Свойства равнобедренного треугольника конспект

Обновлено: 07.07.2024

Повторение основных понятий Тест 1 . Отрезок , соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны, называется . Медиана 2 . Перпендикуляр , опущенный из вершины треугольника на противоположную сторону или её продолжение, называется . Высота

3 . В треугольнике АВС отрезок В D делит угол АВС на два равных угла. Как называется отрезок В D ? Биссектриса

/ 4 . В треугольнике провели две медианы. Сколько всего треугольников изображено на рисунке? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) Четыре 2) Шесть 3) Восемь 4) Двенадцать

5 . В треугольнике АВС отрезок AD является медианой. Чему равна длина стороны ВС , если длина отрезка BD равна 3 см? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 9 см 2) 6 см 3) 5 см 4) 3 см

6 . Чему равна градусная мера угла ВАС , если А D – биссектриса треугольника АВС , а угол ВА D равен 35°? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 35° 2) 90° 3) 70° 4) 45°

7 . Может ли точка пересечения высот лежать вне треугольника? Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) Может 2) Не может 8 . Сколько высот имеет любой треугольник? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) Четыре 2) Одну 3) Две 4) Три

9 . Отрезок В D – медиана треугольника АВС , отрезок ВЕ – медиана треугольника DBC . Чему равна длина отрезка ЕС , если отрезок АС равен 20 см? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 15 см 2) 10 см 3) 5 см 4) 4 см

10 . Чему равна градусная мера угла А DB , если отрезок BD – высота треугольника АВС ? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 30° 2) 60° 3) 90° 4) 120°

Объяснение нового материала Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал ещё в глубокой древности. Равнобедренный треугольник обладает рядом геометрических свойств, которые всегда имели широкое применение в практической жизни. Выясним , какой треугольник называется равнобедренным, и какими свойствами он обладает.

Треугольник называется равнобедренным , если две его стороны равны. В А С АВ , А С – боковые стороны ∆ АВС . В С – основание ∆ АВС . Точка А – вершина ∆ АВС , точки В , С – вершины при основании . ∠ А – угол при вершине, ∠ В , ∠ С – углы при основании .

Треугольник , у которого все стороны равны, называется равносторонним . А В С Любой равносторонний треугольник является равнобедренным.

Теорема. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Доказательство . А В С ∆ АВС – равнобедренный, АВ = АС . AF – биссектриса ∆ АВС . F A В = АС , ∠ В AF = ∠ С AF . Теорема доказана. ∆ АВ F = ∆ АС F ( по первому признаку ) , AF – общая сторона, Следовательно, ∠ В = ∠ С .

Теорема. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой. Доказательство . А В С ∆ АВС – равнобедренный, АВ = АС . F AF – биссектриса ∆ АВС . A В = АС , ∠ В AF = ∠ С AF . AF – медиана ∆ АВС . ∠ AF В = ∠ А F С , AF – высота ∆ АВС . Теорема доказана. ( по первому признаку ) , ∆ АВ F = ∆ АС F AF – общая сторона , В F = С F ,

Высота равнобедренного треугольника, проведённая к основанию, является медианой и биссектрисой. Медиана равнобедренного треугольника, проведённая к основанию, является высотой и биссектрисой.

Какие из данных треугольников являются равнобедренными, почему?

Треугольник АВС – равнобедренный ∠МАВ = 100 , найдите ∠А и ∠С в треугольнике АВС

Треугольник АВС – равнобедренный, АС – основание, ВD – биссектриса, ∠СВD = 37 , АС = 25 см. Найдите ∠В, ∠ВDС и DC.

Задача № 107. В равнобедренном треугольнике основание в два раза меньше боковой стороны, а периметр равен 50 см. Найдите стороны треугольника . А В С Решение . Тогда АВ = ВС= см АС = см , Получаем + 2 + = 50, 5 = 50 , = 50 : 5 , = 10, Тогда АС = 5 см, АВ = ВС = 5 ∙ 2 = 10 (см). Ответ: 10 см, 10 см, 5 см .

Задача № 112. Дано : АВ=ВС, ∠1=130 . Найдите ∠ 2 Решение : Углы ∠ 1 и ∠АСВ – смежные, т.е ∠1 + ∠АСВ=180 , значит ∠АСВ = 180 - 130 = 50 АВС – равнобедренный, значит ∠ВАС = ∠АСВ=50 (углы при основании равнобедренного треугольника) ∠ 2 = ∠ВАС = 50 ( как вертикальные) Ответ : ∠ 2= 50

Какой треугольник называется равнобедренным? Какой треугольник называется равносторонним? Является ли равносторонний треугольник равнобедренным? Каким свойством обладают углы равнобедренного треугольника ? Каким свойством обладает биссектриса равнобедренного треугольника? Любая ли биссектриса обладает этим свойством? Какая? Любая ли биссектриса равностороннего треугольника обладает этим свойством?

Определение равнобедренного треугольника

Равнобедренный треугольник — треугольнику которого две стороны равны.
Равные стороны называют боковыми сторонами, а третью сторону — основанием.

Свойства равнобедренного треугольника были известны с давних времен. Еще древние вавилоняне (II в. до н.э.) знали, что углы у основания равнобедренного треугольника равны. Любой треугольник можно разрезать на равнобедренные треугольники.

Свойства и признаки равнобедренного треугольника

Равнобедренный треугольник. свойства и признаки

Свойства равнобедренного треугольника:
1. У равнобедренного треугольника углы у основания равны (теорема).
2. Медиана, биссектриса и высота, проведенные к основанию, совпадают (теорема).
3. Медианы равнобедренного треугольника, проведенные к боковым сторонам, равны.
4. Высоты равнобедренного треугольника, проведенные к боковым сторонам, равны.
5. Биссектрисы равнобедренного треугольника, проведенные к боковым сторонам, равны.

Признаки равнобедренного треугольника:
Если у треугольника есть один из нижеуказанных признаков, то он равнобедренный:
— два угла равны,
— высота и медиана совпадают,
— высота и биссектриса совпадают,
— медиана и биссектриса совпадают,
— две медианы равны,
— две высоты равны,
— две биссектрисы равны.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ:

Задача № 1. Дано: ΔABC — равносторонний, ΔADC — равнобедренный (AD=CD), AC — общая сторона, BC = 8 см, PADC > PABC в 1,5 раза. Найти: CD.

Равнобедренный треугольник. Задача 1

Задача № 2. Дано: ΔABC — равнобедренный, AB = BC, AD — медиана, AB + BD = 27 см, AC + CD = 21 см. Найти: AB, BC, AC.

Равнобедренный треугольник. Задача 2

Задача № 3. Дано: ΔABC — равнобедренный, AB = BC, ∠1 = 130°. Найти: ∠2.

Равнобедренный треугольник. Задача 3

Теоретический тест
с последующей самопроверкой

  1. Медиана в равнобедренном треугольнике является его биссектрисой и высотой. Это утверждение:
    а) всегда верно;
    б) может быть верно;
    в) всегда неверно.
  2. Если треугольник равносторонний, то:
    а) он равнобедренный;
    б) все его углы равны;
    в) любая его высота является биссектрисой и медианой.
  3. В каком треугольнике только одна его высота делит треугольник на два равных треугольника?
    а) в любом;
    б) в равнобедренном;
    в) в равностороннем.
  4. Биссектриса в равностороннем треугольнике является медианой и высотой. Это утверждение:
    а) всегда верно;
    б) может быть верно;
    в) всегда неверно.
  5. Если треугольник равнобедренный, то:
    а) он равносторонний;
    б) любая его медиана является биссектрисой и высотой;
    в) два его угла равны.
  6. В каком треугольнике любая его высота делит треугольник на два равных треугольника?
    а) в любом;
    б) в равнобедренном;
    в) в равностороннем.
  7. Если в треугольнике два угла равны, то этот треугольник является:
    а) равносторонним;
    б) равнобедренным;
    в) прямоугольным.
  8. Если в треугольнике две стороны равны, то:
    а) у него равны два угла;
    б) у него все углы равны;
    в) этот треугольник равносторонний.
  1. Медиана в равнобедренном треугольнике является его биссектрисой и высотой. Это утверждение: б) может быть верно.
  2. Если треугольник равносторонний, то: а) он равнобедренный; б) все его углы равны; в) любая его высота является биссектрисой и медианой.
  3. В каком треугольнике только одна его высота делит треугольник на два равных треугольника? б) в равнобедренном.
  4. Биссектриса в равностороннем треугольнике является медианой и высотой. Это утверждение: а) всегда верно.
  5. Если треугольник равнобедренный, то: в) два его угла равны.
  6. В каком треугольнике любая его высота делит треугольник на два равных треугольника? в) в равностороннем.
  7. Если в треугольнике два угла равны, то этот треугольник является: б) равнобедренным.
  8. Если в треугольнике две стороны равны, то: а) у него равны два угла.

Равнобедренный треугольник – треугольник, у которого две стороны равны между собой.

Равные стороны называются боковыми , третья сторона называется основанием .

равнобедренные треугольники

Свойства равнобедренного треугольника

1. Углы при основании равны

2. Биссектриса, медиана и высота, проведенные к основанию совпадают между собой

3. Углы при основании равнобедренного треугольника вычисляются по следующей формуле:

где – угол напротив основания.

67

4. Биссектрисы, медианы и высоты, проведённые из углов при основании равны между собой

свойства равнобедренного треугольника

5. Центры вписанной и описанной окружностей лежат на медиане=высоте=биссектрисе, проведенной к основанию

ф

Признаки равнобедренного треугольника

1. Если в треугольнике два угла равны, то он равнобедренный.

2. Если в треугольнике медиана является и высотой (биссектрисой), то такой треугольник равнобедренный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Документ приложение 2.docx

Приложение 2.
Устная работа по готовым чертежам

Какие треугольники являются равнобедренными?

2.Какие из сторон являются боковыми сторонами треугольников, а какие – основанием?

3. Найти угол КВА

hello_html_m1125f36.jpg

hello_html_327603b1.jpg

Выбранный для просмотра документ Приложение 1. .docx

Верно ли, что если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны ;

Верно ли, что медианой треугольника называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны ;

Верно ли, что биссектриса угла – луч, делящий угол на два равных угла ;

Верно ли, что отрезок биссектрисы угла, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны, называется биссектрисой треугольника ;

Верно ли, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, и точка пересечения всегда лежит внутри треугольника ;

Верно ли, что из точки, не лежащей на прямой, можно провести, по крайней мере, два перпендикуляра к ней ;

Верно ли, что две прямые называются перпендикулярными, если при их пересечении образуется хотя бы один прямой угол ;

Верно ли, что высота треугольника – перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к противоположной стороне ;

Верно ли, что три стороны треугольника пересекаются в одной точке, и она всегда лежит внутри треугольника ;

Верно ли, что три биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке, и эта точка лежит внутри треугольника .

Верно ли, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны

Верно ли, что в равнобедренном треугольнике биссектриса, является медианой и высотой

Выбранный для просмотра документ Приложение 3..docx

Раз –подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Выбранный для просмотра документ Приложение 4. .docx

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

4. Я выполнял задания…

6. Теперь я могу…

9. У меня получилось…

11. Меня удивило…

12. Мне захотелось…

Выбранный для просмотра документ конспект урока .docx

Технологическая карта урока
Предмет: математика (геометрия)
Класс: 7
Тип урока: Урок закрепления

Образовательные : выявить уровень овладения знаний и умений по теме; научить в процессе реальной проблемной ситуации использовать определение равнобедренного и равностороннего треугольников, свойства равнобедренного треугольника, продолжить ф ормирование умений применять свойства равнобедренного треугольника для решения задач, формирование умения сознательного пользования основными понятиями ;

Развивающие: совершенствовать умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать умение выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий, развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать, формировать логическое мышление ; способствовать развитию познавательной активности; прививать интерес к геометрии .

Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группы сверстников, воспитывать ответственность и аккуратность.

Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения; уважать и принимать чужое мнение; формировать адекватную самооценку и чувство собственного достоинства.

Регулятивные УУД: работа по алгоритму, с памятками; прогнозирование своей деятельности для решения поставленных задач, целеполагание и выдвижение гипотез, умение выделять необходимую информацию для решения базовых задач и задач в измененной ситуации.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли, умение интегрироваться в группу, поддержание здорового духа соперничества.

Познавательные УУД: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его; развитие пространственных представлений; развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.

Планируемые
результаты

Предметные: знать понятия равнобедренного и равностороннего треугольника, медианы, биссектрисы и высоты, свойства равнобедренного треугольника.

Уметь применить свойства равнобедренного треугольника при решении задач.

Личностные: умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группы, через взаимодействие с математическим содержанием учиться уважать и принимать чужое мнение и поднимать самооценку.

Метапредметные: применять полученные знания при решении проблемных ситуаций, связанных со свойствами равнобедренного треугольника.

Основные понятия

Треугольники, виды треугольников, равные треугольники, высота, медиана, биссектриса.

Межпредметные
связи

Формирование у школьников конструктивных умений и навыков (например, таких как измерение, построение плоской фигуры, равной данной, геометрическое моделирование и конструирование) позволяет значительно ускорить процесс формирования некоторых умений при обучении изобразительному искусству. Применение материала урока для решения задач с практическим содержанием.

основные

дополнительные

Геометрия.7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Д.Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2013.- 383с.:ил.
Карточки, линейки, карандаши, компьютер

Формы работы
учащихся

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

I . Организационный этап. Мотивация.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Установка: Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает

Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этой установки, будем активны, внимательны, развивать и тренировать свое геометрическое зрение.

На столах у вас лежат карточки с заданиями. Вы будете работать с этими задачами на уроке.

Вам предстоит решать различные задачи: базовые задачи, задачи с практическим содержанием. Вы познакомитесь с некоторыми задачами, которые могут встретиться на итоговой аттестации в 9 классе (ГИА).

Обучающиеся готовы к началу работы, имеют представление о форме проведения устных упражнений и работе с карточками.

Обучающиеся ставят проблемные вопросы и отвечают на них.
Например:

1. Что называется треугольником?

2. Сколько элементов содержит треугольник?

3. Какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника?

4. Какие виды треугольников бывают? (по углам и сторонам)

5. Какими свойствами обладает равнобедренный треугольник?

II Актуализация знаний .

Что является важным при решении задач?

б) Устная работа по готовым чертежам (Приложение 2).

Знание определений и теорем.

Обучающиеся знакомы с такой формой работы. Отвечают на вопросы, которые появляются на слайде.

Взаимопроверка (сверяют с ответами на слайде)
Сдают работы.
Формулируют определение медианы, биссектрисы, высоты треугольников, определение и свойства равнобедренного треугольника. Следят за грамотностью речи.

III Обобщение и систематизация знаний (базовые задачи). Воспроизведение на новом уровне.

Работа в статических парах.

Дано: ∆ АВС – равнобедренный,

СН – высота.
Доказать, что ∆ АНС = ∆ ВНС

Задача №2 А

Работа в группах.

1 группа . Дано: АВ = ВС, А D = ЕС. Докажите, что ∆ В D Е – равнобедренный.

2 группа . Найдите биссектрису АМ, проведенную к основанию ВС равнобедренного треугольника АВС, если периметр треугольника АВС равен 32 см, а периметр треугольника АВМ равен 24 см (сделайте чертеж).

Чертеж не копируют, только решения пишут в тетрадь.

Совместное обсуждение решения задач, взаимопомощь, демонстрируют умение договариваться. Выдвигают гипотезы, доказывают или опровергают предположение.

Чертеж не копируют, только решения пишут в тетрадь.

Совместное обсуждение решения задач, взаимопомощь, демонстрируют умение договариваться. Предлагают различные варианты решения задачи.

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Обучающиеся делятся на группы, демонстрируя у мение интегрироваться в группу, слушать и вступать в диалог. Решают поставленную задачу в своей группе. Целеполагание, выдвижение гипотез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Физкультминутка (Приложение 3) .

Ребята выполняют упражнения, демонстрируют управление поведением.

IV Применение знаний и умений в новой ситуации.

Самостоятельная работа по вариантам.

Учащимся, имеющим проблемы с учебным материалом, испытывающим сложности при решении задач, пропустившим по болезни уроки, предлагается тест, который они могут выполнить, используя учебник.

Дано: ∆ ВСЕ равнобедренный ЕМ – биссектриса,

ВС= 16 см, : ВЕМ = 43°

Найти: ВМ, ВЕС,ЕМВ

Дано: ∆ АЕС равнобедренный ЕО – мелиана,

АО= 9 см, : АЕС = 80°

Найти: АС, АЕО,ЕОА

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания в тетрадях.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

VI Рефлексия

Пишут в тетрадях (используют имеющиеся в дневниках карточки с незаконченными предложениями). Несколько человек зачитывают свои предложения.

VII Этап оценивания знаний учащихся и подведение итогов урока

Наш урок подходит к концу. В течение урока мы хорошо работали. Перед нами была задача: ф ормирование умений применять свойства равнобедренного треугольника для решения задач, формирование умения сознательного пользования основными понятиями . Как вы думаете, мы справились с этой задачей?

Обучающиеся самостоятельно учатся оценивать, продуктивно прошел урок или нет.

VIII Информирования учащихся о домашнем задании

Домашнее задание: п.14-18, вопросы 1-13 на стр. 48; № 117 №120

Ребята внимательно слушают и записывают задания.

Список использованной литературы

3. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии 7 класс. М.: Просвещение,1991.

4. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград, 2003.

Читайте также: