Строй подразделений на машинах конспект

Обновлено: 05.07.2024

Для посадки на машины военнослужащие выстраиваются впереди машины в одношереножном или в двухшереножном строю так, чтобы шеренга (вторая шеренга) находилась впереди машины не ближе трех шагов. Водители машин становятся в строй своего подразделения. У военнослужащих проверяется, разряжено ли оружие. Если же передвижение на машинах совершается с заряженным оружием, то проверяется, поставлено ли оно на предохранитель; штыки-ножи отмыкаются.


Рис. 97. Размещение военнослужащих в кузове автомобиля

Посадка и размещение

Посадка на автомобили производится через правый, левый и задний борт; на автомобили с закрытым кузовом - через задний борт. На автомобиль, находящийся на правой обочине дороги, посадка через левый борт не производится.

При посадке с бортов по команде (сигналу) "К МАШИНАМ" личный состав подразделения выстраивается головами колонн на уровне задних колес машин, водители при необходимости открывают задний борт.

По команде (сигналу) "ПО МЕСТАМ" военнослужащие, используя колеса и подножки, быстро занимают свои места на автомобилях. Размещение военнослужащих в кузове автомобиля показано на рис. 97.

По окончании посадки закрывается задний борт и проверяется его крепление.

Автоматы при посадке берутся как удобнее. После посадки они ставятся между коленями и поддерживаются обеими руками. Автоматы по команде командира могут быть взяты в положение "на грудь".

Наблюдение за креплением бортовых запоров кузова автомобиля во время движения ведется "бортовыми", назначаемыми из военнослужащих, сидящих на крайних местах у переднего и заднего бортов. Наблюдение за сигналами старшего начальника ведется назначенным наблюдателем, который размещается в правом переднем углу кузова автомобиля.

Высадка из автомобилей

Высадка из автомобилей производится через правый, левый и задний борта; из автомобилей с закрытым кузовом - через задний борт. Высадка из автомобилей, находящихся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.

Для высадки из машин подается сигнал "К МАШИНАМ" или команда "Отделение (взвод), через правый, левый борта (задний борт) - К МАШИНАМ". По этой команде (сигналу) военнослужащие быстро высаживаются из машин и выстраиваются около них или действуют по команде командира. Оружие при высадке берется как удобнее.

Посадка личного состава на автомобили может производиться через правый, левый и задний борта; на автомобили с закрытым кузовом – через задний борт.

Посадка на машины, находящиеся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.


Размещение личного состава в кузове автомобиля:

а – на продольных сиденьях; б – на поперечных сиденьях

При посадке на автомобили используются подножки.

Вещевые мешки и скатки шинелей снимаются по указанию (команде) командира подразделения (старшего машины) и размещаются в машине.

Командир подразделения (старший машины) следит за правильностью посадки личного состава, а по окончании ее проверяет крепление запоров бортов, после чего занимает свое место рядом с водителем или по указанию старшего командира в левом переднем углу кузова автомобиля.

Высадка личного состава из машин может производиться:

- из автомобилей с открытым кузовом – через правый, левый и задний борта;

- из автомобилей с закрытым кузовом – через задний борт.

Высадка личного состава из других машин производится как удобнее.

Высадка из машин, находящихся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.

По этой команде личный состав быстро высаживается из машин и выстраивается около них или действует по команде (приказу) своих командиров.

При высадке из машин оружие берется как удобнее, а ротные пулеметы и другое тяжелое оружие передаются ранее высадившимся военнослужащим


Походный строй роты - колонна (рис. 48). Построение роты в колонну, а также перестроение ее из развернутого строя в колонну производятся по команде "В колонну - МАРШ".

При перестроении роты из развернутого строя в колонну машина командира роты или головная машина первого взвода начинает движение прямо и затем выходит на указанное направление; за машиной командира роты или за головной машиной первого взвода в порядке номеров или в порядке, указанном командиром роты, выдвигаются на установленной дистанции остальные взводы в колоннах.

Команды. Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами старшими машин. При подаче команды сигналом предварительно подается сигнал ВНИМАНИЕ, а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом ВНИМАНИЕ.

При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 5 Строевого устава. После этого, в зависимости от численности команды, производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.

Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.

Посадка на автомобиль и в боевые машины Посадка личного состава на машины может производиться - в боевые машины пехоты и бронетранспортеры - через люки - на автомобили - через правый, левый и задний борта; на автомобили с закрытым кузовом - через задний борт Посадка личного состава на другие машины производится как удобнее.

Посадка на машины, находящиеся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается При посадке в боевые машины пехоты и в бронетранспортеры по команде К МАШИНАМ" назначенные военнослужащие открывают кормовые двери крышки посадочных люков) десантного отделения; у автомобилей водители при необходимости открывают задний борт.

По окончании посадки кормовые двери (крышки посадочных люков, борта) закрываются По команде "ПО МЕСТАМ" подразделения быстро занимают свои места в машинах. При посадке используются колеса, гусеницы и подножки Оружие при посадке берется как удобнее, за исключением ротных пулеметов и другого тяжелого оружия, которые передаются военнослужащим, произведшим посадку или стоящим сзади.

После посадки оружие ставится между коленями и поддерживается обеими руками. Автоматы, кроме того, по команде командира подразделения могут быть взяты в положение "на грудь Вещевые мешки и скатки шинелей снимаются по указанию (команде) командира подразделения (старшего машины) и размещаются в машине Командир подразделения (старший машины) следит за правильностью посадки личного состава, а по окончании ее проверяет крепление запоров дверей люков) и бортов, после чего занимает свое место в боевой машине пехоты и в бронетранспортере на сиденье командира машины, а в автомобиле - рядом с водителем или по указанию старшего командира в левом переднем углу кузова автомобиля Если место командира машины занимает старший командир, то командир отделения или взвода размещается в десантном отделении машины Экипаж танка по команде "ПО МЕСТАМ" одновременно поворачивается кругом и быстро занимает места в танке в следующем порядке: командир танка, пропустив заряжающего, подбегает к левому борту и вслед за наводчиком занимает свое место в танке; наводчик подбегает к левому борту, быстро производит посадку и занимает свое место через люк командира танка; заряжающий подбегает к правому борту, быстро производит посадку и занимает свое место через люк заряжающего; механик водитель быстро производит посадку и занимает свое место через люк механика водителя Экипажи танков, имеющие другой состав, занимают свои места в боевых машинах применительно к изложенному порядку с учетом размещения экипажей в машинах и расположения люков Посадка десанта на танк на месте производится с бортов. Если посадка десанта с бортов невозможна, она производится с кормы танка. При этом оружие берется как удобнее, за исключением ротных пулеметов и другого тяжелого оружия, которые передаются военнослужащим, произведшим посадку или стоящим сзади. На танке военнослужащие размещаются с соблюдением требований безопасности. Командир перевозимого десантом подразделения в отношении соблюдения правил посадки личного состава и размещения его на танках выполняет указания командира танкового подразделения и об окончании посадки докладывает ему и своему непосредственному начальнику Перед началом движения подразделения (части) предварительно подается команда "ЗАВОДИ , по которой производятся пуск и прогрев двигателей машин По команде "МАРШ" все машины начинают движение одновременно в том строю, в котором они находились на месте, или перестраиваются по команде командира, принимая на ходу установленные дистанции и интервалы. Если дистанции между машинами в колонне были не больше 10 м, машины начинают движение поочередно, набирая установленные дистанции При определении порядка и скорости движения, а также остановок для отдыха необходимо руководствоваться указаниями, изложенными в боевых уставах Дистанции между машинами зависят от скорости и условий движения и в среднем могут быть 2 0 м Для изменения дистанций подаются команды "УВЕЛИЧИТЬ ДИСТАНЦИИ "УМЕНЬШИТЬ ДИСТАНЦИИ". Повороты в движении могут производиться последовательно за направляющей машиной (заездом) или одновременно всеми машинами подразделениями Для последовательного поворота кругом по команде "ВНИМАНИЕ, ДЕЛАЙ, ЧТО Я" головная машина на пониженной скорости разворачивается кругом и продолжает движение в обратном направлении параллельно колонне. Остальные машины, дойдя до места поворота головной, также разворачиваются и продолжают движение. Для одновременного поворота направо (налево, кругом) подается команда ВСЕ НАПРАВО (ВСЕ НАЛЕВО, ВСЕ КРУГОМ . По команде "ВСЕ НАПРАВО ВСЕ НАЛЕВО " машины на ходу одновременно разворачиваются в указанную сторону и продолжают движение в новом направлении. По команде "ВСЕ КРУГОМ" каждая машина останавливается, не сокращая дистанции, поворотом налево разворачивается кругом и продолжает движение в обратном направлении. При необходимости освобождения дороги колонной в движении подается команда "ПРИНЯТЬ ВПРАВО . По этой команде все машины в колонне одновременно отводятся с проезжей части дороги и продолжают движение по правой обочине или справа от дороги. Остановка машин производится по команде "СТОЙ , по которой машины подходят к остановившейся впереди машине и поочередно останавливаются на дистанциях не ближе 10 м или на дистанциях, установленных командиром. Перед остановкой колонны машины отводятся на правую обочину или вправо от дороги. Перекрестки, развилки дорог, мосты, теснины, железнодорожные переезды, подъезды домов и въезды во дворы должны оставаться свободными, если при этом и нарушаются дистанции. Если необходимо, после остановки подается команда "ГЛУШИ ДВИГАТЕЛЬ Высадка личного состава из машин может производиться: - из боевых машин пехоты и бронетранспортеров - через люки - из автомобилей - через правый, левый и задний борта; из автомобилей с закрытым кузовом - через задний борт Высадка личного состава из других машин производится как удобнее Высадка из машин, находящихся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается Для высадки из машин подается команда "К МАШИНАМ Например "Отделение (взвод, рота, через правый, левый борта (задний борт "К МАШИНАМ. По этой команде личный состав быстро высаживается из машин и выстраивается около них или действует по команде (приказу) своих командиров. При высадке из машин оружие берется как удобнее, а ротные пулеметы и другое тяжелое оружие передаются ранее высадившимся военнослужащим.

1. Построение личного состава.

2. Подведение итогов занятия, ответы на вопросы, поощрение отличившихся обучаемых.

Строй – установленное Строевым уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Шеренга ( или одношереножный развёрнутый строй ) – это строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии.

Линия машин – это размещение машин одна возле другой на одной линии.

Строй имеет следующие элементы :


Фланг правый ( левый ) – правая ( левая ) оконечность строя. При поворотах строя наименования флангов не изменяются.

Фронт – сторона строя в которую военнослужащие обращены лицом ( машины – лобовой частью ).

Тыльная сторона строя – сторона, противоположная фронту.

Интервал– расстояние по фронту между военнослужащими ( машинами ), подразделениями и частями.

Дистанция – расстояние в глубину между военнослужащими ( машинами ), подразделениями и частями.

Ширина строя – расстояние между флангами.

Глубина строя – расстояние от первой шеренги ( впереди стоящего военнослужащего ) до последней шеренги ( позади стоящего военнослужащего ), а при действиях на машинах – расстояние от первой линии машин ( впереди стоящей машины ) до последней линии машин ( позади стоящей машины ).

Развёрнутый и походный строй.

В зависимости от предназначения строи бывают развёрнутые и походные.


Развёрнутый строй – это такой строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю ( в линию машин ) на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Двухшереножный строй – строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага ( вытянутой руки, наложенной на плечо впереди стоящего военнослужащего ). Шеренги называются первой и второй. При поворотах строя названия шеренг не изменяются.

Ряд – два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому.

Неполный ряд – когда за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги.

При поворотах двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу. Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу.

Сомкнутый– одношереножный ( двухшереножный ) строй в котором военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

Разомкнутый– одношереножный ( двухшереножный ) строй в котором военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.


Развёрнутый строй применяется для проведения проверок, расчётов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй – строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Он применяется для движения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

Колонна – строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения ( машины ) – одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Колонны применяются для построения подразделений и частей в развёрнутый или походный строй.

Направляющий – военнослужащий ( подразделение, машина ), движущийся головным в колонне в указанном направлении.

Замыкающий – военнослужащий ( подразделение, машина ), движущийся последним в колонне.

Действия военнослужащих у автомобиля и на автомобилях.


Для посадки на машины военнослужащие выстраиваются впереди машины в одношереножном или двухшереножном строю так, чтобы шеренга ( вторая шеренга ) находилась впереди машины не ближе трёх шагов. Водители машин становятся в строй своего подразделения.

Посадка на автомобили производится через правый, левый и задний борта; на автомобили с закрытым кузовом – через задний борт. На автомобиль, находящийся на правой обочине дороги, посадка через левый борт не производится.

Высадка из автомобиля производится через правый, левый и задний борта; их автомобиля с закрытым кузовом – через задний борт. Высадка из автомобилей, находящихся на правой обочине дороги , через левый борт не разрешается.

Наблюдение за креплением бортовых запоров кузова автомобиля во время движения ведётся “ бортовыми “, назначаемыми из военнослужащих, сидящих на крайних местах у переднего и заднего бортов.

Наблюдение за сигналами старшего начальника ведётся назначенным наблюдателем, который размещается в правом переднем углу кузова автомобиля.

141. В развернутом строю машины подразделений и частей выстраиваются на одной линии по фронту в линию машин, в линию взводных или ротных колонн на установленных Уставом или командиром интервалах и дистанциях между машинами и подразделениями. При этом личный состав находится на машинах или выстраивается впереди машин в одношереножном или в двухшереножном строю, в линию взводных или ротных колонн так, чтобы последняя шеренга находилась впереди машин не ближе трех шагов (рис. 35—38); механики-водители и водители машин становятся в строй своего подразделения.




Рис. 35 Построение отделения и экипажа танка: а -впереди бронетранспортера б — впереди боевой машины пехоты в- впереди танка


Рис. 36 Построение взвода с личным составом впереди машин: личный состав — в двухшереножном строю; машины — в линию


Рис. 37 Построение роты с личным составом впереди машин: личный состав и машины — в линию взводных колонн


Рис. 38 Построение батальона с личным составом впереди машин: личный состав и машины — в линию ротных колонн

142. В походном строю машины в подразделении выстраиваются в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

143. Перед посадкой в боевые машины пехоты и бронетранспортеры, а также на автомобили и другие машины в подразделениях при необходимости производится расчет военнослужащих и военного имущества по машинам и указывается способ посадки. Перед посадкой личного состава на машины проверяется, разряжено ли оружие, а если передвижение совершается с заряженным оружием, то поставлено ли оно на предохранитель; штыки-ножи (штыки) отмыкаются (откидываются).





Рис. 39 Построение личного состава для посадки: а — через посадочные люки боевой машины пехоты б — через посадочные люки бронетранспортера в — через задний борт автомобиля г — десантом на танк

147. Посадка личного состава на машины может производиться: — в боевые машины пехоты и бронетранспортеры — через люки; — на автомобили — через правый, левый и задний борта; — на автомобили с закрытым кузовом — через задний борт. Посадка личного состава на другие машины производится как удобнее. Посадка на машины, находящиеся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.



Рис. 40 Размещение личного состава: а — в боевой машине пехоты; б — в бронетранспортере



Рис. 41 Размещение личного состава в кузове автомобиля: а — на продольных сидениях; б — на поперечных сидениях

151. Посадка десанта на танк на месте производится с бортов. Если посадка десанта с бортов невозможна, она производится с кормы танка. При этом оружие берется как удобнее, за исключением ротных пулеметов и другого тяжелого оружия, которые передаются военнослужащим, произведшим посадку или стоящим сзади. На танке военнослужащие размещаются с соблюдением требований безопасности. Командир перевозимого десантом подразделения в отношении соблюдения правил посадки личного состава и размещения его на танках выполняет указания командира танкового подразделения и об окончании посадки докладывает ему и своему непосредственному начальнику.


Рис. 42 Развернутый строй взвода — линия машин


Рис. 43 Походный строй взвода — колонна



При перестроении взвода из линии машин в колонну за машиной командира взвода выдвигаются в порядке номеров на установленной дистанции остальные машины взвода (рис. 44). Перестроение взвода из колонны в развернутый строй — линию машин (рис. 45) — производится, как указано в ст. 155.

Читайте также: