Свобода совести и вероисповедания конспект

Обновлено: 06.07.2024

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Конституция РФ в ст. 14 объявляет РФ светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих принципах:

1) отделение церкви от государства. Этот принцип означает: во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций; во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь; в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии; в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;

3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще;

4) равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований.

Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в РФ доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости. Запрещается любая деятельность, связанная с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества, в том числе проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.




В развитие конституционной нормы о свободе вероисповеданий указанный федеральный закон предусматривает право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

Свобода вероисповеданий включает в себя и свободу создания религиозных объединений. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" закрепляет право граждан исповедывать любую религию индивидуально или совместно с другими, в том числе путем добровольного объединения граждан и создания в целях совместного исповедания и распространения веры религиозных объединений. Они создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Их общими признаками являются вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. Законодательство РФ устанавливает административную и уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Конституция РФ в ст. 14 объявляет РФ светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих принципах:

1) отделение церкви от государства. Этот принцип означает: во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций; во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь; в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии; в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;

3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще;

4) равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований.

Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в РФ доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости. Запрещается любая деятельность, связанная с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества, в том числе проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

В развитие конституционной нормы о свободе вероисповеданий указанный федеральный закон предусматривает право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

Свобода вероисповеданий включает в себя и свободу создания религиозных объединений. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" закрепляет право граждан исповедывать любую религию индивидуально или совместно с другими, в том числе путем добровольного объединения граждан и создания в целях совместного исповедания и распространения веры религиозных объединений. Они создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Их общими признаками являются вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. Законодательство РФ устанавливает административную и уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.

Что такое свобода совести — значение понятия в обществознании

Свобода совести является одним из фундаментальных прав, закрепленных не только в Европейской конвенции по правам человека, но и в целом ряде национальных, международных и европейских законов, включая Конституцию РФ.

Что такое свобода совести?

Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода совести — независимость духовной жизни, мировоззрения, выбора религии.

Свобода совести базируется на следующих принципах:

  • отделение религии и ее организаций от государства;
  • светскость характера государственных образований;
  • свобода исповедовать любую религию и совершать религиозные обряды.

В 1966 году ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах, расширив свое предыдущее заявление в отношении проявления религии или убеждений.

Статья 18 Пакта о гражданских и политических правах широко рассматривается как одна из самых важных, если не самая важная, статей о свободе религии или убеждений. Она гласит, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Несмотря на важность статьи 18, она не получила такого же внимания со стороны международного сообщества, как другие положения Пакта о гражданских и политических правах. Хотя Пакт о гражданских и политических правах является обязательным международным договором, краткость внимания к религиозной и сознательной свободе оставляет много вопросов.

Личное право на свободу совести

Свобода совести и свобода вероисповедания базированы на принципе светскости российского государства. Это значит, что никакая религия не может быть признана государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается психическое свойство человека, проявление нравственного самосознания, самообладания, признание необходимости соблюдения определенных правил жизни. Для религиозных людей совесть ассоциируется в первую очередь с догмами веры. Для атеистов совесть основана на моральных критериях различения добра и зла.

Содержание свободы совести включает в себя свободу самоопределения личности, свободу выбора человеком его мировоззрения и убеждений. Свобода вероисповедания выступает одним из элементов свободы совести.

Содержание свободы вероисповедания включает, в том числе, право исповедовать, индивидуально или совместно с другими, любую религию или не исповедовать вообще никакую религию, свободно выбирать и изменять, иметь и распространять свои религиозные убеждения и действовать согласно им.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации по признаку отношения к религии в Российской Федерации не допускается на законодательном уровне.

Гарантия свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации заключается в том, что никто не обязан раскрывать свое отношение к религии и не может быть принужден к определению своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или отказу участвовать в религиозных службах и других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений или в преподавании религии.

Важный элемент свободы вероисповедания — это право граждан на получение религиозного образования по своему выбору, одному или совместно с другими. Воспитание и обучение детям дают их родители или лица, их заменяющие, при этом обязательно учитываются права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Законы, регулирующие свободу совести в России

Мораль и религия по-разному влияют на правовые системы. По этой причине свобода совести и свобода вероисповедания должны защищаться с помощью различных правовых средств.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации по признаку отношений к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода религии означает право выбирать религиозное убеждение и свободно отправлять религиозные обряды и ритуалы в соответствии с этим убеждением.

Администрация государственных и муниципальных образовательных учреждений по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, а также с согласия самих детей, обучающихся там, вправе по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставлять религиозным организациям возможность обучать детей основам религии вне образовательной программы.

Религиозным объединениям предоставляется право совершать религиозные ритуалы и церемонии, производить и распространять религиозную литературу и предметы религиозного назначения.

В нашей стране запрещены религиозные объединения, деятельность которых наносит вред здоровью граждан, побуждает их отказываться от выполнения своих гражданских обязанностей или совершать противоправные действия.

За нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях предусматривается ответственность: административная и уголовная — ст. 5.26 КоАП РФ и ст. 148 УК РФ соответственно.

Что представляет собой принцип свободы совести, примеры

Основные аспекты принципа свободы совести:

  1. Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций.
  2. Светский характер государственного образования предполагает:
    • равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования;
    • запрет на любые формы религиозной и атеистической пропаганды в учебных заведениях;
    • воспитание подрастающего поколения в духе терпимости к проявлениям инакомыслия.
  3. Возможность свободно исповедовать свою религию.

Рассмотрим пример на практике. Принцип свободы совести, закрепленный в ст. 28 Конституции РФ, подразумевает следующее. Человек вправе сам формировать свое мировоззрение, взгляды, убеждения, выражать их открыто, но таким образом, чтобы не было нанесено ущерба свободе другого человека и обществу вообще, то есть необходимо помнить о допустимых пределах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: обозначить общественную значимость проблемы свободы совести в РФ

2. Понятие свободы вероисповедания.

К числу базовых личных прав и свобод, которым современное гражданское общество уделяет приоритетное внимание, относится право человека на свободу совести.

Формирование правового государства, развитие процесса демократизации в России так же поставили в центр внимания государства и общественности вопросы осуществления прав и свобод человека, в связи с этим вполне закономерен и повышенный интерес к проблемам свободы совести, которая была и остается одной из основополагающих общечеловеческих ценностей, неотъемлемой частью личной свободы граждан.

ЗАДАНИЕ:Изучить лекционный материал и ответить на вопросы письменно

2. Понятие свободы вероисповедания

Понятие свободы совести.

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога совсем.

Данная свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

В философии совесть означает внутренний нравственный критерий оценки собственных действий, регулирующий высказываемые мысли и действия, ограничивающий свободу моральными рамками поведения. Современные исследователи определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека.

В содержании свободы совести можно выделить следующие составляющие: право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, но при этом не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободное отправление религиозных культов и обрядов и т.д.

Понятие свободы вероисповедания

В свободе вероисповедания можно выделить такие составляющие, как: равноправие всех религий и верующих всех исповеданий и их равенство перед законом, недопущение дискриминации по религиозному признаку, право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию.

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии.

hello_html_7edc4fd0.jpg

Можно сделать вывод, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека .

Происходящие в России преобразования всех сфер жизни общества выдвинули на повестку дня проблему правового регулирования государственно-церковных отношений.

Вступила в силу новая Конституция Российской Федерации, на ос­нове обновленного Гражданского кодекса РФ получило развитие законодательство, регулирующее гражданско-правовые отношения. Возросло как количество, так и конфессиональное многообразие религиозных организаций. Значительно расширилась сфера их деятельности: помимо культовой практики они стали активно заниматься благотворительной деятельностью, духовным просвещением и образованием, сотрудничать с армией и органами охраны правопорядка, заключать соглашения с министерствами и ведомствами.

Все более заметное место в жизни этих организаций стала занимать хозяйственная, предпринимательская деятельность, неурегулированная я правовом отношении.

Неурегулированными оставались и вопросы. связанные с возвращением бывших церковных зданий и другого имущества, с взаимоотношениями школы и церкви, с налогообложением, и другие Ощутимое влияние на религиозную ситуацию в России стали также оказывать религиозные движения, ранее неизвестные в стране, что не могло не оказать воздействия на духовную безопасность общества.

В результате появились серьезные проблемы в плане безопасности личности и общества, стабильности его важнейших институтов, что явилось одной из важнейших причин необходимости принятия нового закона. регулирующего государственно-религиозные отношения.

Сыграли свою роль возросшая активность и авторитет традиционных для России религиозных организаций, и прежде всего Русской Православной Церкви. Некоторые ее иерархи, оценив условия религиозной свободы и по своему осмыслив исторический опыт Российской империи и советского периода, выступили с требованиями придать церкви функции, близкие к государственным. Эти и другие проблемы в религиозной жизни должны были найти адекватное правовое закрепление, что потребовало изменения ранее действующего законодательства.

О свободе совести и о религиозных объединениях

Так, во втором и третьем абзаце преамбулы законодатели подтверждают конституционное право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, право на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

Четвертый абзац отдает дань уважения православию — той вере, которая одухотворяла жизнь многих десятков поколений россиян и являлась символом их национальной идентичности, внесла наибольший вклад в создание своеобразной, органически входящей в мировую, национальной культуры, в становление русской нации — основы современного российского общества.

Пятый абзац в порядке, установившемся в религиоведческой литературе, перечисляет мировые и национальные религии, последователи которых веками жили в России и оказали существенное влияние на духовное и культурное развитие народов нашей страны.

Среди них, включающих разнообразные направления, конфессии, толки:

христианство: православие — Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) и другие церкви, ведущие свое происхождение от дореволюционной Православной российской церкви, Русская православная старообрядческая церковь и другие старообрядческие толки; Армянская апостольская церковь, представленная п России двумя епархиями; католицизм в лице единой Римско-католической церкви латинского обряда, имеющий в России две апостольские администратуры; объединения молокан, духоборов; протестантские объединения, к которым относятся евангельские христиане-баптисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской пятидесятники, а также другие протестантские деноминации;

ислам — суннитские и шиитские общины, не имеющие единых централизованных и масштабе россии организаций и создающие различные центры по территориально-национальному признаку;

буддизм — общины (местные религиозные организации и монастыри -дацаны), в основном сосредоточенные в Бурятии, Туве, Калмыкии, Читинской и Иркутской областях, имеющие свои духовные управления;

иудаизм — еврейские религиозные общины и организации, среди которых выделяются ортодоксальные и реформистские, в свою очередь имеющие различные течения;

другие упоминаемые законом исторические религии народов России, к которым относятся объединения последователей древних языческих культов, сохранившихся или возрождающихся в республиках Коми, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, на Чукотке и в ряде других субъектов Российской Федерации.

Среди военнослужащих Вооруженных Сил представлены приверженцы практически всех религий, существующих на территории нашей страны. Опросы показывают, что среди верующих военнослужащих православных 79 процентов, мусульман 10 процентов, буддистов около 2,5 процента и около 2 процентов протестантов и католиков. Остальные придерживаются других вероучении.

Поэтому государство и исполнительные органы власти, командование воинских частей и подразделений все это обязательно должны учитывать и никоим образом не подчеркивать свою приверженность той или иной религии.

Показателен в этом отношении пример взаимодействия органов военного управления Уральского военного округа и религиозных объединений Урала и Западной Сибири. Здесь взаимоотношения строятся на основе Соглашения, подписанного командующим УрВО как с представителями Русской Православной Церкви, так и с Духовным управлением мусульман.

В масштабе всех Вооруженных Сил отношения между армией и РПЦ были оформлены 2 марта 1994 года Совместным заявлением министра обороны Российской Федерации и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 11. В этом документе было провозглашено начало взаимодействия церкви и армии в научной, культурной, духовно-нравственной и благотворительной областях.

Через три года, 4 апреля 1997 года, между Министерством обороны РФ и Русской Православной Церковью было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое конкретизировало и расширяло направления взаимодействия. В Соглашении отмечалось благотворное влияние церкви на морально-психологическое состояние личного состава и духовно-нравственный климат в воинских коллективах. Русская Православная Церковь, Русская старообрядческая православная церковь, некоторые Духовные управления мусульман и ряд других религиозных объединений создали у себя специальные подразделения или назначили уполномоченных для работы с военнослужащими. В свою очередь в органах военного управления были введены должности офицеров по связям с государственными органа­ми, общественными организациями и религиозными объединениями. Такое организационное оформление отношений соответствует сложившейся ситуации и не противоречит существующим законам России.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов (ст. 148), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение равноправия граждан (ст. 136), их оскорбление (ст. 130). Согласно ему совершение преступления против жизни и здоровья граждан по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды влечет утяжеление наказания.

К иной ответственности относится прежде всего гражданско-правовая, наступающая в связи с судебным иском лица к другому гражданину или юридическому лицу, а также дисциплинарная, которая может быть применена к должностным лицам, не выполняющим свои обязанности или иным образом нарушающим законодательство.

Подводя итоги вышесказанному, хочется акцентировать внимание на том, что вся воспитательная работа в войсках как с верующими, так и с неверующими, должна быть сосредоточена на формировании у них общепризнанных нравственных идеалов, устойчивой позитивной социальной ориентации, высокой активности в деле выполнения воинского долга. Противостояние верующих и атеистов (или свободомыслящих) либо представителей различных конфессий недопустимо, все противоречия между ними должны носить характер исключительно мирного и конструктивного сопоставления идей, взглядов, ценностей. В этом и заключается основное условие реализации в Вооруженных Силах одного из важнейших прав, завоеванных человечеством, — права на свободу совести.

В заключение необходимо подчеркнуть, что более полная реализация принципа свободы совести в Вооруженных Силах будет способствовать дальнейшей демократизации всех сторон военной службы, придаст новый духовный импульс претворению в жизнь замыслов военной.

Читайте также: