Связь слов в предложении 4 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тамбовское областное государственное автономное

Учитель
________/ Н.В. Лазутова/

урока по русскому языку

Провела студентка группы ПНК-41 Юшина Марина Игоревна

Содержательная : главные второстепенные члены предложения

Деятельностная : закрепить умения находить в предложении главные и второстепенные члены, устанавливать зависимость между словами в предложении с помощью вопросов.

Образовательные: закрепить знания о грамматических признаках членов предложения; обеспечить в ходе урока повторение правописания приставок; сформировать познавательный интерес к русскому языку.

Развивающие: развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление); развить эмоциональную сферу; развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).

Воспитательные: воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

Планируемые результаты:

Предметные :

- научиться устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в предложении;

- находить главные и второстепенные члены предложения;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные :

формировать умение выбирать дополнительные задания по определенной теме с целью устранения пробелов в собственных знаниях;

сформировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач.

Регулятивные:

способность принимать и запоминать учебную цель и задачу, придерживаться их;

на учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

планировать необходимые операции, действуя по плану.

Познавательные:

выполнение логических операций анализа, синтеза, сравнения, классификации;

находить разные основания для классификации;

проводить сравнение (по одному из оснований, наглядно или по представлению).

Коммуникативные:

умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку;

уметь работать в парах;

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Методы обучения:

- репродуктивные: словесные, наглядные, практические;

- продуктивные: проблемный, частично-поисковые.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Игоревна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Раз, два, три, четыре, пять,

Прозвенел звонок опять.

Снова нам пора за дело!

- Мы начинаем урок русского языка. Как всегда на уроке, нас ждут новые открытия.

- Я желаю вам хорошего настроения на весь урок.

Дети приветствуют учителя

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Ребята, давайте мы с вами посмотрим на слайд, вам представлен текст. Спишите его, раскрывая скобки.

(По)дула зима холодом. (Со)рвала листья (с)лесов, дубрав и (раз)метала их (по)дорогам. Стали птицы стайками (со)бираться. (Со)брались, (по)кричали и (по)летели (за)высокие горы, (за)синие моря в теплые страны.

- Как отличить предлог от приставки?

- Давайте, мы с вами проверим, как вы раскрыли скобки.

Дети выполняют работу в тетрадях

3.Выявление места и причины затруднения.

Ребята, давайте мы с вами посмотрим на следующий слайд, вам представлены слова. (Послышался, печальный, в, крик, высоко, журавлиный, небо). Вам нужно составить предложение из слов и записать его в тетрадь. (Высоко в небе послышался печальный журавлиный крик).

- Ребята, назовите основу предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Какими частями речи они выражены?

- Докажите связь подлежащего сказуемого, поставьте вопрос от слова к слову.

- Давайте, мы с вами найдем второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Обозначьте связь графически.

- А теперь найдите второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Поставьте вопрос от главного к зависимому. Обозначьте связь графически.

- Как связаны слова в предложении?

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Дети записывают предложение в тетрадь

Существительное и глагол

Крик (что сделал?) послышался

Крик (какой?) журавлиный

Крик (какой?) печальный

Послышался (где?) в небе

Послышался (как?) высоко

Связаны с помощью вопросов

4.Построение проекта выхода из затруднений.

- Ребята, а какая же цель нашего сегодняшнего урока? Правильно.

Научиться устанавливать связь слов в предложении

5. Реализация построенного проекта.

- Ребята, а как вы думаете, какую роль играют главные члены предложения?

- А какую роль играют второстепенные члены предложения?

Физкульминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть

Грамматическая основа предложения, без них предложение не может существовать

Второстепенные члены служат дополнением к главным, они распространяют предложение , уточняют его, делают его красочнее, интереснее, разнообразнее.

Дети выполняют упражнение

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Давайте, мы с вами посмотрим в учебник на стр.66 упражнение 100 - Назовите подлежащее и сказуемое в первом предложении.

- Какой член предложения поясняют второстепенные члены?

- Доктор любил (кого?) зверей

- Любил (как?) больше всего на свете

- Поставьте падежные вопросы к именам существительным. Определите их падеж.

Остальные предложения выполняете самостоятельно.

Проверяем по цепочке.

В последнем предложении назовите второстепенные члены предложения, которые зависят от сказуемого? От подлежащего?

Посмотрим с вами в учебник на стр. 66 упражнение 101

- Давайте прочитаем текст.

- Как отличить предлог от приставки?

- Спишите текст. Раскрывая скобки

- Какая будет грамматическая основа в первом выделенном предложении? Во втором?

Как называется предложение, в котором несколько грамматических основ? В третьем? В четвертом?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся расширят представление о языковых средствах, с помощью которых связываются предложения в тексте.

ТЕМА: Связь предложений в тексте.

ЦЕЛЬ: Расширить представление учащихся о языковых средствах, с помощью которых связываются между собой предложения в тексте. Совершенствовать навыки составления текстов. Совершенствовать умение связно высказывать свои мысли. Развивать память, внимание, интерес к изучению русского языка. Обогащать лексический запас учащихся.

Организация класса

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.

Выборочная устная проверка выполнения упражнения № 89 (с. 41-42)

Фронтальный опрос.

Что такое зачин? заключение текста?

Что раскрывается в основной части текста?

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Анализ текста, записанного на индивидуальных картах.

Дворец стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей.

Можно ли записанные предложения назвать текстом?

Как в этом тексте предложения связаны между собой ? Укажите слова, которые связывают соседние предложения.

Предложения связаны между собой по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым, четвертое – с третьим.

А как по-другому могут быть связаны между собой предложения в тексте? (С помощью местоимений – ими заменяются повторяющиеся слова.)

Наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых связываются между собой предложения в тексте.

Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.

Анализ текста, в котором предложения связаны между собой по смыслу.

Выполнение упражнения № 1 в тетради.

Закрепление и осмысление знаний.

Работа с учебником. Выполнение упражнения № 90 (с. 42)

Как вы думаете, какую роль в тексте играют выделенные слова?

Какие слова указывают на последовательность действий? (Вначале, затем, после этого.)

Редактирование текста на материале упражнения № 92 (с. 44)

Какими словами можно заменить повторяющиеся слова, сохраняя связь предложений в тексте?

Физкультминутка.

Чтение памятки (с. 45)

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с деформированным текстом.

Восстановите последовательность предложений в тексте, озаглавьте его и запишите. Подчеркните слова, с помощью которых предложения связываются между собой.

И песок в пустыне как волны.

Пустыня как море, только вместо воды песок.

В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают все на своем пути.

Волны песка называются барханами.

Письмо по памяти с заданием.

Беседа:

Как предложения связываются между собой в тексте?

Как в устной речи и при чтении выделяется основная мысль высказывания? (Усилением голоса, повышением тона, замедлением темпа речи, с помощью пауз.)


Конспект урока позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся, развить умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Описание разработки

Цель:

– дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

– развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Ход урока:

Ι. Минутка чистописания.

Работа в тетрадях чистописания. Алгоритм самооценивания.

II. Актуализация знаний.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

Работа по учебнику.

– Прочитайте тему раздела.

– Посмотрите на центральный кадр киноплёнки.

– Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках? (Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны.)

– Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? (Да, мы знаем, что связаны слова-названия предметов и признаков, предметов и действий – грамматическая основа.)

– Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое.

– Составим план урока.

Учиться устанавливать связь между словами по вопросам.

Изображать графически связь между словами.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙI. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Создание проблемной ситуации.

На слайде (доске) два набора слов.

1. Кузнечик порхать трава.

2. Бабочка прыгать цветы.

Обобщим имеющиеся у вас знания о предложении. Занесём сведения в таблицу.Работа в группах.

– Составьте из каждого набора слов предложения.

– Удалось это сделать? Почему? (Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.)

Открытие новых знаний с элементами актуализации.

– Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?

а) Поменять местами слова порхать и прыгать.

б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их.

– Составьте свои предложения.

Кузнечик прыгает в траве. / Кузнечик стрекочет в траве.

Бабочка порхает над цветами./ Бабочка летает над цветами.

– А с самими словами что-то произошло? (Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.)

– Как можно проверить, что слова связаны между собой? (Подсказка. Как мы уже делали это? Задать вопросы от одного слова к другому.)

– Попробуйте установить связь между словами.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Русский язык

СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тема:Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

–дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

–развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Этапы урока

Формирование УУД,

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Минутка чистописания

II. Актуализация знаний.

Работа в тетрадях чистописания. Алгоритм самооценивания.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

Работа по учебнику.

– Прочитайте тему раздела.

– Посмотрите на центральный кадр киноплёнки.

– Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках? (Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны.)

– Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? (Да, мы знаем, что связаны слова-названия предметов и признаков, предметов и действий – грамматическая основа.)

– Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое.

– Составим план урока.

План (примерный).

Учиться устанавливать связь между словами по вопросам.

Изображать графически связь между словами.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙI.

Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Создание проблемной ситуации.

На слайде (доске) два набора слов.

1. Кузнечик порхать трава.

2.Бабочка прыгать цветы.

Обобщим имеющиеся у вас знания о предложении. Занесём сведения в таблицу.Работа в группах

Предложение состоит из слов.

Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные и вопросительные.

В предложении есть цент слов

– Составьте из каждого набора слов предложения.

– Удалось это сделать? Почему? (Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.)

Открытие новых знаний с элементами актуализации.

– Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?

а) Поменять местами слова порхатьи прыгать.

б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их.

– Составьте свои предложения.

Кузнечик прыгает в траве. / Кузнечик стрекочет в траве.

Бабочка порхает над цветами./ Бабочка летает над цветами.

– А с самими словами что-то произошло? (Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.)

– Как можно проверить, что слова связаны между собой? (Подсказка. Как мы уже делали это? Задать вопросы от одного слова к другому.)

– Попробуйте установить связь между словами.

– С каких слов нужно начать? (С главных – с грамматической основы.Поставить вопрос кто?и что делает?)

– Выполняйте (можно делать по вариантам).

Дети записывают вопросы и слова, которые на них отвечают:

(Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает.

(Кто?) Бабочка (что делает?) порхает.

– Попробуйте задать вопрос к следующим словам. (Если дети затрудня-

ются с вопросом, учитель может помочь.)(Прыгает (где?) в траве./ Порхает (где?) над цветами.)

– От какого слова задавали вопрос?(От слова-названия действия.)

– А теперь попробуйте добавить слово-признак. Где оно должно будет находиться? (Рядом со словом-предметом – кузнечики бабочка.)

– Выполните это задание устно. (Кузнечик (какой?) зелёный./ Бабочка (какая?) красивая.)

– Сделайте вывод: как слова связаны в предложении? Сравните его савторским в учебнике.

Делают вывод и читают текст учебника в рамке.

- Сформулируйте тему урока. ТЕМА: Связь слов в предложении.

- Исходя из темы урока, что бы вы хотели сегодня узнать? (Учащиеся заполняют вторую часть таблицы З-Х-У).

(После заполнения 2 части таблицы обсуждение в группе и озвучивание).

Предложение состоит из слов.

Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные и вопросительные.

В предложении есть цент слов.

Каким образом слова связаны в предложении?

Что нужно сделать, чтобы правильно связать слова в предложении? Устанавливать связь между словами по вопросами и изображать графически

Работа на доске. Самооценивание.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV.Физминутка

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Развитие умений – применение знания.

1 3 53 1

1. Работа по учебнику.

Упр. 92 – развивается умение устанавливать связь между словами по вопросам и изображать графически.

Методическая рекомендация: на материале этого упражнения отрабатывается навык графического обозначения зависимости между словами в предложении. Учителю следует обратить внимание на то, что связь между главными членами предложения взаимная, которая показана стрелками к каждому компоненту грамматической основы.

Образец рассуждения (алгоритм) после чтения предложения.

Тихий дождик моросит.

1) В предложении говорится о дождике. (Что?)Дождик. Дождик (что делает?) моросит. Дождик моросит– это грамматическая основа предложения. Связь показываем двумя стрелками.

2) Поставлю вопрос к оставшемуся слову. Дождик (какой?) тихий. Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому ставился вопрос.

3) Составлю схему предложения. В нём три слова, вместо слова напишу вопрос, на который отвечает это слово.

Примечание. Можно дать творческое задание на применение нового знания – обогащения смысла предложения новыми словами, отвечающими на вопрос где?, иликогда?, иликак?Например, достроить

предложение Тихий дождик моросит (где?) за окном / (когда?) с утра.

Старые часы тикают (где?) за стеной /(как?) тихо.

2. Работа на доске

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

– Задайте вопросы по теме урока.

– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

– Как показать эту связь? (С помощью вопроса и стрелками.)44

- Пришло время заполнить последнюю графу в таблице.

(Учащиеся заполняют самостоятельно)

Предложение состоит из слов.

Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные и вопросительные.

В предложении есть цент слов

Каким образом слова связаны в предложении?

Что нужно сделать, чтобы правильно связать слова в предложении?Устанавливать связь между словами по вопросами и изображать графически

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Формирование УУД: Регулятивные:

Делать самостоятельно простые выводы, осуществлять анализ с выделением существенных признаков

Переводить информацию из одного вида в другой.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Развивать умение работать в паре.

Применять разные способы фиксации информации, использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные:

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

1) Орфографическая минутка.

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу!

- Записываем число, классная работа.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать написание буквы Е. Ель, ель

Что вы можете сказать об этой букве? (Гласная, имеет 2 зв., смягчает согласный…)

Сколько букв в слове ЕЛЬ? (3) Сколько звуков?(3)

Вопрос-вывод. С какой буквой мы работали? (Е)

Подлежащее сказуемое

2) Какое значение имеют это слово? Где в речи применяется? (В русском языке. Изучаем предложения)

Подумайте и предположите, над какой темой мы продолжим работать сегодня на уроке. (Предложение)

- Что такое предложение? (Предложение выражает законченную мысль. В предложении слова связаны между собой. )

- Что является грамматической основой предложения?

- Что такое подлежащее? Сказуемое?

- Как называются другие слова в предложении?

- Для чего служат второстепенные члены предложения? (Предложение - законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу. Предложения бывают распространённые и нераспространённые.)

Тема нашего урока: Как установить связь слов в предложении?

3. Самоопределение к деятельности урока.

Отгадайте загадку:

Солнышко смеётся,

А сосульки плачут!

Солнечные зайчики по дорожкам скачут.( весна)

- Придумайте предложение с этим словом. Запишите в тетрадь предложение, которое состоит из двух слов.

- Из каких членов предложения состоит это предложение? Как называется такое предложение?

4. Первичное усвоение нового материала.

1) Работа над деформированным предложением.

Весенний ветер разбросал слова. Попробуем навести порядок.

Березы уборе в золотом стоят. Низкое за солнце деревьями скрылось. С деревьев листья жёлтые облетают.

Составим предложения и найдем грамматическую основу.

-Докажите, что это предложение распространенное.

-На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения? (устно)

-С каким членом предложения он связан?

Вопрос-вывод. Как установить связь слов в предложении?

2) Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 74.

-Найдите упражнение 1.

- Прочитайте предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте…

Павлик выскочил на дорогу за щенком

- Назовите основу предложения? (Павлик выскочил)

- Что называют основой предложения? (подлежащее и сказуемое)

- Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос)

Как определить? (задать вопрос)

Выскочил ( куда?) на дорогу

(составляем схему предложения)

5. Физминутка.

6. Первичная проверка понимания

- Один – читает слова, второй записывает предложение правильно, находим о его основу.

в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.

в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.

пестрит, в, от, глазах, цветов

много, осенью, в, грибов, лесу

берлоги, медведь, из, вылез

- Из данных слов составьте предложения.

- Как мы будем писать каждое новое предложение?

- Что будем ставить, когда предложение закончится?

- Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

2). Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении. Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?

– Легко ли было вам выполнять задание?

3) Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените, как вы справились с заданием.

– У кого оценка совпала?

– У кого результаты оказались ниже?

– Что у вас вызвало затруднения?

– Значит, на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

4. Самостоятельная работа

стр.74 упр. 2

7. Итог. Рефлексия.

– Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

Читайте также: