Театральный и музыкальный петербург конспект
Обновлено: 05.07.2024
Большой Каменный Театр, расположенный на старейшей городской площади, вблизи так называемой Коломны как центральный объект театральной жизни Санкт-Петербурга XIX века. Хоровая капелла Шереметьева - одно из музыкальных чудес дореволюционной России.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.09.2015 |
Размер файла | 18,0 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Театральный Петербург XIX века
Один из красивейших городов не только Европы, но и мира, был построен за короткий срок; мощный импульс, заложенный в него первым императором, во многом повлиял на дальнейшее формирование столицы.
Ускоренный рост и развитие во многом обусловлены тем, что город изначально строился как новый центр, причем не только политический и экономический, но и культурный.
Вероятно, по этой причине, уже в начале XIX века Санкт-Петербург оправдал ожидания и превратился в полноценную столицу огромного государства.
В начале XIX столетия начинается активное строительство города: граница отодвигается к Обводному каналу, расширяется центр, появляются новые жилые районы. Но о состоянии Петербурга лучше всего расскажут цифры.
В конце 1830-х годов в городе было 8300 домов, 117 мостов, тротуаров в общей сложности 270 километров, свыше 4000 уличных фонарей и 630 колоколов звонили по праздникам. При этом население Санкт-Петербурга 1 сентября 1832 года насчитывало 479 993 человека, 30 процентов от общего количества горожан составляло крестьянство, 9 процентов - дворянство, то есть на каждого дворянина приходилось по три крестьянина: статистика для всей остальной России удивительная. Причем стоит отметить еще один интересный факт, примерно каждый тысячный житель служил в полицейском отделении, а каждый сороковой был чиновником. При этом, по сравнению с другими городами России, Петербург был чрезвычайно разнороден по населению, конечно, не стоит забывать и о том, что в конце XIX века в молодую столицу перебралась почти вся знать страны.
Центром театральной жизни являлся Большой Каменный Театр, расположенный на старейшей площади города, вблизи так называемой Коломны. Часто в нем можно было встретить Пушкина, Лермонтова, Грибоедова и многих других выдающихся деятелей той эпохи. В нем ставили и драматические спектакли, и оперу, и балет.
Стоит упомянуть, что 1 января 1825 года был открыт театр у Чернышева моста (ныне мост Ломоносова), но он сгорел через несколько месяцев после открытия.
Идея строительства нового каменного театра витала в воздухе уже с начала XIX века, растущему городу было необходимо достойное здание в самом его центре. Реализация этой идеи состоялась только в 1828 году, когда началось строительство Александринского театра.
Решение о строительстве нового театра было принято еще в 1811 году, но Отечественная война 1812 года помещала этому, тем не менее конкурс проектов уже был начат.
Главным претендентом был Т. Томон, первой работой которого в России была перестройка Большого Каменного театра в 1805 году.
Известно о двадцати пяти планировочных вариантах будущего театрального ансамбля, только в 1827 году был утвержден наиболее подходящий проект. В процессе дальнейшего строительства он несколько менялся и корректировался, но не уходил от изначальной схемы. Это был проект Карла Росси.
Урожденный Неаполя, Росси почти всю свою жизнь прожил в Санкт-Петербурге. В 1816 году он становится придворным архитектором, занимается реконструкцией усадьбы Аничкова дворца, составляет проект Дворцовой площади, зданий Сената и Синода - одним словом, к 1828 году он известный и признанный профессионал. Последняя работа его жизни - ансамбль Александринского театра, явилась апофеозом творческой судьбы художника, в ней он воплотил всю мощь и размах собственной натуры.
Любопытен один факт, Малый театр, разобранный в связи со строительством Александринского, был построен по проекту Винченцо Бренна, того самого, у которого Карл Росси обучался с 1795 года.
Итак, строительство ансамбля началось в 1828 году, одновременно с театром возводится библиотека и два симметричных корпуса, в одном из которых теперь расположена Государственная Театральная Библиотека. В 1830 году идет застройка у Чернышева моста, а к осени 1832 заканчивается планировка всего комплекса.
В нишах по сторонам лоджии установлены статуи Терпсихоры и Мельпомены, венчает фасад колесница бога Аполлона, символизирующая триумф русского искусства (скульптор С.С. Пименов).
Росси, проектируя ансамбль, задумывался не только о самих зданиях, но даже о мелочах, вплоть до рисунка ограды и количества фонарей. Все здания были построены из кирпича, изначально они были окрашены в светло-серый тон с белыми архитектурными деталями, и скульптурами, тонированными под бронзу.
Но позже Александринский театр был перекрашен в желтый цвет, что, конечно, разрушало целостность всей композиции. Более того, в 1849 году изменениям подвергли и интерьер театра, поменяв голубую окраску стен и обивку кресел на красную.
Декорации для театра изготовлял один из лучших мастеров своего времени - Карл Гропиус, он должен был сделать 19 комплектов декораций с двумя передними занавесами, при этом художнику не дали точных размеров сцены. Поэтому по приезду в Петербург (15 августа 1832г.) он был вынужден заниматься приспособлением своих декораций к Александринским реалиям.
В 1833 году на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) был построен новый театр, названный в честь брата Николая I - Михайловским. Площадь была спроектирована Росси как единый ансамбль, и новый театр удачно вписался в созданную композицию (архитектор - А.П. Брюллов).
Все государственные праздники не обходились без военных парадов, казенных гуляний для народа и придворных увеселений для дворянства. Вечером обязательно организовывали фейерверки. Это развлечение привил двору еще Петр I, который очень любил салюты.
Театральная жизнь новой столицы набирала обороты с каждым годом. Развитие национальной драматургии, музыки, актерского искусства, театральной критики - XIX век во многом сформировал русскую культуру. В 30-е годы произошло разделение русской труппы на музыкальную и драматическую, развитие профессионального образования. Именно в этот период русский театр начал искать собственные пути и осознавать своё национальное значение.
2. Музыкальная жизнь Петербурга XIX века
В XIX веке Петербург был центром развития русской музыкальной культуры. В начале XIX века стиль петербургской музыкально-театральной жизни создавали итальянцы. Музыка была настолько популярна среди петербуржцев, что открывались концертные залы и музыкальные театры. Самыми известными были Большой театр, зал дворянского собрания, Театр-цирк.
Традиционное время концертного сезона - март-апрель, время Великого поста. В эти дни закрывались театры, прекращали давать балы, карнавалы и город погружался в атмосферу строгих и возвышенных чувств. Лишь серьёзное филармоническое искусство могло пробуждать надлежащий для этих дней душевный настрой. Пост в Петербурге - праздник музыкантов. В это время они съезжаются из разных сторон Европы.
В театрах чаще всего ставилась итальянская опера. Из русских предпочитали романтические оперы, соответственно моде. Из тени итальянских опер выходят на свет сочинения русских композиторов, которые учились в Италии. Узнанное за границей перестраивалось на русский лад. Так возникала русская опера.
Немцы, жившие в Петербурге (а их было немало), также сыграли большую роль в развитии культуры города. Они организовывали многочисленные хоровые кружки и общества, занимали значительный процент в оркестрах столицы.
Одним из музыкальных чудес дореволюционной России была хоровая капелла Шереметьева. Она была создана в XVIII веке графом Шереметьевым и просуществовала боле ста пятидесяти лет. В будущем, на основе капеллы стали возникать театры Шереметьевых, не доступные широкому кругу публики. театральный музыкальный хоровой
Но самыми любимыми музыкальными жанрами оставались балет и опера. Наибольшего расцвета эти жанры достигли в середине XIX века. Много ярких страниц истории русской музыки связано с Петербургом. В первой половине девятнадцатого века здесь творил основоположник русской классической музыки - М.И. Глинка.
Подобные документы
Театры и театральные коллективы. Александрийский театр, Большой драматический театр. Мариинский театр - первый и самый главный театр в современной России. Открытие Большого Каменного театра на Карусельной площади. Театр оперы и балета в Санкт-Петербурге.
презентация [1,0 M], добавлен 04.03.2014
Сценическое искусство в условиях кризиса классицизма. Театральная жизнь России в эпоху либеральных реформ Александра I. Переход крепостного театра на коммерческие основы. Наместнические, губернаторские и клубные театры. Первый частный театр Москвы.
дипломная работа [229,6 K], добавлен 21.09.2013
Эпоха Петра Великого, его реформы в политике и экономике, основные преобразования. Основание Санкт-Петербурга, его мосты. Внутренние и внешние экономические связи Петербурга. Архитектура, литература и культура новой столицы. Праздники и развлечения.
реферат [41,3 K], добавлен 27.05.2009
Начало XVIII века - эпоха Петра Великого, которая принесла значительные изменения в искусстве, в том числе в архитектуре. История основания Санкт-Петербурга. Личность Д. Трезини, его роль в архитектуре ХVIII века. Красивейшие мосты и памятники Петербурга.
реферат [56,9 K], добавлен 05.06.2011
Ювелирное искусство Санкт–Петербурга рубежа XIX-XX веков. Ювелирные фирмы Петербурга. Жизнь и творчество Карла Фаберже в Петербурге, его семья и придворная карьера, эмиграция из России. Характерные черты стилевого творчества мастера: петербургский стиль.
Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить оркестр под управлением Иоганна Штрауса, Люсьена Гитри , Матильду Кшесинскую, Федора Шаляпина, труппу Сары Бернар. Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский .
Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет. А.С. Пушкин
МАРИИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
было построено арх. А. К. Кавосом в 1847—1848 годах и затем восстановлено после пожара в 1860 году. Фасад здания театра был перестроен после пожара в 1880-х гг. по проекту В. А. Шрётера.
Памятник великому русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке был открыт на Театральной площади близ Мариинского театра и Консерватории в 1906 году.
Скульптор - Роберт Романович Бах, архитектор - Александр Романович Бах .
На постаменте написаны названия основных произведений композитора.
Домашнее задание Доклад про театр 19 века
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по МХК "Театральное и музыкальное искусство средневековья"
Русская театральная и музыкальная культура первой половины XIX века
Музыкальный Петербург
Проектная деятельность в 5 классе.
"Музыкальный Петербург: музыкально-театральный урок в Мариинском -2"
"Музыкальный Петербург: музыкально-театральный урок в Мариинском -2". Воспитание культурного слушателя, знакомство с историей и соврменностью Санкт-Петербурга, формирование патриотических чувств.
Рабочая программа "Музыкальный Петербург"
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой во внеурочной деятельности. Дети проявляют творческое начало в размышлени.
Сценарий проведения музыкальной гостиной "Музыкальный Петербург"
Данный материал содержит сценарий концерта, посвященного творчеству композиторов, живших в Санкт-Петербурге и ныне творящих в нём. Вряд ли какой-нибудь город в нашей стране может похвалиться так.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Театральный и музыкальный Петербург Первая половина XIX века
Семенова (Екатерина Семеновна) - знаменитая актриса (1786 - 1849), дочь крепостной девушки помещика Путяты и учителя кадетского корпуса Жданова, поместившего ее в театральное училище Князь Александр Александрович Шаховской (1777—1846), писатель, драматург, в августе 1812 г. вступил в тверское ополчение. Воспоминания об Отечественной войне он составил спустя четверть века Карл Людовик Дидло (1767—1837) — шведский, французский, английский и российский балетный танцор и балетмейстер.
Здание украшает квадрига Аполлона и статуи Мельпомены(музы трагедии) И Терпсихоры(музы танца) Скульптуры Демут-Малиновский, Пименов
Императорский Михайловский театр Место расположенияАрхитекторГоды постройкиХарактерные черты стиля (классицизм) Пл. Искусств (Михайловская)А.Брюллов1833Строгий фасад, за которым скрывается пышное убранство
Внутреннее убранство Александринского и Михайловского театров: бархат позолота, лепнина, хрустальная люстра Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит.
Первое в России Филармоническое общество , основанное в Петербурге, снимало зал в доме Энгельгарда По субботам устраивались концерты , которых исполнялись произведения выдающихся европейский композиторов(Моцарта, Гайдна, Бетховена, Россини)
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Театральный и музыкальный Петербург. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Императорские театры В 1803 году Императорский театр пополнился новыми труппами, в том числе в него вошла итальянская опера под руководством антрепренера Антонио Казасси вместе с занимаемым помещением — зданием нынешнего Александринского театра. Антрепренер Антонио Казасси, не ведая, оказал России огромную услугу, пригласив с собой в Россию тогда мало известного итальянского композитора Катерино Кавоса. Кавос стал родоначальником русской оперы. Принятый на работу в Императорский театр вместе с итальянской труппой, он вскоре занялся музыкальной частью Императорских театров и потребовал разделения драматической и музыкальной труппы, а затем и музыкальная разделилась на оперную и балетную. В 1803 году капельмейстером итальянской и русской оперной труппы стал сам Катерино Кавос, а балетную возглавил французский хореограф Шарль Дидло. К 1809 в штате Театральной дирекции (Петербург) было 7 трупп (балет, 2 русские, 3 французские и 1 немецкая) и не менее 10 театров, включая сцены загородных резиденций. Мариинский театр — императорский театр русской оперы и балета; Александринский театр — императорский театр русской драмы; Большой Каменный театр — императорский театр Итальянской оперы; Михайловский театр — императорский театр французской музыкально-драматической труппы.
В 1803 году Императорский театр пополнился новыми труппами, в том числе в
него вошла итальянская опера под руководством антрепренера Антонио
Казасси вместе с занимаемым помещением — зданием нынешнего
Александринского театра. Антрепренер Антонио Казасси, не ведая, оказал
России огромную услугу, пригласив с собой в Россию тогда мало известного
итальянского композитора Катерино Кавоса. Кавос стал родоначальником
русской оперы. Принятый на работу в Императорский театр вместе с
итальянской труппой, он вскоре занялся музыкальной частью Императорских
театров и потребовал разделения драматической и музыкальной труппы, а
затем и музыкальная разделилась на оперную и балетную. В 1803 году
капельмейстером итальянской и русской оперной труппы стал сам Катерино
Кавос, а балетную возглавил французский хореограф Шарль Дидло.
К 1809 в штате Театральной дирекции (Петербург) было 7 трупп (балет, 2 русские,
3 французские и 1 немецкая) и не менее 10 театров, включая сцены
загородных резиденций.
• Мариинский театр — императорский театр русской оперы и балета;
• Александринский театр — императорский театр русской драмы;
• Большой Каменный театр — императорский театр Итальянской оперы;
• Михайловский театр — императорский театр французской музыкальнодраматической труппы.
Здание украшает колесница Аполлона. Аполлон – предводитель муз и покровитель
искусства.
Помимо древнего бога, на здании
можно увидеть статуи Мельпомены
(музы трагедии) и Терпсихоры (музы
танца).
Михайловский театр своим названием
обязан великому князю Михаилу Павловичу –
сыну Павла I, брату Александра I и Николая I.
Здание театра построено в 1833 г.
архитектором А. Брюлловым в стиле
классицизм. За строгим фасадом театра
скрываются пышные интерьеры.
Находящийся радом Михайловский дворец –
резиденция великого князя.
6. Внутреннее убранство Александринского и Михайловского театров
7. Мариинский театр – еще один театр, названный в честь императрицы. Мария Александровна – супруга Александра II, мать Александра
III.
В 1859 году, после того, как
сгорел расположенный напротив
Большого театра Театр-цирк,
построенный по проекту
Альберто Кавоса в 1847—1848
годах, архитектор возвёл на этом
месте новое театральное здание,
предназначенное для труппы
Императорских театров.
Альберто – сын композитора
Катерино Кавоса, того самого,
который стал родоначальником
русской оперы.
8. Большой театр (Каменный театр) — петербургский театр, существовавший в 1784—1886 годах. Первое постоянное в Санкт-Петербурге,
Большой театр
(Каменный театр)
— петербургский театр,
существовавший в 1784—
1886 годах. Первое постоянное в
Санкт-Петербурге, крупнейшее в
России и одно из крупнейших
театральных зданий в Европе
XVIII — первой половины XIX века.
Оригинальный проект здания в
стиле классицизм принадлежал
архитектору Антонио Ринальди.
Театр строился с 1775 по 1784 гг.
9. Здание находилось на Театральной площади, в 1886 г. было разобрано, на его месте сейчас находится Санкт-Петербургская
Здание находилось на
Театральной площади, в 1886 г.
было разобрано, на его месте
сейчас находится СанктПетербургская консерватория.
10. Музыкальные сообщества Петербурга
11. Первое в России Филармоническое общество, основанное в Петербурге, снимало зал в доме Энгельгарда. По субботам здесь
устраивались концерты,
на которых исполнялись
произведения
выдающихся
европейских
композиторов (Моцарта,
Гайдна, Бетховена,
Россини).
12. Музыкальный салон Михаила Юрьевича Виельгорского
Карл Людовик Дидло (1767—1837) —
шведский, французский, английский и
российский балетный танцор и
балетмейстер.
Екатерина Семеновна Семенова
(1786 - 1849) — знаменитая
актриса, дочь крепостной девушки
и учителя кадетского корпуса
Жданова, поместившего ее в
театральное училище.
Князь Александр Александрович
Шаховской (1777—1846) – писатель,
драматург, в августе 1812 г. вступил в
тверское ополчение. Воспоминания об
Отечественной войне он составил спустя
четверть века.
Читайте также: