Составить мнемотаблицу написать конспект оод обучения детей описанию игрушек или предметов

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная деятельность по развитию речи

c оставление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы "Моя любимая игрушка" для детей старшей группы ,

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Актуальность темы. В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Мне хочется привлечь внимание детей к игрушкам сделанным из разных материалов – дерева, пластмасса, резина, металла.

Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.

Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4.Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Ожидаемый результат

1 Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;

2.Как можно играть той или иной игрушкой;

3.Из какого материала сделана игрушка.

Оборудования: презентация ,мультфильм, интерактивная игра.

Воспитатель. Ребята подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй скажем мы друг другу.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим в друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.

Воспитатель. Ребята чтобы узнать о чем мы будем говорить, пройдемся стульчикам.

Воспитатель. Вам понравилось этот мультфильм. Про что это мультфильм .

Дети. Об игрушках, о том как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том как плохо относиться своим игрушкам.

Воспитатель . Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.

Воспитатель. Ребята вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.

Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель . Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте и определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра " Из чего сделано "

Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная)
Это мяч сделана из резины - … (резиновая)
Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое)

Это машина сделана из металла (металлическая)
Это мягкая игрушка сшита из меха.

Исследовательская деятельность.

Если я брошу мяч, что произойдет. Игрушка разобьется или сломается.

Дети . Мяч останется целым, будет подпрыгивать, ударяясь об пол.

Воспитатель. Если я сожму резиновую игрушку в руке. а потом отпущу, что тогда произойдет?

Дети . Мяч вернет свою форму.
Воспитатель . Что можно сказать о пластмассовых игрушках? (Кубик)

Дети . Она прочная, легкая, твердая не меняет своей формы.
Воспитатель. А теперь проведите рукой по металлической игрушке. Что можно сказать о ней.

Дети. Твердый, гладкий, звонкий.

Воспитатель. А что можно сказать о деревянной игрушке. (Твердая, не ломается)

Ребята, давайте опустим деревянный кубик в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. Что делают кубик в воде? Дети: Плавает. Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними? Дети: Утонули. Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянный кубик плавает, а металлические утонули? Дети: Деревянные -лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Игра "Один много" "Назови ласково"

Кукла, куклы, куколка

Машина, машины, машинка

Слон, слоны, слоник

Матрешка, матрешки, матрешечка

Барабан, барабаны, барабанчик .

Воспитатель. Молодцы ребята.

Появляется Незнайка

Незнайка. Здравствуйте детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят что я не умею про игрушки рассказывать.. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки .

Воспитатель. Ребята мы конечно же поможем незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил .

Физкультминутка

Воспитатель . Ребята, перед вами на экране схема. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.

Примерный рассказ по таблице.

hello_html_691a92a.jpg

Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шафера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать.

Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из резины, значит она резиновая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске.

Воспитатель. Молодцы ребята. Незнайка, а ты понял как надо рассказывать о своих игрушках.

Незнайка . Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). я решил их вам подарить. Ребята а вы любите играть в пазлы?

( Дети собирают пазлы под музыку)

Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).

Незнайка. Молодцы а сейчас я хочу рассказать вам один секрет (как мультфильме котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки .

Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить .

Дети. Игрушками надо обращаться бережно не ломать их и долговое время нас радовали.

Воспитатель. Вы знаете стихотворение "Берегите игрушки". Давайте вспомним его.

Заяц с куколкой играл

Платье куклы разорвал

Взял потом себе машинку

Разобрал на половину

Мячик маленький нашел

Этот мячик проколол

А когда конструктор взял все детали растерял.

Чем играть теперь другим? Нет не надо быть таким

Вы игрушки берегите и заботливо храните.

Пусть игрушки дружат снами.

Обижать их мы не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят когда их ломают.

Итог Воспитатель. Вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали?

Чему вы научились. С кем вы поделитесь.

И спользованная литература

2. Н.С. Голицына "Конспекты комплексно тематических занятий", Москва "Издательство Скрипторий ", 2016 год соответствует ФГОС

3.О.С.Ушакова Е.М. Струнин "Игры и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет" , Москва Издательский центр "Вентана-Граф", 2016 год ФГОС.

5. Т.И.Подрезова "Материал к занятиям по развитию речи", Айрисс-Пресс, Москва 2011 год

IMG-20181212-WA0015-1-1.jpg

Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Задачи:

1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материал, из которых они сделаны)

1.Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

2.Развивать выразительность речи.

3.Развивать артикуляционную моторику.

1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.

Материалы: Игрушки - медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек.

Словарная работа:

Активизация слов определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая.

слова - действия: грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Методические приемы: наглядный, словесный, практический, игровой

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей, дополнения, поощрения.

Планируемые результаты:

1.У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путем введения новых слов.

2.Дети научаться описывать игрушки по схеме.

3.С выражением пересказывает и передают эмоции.

4.Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх.

Ход ООД:

I.Вводная часть: (словесный и практический методы)

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Дети, скажите - кукла, машинка, мячик, пирамидка, как можно все эти предметы назвать одним словом?

Дети: игрушки

Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как вы играете с игрушками?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Я, расскажу вам сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях. В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы.

Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.

Мы птицы, взмахнем крыльями и полетим в замечательную страну игрушек.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим некоторые из них: (мишку, машинку) Послушайте, про кого эта загадка:

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (медведь)

Воспитатель: Кто это?

Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим игрушку -мишутку. (Задаю вопросы по схеме)

Воспитатель: Ребята это кто?

Дети: игрушка – мишка.

Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишка?

Дети: мягкий, пушистый. Мишка коричневого цвета

Воспитатель: Из каких частей состоит мишка?

Дети: У мишки есть голова, туловище, лапы

Воспитатель: Что есть у мишки на голове?

Дети: У мишки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки.

Воспитатель: Какой формы голова, а туловище?

Дети: У мишки голова круглая, туловище овальное.

Воспитатель: Игрушки делают из разных материалов. (Показываю на схему, где материал). А из какого материала сделан мишка?

Дети: Он сделан из меха?

Воспитатель: Или мы можем сказать, что плюшевый. Повторите вместе.

Дети: Плюшевый

Воспитатель: А как вы играете с мишкой?

Дети: С мишуткой можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить.

Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишку.

Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик. Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери.

Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)

Воспитатель: Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.

Физкультминутка:

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны!

Цель: учить называть предмет и его описывать. (5 различных игрушек)

Воспитатель: Вот волшебный мешочек. Послушайте правило игры. Вы вынимаете из мешочка предмет и рассказываете.

Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик сделан из резины. Значит он резиновый.

Воспитатель: Игрушки сделаны из резины, Какие ?

Дети: отвечают…..(резиновые)

Воспитатель: Из железа? Из дерева?

Дети: (Железные), (Деревянные).

Воспитатель: я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.

Мотор и тормоза

Как это называется? (Машина)

Дети: Машина.

Воспитатель: Правильно машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?

Дети: Это машина она большая, грузовая.

Воспитатель: Какого цвета машина?

Дети: Машина Разноцветная

Воспитатель: Из каких частей состоит машина?

Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары.

Воспитатель: Какого цвета у машины кабина?

Дети: Кабина у машины желтая

Воспитатель: Какого цвета кузов?

Дети: Кузов у машины зеленый

Воспитатель: Какого цвета колеса?

Дети: Колеса у машины черные

Воспитатель: Из какого материала сделана машина?

Дети: Машина сделана из пластмассы. Она пластмассовая.

Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль, есть бензобак)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной?

Дети: Машину можно возить на веревочке, перевозить строительный материал, катать зверюшек, просто катать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята, рассказать про машину самостоятельно. Вспомним, как мы рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. (составление описательных рассказов детьми 2-3).

Пример описания машины.

-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она желтого цвета, кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары. В кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают)

III Заключительная часть:

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями?

Дети: не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать

Воспитатель: А как вы думаете, как нужно обращать с игрушками?

Дети: не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно.

Воспитатель: Пригласим эти игрушки к нам в детский садик?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.

Воспитатель: Ребята а, что мы делали в стране игрушек? Что больше понравилось?

Дети: (ответы детей)

IMG-20181212-WA0012-1_(1)-1.jpg

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое пособие..

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий.

-воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Словарная работа: меховые, плюшевые

Индивидуальная работа: Вика С- отрабатывать умение отвечать на вопросы полным предложением, Стас Т – правильное описание по карточке

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: игрушка медведя, игрушки для описания : мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина; корзина; схема составления рассказа об игрушках.

Раздаточный: картинки с изображением игрушек, смайлики

Методическое обеспечение: Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом возле стульчиков группе)

-Дети, посмотрите друг на друга, на наших гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

1. Улыбка. (Удерживание губ в улыбке, зубы не видны).

2. Трубочка. (Вытягивание губ вперед длинной трубочкой).

3. Заборчик. (Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны).

(Дети садятся на стульчики).

Показываю детям игрушку медведя

-Дети, к нам пришел Мишка со своими игрушками. А с какими, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

(Игрушки находятся в корзинке).

-Давайте отгадаем загадки и узнаем, что принес нам Мишка

Загадываю детям загадки

-Догадайся кто такой?

Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет.

-Что это (Мяч).

(Выставляется мяч).

-Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.

Надевай скорее, ну же:

Снизу — шире, сверху — уже.

-Что это (Пирамида).

(Выставляется пирамида).

День, и два, и даже пять.

-Что это (Кукла)

(Выставляется кукла).

-Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка).

(Выставляется матрёшка).

-Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса. (Машина).

(Выставляется машина).

-Какие игрушки принес Мишка, назовите их по порядку (мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина).

— Как можно назвать, одним словом все это (Игрушки).

— Правильно, молодцы. Это все игрушки.

-Для чего нужны игрушки?

-Дети, а Мишка принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили рассказывать об игрушках. Поможем Мишке?

-А что бы составить рассказы об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (даю объяснения по схеме).

-Вот этот знак нам говорит о том, что нужно сказать название игрушки.

Затем следуя по схеме нужно сказать про цвет игрушки. Игрушки бывают разные : красные, желтые, зеленые, синие.

-Дальше мы будем говорить, о форме игрушки. Игрушки бывают круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.

-Затем нужно рассказать о величине игрушки. По величине, игрушки бывают большие и маленькие.

-Дальше нужно рассказать, из какого материала сделана игрушка. Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха

Затем нужно рассказать из каких частей состоит игрушка.

У игрушек есть части. Например, машина состоит из кабины, дверей, колёс.

-А у куклы, что есть (Голова и туловище. На голове — уши, глаза, нос, рот, на туловище — руки, ноги).

-А ладошка нам говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с куклой? Её можно катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.

-Сейчас послушайте, как правильно нужно рассказать об игрушке. Это пирамида. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она большая. Пирамида сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пирамиду можно собирать и разбирать.

-Сейчас еще раз посмотрим на схему. Вика, нам кратко повторит, как надо описывать игрушку. (Название игрушки, цвет, форма, величина, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как можно играть).

(Рассказы 4-6 детей, после каждого рассказа провожу анализ рассказа от имени Мишки, отмечая соответствие, последовательность и выделение признаков игрушки, действий с игрушкой).

-Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился рассказывать об игрушках. Он говорит вам большое спасибо, давайте немного поиграем, а Мишка посмотрит на нас.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).

Флажок за палочку возьму,

Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).

Скачет мячик как живой (прыгают на месте,

Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).

Кубик к кубику кладём,

Строим, строим новый дом ( дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый,

Сели мы в машины,

Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле)

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

— Жалко вам зайку?

-Почему зайка остался под дождем?

-Будете разбрасывать свои игрушки?

-Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят. (Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры убирать их на свое место).

-Правильно дети, игрушки надо беречь.

-Дети, давайте вспомним, кто к нам в гости пришёл (мишка)

— С чем он к нам пришёл в гости (с игрушками)

-Как называются игрушки, сделанные из железа (Железные игрушки).

-А из дерева (Деревянные игрушки).

-Из резины (Резиновые игрушки).

-Из меха (Меховые игрушки).

— Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые игрушки. (Плюшевые игрушки. (Хором.)

-Ребята, а теперь игрушки хотят поиграть с нами в прятки

На фланелеграфе выставляю картинки с изображением игрушек. Детям раздаю картинки с изображением игрушек. Дети называют их. Затем детям предлагается закрыть глаза. В это время убираю одну игрушку на фланеграфе. Дети открывают глаза и угадывают какая игрушка спряталась, отвечают полным ответом (мишка спрятался). У кого спрятанная игрушка подходит и ставит ее на фланелеграф. Игра повторяется.

-Дети, что мы сегодня научились составлять?

-Какие бывают игрушки (деревянные, резиновые, железные, плюшевые)

-Молодцы! Все справились, правильно составили рассказы об игрушках, Мишка говорит вам спасибо. Он теперь знает, как нужно рассказывать об игрушках, а после стихотворения и вашего рассказа он будет убирать игрушки на места.

— Если вам понравилось рассказывать об игрушке, подарите мишке веселый смайлик, а если не понравилось, то подарите грустный смайлик.

-Что вам понравилось?

-Что не понравилось?

— А теперь мишке пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с ним, скажем ему До свидания!

Приемы: загадки, образец рассказа, вопросы, план рассказа, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, указания, оценка.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Хочется привлечь внимание детей к игрушкам, сделанным из разных материалов – дерева, пластмассы, резины, металла.

Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.

Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Ожидаемый результат

  1. Названия игрушек, их отличительные признаки, состав­ные части.
  2. Как можно играть той или иной игрушкой.
  3. Из какого материала сделана игрушка.

Оборудование: презентация, мультфильм, интерактивная игра.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй, скажем мы друг другу.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.

Воспитатель. Ребята, вы хотите узнать, о чем пойдет речь на занятии? Для этого нам нужно посмотреть мультфильм. Подойдите к экрану займите свои места.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем этот мультфильм.

Дети. Об игрушках, о том, как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том, как плохо относиться своим игрушкам.

Воспитатель. Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.

Воспитатель. Ребята, вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.

Дети. Нет.

Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте. Определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра "Из чего сделано"

Индивидуальные ответы детей.

Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная). Твердая, гладкая, легкая.

Это мяч сделана из резины - … (резиновая). Эластичная, упругая, растягивается.

Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое). Хрупкая, легкая, твердая.

Это машина сделана из металла (металлическая). Звонкая. тежелая, твердая, прочная.

Это мягкая игрушка сшита из меха. (мягкая, легкая, пушистая).

Воспитатель. А довайте присядем на стульчики для дальнейшей беседы.

Игра "Один много", "Назови ласково"

  • Кукла, куклы, куколка
  • Машина, машины, машинка
  • Слон, слоны, слоник
  • Мяч, мячи, мячик
  • Матрешка, матрешки, матрешечка
  • Барабан, барабаны, барабанчик

Воспитатель. Молодцы, ребята.

Воспитатель. Ой, ребята, к нам кто-то спешит.

Незнайка. Здравствуйте, детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят, что я не умею про игрушки рассказывать. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки.

Воспитатель. Ребята, мы конечно же поможем Незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.

Воспитатель. Ребята, перед вами мнемотаблица. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.

Примерный рассказ по таблице.


Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шафера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать. (1 ребенок)

Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из пластмасса, значит она пластмассовая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске. (2 ребенок)

Моя любимая игрушка кубики. Они разноцветные, квадратной формы, они деревянные. У кубиков нет частей он целое. Из кубиков можно построить разные сооружения башню, дом, замок. (3 ребенок)

Моя любимая игрушка конструктор лего- вертолет. Его части состоит из прямоугольной и квадратной формы. Лего состоит из маленькой детали. Конструктор сделан из пластмассы. Ее части кабина, пропеллер, хвост вертолета. С ней можно поиграть в игру "Машиниста". (4 ребенок)

Моя любимая игрушка кукла. Она розового цвета с зонтом, голова у нее круглой формы, туловище треугольной формы. Сделана из пластмасса, состоит из таких частей голова, руки, туловище. С ней можно поиграть в игру "Волшебная фея". (5 ребенок)

Моя любимая игрушка зайчик. Она коричнего цвета. Туловище у нее овальное, голова круглая и длинные овальные ушки. Она не большая и не маленькая. Она сшита из меха. У нее есть головка, длинные ушки, туловище ножки, хвост. С ней можно поиграть в игру "Лесные звери". (6 ребенок)

Моя любимая игрушка это мячик. Мяч разноцветный круглой формы. Маленького размера. Он резиновый. У него нет частей он целое. (7 ребенок)

Моя любимая игрушка котенок. Он серенький, а глаза у него голубенькие. Туловище у него овальной формы, голова круглой формы, ушки треугольной формы. Он маленький, сшита из меха. У него есть головка, туловище, ножки, хвостик. (8 ребенок)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Незнайка, а ты понял, как надо рассказывать о своих игрушках.

Незнайка. Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). Я решил их вам подарить. Ребята, а вы любите собирать пазлы? (Дети собирают пазлы под музыку)

Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).

Незнайка. Молодцы, а сейчас я хочу вам рассказать один секрет (как в мультфильме, котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки.

Дети.Нет.

Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить.

Дети. Игрушками надо обращаться бережно, не ломать их, чтобы они радовали нас долговое время.

Воспитатель. Незнайка, а мы знаем стихотворение.

1 Ребенок.

Заяц с куколкой играл
Платье куклы разорвал
Взял потом себе машинку
Разобрал на половину
Мячик маленький нашел
Этот мячик проколол
А когда конструктор взял все детали растерял.
Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким
Вы игрушки берегите и заботливо храните.

2 Ребенок.

Пусть игрушки дружат с нами.
Обижать их мы не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберем
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят когда их ломают.

Воспитатель. Мальчики, девочки, что вам было интересно на занятие. Что нового вы узнали? Чему вы научились. С кем вы поделитесь.

Воспитатель. Наше занятие подошел к концу. Мы попрощаемся с Незнайкой. До свидания, приходите еще. А мы возвращаемся в нашу группу.

Читайте также: