Способы выделения ударения конспект

Обновлено: 07.07.2024

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Ударный слог, ударный слог –

Он назван так недаром.

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит!

Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?

А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!

Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?

Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?

Давайте повторим ещё раз!

Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.

Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.

Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.

Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?

Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.

Но и у переноса слов есть свои секреты.

= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.

= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.

А теперь давайте потренируемся!

В каком слове правильно стоит ударение?

Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Русский язык. 1 класс. 23.03.2017. Урок№ 14. Учитель: Туголукова В.Ю.

Тема урока: Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения.

1.Мотивационно-ориентационный

2.Организационный момент

1Откройте тетради.

- Я тетрадочку открою

Под наклоном положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу!

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь!

Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.

3 .Постановка целей и задач урока.

- Послушайте внимательно сказку и скажите, какая тема нашего урока.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Зам ó к и сказал:

– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк , а возник Зáмок . Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

- Кто может назвать тему нашего урока?

- Сегодня мы с вами будем исследовать ударение.

4.Минутка чистописания.

- С какой буквы начинается слово ударение? (у)

- Давайте повторим, как пишется строчная и заглавная буквы Уу.

- А теперь красиво напишем слово у д а р е н ие

( Записывают несколько раз слово - ударение)

- Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)

- Сколько в нём слогов? ( 5 )

- Как проверить сколько в слове слогов? (Ск. в слове гласных, столько и слогов)

- А теперь разделите слово на слоги для переноса. (уда-ре-ние)

5. Изучение нового материала.

-Итак, ребята, переходим к изучению нового материала.

1) План работы.

- Что такое ударение?

- Какой слог называется ударным?

- Какой слог называется безударным?

Узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Выясним, в каких словах не ставится ударение. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

2) Восприятие нового материала

- Так что же такое ударение?

3) Работа с учебником .

- А теперь откройте учебник на стр. 39 и прочитайте это правило внизу в учебнике.

- Давайте хором повторим правило.

- Кто запомнил, что такое ударение?

(Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.)

- Какой слог ударный, а какой безударный?

(Слог, кот. произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог), наз-ся безударными)

- Откройте стр. 41 упр.4. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Соловей, тетерев, синица.

(Ударение играет важную роль, так как благодаря ему мы можем различать слова.)

6. Первичное закрепление.

Давайте потренируемся ставить ударение. Произнесите слова, выделяя голосом ударение.

1) Работа в тетради

Лиса, диван, дети, школа, дерево, замок.

- Какой слог ударный, а какой безударный.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

- Ребята, что может случиться, если в слове замок поставить ударение на другую букву? (Изменит значение)

- У ударения есть свои секреты..

2) Секреты ударения

- Измените в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово.
Упражнение 7. С. 42 в учебнике

3)Работа в тетради.

-А теперь давайте запишем предложения и в выделенных словах поставим ударение.

На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.

Это следующий секрет ударения.

-Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё.

7. Итог урока

7-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов).

- Какую роль выполняет ударение? (Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.

- В каких словах не ставится ударение? (Над словом из одного слога или буквой ё ударение не ставится)

8. Рефлексия деятельности.

- Нарисуйте весёлый смайлик, кому урок понравился и грустный, кому не понравился.


ЗАДАЧИ УРОКА:

Общеобразовательные: условия для изучения и закрепления знаний детей о правильном произношении и постановке ударения

Развивающие: обогащение словарного запаса через знакомство с многозначностью слов в русском языке; воспитание бережного внимательного отношения к своему родному языку; развитие памяти, внимания, аккуратности.

Воспитательные: формирование у обучающихся культуры речи, любознательность и пытливость в процессе обучения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места

2. Проверка домашнего задания

Прочитайте словарные слова, которые вы записали. Прочитайте слова, которые имеют только один способ пе­реноса. (Рус-ский, пе-нал. )

Прочитайте слова, которые имеют несколько способов переноса? (Во­робей, воро-бей, во-рона, воро-на, ка-рандаш, каран-даш, ли-сица, лиси-ца.)Какое слово нельзя переносить? (Язык. )

3. Актуализация знаний

— В домашней работе у вас встретилось слово язык. По­ставьте в слове язык ударение. Какой слог оказался под ударением? (Второй слог -зык-. )

4. Целеполагание

Прочитайте тему нашего урока. (Ударение.)Определите познавательную задачу урока. (Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой — безударным?

Сегодня на уроке мы будем находить в слове ударный слог; опреде­лять ударение в слове, познакомимся ещё с одним видом словаря — орфоэпическим.

Цели: формировать умение определять ударение в словах; познакомить со случаями, когда ударение не ставится.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить ударение в словах; выполнять творческие задания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

(На доске записаны два столбика слов.)

— Найдите лишнее слово в каждом столбике. (В первом — мел, во втором — Антон.)

— Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно найти лишние слова? (Правило переноса слов.)

(Несколько учеников рассказывают правило, остальные добавляют, если правило рассказано не целиком.)

2. Выборочный диктант

— Запишите только те слова, которые можно переносить, и поделите их для переноса.

(Учитель диктует слова парами.)

Пень — пенёк, конь — кони, куб — кубик, Оля — Ольга.

— Прочитайте слова, которые вы записали.

3. Тест

(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 21, 22).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записано стихотворение.)

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

— Найдите одинаковые по написанию слова. (Сорок и сорок, дорог и дорог.)

— Почему вы читаете их по-разному? (Они имеют разное значение.)

— Поставьте ударение в этих словах. Что означают данные слова? (Сорок — число, количество, сорок — птица, дорог — имеет высокую цену, дорог — полоса земли для передвижения.)

— Чем отличаются эти слова по произношению? (Ударением.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об ударении.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ударением в словах

(На доске записаны слова, разделённые на слоги.)

— Прочитайте первое слово. Сколько слогов в слове оса? (Два.)

— С одинаковой ли силой они произносятся?

(Учащиеся произносят слово оса хором.)

— Какой слог произносится сильнее? (Второй.)

В слове оса ударение падает на второй слог.

(Учитель ставит ударение в слове. Аналогичная работа проводится со словами бабочка, паук.)

— Прочитайте последнее слово. Как вы думаете, нужно ли в нём ставить ударение? Почему?

— На какой слог по счёту может падать ударение? (На первый, на второй, на третий, на четвёртый. )

2. Работа по учебнику

— О чём говорится в этом стихотворении? Почему один из слогов в слове назвали ударным? Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте стихотворение так, как сказано в учебнике.

— Прочитайте сведения о языке.

— Что такое ударение?

— Какой слог называется ударным?

— Какой слог называется безударным?

— Как обозначается ударение в словах?

— Рассмотрите схемы слов. Что вы заметили? Почему в последней схеме нет ударения?

— Чем похожи вторая и третья схемы? Чем они отличаются?

— Выполните задание. В словах обозначьте ударение.

— Прочитайте народную песенку.

— Подумайте, когда люди могли исполнять эту песню. Обоснуйте свой ответ. К кому они обращались?

— Почему не над всеми словами стоит знак ударения?

— Прочитайте задание. Выполните его в парах.

— Прочитайте на с. 40, что нужно запомнить.

— В каких словах не ставится знак ударения? (В односложных и с буквой Ё.)

— Как при произношении мы выделяем ударный слог?

— Прочитайте слова в каждом столбике. Что вы заметили? Почему каждое слово написано три раза?

— Найдите слова, в которых ударение обозначено верно. Запишите их, обозначив ударный слог.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как называется словарь, в котором можно посмотреть правильное произношение слова? (Орфоэпический.)

— Откройте орфоэпический словарь.

V. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок,

Вместе с солнышком встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте слова в каждом столбике. Что вы заметили? (Слова имеют одинаковое написание.)

— Рассмотрите рисунки. Что означают данные слова?

— О каких словах идёт речь в этом стихотворении? Приведите примеры таких слов.

2. Сказка про ударение

Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они были трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит.

Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда слоги живут сами по себе?

Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, конечно, нужно.

Только слоги об этом не знали.

Начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятные, а некоторые — непонятные.

Когда, например, слоги образовывали слова ель, ёжик, селёдка, клюква, всё было понятно. А вот со словами село, замок, пугало, гвоздики получались недоразумения.

— Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова.)

— А может в слове быть несколько ударных слогов? (Нет. Если все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Чем отличаются первая схема и вторая? (В первой схеме первый ударный слог, во второй — второй.)

— Найдите слова, одинаковые по написанию. Объясните значение этих слов.

— Выполните последнее задание.

— Соотнесите рисунки и подписи.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 на с. 17, 18; СУ, задания на с. 20).)

Читайте также: