Столетняя война 6 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 25. Столетие бедствий.doc

Столетие бедствий

Учитель: Мы с вами знаем, что Средневековье - это исторический период, который охватывает V – XVI век н.э. Средневековье выступает связывающим звеном между периодом античности и Новым временем. С чем ассоциируется у нас эпоха Средневековья? Это величественные соборы, рыцарские турниры, крестовые походы. Вместе с тем это и: нищета и бедность крестьян, неограниченная власть феодалов, огонь священной инквизиции, нашествия чумы. Средние века действительно являются эпохой ярких контрастов. Наверное, Средневековье не ограничилось бы рамками XVI века, если бы на поздний его период не выпали те испытания, которые ему суждено было пережить. Страшный голод 1315- 1317 г. и великая эпидемия чумы стали черными страницами в истории человечества.

Ученый-архивариус: Неблагоприятные погодные условия 1315 года привели к потере фактически всего урожая. Европа погрузилась в пучину великого голода.

В желании добыть хоть какую-то пищу, чтобы избежать голодной смерти, люди шли на воровство и каннибализм. Постоянные дожди и наводнения еще два года не позволяли собрать полноценный урожай. Хотя 1317 г. считается завершением голода, недостаток продуктов питания продолжался вплоть до 1322 года. Великий голод, который бушевал в странах северной и центральной Европы унес жизни примерно 20% населения. Великий голод стал ознаменованием конца, некогда процветающего исторического периода. XIV век отличился многими бедствиями: войнами, частым голодом, похолоданием и т. д. Но, пожалуй, самое тяжёлое испытание, через которое суждено было пройти европейцам – это Чёрная смерть, эпидемия чумы, начавшаяся в 1347 г. 1347 г. – эпидемия чумы, начало Чёрной смерти.

Эпидемия пришла с Востока. Впервые в Европе она проявила себя на Сицилии. От Чёрной смерти погиб каждый третий европеец, а в некоторых регионах три четверти. Европейцы, обезумевшие от несчастий, искали виновников и обвинили в эпидемии евреев, которые своей обособленностью издавна раздражали местное население. У них была своя религия – иудаизм. Это был единственный народ в Европе, не исповедовавший христианства. При этом евреи часто были вынуждены заниматься ростовщичеством, так как христиане им оставляли самые презренные занятия. Естественно, ростовщик не вызывал большой симпатии у своего должника. В итоге беспочвенные подозрения, возникшие в связи с эпидемией, переросли в массовые расправы над еврейским населением, которое было часто вынуждено менять место своего жительства. Отношение христиан к мусульманам тоже было достаточно враждебным и со временем ухудшалось. Но, за исключением стран Пиренейского полуострова, в Европе в XIV-XV веках мусульман было мало. Для христианской Европы это был враг внешний, а не внутренний и потому считавшийся менее опасным.

Но как ни странно, были и положительные моменты у этого явления.

Ученый-археолог: Особенно сильно отношения между сеньорами и крестьянами обострились в Англии и Франции, которые вели в это время тяжёлую Столетнюю войну друг с другом.

Эпоха восстаний.

Дворяне вскоре оправились от первоначальной растерянности и собрали силы для борьбы. Они заманили в ловушку предводителя восставших Гильома Каля. Тот понадеялся на рыцарское слово, но феодалы не считали себя обязанными держать обещание, данное простолюдину. Крестьяне, оставшиеся без предводителя, были разгромлены. Последовали жестокие расправы над побеждёнными.

Восстание Уота Тайлера. В Англии крупное крестьянское восстание вспыхнуло на четверть века позже. 1381 г. – начало восстания Уота Тайлера.

Крестьянское войско во главе с Уотом Тайлером подошло к Лондону. Городская беднота, сочувствуя восставшим, открыла ворота. Восставшие оказались хозяевами столицы. Они разгромили дома наиболее ненавистных королевских приближённых и чиновников, убили архиепископа Кентерберийского, однако подчёркивали, что они не грабители, а верные слуги короля, обманутого дурными советниками. По требованию крестьян король Ричард II (тогда ещё подросток) встретился с ними и выслушал их требования, главными из которых были личная свобода крестьян и амнистия участникам восстания. Король вынужден был согласиться, после чего значительная часть крестьян разошлась по домам. Остальные, опьянённые успехом, предъявили новые, более решительные требования: разделить между всеми церковные земли и отменить дворянские привилегии. Во время обсуждения этих условий Уот Тайлер, доверившийся королю, был убит мэром Лондона, а другие предводители восставших схвачены и позднее казнены. Повстанцев, лишённых руководства, вытеснили из Лондона, а затем, собрав войска, жестоко наказали. Вновь, как и во время Жакерии, восставших подвело отсутствие дисциплины, наивная вера в доброго короля, слепое доверие к рыцарскому слову.

Выбранный для просмотра документ 26. Самая долгая война в истории.doc

Самая долгая война в истории

Учитель: Столетняя война – это продолжительная совокупность военных конфликтов между средневековой Англией и Францией, причиной развязки которых было желание Англии вернуть ряд территорий на Европейском континенте, которые когда-то принадлежали английским монархам. Английские короли также были в родственных отношениях с французской династией Капетингов, что послужило выдвижению их претензий на французский престол. Не смотря на успехи в первоначальной стадии войны, Англия проиграла войну, оставив за собой только одно владение – порт Кале, который английская корона смогла удержать вплоть до 1559 года.

Ученый-архивариус: Когда в 1314 году неожиданно умер король Филипп IV Красивый, вряд ли кто-нибудь мог предположить, через какие испытания Франции вскоре суждено пройти.

Война, начавшаяся в 1337 году, оказалась самой долгой в истории. Уже в XIX веке её назвали Столетней; в действительности она продолжалась с перерывами 116 лет.

Династические притязания Эдуарда III были не единственной причиной войны. Вспомним: со времён нормандского завоевания 1066 года английские короли владели частью территории Франции как вассалы. В XIII веке в результате удачной политики французских королей английские владения во Франции сократились до небольшого, но богатого герцогства Гиень на юго-западе страны (часть Аквитании). Англичане стремились восстановить Анжуйскую империю эпохи её расцвета. Французские короли, напротив, хотели полностью вытеснить англичан из Франции, так как без этого невозможно было завершить объединение страны.

Интересы двух стран сталкивались и во Фландрии. Графы Фландрии были вассалами французского короля, но в хозяйственном отношении Фландрия была более связана с Англией, поскольку её сукноделие работало на английской шерсти. Каждая из сторон стремилась укрепить своё положение в богатой Фландрии. Таковы были основные противоречия между двумя странами. Помимо этого, в войне были заинтересованы феодалы обеих держав, надеявшиеся завоевать и славу, и богатую добычу.

Таким образом, столкновение между Англией и Францией было неизбежным и назревало давно. Уже с конца XIII века обе стороны активно искали себе союзников. Для англичан, помимо горожан Фландрии, это были испанское королевство Арагон и Священная Римская империя. Для Франции, помимо папства, естественным союзником было испанское королевство Кастилия, соперничавшее с Арагоном, а также извечный враг англичан – Шотландия.

В 1337 году французский король Филипп VI воспользовался очередной англо-шотландской войной и объявил о том, что конфискует владения англичан в Гиени. В ответ Эдуард III выдвинул притязания на французский трон и объявил Франции войну.

Победы англичан.

Первый период войны прошёл под знаком явного военного преимущества Англии. Крупную победу англичане одержали на море, потопив в 1340 году у берегов Фландрии (около Слейса) большую часть французского флота. Дальнейшая борьба развернулась на суше.

Французская армия состояла из отрядов крупных феодалов, каждый из которых действовал на свой страх и риск, не пытаясь наладить взаимодействие с соседями. Дисциплина отсутствовала. Надменные феодалы были убеждены, что исход сражения решится в серии рыцарских поединков. Своих пехотинцев, среди которых было немало наёмников, они презирали. Напротив, англичане прекрасно сочетали действия пехоты и конницы. Рыцари не стыдились сражаться в тесном взаимодействии с пехотинцами. Английские лучники, отличавшиеся редкой дальностью и меткостью стрельбы, были уверены, что в трудный момент боя рыцари не покинут их и обеспечат им прикрытие. Недостатки французского войска в полной мере обнаружились в 1346 году в сражении при Креси.

Война продолжалась. Владения англичан во Франции росли, в Англию непрерывным потоком поступала военная добыча. Огромные выкупы получали за знатных пленников. Зато Франция всё острее ощущала тяготы войны. После смерти Филиппа VI новый король Иоанн (Жан) II попытался переломить ход событий. На юго-западе Франции англичан возглавлял в те годы старший сын Эдуарда III принц Эдуард, прозванный за цвет своих доспехов Чёрным принцем. В 1356 году его войско возвращалось с добычей после очередного грабительского набега. У Пуатье их настигло французское войско во главе с самим королём.

Французов было, по меньшей мере, вдвое больше, но в начавшейся битве они вновь действовали разрозненно, многие погибли под градом английских стрел. Контратака англичан решила исход боя. Французы потеряли несколько тысяч рыцарей. Сам Иоанн II, руководствуясь рыцарскими идеалами, не пожелал отступать и позволил захватить себя в плен. Лавры храброго рыцаря для него оказались дороже интересов государства, которое в трудный момент лишилось своего короля. При Пуатье Франция потеряла и армию, и короля. Именно в это время вспыхнула Жакер И я. Однако доф И н Карл (так называли во Франции наследника престола), не пав духом, продолжил борьбу. Растущее сопротивление французов заставило англичан согласиться на мирные переговоры. В 1360 году в Бретиньи был подписан мирный договор. Эдуард III стал независимым государем больших территорий на юго-западе и вокруг Кале. Англия достигла многого, но далеко не всего, чего хотела. Франция получила передышку.

Франция на краю гибели. Ученый-археолог: Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию и сумел извлечь уроки из предыдущих поражений.

Французы применили новую тактику. Избегая больших сражений, они изматывали англичан неожиданными нападениями и постепенно вытесняли их с захваченных земель. Этому способствовала партизанская борьба простого народа Франции против захватчиков.

Ответом английского народа на возросшие тяготы войны стало восстание Уота Тайлера. К концу столетия обе стороны явно устали от боевых действий и заключили длительное перемирие, чтобы заняться внутренними делами. Но если английский король вскоре был готов возобновить войну, то во Франции, напротив, сложилась сложная ситуация. При слабоумном короле Карле VI за власть боролись его родственники – герцог Орлеанский и герцог Бургундский. Обе стороны искали помощи английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно.

В августе 1415 года король Англии Генрих V возобновил войну. В октябре 1415 года две армии встретились под Азенкуром. Многочисленное французское войско по-прежнему не блистало ни дисциплиной, ни талантами полководцев. Герцог Бургундский со своими войсками намеренно опоздал к сражению. Французы потерпели сокрушительное поражение. Особенно тяжёлым положение Франции стало после того, как герцог Бургундский, изменив интересам Франции, заключил союз с англичанами.

По договору 1420 года между Генрихом V и безумным Карлом VI (от лица которого действовал герцог Бургундский) Генрих V объявлялся временным правителем Франции и наследником Карла VI. Он брал в жёны дочь французского короля, и их дети должны были стать правителями объединённого королевства. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости. Однако сын Карла VI доф И н Карл, которого договор лишал прав на престол, продолжил борьбу. Вокруг него сплотились все патриоты Франции. После смерти Карла VI дофин объявил себя королём Карлом VII, но англичане и бургундцы за ним этого титула не признавали, тем более что он не имел возможности короноваться в Реймсе, как все французские короли. В тот момент Англии или её союзнику – Бургундии принадлежали земли к северу от Луары (в том числе Париж и Реймс) и на юго-западе, остальные территории контролировали сторонники дофина. В больших сражениях англичане были сильнее, и французские войска утрачивали веру в победу. Однако простой народ Франции сохранял и мужество, и волю к борьбе. В стране разгоралась партизанская война.

Орлеанская дева. В конце 1428 года англичане осадили важную крепость на Луаре – Орлеан. В случае ее падения шансов на победу у дофина почти не оставалось. И тут к нему явилась семнадцатилетняя крестьянская девушка по имени Жанна д'Арк.

Ученый-архивариус: ИЗ ПИСЬМА ЖАННЫ Д'АРК АНГЛИЙСКОМУ КОРОЛЮ

Вы, король Англии, и вы, герцог Бедфордский, именующий себя р Е гентом Французского королевства… Окажите справедливость королю неба, отдайте деве, посланной сюда Богом, небесным королём, ключи всех добрых городов, которые вы взяли и подвергли насилию во Франции… Она вполне готова прийти к мирному соглашению, именно: если вы желаете сделать ей должное удовлетворение, возвратите Францию и заплатите за то, что владели ею. Если вы, король Англии, не сделаете так, то я беру на себя руководство войной и, где бы ни настигла ваших людей во Франции, я заставлю их уйти волею или неволею; если они не захотят повиноваться, я всех их уничтожу, если же захотят повиноваться, помилую их. Я послана сюда Богом, небесным королём, как его заместительница, чтобы выгнать вас из всей Франции.

Учитель: По инициативе Жанны был предпринят поход в Реймс, находившийся далеко в тылу вражеских владений. В Реймсском соборе дофин был помазан на царство. Только теперь в глазах всех французов он стал настоящим королём. В ходе войны наступил перелом. Всюду инициатива переходила к французам. Само имя Жанны внушало страх врагам. Однако вскоре счастье изменило Жанне. В стычке она попала в плен к бургундцам, а те передали её англичанам. Карл VII даже не попытался выкупить её или обменять на пленных англичан. Возможно, он опасался, что популярность Девы отодвинет его самого на второй план. Англичане организовали в Руане судебный процесс против Жанны, обвинив её в колдовстве. Если бы им удалось доказать обвинение, успехи французов можно было бы объяснить происками дьявола. Но на следствии юная девушка отвечала на каверзные вопросы учёных богословов мужественно и умело. 30 мая 1431 года Орлеанскую деву сожгли в Руане, так и не доказав её вины.

Завершение и итоги войны. Гибель Жанны не повлияла на ход войны. Прекрасно организованная Карлом VII французская армия с воодушевлением освобождала один город за другим. К 1453 году, который считается датой окончания войны, англичане были изгнаны со всей территории Франции. Лишь порт Кале ещё столетие оставался в их руках.

Война, особенно её последний этап, привела к усилению королевской власти во Франции. Пользуясь поддержкой населения страны, король укреплял постоянную армию, а для её содержания увеличивал налоги. Роль рыцарского ополчения постепенно уменьшалась. Подобные изменения происходили и в Англии. А поражение постепенно избавило Англию от её давней, ставшей уже нереальной, мечты – восстановить Анжуйскую империю Плантагенетов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

Памятка “Изучение истории войны”

3.Причины войны. Повод.

4.Готовность стран к войне.

5.Ход военных действий. Этапы войны.

Задание 2 Работа с историческим документом

а) Обращение Эдуарда I к подданным

Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство - главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон. из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идет шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать свое благосостояние и жить в довольстве.

А) Чем не доволен английский король?

Б) Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами?

В) Почему Англия интересовалась Фландрией?

ТЕМА УРОКА: СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: указывают хронологические рамки и причины Столетней войны, характеризуют места сражений, обстоятельств, участников войны; представляют характеристику Жанны д,Арк и объясняют , почему её имя сохранилось в памяти поколений; читают историческую карту с опорой на легенду.

Метапредметные: читают, выделяют главную мысль, находят ответы на вопросы в тексте.

Познавательные: работают с учебной информацией, историческим документом.

Регулятивные: выделяют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и аргументируют свой ответ, задают вопросы с целью получения нужной информации.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осмысляют социально-нравственный опыт предшествующих поколений, проявляют способность к определению своей позиции.

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Основное содержание темы, понятия и термины

Причины Столетней войны, основные этапы войны. Героическая роль Жанны д,Арк в освобождении Франции. Арбалет, партизанская война, народная освободительная война.

I . Оргмомент.

II . Вступительное слово учителя.

- На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите их (Англия и Франция). И выяснили, что в 13–14 вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Но середине XIV века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

- Между Францией и Англией произошла самая долгая в истории война – Столетняя война.

- Записываем тему урока.

- Как иначе можно назвать наш урок? (Вековая война)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом “война”?

- Зачем нам изучать историю войн?

III. Целеполагание.

- Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.

Об этом говорит и такой факт (отрывок из книги Жана Жуэвиля, маршала Шампани, 1248–1254гг)

Работа с документом. Рабочий лист, задание №1

Задание: Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

- И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет!

Задание: Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в 14 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

Теперь сравните 2 вывода и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей.)

Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги?

IV. Изучение нового материала.

- Вспомните, на что обращают внимание при изучении войн и военных действий?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 2

- Все эти вопросы отражены в памятке "Изучение истории войны". Рабочий лист. Памятка "Изучение истории войны"

- Эта памятка будет планом нашего урока.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 3

2. Изучение темы в соответствии с планом.

1.Хронологические рамки.

- Назовите и запишите в тетрадь хронологические рамки войны.

- Сколько лет длилась Столетняя война?

- Почему война получила такое название Столетней?

2.Страны-участницы войны (обучающиеся, опираясь на знания, полученные ранее, определяют страны - участницы войны). Англия и Франция.

3.Причины войны. Повод.

- Назовите отличия причины от повода к войне.

- Причины - это те цели, которые преследуют страны, вступая в вооруженную борьбу.
Повод - это некая ситуация, которая служит удобным моментом к началу боевых действий; предлог для начала войны.

Работа в парах (1-2). Рабочий лист, задание №2

Задание 1 паре. Работая с документом, выяснить причины войны

Задание 2 паре. Работая с документом, выяснить повод к войне

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 4

Причины войны:

1.Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны (см. карту).

2.Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии. (см. карту).

3.Война – способ обогащения для феодалов.

Повод?(династические споры, конфликт)

- Английский король Эдуард III был по материнской линии внуком французского короля Филиппа IV Красивого из династии Капетингов. В 1328 году умер последний представитель прямой ветви Капетингов Карл IV. На престол был коронован Филипп VI (династия Валуа). Эдуард заявил о своих правах на французский трон и решил силой оружия добиваться французского престола.

4. Готовность стран к войне.

Работа с учебником. Параграф 20, пункт "Армии двух стран". Изучив текст, подготовьте ответ на вопрос "Какая из армии была боеспособнее и почему?"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 5

ВЫВОД: Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы.

Задание: по ходу рассказа учителя заполнить таблицу "Основные события Столетней войны". Места основных сражений дети находят на карте.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 6

Основные события Столетней войны.

- Столетнюю войну можно разделить на 4 этапа.

1 этап. 1337 – 1360 гг. Война началась с морских набегов французов и англичан.

- Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. И в 1340 году произошло морское сражение при Слейсе берегов Фландрии.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 7

- Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане захватили ее и начали наступление на Париж.

- Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси в 1346 г.Французы потерпели сокрушительное поражение. Под контроль Англии перешли Нормандия и Фландрия.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 8

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 9

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 10

- Из подвластной ему Аквитании, он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северную область Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 11

- Командовал ею сам король Франции Иоанн II Добрый. Хронист сообщает, в этой битве погиб весь свет Франции: из 5-6 тысяч погибших составляли рыцари. В плен к англичанам попали самые знатные господа вместе с королем. На севере и на юге стали хозяйничать англичане.

-В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.

2 этап. 1369 – 1396гг.

- Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.

- И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396 году было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны.

- Но положение во Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на больного, слабоумного короля Карла VI между феодальными группировками, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский.Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно!

3 этап. 1415 – 1424 гг.

- В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 12

- Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. По мирному договору 1420 года королем Франции был объявлен английский король Генрих (младенец). Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.

Сто лет побед не видела Франция
Сто лет страну лихорадит война.
Сто лет земля кровоточит под пальцами,
Сто лет Луара от гари черна.
Сто лет народ наш - и воин, и мученик,
Вторит рыданьям монахинь и дев.
Сто лет нас топчут английские лучники,
Лилию мнет геральдический лев.

- Сын Карла VI бежал из Парижа и продолжил войну. Вокруг него сплотились ВСЕ патриоты Франции. Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.

- Что такое партизанская война? (ответы детей).

- Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.

4 этап. 1428 – 1453гг. В 1428 году англичане осадили Орлеан.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 13

- Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

- Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.

Жанна Д, Арк – народная героиня французского народа.

- И именно Жанна уговорила Карла на коронацию в г. Реймсе, воодушевила войско французское, укрепила волю к борьбе народа, с Жанной была снята осада г. Орлеана в 1429г.

- Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны Д’ Арк современники считают чудом: французы приписывают победы вмешательству Бога, англичане – вмешательству дьявола.

- Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда? (ответы детей)

5. Каков результат? Завершение и итоги войны.

- Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII . Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

- Почему Франция одержала победу в войне? (ответы детей).

- Опираясь на полученные знания в ходе уроке, назовите итоги войны.

Итоги войны:

А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону,

б) создание сильного национального государства

в) усиление королевской власти во Франции

Г) на службе у короля появилась постоянная армия.

- Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм.

- Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (ответы детей)

IV . Рефлексия.

- Составьте синквейн по теме урока.

V . Домашнее задание: параграф 20, выучить даты, подготовиться к рассказу с последующей рецензией на ответ по плану:1) причины и повод к войне; 2) основные сражения и их итоги; 3) роль народа в войне; 4) итоги войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка содержит конспект урока, презентация и все необходимые задания, что пригодятся вам на уроке.

Тип урока: комбинированный

ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.

закрепить умения, обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.

сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.

Организационный момент

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала

Причины войны и повод к ней.

Готовность к войне Франции и Англии.

Основные события войны. Жанна д`Арк.

Организационный момент

На прошлых уроках мы с вами рассмотрели, как Англия, и Франция постепенно превратились в централизованные государства, но процесс объединения ещё не был завершён ни в одном, ни в другом государстве.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал.

Соотнесите события и даты

А) Первое заседание парламента в Англии.

Б) Созыв Генеральных штатов во Франции.

В) Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом.

Г) Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном.

Выстроите хронологию событий в Англии

Б) Правление в Англии Вильгельма I Завоевателя из Нормандской династии

В) Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей

Д) Перепись всех земель и населения Англии

Г) Созыв парламента

Е) Проведение Генрихом II судебной и военной реформ

Ж) Разделение парламента на палату лордов и палату общин

З) Гражданская война под руководством Симона де Монфора

Что такое Генеральные штаты? (собрание представителей сословий)

Какие сословия входили в Генеральные штаты? (духовенства, дворянства, бюргерства)

Что такое сословная монархия? (госуд-во, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий)

Кем была завоевана Англия в начале XI века? (герцогом Нормандии Вильгельмом)

Каково значение судебной реформы Генриха II ? (введен суд присяжных)

Какие сословия входили в парламент в 1265 году? (крупные духовные и светские феодалы, представители рыцарей и городов)

Изучение нового материала.

Как вы думаете, между какими двумя странами возникнут военные действия? (ответ: между Францией и Англией)

По какому плану мы всегда изучаем военные действия? (ответ: причины войны, ход войны, итог войны)

Правильно. Поэтому цель нашего урока – рассмотреть основные причины, повод и этапы Столетней войны.

(Работа с учебником С. 167) Найдите в учебнике хронологические рамки войны и запишите их в тетрадь (1337-1453 гг.).

Как определить, сколько лет длилась эта война? (116 лет).

Причины войны и повод к ней.

Давайте обратимся к учебнику С. 167 и найдем основную причину войны (работа с учебником).

Ответ: Борьба за Аквитанию между Англией и Францией.

Давайте проверим, правильно ли указана причина войны, для этого обратимся к карте (стр.154), вспомним: какими территориями владели Англия и Франция к концу XII века, и как изменились их территории к началу войны. (Работа с картой)

Теперь давайте найдем, что послужило непосредственным поводом к войне (работа с учебником С.167)

Ответ: Английский король предъявил свои права на французский престол.

Записываем в тетрадь.

Готовность к войне Франции и Англии.


Ход урока:

План урока:

  1. Причины войны и повод к ней.
  2. Готовность к войне Франции и Англии.
  3. Основные события войны. Жанна д`Арк.
  4. Итог войны.

Ход урока

(Слайд 1) На прошлых уроках мы с вами рассмотрели как Англия, и Франция постепенно превратились в централизованные государства, но процесс объединения ещё не был завершён ни в одном, ни в другом государстве.

(Слайд 2) Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал. Опрос в начале урока

  1. Соотнесите события и даты (работа на доске)

А) Первое заседание парламента в Англии.

Б) Созыв Генеральных штатов во Франции.

В) Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом.

Г) Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном.

А)

Б)

В)

Г)

  1. (Слайд 3)Выстроите хронологию событий в Англии (работа на интерактивной доске)

Б) Правление в Англии Вильгельма I Завоевателя из Нормандской династии

В) Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей

Д) Перепись всех земель и населения Англии

Г) Созыв парламента

Е) Проведение Генрихом II судебной и военной реформ

Ж) Разделение парламента на палату лордов и палату общин

З) Гражданская война под руководством Симона де Монфора

1

2

3

4

5

6

7

8

Как вы думаете, между какими двумя странами возникнут военные действия? (ответ: между Францией и Англией)

По какому плану мы всегда изучаем военные действия? (ответ: причины войны, ход войны, итог войны)

Правильно. Поэтому цель нашего урока – рассмотреть основные причины, повод и этапы Столетней войны.

Давайте в начале урока откроем дневники и запишем домашнее задание (Д/З - §20 С.178 в.1-5, творч. задание – написать историческое сочинение о личности Жанны д ׳ Арк, о ее жизни и подвиге - проанализировать ее подвиг и высказать свою точку зрения, дать свою оценку.)

(Работа с учебником С. 167) Найдите в учебнике хронологические рамки войны и запишите их в тетрадь (1337-1453 гг.). Кто хочет записать хронологические рамки на доске (желающий подходит к доске).

Как определить, сколько лет длилась эта война? (116 лет).

(Слайд 6) Давайте вновь прочитаем план урока, по которому мы сегодня будем работать. (Учащиеся со слайда читают план урока)

(Слайд 7) Давайте обратимся к учебнику С. 167 и найдем основную причину войны (работа с учебником).

Ответ: Борьба за Аквитанию между Англией и Францией.

Давайте проверим, правильно ли указана причина войны, для этого обратимся к карте, вспомним: какими территориями владели Англия и Франция к концу XII века, и как изменились их территории к началу войны. (Работа с картой)

Записываем в тетрадь.

Теперь давайте найдем, что послужило непосредственным поводом к войне (работа с учебником С.167)

Ответ: Английский король предъявил свои права на французский престол.

Записываем в тетрадь.

  1. Готовность к войне Франции и Англии.

(Слайд 8) Переходим ко второму пункту плана.

Читайте также: