Современная философия конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Образовательные: сформировать знания о становлении философии из мифологии; познакомить студентов с целями, особенностями, правилами проведения дискуссии; учить культуре дискуссии.

Развивающие: способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов; формировать умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов; развивать творческую активность студентов; прививать навыки самостоятельной творческой выработки решений.

Воспитательные: способствовать формированию философской мысли будущего специалиста; формировать деловые качества, ответственность и творческий подход к решению вопросов профессиональной деятельности; воспитание информационной культуры, познавательного интереса, аккуратности в работе, осознание собственной значимости в образовательном процессе; воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения.

Информационное обеспечение урока:

- Компьютер, проектор, экран.

- Философский словарь терминов.

1. Организационный момент.

2. Определение темы занятия (студентам демонстрируются подготовленные материалы для обсуждения).

3. Изучение нового материала:

1. Становление философии.

2. Предмет философии.

3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.

4. Функции философии.

4.Закрепление изученного материала (фронтальный опрос) .

5.Подведение итогов, оценка работы студентов.

6.Домашнее задание.

Цитаты для обсуждения ( на экране ):

Ученик спросил своего наставника:

- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- А на следующий раз?

- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

После обсуждения цитат и притч определяется тема урока.

Изучение нового материала:

1.Становление философии.

Философия - это древнейшая наука, и в то же время молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы, не философствовали. Но чаще всего, мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житейской ситуацией.

Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое собственное место и предназначение в обществе и место в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают – изучение этих дисциплин делает человека специалистом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть умным – значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.

Древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них – общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; умей посмотреть на себя искренно.

Главными философскими вопросами великий немецкий философ И. Кант считал следующие:

1.Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?

4. Что такое человек?

Философия - развивающаяся наука. Цель философии – все более глубокое проникновение в сущность законов природы, общества и человеческого мышления. Знание о будущем мира и человека лежит на путях такого поиска. Наша задача – убедить в этом.

Философия возникла одновременно в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии ) появилась научная философия. Ее возникновение было связано с тремя основными предпосылками появлением мифологии, зарождением религии и накоплением научных знаний о мире и человеке. Благодаря экономическому развитию общество смогло взять на себя расходы по содержанию новой группы людей – философов. Зарождение философии происходило на фоне роста всей духовной жизни, литературы, науки, возникновения первых религий. Затем возникла необходимость философского осмысления всех накопленных знаний.

Наибольшего развития философия достигла в Древней Греции. Одной из основных причин этого феномена является отсутствие влиятельной касты жрецов, которые обычно сковывали духовную деятельность граждан. Ранняя греческая философия зародилась не в центральной ее части, а на окраинах, на островах Малой Азии и островах Средиземноморья. Именно здесь сформировались первые греческие города – государства Милет и Эфес, в которых мудрецы получили возможность соединить свои знания с богатствами восточной философии и культуры. В некоторых древнегреческих городах утвердились демократические порядки, ставшие на многие века образцом и эталоном для европейской цивилизации. Именно поэтому греческая философия явилась подлинной колыбелью всей европейской и мировой философии и культуры.

Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Материалом для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология. Корни философии – в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии.

Вопросы для беседы:

1.Что означает философия в переводе на русский язык?

2. На чем покоится духовная культура человека?

3. Какой древний мудрец сравнивал философию с оводом?

4. Какими главными философскими вопросами считал немецкий философ И.Кант?

5. Что, по-вашему, является самой большой тайной?

2. Предмет философии.

Выделяют три основных проблемы философии:

- проблема взаимоотношения мира и человека.

Специфика философского знания заключается в следующем:

- философия стремится к логической связи и максимальной обобщенности своих положений;

- философское знание нацелено на изучение человека;

- большинство философских вопросов являются вечными;

- философия всегда несет в себе печать личности мыслителя. При ответе на тот или иной вопрос философов человек отвечает с учетом своей личной позиции.

Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Предметом философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т.д.

Философия начинается, как считал античный мыслитель Аристотель, с удивления. С удивления тем, что на свете вообще существует нечто, а не ничто? С удивления тем, что многие наши качества – совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода – никак материально не обусловлены. Все эти качества нельзя измерить, потрогать, испытать, но если нет этих качеств, то нет и человека. Пока хоть один человек живет по законам совести, человечество будет продолжаться. В этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное существо, не вкладывая в это термин никакого религиозного смысла.

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания, наука о мире и о месте человека в этом мире. Философия не просто суммирует данные всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

Вопросы для беседы:

1. Как назывались первые философы?

2. Познать самого себя, это значит.

3. Назовите три человеческих качеств, делающих нас людьми?

3.Многообразие философских учений и направлений.

Философия – единство философских взглядов. Все философские взгляды можно классифицировать по следующим критериям:

А) Решение основного вопроса философии: что является первичным, дух или материя; познаваем ли мир.

Б) Методы решения философских вопросов: диалектика, метафизика, материализм, идеализм, рационализм т.д.

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм. Гностицизм – это философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающее и безусловно. Агностицизм - это философское учение, утверждающее, что мир познаваем в ограниченных пределах. Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и гностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Логическое задание ( для обсуждения ):

1. Считаете ли вы, что в детстве, вы были другим человеком? Если да, то сожалеете ли вы или радуетесь, что вышли из детства и стали взрослыми?

2. Античный философ Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они связаны, сидят спиной к входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени люди считают за единственно возможный мир. На ваш взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?

3. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой –то высший смысл, или он появится, когда вы вырастете и добьетесь чего-нибудь существенного в жизни?

4.Функции философии.

Философия выполняет множество разнообразных функций через которые реализуются ее цели, задачи , назначение:

Мировоззренческая – формирует особый взгляд на мир

Прогностическая – способность заглядывать в будущее и предлагать варианты будущего развития человечества

Идеологическая – означает участие философии в формировании в выработке взглядов, идеалов, ценностей человека

Интеллектуальная - дает прямой путь к развитию у человека теоретического мышления

Методологическая – выступает как общее учение о методах познания и освоения действительности человеком

Аксиологическая – рассматривает реальность с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических и т.д.

Формируя мировоззрение людей, философия в значительной степени предопределяет и их поведение, и их подходы в процессе выработки политических, социальных и других решений. Философия оказывает большое внимание на все сферы общественной жизни, она связана с областью науки. Независимо от того, какие конкретные проблемы решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда является философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие, т.е. на всю ситуацию в целом, включая и полученные результаты. Так, например, в свое время широкий взгляд на мир позволил А. Эйнштейну предложить принципиально новый подход к пониманию картины мира и сформулировать Общую теорию относительности. Не вызывает сомнения влияние философских взглядов на взгляды естественно-научные, как не вызывает сомнения и то, что в основе научных идей таких великих ученых как, А.Ньютон, Д.И. Менделеев, Вернадский и др. лежат их глубокие философские познания.

Закрепление изученного материала:

1. Что такое философия?

2. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

3. Каков предмет философии?

5. Что лежит в основе философского плюрализма?

6. Каков объект материалистической философии?

7. В чем особенность идеализма?

8. Сформулируйте философские учения гностицизм и агностицизм?

9. Какие функции выполняет философия?

10. Каковы место и роль философии в обществе?

Вывод: Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений.

Анализ и подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать эссе на одну из цитат великих философов.

4. Общая характеристика и основные этапы развития позитивизма.

6. Религиозная философия. Неотомизм.

При всем многообразии современной философии условно можно выде­лить две мировоззренческие установки, к которым можно отнести различные философские концепции. 1. Антропоцентрическая мировоззренческая установка характерна для экзистенциально-феноменологического направления современной философии с его ориентацией на проблемы человеческого бытия - проблемы смысла жизни, свободы, творчества. 2. Установка на позитивное знание, выражающая согласие с существующей ситуацией человека в мире, с которой можно соотнести позитивистски-прагматическое направление современной философии, в центре внимания которого - проблемы науки и практического успеха человеческой деятельности.

Позитивизм оформился в 30-е годы XIX века. По мысли родоначальника позитивизма Огюста Конта, философия (или метафизика) - следствие неразвитости человеческого разума, развитие позитивных наук приведет, в конце концов, к ее полному вытеснению. Задачу позитивной философии Конт видит в классификации наук.

Заслуги неопозитивизма в области исследования структуры научного знания несомненны - это усовершенствование логических средств анализа, создание вероятностной логики, выявление множества проблем современной науки: физической реальности, объяснения и понимания, научного предсказания. Основной вывод неопозитивистских исследований - это утверждение недостаточности только логико-семантических средств анализа научного знания. Наука — социально-историческое явление, и ее развитие можно исследовать исходя из предположений мировоззренческого характера, доминирующих в культуре.

Неотомизм - одно из наиболее влиятельных течений современной признанная Ватиканом философская доктрина католической церкви. Теоретическим основанием неотомизма является философия св. Фомы (Томмазо) Аквинского (XIII в).

Постулат превосходства веры над разумом определяет в неотомизме со­отношение философии и богословия. Истины веры, хранимые католической церковью, имеют безусловный источник - божественное откровение, Философия есть усилие человеческого разума познать истину, соответственно, выразить в системе понятий основы христианского мировоззрения, утвердив тем самым единство веры и разума.

Основу натурфилософии неотомизма составляет догмат о творении мира из ничего и преобразованное в соответствии с этим догматом аристотелевское учение о форме и материи. Согласно этому учению материя является чисто пассивным началом и приобретает определенное бытие благодаря нематериальной форме. Высшей формой, формой форм является Бог, не связанный никакой определенностью, сотворивший как первичную материю, так и все многообразие форм.

Неотомистская философия традиционна как в постановке философских проблем, так и в самом стремлении создать единую систему мировоззрения. Однако современный мир, многообразный и динамичный, побуждает философов неотомистов модернизировать философскую систему, используя опыт других философских течений - феноменологии, экзистенциализма, персонализма.

Гост

ГОСТ

Характеристика современной философии

Современная философия берет свое начало во второй половине XIX века и связана со становлением неклассической философией, развивавшейся после немецкой философии, получившей название классической. Причиной появления новых направлений стало усложнение социальных связей, многообразие общественных отношений, выделение связей между индивидом и обществом, развитие интереса к человеку и его внутреннему миру, прогресс в научно-техническом плане.

Философия XX века воплотилась во множестве направлений, в них отражены попытки представить окружающий мир в его целостности и многообразии, отсюда противоречия, которые появляются при анализе направлений. Философские системы были направлены на разных людей, разные запросы, соответственно, они дают и разное миропонимание, однако это не исключает возможность диалога культур.

В философии нашли свое отражение и значительно на нее повлияли потрясения XX века, связанные с войнами, государственными и социальными трансформациями, развитие науки, формирование массового общества и массовой культуры. Изменения отразились в культуре, живописи, музыке, литературе. Философия постепенно из аналитико-рациональной превращается в процесс творчества, становится доступной не только для узких специалистов, но и для широких кругов непрофессиналов - любителей, стремящихся выразить свой взгляд на реальность, осмыслить и дать свое решение вечным проблемам бытия.

Современная философия критически относится к классическому мышлению, отвергает позитивизм и веру в социальный прогресс, ему присущи общее настроение пессимизма и разочарования в мире. В центре внимания - человек с его проблемами и одиночеством, а также иррациональные, мистические, бессознательные элементы бытия, эзотерика. Наука больше не рассматривается как единственный источник знания, конкуренцию ей составляет знание, добытое при помощи интуиции, действие инстинктов и эзотерических способов.

Готовые работы на аналогичную тему

Направления современной философии:

  • сциентизм - основан на точке зрения, согласно которой наука способна решить все социальные проблемы;
  • антисциентизм - отрицание веры в науку как единственного способа разрешения проблем общества;
  • фрейдизм - психолого-философское направление, основанное на психологии З. Фрейда и его последователей, в котором ведущим началом в человеческой личности признается бессознательное и его либило;
  • экзистенциализм - рассматривает личность как уникальный продукт, однако человек живет в мире абсурда, лишенном смысла. Постигая свою экзистенцию (существование) человек обретает свободу;
  • позитивизм и постпозитивизм - философское направление, которое основано на научных достижениях, признание в качестве истины лишь тех знаний, которые основаны на опыте и логике.

Постмодерн

Постмодерн отражает особенности современной философии второй половины XX века. К данному направлению относятся такие философы, как:

  • Жак Лакан;
  • Жак Деррида По данной теме мы уже выполнили реферат Жак Деррида. Деконструкция. подробнее ;
  • Жорж Батай;
  • Мишель Фуко По данной теме мы уже выполнили реферат "Археология знания" Мишель Фуко подробнее ;
  • Ролан Барт;
  • Ричард Рорти и др.

Однако не все исследователи относят выше перечисленных философов к постмодерну. Нередко Фуко По данной теме мы уже выполнили реферат Понятие Гетеротопии. Мишель Фуко подробнее и Лакана причисляют к структурализму, а Рорти - к американской аналитической философии. Однако это только подчеркивает неустоявшийся характер современной философии.

Постмодернисты отбросили все основания бытия, они отказались от употебления таких понятий, как бог, душа, я, внешний мир и т.д. Они признают власть случая и хаоса, считают, что философия находится в одном кругу не с религией и наукой, а политикой и искусством. Они являются сторонниками номинализма - учения, которое признает только единичные вещи, а все остальное есть только творение ума и в мире ему ничего не соответствует.

В качестве одной из своих задач философы-постмодернисты видели слом веры в силу разума, они считают, что стремление к истине есть эгоистическое и ложное проявление разума, стремящегося оправдать свои тоталитарные притязания. Деррида По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма подробнее видел в стремлении познать истину проявление агрессивности и сексуальности. По его мнению, мужчина-ученый срывает с женщины-природы ее покровы, получая от этого удовлетворение своих желаний.

Герменевтика

Герменевтика представляет собой направление в философии, основанное на правильном понимании и постижении смысла, она также составляет одну из методологических проблем гуманитарных наук.

Значительный вклад в развитии герменевтики в XX веке внес Гадамер По данной теме мы уже выполнили эссе Гадамер. Миф и разум подробнее . Он утверждал, что истину не может познать и сообщить кто-то один. Сущность герменевтики состоит в умении поддерживать диалог, давать свободно высказывать тому, кто мыслит по-другому, уметь слышать другого.

Гадамер пытался примирить науку и философию, доказывая, что научное знание - всего лишь одна из граней знания, истина познается не только и не столько при помощи научных методов. Вненаучными способами постижения являются искусство, философия, история. Гуманитарные науки познают те стороны жизни, в которых включен сам познающий, а значит, методы их познания также должны быть другими, они не должны просто копировать методы естествознания.

Важнейшей характеристикой бытия, согласно Гадамеру, выступает историчность, т.е. определенность временем, местом, событием, в котором находится человек. Человек зачастую не столько познает мир, сколько переживает, т.е. проходит опытным путем.

Автор: Цветикова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Презентация открытого урока по учебной дисциплине "Основы философии" на тему "Современная философия"
Раздел: среднее профессиональное

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТИП УРОКА
: урок изучения нового материала
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
: 2 ЗИО Б.
ВРЕМЯ УРОКА
- 90 мин.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
– Цветикова Т.В.

образовательные
– раскрыть основные проблемы философской мысли конца IX - начала XX в.в. на Западе и в России;  сформулировать и сравнить идеи современной философии на Западе и в России и показать их влияние на мировоззрение современных людей.
развивающие
– развить компетенции учащихся по самостоятельной работе с философской литературой и словарями;  научить учащихся делать выводы путем анализа учебного материала.

Требования Госстандарта

Обучающийся должен:

уметь:
ориентироваться в наиболее общих проблемах познания, свободы и смысла жизни, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 
знать:
роль философии в жизни человека и общества;  об условиях формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

СТРУКТУРА УРОКА

Организация группы ………………………………………….
3 мин. 
Актуализация опорных знаний……………………… …….
7 мин. 
Подведение итогов актуализации. Мотивация учебной

учащихся……………………………………………………………..
2 мин 
Самостоятельная работа учащихся по вопросам

плана урока………………………………………………………..
60мин. 
Закрепление изученного материала (работа по

карточкам)…………………………………………………………..
5 мин. 
Подведение итогов урока………………………………. …..
2 мин. 
Домашнее задание………………………………………………
1 мин.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ

ЗНАНИЙ

Перечислите этапы философии, которые мы

изучили.

Укажите основные проблемы, выделяемые в

античной философии.

Назовите название социального института,

игравшего в период средневековья ключевую

роль в философской мысли.

Укажите изменения в различных сферах

существования общества, способствовавшие

развитию общественной мысли в период

Нового времени.

Укажите факторы окружающей

действительности, способствовавшие

формированию философских знаний

современности.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ

.

Ответ на задание №1:
Античная философия, средневековая философия, философия нового времени; в качестве предъистории формирования философских знаний рассматриваются древнекитайская и древнеиндийская философские системы. 
Ответ на задание № 2:
Познаваемость окружающего мира, природа человека и его место в окружающей действительности; поиск метода для получения достоверного знания. 
Ответ на задание №3:
В средневековье ключевую роль на все сферы жизнедеятельности общества оказывала церковь. Неслучайно философия рассматривалась в качестве служебной дисциплины к богословию, роль которой сводилась в грамотном толковании Священного писания.

Ответ на задание №4
: Развитие научно-технического прогресса привела к совершенствованию представлений о человеке и об окружающем мире. Геоцентрическая модель мира была заменена гелиоцентрической. Кроме внешнего строения человека стал рассматриваться его внутренний мир (сознание, психика). По своей сути философия превращается из антропоцентричной в наукоцентричную. Человек становится хозяином природы. 
Ответ на задание № 5:
В середине 19 века происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. В экономике и политике наблюдается процесс глобализации, послуживший причиной двух мировых войн. В религии наблюдается перелом в форме появления наряду с традиционными религиозными системами модернистских течений, основанных на вере в переселении душ и в возможности общения с умершими предками. В общественной мысли отмечается плюрализм мнений.

Философские искания XX века.

2. Философская мистика XX века.

3. Основные категории

человеческого бытия в

экзистенциализме.

4. Проблема человека в русском

экзистенциализме.

века и их представители

2 вопрос:
Философская мистика XX века.
Метод:
работа с интернет ресурсом по заданию преподавателя в паре ОК5-ОК6; ОК8; ОК10 - 15′
Задание:
Раскрыть сущность и основные направления мистической философии современности с использованием Интернет- ресурсов. 1. Ознакомиться с докладом, посвященному философскому мистицизму XX века. 2. Выделить основных идеологов этого течения и раскрыть основные положения их учений. 3. Сделать краткий конспект-схему учений философов-мистиков. 4. Сформулировать вывод мистической философии XX века и ее влиянии на другие философские течения.

3 вопрос:
Основные категории человеческого бытия в экзистенциализме.
Метод:
презентация с представлением ОК2-ОК5; ОК7 -
18′

Задание:
Защитить предварительно подготовленную презентацию и выделить из нее экзистенциональные категории. 1.Защита предварительно подготовленного материала с использованием мультимедийной системы. 2. Законспектировать основные положения, относящиеся к экзистенциализму. 3. Озвучить общие выводы по экзистенциональным категориям бытия.

4 вопрос:
Проблема человека в русском экзистенциализме.
Метод:
диспут ОК3-ОК5; ОК7-ОК8 -
12 ′

Закрепление изученного материала.

Читайте также: