Способы психологической коррекции комплекса неполноценности конспект

Обновлено: 06.07.2024

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Сон - это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Серотониновый синдром - последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета - красный, желтый, синий и зеленый - различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к "культрно-независимым" невербальным тестам.

Электроэнцефалография (как наука) - это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) - техника регистрации электроэнцефалограммы.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более "смысловыми" (страх воды, высоты).

Если Ваш ребенок одержим компьютерными играми
Как известно, наш век — это век высоких технологий, и компьютер проник в нашу жизнь и жизнь наших детей.

Гадкий утёнок или если Ваш ребенок — изгой
Если Ваш ребенок жалуется, что в садике или в школе с ним никто не хочет дружить, если он замкнутый и боится заговорить с чужими людьми, а, может быть, он стесняется отвечать на вопросы учителя?

Если Ваш ребенок — лидер
Если Ваш ребенок — отличник, лидер в классе и стремится быть таковым в каждом новом коллективе, то, как правило, такие дети очень остро переживают даже из-за маленьких неудач! И это тоже повод для обращения к психологу!

ДТП
Езда на автомобиле в современном городе больше напоминает войну за асфальт. Хамство за рулем, полное игнорирование правил дорожного движения неизбежно приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

© Научно-диагностический центр клинической психиатрии, 2022 г.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Практические способы работы с чувством неполноценности

Такой популярный термин, как “комплекс неполноценности”, ввел австрийский психоаналитик Альфред Адлер (1870-1937). Начались исследования в этом направлении с изучения органической неполноценности и механизма ее компенсации. Кульминацией научного интереса стали исследования психологического чувства неполноценности. В этой статье, рассуждая о сути изысканий Альфреда Адлера, мы рассмотрим коннотацию понимания “чувства неполноценности”.

Истоки чувства неполноценности

Итак, назвать себя действительно счастливым и довольным собой и своей жизнью человеком могут немногие. Да и есть ли необходимость ежедневно задаваться философскими вопросами о счастье?

Мы создаем для себя идеализированную цель полной адаптации, а затем боремся за ее достижение, как если бы эта цель равнялась успеху, счастью и безопасности [4].

Здесь уже не до рассуждений. Происходит борьба – независимо от того, подчинена ли повседневная деятельность фиктивным целям, сформулированным стереотипами, о чем пишет Альфред Адлер в работе “Невротическая конституция”. Или, как нам кажется, ею руководят осознанные порывы, боремся мы за них или отступаем.

Но только смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире, как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, но они также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемам жизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами [3].

Как правило, трудности и социальные проблемы провоцируют развитие чувства неполноценности, которое присуще каждому. Это совсем не указывает на то, что вы неуверенный в себе или не смелый человек. Или на то, что те люди, которые чувствуют себя в мире, как дома, о которых писал Адлер, вымышленные и просто не могут существовать. Дело в том, что чувство неполноценности может как строить препятствия, так и мотивировать человека на конструктивные достижения.

Индивидуальная психология Адлера основывается на исследовании конкретных примеров поведения и их последствиях. Он, как психолог, транслировал свой жизненный опыт на исследуемое поле. Из биографии ученого известно, что в детстве Адлер перенес не одну серьезную болезнь. Вероятно, стремление быть таким же, как другие дети, быть включенным в коллектив - является примером, когда чувство неполноценности стимулирует желание жить и развиваться. Так, он полагал, что применимые к ребенку объяснения в необходимости семьи возможно применить к обществу вообще.

Слабость, по причине которой ребенок живет в семейной группе, аналогична слабости, которая заставляет взрослого человека жить в обществе. Все люди чувствуют свою неадекватность в тех или иных ситуациях. Они чувствуют себя придавленными трудностями жизни и не в состоянии встретиться с ними один на один. Поэтому одной из самых сильных наклонностей человека всегда было стремление объединяться в группы с тем, чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированный индивид [3].

Безусловно, стремление к общности является движущим началом для индивида. Тем не менее, в условиях необходимости включения человека в социальную жизнь и разворачиваются баталии компенсации и чувства неполноценности.

Карен Хорни – исследователь, который принадлежит к важным фигурам в развитии социально-психологических теорий личности, акцентировала в своей работе “Невротическая личность нашего времени” внимание на значении окружающей социальной среды.

Каждый человек понимает, что в границах того, что считается нормальным, имеются вариации. Такая вариация имеет место, например, вследствие половых различий, поскольку они существуют в обществе, как это имеет место и в западной культуре, где считается, что мужчины и женщины обладают разными темпераментами. Проявление сверхозабоченности и страха перед приближающейся старостью для сорокалетней женщины является "нормальным", в то время как мужчина в аналогичной ситуации будет считаться невротиком [1].

В контексте же нашей темы – это доступный пример того, как с общепринятым пониманием нормальности уживается и чувство неполноценности. Более того, такое понимание его провоцирует. Человек сравнивает себя с другими людьми или какими-либо стандартами – и если он не соответствует им или они ему чужды, ощущает свою неполноценность. Другая сторона - чувство превосходства, когда человек испытывает потребность быть лучше других.

Но ведь все не так просто. Казалось бы, кто знает больше человека, что ему нужно? Тем не менее, скрытые цели, которыми мы руководствуемся бессознательно, могут быть разрушительны. К примеру, Адлер заметил, что невротики часто ставят фантастические цели о превосходстве, уделяя им больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям. Невроз – это зачастую конфликт между подавленными желаниями и социальными нормами. Поэтому так важно обозначить действительно свои цели, абстрагируясь от "нормальных", общепринятых.

Карен Хорни пишет, что невротиками в обществе считают тех людей, которые отличаются от остальных отношением к жизни:

Например, мы будем склонны считать невротичной девушку, предпочитающую ничем не выделяться, отказывающуюся от получения более высокой оплаты и не стремящуюся к достижению более высокого положения, или художника, зарабатывающего всего 30 долларов в неделю и предпочитающего довольствоваться малым вместо того, чтобы трудиться и стремиться к большему. Причина, по которой мы будем называть таких людей невротичными, заключается в том, что большинство из нас знакомо только с таким образцом поведения, который подразумевает стремление преуспеть в жизни, опередить других, заработать больше того минимума, который необходим для нормального существования [1].

Парадокс в том, что заимствуя общепринятую модель поведения, игнорируя истинные желания и следуя поставленным не нами целям - мы испытываем чувство неполноценности. То же случается, если мы не подавляем свои желания, а следуем им, но не находим отклика в обществе.

В подобном ключе Фромм рассматривал проблему свободы. Как суметь быть собой, быть свободным и при этом оставаться частью общества? Он усмотрел компромисс в возможности свободной реализации личности.

Каждый из нас способен жить спонтанно. Но прежде нужно ответить на вопрос: что действительно делает меня счастливым?

В основе этой системы (

" data-placement="top" data-content="ТС или Турбо-Суслик - это авторская методика для самостоятельной работы с подсознанием, получившая свое название из-за группы первых экспериментаторов-практикующих, которые в шутку называли себя подопытными сусликами. Система создана Дмитрием Леушкиным в 2008 году на основе BSFF, PEAT и других методик по работе с подсознанием. Целью данной методики декларируется переход к “жизни как процессу” через воплощение четырех принципов: избавление от груза прошлого, “деполяризация” ума, опустошение ума и интеграция частей личности в одно целое." title="">ТС ) лежит идея об избавлении от стереотипов с помощью постепенной их "проработки" и для того, чтобы система себя полностью раскрыла, может потребоваться немало времени, однако первые мощные результаты можно получить уже в течение нескольких месяцев.

Список литературы:
  1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. Питер, 2013.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы. АСТ, 2015.
  3. Адлер А. Наука жить. Port-Royal, 1997.
  4. Фрейджер Р., Фейдимер Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

комплекс неполноценности

Каждому иногда приходилось чувствовать неуверенность, например, перед тем как принять важное решение или сделать сложный выбор, перед каким-то волнительным событием или публичным выступлением, т.е. в любой ситуации, когда нужно непоколебимо верить в свои возможности, способности, себя. Такие ситуации встречаются в профессиональной сфере, в творчестве, в обучении, в спорте и в личной жизни.

Для подобных случаев характерны тревога и волнение, и это свойственно всем, ведь, по сути, это вполне нормальная и стандартная реакция человеческой психики. Однако далеко не каждый человек способен всегда верить в себя, не сомневаться в своих возможностях, преодолевать психологические преграды, начинать дело и достигать цели. И если в итоге случается провал, неудача, отказ или какое-то другое отрицательно окрашенное событие, особенно, если это происходит часто и систематически, у него может сформироваться комплекс неполноценности.

В этой статье мы расскажем, что такое комплекс неполноценности, каковы его признаки и симптомы, особенности у мужчин и у женщин. Также вы узнаете, почему он возникает, к чему может привести, и чем он опасен. И, конечно же, мы предложим несколько способов его преодолеть.

Что такое комплекс неполноценности и его причины

Комплекс неполноценности представляет собой совокупность эмоциональных и психологических ощущений, которые выражаются в чувстве собственной ущербности и безосновательной убежденности в превосходстве над собой окружающих людей.

Комплекс состоит из нескольких элементов:

  • постоянной и сильной неуверенности в себе;
  • чрезмерно заниженной самооценки;
  • неразвитого чувства собственного достоинства;
  • ощущения превосходства окружающих над собой.

Альфред Адлер считал, что комплекс неполноценности основывается на страхе – страхе быть лишним и одиноким, оказаться отвергнутым, ненужным или неполноценным, а все эти страхи тянутся из неосознаваемого страха смерти. Также ученый говорил, что зарождается чувство неполноценности в раннем детстве, когда ребенку приходится сталкиваться со всевозможными ограничениями, обусловленными возрастом, физическим и умственным развитием.

В общем и целом же, причинами комплекса неполноценности служат:

  • недостатки физического или косметического характера;
  • отсутствие благоприятных условий для формирования навыков самостоятельности;
  • чрезмерный контроль и опека со стороны родителей (подавление личности);
  • недостаток внимания и поддержки со стороны родителей (развитие неуверенности в себе);
  • серьезные психологические травмы (насилие, развод, воспитание в детдоме и т.д.);
  • дискриминация;
  • постоянные неудачи с последующей уничижительной критикой со стороны окружающих.

Тут мы не можем не указать на важный нюанс: и переизбыток родительского внимания, и его недостаток в одинаковой мере провоцируют развитие комплекса неполноценности, т.к. не дают формироваться задаткам самодостаточного, уверенного в себе и самостоятельного человека.

А если привести все причины к единому знаменателю, можно увидеть, что основная проблема, служащая катализатором возникновения комплекса, кроется в жестком подавлении индивидуальности человека с самых первых лет его жизни.

Помимо прочего, комплекс неполноценности служит источником родственных ему других комплексов, таких как, например, комплекс превосходства, который выражается в высокомерии и хвастовстве. Этому тоже есть примеры: дети и молодые люди часто становятся на путь преступной жизни, чувствуя мнимое превосходство над более слабыми людьми и теми, за чей счет им удается самоутвердиться.

Однако последствия могут быть еще серьезнее, и о них следует поговорить отдельно. Но прежде давайте посмотрим, что говорят о комплексе неполноценности психологи.

Чем опасен комплекс неполноценности и как он проявляется

Во всех подробностях разбирать последствия комплекса неполноценности мы не будем, а просто укажем на них. Думаем, что по одному лишь их описанию уже можно будет прийти к ясному пониманию того, к чему способно привести ощущение собственной ущербности и никчемности.

Распространенными последствиями комплекса неполноценности являются психические расстройства разной степени:

  • суицидальные мысли и наклонности;
  • психологическая зависимость от людей, привычек, условий жизни;
  • различные проявления невроза;
  • затяжная депрессия;
  • деградация личности;
  • самобичевание, чувство вины, чувство жалости к себе и другие формы саморазрушения;
  • разлад в отношениях с окружающими, вплоть до распада семьи;
  • одиночество, затворничество, бегство от мира.

Как мы видим, личности с комплексом неполноценности рискуют оказаться в очень неприятной, если не сказать в плачевной ситуации, последствия которой могут быть необратимы. Поэтому с ним в обязательном порядке нужно бороться. Однако не стоит брать на себя лишнего, и думать, что у вас комплекс неполноценности только из-за того, что иногда вы чувствуете себя неуверенными и неспособными на что-то.

Это негативное состояние имеет ряд характерных признаков – симптомов, по которым с уверенностью можно говорить о его наличии. Давайте их рассмотрим:

  • неадекватная самокритичность, нисходящая до самоуничижения;
  • нездоровая зависимость от мнения окружающих;
  • болезненная нехватка похвалы и положительной оценки; и необъяснимого страха;
  • ярко выраженное демонстративное поведение;
  • неадекватное агрессивное поведение;
  • поведение жертвы и гипертрофированный страх совершить ошибку;
  • высокомерие и грубость в общении;
  • самоизоляция от общества, замкнутость;
  • оправдания и желание переложить ответственность на других людей;
  • боязнь конкуренции и отсутствие интереса к достижению успеха;
  • бесконечный поиск недостатков в себе и в окружающих;
  • гиперчувствительность к критике и возражениям;
  • погружение в вымышленную реальность: компьютерные игры, кино, сериалы, Интернет.

Все, о чем мы сказали, можно отнести к общим симптомам комплекса неполноценности. Дополнительно к этому обязательно нужно знать, что он может по-разному проявляться у мужчин и у женщин, а также по-разному ими переживаться.

Мужчинам с комплексом неполноценности свойственны агрессивность, высокомерие, стремление подчеркнуть (в том числе и с помощью соответствующих атрибутов и аксессуаров) свой статус и значимость, мужественность и положение в обществе. Также у мужчин с таким психическим состоянием часто можно наблюдать:

  • синдром Дона Жуана;
  • синдром начальника;
  • синдром Наполеона;
  • синдром Лота;
  • синдром Александра;
  • синдром царя Давида;
  • синдром Котовского;
  • синдром Геркулеса;
  • синдром мужского бессилия;
  • синдром потерянного времени.

Советуем вам почитать об этих синдромах в дополнительных источниках, чтобы лучше понимать, с чем можно столкнуться.

Что касается женщин, то они сами по себе эмоциональнее, нежели мужчины, поэтому отличаются большей склонностью не только к переживаниям, но и к самокритичности, а также уделяют повышенное внимание своим недостаткам. По этой причине некоторые психологи утверждают, что в женском психологическом пространстве комплекс неполноценности присутствует априори.

Как бы то ни было, проявления этого комплекса могут выражаться у женщин в следующих формах:

  • недовольство собственными физическими данными;
  • недовольство своим внешним видом;
  • обостренный комплекс вины;
  • страх одиночества;
  • неприязнь к мужскому полу;
  • отрицание своей гендерной принадлежности (желание быть похожей на мужчину);
  • ощущение нереализованности;
  • ощущение ненужности;
  • ощущение, что никто не любит.

Как избавиться от комплекса неполноценности самостоятельно

Поэтому предлагаем вам несколько простых, но эффективных рекомендаций, которые помогут забыть о комплексе неполноценности, как о страшном сне:

И еще мы хотим напомнить, что комплекс неполноценности можно использовать в качестве дополнительной мотивации. Например, множество людей он подтолкнул к достижению успеха и свершениям в жизни. Есть примеры людей, которые сумели преодолеть массу трудностей и проблем, связанных с самооценкой, и стать вполне состоятельными и состоявшимися личностями.

Возможно, вы не знали, но комплексом неполноценности в свое время страдали:

  • полководец Наполеон Бонапарт;
  • императрица Екатерина II;
  • древнеримский оратор Демосфен
  • певец и музыкант Элвис Пресли
  • актриса и общественный деятель Брижит Бардо;
  • принцесса Диана;
  • актриса и певица Марлен Дитрих;
  • актриса и модель Лив Тайлер;
  • фотомодель Клаудия Шиффер;
  • актриса Грета Гарбо;
  • телеведущая Опра Уинфри;
  • певица Кристина Агилера;
  • певица Леди Гага.

Все эти и многие другие люди не только сумели побороть каждый свой комплекс неполноценности (или свести его влияние к минимуму), но и стать известными персонами, укрепиться в обществе, завоевать авторитет и уважение окружающих.

Кстати говоря, достижение успеха – это еще один из мощнейших способов формирования, сохранения и преумножения чувства собственного достоинства и самоуважения, полноценности и самодостаточности. Однако и успеха можно достичь, лишь постоянно преодолевая ощущение своей несостоятельности, закомплексованности и неуверенности.

Преодоление комплекса неполноценности с помощью специалиста

Есть немало методов, позволяющих людям приобрести уверенность в себе, нормализовать самооценку, поверить в себя и свой потенциал. Но, к сожалению, не всегда они могут найти и применить их без стороннего вмешательства. Именно поэтому многие психологи и психотерапевты специализируются конкретно на помощи людям с комплексом неполноценности.

Специалисты обладают соответствующими знаниями, навыками и опытом, и могу предложить своим клиентам разные варианты терапии. Самыми популярными считаются:

Естественно, это не все методы, применяемые психотерапевтами. Все зависит от особенностей каждой ситуации и тяжести комплекса неполноценности. Иногда прибегают к комплексной терапии, благодаря чему можно разрешить полностью или частично самые сложные психологические проблемы.

Заключение

Не важно, каким способом вы решите избавиться от комплекса неполноценности, не важно, будете вы делать это самостоятельно или с помощью других людей. Главное – чтобы вы осознанно начали менять негативное восприятие себя на позитивное. Вы должны принять решение побороть комплекс и не сдаваться, пока цель не будет достигнута.

На пути будут трудности и помехи, но если вы продолжите идти, пусть и небольшими, но уверенными шагами, вы обязательно справитесь с задачей – освободитесь от внутренних оков, вдохнете полной грудью и ощутите себя полноценным и счастливым человеком. Верьте в себя и в том, что вы достойны жить гармоничной жизнью, наполненной радостью и любовью к себе и другим.

А чтобы достичь результата быстрее, посмотрите это видео о том, как побороть комплекс неполноценности.

Заниженная самооценка не является патологическим расстройством психики. Подобное состояние переживали многие из нас, ощущение собственной неполноценности заставляет человека развивать свои достоинства, чтобы компенсировать недостатки. Комплекс неполноценности как патология рассматривается в том случае, если у пациента в результате него возникают неврозы и депрессии. Необходимо обязательное лечение комплекса неполноценности.

Причины развития комплекса неполноценности

Причины комплекса неполноценности

Самооценка человека начинается формироваться в раннем детстве. Отсутствие внимания, поддержки и взаимопонимания со стороны матери, а также других близких родственников, приводит к тому, что ребенок начинает искать в себе изъяны, которые могли бы объяснить ему недостаток материнской любви.

С течением времени комплексы разрастаются. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте, когда привлечение внимание ровесников противоположного пола выходит на первый план.

Ведущие психоаналитики выделяют такие причины комплексов неполноценности:

1. Физические недостатки являются одной из самых распространенных причин заниженной самооценки. Слишком низкий или высокий рост, лишний вес или худоба, дефекты развития конечностей и половых органов, а также другие физические отличия могут привести к развитию комплексов. Некоторые люди замыкаются в себе, другие – стараются компенсировать свои недостатки за счет усиленных тренировок и занятий.

2. Дискриминация человека по каким-либо признакам способна привести к длительной депрессии, а также к попыткам свести счеты с жизнью.

3. Излишняя опека ребенка в семье приводит к тому, что он оказывается не приспособленным к взрослой жизни. Ситуации, требующие принятия сложных решений и обдуманных поступков, выводят из состояния равновесия и провоцируют снижение самооценки.

4. Психологические травмы, перенесенные в детстве, не проходят бесследно. Все они могут стать причинами неадекватного оценивания себя.

5. Отсутствие внимания и заботы со стороны родителей, особенно матери, также негативно влияет на формирование самооценки и личностный рост в будущем.

Комплексы неполноценности могут развиваться при отсутствии возможности для самореализации. Чаще всего от них страдают мужчины, лишившиеся работы и стабильного заработка.

Диагностика и лечение

Лечение комплекса неполноценнности

Лечение комплекса неполноценности может осуществляться дипломированным психотерапевтом. Существуют специальные методики, позволяющие в ходе устной беседы определить у пациента наличие комплексов неполноценности и выявить заниженную самооценку. На это могут указать такие симптомы:

• стремление свести общение с людьми к минимуму;

• постоянные жалобы на свою жизнь, призванные привлечь внимание к собственной персоне;

• повышенная чувствительность, ранимость;

• неоднозначная реакция на комплименты;

• стремление обладать дорогой машиной, одеждой и другими статусными вещами.

Если игнорировать комплексы неполноценности, то психологическое состояние человека может значительно ухудшиться. Следствием заниженной самооценки могут стать более серьезные психические нарушения, такие как неврозы, нервная булимия и анорексия, депрессии и суицидальные попытки.

Прежде чем сказать, как избавиться от комплекса неполноценности, психотерапевт должен выявить причины, которые привели к развитию такого психологического состояния. Мысли, которые возникли в детском возрасте, подлежат переосмысливанию.

Травмировавшим психику ребенка ситуациям необходимо дать оценку с позиции взрослого человека. Дальнейшая коррекция психического состояния заключается в признании своих недостатков и выявлении сильных сторон. Достаточно сложно проделать такую внутреннюю работу самостоятельно, поэтому лучшим решением будет обратиться за помощью к профессионалам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер класс на тему:

Подготовила: Педагог психолог МБОУ Сулиновской СОШ

Тимошенко Елизавета Николаевна

ТСО : компьютер,проектор,колонки

Цели: оказание помощи в формировании характера, силы воли

и воспитание чувства ответственности за собственное психическое состояние

Задачи: развитие коммуникативных качеств личности

П роблема заключается в том, что у многих подростков комплекс неполноценности часто развивается по причине навязанных стереотипов, неблагополучного детства, критики и негативных внушений окружающих.

На мой взгляд , актуальность данной темы неоспорима, так как комплекс неполноценности негативно сказывается на формировании личности подрастающего поколения.

Психологический комплекс — это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями. Значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне. Их осознание обычно порождает неприятные переживания, ведет к замкнутости личности, стремлению своими силами преодолеть тот или иной недостаток.

Комплекс представляет собой стойкое психологическое явление, полностью избавиться от которого самостоятельно практически невозможно Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости комплексов.

Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую информацию. Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль.

О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам:

— частые и сильные переживания из-за собственного поведения, неадекватных реакций на действия других людей (недовольство своей внешностью);

— неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и поведение других людей;

— чрезмерная заинтересованность какой-либо проблемой и поиском путей ее разрешения (навязчивость идей);

— чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми;

— чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми;

— порой, наоборот, излишнее стремление привлечь к себе внимание (неадекватные поведение, внешний вид, манера разговора).

Комплексы могут быть следующих видов.

Комплекс неполноценности — необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей, уступает им и поэтому заслуживает недоброжелательного и неуважительного отношения к себе.

Комплекс неполноценности возникает по поводу:

— внешних, физических недостатков человека (фигура, лицо, руки, ноги);

— внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.

Комплекс мнительности и самовнушения — постоянное, навязчивое мнение человека, что именно на него все смотрят, его обсуждают, им недовольны и т. Д

Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным-в том, что обладание силой (властью) дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности, что все люди коварны и злы, и, следовательно, агрессивность — это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого.

Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.

Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.

Задание:

1. Случалось ли вам ощущать в себе какой-либо из перечисленных комплексов?

2. Как, по вашему мнению, можно преодолеть психологические комплексы?

Роль комплекса неполноценности в жизни человека.

Люди с заниженной самооценкой вполне могут вести достойный образ жизни, много трудиться и даже достигать определенных успехов 1 . H о больших успехов они боятся. Однажды достигнутые результаты ведут за собой соответствующие ожидания окружающих. A это их пугает.

Они чрезвычайно зависимы от значимых фигур в своей жизни , переживают, как отнесутся к их словам и действиям окружающие, зачастую испытывают гипертрофированную потребность в уважении. Для них характерны, с одной стороны, боязнь близости с другими людьми, а с другой - боязнь отвержения,

непереносимость одиночества, болезненная потребность во внимании и симпатии, выраженное неосознанное стремление к симбиотическим отношениям, в которых можно раствориться, укрыв, тем самым, себя от различных невыносимых страхов - боязни реальной жизни, личной ответственности и собственной идентичности.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что комплекс неполноценности действительно является препятствием для решения каких-либо жизненных задач.

Причины комплекса неполноценности

Причины комплекса неполноценности различны. K ак правило, это неблагополучное детство, стереотипы, существующие в обществе, критика и негативные внушения от окружающих, неуспешность в делах и невезучесть по жизни, отсутствие привычки к уверенному поведению, негативные самовнушения. В своих трудах Альфред Адлер раскрывает основные пути возникновения комплекса 2

Наследственный фактор .

Гиперопека родителей .

Излишняя и навязчивая забота, выражающаяся в ограничении самостоятельности ребенка, стремлении защитить его o т любых опасностей окружающего мира. Ребенок, выросший в такой семье, испытывает трудности во время взросления, ему трудно дается получение новых навыков (как в трудовой, так и в бытовой деятельности), он не может самостоятельно сделать выбор, решить возникшие проблемы, склонен перекладывать ответственность на других людей.

Гипоопека родителей .

Подростковая психика очень ранима. H а любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее. Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Пути решения проблемы

Проблема актуальна – некоторые дети сегодня, действительно, имеют комплекс неполноценности, который мешает им гармонично развиваться.

ПАМЯТКИ для родителей (советы детей родителям), для учителей (советы детей учителям) и для учащихся по данной проблеме. Их можно использовать на классных часах и родительских собраниях

Памятка для детей

Старайтесь не сравнивать себя с теми, кого считаете лучше себя.

Больше общайтесь с людьми, а особенно с теми, кто несёт положительные эмоции.

Найдите для себя любимое занятие, это поможет вам самореализоваться.

Занимайтесь физической культурой или спортом, это поможет вам решить проблему с лишним весом.

Представляйте себя успешным человеком, тем самым вы сумеете настроить себя на позитивный лад.

Не обращайте внимания на стандарты, которые навязывают СМИ и окружающие вас люди.

Не позволяйте родителям делать за вас то, что можете сделать сами.

С удовольствием откликайтесь на просьбы родителей помочь им.

Помните, что легче в жизни приходится тем людям, которые многое умеют делать.

Памятка для родителей (Советы детей родителям)

Не балуйте нас и не потакайте нашим желаниям. Вы нас этим портите.

Никогда не сравнивайте нас с детьми родственников или знакомых.

Поддерживайте нас, хвалите за хорошие дела.

Никогда не произносите фразы:

- Чего от тебя ждать…

- Из тебя ничего не получится.

- С таким характером ты будешь всю жизнь страдать.

- Я сама знаю, что тебе надо.

- Я тебя предупреждала.

Не делайте за нас то, что мы можем сделать сами.

Будьте терпеливы, если у нас что-то не получается.

Не бойтесь давать нам ответственные поручения.

Давайте нам возможность принимать решения самостоятельно.

Позволяйте нам проявлять инициативу.

Не бойтесь быть твёрдыми и строгими с нами.

Не заставляйте нас чувствовать себя младше, чем мы есть на самом деле.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает нас с толку.

Памятка для учителей (Советы детей учителям)

Постарайтесь увидеть в нас личность.

Принимайте нас такими, какие мы есть на самом деле.

Не бойтесь поручать нам ответственные дела.

Никогда не сравнивайте нас с другими детьми.

Старайтесь не критиковать нас в присутствии одноклассников.

Будьте терпеливы, если у нас что-то не получается.

Давайте нам возможность принимать решения самостоятельно.

. Наблюдение за личностью

А теперь я предлагаю вам принять участие в игровом тренинге:

Цель : определение положительных сторон участников.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было выполнять упражнение?

Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?

Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Упражнение Работа по запросам подростков

Цель : определение проблем подростков.

Ход упражнения На каждом столе конверт с письмом ,вам предоставляется 5 минут на возможное разрешение проблемы конкретного ребёнка.

По истечении времени зачитайте письмо, и покажите пути решения проблемы

Вопросы для обсуждения:

1Легко ли вам было выполнять упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, когда читали письма?

Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Материалы : цветные карандаши, фломастеры, бумага А4.

Процедура : Командам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – не боящимся ничего и сильным.

Ведущий . Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, любимого человека, друга. Закройте глаза и представьте человека, который когда-то волей или неволей обидел вас. Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души.

Что вы чувствовали тогда?

Какие были ощущения в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?

Какие мысли приходили в голову?

Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать

Цель : Помочь вам выразить свою индивидуальность.

Какие мысли приходили в голову?

Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать?

Считается, что талисман или амулет влияет непосредственно на своего владельца, придавая несвойственные ему качества, или на события, отвращая или притягивая их. С точки зрения обычного человека амулет формирует его жизнь, с точки зрения психологов человек сам формирует свою жизнь с помощью амулета.Предлагаю вам самостоятельно создать свой амулет

Цель : снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы : бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Процедура : Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

Представьте свой амулет другим.

Как действует ваш амулет?

Какими свойствами он обладает?

Как он поможет Вам? Почему были выбраны именно эти материал?

Человек и Звезда (притча)

Упражнение: Рефлексия

Цель : Подвести итоги тренинга

Материалы: ватман с изображением звёздного неба, фигуры- звёздочки из картона

Ход упражнения : Предлагаю вам подвести итоги нашего занятия, запишите на вашей звездочке ,что понравилось вам сегодня, что сможете применить в жизни, если в ходе занятия возникали трудности, то какие, прикрепите их к нашему небу.

Читайте также: