Спряжение глаголов 4 класс конспект урока школа 21 века урок 48

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.

Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.

Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение, комментированное письмо, самооценка, проблемная ситуация.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал с правилами, проектор, ноутбук, презентация “Спряжение глаголов”.

1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На гостей вы посмотрите,
Поприветствуйте их всех.
А вас на уроке пусть ждёт успех.

2. Словарная работа. Проводит в виде теста с последующей самопроверкой.

3. Актуализация знаний.

Учитель организует работу по задаванию вопросов по изученному материалу. У каждого ребёнка табличка с определением уровня своего знания.

“+” - это я знал “ - ” - я думал иначе, ошибочная информация “!” - обратить особое внимание “?” –новая информация

2 группы составляют правила про глагол, личную форму глагола из разрезанных слов.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия и состояние предметов. признак предмет кто? что? какой какая? чей?

Личная форма глагола указывает на того, кто выполняет действие. Личная форма имеет лицо и число. не указывает образуется при помощи изменения окончаний

4. Изучение новой темы.

На слайде спряжение глаголов.

Учитель задаёт вопрос: “Как вы думаете, что сделали с глаголами?” Учащиеся исследуют содержание слайда и делают вывод, что глаголы изменяли по лицам и числам.

Учитель объясняет значение слова спрягать по толковому словарю.

Работа по учебнику. Учащиеся изучают правило учебника и сравнивают с своими выводами. Группа детей собирают правило на доске из разрезанных кусочков.

Исследование типов спряжения.

Учитель даёт задание ещё раз внимательно изучить глаголы и сравнить окончания, проанализировать и сделать вывод. После анализа получается вывод, что окончания разные: одни с буквой и, другие с буквой е.

Демонстрация слайдов с типами спряжения.

Чтение правила учебника и сравнение со своим выводом.

5. Применение изученного правила.

Учитель даёт задание разделить слова на 2 группы по спряжениям с последующей взаимопроверкой.

6 Домашняя работа. Предлагается на выбор по уровню сложности 2 упражнения.

Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок. Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности.

Дать определение понятия спряжение глагола.

Формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием, закрепить знания о глаголе, о виде глагола как его постоянном признаке.

Развивать речь через обогащение словарного запаса, смысловое построение лексических единиц, развивать образное мышление.

Воспитывать интерес к пред мету русского языка, продолжать работу по формированию речевой деятельности. Способствовать развитию умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СD-ROM ,ресурсы сети Интернет)

Презентация в NOTEBOOK,

Универсальные (компьютер, проектор, экран,

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Локальная сеть, проектор, экран,

Организованное начало урока. Введение в тему урока. Повторение знаний о глаголе Эмоциональный настрой детей на урок.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрационный (Слайд 1)

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

Основные виды деятельности преподавателя

Подготовка к усвоению материала урока.

Направляющая и контролирующая

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: настроить на работу, заинтересовать детей в начале урока. Познавательные: актуализация опорных знаний.

Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Поисковая деятельность – разгадывание ключевого слова в кроссворде.

Демонстрационный (слайд 4)

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

Основные виды деятельности преподавателя

Контроль за ответами учащихся, чтобы они при образовании неопределённой формы сохраняли вид глагола

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели урока.

Развитие умения анализировать языковой материал и делать вывод.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Поисковая деятельность через сравнительный анализ языкового материала.

Демонстрационный (слайд 7)

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

Создание ситуации успеха, помочь детям открыть правило

Основные виды деятельности преподавателя

Постановка проблемной ситуации

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: установить причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли, внимательно слушать и слышать оппонента.

Работа с использованием нового открытия

Развитие мыслительных операций – анализа и синтеза, как компонентов учебных действий. Формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрационный (слайд 9,10)

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, работа в парах, индивидуальная у доски для самопроверки.

Функции преподавателя на данном этапе

Индивидуальная помощь учащимся. Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи.

Основные виды деятельности преподавателя

Включение всех учащихся в учебную деятельность

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном. Познавательные: уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:

Сохранение здоровья учащихся.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрационный (слайды 11 – 16)

Форма организации деятельности учащихся

Выполнение проговариваемых упражнений

Функции преподавателя на данном этапе

Показ упражнений, помогающих сохранить и укрепить здоровье. Помочь осознать необходимость выполнения упражнений, как можно чаще.

Основные виды деятельности преподавателя

Индивидуальный контроль за правильностью выполнения упражнений.

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Коммуникативные: контролировать, корректировать и оценивать свои действия.

Развитие познавательной мотивации через установление межпредметных связей с литературным чтением. Развитие речи, образного мышления.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Показ слайдов 17, 18

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

Основные виды деятельности преподавателя

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Регулятивные: уметь выбирать способ действия и сравнивать его результат с заданным эталоном. Познавательные: уметь осознанно строить логическую цепочку рассуждений, то есть доказывать свой выбор действий. Коммуникативные: контролировать и корректировать действия одноклассников..

Самостоятельная работа учащихся.

Первичная проверка усвоенных знаний

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

Основные виды деятельности преподавателя

Контроль, помощь, наблюдение.

Самопроверка с помощью средств обратной связи (Слайд 20).

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: уметь оценивать усвоенный материал. Регулятивные: осознать качество и уровень усвоения.. Коммуникативные: контролировать и корректировать действия одноклассников.

Развитие самооценки, чувства удовлетворённости

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрационный (слайд 21)

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

Основные виды деятельности преподавателя

Виды УУД, формируемые на данном этапе.

Личностные: уметь оценивать усвоенное содержание.

Итоговый контроль, подведение итогов

Подведение итогов (слайд 21).

Домашнее задание (слайд 22)

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Долгожданный дан звонок,

А к уроку всё готово?

Настраиваю на работу, использую словесно-наглядный метод; создание атмосферы для активного включения в работу всех учащихся.

а) Актуализация опорных знаний.

- О какой части речи идёт речь?

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам…

- Что вы знаете о глаголе?

Д. – Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета; отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по лицам и числам.

- Тему урока вы узнаете, если правильно впишем слова в таблицу.

- В какой форме даны глаголы?

Д. – Это глаголы1-ого лица, ед. ч.

- Назовите глаголы совершенного вида.

Д. – Соберу, пойму, подниму.

- Назовите глаголы несовершенного вида.

Д. – Прошу, бегу, тру, ловлю, берегу, терплю.

- Вид глагола – Это постоянный или непостоянный признак?

Д. - Вид глагола – это постоянный признак.

- Изменится ли вид глагола при образовании начальной формы?

Д. – Нет, не изменится.

- При выполнении данного задания это нужно учесть.

Дети называют получившиеся слова. На экране по щелчку появляются эти слова.

- В выделенном столбике прочитайте, как называется изменение глагола по лицам и числам.

- Какая же тема нашего урока?

Д. - Спряжение глагола.

- Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

б) Открытие правила.

1 лицо я пек у леж у

2 лицо ты печ ёшь леж ишь

3 лицо он печ ёт леж ит мн. ч

1 лицо мы печ ём леж им

2 лицо вы печ ёте леж ите

3 лицо они пек ут леж ат

- Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?

Д. – У глаголов одного лица окончания разные.

- Хорошо если окончание ударное, тогда нет сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?

Д. – 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут.

2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат.

- Замечательное открытие вы сделали.

- ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),

то это глаголы 1 спряжения.

- ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),

то это глаголы 2 спряжения.

г) Работа с использованием нового правила.

- А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание.

Запишите глаголы в два столбика:

  1. глаголы 1-го спряжения
  2. глаголы 2-го спряжения

Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим.

- Работать будем с комментированием.

Дети комментируют: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.

- Теперь я предлагаю поработать в парах с упр. 2 на стр.106.

- А кто хочет попробовать свои силы у доски?

2 ученика по очереди работают за доской.

- Проверим, как справились с этим заданием. Сравните вашу работу с работой учеников, которые работали у доски.

Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть.

Развитие познавательной мотивации через методический приём – загадка.

Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи.

Закрепление умения образовывать неопределённую форму глагола с учётом его видовой принадлежности.

Развитие мотивационного компонента с помощью создания проблемной ситуации. Использую частично-поисковый метод:

а) постановка проблемы;

б) выдвижение гипотезы;

Создание ситуации успеха через самостоятельно сделанное открытие.

Развитие мыслительных операций – анализа и синтеза, как компонентов учебных действий.

Развитие умения работать в парах.

Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи.

- А сейчас прервёмся ненадолго и отдохнём.

Использую здоровьесберегающие технологии. Сохраняю здоровье учащихся.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса – великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

- Какой приём использовал М. Ю. Лермонтов в этом произведении, говоря о тучке? Д. - М. Ю. Лермонтов, говоря о тучке, использовал приём олицетворение.

- Что такое олицетворение?

Д. – Олицетворение – это перенос качеств живых существ на неживые предметы.

- Мы не случайно вспомнили об этом приёме, так как мы его будем использовать при выполнении следующего задания.

К глаголам подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении.

( Девочка, зима ) идёт.

( Звери, реки ) спят.

( Щёки, костры ) горят.

( Вьюга, собака ) злится.

Задание выполняется устно. Дети читают предложения, которые у них получились.

- Какие предложения у вас получились - распространённые или нераспространённые? Почему?

Д. – Предложения получились нераспространённые, так как в них отсутствуют второстепенные члены предложения.

- Дополните предложения второстепенными членами и прочитайте их.

Дети проговаривают свои варианты.

- Запишите понравившееся предложение. У глагола выделите окончание и определите спряжение.

- Какие предложения записали? Назовите глагол, его окончание и к какому спряжению относится.

- Молодцы! У вас получились замечательные предложения.

Развитие познавательной мотивации через установление межпредметных связей с литературным чтением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Правописание глаголов

Цели: создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;

Тип (вид) урока : урок отработки умения и рефлексии

Задачи урока: повторить теоретический материал о глаголе; - формировать умение видеть и находить орфограммы в глаголах; - отрабатывать умение ставить безударное личное окончание глагола; - развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации; - развивать речь, внимание, самостоятельность, умение оценивать свои знания; - воспитывать интерес к изучению русского языка.

Предполагаемый результат:

Предметные УД: к концу урока ребята будут знать орфограммы глаголов, возможные правила их написания; уметь находить ошибки, объяснять их, писать глаголы без ошибок.

Метапредметные УУД:

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную и наоборот).

Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа .

Личностные УУД - жизненное самоопределение.

Сценарий урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Определение целей урока .

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

Что такое газета?

Редколлегиям всех отделов (информации, новостей, писем, рекламы) предстоит подготовить к выпуску номер газеты для школьников, изучающих части речи.

Определим название газеты (т.е. тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?

Как устроена эта часть речи

Какие ошибкоопасные места таит в себе

Что-то интересное, чтобы увлечь читателя

Дайте в номер известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

- Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

- делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глагола

Межпредметные связи: математика.

Авторы программы: С.В.Иванов и др. под руководством Н.Ф.Виноградовой)

Учитель: Смолькина Надежда Анатольевна

Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

- расширить знания о глаголе и его роли в русском языке;

- формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;

- развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации;

- развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся, самостоятельность, умение оценивать свои знания;

- воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь;

- воспитывать интерес к изучению русского языка;

Планируемые результаты:

- Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

- Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

- делать выводы о результатах совместной работы.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления

Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Межпредметные связи: математика.

Содержание урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Активизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявления места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства). Групповая работа.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Работа в парах.

8. Включение в систему знаний. Тестирование.

9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, выполняемые на данных этапах.

Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)

- С каким настроением мы начинаем урок?

- Что нужно сделать тем, у кого настроение не рабочее? (слайд 2)

- Находим плюсы в работе.

- Настраиваемся на получение результата.

- Вспоминаем свои успехи.

- Когда устали - делаем разминку.

-Планирование учебного сотрудничества (К);

Активизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Наш урок я бы хотела начать с замечательного стихотворения. (слайд 3)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли- эти слёзы,
Этот пух- не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта дробь и эти трели,
Это всё весна!

- Понравилось вам это стихотворение? Почему? В чём его особенность? Что в нём не хватает?

- Нужны ли глаголы?

1) Глаголы помогают передать движение.

2) Глаголы помогают услышать звуки мира.

3) Глаголы оживляют речь, помогают точно передать смысл.

- Что вы уже знаете о глаголе? (слайд 4)

- Оцените себя, на лесенке успеха отметьте номер ступеньки - на сколько, вы хорошо знаете о глаголе. (слайд 5)

В конце урока мы посмотрим, изменились ли ваши знания по данной теме.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Изученный материал мы повторили, какой следующий шаг в учебной деятельности?

- Запишите глаголы, поставьте ударение и определите их спряжение.

Но сначала мы должны вспомнить, что такое спряжение. Выберите правильный ответ.

- Это стихотворение состоит из одного предложения, в котором нет глаголов.

- Глаголы называют действия и состояния.

- Глагол в предложении чаще всего является сказуемым.

- Глаголы отвечают на вопросы что делать или что сделать.

- Глаголы могут быть совершенного или несовершенного вида.

- Глаголы не употребляются с предлогами.

- Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.

- Глагол имеет начальную и личную формы.

- Глаголы могут употребляться в форме единственного и форме множественного числа.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

- Глаголы могут быть 1 или 2 спряжения.

- Мы сегодня будем открывать новое знание.

- Выполнение пробного действия.

Говор[и]шь, бер[у]т, жив[ё]т, стро[и]шь, зре[и]шь

Спряжение глаголов это

-изменение глаголов по падежам

- изменение глаголов по числам

- изменение глаголов по родам и числам

- изменение глаголов по числам и падежам

- изменение глаголов по числам и лицам

- изменение глаголов по родам и лицам

- Извлечение необходимой информации из текстов (П);

- Использование знаково-символических средств (П);

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- Выполнение пробного учебного действия (Р);

- Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- Подведение под понятие (П);

- Учёт разных мнений (К);

Выявления места и причины затруднения

- У кого возникло затруднение?

- В чём затруднение?

- Кто выполнил это задание, то как вы назовёте ваше затруднение?

- Не могу определить спряжение во всех глаголах.

- Я пока не могу обосновать, что правильно определил спряжение глаголов.

- Постановка и формулирование проблемы (П);

- Структурирование знаний (П);

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)

- Сформулируйте цель нашего урока. (слайд 7)

- На какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы? (слайд 8)

- Назовите тему урока. (слайд 9)

- Вернёмся к пробному заданию, как определить, если окончания безударные? (слайд 10)

- Составим план (алгоритм) как определить спряжение глаголов. (слайд 11)

- Как запомнить глаголы–исключения?

- Выполним групповую работу. Все помнят правила работы в группе?

- Я каждой группе раздам по приёму запоминания. Вашей задачей будет изучить приём и показать остальным, как им пользоваться. Проиграть со всем классом данный приём.

- Узнать, как определить спряжение глаголов, если окончания безударные.

Доска вопросов (ученики формулируют вопросы, а один ученик печатает их на компьютере):

1)Можно ли определить спряжение глаголов по начальной форме?

2)Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

3) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

4)Есть глаголы-исключения?

- По начальной форме.


1.Если личное окончание ударное, спряжение глагола определяется по окончанию.

2.Если личное окончание безударное, спряжение глагола определяется по начальной форме.

3.Если в начальной форме глагол оканчивается на –ить (кроме глаголов - исключения), то это глагол 2-го спряжения.

4.Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам – исключения, то это глагол 1-го спряжения.

-Структурирование знаний (П);

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи (П);

- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем (П);

- Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (П);

- Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К);

- Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

Реализация построенного проекта

Определи спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Запиши объяснение по образцу.

Образец: скач[и]т – скакать (1-е спр.) - скачет

Дар[и]шь – дарить (2-е спр.) – даришь,

Люб[и]шь – любить (2-е спр.) – любишь,

Куп[и]шь – купить (2-е спр.) – купишь,

Убира[и]шь – убирать (1-е спр.) – убираешь,

Поздравля[и]шь – поздравлять (1-е спр.) – поздравляешь,

Потеря[и]шь – потерять (1-е спр.) – потеряешь,

Чита[и]шь – читать (1-е спр.) – читаешь,

Слома[и]шь – сломать (1-е спр.) – сломаешь,

Крикн[и]шь – крикнуть (1-е) – крикнешь,

Ужина[и]шь – ужинать (1-е спр.) - ужинаешь

Анализ, обобщение, аналогия (П);

- Структурирование знаний (П);

- Осознанное и произвольное построение высказывания (П);

- Выполнение действий по алгоритму (П);

- Контроль, коррекция, оценка (Р);

Первичное закрепление во внешней речи

Упр. 3 стр. 126 (слайд 17)

Даны глаголы в личной форме. Запиши их в три столбика: 1) спряжение определяется по личному окончанию;

2)спряжение определяется по начальной форме; 3) глаголы-исключения.

1)Звучишь, пищат, хрустят, кладёте, трясём, пасут.

2)Думаешь, забываете, знакомишь, дарят, жаришь.

3)Дышим, вертят, держим, смотришь, терпят.

- Синтез, классификация (П);

- Выполнение действий по алгоритму (П);

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Выполните работу в парах. Проспрягайте глаголы хотеть и бежать(слайд 18).

- К какому спряжению относятся данные глаголы?

- Эти глаголы называются разноспрягаемыми. Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1-го и 2-го спряжения. (слайд 19)

Я хочу мы хотим

Ты хочешь вы хотите

Он хочет они хотят

Я бегу мы бежим

Ты бежишь вы бежите

Он бежит они бегут

- И к 1-му и ко 2-му

- Подведение под понятие (П);

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

Включение в систему знаний

1.Спряжение у глагола берут определяют по ударному окончанию – это глагол 1 спряжения.

2.Глагол любишь - 1 спряжения.

3.Глагол варят - 2 спряжения.

4.Глагол терпеть – глагол-исключение.

5.Глагол бежишь – неспрягаемый.

Самостоятельно выполняют тест, затем производят взаимопроверку, сверяются с образцом и оценивают работу соседа.

- Использование знаково-символических средств (П);

- Контроль, коррекция, оценка (Р);

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

Рефлексия деятельности на уроке (итог урока)

- В начале урока мы составили вопросов, на которые вам хотелось бы получить ответы. Посмотрим на эти вопросы, сможем ли сейчас ответить на них? (слайд 8)

- Оцените свои знания по данной теме на лесенке успеха. Изменились ли ваши знания? (Учитель фиксирует на доске)

- Послушаем результаты социологического опроса.

- Достигли ли мы цели сегодняшнего урока?

- У вас на партах листок с утверждениями. Заполните его. (слайд 22)

- Посмотрим отчёт фотокорреспондента о нашей работе.

- Домашнее задание: упр.4 стр. 126(слайд 23)

Учащиеся отвечают на вопросы, работают с лесенкой успеха.

Девочки-социологи с помощью диаграмм демонстрируют результаты опроса.

Читайте также: