Техника филейного вязания конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оснащение урока: пряжа, крючок, образцы филейного вязания, карточки условных обозначений, лист 2х2 клетки.

Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.


  • Перечислите основные приемы вязания крючком;

  • Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе;

  • Назовите способы увеличения вязания по кругу;

  • А какие способы уменьшения по кругу вы знаете?

  • В чем состоит отличие в изделиях связанных по кругу и полотном?

Главная задача этого этапа урока включить учащихся в продуктивную обучающую деятельность.
3. Презентация нового материала.


  1. Назначение, особенности и основные элементы филейного кружева.

  2. Приемы увеличения и уменьшения ячеек в ряду.

  3. Составление схем для филейного кружева.

    1. Филейные кружева, связанные крючком, по внешнему виду похожи на плетенные филейные кружева. Их используют для отделки и вязания одежды, салфеток, покрывал, скатертей.

      1. При добавлении одной ячейки в начале ряда вяжут восемь воздушных петель и вывязывают столбик из крайнего столбика предыдущего ряда. ( Открыть учебник 9 класс. Работа с учебником на с.220 рисунок 141, 142. Если необходимо добавить несколько ячеек, то для каждой ячейки провязывают 3 воздушные петли и 8 воздушных петель для крайней ячейки и провязывают столбик с накидом в 9 воздушную петлю от конца (рис.142). При добавлении одной ячейки в конце ряда показывают две воздушные петли, столбик с тремя накидами из крайнего столбика предыдущего ряда, из которого уже был провязан последний столбик с одним накидом. Для того чтобы укоротить ряд, вначале ряда провязать несколько соединительных столбиков до первой ячейки, а в конце ряда не довязывают такое же количество ячеек.

      2. Для выполнения схем филейного кружева можно использовать готовые схемы вышивки крестом или плетеного филейного кружева. Схемы составляют на бумаге в клетку. При этом полные клетки заштриховывают или ставят в них кружочек, а пустые клетки будут обозначать сетку. Рассмотреть рисунки на стр. 222 рис. №145,146,147.

      4.Самостоятельные работы
      Самостоятельная работа №1

      (Включить музыку.)
      Самостоятельная работа №2

      ПО связанному образцу составить схему урока в филейной технике. Образцы подобраны с учетом дифференцированного подхода к учащимся.

      Практическая работа №1

      С одной стороны увеличить ячейку с другой две ячейки. Повторить по необходимости 2 раза. Уменьшение ячеек в ряду. С каждой стороны уменьшить ячейки.
      4.Закрепление материала.

      Сегодня мы вспомним об одном из популярных видов декоративно - прикладного искусства - вязании крючком и познакомимся с одной из техник вязания крючком - с филейным вязанием.

      Несмотря на то, что со временные технологии позволяют использовать при изготовлении трикотажных изделий вязальные машины, однако во всем мире намного выше ценятся предметы, связанные вручную!

      Вязаные изделия подчеркивают нашу индивидуальность, служат украшением интерьера. Крючком можно связать любые изделия: от тончайших кружев до толстых свитеров.





      История не сохранила точных данных о том, когда и где зародилось вязание крючком. Этот почтенный вид рукоделия начинает отчет своего существования задолго до нашей эры. Древнейшие вязаные изделия были обнаружены еще в Древнем Египте.

      Ручное вязание начало развиваться как простая необходимость, и лишь много веков спустя стало превращаться в настоящее искусство. Причем рукоделие было популярно как среди простого народа, так и считалось изысканным и благородным занятием среди состоятельных особ. Интересно, что первоначально, вязанием крючком занимались мужчины.

      Вязание крючком отличается многообразием узоров и техник вязания - характерных приемов и способов вязания изделий.

      Виды техник вязания крючком. Презентация учителя технологии МОУ СОШ №20 Серовой В. С.

      Еще в далекие времена рукодельницы приглядывались к рыболовной сети, и никто уже не узнает, кому в голову пришла идея сузить ячейки сети. В итоге получилась ажурная ткань в мелкую сеточку, ставшая основой для вышивки филе, в которой пустые клеточки заполнялись вышитыми узорами. Филейно-гипюрная вышивка широко распространилась в XVI -XVII веках, была очень красива и трудоемка, ею увлекались даже королевы! Мария Стюарт любила вышивать по филе.

      К концу XVII века вышивать по ф иле перестали и стали вывязывать узоры крючком, в которых сетка выполнялась из воздушных петель и столбиков, а вышитый узор заменялся столбиками. Чередованием пустых и заполненных клеток создавался узор со сложными и простыми мотивами.


      Техника филейного вязания. Презентация учителя технологии МОУ СОШ №20 Серовой В. С.

      Творческие работы учеников в технике филейного вязания

      YouTube Video

      YouTube Video

      - при вязании обычными столбиками клетки филе получаются немного вытянутыми в ширину, а при вязании патентных столбиков получаются ровные квадратные клетки. Иногда патентный столбик называют столбиком с накидом и одной воздушной петлей, он выше столбика с одним накидом.

      Для выполнения этого столбика делают один накид, вводят крючок в петлю воздушной цепочки, протягивают эту петлю отдельно и затем в два приема провязывают 2 петли на крючке.

      Совет: используйте патентные столбики, изделия выглядят красивее!

      YouTube Video

      Чтобы вспомнить другие элементы вязания крючком (соединительный столбик, столбик без накида, столбик с тремя накидами и др.), которые тоже применяются в филейном вязании, можно посмотреть видеоуроки.

      Филейная прямая сетка бывает трех видов: нормальная (А), узкая (С), широкая (В), (смотрим презентацию 2).

      Чаще используют филейную сетку (А) - нормальную , в которой пустая клетка состоит из 2 столбиков с накидом и расположенными между ними 2 воздушными петлями, а заполненная - из 3 столбиков с накидом. Филейное полотно вяжут в двух направлениях рядами, состоящими из чередования пустых и заполненных клеток.

      Филейное полотно двустороннее. В каждом ряду первый столбик заменяют воздушными петлями подъема. Столбик с накидом принято заменять 3 воздушными петлями, патентный столбик- 3 в.п., столбик с двумя накидами- 4 в.п.




      Реже используют филейные сетки других размеров. В данном материале Вы можете посмотреть выполнение узкой сетки (С), в которой столбики с накидом отделяются 1 воздушной петлей.

      YouTube Video

      Совет: филейное вязание должно быть плотным, чтобы не было растянутых петель и столбиков,тогда изделие будет аккуратным с четким рисунком!

      Не забывайте, что во время вязания нужно время от времени делать перерывы, чтобы глаза отдохнули от напряжения. Нужен отдых, не простой, а активный. Выполните небольшой комплекс упражнений.

      Он может состоять из пяти упражнений, которые выполняются по 45 - 50 секунд с 10 -1 5-секундным перерывом для восстановления дыхания.

      2. Из положения стоя, руки опущены, ноги шире плеч, разогнуть туловище, поднимая руки вверх, а затем сделать по 3 -5 наклонов, доставая руками пол: перед собой, справа и слева от ног.

      3. Из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, выполнять попеременно руками имитацию бокса с максимальными поворотами туловища вправо - влево.

      4. Из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки на бедрах, выполнять наклоны корпуса в стороны с махом противоположной рукой над головой.

      5. Из исходного положения стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч, максимально расслабить мышцы туловища, рук и приподниматься на носках, как бы подскакивая.

      Техника филейного вязания кажется несложной из-за того, что в ней применяется в качестве основных элементов только воздушная петля и столбик с накидом ( другие виды петель тоже используются), но в тоже время требует концентрации внимания и усидчивости , так как приходиться работать по счетным схемам. Ошибка приводит к искажению узора!

      Выбор пряжи для филейного вязания во многом определяется видом изделия. Чаще используют тонкие хлопчатобумажные нитки "Снежинка", "Сирень", "Ирис" и др., крючок №1-1,25.

      Если изделие большое, то воздушные петли набирают от отдельного клубка, затем к началу ряда из воздушных петель прикрепляют основной клубок. Можно в любой момент добавить или распустить лишние петли.

      Если ряд начинается с пустой клетки , то дополнительно выполняются еще 2 в. петли и первый столбик с накидом вяжется в 9-ю петлю от крючка!

      Например: в схеме вязания 11 клеток.Считаем количество клеток по формуле (см. выше), получилось ((11* 3)+1)+3=37 петель, так как вязание начинается с пустой клетки. добавляем еще 2 петли, итого 39 петель. Начинаем вязать первый столбик в 9 петлю от крючка, чтобы получилась в начале вязания пустая клетка.




      Вы выполнили практическую работу (связали небольшой образец, на котором отработали приемы вязания основных элементов филе и филейной сетки (А)), предлагаю Вам выполнить следующие задания для закрепления нового материала.

      3. Новый документ подпишите, для этого нажмите правой кнопкой мыши, в открывшемся окне введите свое имя и фамилию.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Цель занятия: ознакомить учащихся с техникой филейного вязания крючком.

      Обучения: ознакомить учащихся с историей возникновения филейного вязания

      Дать учащимся представление о технике филейного вязания крючком.

      Воспитания: Воспитывать эстетический вкус, усидчивость.

      Развития: Развивать у учащихся творческие способности, умение анализировать.

      Тип занятия: изучения нового материала.

      Оборудование занятия: образцы изделий, выполненных в технике филейного вязания крючком, журналы по вязанию со схемами.

      Методы, применяемые на занятии: рассказ, беседа, демонстрация.

      Ход занятия

      1. Организационный момент

      - Подготовка дежурными рабочих мест.

      - Получение сведений об отсутствующих.

      - Раздача дежурными технологических карт.

      Филейное вязание - это некая имитация филейно - гипюрной вышивки, которая выполнялась на специально сплетенной сетке. Этот красивый вид рукоделия сейчас утратил былую популярность, на его место пришли более простые в исполнении вариации. Благодаря своей красоте и простоте исполнения филейное вязание с легкостью завоевало популярность у рукодельниц всего мира, и интерес к этому виду рукоделия не ослабевает.

      В технике филейного вязания можно выполнять декоративные вещицы, такие как салфеточки, скатерти, занавески, покрывала и тому подобное, а также одежду от ажурных летних носочков и кружевных вставок, до интригующих летних свитерочков и костюмчиков. Милые вещицы, выполненные в технике филейного вязания, украсят ваш дом, внесут только ему присущее очарование и уют, подчеркнут вашу природную красоту и индивидуальность (см. приложение 1).

      Основой филейного вязания является сетка, которая выполняется из столбиков и воздушных петель, одновременно путем заполнения отдельных клеток сетки столбиками вывязывается узор. Реже на отдельных участках используют инверсию, то есть рисунок составляется из пустых клеток на заполненном фоне.

      Обычно, и сетка и узор выполняется нитками одного цвета, но иногда используются нитки и отличного цвета, чтобы подчеркнуть границу между рисунком и сеткой, возможна даже просто вышивка отделочной кромки. Чаще всего, сетка плетется из столбиков с 1 накидом, между столбиками 2 воздушные петли, реже используются сетки других размеров, в зависимости от цели.


      Модели одежды, выполненные в технике филейное вязание приведены в приложении 2.


      В основе техники филейного вязания лежит чередование воздушных петель и столбиков с накидом и соответственно пустых и заполненных клеток. Пустая клетка состоит из одного столбика с накидом и 2-х воздушных петль (рис. 13а). Последовательность пустых клеток образует так называемую вязаную сетку. На вязаной сетке выделяются плотные мотивы узора. Они образуются заполненными клетками, когда вместо 2-х воздушных петель клеточки вяжется 2 столбика с накидом под воздушные петли клеточки предыдущего ряда (рис. 13б). Полотно в технике филейной вязки выполняется рядами в прямом и обратном направлении и является двусторонним. При этом в начале ряда вместо 1-го столбика с накидом вяжут 3 воздушные петли подъема.

      На рис. 14 показаны примеры того, как с помощью условных обозначений записываются фрагменты филейной вязки (рис. 14а — вязаная сетка, рис. 14б — на сетке выполняются плотные мотивы узора).

      Схемы узоров филейного вязания состоят из пустых клеточек и клеточек с крестиком (рис. 15). Пустые клеточки на схемах означают квадратные ячейки фона, образуемые из 2-х воздушных петель и столбика с накидом. Клеточки с крестиком означают ячейки сетки, заполненные 2-мя столбиками с накидом. Для филейного вязания можно использовать любые схемы для одноцветного вышивания крестом.



      Прибавление и убавление клеток. Изделия, выполненные филейной вязкой, могут быть прямоугольные, круглые, в виде звездочки и других сложных контуров. Чтобы вывязать сложный контур, приходится увеличивать или уменьшать ряды на одну или несколько клеточек.


      При добавлении одной ячейки в начале ряда вяжут 8 воздушных петель и вывязывают 1-й столбик на крайнем столбике предыдущего ряда (рис. 16).

      Если в начале ряда добавляют несколько ячеек, провязывают 3 воздушные петли для каждой ячейки и 8 воздушных петель для крайней ячейки и провязывают 1-й столбик на 9-й воздушной петле от конца (рис. 17).

      При добавлении одной ячейки в конце ряда провязывают 2 воздушные петли, столбик с 3-мя накидами на крайнем столбике предыдущего ряда, из которого уже был провязан последний столбик с одним накидом (рис. 18).


      В случае удлинения ряда на несколько ячеек для каждой ячейки провязывают 2 воздушные петли и 1 столбик с 3-мя накидами (рис. 19).


      Если в начале ряда нужно убавить несколько клеток, то соответствующее число петель обвязывается соединительными столбиками, а затем вяжут 3 воздушные петли подъема для 1-й клетки. Если нужно убавить несколько клеток в конце ряда, то просто раньше заканчивают вязание ряда.

      Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Основное место на занятиях отводится упражнениям и выполнению практических работ.

      Предварительная работа к уроку, знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства рукодельниц, посещение выставки работ в областной библиотеке.

      Занятие может быть построено следующим образом: 1) общая, организационная часть; 2) проверка домашних заданий; 3) знакомство с новым материалом: просмотр изделий, демонстрационных таблиц, схем; 4) разбор схем выполнения узоров; 5) практическое выполнение приемов и образцов вязания; б) уборка рабочих мест.

      Организационный момент. Проверка подготовленности класса к уроку. Учитель объявляет тему и цель урока.

      Теоретические сведения. Вступительное слово учителя.

      Вязание крючком известно издавна. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило большое развитие и стало в ряд любимейших занятий рукодельниц.

      Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским занятием, а крючок выглядел как ровная палочка.

      В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий у рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок таят в себе неограниченные возможности. А научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами.

      Подбор ниток, выбор узора и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навыки общественно полезного труда.

      Нитки для выполнения работ используются разнообразные. Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и способностью мало растягиваться. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

      Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные разной толщины (от 1,5 до 8 мм в диаметре). Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании. Крючки диаметром 4–6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, более тонкие крючки – для вязания из ириса, мулине, хлопчатобумажных ниток. Если для тонких ниток взять толстый крючок, то вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Плотное вязание можно получить, используя толстые нитки и тонкий крючок

      Правила безопасности труда. С правилами безопасности труда руководитель должен ознакомить учащихся на первом же занятии и систематически напоминать о них. Рекомендуется такие правила (Приложение 1)

      Рекомендации по ведению занятий:

      В процессе проведения практических работ учитель проводит инструктаж обучающихся (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный). Так, каждой практической работе предшествует подробный вводный инструктаж в виде объяснения с демонстрацией изделий, цветных таблиц. Этот инструктаж дается всей группе. Затем в процессе выполнения работы педагог показывает приемы работы отдельным группам учащихся, а при необходимости проводит индивидуальный инструктаж .В конце каждого занятия проводится заключительный инструктаж. Демонстрирует учитель лучшие образцы выполнения узоров, отмечает типичные ошибки и т. д.

      В процессе занятий учащиеся закрепляют каждый новый прием вязания несколькими упражнениями.

      Познакомившись с условными обозначениями, учащиеся могут выполнять несложные узоры, придумывать самостоятельно и зарисовывать новые варианты схем для узоров.

      В конце каждого занятия рекомендуется познакомить учащихся с темой следующего занятия, дать задание на дом.

      Упражнение 1 (Слайд 1–5) Приложение 3
      Выполнение основных приемов вязания (желательно из светлых объемных ниток толстым крючком). Набор петель на крючок, Начальная петля. Наборная цепочка

      Упражнение 2–3. На этом этапе обучающиеся записывают под диктовку в тетрадь названия основных приемов вязания и сразу выполняют их. Опыт показывает, что записывание всех названий сразу, а потом выполнение их нецелесообразно, дети легче запоминают приемы, если выполняют их последовательно, после записи названия.

      Очень важно на первом этапе следить за постановкой рук, положением крючка во время работы. Крючок надо держать, как карандаш или ручку. Средний палец правой руки не должен лежать на – крючке: это может привести к деформированию руки.

      Упражнение 4–5 (слайд 6–9) Упражнения в выполнении столбиков и воздушных петель. Учитель показывает детям таблицы образцов, связанных из столбиков и воздушных петель, затем с помощью этих элементом начинают вязание сетки. Обучающиеся срисовывают схему в тетради и упражняются в выполнении образца, используя толстые светлые нитки.

      Такие занятия увлекают ребят. Они придумывают и предлагают свои варианты из столбиков и воздушных петель. Преподаватель работает с небольшими группами детей, добиваясь четкого и правильного выполнения упражнений.

      Делать подарки родным и – радость для рукодельниц. А если на вещи предназначенной для подарка , есть инициалы, первая буква имени или даже имя того, кто ее получит, этот сувенир доставит ему особое удовольствие.

      Не нужно забывать, что есть и другие индивидуальные символы. Например, знаки Зодиака. Вы можете выполнить знаки Зодиака связать крючком в филейной технике. Предлагаем 24 мотива со знаками Зодиака, больших и маленьких. Подберите нужный мотив, и сможете сделать прекрасный подарок друзьям или себе. (Приложение 2)

      Упражнение 6 Вязание схемы Зодиака. Обучающиеся должны видеть результаты своего труда сразу, иначе интерес к работе пропадает, поэтому стоит предложить вязать схемы знаков Зодиака. Для начала можно взять для вязания маленькую схему. Это также способствует приобретению навыков вязания крючком.

      Работа со схемой: посчитать количество клеток на выбранной схеме, умножить количество клеток на три и набрать воздушные петли. Первый ряд провязать столбиками с накидом затем со второго ряда приступить к выполнению схемы знака Зодиака. Учитывая (пустая клетка и полная клетка смотри схемы филейного вязания).

      Учитель показывает образцы, рассказывает о способах вязания, о расположении и выполнении рядов в узоре. Особое внимание следует обратить на выполнение воздушных петель в начале ряда и вывязывание в конце каждого ряда столбика на цепочке предыдущего.

      Домашнее задание: повторить выполнение основных приемов вязания

      В конце занятия ученики записывают, что нужно принести к следующему разу.

      Учитель: Вспомните, какие основные элементы вязания крючком и технику их выполнения вы знаете?

      Учащиеся рассказывают о том, как следует держать крючок, какие петли они научились вязать.

      Учитель (обращает внимание детей на схему на доске). Кто расскажет, какие петли использованы для вязания по этой схеме: (схемы к уроку в Приложении 2)

      Учащиеся читают схемы.

      Для дифференцированного подхода схемы (Приложение 2) разделены по сложностям

      Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж. Индивидуальная работа. Учитель напоминает о соблюдении правил по технике безопасности при работе с крючком.

      (Учитель оказывает помощь затрудняющимся, поощряет словами старательных и т.д. Включается спокойная музыка.)

      Дается оценка выполненным работам.

      Подведение итогов, выставление оценок, уборка рабочих мест.

      Домашнее задание: закончить работу, принести узоры из других журналов или книг по вязанию.

      Читайте также: