Сюзон и мотылек 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели: продолжить знакомство учащихся с зарубежным фольклором; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходство и различие, объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование: выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте загадку, разгадайте ее. (Бабочка.)

Вот загадка непростая.

Тело нитью обмотает,

И появится на свет

— Прочитайте загадку с разной интонацией.

— Расскажите, что вы знаете о бабочках. (Ответы детей.)

Материал для учителя

Бабочки — отряд насекомых. Крылья (2 пары) покрыты различно окрашенными чешуйками. У крупных особей крылья в размахе до 30 см, у мелких — около 3 мм. Взрослые (имаго) живут от нескольких часов до нескольких недель (зимующие — несколько месяцев). Около 140 тысяч видов, распространены широко. Многие бабочки способствуют опылению растений. Личинки многих бабочек (гусеницы) повреждают сельскохозяйственные и лесные культуры, продовольственные запасы, изделия из шерсти и меха. В России многие виды охраняются.

III. Постановка целей урока. Проверка домашнего задания

— Прочитайте выразительно народные песенки.

Сегодня мы продолжим знакомство с зарубежным фольклором. Будем учиться читать громко, выразительно, отгадывать загадки и находить соотношение между ними и произведениями.

IV. Работа по теме урока

— На с. 177 прочитайте название французской народной песенки. Что вы знаете о мотыльках?

Мотылек — небольшая бабочка.

— Кто перевел эту песенку?

— Как вы думаете, о чем она?

— С каким настроением ее нужно читать?

— Прочитайте ее самостоятельно. Подготовьтесь к выразительному чтению.

(Первичное, а затем выразительное чтение песенки.)

V. Физкультминутка

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется, —

Бабочка кружит и вьется.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Нас. 179 есть немецкая народная песенка. Прочитайте, как она называется.

— Как вы думаете, о чем она? (Ответы детей.)

— Проверим, так ли это. Прочитайте ее самостоятельно, подготовьтесь к чтению вслух.

(Первичное, а затем выразительное чтение песенки.)

2. Сравнение и чтение песенок

— Вы познакомились с народными песенками. Какими?

— Какая из них вам больше всего понравилась?

— Можете ли вы воспроизвести ее по памяти?

— Прочитайте особенно понравившуюся песенку выразительно.

(Загадки у детей на карточках.)

— Прочитайте загадки, отгадайте их и соотнесите с прочитанными песенками.

1. Тонкая Марфушка

Упала на дорожку.

2. Что за дом такой:

А другой прозвенит —

И начнется снова крик.

3. Очень медленно ползет,

На спине свой дом несет.

4. Пять амбарушек, одни ворота.

5. Хмурый Антипка

На кого рявкнет —

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— С чем вы познакомились на последних двух уроках? (С зарубежным фольклором.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: продолжить знакомство учащихся с зарубежным фольклором, отработка навыков выразительного правильного и осознанного чтения. развивать память, речь и мышление, воспитание уважения к культуре других народов.

УУД: Личностные: Самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение вести учебный диалог;

Познавательные: общеучебные: смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели, восприятие художественных текстов и свободная ориентация в них, овладение логическими действиями сравнения, анализа объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу (целеполагание и планирование), создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы, контроль, оценка, коррекция.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходство и различие, объяснять значение незнакомых слов, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:

1.Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс..2 часть, М.: Просвещение,2019.

Организационный момент.

- Проверьте, все готово к уроку?

Проверим вашу внимательность.

Слушайте вопросы и отвечайте.

- Вы пришли на урок? Что должно лежать у хорошего ученика?

II . Речевая разминка

-Прочитайте загадку, отгадайте её.

Вот загадка не простая,

Тело нитью обмотает,

И появится на свет

Это бабочка (Обосновывают ответ)

( На слайде изображения разных бабочек)

- Прочитайте загадку с разной интонацией.

- Расскажите, что вы знаете о бабочках? (Дети рассказывают, что знают о бабочках, рассматривают бабочек, говорят название известных им бабочек

( капустница , крапивница , хамелеон , мотылёк и …)

III . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- Какая песенка понравилась больше? Почему?

IV . Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Литература зарубежных стран)

- Предположите, какие учебные задачи стоят перед нами сегодня? (Будем учиться читать выразительно, объяснять новые слова ,сравнивать разные песенки, отвечать на вопросы учебника, оценивать себя и других учеников)

- Сегодня мы приступим к изучению новых произведений из зарубежного фольклора. Будем учиться читать громко, выразительно, отгадывать загадки и находить соотношение между ними и произведениями.

V . Работа по теме урока.

- Прочитайте внимательно название французской песенки, предположите ,о ком она будет? (Мотылёк – это ночная бабочка (показывают на экране среди других бабочек), а Сюзон – французское имя девочки.

Сюзон шагала в школу,
А путь был недалёк.
Над нею закружился
Красивый мотылёк.

Над нею закружился
Красивый мотылёк.
Она ему сказала:
- Дай лапку, мой дружок! -

Она ему сказала:
- Дай лапку, мой дружок!
Не учишь ты уроков,
Счастливый мотылёк!

Не учишь ты уроков,
Счастливый мотылёк!
Давай с тобою вместе
Кружиться весь денёк!

Давай с тобою вместе
Кружиться весь денёк!
Прощай, прощай, мой милый,
Уже звенит звонок!

- Прочитайте, кто перевёл эту песенку? (Переводчики - Н. Гернет и С.Гиппиус)

- С каким настроением ее нужно читать?

- Прочитайте самостоятельно песенку. Подготовьтесь к выразительному чтению.

2) Самостоятельное чтение, а затем и выразительное.

- Что скажите о песенке? (Весёлая песенка)

- Почему Сюзон не захотела кружиться с мотыльком?

- Как слова не понятны?

-Как надо читать песенку? Почему? ( Это весёлая ,шутливая песенка ,у девочки хорошее настроение)

4) Конкурс чтецов.

- Проведём конкурс, кто правильно при чтении передаст настроение главной героини?

VI . Физкультминутка

- Какая физкультминутка подходит нашему уроку?

Утром бабочка проснулась,

Раз, росой она умылась,

Два, изящно покружилась,

Три нагнулась и присела,

На четыре, полетела (Сами говорят и показывают движения)

- Отдохнули, продолжим урок.

VII . Работа по теме урока.

- Прочитайте внимательно название немецкой песенки, предположите, о ком она будет?

Знают мамы, знают дети,

Знает взрослый и малыш.

На безногом табурете,

Ни за что не усидишь.

Без колес не сдвинешь воза,

Хоть впряги в него коня.

Не спасешься от мороза,

Если в печке нет огня.

От иголки мало толку,

Если без ушка иголка.

Так и руки без труда,

Не годятся никуда!

- Прочитайте, кто перевёл эту песенку? (Перевел В. Викторов)

-Прочитайте самостоятельно песенку.

2) Самостоятельное первичное чтение (Дети самостоятельно читают песенку, шёпотом, про себя)

- Что скажите о песенке? (В песенке перечисляется ,то ,что все знают Безногий табурет- табурет без ножек, ушко иглы- отверстие для нитки.)

- Как слова не понятны?

-Как надо читать песенку? (Песенка шуточная ,простая, читать надо весело.)

5) Конкурс чтецов.

VIII . Работа по теме урока.

Сравнение песенок

- Какая песенка вам понравилась больше и почему?

- Прочитайте понравившуюся песенку выразительно.

IX . Обобщение и повторение материала.

Конкурс загадок. (Работа в паре)

Пары по очереди зачитывают загадку, называют отгадку и читают отрывок из песенки.

- Вспомните все народные песенки, которые вы читали.

- На каждой парте загадка, отгадайте и соотнесите с прочитанными песенками.

- Проверим, что у вас получилось.

2.Что за дом такой:

А другой прозвенит-

И начнётся снова крик. (Школа. Песенка «Сюзон и мотылёк)

3.Очень медленно полёт ,

- Оцените, как вы справились с заданием.

-Теперь вместе отгадайте загадку и скажите название известной народной песни:

Красные подпоры. (На экране – гусь) Отгадывают русскую народную загадку

- Давайте споём эту весёлую русскую народную песенку и сравним и прочитанными.

Пение под музыку (караоке) с движениями

- Народные песенки все шуточные, простые для запоминая и хорошо ложатся на музыку.

X . Рефлексия деятельности.

- Выберите и продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал…

-На этом уроке я похвалил бы себя за…

-После урока я захотел…

-Оцените себя на уроке

XI . Итог урока.

- Подведём итоги урока. Кто помнит, какие мы поставили перед собой учебные задачи? Смоги ли мы их выполнить?

- С чем мы познакомились на двух последних уроков литературного чтения?

- Что такое фольклор?

Домашнее задание

Выучить песенку, которая понравилась. Попробовать придумать мотив и спеть.

2020-04-13_20-22-45.jpg

— Отгадайте загадку:
Вот загадка непростая,
Разгадай ее секрет!
Тело нитью обмотает,
И появится на свет.
Чудо разноцветное,
Волшебство заветное. Ответ

- Прочитайте загадку с разной интонацией.
- Прочитайте выразительно.
- Расскажите, что вы знаете о бабочках.
Бабочки – это отряд насекомых. Крылья (2 пары) покрыты различно окрашенными чешуйками. У крупных особей крылья в размахе до 30 см., у мелких – около 3 мм. Взрослые живут от нескольких часов до нескольких недель, зимующие несколько месяцев. Около 140 тыс. видов, распространены широко. Многие бабочки способствуют опылению растений. Личинки многих бабочек (гусеницы) повреждают сельскохозяйственные и лесные культуры, продовольственные запасы, изделия из шерсти и меха. В России многие виды охраняются.

2020-05-05_19-53-29.jpg
s1200.jpg

- Что вы скажите о песенке?
- Какие слова из песенки вам не понятны?
- А теперь прочитайте ее самостоятельно. Подготовьтесь к выразительному чтению. (Прочитай не менее 3 раз).

- На стр.179 есть немецкая народная песенка. Прочитайте, как она называется?
- Кто ее перевел?
- Как вы думаете, о чем она?
- Проверим, так ли это. Послушайте песенку.


- Что вы скажите о песенке?
- Какие слова из песенки вам не понятны?
- А теперь прочитайте ее самостоятельно, не менее 3 раз).
Сравнение и чтение песенок.
- Вы познакомились с народными песенками. Какими?
- Какая из них вам больше всего понравилась?
- Можете ли вы ее воспроизвести по памяти?
- Прочитайте особенно понравившуюся песенку выразительно.

- С чем вы познакомились на последних двух уроках?

(С зарубежным фольклором).

- Что такое фольклор?

Слайд 3

Балуются бархатные бабочки: Боярышницы, Бражники, Беляночки ! Будоражат бутоны барбариса, Буйно бредят балетом Бенефиса! Речевая разминка. Бенефис — ( фр. benefice - доход) (театр.). Спектакль в пользу одного из участвующих. - Что заметили интересного в этом стихотворении?

Слайд 4: С глубокой древности люди восхищались красотой и изяществом бабочек

С глубокой древности люди восхищались красотой и изяществом бабочек.

Слайд 5

Бабочки - отряд насекомых. Одни из самых красивых существ на земле!. Они похожи на живые цветы. Причудливость и яркость окраски их крыльев сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон. Адмирал, Аполлон, Зорька, Лимонница. Бабочки летают днём, а ночью подняв крылья отдыхают.

Слайд 6

Слайд 8

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела. У реки остановилась. Над водою покружилась. ков их нет. Бабочки Физкультминутка.

Слайд 9

Слайд 10

-О ком песенка? - Прочитайте,кто перевёл эту песенку? -Прочитайте самостоятельно песенку. - Что можете сказать о песенке? - Как надо читать песенку? Почему?

Слайд 11

Слайд 12

-О ком песенка? - Прочитайте,кто перевёл эту песенку? -Прочитайте самостоятельно песенку. - Что можете сказать о песенке? -Как надо читать песенку? Почему?

Слайд 13

Подбери пословицы, которые подойдут по смыслу к этой песенке. Объясни смысл следующих пословиц. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Была бы охота - заладится всякая работа. Без дела жить - только небо копт ить. Без топора не плотик, без иглы не портной. Богатство молодца - труд. Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

Слайд 14

Слайд 15

Выберите и продолжите любое предложение. На сегодняшнем уроке я узнал(а)… На этом уроке я похвалил(а) бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел(а)…

Домашнее задание Выучи любую понравившуюся тебе песенку и нарисуй к ней иллюстрацию.

Читайте также: