Тема детства в произведениях некрасова конспект с примерами из произведений

Обновлено: 05.07.2024

Н. А. Некрасов – великий русский поэт-гражданин, и вся его трудная, но прекрасная жизнь – яркий пример беззаветного служения народу. В своих стихотворениях он создает незабываемые образы крестьян со всеми их радостями и печалями, надеждами и разочарованиями.

Совершенно особенное отношение у Некрасова к детям, которым он посвятил не одно свое произведение (“Дедушка Мазай и зайцы”, “Генерал Топтыгин”, “Дядюшка

Яков” и др.). Очень трогательно, с теплотой и даже умилением создает поэт образы крестьянских детей (“Крестьянские дети”):

Чу! шепот какой-то… а вот вереницаВдоль дороги внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки – Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты!

Дети для Некрасова – счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых,

В их жизни так много поэзии слито, Как дай бог балованным деткам твоим.

Впитывая, как губка, старинные сказки

или рассказы о заботах старших, крестьянская ребятня растет и воспитывается среди природы, их забавы – сходить в лес за грибами и ягодами, найти ежа или тетерева, искупаться в речке, поозорничать. Они знают все лесные тропки, умеют ездить верхом, но

Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды.

Целый день на фабриках колесаМы вертим-вертим-вертим!

Лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:

Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы – спать.

Даже дома у них мало радости – лишь “забота и нужда”.

Занятым тяжелым, изнурительным трудом крестьянам не до науки, в которой многие из них видят лишь пустую трату времени и сил. Однако есть и исключения: с радостью Некрасов обращается к мальчику, идущему на учебу в школу, зная, что ради этого “батька на сынишку издержал последний грош” (“Школьник”):

Ноги босы, грязно телоИ едва прикрыта грудь…Не стыдится! Что за дело? Это многих славных путь.

Сравнивая крестьянского школьника с молодым Ломоносовым, Некрасов выражает надежду, что именно выходцам из народа под силу изменить существующие порядки, построить счастливое и безбедное будущее. По его мнению, бедные люди, понявшие смысл и пользу науки, готовые отдать за нее последние деньги, не жалеющие своего времени и сил, могут продвинуться гораздо дальше в своих целях, чем ленивые боярские сынки:

Сколько добрых, благородных, Сильных, любящих душойПосреди тупых, холодныхИ напыщенных собой!

Настоящий народный поэт, Некрасов совершенно ясно понимал, что корни любого человека – в детстве. Из детства мы выносим свои достоинства и недостатки, свои будущие проблемы и стремление изменить настоящее. Поэтому напутствие поэта мне кажется не только наполненным теплом и любовью, но и мудрым:

Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой – И пусть обаянье поэзии детстваПроводит вас в недра землицы родной!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе проведения классного часа ученики знакомятся с детством Накрасова, с эпохой, в которой он родился, с его произведениями о тяжёлом детстве крестьянских детей.

Цели: познакомить учащихся с детством писателя, с эпохой, в которой он родился, со стихами о детях; развивать представления учащихся о сословиях; воспитывать любовь и уважение к матери, чувство сострадания к бедным людям.

Учитель: Задорожняя О.В.

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове, Каменец — Подольской губернии, ныне Винницкой губернии.
Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.
Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость — качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: "Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой — мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца". Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. "Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило",- писала сестра.
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал о этих встречах:


Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турки, про чудных зверей…
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
"Гляди, чертенята?" а дети и рады,
Как пилишь, как лудишь, — им все покажи.


Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:
Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешневе…
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки:


Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Они стонали от непосильной работы.
Некрасов позднее писал:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.


Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье.
Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал: "Она была певица с удивительным голосом". В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери:


Играла ты и пела гимн печальный,
Ту песню, вопль души многострадальной,
Твой первенец наследовал потом.


Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!
Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать":


И голос твой мне слышится впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы из их живого мира
В моем уме напечатлела ты.


Любовь к матери описана в многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотношения, их нравы и обычаи.
Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

Тема детства в стихах Некрасова

Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие.
Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Моим самым любимым стихотворением является произведение “Крестьянские дети”. Оно, как мне кажется, занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861 г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

“Воля” — это не только освобождение от гнета и крепостной зависимости, это еще и слияние с природой. Известно, что Некрасов писал это стихотворение в Грешневе. Здесь он полностью посвящает себя любимым занятиям: творчеству и охоте. В этот период и по-
является стихотворение “Крестьянские дети”. Первоначально автор хотел назвать произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра.
По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука.
В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” — поэтическая реальность, пропитанная игрой.
Н. А. Некрасов огромное внимание уделял в своих стихотворениях описанию природы. Так и в этом произведении мы можем отметить, что в самом начале поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный. Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются.

И видно не барин: как ехал с болота,
Так ряд ом с Гаврилой.

В итоге ребята признают в охотнике своего — и между ними исчезают напряженность и недоверие. Особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения:

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей.

Но дети скоро станут взрослыми — и им придется выбирать свой путь в этой жизни. И именно в детстве закладываются предпосылки для этого выбора.

Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
“Гляди, чертенята!” А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им все покажи.

В стихотворении Некрасова мы наблюдаем людей труда — талантливых, сильных и добрых.
Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг:

Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной —
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной.

До чего же верно подметил Некрасов, что детство — это прежде всего игра, которая является прообразом будущей жизни. Той жизни, которая будет наполнена трудом до “пота и крови”. Автору удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью:

И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой мертвящей зимы.

Эти строки создают контраст картинам природы, передающим гармонию мира. Интересно и лирическое отступление (“Играйте же, дети! Растите на воле. ”). Оно возвращается к дням отмены крепостного права. Тема вечности также представлена здесь: из детства, из игры поэт ведет нас в будущее!
Все стихотворение Н. А. Некрасова проникнуто “обаянием поэзии детства”, которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей!

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Детская тема в творчестве Некрасова.docx

В шестидесятые годы XIX века одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор.

Чу! Шепот какой-то. а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Все серые, карие, синие глазки --

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда. [20,49]

Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Это во многом автобиографическое произведение. Некрасов, вспоминая собственное детство, связанное с крестьянской детворой, став взрослым, немного приукрашивает.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

Мы оба нагнулись, да разом и хвать

Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!

Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей:

Положим, крестьянский ребенок свободно

Растет, не учась ничему,

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды. [18,63]

Ноги босы, грязно тело

И едва прикрыта грудь.

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славных путь.

Сколько добрых, благородных,

Сильных любящей душой

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой! [18,68]

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано.

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой -

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной! [20, 81]

Образы крестьянского мальчика-школьника и Ломоносова вызывают у поэта слова, проникнутые глубокой верой в народ, горячим патриотическим чувством:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой…[21,75]

Некрасов приходит к мысли, что передовое, гражданское содержание в поэзии для детей не исчерпывается только идейно-тематической направленностью. Для воплощения этого содержания нужны и особые формы выражения. Богатейшие возможности для выражения своих чувств поэт находил в фольклоре. Источниками стихотворений Некрасова для детей становятся мудрые притчи, народные рассказы, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки, все то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует на них.

Тема детства в мировой литературе – одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Особенно громко она стала звучать с освоением художественным творчеством воспитательных теорий просветителей и прочно утвердила свои позиции в качестве приоритетной с рубежа XVIII-XIX веков.

Тема детства прошла большой путь эволюционного развития от зарождения в строго нравоучительной духовной средневековой литературной традиции до проникновения в потаенные уголки детской души и возведения ребенка на пьедестал романтиками, видевшими в неиспорченной воспитанием юной душе потенциальную возможность постижения истины, недоступной для огрубевшего восприятия взрослого. Сокровенную тайну для взрослого представляет внутренний мир ребенка – самоценной личности – чистый и хрупкий. Именно детской незамутненной душе доступно ясное видение истинных ценностей мира. Так романтизм принципиально по-новому осмысливает тему детства.

Некрасов, как и многие другие писатели, в свих произведениях приходит к мысли, что передовое, гражданское содержание в поэзии для детей не исчерпывается только идейно-тематической направленностью. Для воплощения этого содержания нужны и особые формы выражения. Богатейшие возможности для выражения своих чувств поэт находил в фольклоре. Источниками стихотворений Некрасова для детей становятся мудрые притчи, народные рассказы, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки, все то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует на них. Именно в этих жанрах поэт мастерски изображает детей, которые наделены мудростью, жизненным опытом, сноровкой, чуткостью, пониманием чужой беды, жизненным оптимизмом. Тема детства у Некрасова раскрывается на фоне социальных и политических катаклизмов, происходивших во второй половине XIX века. Ребенок у поэта сталкивается в своей жизни с бедностью, необходимостью тяжелого, непосильного труда, с несправедливостью и другими недетскими проблемами.

Регулятивные - умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

ВложениеРазмер
urok_nekrasov.docx 484.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

- формировать навык выразительного чтения стихов;

- коррекция памяти. речи. внимания, мыслительной деятельности.

- формировать коммуникативные навыки работы в группе и в парах;

- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству.

Урок направлен на формирование УУД:

Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные - поиск информации, умение переработать её;

Регулятивные - умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

- репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети".

- страницы биографии поэта, приготовленные детьми;

- наглядность на доску;

- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;

- технологии уровневой дифференциации;

  1. Организационный момент (психологический настрой).

Внеклассное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стихотворение это, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас.

- Я приветствую вас. Наверное, вы согласитесь, что внеклассное чтение – это необычный урок. Авторы произведений могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.

Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.

- Кого можно назвать хорошим читателем?
- Что для этого надо делать?

- Я желаю, чтобы в конце урока я могла бы назвать вас хорошими читателями.

II. Работа над новым материалом.

- Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы перенесёмся в эпоху 19 века и попробуем представить , как жили люди в то время .

- Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте Н.А.Некрасове и о его произведениях.

- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова и угадайте тему нашего урока.

… Там стрекотали кузнечики,

Да деревенские мальчики

И русокудрые девочки

Живмя там жили: по тропочкам

Между высокими травами

Бегали, звонко аукались,

Пели веселые песенки…

- Как вы думаете , о ком мы будем говорить с вами на уроке?

-Итак, тема нашего урока будет посвящена ….( ответы детей)

Эпиграф к уроку.

«Играйте же, дети, растите на воле,

- Мы познакомимся с жизнью детей в некрасовский период жизни и некоторыми произведениями Н.Некрасова о детях.

- Но, прежде, чем приступить к знакомству с произведениями поэта и узнать как жили дети в то далекое время, хотелось бы вам узнать биографию этого великого поэта?

(Ответы уч- ся – биографию поэта).

- На предыдущем уроке внеклассного чтения была создана из наших ребят разведгруппа РВС (разведай, выясни, сообщи), которая и познакомит вас с краткой биографией поэта.

Выходят ребята и представляют свою страничку из биографии Н.А.Некра - сова. (Родители поэта – Кутырин Д., усадьба Грешнево – Колнацкий Н., учеба поэта – Науменков Н., произведения поэта – Мишина И)

- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукции картин великого русского художника В. Е. Маковского

- Глядя на эти картины мы видим, как художник с большой любовью относится к детям. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза.

- Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно младшему поколению.

- Поэт Н. А.Некрасов жил в очень тяжелое трудное время. Нищета, голод, тяжелый труд людей – вот в таких условиях жил русский народ, ежедневно молясь лишь о том, как им выжить в этих нечеловеческих условиях.

Звучит звон колоколов

МОЛЕБЕН Майорова Л.

Холодно, голодно в нашем селении.

Утро печальное - сырость, туман,

Колокол глухо гудит в отдалении,

В церковь зовет прихожан.

Что-то суровое, строгое, властное

Слышится в звоне глухом,

В церкви провел я то утро ненастное

И не забуду о нем.

Всё население, старо и молодо,

С плачем поклоны кладет,

О прекращении лютого голода

Молится жарко народ.

Редко я в нем настроение строже

И сокрушенней видал!

"Милуй народ и друзей его, боже!-

Сам я невольно шептал.

- Особую любовь поэт питал к детям. У него немало произведений посвященных им, детям городской бедноты, детям, рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд.

Детишки для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых, но все-таки дети в его произведениях счастливы!

Чтец Докучаев И.

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как "низкого рода людей", -

Я все-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

- Действительно, в отличие от богатых сверстников, на плечи детей бедняков часто взваливается непосильная ноша зарабатывания на жизнь своим трудом. В крестьянских семьях детишки часто помогают взрослым: работают в поле, нянчат младших братишек и сестренок, убирают дом, готовят. А судьба детей, работающих с малолетства на фабриках и заводах просто ужасна.

Под печальную мелодию читает стихотворение.

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?

"В золотую пору малолетства
Всё живое - счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим - вертим - вертим!

Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки, -
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
"Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!"
Бесполезно плакать и молиться -
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит - гудит - гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться, -
Но зачем идем мы и туда.
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей. "

-Перед следующим этапом нашего урока я предлагаю вам провести речевую разминку

- Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились.

(Учитель читает стихотворение наизуст).

- Понравился вам этот отрывок?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

В студеную пору - в очень холодную морозную пору

Хворост - сухие сучья ,ветвей , деревьев

Шествуя важно -идя важно, не торопясь

В спокойствии чинном -спокойно

Под уздцы- узда - часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями

Полушубок -короткая, до колен, верхняя одежда на меху
Вестимо - конечно, разумеется

-Для того, чтобы ответить на мои следующие вопросы, я предлагаю вам еще раз прочитать стихотворение про себя.

Чтение стихотворения учащимися про себя, а затем цепочкой вслух

- Как вы считаете, для чего поэт начинает этот отрывок с описания природы и погоды?

- Почему мальчик оказался в лесу в такую пору?

- Что узнали о семье мальчика? Зачитайте.

- Как выглядит Влас? Зачитайте.

- Почему на нем одежда большого размера?

- Как относится автор к мальчику? (с любовью, нежностью, называет его малюточкой, мужичком).

- А сейчас я вам предлагаю составить характерный портрет мальчика Власа.

(На доске рисунок Власа . Ребята подходят и выбирают, лежащие на столе карточки с написанными на них чертами характера и прикрепляют их к портрету мальчика).

(Вызвать ученика к доске и он называет черты характера героя).

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть инсценировку этого отрывка и еще раз насладиться этим произведением.

IV. Инсценировка стихотворения. (Брыксин А., Грязев М.)

- Ребята, давайте еще раз вернемся к чувствам, которые вызвал у вас этот отрывок.

- Какое желание у вас возникло бы, если вы оказались в тот момент на месте героя-рассказчика и встретились лицом к лицу с Власом? (Сочувствие, желание помочь, обогреть).

- Подводя итоги нашего урока, мы видим, что

Н.А.Некрасов не перестает удивляться тому, что даже самые маленькие его герои являются сильными личностями, которые способны самостоятельно справляться с различными трудностями и отвечать за собственные поступки. Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами:

Скворцов А. Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой —

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!

-Ребята, наблюдая за вашей активной работой на сегодняшнем уроке внеклассного чтения, я могу сделать вывод, что вы являетесь хорошими читателями.

- Давайте еще раз вспомним, с каким писателем вы познакомились на сегодняшнем уроке внеклассного чтения?

- Какую тему мы сегодня обсуждали на уроке?

- Если вам понравился сегодняшний урок , я прошу вас поаплодировать самим себе.

- Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;познакомить учащихся с важными вехами жизни М.В.Ломон.

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по.


Урок заинтерисует всех педагогов, работающих в коррекционных школах.Всем удачи.


КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ "МАМОЧКА МИЛАЯ, МАМА МОЯ"

Урок внеклассного чтения по произведениям советских писателей о маме с использованием педтехнологий личностно-ориентированного, коррекционно-развивающего обучения и воспитания, уровневой диффере.



урок внеклассного чтения в 3 классе "Герои Отечества в произведениях С. Алексеева"

Читайте также: