Составить конспект занятия для детей старшей группы по дифференциации звуков с и ш

Обновлено: 05.07.2024

- установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.

- закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук ;

- уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука ;

- закрепление отличительных дифференцировок артикуляционных и акустических признаков этих звуков ;

- развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;

- формирование навыков звукового анализа ;

- закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.

3. Воспитательные : формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.

Оборудование : ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш] , буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.

1. Организационный момент

1) Всю ночь летает -

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

- С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])

2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)

- Назовите первый звук в слове шарф .

- Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш] . Но сначала выполним зарядку для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).

3. Упражнение для развития воздушной струи : подуть в колпачок.

4. Проговаривание изолированного звука

- Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом : с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса,длительно произносят: ссс) .

- Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.

- Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины? (картинку с изображением шины

- А как воздух свистел, когда выходил из насоса? (картинка с изображением насоса)

5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы :

- Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С] , а какая к звуку [Ш] .

6. Характеристика звуков

- Как ты думаешь : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш] ? Скажи, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш] ?

7. Связь звуков и букв :

- На что похожа буква С; Раскрась букву С

- На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш

8. Развитие фонематического слуха:

-Посмотри сколько у меня есть разных картинок. Вот тебе 2 корзинки, в первую выбирай картинки в которых есть звук [ c ], а во вторую, звук [ш].

9. Дифференциация в слогах - Посмотри , сколько цветов выросло на поляне.

Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками , которые не получились :

Затем со звуком , на который заменялся :

Теперь с сопоставлением : са-ша, су-шу, со-шо.

10.Физминутка

кто у нас живет в квартире?

(Дети топают на месте)

их могу я посчитать.

(ритмично хлопают в ладоши)

Мама, папа, брат, сестренка,

(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)

кошка Мурка, три котенка,

(наклоняются вправо – влево)

мой щенок, хомяк и я —

(делают повороты туловища в стороны)

это вся моя семья.

(широко расставляют руки).

11. Дифференциация звука в словах

- А теперь посмотри на эти картинки с изображением мишки и миски.

- Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку, а теперь вторую картинку.

- Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?

- Давай попробуем составить составить предложения с этими словами?

(По лесу идет. (мишка) . Кашу едят из. (миски) . На столе стоит. (миска) . В берлоге спит. (мишка) .

12. Звуко-слоговой анализ

- Сколько частей в слове миска? (2) .

- Определи место звука [С] в слове .

- Сколько частей в слове мишка? (2).

- Определи место звука [Ш] в слове.

13. Домашнее задание

1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш] .

2. Выучить стихотворение :

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

14. Итог занятия

- Какие звуки мы учились различать?

- Расскажи все, что ты знает о звуке [С] ?

- А о звуке [Ш] ?

- Какие слова ты запомнил со звуком [С] ? А со звуком [Ш] ?

- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

- учить дифференциацировать звуки [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;

- развивать речевое дыхание;

- развитие мелкой моторики рук;

- формировать положительную мотивацию к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

-игрушки со звуками [С], [Ш] в названиях;

Ход занятия :

Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.

Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).

Решила покатать всех на качелях.

Мы тоже улыбнемся Маше. (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцелуем Машу. (губы тянутся вперёд).

Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?

(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

2. Дифференциация изолированных звуков.

- Как произносится звук [ с ]? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ]? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.

Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.

3. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.

4. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места. Педагог: Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место.

-Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ]. В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ]. ( игрушки : кошка, матрешка, петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса,поросенок).

Вот какую игру интересную придумала Маша для нас. Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?

Возьмите карточки с рамками и фишками. Следующее задание: надо определить место звука в слове. Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с : лошадка, матрешка, .Слайд №2.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.

- Са-са-са - у Маши две косы.

- Су-су-су - заплету косу.

- Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

- Ши-ши-ши – на поляне малыши.

- Са-са-са - в сказке были чудеса.

- Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ребята, а кто хочет поиграть сам ведущим?

Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки.

6. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Ребята, вам понравилось играть у Маши? Давайте вспомним:

-Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.

-Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.

-Как Маша играет с машиной? На машине она катает лису.

-Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.

А кто самостоятельно хочет рассказать про Машу наш рассказ.

Педагог: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу). Вот мы и дома.

Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук

Конспект группового занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л]. Цель: дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах. Задачи: образовательные: повторение и закрепление артикуляции звуков.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[Б’] Цель: * Дифференциация звуков Б-БЬ; * Упражнение в выделении первого звука в слове; * Закрепление умения выделять последний слог в слове.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Тема: «Дифференциация

воспитатель МБОУ СОШ № 27

Дмитриева Юлия Александровна

Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.

Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].

Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].

Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.

Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Закреплять навыки звукового анализа.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Развивать графические навыки и мелкую моторику рук

Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Воспитывать желание помогать

Обогащать словарный запас детей.

Оборудование: колокольчик, телефон

Раздаточный материал: зеркала, листы с изображением снеговика и воздушного шарика точками, цветные карандаши

Организация и регламент занятия:

I . Вводная часть – 2 минуты.

II . Основная часть –23 минуты.

III .Заключительная часть –1 минута.

Ход занятия

I . Вводная часть

Дети с воспитателем стоят в кругу.

В: Ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. ( Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.) Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Мишенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

II. Основная часть

Вдруг у воспитателя звонит телефон, на экране телефона фотография Лунтика.

-Ребята, нам звонит Лунтик, послушаем, что он скажет?

На громкой связи он говорит:

- Друзья, вы согласны помочь Лунтику? Тогда за дело. Лунтик, оставайся на связи и слушай внимательно.

Дети садятся за столы, на столах индивидуальные зеркала.

(Сделать артикуляционную гимнастику)

На картинках из конверта изображены упражнения артикуляционной гимнастики:

4. Рыбки разговаривают

9. Наказать непослушный язычок

Список слов на определение звуков [С] и [Ш]

Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

-Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.

Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши

ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

Физкультминутка Дети выходят из-за столов

Выполнить все движения по тексту стихотворения (выполняется 2 раза)

Сначала буду маленьким (присесть на корточки)

К коленочкам прижмусь (обнять колени руками и прижать)

Потом я вырасту большим(Встать)

До лампы дотянусь(подняться на носочки)

-Как же здорово у вас получилось выполнить задание из 4 конверта. Садитесь, пожалуйста, мы продолжаем.

Каждый ребенок получает задание обвести по точкам и дорисовать СНЕГОВИКА и ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

- какой звук стоит в начале слова СНЕГОВИК? ШАРИК?

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы… (санки).

Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки …(шишки)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

- Друзья мои, вы большие молодцы! Только мне интересно, помогли мы Лунтику запомнить и отличать звуки [С] и [Ш] ? Воспитатель звонит Лунтику

Лунтик, еще раз здравствуй. Нам интересно все ли ты услышал и запомнил? Мы смогли тебе помочь?

Лунтик - Ребята, спасибо вам большое. Вы выполнили все задания и помогли мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш] . До свидания!

III .Заключительная часть

В. – Итак, сегодня мы учились различать звуки С-Ш.

-Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?

-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

-Дети, включается ли голос, когда мы произносим эти звуки.(Нет)

Спасибо вам и от меня. Вы отлично поработали сегодня.

hello_html_m50485f18.jpg

СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в старшей группе : "Дифференциация звуков С-Ш".

Занятие по обучению грамоте в старшей группе

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

Занятие по обучению грамоте в старшей группе.

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш.

Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].

Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].

Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.

Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Закреплять навыки звукового анализа.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Развивать графические навыки и мелкую моторику рук

Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Воспитывать желание помогать

Обогащать словарный запас детей.

Оборудование: игрушки обезьянки, карточки –ребусы, картинки на заданные звуки, музыкальная колонка, карточки с буквами, зеркала, ручки.

Сядет тот, кто ответит на вопросы:

1.Как называется место, где дома готовят еду? (кухня).

2.Как звали друга Карлсона?

3.Как называется летательный аппарат у Бабы-Яги?

4.Какая фамилия у Кощея?

5.Как называется место, где хранят автомобили? (гараж)

6.Как называется место, где тебя лечат? (больница)

7.Кто управляет самолётом? (лётчик, штурман).

8.У животных когти – у человека… (ногти).

9.Как называют человека, который очень редко болеет и занимается спортом? (здоровый человек).

10.Как мы назовём человека, который всего боится? (трус)

11.Катастрофа, случившаяся с автомобилем (авария).

12.Сколько хвостов у двух котов?

13.Сколько пальцев на правой руке?

14.Как называются звуки которые поются?

15.Назови три имени девочек.

16.Какое время года следует за зимой? (весна).

17. Что весной свисает с крыш? (сосульки).

18.Как зовут дедушку, который зимой дарит подарки всем детям? (Дед Мороз)

«Сегодня к нам в гости пришли обезьянки, Соня и Шура.

- Соня старшая сестра, озорна и весела,

любит Соня есть салат, есть у Сони самокат,

сильная и смелая, самая умелая!

-Шурочка ее сестра и совсем еще мала!

Не выносит шум и гам, ей по нраву тишина!

В гости к вам они пришли и заданья принесли!






-Вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать? (С и Ш)

3.Сравнительная характеристика звуков

«Ребята, мы с вами уже с этими звуками и буквами знакомились.

Давайте вспомним, какие эти звуки? (Согласные, твердые, глухие)

-Почему они согласные? (Воздух, который выходит из горлышка встречает

преграду) (хором)

-Почему они глухие? (Когда мы их произносим горлышко молчит)

-А чем они отличаются? Что можно сказать про губы? Про язык?

4. Развитие фонематического слуха.

Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки.

Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

«Давайте нашим гостям Соне и Шуре сделаем приятное – подарим подарки. У вас на столах лежат картинки с предметами, в названии которых есть звуки С или Ш.

-Как вы думаете, картинки в названии которых есть звук С кому подарим? (Соне)

-А картинки в названии которых есть звук Ш? (Шуре)

-А сейчас возьмите картинку, определите какой звук есть в названии вашего подарка, выйдите и подарите Соне или Шуре.

(Дети ставят картинки рядом с куклами)

- Правильно вы подарили подарки?

-Назовите хором подарки для Сони.

-А теперь для Шуры.

(дети выполняют движения под музыку).

6. Связь звука с буквой.

- Ребята, что вы знаете о звуках?

(Звуки мы слышим и произносим).

- Что вы знаете о буквах?

(Буквы мы видим, пишем и читаем).

- Ребята посмотрите внимательно на карточки и обведите букву ш в квадрат, букву с в кружок.

Читайте также: