Тема детства в произведениях некрасова конспект с примерами из произведений
Обновлено: 05.07.2024
Н. А. Некрасов – великий русский поэт-гражданин, и вся его трудная, но прекрасная жизнь – яркий пример беззаветного служения народу. В своих стихотворениях он создает незабываемые образы крестьян со всеми их радостями и печалями, надеждами и разочарованиями.
Совершенно особенное отношение у Некрасова к детям, которым он посвятил не одно свое произведение (“Дедушка Мазай и зайцы”, “Генерал Топтыгин”, “Дядюшка
Яков” и др.). Очень трогательно, с теплотой и даже умилением создает поэт образы крестьянских детей (“Крестьянские дети”):
Чу! шепот какой-то… а вот вереницаВдоль дороги внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки – Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты!
Дети для Некрасова – счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых,
В их жизни так много поэзии слито, Как дай бог балованным деткам твоим.
Впитывая, как губка, старинные сказки
или рассказы о заботах старших, крестьянская ребятня растет и воспитывается среди природы, их забавы – сходить в лес за грибами и ягодами, найти ежа или тетерева, искупаться в речке, поозорничать. Они знают все лесные тропки, умеют ездить верхом, но
Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды.
Целый день на фабриках колесаМы вертим-вертим-вертим!
Лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:
Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы – спать.
Даже дома у них мало радости – лишь “забота и нужда”.
Занятым тяжелым, изнурительным трудом крестьянам не до науки, в которой многие из них видят лишь пустую трату времени и сил. Однако есть и исключения: с радостью Некрасов обращается к мальчику, идущему на учебу в школу, зная, что ради этого “батька на сынишку издержал последний грош” (“Школьник”):
Ноги босы, грязно телоИ едва прикрыта грудь…Не стыдится! Что за дело? Это многих славных путь.
Сравнивая крестьянского школьника с молодым Ломоносовым, Некрасов выражает надежду, что именно выходцам из народа под силу изменить существующие порядки, построить счастливое и безбедное будущее. По его мнению, бедные люди, понявшие смысл и пользу науки, готовые отдать за нее последние деньги, не жалеющие своего времени и сил, могут продвинуться гораздо дальше в своих целях, чем ленивые боярские сынки:
Сколько добрых, благородных, Сильных, любящих душойПосреди тупых, холодныхИ напыщенных собой!
Настоящий народный поэт, Некрасов совершенно ясно понимал, что корни любого человека – в детстве. Из детства мы выносим свои достоинства и недостатки, свои будущие проблемы и стремление изменить настоящее. Поэтому напутствие поэта мне кажется не только наполненным теплом и любовью, но и мудрым:
Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой – И пусть обаянье поэзии детстваПроводит вас в недра землицы родной!
В процессе проведения классного часа ученики знакомятся с детством Накрасова, с эпохой, в которой он родился, с его произведениями о тяжёлом детстве крестьянских детей.
Цели: познакомить учащихся с детством писателя, с эпохой, в которой он родился, со стихами о детях; развивать представления учащихся о сословиях; воспитывать любовь и уважение к матери, чувство сострадания к бедным людям.
Учитель: Задорожняя О.В.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове, Каменец — Подольской губернии, ныне Винницкой губернии.
Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.
Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость — качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: "Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой — мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца". Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. "Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило",- писала сестра.
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал о этих встречах:
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турки, про чудных зверей…
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
"Гляди, чертенята?" а дети и рады,
Как пилишь, как лудишь, — им все покажи.
Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:
Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешневе…
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Они стонали от непосильной работы.
Некрасов позднее писал:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.
Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье.
Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал: "Она была певица с удивительным голосом". В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери:
Играла ты и пела гимн печальный,
Ту песню, вопль души многострадальной,
Твой первенец наследовал потом.
Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!
Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать":
И голос твой мне слышится впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы из их живого мира
В моем уме напечатлела ты.
Любовь к матери описана в многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотношения, их нравы и обычаи.
Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.
Тема детства в стихах Некрасова
Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие.
Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Моим самым любимым стихотворением является произведение “Крестьянские дети”. Оно, как мне кажется, занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861 г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
“Воля” — это не только освобождение от гнета и крепостной зависимости, это еще и слияние с природой. Известно, что Некрасов писал это стихотворение в Грешневе. Здесь он полностью посвящает себя любимым занятиям: творчеству и охоте. В этот период и по-
является стихотворение “Крестьянские дети”. Первоначально автор хотел назвать произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра.
По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука.
В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” — поэтическая реальность, пропитанная игрой.
Н. А. Некрасов огромное внимание уделял в своих стихотворениях описанию природы. Так и в этом произведении мы можем отметить, что в самом начале поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный. Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются.
И видно не барин: как ехал с болота,
Так ряд ом с Гаврилой.
В итоге ребята признают в охотнике своего — и между ними исчезают напряженность и недоверие. Особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей.
Но дети скоро станут взрослыми — и им придется выбирать свой путь в этой жизни. И именно в детстве закладываются предпосылки для этого выбора.
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
“Гляди, чертенята!” А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им все покажи.
В стихотворении Некрасова мы наблюдаем людей труда — талантливых, сильных и добрых.
Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг:
Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной —
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной.
До чего же верно подметил Некрасов, что детство — это прежде всего игра, которая является прообразом будущей жизни. Той жизни, которая будет наполнена трудом до “пота и крови”. Автору удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью:
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой мертвящей зимы.
Эти строки создают контраст картинам природы, передающим гармонию мира. Интересно и лирическое отступление (“Играйте же, дети! Растите на воле. ”). Оно возвращается к дням отмены крепостного права. Тема вечности также представлена здесь: из детства, из игры поэт ведет нас в будущее!
Все стихотворение Н. А. Некрасова проникнуто “обаянием поэзии детства”, которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей!
Прикрепленные файлы: 1 файл
Курсовая Детская тема в творчестве Некрасова.docx
В шестидесятые годы XIX века одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор.
Чу! Шепот какой-то. а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки --
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда. [20,49]
Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Это во многом автобиографическое произведение. Некрасов, вспоминая собственное детство, связанное с крестьянской детворой, став взрослым, немного приукрашивает.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей:
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды. [18,63]
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь.
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь.
Сколько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой! [18,68]
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано.
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной! [20, 81]
Образы крестьянского мальчика-школьника и Ломоносова вызывают у поэта слова, проникнутые глубокой верой в народ, горячим патриотическим чувством:
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой…[21,75]
Некрасов приходит к мысли, что передовое, гражданское содержание в поэзии для детей не исчерпывается только идейно-тематической направленностью. Для воплощения этого содержания нужны и особые формы выражения. Богатейшие возможности для выражения своих чувств поэт находил в фольклоре. Источниками стихотворений Некрасова для детей становятся мудрые притчи, народные рассказы, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки, все то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует на них.
Тема детства в мировой литературе – одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Особенно громко она стала звучать с освоением художественным творчеством воспитательных теорий просветителей и прочно утвердила свои позиции в качестве приоритетной с рубежа XVIII-XIX веков.
Тема детства прошла большой путь эволюционного развития от зарождения в строго нравоучительной духовной средневековой литературной традиции до проникновения в потаенные уголки детской души и возведения ребенка на пьедестал романтиками, видевшими в неиспорченной воспитанием юной душе потенциальную возможность постижения истины, недоступной для огрубевшего восприятия взрослого. Сокровенную тайну для взрослого представляет внутренний мир ребенка – самоценной личности – чистый и хрупкий. Именно детской незамутненной душе доступно ясное видение истинных ценностей мира. Так романтизм принципиально по-новому осмысливает тему детства.
Некрасов, как и многие другие писатели, в свих произведениях приходит к мысли, что передовое, гражданское содержание в поэзии для детей не исчерпывается только идейно-тематической направленностью. Для воплощения этого содержания нужны и особые формы выражения. Богатейшие возможности для выражения своих чувств поэт находил в фольклоре. Источниками стихотворений Некрасова для детей становятся мудрые притчи, народные рассказы, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки, все то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует на них. Именно в этих жанрах поэт мастерски изображает детей, которые наделены мудростью, жизненным опытом, сноровкой, чуткостью, пониманием чужой беды, жизненным оптимизмом. Тема детства у Некрасова раскрывается на фоне социальных и политических катаклизмов, происходивших во второй половине XIX века. Ребенок у поэта сталкивается в своей жизни с бедностью, необходимостью тяжелого, непосильного труда, с несправедливостью и другими недетскими проблемами.
Регулятивные - умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nekrasov.docx | 484.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения.
- формировать навык выразительного чтения стихов;
- коррекция памяти. речи. внимания, мыслительной деятельности.
- формировать коммуникативные навыки работы в группе и в парах;
- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству.
Урок направлен на формирование УУД:
Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;
Познавательные - поиск информации, умение переработать её;
Регулятивные - умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.
- репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети".
- страницы биографии поэта, приготовленные детьми;
- наглядность на доску;
- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
- технологии уровневой дифференциации;
- Организационный момент (психологический настрой).
Внеклассное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стихотворение это, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас.
- Я приветствую вас. Наверное, вы согласитесь, что внеклассное чтение – это необычный урок. Авторы произведений могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.
Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.
- Кого можно назвать хорошим читателем?
- Что для этого надо делать?
- Я желаю, чтобы в конце урока я могла бы назвать вас хорошими читателями.
II. Работа над новым материалом.
- Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы перенесёмся в эпоху 19 века и попробуем представить , как жили люди в то время .
- Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте Н.А.Некрасове и о его произведениях.
- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова и угадайте тему нашего урока.
… Там стрекотали кузнечики,
Да деревенские мальчики
И русокудрые девочки
Живмя там жили: по тропочкам
Между высокими травами
Бегали, звонко аукались,
Пели веселые песенки…
- Как вы думаете , о ком мы будем говорить с вами на уроке?
-Итак, тема нашего урока будет посвящена ….( ответы детей)
Эпиграф к уроку.
«Играйте же, дети, растите на воле,
- Мы познакомимся с жизнью детей в некрасовский период жизни и некоторыми произведениями Н.Некрасова о детях.
- Но, прежде, чем приступить к знакомству с произведениями поэта и узнать как жили дети в то далекое время, хотелось бы вам узнать биографию этого великого поэта?
(Ответы уч- ся – биографию поэта).
- На предыдущем уроке внеклассного чтения была создана из наших ребят разведгруппа РВС (разведай, выясни, сообщи), которая и познакомит вас с краткой биографией поэта.
Выходят ребята и представляют свою страничку из биографии Н.А.Некра - сова. (Родители поэта – Кутырин Д., усадьба Грешнево – Колнацкий Н., учеба поэта – Науменков Н., произведения поэта – Мишина И)
- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукции картин великого русского художника В. Е. Маковского
- Глядя на эти картины мы видим, как художник с большой любовью относится к детям. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза.
- Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно младшему поколению.
- Поэт Н. А.Некрасов жил в очень тяжелое трудное время. Нищета, голод, тяжелый труд людей – вот в таких условиях жил русский народ, ежедневно молясь лишь о том, как им выжить в этих нечеловеческих условиях.
Звучит звон колоколов
МОЛЕБЕН Майорова Л.
Холодно, голодно в нашем селении.
Утро печальное - сырость, туман,
Колокол глухо гудит в отдалении,
В церковь зовет прихожан.
Что-то суровое, строгое, властное
Слышится в звоне глухом,
В церкви провел я то утро ненастное
И не забуду о нем.
Всё население, старо и молодо,
С плачем поклоны кладет,
О прекращении лютого голода
Молится жарко народ.
Редко я в нем настроение строже
И сокрушенней видал!
"Милуй народ и друзей его, боже!-
Сам я невольно шептал.
- Особую любовь поэт питал к детям. У него немало произведений посвященных им, детям городской бедноты, детям, рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд.
Детишки для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых, но все-таки дети в его произведениях счастливы!
Чтец Докучаев И.
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как "низкого рода людей", -
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
- Действительно, в отличие от богатых сверстников, на плечи детей бедняков часто взваливается непосильная ноша зарабатывания на жизнь своим трудом. В крестьянских семьях детишки часто помогают взрослым: работают в поле, нянчат младших братишек и сестренок, убирают дом, готовят. А судьба детей, работающих с малолетства на фабриках и заводах просто ужасна.
Под печальную мелодию читает стихотворение.
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
"В золотую пору малолетства
Всё живое - счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим - вертим - вертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки, -
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
"Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!"
Бесполезно плакать и молиться -
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит - гудит - гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться, -
Но зачем идем мы и туда.
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей. "
-Перед следующим этапом нашего урока я предлагаю вам провести речевую разминку
- Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились.
(Учитель читает стихотворение наизуст).
- Понравился вам этот отрывок?
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
В студеную пору - в очень холодную морозную пору
Хворост - сухие сучья ,ветвей , деревьев
Шествуя важно -идя важно, не торопясь
В спокойствии чинном -спокойно
Под уздцы- узда - часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями
Полушубок -короткая, до колен, верхняя одежда на меху
Вестимо - конечно, разумеется
-Для того, чтобы ответить на мои следующие вопросы, я предлагаю вам еще раз прочитать стихотворение про себя.
Чтение стихотворения учащимися про себя, а затем цепочкой вслух
- Как вы считаете, для чего поэт начинает этот отрывок с описания природы и погоды?
- Почему мальчик оказался в лесу в такую пору?
- Что узнали о семье мальчика? Зачитайте.
- Как выглядит Влас? Зачитайте.
- Почему на нем одежда большого размера?
- Как относится автор к мальчику? (с любовью, нежностью, называет его малюточкой, мужичком).
- А сейчас я вам предлагаю составить характерный портрет мальчика Власа.
(На доске рисунок Власа . Ребята подходят и выбирают, лежащие на столе карточки с написанными на них чертами характера и прикрепляют их к портрету мальчика).
(Вызвать ученика к доске и он называет черты характера героя).
- Сейчас я вам предлагаю посмотреть инсценировку этого отрывка и еще раз насладиться этим произведением.
IV. Инсценировка стихотворения. (Брыксин А., Грязев М.)
- Ребята, давайте еще раз вернемся к чувствам, которые вызвал у вас этот отрывок.
- Какое желание у вас возникло бы, если вы оказались в тот момент на месте героя-рассказчика и встретились лицом к лицу с Власом? (Сочувствие, желание помочь, обогреть).
- Подводя итоги нашего урока, мы видим, что
Н.А.Некрасов не перестает удивляться тому, что даже самые маленькие его герои являются сильными личностями, которые способны самостоятельно справляться с различными трудностями и отвечать за собственные поступки. Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами:
Скворцов А. Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
-Ребята, наблюдая за вашей активной работой на сегодняшнем уроке внеклассного чтения, я могу сделать вывод, что вы являетесь хорошими читателями.
- Давайте еще раз вспомним, с каким писателем вы познакомились на сегодняшнем уроке внеклассного чтения?
- Какую тему мы сегодня обсуждали на уроке?
- Если вам понравился сегодняшний урок , я прошу вас поаплодировать самим себе.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели урока:кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;познакомить учащихся с важными вехами жизни М.В.Ломон.
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "
Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по.
Урок заинтерисует всех педагогов, работающих в коррекционных школах.Всем удачи.
КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ "МАМОЧКА МИЛАЯ, МАМА МОЯ"
Урок внеклассного чтения по произведениям советских писателей о маме с использованием педтехнологий личностно-ориентированного, коррекционно-развивающего обучения и воспитания, уровневой диффере.
урок внеклассного чтения в 3 классе "Герои Отечества в произведениях С. Алексеева"
Читайте также: