода совсем синяя и прозрачная, как стекло, живут русалки. На дне в само глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя с крышей из раковин, которые открываются во время прилива.

Крепче за меня держись да глаза зажмурь, - говорит конёк, - сейчас нырнём на морское дно.

- Я боюсь, - говорит Иван.

- Не бойся, со мной не пропадешь. Нырнули они в море, доплыли до самого дна, вот и сундучок, Иван схватил его, и конёк вынес его на берег.

Учитель: Предварительно изучим изображение рыб в книгах, открытках с реалистическим изображением речных и морских обитателей и растений.

Обратите внимание не только на изображение рыб, но и на то, как нарисованы ракушки, водоросли, камешки.

А вот эта иллюстрация выполнена известным художником – иллюстратором И.Я. Билибиным.

Этот мастер горячо любил Родину, которой всегда восхищался, путешествуя по её югу и северным окраинам. Он рано прикоснулся к жизни народа, его поэтическому устному творчеству – песне, сказке, и позднее сам начинает иллюстрировать народные сказки. Его особой любовью были книги для детей.

И.Я. Билибин создал собственный стиль рисования, обрамляя сказочные сюжеты орнаментом, состоящим из фантастических зверей и птиц, рыб, деревьев и цветов. В его рисунках, рассказывающих о сказочных героях и событиях, так много увлекательного и диковинного.

И удивительные картины природы: то звездное небо, то голубоватый снег, то дремучие леса, то высокие гребни волн.

Учитель: Сегодня вы должны проявить свою творческую фантазию и наблюдательность. Постарайтесь в своих работах сочетать реальные события со сказочными, фантастическими.

Учитель: Какие сюжеты вы выбрали для своего рисунка?

Верно, возможны следующие сюжетные варианты: подводный сказочный дворец и сад, Морской царь и дочь Русалочка, часовые охраняют вход во дворец.

Рисование надо начинать с главного в сюжете. Надо показать характер главного героя. Основное внимание при выполнении задания следует обратить внимание на создание в рисунке именно сказочного подводного мира, а не реального аквариума с рыбками.

преувеличение реальных размеров предмета,

необычная окраска и форма предметов.

(Просмотр видеоматериала о подводном мире)

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

- Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок сказочного подводного мира.

Сначала мне надо выбрать формат рисунка в зависимости от замысла. Для выделения главного объекта в рисунке, я могу разместить его в центре всей композиции, выбрать для него крупный размер и выполнить этот предмет более яркими цветами.

Располагаю лист по вертикали и провожу линию горизонта.

Определяю месторасположение и размеры главных героев.

Отмечаю геометрическим способом фигуры людей. Голова похожа на овал, туловище – на прямоугольник, определяю направление рук и ног.

А теперь создайте на листе бумаги красочные сказочные картины подводного царства.

Выставка работ учащихся

Учитель: Вы сегодня продемонстрировали в своих работах творческую фантазию и наблюдательность. Я надеюсь, что у многих из вас сегодня появился интерес к сказочному подводному миру.

С иллюстрацией какого художника вы сегодня познакомились?

Какие средства можно использовать для создания сказочного подводного мира?

Цели и задачи урока:

  • совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;
  • учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;
  • развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
  • вырабатывать навыки оценивания своей работы; работы группы и умения отстаивать свою точку зрения.
  • вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;
  • воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах.

Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, магнитики, маркеры по одному на группу.

Оформление класса: класс подготовлен для работы в группах: 5 групп по 5 человек. Парты составлены по две. Все материалы, необходимые для работы подготовлены до урока и лежат на партах. На стенах выставка работ учащихся, изображение подводного царства прикреплено на доске и в начале урока прикрыто боковыми створками.

Сценарий урока:

Со звонком ребята входят в класс и занимают места согласно делению на группы. Главные художники докладывают о готовности своей группы к уроку.

Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке гостья. Это знаменитая художница Краска Акварельевна.

Краска Акварельевна: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Краска Акварельевна. Я люблю рисовать и знаю, что вы тоже любите рисовать. А сказки вы любите? (Ответы детей)

Краска Акварельевна: Знаете, ребята, я тоже люблю сказки, и сегодня я пришла к вам с необычной сказкой о подводном царстве.

Краска Акварельевна: Ребята, а вы знаете, кто создал этот прекрасный подводный мир?

Ответы детей: Художники-мультипликаторы студии Уолта Диснея.

Ответы детей: Г.Х.Андерсен.

(Завершение просмотра видеофрагмента)

Краска Акварельевна: Ребята, а какие еще сказки о подводном царстве вам известны.

Учитель: Спасибо! Молодцы! Ребята, давайте-ка покажем Краске Акварельевне, как мы разбираемся в красках, а заодно проверим, какие вы внимательные. Найдите в тексте прилагательные, которые обозначают цвет.

Ответы детей: Голубой, розовый, зеленый, черный, красный, синий, золотой, коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный.
Когда называются цвета коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный учитель прикрепляет на доску таблички с этими прилагательными. (Приложение 2)

Учитель: Молодцы, дети! Много прилагательных нашли! А вот что-же это за цвета такие (показывает на доску где расположены таблички)? Помогите-ка мне расставить вот эти разноцветные медузы напротив прилагательного, обозначающего ее цвет.

Учитель показывает рисунок медузы, дети называют прилагательное. Если прилагательное соответствует цвету медузы, то она помещается радом с табличкой, обозначающей цвет. (Приложение 3)

Учитель: (показывая медузу ярко красного цвета) Какого цвета эта медуза?

Ответы детей: Кораллового.

Ответы детей: (дети ищут в тексте соответствующий отрывок) Дорожки были усыпаны синим песком, подобно сапфировой пыли.

Учитель: Так какого же цвета эта медуза?

Ответы детей: Сапфирового.

Учитель: (показывая бордовую медузу) А это какой цвет? Где в тексте подсказка?

Ответы детей: Изумрудная медуза.

Учитель: Осталась только одна медуза. Какого же она цвета?

Ответы детей: Лазурный оттенок, как будто небо.

Краска Акварельевна: Молодцы, ребята, как много вы знаете о красках, читаете хорошо и рисунки у вас великолепные. Да и я к вам не с пустыми руками пришла (раскрывает доску с изображением морского царства). Вот посмотрите, какое Подводное Царство я нарисовала. А главный в этом Царстве знаете кто – Морской Царь Нептун.

Нептун: (Смотрит на рисунок, сердито) Так, так и ты говоришь, что нарисовала мое царство. Да, оно же у тебя мертвое получилось. Куда ты всех моих подданных подевала. Где рыбки, осьминожки, медузки, коньки морские и звездочки. Я рассердился. (топает ногой и стучит трезубцем по полу) И пока ты не вернешь их, будешь пленницей в моем дворце!

Краска Акварельевна: Да разве я одна справлюсь с этой задачей? Подданных-то у тебя поди, тысячи?

Нептун: Проси помощи у кого хочешь, но царство мое оживи!

Краска Акварельевна: Ребята, выручайте. Я слышала, вы славно помогли Князю Гвидону Город построить так и меня в беде не бросай те.

(Нептун уводит Краску Акварельевну из класса)

Учитель: Ну, что, ребята? Надо выручать Краску Акварельевну и как можно быстрее. А вы уже знаете, что вместе и работа спорится и то, что не под силу одному, вместе легко сделается. Поэтому работать сегодня вы будете в группах:

1 группа — медузы;
2 группа — морские коньки;
3 группа — морские звезды;
4 группа — осьминожки;
5 группа — рыбки;

Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда Нептун их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках! Ведь они все спешат на бал к грозному Нептуну! Давайте подумаем, а все ли цвета мы сможем использовать для раскраски обитателей царства морского?

Ответы детей: Нет синие и зеленые будут сливаться с цветом моря.

Учитель: А кого мы все же сможем окрасить в синий цвет?

Ответы детей: В синий цвет можно раскрасить морскую звезду, потому что она живет на дне, а дно у нас желтого цвета.

Учитель: Верно! Ребята, а как называются цвета, которые усиливают яркость друг друга.

Ответы детей: Такие цвета называются контрастными.

Учитель: А как вы назовете желтый и оранжевый, синий и зеленый?

Ответы детей: Это родственные цвета.

Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее. Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь остальным в своей группе. Времени у нас немного. Краска Акварельевна томится у подводного царя. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими. А главные художники будут руководить и помогать вам по возможности.

Класс работает над рисунками по группам. Учитель подсказывает, помогает. Звучит спокойная музыка.

Учитель: Ребята, вы напряженно работаете ваши пальчики устали, давайте отдохнем. Закройте глазки и представьте, что вы опустились на морское дно, и превратились в его обитателей.

Один из учащихся проводит физкульт-паузу с места. Класс выполняет движения руками, имитируя поведение морских обитателей)

Ученик:

В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ
По дну морские звезды — ПОЛЗУТ
Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом
А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом

Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.

Когда все фигурки нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.

Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно. Выходите по группам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть.

После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?

Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.

(Ответы детей, оценка работ группы)

Учитель: А теперь, давайте позовем царя Нептуна, и пусть он оценит получившуюся картину подводного царства.

Нептун: Ох, и молодец ты. Краска Акварельевна! Царство мое теперь – как живое. Так и быть отпущу я тебя!

Краска Акварельевна: Погоди, Царь! Я ведь не одна эту работу сделала, мне ребята помогли, поэтому и награду раздели между ними. Спасибо вам, ребята, за помощь, поработали вы отлично, да и доброе дело сделали. До свидания, до встречи на новогодней елке.

Литература: Дюма А. Сказки. М.: Интерфейс, 1993

Читайте также: