Текст связь предложений в тексте по смыслу 2 класс система занкова конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Урок русского языка во 2 классе по учебнику Поляковой А.В. (Система Занкова). Урок соответствует требованиям ФГОС, предусмотрена групповая работа.
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_predlozheniy_v_tekste.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Текст. Связь предложений в тексте.
Дидактическая цель: организовать совместную работу в группах с целью создания текста.
Способствовать формированию умения создавать текст, используя предложения, соблюдать последовательность предложений в тексте.
- Познавательные: формировать умение составлять текст, выполнять учебное задание в соответствии с целью, развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
- Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач, формулировать собственную позицию и мнение.
- Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи, планировать свои действия.
- Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат, формировать положительную учебную мотивацию, стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности, учить адекватно оценивать свою деятельность.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
- Презентация
- Индивидуальные задания для групп
Обучающиеся получат возможность научиться составлять текст, используя предложения, соблюдая последовательность предложений в тексте.
- Познавательные: обучающиеся получат возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью, развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
- Коммуникативные: обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач, формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе, грамотно отвечать на вопросы.
- Регулятивные: обучающиеся получат возможность научиться самим формулировать тему урока, цели и задачи, планировать свои действия.
- Личностные: обучающиеся получат возможность научиться понимать смысл учебной деятельности и нести ответственность за конечный результат, формировать положительную учебную мотивацию, адекватно оценивать свою деятельность.
Откройте рабочие тетради.
Запишите дату. Классная работа.
Выделите изученную орфограмму в словах.
1)-Что вы прописывали?
-Что мы составляем из слов?
-Что мы составляем из предложений? (Текст.)
Формулирование темы урока, определение целей и задач .
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Что мы должны вспомнить на уроке? Что должны знать про текст?
2)-Давайте вспомним определение текста? Правильно ли мы с вами его назвали?!Проверьте по учебнику. Стр.97 читаем правило.
3) Прочитайте запись на экране? Можно ли назвать её назвать текстом? (№182, стр.96)
Вывод: как связаны предложения в тексте? (по смыслу)
Работа в группе.
3)У вас на парте лежат слова.
Что можно составить из слов?
Работая в группе, вы составляете предложения и закрепляете их на доске.
-Давайте вспомним правила работы в группе.
-Можно ли ваши предложения назвать текстом. А правильно ли они расположены?(Работа над выстраиванием порядка предложений в тексте.)Озаглавьте текст.
Вывод: В любом ли порядке могут стоять предложения в тексте?
4) -Запишите текст в тетрадь.
-Как правильно записать текст?
5) Задания: -подчеркнуть пройденные сочетания и орфограммы;
-в 1 предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
-Оцените свою работу на уроке?
-Ответьте на вопросы
Оценка ребят учителем.
Какие цели вы перед собой ставили на данный урок?
Смогли ли мы их достичь?
Урок окончен. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.Планируемые результаты:Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельны.
Технологическая карта урока русского языка 1 класс ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта урока русского языка 1 классТекст и предложение.
Урок русского языка: "Предложение в тексте" Гармония 4 класс
Методическая разработка урока русского языка.
Урок Русского языка "Предложение. Текст." для 1 класса
Урок Русского языка для 1 класса.
Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.
Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения".
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм.
Цели: уточнение представлений о главных и второстепенных членах предложений; развитие умения устанавливать связь между словами в предложении.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
– Какие буквы мы будем писать сегодня?
1) Клоун с бантом
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули –
Показ написания букв л, Л учителем.
2) Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой… (С) навис над домом.
Показ написания букв с, С учителем.
II. Словарная работа.
– Можете ли вы догадаться, с какими словарными словами познакомимся сегодня на уроке? (Они будут начинаться с букв Л и С.)
– Какие это слова, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1) Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)
– А знаете ли вы, почему лягушку назвали именно так?
– Где мы это можем выяснить? (В этимологическом словаре.)
Это интересно
Записать это слово и составить схему по системе СУО.
– Как запомнить написание этого слова?
2) Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)
Это интересно
Записать это слово и составить схему по системе СУО.
3) Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
– Вы, наверное, слышали такие строки:
Лето красное пропела…
– Из какого произведения эти строки? Кто автор?
– О ком идет речь в этой басне? (О стрекозе и муравье.)
– А на самом деле речь здесь идет не о стрекозе и муравье, а о кузнечике и муравье.
Это интересно
Записать слова и составить схему по системе СУО.
III. Работа над темой.
– На какой вопрос отвечают эти слова? Что еще можете рассказать об этих словах?
– Что можете сказать об этих словах? (Это глаголы.)
Дети записывают на доске:
– Что можете сказать? (Это предложения.) Почему?
– Какое задание можно предложить к ним? (Подчеркнуть главные члены предложения.) Что заметили?
– Как можно назвать такие предложения? (Нераспространенные.)
– Что можно сделать, чтобы эти предложения стали распространенными? (Дополнить предложения второстепенными членами.)
Можно предложить детям выбрать подходящие по смыслу слова из группы слов, развешанных по классу (по вариантам, группам): зеленая, по земле, красногрудый, по небу, веселая, лето.
Каждая группа записывает свое предложение, а 3 ученика выполняют это задание у доски.
– Как связаны слова в предложениях? (По смыслу.)
– С помощью чего устанавливается связь между словами? (С помощью вопросов.)
Учащиеся стрелками показывают связь слов в предложении.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод. Слова в предложении связаны по смыслу. Связь между словами в предложении устанавливается по вопросам.
Назовите тему нашего урока.
IV. Работа с учебником.
Упражнение 12, с. 10 – самостоятельное выполнение и проверка.
– Чтобы легче было найти главные члены, есть такое стихотворение, которое вам поможет:
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем,
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
– Поставьте устно вопросы к другим членам предложения. Какими членами в предложении они являются? (Второстепенными.)
– Позднее вы узнаете, какие имена носят второстепенные члены предложения.
V. Итог урока.
– Над чем мы сегодня работали на уроке?
– Как устанавливается связь между словами в предложении?
– Что еще нового узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 11, с. 10.
Главные и второстепенные члены предложения.
связь слов в предложении
Цели: уточнение представлений о главных и второстепенных членах предложений; развитие умения устанавливать связь между словами в предложении.
I. Минутка чистописания.
– Какие буквы мы будем писать сегодня?
1) Клоун с бантом
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву… (Л.)
Показ написания букв л, Л учителем.
2) Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой… (С) навис над домом.
Показ написания букв с, С учителем.
II. Словарная работа.
– Можете ли вы догадаться, с какими словарными словами познакомимся сегодня на уроке? (Они будут начинаться с букв Л и С.)
– Какие это слова, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1) Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)
– А знаете ли вы, почему лягушку назвали именно так?
– Где мы это можем выяснить? (В этимологическом словаре.)
Это интересно
Записать это слово и составить схему по системе СУО.
– Как запомнить написание этого слова?
2) Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)
Это интересно
Записать это слово и составить схему по системе СУО.
3) Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
– Вы, наверное, слышали такие строки:
Лето красное пропела…
– Из какого произведения эти строки? Кто автор?
– О ком идет речь в этой басне? (О стрекозе и муравье.)
– А на самом деле речь здесь идет не о стрекозе и муравье, а о кузнечике и муравье.
Это интересно
Записать слова и составить схему по системе СУО.
III. Работа над темой.
– На какой вопрос отвечают эти слова? Что еще можете рассказать об этих словах?
– Что можете сказать об этих словах? (Это глаголы.)
Дети записывают на доске:
– Что можете сказать? (Это предложения.) Почему?
– Какое задание можно предложить к ним? (Подчеркнуть главные члены предложения.) Что заметили?
– Как можно назвать такие предложения? (Нераспространенные.)
– Что можно сделать, чтобы эти предложения стали распространенными? (Дополнить предложения второстепенными членами.)
Можно предложить детям выбрать подходящие по смыслу слова из группы слов, развешанных по классу (по вариантам, группам): зеленая, по земле, красногрудый, по небу, веселая, лето.
Каждая группа записывает свое предложение, а 3 ученика выполняют это задание у доски.
– Как связаны слова в предложениях? (По смыслу.)
– С помощью чего устанавливается связь между словами? (С помощью вопросов.)
Учащиеся стрелками показывают связь слов в предложении.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод. Слова в предложении связаны по смыслу. Связь между словами в предложении устанавливается по вопросам.
Назовите тему нашего урока.
IV. Работа с учебником.
Упражнение 12, с. 10 – самостоятельное выполнение и проверка.
– Чтобы легче было найти главные члены, есть такое стихотворение, которое вам поможет:
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем,
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
– Поставьте устно вопросы к другим членам предложения. Какими членами в предложении они являются? (Второстепенными.)
– Позднее вы узнаете, какие имена носят второстепенные члены предложения.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Текст. Связь предложений в тексте
Дидактическая цель: Создание условий для формирования новых знаний
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Образовательные:
Формирование умения отличать текст от набора предложений.
Воспитательные:
Формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие:
Формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Формы организации познавательной деятельности:
Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.
I . Орг.момент.
-Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
II . Актуализация знаний.
1.) - Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.
- Ну что же, начнем работу. Запишем число.
а) -Что записано на доске? ( ри, ца, ку, ба.ка,со,чк,тух,пе)
- Вы согласны с ответом, что это все – слоги?
- Почему сочетание чк нельзя назвать слогом? (слог состоит из одной гласной, или одной гласной и одной или несколько согласных)
- А сочетание чк – это орфограмма? Как пишется сочетание чк?
-Запишите эти слоги в тетрадь .
б) -Составьте из этих слогов слова. (названия домашних животных)
Курица, петух, собака.( слайд №1)
- Какое слово лишнее? Почему?
III . Первичное усвоение новых знаний.
-Докажите, что это предложение, а не набор слов. Что такое предложение? (группа слов, связанных по смыслу). Для чего нужны предложения? (для выражения мыслей, чувств, для общения)
-Давайте попробуем составить продолжение к этому предложению. Что получилось? (рассказ) Можно ли сказать, что мы составили текст? А что такое текст?
-Как вы думаете, как звучит наша тема урока? Что же мы будем делать на уроке?
-Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему и основную мысль. Тексты бывают повествовательные, описательные и тексты-рассуждения.
3.) Посмотрите на слайд. ( слайд №2)
Какая запись является текстом и почему?
1.Собака- домашнее животное. Она часто приходит человеку на помощь. Были случаи, когда собака спасала хозяину жизнь. Ее называют другом человека.
2. У мальчика была собака. Ирина смотрела телевизор. Клубника вкусная ягода. Дождь лил с утра.
3. Выпал первый снег он был такой белый и пушистый все радовались первому снегу (слайд №3)
-А вы знаете такие случаи, когда собака приходила человеку на помощь?
Записать текст с комментированием.
IV . Первичная проверка понимания.
Самостоятельная работа по учебнику. Упражнение 182.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Связаны ли эти предложения по смыслу?
- Найдите и подчеркните предложение из одного слова.
V . Первичное закрепление.
Работа в группах.
Составить из слов предложение. (работать по рядам)
1 ряд 1 парта Заяц живет в лесу.
1 ряд 2 парта Он спит под кустом.
1 ряд 3 парта Зимой у зайца мало еды. (слайд №4)
- Сколько предложений вы составили?
- Связаны ли они между собой по смыслу?
- Что же у вас получилось?
2 ряд 1 парта Мы ученики второго класса.
2 ряд 2 парта В нашем классе 5 человек.
2 ряд 3 парта У нас дружный класс. (слайд №5)
3 ряд 1 парта Зимой медведь спит.
3 ряд 2 парта Курица снесла яйцо.
3 ряд 3 парта Собака сидит у ворот. (слайд №6)
Давайте еще раз скажем что такое текст.
-Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему и основную мысль . (слайд №7)
VI . Информация о домашнем задании.
Инструктаж по его выполнению.
- Что вам нужно будет сделать дома?
- Прочитайте первое предложение.(второе,…)
- Связаны ли эти предложения по смыслу?
- Можем ли мы сказать что это текст?
- Что такое текст?
VII . Рефлексия.
- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
- А что нового вы теперь знаете?
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Задачи:
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
Учитель начальных классов
Будник Анжела Васильевна
Квалификационная категория; вторая
Предмет: русский язык
Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте
Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
Организационный момент.
- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)
- Как идёшь? - Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)
- Как бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
- Как берёшь? - Вот так!
- А даёшь? - Вот так!
- Как шалишь? - Вот так! (Произвольные движения)
- А грозишь? - Вот так! (Погрозить пальчиком)
- Как сидишь? - Вот так! (Руки на стол)
- А работаешь ты как? - Вот так! (Показать большой палец.)
- У каждого из вас есть карта урока, по которой мы будем работать и искать сокровища. На каждом этапе вам необходимо зелёным, жёлтым и красным карандашами оценивать свою работу. Отметьте, пожалуйста, своё настроение на начало урока.
(На каждом этапе учитель напоминает учащимся оценивать свою работу)
Чистописание.
- Откройте тетради и запишите число и классную работу.
- Какая сейчас пора года? (Весна)
- Какая первая буква в слове ВЕСНА? (Буква В)
- Пропишите первую строчку чистописания заглавную и строчную букву Вв.
- Придумайте однокоренные слова к слову весна.
- Запишите вторую строчку чистописания.
весна вёсны весенний
- Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы.
В…сной прил…тают птицы.
- Какие буквы вставили, объясните. Запишите это предложение.
- Скажите это точно предложение? Почему? (Слова связаны по смыслу, начинается с большой буквы, есть знак препинания.)
Актуализация знаний и умений.
- Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.
ТЕСТО – 100 + К + СТ = ? (ТЕКСТ)
- Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?
- Много разных мнений мы услышали. Смогли ли мы дать один ответ на этот вопрос? Почему не смогли?
- Какое затруднение возникло? Какую цель мы поставим? (Узнать что такое текст).
Изучение нового материала.
- Прочитайте и сравните две записи на доске:
Около дома росла маленькая яблонька.
Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
– Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
- А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
- А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?
(Текст - это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями).
– О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.
– Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
– Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой).
– Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
– Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
– Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
- Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод.
Текст – … (несколько) предложений
– Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения? Например: Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.
- Почему нет? Ведь это же несколько предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
- Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом.
Текст – … (несколько)предложений, связанных между собой … (по смыслу).
- А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет все предложения текста? (Яблонька).
- Это тема текста.
- Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема).
– Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
- В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была спасена.)
– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
– А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?
- Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
- Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по главной мысли).
- Давайте закончим наше правило:
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема). Текст можно озаглавить по … (теме или по главной мысли).
Закрепление изученного материала.
Работа в паре
- Перед вами карточки. Поставьте предложения в парильном порядке, чтобы получился текст. Докажите что это текст. Найдите главную мысли и тему. Озаглавьте свой текст.
___Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
___Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
___Любе подарили котенка.
___На стуле лежала шляпа.
___Видны только белые лапки.
___Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
___Вот какой шалунишка!
Главная мысль __________________________________
Учащиеся и учитель проверяют работу и оцениваю её.
(На экране правильный текс)
- Напомните тему урока.
- Какую цель ставили?
- Какое новое правило сформулировали?
- Вот мы и добрались до сокровищ. Учитель раздает все медали за урок.
Читайте также: