Составить конспект занятия для детей старшей группы по дифференциации звуков с и ш
Обновлено: 05.07.2024
- установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.
- закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук ;
- уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука ;
- закрепление отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков ;
- развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;
- формирование навыков звукового анализа ;
- закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.
3. Воспитательные : формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.
Оборудование : ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш] , буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.
1. Организационный момент
1) Всю ночь летает -
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
- С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])
2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)
- Назовите первый звук в слове шарф .
- Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш] . Но сначала выполним зарядку для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).
3. Упражнение для развития воздушной струи : подуть в колпачок.
4. Проговаривание изолированного звука
- Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом : с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса,длительно произносят: ссс) .
- Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.
- Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины? (картинку с изображением шины
- А как воздух свистел, когда выходил из насоса? (картинка с изображением насоса)
5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы :
- Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С] , а какая к звуку [Ш] .
6. Характеристика звуков
- Как ты думаешь : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш] ? Скажи, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш] ?
7. Связь звуков и букв :
- На что похожа буква С; Раскрась букву С
- На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш
8. Развитие фонематического слуха:
-Посмотри сколько у меня есть разных картинок. Вот тебе 2 корзинки, в первую выбирай картинки в которых есть звук [ c ], а во вторую, звук [ш].
9. Дифференциация в слогах - Посмотри , сколько цветов выросло на поляне.
Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками , которые не получились :
Затем со звуком , на который заменялся :
Теперь с сопоставлением : са-ша, су-шу, со-шо.
10.Физминутка
кто у нас живет в квартире?
(Дети топают на месте)
их могу я посчитать.
(ритмично хлопают в ладоши)
Мама, папа, брат, сестренка,
(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)
кошка Мурка, три котенка,
(наклоняются вправо – влево)
мой щенок, хомяк и я —
(делают повороты туловища в стороны)
это вся моя семья.
(широко расставляют руки).
11. Дифференциация звука в словах
- А теперь посмотри на эти картинки с изображением мишки и миски.
- Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку, а теперь вторую картинку.
- Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?
- Давай попробуем составить составить предложения с этими словами?
(По лесу идет. (мишка) . Кашу едят из. (миски) . На столе стоит. (миска) . В берлоге спит. (мишка) .
12. Звуко-слоговой анализ
- Сколько частей в слове миска? (2) .
- Определи место звука [С] в слове .
- Сколько частей в слове мишка? (2).
- Определи место звука [Ш] в слове.
13. Домашнее задание
1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш] .
2. Выучить стихотворение :
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
14. Итог занятия
- Какие звуки мы учились различать?
- Расскажи все, что ты знает о звуке [С] ?
- А о звуке [Ш] ?
- Какие слова ты запомнил со звуком [С] ? А со звуком [Ш] ?
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
- учить дифференциацировать звуки [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
-игрушки со звуками [С], [Ш] в названиях;
Ход занятия :
Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.
Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).
Решила покатать всех на качелях.
Мы тоже улыбнемся Маше. (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцелуем Машу. (губы тянутся вперёд).
Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?
(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)
2. Дифференциация изолированных звуков.
- Как произносится звук [ с ]? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ]? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.
Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.
3. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
4. Дифференциация [С], [Ш] в словах.
Дети садятся на места. Педагог: Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место.
-Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ]. В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ]. ( игрушки : кошка, матрешка, петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса,поросенок).
Вот какую игру интересную придумала Маша для нас. Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?
Возьмите карточки с рамками и фишками. Следующее задание: надо определить место звука в слове. Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с : лошадка, матрешка, .Слайд №2.
5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.
- Са-са-са - у Маши две косы.
- Су-су-су - заплету косу.
- Ша-ша-ша – Маша моет малыша.
- Ши-ши-ши – на поляне малыши.
- Са-са-са - в сказке были чудеса.
- Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Ребята, а кто хочет поиграть сам ведущим?
Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки.
6. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.
Ребята, вам понравилось играть у Маши? Давайте вспомним:
-Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.
-Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.
-Как Маша играет с машиной? На машине она катает лису.
-Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.
А кто самостоятельно хочет рассказать про Машу наш рассказ.
Педагог: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу). Вот мы и дома.
Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук
Конспект группового занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л]. Цель: дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах. Задачи: образовательные: повторение и закрепление артикуляции звуков.
Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[Б’] Цель: * Дифференциация звуков Б-БЬ; * Упражнение в выделении первого звука в слове; * Закрепление умения выделять последний слог в слове.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Тема: «Дифференциация
воспитатель МБОУ СОШ № 27
Дмитриева Юлия Александровна
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.
Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
Закреплять навыки звукового анализа.
Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
Развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные:
Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Воспитывать желание помогать
Обогащать словарный запас детей.
Оборудование: колокольчик, телефон
Раздаточный материал: зеркала, листы с изображением снеговика и воздушного шарика точками, цветные карандаши
Организация и регламент занятия:
I . Вводная часть – 2 минуты.
II . Основная часть –23 минуты.
III .Заключительная часть –1 минута.
Ход занятия
I . Вводная часть
Дети с воспитателем стоят в кругу.
В: Ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. ( Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.) Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Мишенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
II. Основная часть
Вдруг у воспитателя звонит телефон, на экране телефона фотография Лунтика.
-Ребята, нам звонит Лунтик, послушаем, что он скажет?
На громкой связи он говорит:
- Друзья, вы согласны помочь Лунтику? Тогда за дело. Лунтик, оставайся на связи и слушай внимательно.
Дети садятся за столы, на столах индивидуальные зеркала.
(Сделать артикуляционную гимнастику)
На картинках из конверта изображены упражнения артикуляционной гимнастики:
4. Рыбки разговаривают
9. Наказать непослушный язычок
Список слов на определение звуков [С] и [Ш]
Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.
-Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.
Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.
Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши
ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.
Физкультминутка Дети выходят из-за столов
Выполнить все движения по тексту стихотворения (выполняется 2 раза)
Сначала буду маленьким (присесть на корточки)
К коленочкам прижмусь (обнять колени руками и прижать)
Потом я вырасту большим(Встать)
До лампы дотянусь(подняться на носочки)
-Как же здорово у вас получилось выполнить задание из 4 конверта. Садитесь, пожалуйста, мы продолжаем.
Каждый ребенок получает задание обвести по точкам и дорисовать СНЕГОВИКА и ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
- какой звук стоит в начале слова СНЕГОВИК? ШАРИК?
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки).
Банан на пальме – для мартышки,
А на сосне для белки …(шишки)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
- Друзья мои, вы большие молодцы! Только мне интересно, помогли мы Лунтику запомнить и отличать звуки [С] и [Ш] ? Воспитатель звонит Лунтику
Лунтик, еще раз здравствуй. Нам интересно все ли ты услышал и запомнил? Мы смогли тебе помочь?
Лунтик - Ребята, спасибо вам большое. Вы выполнили все задания и помогли мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш] . До свидания!
III .Заключительная часть
В. – Итак, сегодня мы учились различать звуки С-Ш.
-Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?
-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?
-Дети, включается ли голос, когда мы произносим эти звуки.(Нет)
Спасибо вам и от меня. Вы отлично поработали сегодня.
СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.
Конспект занятия в старшей группе : "Дифференциация звуков С-Ш".
Занятие по обучению грамоте в старшей группе
Дифференциация звуков [С]-[Ш]
Занятие по обучению грамоте в старшей группе.
Дифференциация звуков [С]-[Ш]
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш.
Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
Закреплять навыки звукового анализа.
Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
Развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные:
Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Воспитывать желание помогать
Обогащать словарный запас детей.
Оборудование: игрушки обезьянки, карточки –ребусы, картинки на заданные звуки, музыкальная колонка, карточки с буквами, зеркала, ручки.
Сядет тот, кто ответит на вопросы:
1.Как называется место, где дома готовят еду? (кухня).
2.Как звали друга Карлсона?
3.Как называется летательный аппарат у Бабы-Яги?
4.Какая фамилия у Кощея?
5.Как называется место, где хранят автомобили? (гараж)
6.Как называется место, где тебя лечат? (больница)
7.Кто управляет самолётом? (лётчик, штурман).
8.У животных когти – у человека… (ногти).
9.Как называют человека, который очень редко болеет и занимается спортом? (здоровый человек).
10.Как мы назовём человека, который всего боится? (трус)
11.Катастрофа, случившаяся с автомобилем (авария).
12.Сколько хвостов у двух котов?
13.Сколько пальцев на правой руке?
14.Как называются звуки которые поются?
15.Назови три имени девочек.
16.Какое время года следует за зимой? (весна).
17. Что весной свисает с крыш? (сосульки).
18.Как зовут дедушку, который зимой дарит подарки всем детям? (Дед Мороз)
«Сегодня к нам в гости пришли обезьянки, Соня и Шура.
- Соня старшая сестра, озорна и весела,
любит Соня есть салат, есть у Сони самокат,
сильная и смелая, самая умелая!
-Шурочка ее сестра и совсем еще мала!
Не выносит шум и гам, ей по нраву тишина!
В гости к вам они пришли и заданья принесли!
-Вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать? (С и Ш)
3.Сравнительная характеристика звуков
«Ребята, мы с вами уже с этими звуками и буквами знакомились.
Давайте вспомним, какие эти звуки? (Согласные, твердые, глухие)
-Почему они согласные? (Воздух, который выходит из горлышка встречает
преграду) (хором)
-Почему они глухие? (Когда мы их произносим горлышко молчит)
-А чем они отличаются? Что можно сказать про губы? Про язык?
4. Развитие фонематического слуха.
Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки.
Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.
«Давайте нашим гостям Соне и Шуре сделаем приятное – подарим подарки. У вас на столах лежат картинки с предметами, в названии которых есть звуки С или Ш.
-Как вы думаете, картинки в названии которых есть звук С кому подарим? (Соне)
-А картинки в названии которых есть звук Ш? (Шуре)
-А сейчас возьмите картинку, определите какой звук есть в названии вашего подарка, выйдите и подарите Соне или Шуре.
(Дети ставят картинки рядом с куклами)
- Правильно вы подарили подарки?
-Назовите хором подарки для Сони.
-А теперь для Шуры.
(дети выполняют движения под музыку).
6. Связь звука с буквой.
- Ребята, что вы знаете о звуках?
(Звуки мы слышим и произносим).
- Что вы знаете о буквах?
(Буквы мы видим, пишем и читаем).
- Ребята посмотрите внимательно на карточки и обведите букву ш в квадрат, букву с в кружок.
Читайте также: