Стилистические возможности языковых средств конспект

Обновлено: 07.07.2024

Существование стилей в языке и речи обеспечивается наличием стилистических средств.

Стилистические средства языка – любые языковые единицы, обладающие способностью адекватно реализовать свои семантические, эмоционально-экспрессивные и функциональные возможности в процессе обслуживания различных сфер общения. Стилистически нейтральные средства – это такие языковые единицы, которые не обладают стилистической окраской, а потому могут использоваться в различных сферах и условиях общения, “не привнося в высказывания особого стилистического признака” (М.Н. Кожина).

Стилистически окрашенные (эмоционально-экспрессивные и функциональные) средства – основной фонд стилистических средств языка.

Стилистическая окраска языковой единицы – это те дополнительные к выражению основного лексического и грамматического значения функциональные и экспрессивные свойства, которые несут стилистическую информацию о возможности употребления этой единицы в определенной сфере и ситуации общения. Так, слова “дуреха”, “шалопай”, “сенсация”, “декабрист”, “протон”, “стяг”, “грядущее” не только называют предметы, явления, факты, события и т.п., но и содержат ярко выраженные эмоциональные (дуреха, шалопай, стяг, грядущее) наслоения и функциональные показатели (сенсация, декабрист, протон), относящие эти слова к соответствующей сфере употребления.

Обычно выделяют два вида стилистической окраски: эмоционально-экспрессивную и функциональную.

Эмоционально-экспрессивные элементы языка передают эмоциональное состояние говорящего или его отношение к предмету речи (собственно экспрессивные средства языка) либо характеризуют самого говорящего с языковой точки зрения.

Эмоционально-экспрессивные оттенки проявляются у единиц всех уровней: солнышко, платочек (суффиксы эмоциональной оценки); дубина (о человеке), бьет баклуши (лексика, фразеология); “Ну и сказанул!” (синтаксические конструкции).

Экспрессивные элементы языка следует отличать от нейтральных слов, содержащих в своем значении оценочные элементы; подчеркивающие характер, свойство, оценку действия, состояния, факта (гений, красавица, любить, ненавидеть). Они могут превратиться в экспрессивные в определенных условиях. Сравните: она красавица; пусть она хоть раскрасавица, меня это не трогает.

Экспрессивные свойства языковой единицы используются в процессе общения сознательно, с учетом его содержания, условий и обстоятельств, в которых оно происходит.

Характерологичность проявляется независимо от намерений участников общения: употребление ими определенных слов, оборотов может свидетельствовать об их социальной и профессиональной принадлежности, уровне культуры, начитанности и т.п.

Функционально-окрашенные средства языка несут информацию о типичных сферах употребления языковой единицы. Таковыми являются:

1. Слова, формы слов и словосочетания, “которые ограничены в своем употреблении только определенными видами и формами речевого общения (Д.Н. Шмелев). Так, слова типа “вышеизложенный”, обороты типа “как совершенно очевидно” характерны для научной и официально-деловой речи; чушь, дело дрянь – для разговорной и т.п.

2. Слова и конструкции, которые противостоят нейтральным и являются по отношению к ним стилистическими синонимами: теперь – нынче — ныне; голова – башка — глава.

3. Языковые средства, находящиеся за пределами литературной нормы (диалектизмы, жаргонизмы и т.п.).

Таким образом, окрашенные единицы языка выполняют различные экспрессивно-стилистические функции, которые нередко перекрещиваются, взаимодействуют друг с другом, совмещаются в процессе употребления, наслаиваются друг на друга, дополняя друг друга.

Очевидно, что существование стилей обеспечивается наличием в языке стилистических синонимов.

Стилистические синонимы – это слова, словосочетания, синтаксические конструкции, совпадающие по значению, но различающиеся стилистической окраской и, следовательно, характером употребления в различных функциональных стилях.

Примером стилистических синонимов на уровне лексики могут служить следующие ряды слов:

Вещать – изрекать – говорить – сообщать – толковать.

Примеры стилистических синонимов на следующих уровнях:

Заявить – сделать заявление; открой окно – открыл бы ты окно; он меня толкнул – он меня как толкнет; он выскочил на дорогу – он возьми да и выскочи на дорогу.

Возможность замены одной единицы другой в процессе оформления высказывания, наличие в системе языка различных способов выражения одного и того же содержания ставит перед говорящим или пишущим проблему выбора: какой из имеющихся в языке вариантов наиболее полно и точно соответствует задачам и условиям речевого общения.

Следовательно, чтобы обеспечить хороший уровень общения, необходимо иметь в запасе (в памяти) разнообразные средства языка и актуализировать их в соответствии с нормами оформления высказываний различной стилистической окраски.

Стилистическая структура языка, наличие в нем стилистических синонимов создают возможность отбора языковых средств в реальном речевом общении с учетом тех норм и требований, которые сложились в речевой практике данного народа (общества).

Так, научный стиль характеризуется использованием в нем специфических языковых средств, реализующих наиболее полно его стилевые черты. Норма в данном случае исключает употребление разговорных слов и оборотов, поэтому, “если кто-нибудь в серьезной книге напишет “фагоциты уплетают микробов”, это будет глупо и неуместно”. (Л.В. Щерба), приведет к нарушению стилистической нормы.

Нарушение стилистической нормы приводит к стилистическим ошибкам.

Стилистические ошибки –разновидность речевых недочетов, в основе которых лежит неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств языка, употребление иностилевых слов и выражений.

Стилистические ошибки проявляются в несоответствии выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения, неуместном их употреблении, что ведет к разрушению соответствующей стилистической структуры, к нарушению стилистической нормы. По словам Л.В. Щербы, “…всякое неуместное со стилистической точки зрения употребление слов разрушает стилистическую структуру языка, а язык с разрушенной стилистической структурой то же, что совершенно расстроенный музыкальный инструмент, с той только разницей, что инструмент можно немедленно настроить, а стилистическая структура языка создается веками”.

К разряду стилистических ошибок относятся:

1). Употребление слов иной функционально-стилистической окраски, нарушение стилевой окраски текста. Так, по словам К.И. Чуковского, один из переводчиков принес в издательство такой перевод романтической сказки: “За неимением красной розы жизнь моя будет разбита”. Очевидно, что форма “за неимением” с ярко выраженной принадлежностью к официально-деловой (или научной) лексике недопустима в художественном тексте (пример Б.Н. Головина);

2). Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов.

Ошибки такого рода часто встречаются в сочинениях учащихся, например: “Дружки Пугачева предали его”. Эмоциональная окраска слова “дружки” делает неуместным его употребление в данном контексте.

Избежать стилистических ошибок поможет знание стилистических норм русского литературного языка, правил оформления высказываний различной стилистической окраски, а также глубокое знание самого языка, обеспечивающее возможность выбора, отбора (и понимания) языковых средств в процессе общения. (Цит. по: Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи)

Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.

В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.

Языковые средства в русском языке - что это такое?

Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Языковые средства в русском языке

Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.

Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

Лексические средства выразительности

Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.

Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.

В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.

Что такое языковое средство

Основные языковые средства: тропы

С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

Языковые художественные средства

Бывают ли другие тропы?

Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:

Выразительные языковые средства

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.

Фигуры речи широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.

В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.

Языковые средства языка

Какими бывают стилистические фигуры?

Стилистика предлагает немало собственных средств:

Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.

Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.

Употребление языковых средств

Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.

Какие фонетические средства существуют?

Употребление речевых средств выразительности

Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

Основные языковые средства

С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

Разработка учителя русского языка и литературы Соломенцевой Т.Э.

Дмитровская СОШ №1 им. В.И. Кузнецова

Контрольная работа по русской словесности

  1. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.
  1. Нет такой благородной мысли, которая не встречала бы сочувствия.
  2. Дети читали только французские книги, в частности, Наташа.
  3. Меня поразило лицо женщины, которую кажется, что я уже где-то видел.
  4. Уезжая в командировку, отец пообещал , что обязательно приеду на праздники.
  1. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда.
  2. Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.
  3. Имеющийся жизненный опыт у человека – это истинное его богатство.
  4. Открыв окно, запахло соснами.
  1. Петрова – прекрасный врач.
  2. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и др.
  3. Лектор оперировал с точными фактами.
  4. Мой друг всегда полон новыми идеями.
  5. В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.
  1. В этих событиях важную скрипку играют военные.
  2. Обидели меня ни за что ни про что
  3. В ближайшие дни ей предстоит серьезная операция.
  4. Победители олимпиады были награждены памятными наградами.
  1. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными, небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей воде.

  1. Разговорному 4) официально - деловому
  2. Художественному 5) научному
  3. газетно-публицистическому

Задание: определите характерные языковые и художественные средства

для данного стиля речи.

  1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить? Назовите лексическую единицу .
  1. Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.
  2. Актер умел представлять пение соловья.
  3. Вам нужно срочно представить отчет о командировке.
  4. Я представляю вам возможность самостоятельно решать эти вопросы.

IV. Сборник задач по русской словесности.

V. Прочитайте отрывок. Найдите случаи употребления одних форм времени в значении других. Объясните временные значения и стилистические употребления этих форм. В каких стилях возможно такое употребление?

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов, диковин, как на вечерах у пасечника Рудого Панька. Бывало, соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости, в пасечникову лачужку, усядутся за стол, - тогда прошу только слушать. Иной раз слушаешь, слушаешь, да и раздумье нападет.

VI. В каком ряду есть ошибки в употреблении падежной формы существительного?

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему

Тема. Стилистические возможности лексических средств.

Цели. Повторить орфографические и пунктуационные правила, изученные

в предыдущих классах.

Учить применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Повторить сведения об официально – деловом стиле.

Дать понятие о резюме, визитке, особенности их построения,

требования написания, формировать умение составлять и

оформлять деловые бумаги.

Развивать коммуникативную компетентность (работать в паре, в

Через деловую игру воспитывать культуру речи, интерес к выбору

Оборудование. Рекламные плакаты о разных профессиях; образцы резюме, визиток; дидактические карточки с заданиями по орфографии, пунктуации, лексике

І. Объявление темы, целей урока.

Сегодня на уроке мы попытаемся через деловую игру проверить свои знания по основным нормам орфографии и пунктуации, стилистике, лексике, будем мечтать о своей будущей профессии и, возможно, своем социальном статусе (руководитель фирмы, выпускник университета, безработный и т. д.)

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Экспресс – опрос.

1) Подберите синонимы к слову языкознание (филология, лингвистика).

2) Что изучает лексика? (Лексическое значение слова).

3) Что изучает стилистика? (Различные стили языка).

4) А сколько их? (Пять).

5) Что означает для человека владение официально – деловым стилем?

(- умение правильно оформлять различные документы;

- знание норм этикета в различных жизненных ситуациях;

- возможность получить положительный ответ в отношении собственной проблемы).

Давайте попробуем воссоздать портрет человека, владеющего нормами официально – делового стиля, с помощью прилагательных. Итак, это человек… (записывают прилагательные в тетради)

Остановимся на последнем качестве этого человека. Наверное, каждому из присутствующих в классе хочется примерить на себе этот замечательный портрет и каждому из присутствующих не в далеком будущем придется устраиваться на работу, производить хорошее впечатление на работодателя. Поэтому, будем учиться, во – первых, грамотному письму.

Задание по карточкам (3 человека у доски).

1) Вставить пропущенные буквы, знаки препинания.

2) Дать устно лексическое толкование выделенного слова.

3) Сделать полный синтаксический разбор.

1 карточка. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

2 карточка. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предшественниками.

3 карточка. Быть можно человеком дельным и думать о красе ногтей.

Работа с классом.

1. Записать предложение.

Формула счастливого человека - во – первых, чувство радости от начинающегося утра, желания идти на работу или учебу, а, во – вторых, такое же чувство радости от возвращения домой, к семье.

2. Объяснить все знаки препинания.

3. Задания по вариантам.

І вариант – полный синтаксический разбор.

ІІ вариант – обозначить лексическое значение слова радость.

ІІІ вариант – подобрать слова синонимы – антонимы к слову счастливый. ІV вариант – придумать 2-3 предложения с частицей же (повторение слитное – раздельное написание так же – также, то же – тоже).

ІІІ. Работа над темой урока.

Что такое резюме?

- краткие сведения биографического характера, т.е. образование, профессиональный опыт;

Запишем предложение в тетрадь и подумаем над вопросом: Согласны ли Вы с этой мыслью американского преуспевающего бизнесмена Наполеона Хилла?

В жизненных битвах отнюдь не всегда побеждает сила и скорость, случается и так, что побеждает тот, кто лучше себя преподнесет.

- умение вести корректный разговор;

- навыки составления резюме, визитки;

- убедительное пояснение выбора данной профессии.

1 группа учащихся. Рекламное агентство.

Вакантная должность: художники – оформители.

2 группа учащихся. Туристическое бюро.

Вакантная должность: прием туроператора.

3 группа учащихся . Природоохранная экологическая фирма.

Вакантная должность: инженер – эколог.

4 группа учащихся. Общеобразовательная школа.

Вакантная должность: учитель русского языка и литературы.

Учитель вместе с учащимися комментируют положительные стороны участников деловой игры, ошибки в оформлении резюме, визиток, манере вести разговор с работодателем, речевых и стилистических недочетах.

Читайте также: