Татьяна как милый идеал пушкина конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

познания жизни; овладение процеду рами смыслового и эстетического анализа текста.

Метапредметные: развитие умения сопоставлять, строить логическое рассу ждение и

Личностные: воспитание нравственных качеств; развитие морального сознания,

воспитание умения решать моральные проблемы; осознание роли семь и в жизни человека.

учащихся 9 класса. В ваших глазах я вижу готовность к серьёзной работе. А начать у рок я

Древнегреческий скульптор Пигмалион изваял из камня красивую деву шку. Она

выглядела настолько живой, что мастер влюбился в неё. Но статуя молчала, и творец

заболел от любви к своему созданию. Ведь в ней он выразил своё представ ление о

женской красоте, вложил в неё душу и терзался от того, что она не станет живой. Эта

странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень. Галате е

В искусстве возможно такое чудо, когда художник у влекается всерьёз своим

творением. И А.С. Пушкин любовался чу десной девушкой, оживающей под его пером. На

Цель – выявить, какие черты характера Татьяны позволили поэту назвать её «милым

Первая встреча с Татьяной Лариной происходит во 2 главе

- Какой вы увидели там Татьяну? Как описывает её Пушкин? С помощью каких приёмов

(Он показывает её непохожесть на дру гих, т.е. самобытн ость)

- Почему нет описания внешности? (главным для поэта является вну тр енний мир героини)

- Что вы можете сказать о её внутреннем м и ре? (богатый вн у тренн ий мир)

Вывод: богатый внутренний мир называется ду ховностью . Ду х овность – ещё одна

отличительная черта Татьяны (прикрепляем табличку со словом ду х овность)

Богатство внутреннего мира раскрывается через отношение к природе, к народным

обычаям и традициям, ко всему русскому и родному . И об этом очень просто, но

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема рассчитана на 2 часа. Урок посвящен становлению и развитию характера главной героини. Методические приемы: дискуссия, работа с ключевыми словами, ассоциации.

Урок разработан учителем МОУ СОШ имени С.М. Кирова

г. Карачева Брянской области

Калошиной Еленой Валерьевной

Урок литературы в 9 классе на тему

1) учить анализу поэтического текста; приемам характеристики героя произведения, выявления авторской позиции; развивать навыки монологической речи.

2) развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; развитие мыслительных навыков, умение анализировать информацию, прививать навыки самоконтроля и самооценки.

3) воспитывать благородные чувства: верность, преданность, любовь к прекрасному.

Оборудование:

аудиозапись письма Татьяны,

Комментарий. Тема рассчитана на 2 часа. Уроки посвящены становлению и развитию характера главной героини, Татьяны Лариной. Соответственно, учащиеся должны отметить существенные детали, раскрывающие характер и переживания Татьяны. Читая роман, заучивая наизусть, отвечая на вопросы и выполняя задания, учащиеся входят в мир образов романа, чувств и переживаний его героев и самого автора. Все время в поле зрения учащихся не только события и герои романа, но и автор с его оценками героини, с его чувствами и размышлениями.

1. Оргмомент. Постановка цели.

Стадия вызова – эмоциональный настрой. На фоне музыки Шопена учитель готовит к восприятию, создает эмоциональный фон для последующей работы.

Запишите в тетрадях число, тему урока, эпиграф (слайд 2)

Татьяну милую мою!

Стадия осмысления

- В какой социальной среде прошло детство Татьяны?

- Как характеризует автор семью Лариных?

- Как Пушкин показывает одиночество Татьяны в семье? Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?

- Как объясняет Пушкин выбор имени своей героини?

- Как характеризует Татьяну ее любовь к няне?

- Какое значение имели для Татьяны книги? Что она читала? (характеристика романов)

- Чем увлекалась Татьяна?

- Какой прием использует автор, чтобы подчеркнуть необычность своей героини? (антитеза).

«Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

2. Значение имени

«…оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

«Дика, печальна, молчалива,

«Задумчивость, ее подруга

«ее изнеженные пальцы

«И часто целый день одна

5. Увлечения, занятия

«Ей рано нравились романы;

Вывод: Пушкин дает не внешний, а внутренний портрет Татьяны.

(Посмотрите на портрет Татьяны. Художник Константинов изобразил ее похожей на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен)

2.Выступление 2 группы. Встреча Татьяны с Евгением Онегиным.

-Почему Татьяна полюбила Онегина?

- Как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюбленной девушки?

- Можем ли мы сказать, что любовь Татьяны – чужое чувство, заимствованное из романов?

- Как и почему меняется ее оценка любимого человека?

- Легко ли сказать люблю?

- Как вы думаете, почему влюбленные люди выбирают для этого эпистолярный жанр?

- Почему Татьяна выбирает письмо?

(Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно.

Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным. Написать письмо легче, ведь ты не смотришь в глаза. Конечно, сейчас этот жанр практически забыт)

Вспомним немного наивные, но трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину (звучит аудиозапись письма Татьяны).

- Какие ключевые слова помогают понять внутренний мир героини, проникнуть в тайны ее души? (запись в тетради)

Письмо Татьяны (что значит для нее любовь)

Ключевые слова

Комментарий

Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна

Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство.

- Как вы относитесь к поступку героини? Было ли это признание необычным в то время поступком?

( Даже в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Но мы не осуждаем героиню, потому что она искренне любит . Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок).

- А как сам Пушкин относится к этому поступку Татьяны?

- Что чувствует Татьяна после написания письма?

(Вначале мы словно видим долину, пастушка, зовущего стадо, затем тональность меняется, от жизнерадостной мелодии – переход к минорным, грустным звукам, музыка передает волнение, отчаяние, тоску любви Татьяны.)

- Но в чем уверена Татьяна?

(Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь и сердце его отзовётся таким же чувством.). Но так ли это?

- Какой ответ на письмо приготовил Евгений Онегин?

(чтение наизусть – индивидуальное задание; в ходе чтения учащиеся делают пометки: в чем согласен, с чем не согласен)

- Как называет свой монолог Онегин? (исповедь)

- В чем разница? В чьим мнением вы согласны?

(Проповедь (перенос.) – распространение к.-л. идей, взглядов

- Этот монолог звучит как назидание, урок, данный учителем ученику.

Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства.

Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для героини.

- Как вы оцениваете героев в этой ситуации? Можно ли оправдать Онегина и осудить Татьяну? (индивидуальное задание по группам: 1 – защита Онегина, 2- защита Татьяны)

- Я хочу оправдать моего героя, его поступки.

- у нее открытое, чистое сердце

- не способна предать,

- была бы верной женой…

- эгоист, причиняет Татьяне боль

- не желает понять душу влюбленной девушки

- не дает шанс ни ей, ни себе

- обрекает себя на одиночество

- честный, открытый, благородный человек

- не способен лгать

- не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

- живет в своем придуманном мире

- создала себе образ некого идеального мужчину

- слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

- Что чувствует Татьян после объяснения с Онегиным

- Но может ли она забыть Онегина?

- Что означает сон Татьяны?

- Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину после дуэли?

- С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?

- Какое открытие сделала Татьяна?

- Как природа помогает передать душевное состояние Татьяны? (Весна – время перемен, новой жизни; после посещения усадьбы жизнь героини решительно меняется)

6. Татьяна и Онегин в финале романа

- Что вынуждает Татьяну покинуть родные места?

-Как автор изображает душевное состояние героини перед поездкой в Москву?

- Как сложилась судьба Татьяны в Москве?

(Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой.)

- Какой предстает Татьяна в 8 главе?

( Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой. Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску.

- Почему же Татьяна так держится?

- Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?

- В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь?

(…Я вышла замуж. Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить…

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана.

Я буду век ему верна.)

В романе, словно в зеркале отражаются события: (записать схему в тетрадь)

Татьяна пишет письмо Онегину – Онегин пишет письмо Татьяне

Онегин отвергает любовь Татьяны - Татьяна отвергает любовь Онегина




( Исповедь)






эгоизм верность, преданность

- Таким образом, автор подчеркивает нравственное превосходство Татьяны над Онегиным.

Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает.

Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека. Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.

Итоги. Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.

Какие черты характера свойственны героине?

(Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню.

За то, что она наделена…

…воображением мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным…

Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки).

Рефлексия (сочинение-эссе)

- Возможна Татьяна Ларина в современном обществе?

- Какова современная Татьяна Ларина?

Домашнее задание: собрать материал о мелкопоместном и столичном дворянстве, сравнить образ жизни в столице и в провинции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма: урок-беседа с элементами игры и урока-концерта.

Методическая разработка урока литературы в 9 классе на тему:

(Татьяна - любимая героиня А.С. Пушкина.

Цель: выявить основные параметры идеальных черт героини А.С. Пушкина и сопоставить их с современным восприятием идеала учащихся.

Задачи: - работа с содержанием романа А.С.Пушкина;

- развитие навыков пересказа, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;

-обучение приёмам характеристики героя произведения;

- воспитание любви к родной природе, благородства, верности.

Форма: урок-беседа с элементами игры и урока-концерта.

Татьяну милую мою!

1. Побуждение. Постановка цели.

Перед вами фрагменты сочинений:

В разные времена, в разные эпохи существовали свои представления об идеале женской красоты, характера…

Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами.

2. Формирование проблемы.

3. Реализация

1. Слайд №3. Итак, сёстры Ларины. Обратимся к Ольге.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.

Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.)

Внимание! Вопрос1 : С каким цветком и небесным светилом сравнивает Пушкин Ольгу?

2. Вспомним, как появляется в романе Татьяна, какой её видим мы.

Приготовьтесь записывать черты характера Татьяны в таблицу, ее макет перед вами на столах

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива.

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

А.С.Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны.

(Посмотрите на портрет Татьяны. Художник Константинов изобразил её похожей на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен.)

Что же любила она?

Внимание! Вопрос 2: Отчество Татьяны Лариной?

Внимание! Вопрос3: Почему для своей семьи Татьяна казалась чужой и как это связано с биографией А.С. Пушкина?

3. Слай №4 Увлечения Татьяны. Учащиеся записывают в таблицу цитаты.

- Она любила на балконе предупреждать зари восход…

Внимание! Вопрос4: Черный ящик! В этом ящике лежит предмет, который связан с одним и увлечений Татьяны и современным жанром кино. Что в черном ящике?

4. Слайд №5 Природа в жизни Татьяны.

Важной частью мира Татьяны является природа.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарёю поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передаёт образами природы. Седьмую главу, в которой происходят решительные перемены в судьбе Татьяны, открывает весенний пейзаж, весна – самое переменчивое время года; прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы – один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственно открылась героиня в любви к Онегину. Гаданье – всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией.

Внимание! Вопрос5: Перечислите поступки Татьяны, которые говорят о ее близости к природе и фольклору?

5. Слайд №6 Книги в жизни Татьяны.

В круг жизни Татьяны входят и книги:

Ей рано нравились романы.

Они ей заменяли всё:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.)

Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой. Сердечностью, это и увлечения романами.

- Какие романы нравились Татьяне?

(Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.)

Внимание! Вопрос 6: В каком месте Татьяна хранила читаемые ею книги?

6. Слайд №7 Любовь для Татьяны.

Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.

(Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.)

- Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь.

Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?

(Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.)

Внимание! Вопрос7: Закончите цитату на слайде, используя художественный прием - параллелизм.

7. Слайд №8 Письмо Татьяны к Онегину.

- Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком?

(Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества.)

Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок.

- Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню7

В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?)

- Вспомним немного наивные, но трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину.

Внимание! Вопрос8. Блиц-турнир с одним игроком: необходимо трижды закончить цитату из письма:

- Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке…

Она волнуется, решается её судьба.

- Но в чём уверена Татьяна?

Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь и сердце его отзовётся таким же чувством.

- Вначале мы словно видим долину, пастушка, зовущего стадо, затем тональность меняется, от жизнерадостной мелодии – переход к минорным, грустным звукам, музыка передаёт волнение, отчаяние, тоску любви Татьяны.

8. Слайд №8. Объяснение с Онегиным.

Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. У Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её. И что же?

- Какой ответ на письмо приготовил Евгений Онегин?

Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства.

Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни.

Посмотрите на иллюстрации, выполненные художником Рудаковым. Как ему удалось изобразить отчаяние, страдание Татьяны?

- О переживаниях героини говорит её поза: она стоит, печально склонив голову, опустив плечи.

- А теперь найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным.

Сквозь слёз не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Татьяна молча оперлась,

Головкой томною склонясь).

Внимание! Вопрос 9: Через сколько времени после получения письма Онегин появляется у Лариных?

Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной?

8. Слайд № 9 Последняя встреча.

- Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Но может ли она забыть Онегина?

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление.

- Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему?

Сильнее страсть её горит

И об Онегине далёком

Ей сердце громче говорит.

Она его не будет видеть;

Она должна в нём ненавидеть

Убийцу брата своего…)

- Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков.

- С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?

(Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им.

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль ещё

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?)

- Как сложилась судьба Татьяны?

(Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой. Все относятся к ней с уважением. Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора нагого для всех, без притязаний на успех,

Всё тихо, просто было в ней.

Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску. Встретив Онегина, она ничем не выдала своего волнения:

Не то чтоб содрогнулась,

Иль стала вдруг бледна, красна.

У ней и бровь не шевельнулась,

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.)

- Почему же Татьяна так держится?

(Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.)

- Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?

(Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я Вас…)

- В 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну.

…Княгиня перед ним, одна.

Сидит не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слёзы льёт рекой,

Опершись на руку щекой.

Внимание! Вопрос 10: закончите фразу:

(Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад…

- В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь?

(…Я вышла замуж. Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить…

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана.

Я буду век ему верна.)

Музыкальная пауза: звучит фрагмент из оперы П.И. Чайковского

Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает.

Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека.

Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.

4. Рефлексия. Итоги. Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.

Какие черты характера свойственны героине?

(Чтение записей в тетради.

Мечтательность, нежность, любовь к природе, искренность, близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля, благородство, чувство долга, верность.)

Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню.

За то, что она наделена…

…воображением мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным…

Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки.


Цели: знакомство с содержанием романа; развитие навыков пересказа, анализа стихотворного текста; обучение приемам характеристики героя произведения; воспитание любви к родной природе, благородства, верности, представления о женском идеале.

Ход урока:

1. Оргмомент. Постановка цели урока. Слово учителя:

Татьяну милую мою!

2. Опрос. Слово учителя:

Вашим домашним заданием было подобрать цитаты к образу Татьяны и Ольги, подготовить рассказ о детстве Татьяны, ее увлечениях. Итак, сестры Ларины. Обратимся сначала к Ольге.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела…

В характере Ольги главное – резвость, беспечность, легкомысленность. Именно это становится причиной дуэли Онегина и Ленского и гибели Владимира.

Образ Ольги играет в романе важную роль: при помощи антитезы Ольга – Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны).

Вспомним, как появляется в романе Татьяна, какой мы ее видим. Приготовьтесь записывать черты характера Татьяны.

Итак, она звалась Татьяной…

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива…

Конспект урока литературы на тему Татьяны милый идеал

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передает образами природы. Седьмую главу, в которой происходят решительные перемены в жизни Татьяны, открывает весенний пейзаж: весна – самое переменчивое время года. Прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы – один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственной открылась героиня в любви к Онегину, гаданье – всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией.

В круг жизни Татьяны входят и книги:

Ей рано нравились романы.

Они ей заменяли всё:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо).

Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни, с ее теплотой, сердечностью, и увлечения романами.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Цели: знакомство с содержанием романа; развитие навыков пересказа, анализа стихотворного текста; обучение приемам характеристики героя произведения; воспитание любви к родной природе, благородства, верности, представления о женском идеале.

1. Оргмомент. Постановка цели урока. Слово учителя:

Татьяну милую мою!

2. Опрос. Слово учителя:

Вашим домашним заданием было подобрать цитаты к образу Татьяны и Ольги, подготовить рассказ о детстве Татьяны, ее увлечениях. Итак, сестры Ларины. Обратимся сначала к Ольге.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела…

В характере Ольги главное – резвость, беспечность, легкомысленность. Именно это становится причиной дуэли Онегина и Ленского и гибели Владимира.

Образ Ольги играет в романе важную роль: при помощи антитезы Ольга – Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны).

Вспомним, как появляется в романе Татьяна, какой мы ее видим. Приготовьтесь записывать черты характера Татьяны.

Итак, она звалась Татьяной…

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива…

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передает образами природы. Седьмую главу, в которой происходят решительные перемены в жизни Татьяны, открывает весенний пейзаж: весна – самое переменчивое время года. Прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы – один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственной открылась героиня в любви к Онегину, гаданье – всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией.

В круг жизни Татьяны входят и книги:

Ей рано нравились романы.

Они ей заменяли всё:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо).

Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни, с ее теплотой, сердечностью, и увлечения романами.

- Какие романы нравились Татьяне?

(Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиг человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена).

Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюбленной девушки (выразительное чтение строф 7-8 главы 3-й:

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено).

- Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие ее, - любовь. Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?

(Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявилось).

- Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признается ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком?

(Татьяна – первая! – пишет письмо Евгению. Даже в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества).

Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок.

- Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню?

В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?)

- Вспомним немного наивные, но трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину. (Чтение наизусть).

Татьяна то вздохнет, то охнет;

Письмо дрожит в ее руке…

Она волнуется: решается ее судьба.

- Но в чем уверена Татьяна?

Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит ее любовь и сердце его отзовется таким же чувством.

- Что чувствует Татьяна после написания письма?

Отчаяние, тоску любви. Отправив письмо, Татьяна нетерпением ждет ответа. Но только через два дня Онегин появляется у Лариных. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит ее. И что же?

- Какой ответ на письмо приготовил Евгений?

Он отверг любовь Татьяны, не принял ее искреннего чувства.

Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в ее жизни.

- Найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным.

(17 строфа 4-ой главы.

Сквозь слез не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Татьяна молча оперлась,

Головкой томною склоняясь).

- Татьяна лишилась надежды обрести свое счастье. Но может ли она забыть Онегина?

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

- Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему?

(7 глава, строфа 14.

Сильнее страсть ее горит

И об Онегине далеком

Ей сердце громче говорит.

Она его не будет видеть;

Она должна в нем ненавидеть

Убийцу брата своего…)

- Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения, ее мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков.

- С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?

(Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстает новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вид, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им.

Строфа 24 главы 7-ой.

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?)

- Как сложилась судьба Татьяны?

(Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой. Все относятся к ней с уважением. Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора нагого для всех, без притязаний на успех,

Все тихо, просто было в ней.

Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску. Встретив Онегина, она ничем не выдает своего волнения:

Не то чтоб содрогнулась,

Иль стала вдруг бледна, красна.

У ней и бровь не шевельнулась,

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести).

- Почему же Татьяна так держится?

(Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства).

- Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?

(Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я Вас…)

- В 40-ой строфе мы видим прежнюю милую Татьяну.

…Княгиня перед ним, одна.

Сидит не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слезы льет рекой,

Опершись на руку щекой.

- В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь?

(…Я вышла замуж. Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить…

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана.

Я буду век ему верна).

Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает. Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и, главное, жизнь другого человека. Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего личного счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.

Итоги. Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину ее чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.

(Чтение записей в тетради.

Мечтательность, нежность, любовь к природе, искренность, близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля, благородство, чувство долга, верность).

Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню. За то, что она наделена…

… воображением мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным…

Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает ее благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки.

Читайте также: