Строевая подготовка в школе конспект кратко

Обновлено: 21.07.2024

Строевая стойка (рис. 85) является основным элементом строевой выучки. Она принимается по командам: "СТАНОВИСЬ" и "СМИРНО" и без команды: при отдании и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна СССР и гимнов союзных республик, при отдании чести, а также при подаче команд.

Для принятия строевой стойки необходимо стать прямо без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

По команде "ВОЛЬНО" стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не снижать внимания и не разговаривать.

По команде "РАВНЯЙСЬ" все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. По команде "Налево - РАВНЯЙСЬ" все, кроме левофлангового, поворачивают голову налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят).

При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны. По окончании выравнивания по команде"СМИРНО" все военнослужащие быстро ставят голову прямо.


Рис. 85. Строевая стойка: а - вид сбоку; б - вид спереди

Для снятия головных уборов подается команда "Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ", а для надевания - "Головные уборы(головной убор) - НАДЕТЬ" .Головной убор снимается и надевается правой рукой. Снятый головной убор держать в левой руке, согнутой в локте, звездой (кокардой) вперед (рис. 86).


Рис. 86. Положение снятого головного убора: а - фуражки; б - пилотки; в - шапки-ушанки

Повороты на месте

Повороты на месте выполняются по командам: "Нале-ВО", "Напра-BO", "Кру-ГОМ".

Повороты налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга) производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.

Повороты выполняются на два счета: по первому счету повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу; по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу. При этом необходимо сочетать перенос тяжести тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одновременным резким поворотом корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок другой ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. Повороты выполняются с соблюдением всех правил строевой стойки.

Движение

Движение совершается шагом или бегом.

Нормальная скорость движения шагом 110 - 120 шагов в минуту (размер шага 70 - 80 см). Нормальная скорость движения бегом 165 - 180 шагов в минуту (размер шага 85 - 90 см).

Шаг бывает стр оевой и походный.

Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при отдании чести в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на строевых занятиях.

Движение строевым шагом начинается по команде "Строевым шагом - МАРШ". По предварительной команде поДать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.

Рис 87. Движение строевым шагом

При движении строевым шагом (рис. 87) ногу оттянутым вперед носком выносить на высоту 15 - 20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню, отделяя в то же время от земли другую ногу. Руками производить, начиная от плеча, движения около тела: вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела; назад - до отказа в плечевом суставе (пальцы рук полусогнуты). В движении голову и корпус держать прямо, смотреть перед собой (рис. 88).

Рис. 88. Действия рук при движении

Походный шаг применяется во всех остальных случаях (при совершении марша, передвижении на занятиях и др.).

Рис. 89. Шаг на месте

Движение походным шагом начинается по команде "Шагом - МАРШ". При движении ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободное движение около тела.

При движении походным шагом по команде "СМИРНО" перейти на строевой шаг, а при движении строевым шагом по команде "ВОЛЬНО"идти походным шагом.

Обозначение шага на месте производится по команде "На месте, шагом - МАРШ" (в движении - "НА МЕСТЕ"). По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимаешь на 15 - 20 см от земли и ставить ее на землю с передней части ступни; руками производить движения в такт шага (рис 89). По команде "ПРЯМО", подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом.

Для прекращения движения подается команда, например: "Рядовой Иванов - СТОЙ". По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю левой или правой ноги, сделать еще один шаг и, приставив ногу, принять положение "смирно".

Для изменения скорости движения подаются команды: "ШИРЕ ШАГ", "КОРОЧЕ ШАГ", "ЧАЩЕ ШАГ", "Ре-ЖЕ", "ПОЛШАГА", "ПОЛНЫЙ ШАГ".

Для перемещения одиночных военнослужащих на несколько шагов в сторону подается команда, например: "Рядовой Иванов. Два шага вправо (влево), шагом - МАРШ". По этой команде сделать два шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага.

Для перемещения вперед или назад на несколько шагов подается команда, например: "Два шага вперед (назад), шагом - МАРШ". По этой команде сделать два шага вперед (назад) и приставить ногу. При перемещении вправо, влево и назад движение руками не производится.

Повороты в движении

Повороты в движении применяются для изменения направления движения как одиночными военнослужащими, так и подразделениями при их совместных действиях.

Повороты в движении выполняются по командам: "Направо", "Нале-ВО", "Кругом - МАРШ".

Для поворота направо по исполнительной команде, поданной одновременно с постановкой на землю правой ноги, левой ногой сделать шаг и повернуться на носке левой ноги. Одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

Для поворота налево по исполнительной команде, поданной одновременно с постановкой на землю левой ноги, правой ногой сделать шаг и повернуться на носке правой ноги. Одновременно с поворотом вынести левую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

Для поворота кругом по исполнительной команде, которая подается одновременно с постановкой на землю правой ноги, сделать еще один шаг левой ногой (по счету раз), вынести правую ногу по полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету три).

Строевые упражнения - неотъемлемая часть каждого урока.

С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.

Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий. Противоположная сторона носит название "левой". Со стороны правофлангового короткая сторона носит название "верхней границы", а противоположная "нижней". Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой - центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

4. Фронт - сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

5. Тыл - сторона строя, противоположная фронту.

6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,

7. Ширина строя - расстояние между фронтами.

8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

10. Глубина строя - это расстояние от впереди стоящего (от первой шеренги) до позади стоящего занимающегося (до последней шеренги) в колонне.

11. Двухшеренговый строй - занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд - занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий - занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

14. Замыкающий - занимающийся, двигающийся последним в колонне

Основные правила произношения команд.

1. Команды разделяются на предварительную и исполнительную / "Шагом - Марш!", "Направо!"/ Но есть команды только исполнительные / "Равняйсь!", "Смирно!"/.

2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки "Смирно!".

3. При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй , затем направление движения и способ исполнения.

Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:

2. Строевые приемы на месте.

3. Перестроения на месте.

4. Способы передвижения.

5. Перемена направления движения.

6. Перестроения в движении.

7. Размыкание и смыкание.

1. Построения.

1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:

1 Построение в шеренгу. Для построения в шеренгу преподавателю необходимо встать лицом к фронту в положение "смирно", в той точке , где должен стоять правофланговый и подать команду " в одну / две , три и т. д./ шеренгу- становись"! Группа выстраивается слева от него.

2 Построение в колонну. Подается команда : "В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!".

Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение "смирно" на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.

3 Для построения в круг произносится: "Встаньте в круг".

2. Строевые п риемы на месте.

1. "Равняйсь!" Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.

2. "Смирно!". По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.

3. "Вольно!" По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,

4. "Правой/левой/- Вольно!". Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.

5. "Отставить!" Поданной команде применяется предшествующее положение.

6. "Нале- во!". Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на

левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

7. "Напра- во!". Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

8. "Кру- гом!" Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.

3. Перестроения на месте.

1. Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подается команда: "На первый- второй- расчитайсь!". Затем подается команда: "В две шеренги - стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчет 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: "В одну шеренгу - стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперед /два/ и приставляют левую /три/.

2. Перестроение из одной шеренги в три. Подается команда: " По три -расчитайсь!"

Затем вторая команда: "В три шеренги - стройся!" По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперед / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подается команда: "В одну шеренгу стройся!". Перестроение происходит в обратном порядке.

3. Перестроение из шеренги "уступами".

В зависимости от того, сколько шеренг надо построить и подается соответствующая команда: "На 9, 6,3 на месте - расчитайсь!". - Вторая команда: "По расчету шагом - марш!"

Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчет до того момента, когда первая шеренга приставит ногу /делая подсчет 7, или 10/. Для обратного построения подается команда: "Кругом!", а затем: "На свои места шагом -марш!". По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом.

4. Перестроение из одной колонны в три "уступом".

После предварительного расчета по три подается команда: "Первые номера два/три, четыре и т.д./ шага вправо, третьи номера два/три, четыре и т.д./ шага влево шагом марш!" Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: "На свои места шагом- марш!" Перестроение выполняется приставными шагами.

4. Способы передвижения.

1. Ходьба на месте. Команда: "На месте шагом - марш!" /слово "марш" произносится кратко/. "Направляющий, на месте!", подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как привыполнении упражнений в движении, дистанция как правило больше. По команде: "На месте" все занимающиеся обозначают шаг на месте, независимо от того, какая у них дистанция.

2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : "Прямо!" подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.

3. Прекращение движения. Команда: "Класс. Стой!" подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

4. Ходьба. Команда: "Шагом- марш!" подается для всякого движения шагом с места. Движение начинается с левой ноги. Команда : "Обычным шагом- марш!" применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу.

5. Строевой шаг. Шаг. При котором ногу надо выносить на 15- 20 см. от пола, держа ступню горизонтально, ставить ногу на всю ступню, При движении рук .вперед, сгибать их так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса, при движении назад рука выпрямляется и отводится до отказа в плечевом суставе. Подается команда: "Строевым шагом - марш!"

в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: "Шире шаг!", "Короче шаг!", "Чаще шаг!", "Ре-же!".

7. Переход с шага на бег и обратно. Подается команда: "Бегом - марш!" При переходе с бега на шаг подается команда: "Шагом- марш!". "Марш" подается под правую ногу

5. Перемена направления движения.

1. Движение в обход. Команда: "Налево /направо/ в обход шагом - марш!" Если команда подается во время движения, то исполнительная команда "Марш!" должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

2. Движение по диагонали. Подается команда: "По диагонали - марш!

3. Движение противоходом. Подается команда: "Противоходом направо/ налево/ шагом- марш!". Интервал между колоннами - один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; "Противоходом внутрь/наружу/ марш!".

4. Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противохо-ду Команды: "Противоходом налево/направо шагом- марш!", "Змейкой-марш!"

5. Движение по спирали. Команда: "По спирали- марш!". Исполнительная команда подается на одной из середин зала. При выходе из спирали подается команда; "Противоходом - марш!", или "Кругом- марш!",

6. Движение открытой петлей. При движении в обход подается команда: "Налево большой открытой петлей- марш!". По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

6. Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении. При движении группы налево в обход, как правило, на верхней или нижней границы зала подается команда: "В колонну по два / по три и т.д./ налево - марш!" После поворота первой двойки следующие делают поворот самостоятельно. Для обратного перестроения подаются команды: "Напра-во!", "(слева в обход; налево, в колонну по одному) шагом -марш!".

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: "Через центр- марш!", как правило, подается на одной из середин зала Команда: "В колонну по одному направо и налево в обход- марш! " подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: "В колонну по два через центр- марш!" Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: "В колонны по одному направо и налево в обход шагом - марш!" По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налезо. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: "В колонну по одному через центр - Марш!".

7. Размыкание и смыкание.

1. Команды: "Направо/налево/ от середины на столько- то шагов "Разомкнись!" Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: "Налево/направо, к середине/ сомкнись!". Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: "бегом".

2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: "От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!". После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: "К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!" Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: "Встаньте на два шага друг от друга", "Разомкнитесь на два шага" и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает существенное влияние на все стороны жизни и деятельности подразделений. Она вырабатывает у военнослужащих образцовый внешний вид, строевую выправку, умение быстро и четко выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в составе подразделений. Строевое обучение способствует боевой выучке личного состава, организованности и сплоченности подразделений, соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины.

Строевая подготовка включает одиночное строевое обучение без оружия и с оружием, строевое слаживание подразделений в пешем порядке и машинах, строевые смотры, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя.

Организацию строевого обучения в подразделениях можно представить как ряд взаимосвязанных этапов (мероприятий), основными из которых являются планирование и подготовка занятий.

Планирование – начальный этап в работе командира. При планировании строевого обучения командир должен руководствоваться требованиями программы боевой подготовки, положениями Строевого устава ВС задачами, поставленными перед подразделением по строевой подготовке, а также уровнем строевой выучки личного состава. Планирование строевой подготовки проводится в батальоне на период обучения, в роте – на неделю.

В плане подготовки батальона по строевому обучению отражаются: вопросы организации плановых и дополнительных занятий, их тематика; методическая подготовка МетодикаМетоды обучения. Обучение строевым приемам. Методика проведения занятия. Проведение инструкторско-методического занятия сержантов, прапорщиков и офицеров, проводящих занятия; строевые смотры и соревнования на лучшее подразделение.

В расписании занятий роты Открыть документ и скачать его определяются планируемые занятия по строевой подготовке: дата и время проведения; подразделения; номера тем, занятий и их содержание; место проведения; кто проводит; руководства, пособия и материальное обеспечение. В расписании также указывается содержание утренних тренировок по строевой подготовке и инструкторско-методических занятий с сержантами.

Занятия по строевой подготовке МетодикаПроведение занятия командиром роты. Обучение приемам с оружием. Занятия по строевому слаживанию подразделений. планируются в роте, как правило, одновременно со всеми взводами и проводятся регулярно в течение всего периода обучения обычно под руководством командира роты: по одиночной строевой подготовке – в течение 1 часа, по строевому слаживанию подразделений продолжительность занятий может быть 1-2 часа.

Занятие по строевой подготовке, как и любое другое, достигает цели в том случае, если оно тщательно подготовлено. При планировании командир подразделения должен предусмотреть проведение инструкторско-методических или показных занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами, а накануне этих занятий провести инструктажи сержантов.

Интересна Методичка по строевой подготовке Открыть документ и скачать его . В ней дается план проведения смотра, контрольных занятий, инструкторско-методических занятий. Несмотря на то, что она издана "гражданским вузом", ее можно считать за Учебник по строевой подготовке для офицера.

Планы-конспекты занятий по предмету

Учебные и воспитательные цели:

2. Довести до личного состава их обязанности перед построением и в строю.

Время: 100 мин.

Место: плац, спортзал.

Метод: практический

Ход занятия:

Содержание учебных вопросов

и действия руководителя

Действия обучаемых

I . Вводная часть:

- принимаю доклад о готовности к занятию;

- проверяю наличие личного состава в строю;

- довожу тему, цели, учебные вопросы и порядок их отработки;;

- перехожу к основной части занятия.

- личный состав рассажен в классе за парты, внимательно слушает мои команды и практически их выполняет, отвечает на заданные вопросы

II . Основная часть:

- кратким опросом проверяю усвоение личным составом материала прошлого занятия;

- довожу до личного состава материал под запись

- перехожу к практической части занятия;

Строй и его элементы

Содержание данного вопроса изучается на самом первом занятии, иначе в дальнейшем невозможно будет требовать от обучаемых качественного усвоения последующих тем.

Первое, что необходимо усвоить обучаемым – это понять, что такое строй.

Руководитель доводит до обучаемых, что Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Учитель уточняет, что для отделения и взвода существуют развернутые одно шереножный и двух шереножный строи, а также походный строй отделения в колонну по одному и в колонну по два и походный строй взвода – в колонну по три и по четыре.

Для показа элементов одно шереножного (двух шереножного) сомкнутого (разомкнутого) и походного строя отделения в колонну по одному (по два), руководитель выстраивает одно отделение в одну (две) шеренги или в колонну по одному (по два) перед строем взвода, разместив обучаемых по росту (ранжиру).

Развернутый одно шереножный строй отделения.

После чего он объясняет, показывает и дает определения: шеренге, флангу и фронту, тыльной стороне строя, интервалу и ширине строя.

Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).

Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Командир подчеркивает, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся обучаемые, интервалы между локтями рядом стоящих солдат равны ширине ладони и приказывает всем установить этот интервал.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Походный строй отделения в колонну по одному.

З атем он объясняет, показывает и дает определения: походному строю, колонне, направляющему, замыкающему, дистанции и глубине строя.

Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй.

Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Развернутый двух шереножный строй отделения.

В двух шереножном строю командир показывает первую и вторую шеренги и уточняет, что при поворотах строя их название не изменяется. Он еще раз объясняет, показывает и дает определения: дистанции и глубине строя, дает определение и показать что такое ряд (полный и неполный), объясняет действия военнослужащего неполного ряда при повороте строя кругом.

Двух шереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд - два военнослужащих, стоящих в двух шереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

При повороте двух шереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Заканчивая изучение данного вопроса, командир говорит о том, что одно шереножный и двух шереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю, рассмотренном выше, военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Для показа разомкнутого строя командир размыкает двух шереножный строй, не указывая (или указывая) интервал и поясняет, что в первом случае военнослужащие размыкаются на один шаг, а во втором на указанное количество шагов.

Походный строй отделения в колонну по два.

Затем он напоминает, показывает и дает определения: колонне, направляющему, замыкающему, дистанции, глубине строя и поясняет что такое походный строй.

Элементы строя взвода командор объясняет, показывает и дает им определения по методике изложенной выше. Для этого он строит взвод в одну, затем в две шеренги, в колонну по три (по четыре).

1.2. Команды для управления строями

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.

Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений и назначенных наблюдателей.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.

Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.

При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.

Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произноситься четко, без резкого повышения голоса.

Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений.

При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.

По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

Обязанность военнослужащего перед построением и в строю

Военнослужащий обязан:

Объясняя обязанности военнослужащих в строю, руководитель доводит до подчиненных, что каждый, находящийся в строю, постоянно выполняет какую-либо команду, поданную командиром. Это является обязательным условием нахождения в строю, не выполнение же команды командира может повлечь применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему.

Командир показывает выполнение строевых приемов при надетой фуражке полевой хлопчатобумажной, затем фуражке и шапке-ушанке, так, чтобы обучаемые видели выполнение приемов с различных сторон. Для этого при показе он поворачивается к строю левым, а затем правым боком и кругом.

Руководитель может вызвать для показа строевых приемов наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняет строевые приемы по его командам.

При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.

Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке кокардой вперед.

Закончив показ приемов в целом, и рассказав, как эти приемы выполняются, командир показывает порядок снимания и надевания головного убора в комплексе в медленном темпе и по разделениям; одновременно с этим кратко поясняет свои действия.

Руководитель находится перед строем подразделения, подает команды на начало и прекращение отработки приемов, контролирует порядок их выполнения, добивается устранения выявленных недостатков и проводит индивидуальное обучение подчиненных.

Разучивание строевых приемов по разделениям осуществляет по методике изложенной выше.

Для разучивания приемов подразделение выстраивается в одну шеренгу с интервалом между военнослужащими 2-4 шага.

Тренировка строевых приемов по разделениям повторяются неоднократно до полного их усвоения.

Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка.

Тренировка строевых приемов повторяются неоднократно до полного их усвоения.

Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка.

Разучивание строевых приемов осуществляет по методике изложенной выше, а тренировка повторяются неоднократно до полного усвоения приемов.

- личный состав отвечает на заданные вопросы;

- выборочно записывают доводимый материал, при необходимости задают вопросы;

ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения занятия по

Тема№:1 Строевые движения без оружия.
Занятие №: 2 Групповое. Повороты на месте. Выполнение команд СМИРНО, ВОЛЬНО, ОТСТАВИТЬ.

Учебные и воспитательные цели:

3. Обучить учащихся поворотам на месте и выполнению команд: СМИРНО, ВОЛЬНО, ОТСТАВИТЬ.

Время: 100 мин.

Место: класс, спортзал, плац.

Метод: практический

Ход занятия:

Содержание учебных вопросов

и действия руководителя

Действия обучаемых

I . Вводная часть:

- принимаю доклад о готовности к занятию;

- проверяю наличие личного состава в строю;

- довожу тему, цели, учебные вопросы и порядок их отработки;;

- перехожу к основной части занятия.

- личный состав рассажен в классе за парты, внимательно слушает мои команды и практически их выполняет, отвечает на заданные вопросы

II . Основная часть:

- кратким опросом проверяю усвоение личным составом материала прошлого занятия;

- довожу до личного состава материал под запись

- перехожу к практической части занятия;

Учитель объясняет, что повороты на месте выполняются одиночными военнослужащими на всех занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй.

Для обучения поворотам на месте учитель выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом в четыре шага) и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в установленном темпе.

Затем он показывает прием и поясняет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке, а поворот направо – в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке.

Все повороты выполняются на два счета: по первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету – кратчайшим путем приставить другую ногу.

Для четкого и красивого поворота на месте необходимо перенести тяжесть тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одновременным рывком корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок противоположной ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. После этого учитель показывает прием в медленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной командам.

Поворот направо разучивается по разделениям на два счета.

Изучение приема можно продолжать под счет вслух самих обучаемых или под барабан.

При изучении поворота необходимо обратить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с резким движением корпуса в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.

После показа и пояснения поворота налево тренировка этого приема проводится в такой же последовательности, как и при изучении поворота направо.

При обучении повороту кругом учитель должен внимательно следить за тем, чтобы ученики не срывали преждевременно с места сзади стоящую ногу, а при повороте не допускали колебания корпусом и размахивания руками.

Тренировка в поворотах направо, налево, кругом проводится самостоятельно, попарно и в составе отделения до полного усвоения.

Если отдельные ученики повторяют ошибку, то учитель поочередно выводит их из строя, указывает на ошибку, подает команды, обучает, устраняя в процессе выполнения команды все неправильные действия.

Характерные ошибки при выполнении поворотов на месте:

- преждевременный поворот корпуса по предварительной команде;

- сгибание ног в коленях;

- размахивание руками при повороте;

- наклонение головы вниз;

- опускание груди или выпячивание живота;

- отклонение корпуса назад;

- поворот, не на каблуке, а на своей ступне;

- при повороте кругом неполный разворот;

- приставление ноги не кратчайшим путем и при этом качание корпуса.

- личный состав отвечает на заданные вопросы;

- выборочно записывают доводимый материал, при необходимости задают вопросы;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок соответствует ФГОС. Потому что все доступно и понятно.

Физическая культура

Студентки группы 402А

Татарского педагогического колледжа

Аксеновой Ксении Владимировны

На уроке физической культуре

Учитель класса:

Методист: Колтышев Сергей Владимирович

Отметка за проведение урока: __________

Предмет: Физическая культура

Цель урока: учащиеся должны знать основные требования строевого устава. Основные положениия одиночной строевой подготовки. Основные положения предварительной и исполнительной команд. Уметь выполнять команды в строю и выполнять строевые приёмы на месте, в движении.

- Образовательные:

1.Закрепить двигательные действия строевой подготовки

2.Укрепить здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных способностей.

3.Разъяснить технику выполнения по строевой подготовке.

1. развивать у детей координацию движения.

-Воспитательные

1.Формировать мотивацию учебной деятельности.

2.Формировать способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1.Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

2. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные:

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

1.Организовывать места занятий физическими упражнениями .

2.Формировать умение выполнять организующие строевые команды и приемы.

Тип урока: комплексный

Продолжительность: 45 минут

Место проведения: спортивный зал

Подготовительная часть(12-15 минут)

Организовать учащихся к предстоящей физкультурно-оздоровительной деятельности.

Активизировать внимание учащихся.

Укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка.

Разогреть мышцы нижних конечностей.

Подготовить организм к предстоящей работе.

Разогреть мышцы шеи.

Разогреть мышцы в плечевом суставе

Повысить эластичность грудных мышц

Разогреть мышцы туловища к предстоящей работе

Разогреть мышцы в тазобедренном суставе.

Разогреть мышцы туловища.

Разогреть мышцы в коленном суставе.

Разогреть мышцы голеностопа ноги.

Разогреть мышцы ног.

3.Собщение задач урока

Ходьба и ее разновидности:

1.Руки вверх ставь! На носках марш!

2.Руки в стороны ставь! На пятках марш!

3.Руки на пояс ставь!На внешнем своде стопы марш!

4.Руки на пояс ставь!На внутреннем своде стопы марш!

Бег и его разновидности:

1.Руки на пояс ставь! Бег с высоким подниманием бедра марш!

2.Руки на пояс ставь! Приставным шагом правым боком марш!

3.Руки на пояс ставь! Приставным шагом левым боком марш!

ОРУ без предмета:

1.Круговые движения головой.

И.П.основная стойка руки на пояс на 1-4 круговые движения в правую сторону, 5-8 в левую сторону

2.Наклоны головы влево, вправо, вперёд, назад.

И.П основная стойка руки на пояс на

3.Круговые движения в плечевом суставе.

И.П. основная стойка руки на плечи, на 1-4 круговые движения в плечевом суставе вперед,5-8 круговые движения в плечевом суставе назад.

4.Отведение рук согнутых в локтевом суставе назад, поворот туловища влево,вправо.

И.П. основная стойка, руки перед грудью на 1-2 отведение рук назад согнутых в локтевом суставе, 3-4 поворот вправо с отведением прямых рук назад, 5-8 тоже самое влево.

5.Круговые движения туловищем.

И.П. основная стойка руки на пояс на 1-4 круговые движения туловища вправо, 5-8 круговые движения туловищем влево.

6.Наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо.

И.П. основная стойка руки на пояс на

1 наклон вперед,

5 наклон вправо,

7.Круговые вращения в тазобедренном суставе.

И.П. основная стойка руки на пояс на 1-4 круговые движения тазом вправо, 5-8 круговые движения тазом влево.

8.Наклоны туловища вперед.

И.П. о. с. руки на поясе

1-наклон к левой ноге ,

9.Круговые движения в коленном суставе.

И.П. руки к коленям на 1-4 вправо, 5-8 влево и.п. упражнение вправо делать начинай.

10.Круговые движения в голеностопном суставе.

И.П. основная стойка руки на поясе правая нога на носке. 1-4 вправо, 5-8 влево, затем смена положения ног и.п. упражнение вправо делать начинай.

А)на правой ноге

Обратить внимание на внешний вид занимающихся.

-Становись! Равняйсь! Смирно!

-Меня зовут Ксения Владимировна, сегодня урок физкультуры проведу у вас я.

Ребята у нас сегодня необычный урок.

Ребята кто знает что такое армия?

Люди которые служат в армии как вы думаете какие упражнения выполняют?

Сегодня и мы поговарим с вами об одних из этих упражнений.

Ребята как вы думаете какая цель нашего урока?

Цель: формировать навыки строевой подготовке.

Какие качества мы будем сегодня формировать?

- основная задача нашего урока: изучить строевые упражнения, какие бывают строевые упражнения, и выполнить строевые упражнения.

В обход по залу шагом марш!

Руки за спину, спина прямая.

-Легким бегом марш!

Медленно переходим на бег.

Движения по кругу.

Спина прямая, плечи расправлены.

Спина прямая, плечи расправлены.

Направляющий на месте……

Раз, раз, раз, два, три. Стой раз, два.

На первый-второй рассчитайсь!

На вытянутые руки разомкнись.

Круговые движения активнее

Делаем наклон глубже

Выполняем наклон глубже

Наклон глубже касаемся пола

Круговые движения активнее

Круговые движение активнее

Основная часть(20-25 минут)

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Ребята сегодня мы будем изучать строевую подготовку.

Но прежде чем изучить строевую подготовку я вам расскажу, какие бывают строевые упражнения.

Может кто из вас знает , какие бывают строевые упражнения?

Уклон нашего занятия сегодня будет на шеренгу и колонну.

-Кто знает что такое строй?

Шеренга (или одношереножный развёрнутый строй)-это строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии.

Кто знает что такое колонна?

Читайте также: