Тайны художественного образа конспект урока 8 класс

Обновлено: 08.07.2024

Художественный образ – стиль – язык

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.

Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Художественный образ можно понимать и как способ бытия про­изведения искусства, взятого в це­лом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его воздействие на зрителя, слуша­теля, читателя.

Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего матери­ального воплощения.

Рассмотрим образы некоторых произведе­ний искусства.


Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс - хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообраз­ные чувства: печаль и радость, лю­бовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение. Эти чувства овладевают и художни­ком, который облекает их в фор­мы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера.


Портрет юноши в золотом вен­ке написан неизвестным египетс­ким художником ещё в начале II в. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нём всё прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, лёгкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо от­теняет венок из тонких золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, ре­шительный взгляд, направленный прямо на зрителя.


Французский скульптор О. Ро­ден запечатлел в бронзе подвиг, ко­торый совершили знатные люди города Кале в XIV в. Во время оса­ды они по требованию англичан должны были прийти к ним в ла­герь, чтобы отдать ключи от горо­да. Босые, в лохмотьях, с верёвками на шеях , они пришли на верную смерть для спасения всех жителей города. Скульптурная груп­па наполнена драматизмом, эмоцио­нальностью, ощущением духовной напряжённости героев, лаконич­ностью и глубиной характеристи­ки каждого из них. Такой образ родился благодаря беспокойному, дробному ритму композиции, рез­ким контрастам фигур, напряжён­ности поз и жестов.


Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, т.е. фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.

При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись —цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.


Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Действие, запечатленное на ней, происходит в одном из помещений дворца, превращенном в мастерскую живописца. В центре комнаты стоит маленькая белокурая принцесса Маргарита, которой одна из фрейлин подает кувшин с питьем. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. Сцена поднесения питья инфанте определяется дворцовым этикетом, строгим порядком церемонии и воспроизведена художником во всех деталях.

Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Ее можно рассматривать как портрет инфанты Маргариты, младшей дочери короля, которая была всеобщей любимицей во дворце и всегда находилась в центре всеобщего внимания. Возможно, автор хотел представить одну из дворцовых сцен с инфантой, расширяя границы обычного портретного жанра. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица, изображенные с достоверным сходством, и художник возле холста – это сам Веласкес. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.

Можно также рассматривать сюжет картины как одну из сцен повседневной дворцовой жизни или как творческий процесс создания живописного произведения. Но что изображает живописец, двойник Веласкеса, на огромном холсте? На кого направлены все взгляды присутствующих? Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Они незримо присутствуют за пределами картины, на них направлены почтительные взгляды придворных, в них, отступив от полотна, всматривается художник. Так художник расширяет сюжет картины, включая в реальное действие домысливаемый объект и самого зрителя. А сцена с инфантой становится лишь звеном в синтезе видимого и представляемого.

Среди всех действующих лиц живописец занимает довольно скромное положение, что соответствует его социальной роли, но то, что он изображен в процессе творчества, позволяет иначе взглянуть на его роль в общем замысле картины. Это благодаря ему все, изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Он – истинный господин положения, а короли, призрачное отражение которых мерцает в зеркале, не являются высшей духовной силой и вынуждены быть лишь свидетелями триумфа Творчества. Великолепное разнообразие фигур, светлых и темных, обозначенных контуром и погруженных в полумрак, находится в зависимости от света и цвета, которые не только расставляют необходимые акценты, но и все объединяют.


Па́бло Пика́ссо (1881-1973) — испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.

Менины (1957), Музей Пикассо, Барселона

• Рассмотрите изображения на слайдах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений.

Обсудите, какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение.

• К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?

• Какие из этих произведений созданы современными авторами?

• В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок мировой художественной культуры, 8 класс

«ТАЙНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Учитель искусство Толкачёва Е.Ю.

Цель: Формирование у учащихся ключевых компетенций, в т.ч. понимания мировой художественной культуры как эстетической ценности, обладание которой является составляющей современной модели выпускника школы.

2. Раскрыть природу художественного образа.

3. Воспитывать творческое отношение к пониманию произведений различных видов искусства.

Форма урока: урок-дискуссия.

Учитель: В каждом произведении искусства заложена идея, выраженная в конкретном объекте, изображаемом автором произведения, будь-то музыкант или художник, скульптор или поэт. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор. Искусство на то и искусство, что заложенный в нём смысловой фон несёт в себе нечто большее.

Любое изображение связано с субъективным авторским замыслом, который воссоздаётся и находит воплощение в том или ином образе. Сегодняшний урок позволит нам познакомиться с тайнами художественного образа.

Послушайте ребята отрывок из одной античной легенды.

Ученик: В старинной античной легенде рассказывается о состязании двух живописцев – Зевксиса и Паррасия. Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый задумал поразить людей чем-то необыкновенным, из ряда вон выходящим. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что соперник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нарисованный покров.

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому была присуждена победа?

(Ответы учащихся)

С давних времен люди по-разному измеряли степень совершенства художественных произведений. Самый упрощенный способ призывал выяснить, насколько произведение искусства похоже на жизнь. Казалось бы, все ясно. Если похоже – хорошо. Если очень похоже – талантливо. А если так похоже на жизнь, что невозможно отличить, – гениально.Давайте и мы попробуем дать оценку нескольким работам.

– Перед вами работы, где изображено одно и тоже время года – осень. Какое из них вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?

(Ответы учащихся с пояснением своей точки зрения).

(Ответы учащихся)

(Ответы учащихся.)

– На слайде вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают? (Ответы учащихся).

В повседневной жизни нас окружает множество вещей, перед нашими глазами разворачиваются различные события и явления. Все это необходимые предпосылки для создания произведений искусства. Но таковыми они становятся лишь в преломлении мыслей и выражении чувств человека. Ярко выразить свои переживания способен не каждый. Это подвластно лишь художникам.

(Ученикам даётся письменное задание описать образ композитора, выбрав одно из изображений. Звучит музыка А. Моцарта).

– Каким пред вами предстаёт образ великого гения? (Блиц-опрос) .

(Ученики инсценируют отрывок из комедии.)

Я вывел в драме нашу жизнь, обычаи, привычки,

Меня любой проверить мог.

Все понимая, зритель

Мог уличить меня, но я не хвастался напрасно.

Ведь разберется зритель сам, и не пугал его я. ) Ребята, на чьей же стороне Аристофан? Кто же из них более прав?

(Ответы учащихся).

Видит Зевс, это верно, но надо скрывать все позорные вещи поэтам

И на сцену не следует их выводить; уделять им вниманья не надо,

Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых – поэты.

Лишь полезное должен поэт прославлять.

- Следующий видеоряд поможет увидеть и услышать художественные образы в различных произведениях искусства и ещё раз подтвердить, что художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только собственный мир чувств и переживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Домашнее задание (вариативное) :

2. У английского поэта У. Блейка есть такие стихи:

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

Виды деятельности на уроке – групповая работа, фронтальная работа, диспут.

Ключевые слова урока - виды архитектуры, архитектор, польза, прочность, красота, тектоника.

Оборудование - раздаточный материал, интерактивная доска

  1. Организационный момент (приветствие, готовность).
  2. Вхождение в тему урока.

Учитель: Итак, наша задача сегодня :

  1. Научиться выполнять работу коллективно.
  2. Знать виды архитектуры, знать в чем заключается работа архитектора.
  3. Уметь отстаивать свою точку зрения.

Художественный образ - форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.

(Учитель объясняет ход урока)

Выводы делают эксперты.

Учитель: В контрольном листе №1 нужно цифрами поставить номера, которые соответствуют только архитектурным сооружениям.

(ученики обсуждают, выполняют по группам)

Контрольное задание №2.(приложение)

В изобразительном искусстве – живописи, графике, скульптуре – существует деление на жанры. В архитектуре также существует тематическое деление по видам. Различают три основных вида архитектуры и ее подвиды.

Конверт с заданием №3 . Прочитайте, ответьте на вопрос. Какие виды архитектуры вы знаете? Эксперты дополняют. Учитель делает выводы. (Слайды №13-22)

Учитель: Весной 1474 г. В Москве случилось небольшое землетрясение. И всё бы ничего, да вот беда – рухнул почти возведённый до самых сводов Успенский собор в Кремле. Князь Иван III пригласил псковских зодчих – установить причину катастрофы. Их оказалось две: 1 – слишком жидкий раствор не клеил; 2 – были допущены конструкционные просчёты: лестница, устроенная в толще одной из стен, значительно её ослабила. (слайд №24)

Польза и красота - тема, которая не перестает па протяжении веков привлекать внимание теоретиков искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения.

"Красота возникает на основе пользы",-утверждают одни.

"Красота рождается на основе бесполезного",- возражают другие.

Вот несколько высказываний сторонников первой точки зрения.

Перед вами два высказывания великих людей. (слайд №25)

  1. "Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться",- считал английский философ XVI в. Ф. Бэкон.
  2. "Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой",- утверждал французский историк архитектуры XIX. в. Виоле ле Дюк.

Диспут. Дети дискуссируют по данным высказываниям.

Контрольное задание №4 (маркеры) (приложение)

Архитектура. Архитектор… Привычные слова. А где они родились? Откуда пришли к нам? Обратитесь к конверту №5

Как вы представляете работу архитектора?

Эксперты дают разъяснения по данному вопросу.

Контрольные вопросы №5 (слайд №28)

Слайд №29. В мире очень много необычных домов, ребята вели поисковую работу. Слайды с комментариями (№30-40) Эксперты добавляют.

Подошел к концу наш урок, поблагодарите друг друга за работу. Ваши контрольные вопросы проверят эксперты и на следующий урок сообщат результаты. Кому урок понравился, пожалуйста встаньте, кому нет – продолжайте сидеть. Спасибо за урок!

Тайны художественного образа, слайд 1

Тема: Тайны художественного образа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 9 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Тайны художественного образа, слайд 2

Тайны художественного образа, слайд 3

В каждом произведении искусства заложена идея. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор.
Передвижная выставка современной живописи "Искусство - страна открытий"

Тайны художественного образа, слайд 4

ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ О́БРАЗ – форма художественного мышления. Образ включает в себя: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображаемому, богатство личности творца.
Выставка современного искусства

Тайны художественного образа, слайд 5

Тайны художественного образа, слайд 6

В древнейших произведениях метафорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Изделия скифских художников в зверином стиле причудливо сочетают реальные животные формы
Золотые изделия скифов

Тайны художественного образа, слайд 7

Художественная мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей.
Изображения мифологических существ являют собой модель художественного образа:
Богиня Нюйва змея с головой женщины (Др.Китай)
Бог Анубис человек с голо- вой шакала (Др.Египет),
Кентавр конь с торсом и головой человека (Др.Греция)
Человек с головой оленя (Лопари)

Тайны художественного образа, слайд 8

Древнеегипетский сфинкс — человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Через причудливое сочетание человека и царя зверей мы познаем природу и самих себя — царственную мощь и господство над миром.
Реконструкция Сфинкса с подземными хранилищами
Статуя Большого Сфинкса в Египте

Тайны художественного образа, слайд 9

Художественный образ у римского писателя Элиана метафоричен и построен как сфинкс (человеколев): по Элиану тиран — человекосвинья. Сопоставление далеких друг от друга существ неожиданно дает новое знание: тирания — свинство.
Клавдий Элиан (ок. 175 - ок. 235). Римский писатель.

Тайны художественного образа, слайд 10

Заспорили Зевксис и Паррас, кто из них более талантлив. Один так нарисовал кисть ви­нограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что со­перник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нари­сованный покров.
Неизвестный художник. Зеквксис у полотна Паррасия
Кому была присуждена победа?

Тайны художественного образа, слайд 11

Тайны художественного образа, слайд 12

Тайны художественного образа, слайд 13

Тайны художественного образа, слайд 14

Вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают?

Тайны художественного образа, слайд 15

Тайны художественного образа, слайд 16

Тайны художественного образа, слайд 17

Портреты Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Каким пред вами предстаёт образ великого гения? Каким должно быть соотношение вымысла и действительнос­ти в художественном произведении?

Тайны художественного образа, слайд 18

Тайны художественного образа, слайд 19

Тайны художественного образа, слайд 20

Тайны художественного образа, слайд 21

Тайны художественного образа, слайд 22

Тайны художественного образа, слайд 23

Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только соб­ственный мир чувств и пе­реживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Тайны художественного образа, слайд 24

Тайны художественного образа, слайд 25

Читайте также: