Состав числа 10 конспект урока 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

У р о к 78. СОСТАВ ЧИСЛА 10.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Цели урока: закреплять знание учащимися состава числа 10; умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5; продолжать формировать умение учеников применять переместительный закон сложения при решении выражения; продолжать работу над задачами.

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Закрепление знания состава числа 10.

IV. Закрепление умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5 и применять переместительный закон сложения при решении выражений.

Устно, с объяснением учащиеся выполняют задание 2 (с. 18 учебника, часть 2).

При решении примеров на сложение дети применяют переместительный закон сложения. Находя значения выражений на вычитание, учащиеся опираются на знание состава чисел либо пользуются изученными приемами вычитания чисел 3, 4, 5 из данного числа.

С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.

Ученики выполняют задание 1 (с. 11 в тетради № 2): опираясь на знание состава числа, находят значения выражений.

Затем детям можно предложить выполнить следующее задание по вариантам.

– Найдите значения выражений.

6 + 1 3 + 7 10 – 2

V. Сравнение чисел и выражений.

Выполняя задание 6 (с. 18 учебника, часть 2), учащиеся сравнивают числа и выражения. Особое внимание учителю следует обратить на 2 и 3-й столбики, где суммы и разности сравниваются с числом.

Например: 6 + 2 * 6.

Слева записана сумма чисел 6 и 2, справа дано число 6. (Следует обратить внимание детей на то, что в обеих частях присутствует число 6, но в левой части оно увеличивается на 2, следовательно, левая часть больше правой.)

Сумма чисел 6 и 2 больше шести.

(Возможно, дети захотят найти значение суммы (6 + 2 = 8 8 > 6), учителю следует рассмотреть все варианты, предложенные детьми.)

VI. Работа над задачами.

Подготовительная работа к решению составных задач.

Учащиеся читают задачу 3 (с. 18 учебника, часть 2).

– Вы прочитали задачу?

– О чем говорится в условии?

– О чем в задаче спрашивается?

– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Вычитание.)

– Почему? (Так как в условии сказано, что российских марок на 3 меньше.)

– Запишите решение. (6 – 3 = 3 (м.).)

– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (Сложение.)

– Почему? (Потому что спрашивается, сколько всего марок.)

– Запишите решение. (6 + 3 = 9 (м.).)

– Ответьте на поставленные вопросы задачи.

Далее аналогично разбирается задача 4 (с. 18 учебника, часть 2).

VII. Работа с геометрическим материалом.

Дети выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 5 (с. 18 учебника, часть 2): чертят отрезки заданной длины.

– Какова длина второго отрезка? (3 см.)

Затем учитель предлагает детям рассмотреть задание 3 (с. 10 в тетради № 2).

– Какая фигура изображена? (Треугольник.)

– Измерьте стороны треугольника и запишите их длину.

– Что заметили? (Две стороны треугольника равны.)

Треугольник, у которого две стороны равны,

называется равнобедренным.

В заключение урока дети перерисовывают в тетрадь цветок, изображенный на полях учебника (с. 18, часть 2).

В рамках реализации ФГОС начального общего образования главная цель урока математики – научить младших школьников мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и второстепенное, делать самостоятельно умозаключения, приобретать навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Важным моментом является создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

При проведении урока математики по теме “Число 10” мною была проведена ориентация на следующие принципы обучения: целесообразности, доступности,

научности. Чтобы достичь цели урока был подобран доступный материал для данной возрастной группы, который включал в себя задания с практическим содержанием.

Материал урока должен быть интересным и посильным, поэтому я использовала следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с учебником), наглядные (презентация, фишки, веер цифр), проблемные методы (проблемный вопрос при постановки темы урока), практические (работа в парах, группах со счётным материалом).

Задания были ориентированы на формирование универсальных учебных действий:

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, способность к самооценке, установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные: учащиеся должны научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно ставить цель, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Познавательные: умение пользоваться учебником, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, обоснованно строить свои высказывания.

“Методическая разработка открытого урока по математике в 1 классе по теме: “Число 10”.

Форма проведения: урок сочетания различных видов деятельности.

  • познакомить учащихся с числом 10;
  • закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
  • находить способ решения и уметь его объяснить;
  • составлять модели различных математических ситуаций;
  • воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
  • обобщение и уточнение дошкольных математических представлений учеников о числах в пределах 10 и действиях с ними;
  • формирование понятия состава числа 10;
  • развитие геометрического образа данного числа с помощью шкалы линейки;
  • обучение детей с помощью данных рисунков устанавливать соответствие между арифметическим действием и элементами рисунка;
  • формирование универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу;
  • выработка каллиграфического навыка письма числа 10;
  • создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности, умения учиться.
  • Организационный момент;
  • устный счёт;
  • подведение учащихся к определению темы урока (работа в парах);
  • проблемный диалог;
  • практическое задание (в парах);
  • физкультминутка;
  • первичное закрепление:
    а) работа в рабочей тетради;
    б) работа в тетради с печатной основой;
  • вторичное закрепление: работа с учебником (задание в группах);
  • самостоятельная работа по закреплению УУД;
  • рефлексия.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор, DVD-плейер.

  1. Рудницкая В. Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О. А. Математика: учебник. 1 кл., 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
  2. Кочурова Е.Э. Математика: рабочая тетрадь № 1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
  3. Рудницкая В. Н., Математика. Методика обучения (методическое сопровождение к учебнику). – М.: Вентана-Граф, 2002.
  4. Рудницкая В. Н. Беседы с учителем: диагностические материалы, позволяющие оценить уровень развития учебной деятельности по математике. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
  5. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября №24. 2005.
  6. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной творческой деятельности младших школьников на уроках // Начальная школа Плюс До и После №10. 2007.

Самоанализ урока по математике в 1 “Г” классе учителя начальных классов Гришкиной Оксаны Викторовны.

Данный урок в системе уроков по разделу “Числа и счёт” – урок № 30.

  • познакомить учащихся с числом 10;
  • закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
  • находить способ решения и уметь его объяснить;
  • составлять модели различных математических ситуаций;
  • воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
  • обобщение и уточнение дошкольных математических представлений учеников о числах в пределах 10 и действиях с ними;
  • формирование понятия состава числа 10;
  • развитие геометрического образа данного числа с помощью шкалы линейки;
  • обучение детей с помощью данных рисунков устанавливать соответствие между арифметическим действием и элементами рисунка;
  • формирование универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу;
  • выработка каллиграфического навыка письма числа 10;
  • создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности, умения учиться.

По типу – урок открытия новых знаний.

Он включает в себя следующие этапы:

Организационный момент. Цель данного этапа – эмоциональный настрой учащихся на урок, проверка готовности к уроку. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка в коллективе.

Устный счёт. Цель – закрепить навыки счёта в пределах первого десятка, тренировка навыков устного счёта, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Подведение учащихся к определению темы урока (работа в парах). Цель – развитие комбинаторного стиля мышления, коммуникативных навыков, умения работать в паре. Учащиеся в ходе решения примера получали число 10 и формулировали тему урока.

Проблемный диалог. Цель – определить в работе с числовым рядом в игровой форме место числа 10 в натуральном ряду. Учащиеся сделали вывод о том, что число 10 – это первое двузначное число.

Практическое задание (в парах). Цель – показать практическое применение понятия числа 10, моделируя предложенные ситуации с помощью разноцветных фишек. Работа в парах по выполнению заданий было пооперационным.

Физкультминутка. Цель – воспитание у детей здорового образа жизни, снятие эмоциональной напряжённости.

А) Работа в рабочей тетради. Цель – выработка каллиграфического навыка записи числа 10.

Б) Работа в тетради с печатной основой. Цель – развитие УУД при выполнении заданий: определение количества предметов по составу, дополнение записи с использованием рисунка, работа с понятийным аппаратом (вправо, влево, вверх, вниз), выполнение творческих заданий по рисунку. При выполнении заданий учащиеся пользовались инструкцией, так как это необходимо на данном этапе обучения.

Вторичное закрепление. Работа с учебником (задание в группах) Цель – работа по закреплению состава числа 10, работа над обогащением словарного запаса и связным ответом учащихся на вопросы учителя.

Самостоятельная работа по закреплению УУД. Цель – развитие памяти, внимания и умения моделировать задачу. По предложенному тексту задачи с использованием знаковой системы учащиеся записывают её решение.

Рефлексия. Цель – формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля знаний. С помощью цветных кружков учащиеся оценивали свою деятельность, а также в устной форме отвечали на вопросы: Я узнал… , Я научился…, Я запомнил…

При проведении урока мною проведена ориентация на принципы обучения: целесообразности, доступности, научности.

Чтобы достичь цели урока, мною был подобран доступный материал для данной возрастной группы, который включал в себя задания с практическим содержанием.

Материал урока должен быть интересным и посильным, поэтому я использовала следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с учебником), наглядные (презентация, фишки, веер цифр), проблемные методы (проблемный вопрос при постановки темы урока), практические (работа в парах, группах с счётным материалом).

В ходе урока была организована индивидуальная работа (устный счёт, работа в тетрадях), фронтальная (работа с учебником), парная (введение новой темы), групповая работа (закрепление полученных знаний).

Задания были ориентированы на формирование универсальных учебных действий:

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, способность к самооценке, установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные: учащиеся должны научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно ставить цель, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Познавательные: умение пользоваться учебником, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, обоснованно строить свои высказывания.

Конспект урока по математике в 1 “Г” классе Учителя начальных классов Гришкиной Оксаны Викторовны.

Тема: Число 10. (Презентация. Слайд 1)

  • познакомить учащихся с числом 10;
  • рассмотреть состав числа 10,
  • расположение числа 10 на шкале линейки;
  • закреплять навык прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
  • учить писать число 10;
  • развивать умение устанавливать соответствия между арифметическим действием и элементами рисунка.
  • осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД:
  • знать и уметь называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • различать число и цифру;
  • использовать линейку для выполнения вычислительных операций.
  • применять знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, а также схем решения учебных и практических задач;
  • формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
  • создавать условия для развития интереса к урокам математики;
  • развивать самостоятельность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • формирование каллиграфического навыка написания числа 10;
  • умение пользоваться учебником;
  • находить способы решения задач, обоснованно строить свои высказывания;
  • формировать навыки учебной деятельности;
  • развивать внимания, мышления через анализ данных заданий;
  • формировать потребность в совершенствовании устной и письменной речи;
  • воспитывать потребность в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий.

I. Организационный момент. (Слайд 2)

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы:
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

Решение задач (ответ выкладываем с помощью фишек). (Слайд 3)

К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок? (4)

На удочку Андрей
Поймал шесть окуней.
А друг его Сергей
Трех небольших ершей.
Сосчитай без лишних слов
Этих мальчиков улов. (9)

Ежик по грибы пошел,
Восемь рыжиков нашел.
Шесть грибов в корзинку,
Остальных — на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж? (2)

III. Подведение учащихся к определению темы урока. (Работа в парах.) (Слайд 4)

4 +1 = +2 = +1= + 2 = (в итоге получится число 10)

– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 5)
– Что мы мы будем делать на уроке?
– Чему должны научиться?

IV. Проблемный диалог. (Работа с числовым рядом. Игра “ Живые числа”.)

– Назовите следующее число за числом 2,5,…
– Назовите предшествующее число числу 7, 4, 9 …
– Какие числа находятся между числами 0 и 3, 0 и 6….
– Назовите соседей числа 5, 3, 8…
– Сколько шагов от числа 3 до числа 5, от числа 4 до числа 2?
– Что вы можете сказать о числе 10? Чем оно отличается от других чисел? (10 – двузначное число, при записи используется 2 знака.)
– Где в жизни вы встречаетесь с числом 10? (Ответы детей.) (Слайд 6, 7, 8, 9, 10)

V. Практическое задание (работа в парах). Возьмите 10 фишек разного цвета. Сколько может быть красных фишек? Сколько жёлтых?

(1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1.)

Мы только что проснулись,
Конечно, потянулись
Затем слегка зевнули
Нам тяжело вставать.
Привет соседу слева,
Привет соседу справа.
Ну что ж пора настала
Зарядку начинать.
Руками все похлопаем,
Теперь ногами топаем,
Подвигали плечами
И дружно прокричали:
С Добрым утром – мама!
С Добрым утром – папа!
С Добрым утром – все, все, все! (3 раза.)

VII. Первичное закрепление.

А) Работа в рабочей тетради по математике. (Слайд 10)

Цифра вроде буквы О
Это ноль иль ничего
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому, что это – десять.

Запись числа 10. Демонстрация записи числа 10. Из каких цифр состоит число 10? (Слайд 11)

Б) Работа в тетради с печатной основой (с. 7–8). (Слайд 12)

№ 1. Запись числа 10.

№ 2. Дополнение модели состава числа 10 (рисование фишек) и запись результатов.

№ 3. Работа над понятийным аппаратом. (вправо, влево, вверх, вниз),

Бабочка – проснулась, потянулась,
Росой умылась, изящно покружилась,
Присела, посидела,
Раз, два, три, четыре – полетела…

Разминка для рук:

На двери весит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали и открыли.

IX. Вторичное закрепление. Работа с учебником (с. 60). (Слайд 13)

– Расскажите, что делает цыплёнок.
– Сколько “шагов” от числа 9 до числа 10? (От числа 9 до числа 10 вправо 1 “шаг”).
– Сколько “шагов” от числа 8 до числа 10? (Два “шага” вправо.)
– Сколько “шагов” от числа 7 до числа 10? (Три “шага” вправо.)

– Сравните числа. Какое число больше?

10 больше 0, 10 больше 9, 10 больше 1, 10 больше 8.

– Где расположено на шкале линейки 10 относительно этих чисел? (Число 10 расположено правее на шкале линейки. Большее число расположено правее).

– Прочитайте числа.
– Назовите данные числа в порядке увеличения.
– Назовите данные числа в порядке убывания.

Задание № 5. (Работа в группах с использованием “кассы цифр”.)

– Подумайте, какие числа пропущены?

В пустые окошки положите карточки с пропущенными числами.

(Проверка. От каждой группы выступает по 1 ученику)

X. Самостоятельная работа. (Работа в рабочей тетради по математике.) (Слайд 14)

Нарисовать фишки. Сделать запись.

У курочки – наседки малые детки:

Жёлтых 2, а чёрных 8.

– Сколько всех? – у вас мы спросим.

2 + 8 = 10 (ц.) (Слайд 15)

XI. Рефлексия: Нарисуйте на полях тетради: зелёный кружок – у вас всё получилось, на уроке всё было понятно; жёлтый кружок – не всё было понятно, не всё получилось; красный кружок – требовалось помощь учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с составом числа 10, закрепление сложения в пределах 10, навыков написания цифр, знаний уч-ся о натуральном ряде чисел и отрезке натурального ряда чисел.

Задачи урока:

предметные: познакомить с составом числа 10, закрепить сложение в пределах 10, закрепить навыки написания цифр, закрепить знании уч-ся о натуральном ряде чисел и отрезке натурального ряда чисел, развивать коммуникативные навыки;

метапредметные:

- развивать умение организовывать свою учебную деятельность,

- развивать умение ориентироваться в системе знаний,

- воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий,

- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и обобщать,

- развивать умение работать в паре,

- совершенствовать умение делать выводы и оценивать свою работу, исправлять собственные ошибки,

- воспитывать самостоятельность, самоконтроль,

- формировать положительное отношение к учёбе.

1. Самоопределение к деятельности, мотивация.

2. Актуализация опорных знаний.

(На доске карточки с изображением чисел от 0 до 9).

Учитель: Ребята, утром нам принесли заказное письмо от Дяди Фёдора (показываю конверт). Знаете такого героя?

Дети: это герой рассказов Эдуарда Успенского, который живёт в Простоквашино.

Учитель: Совершенно верно. Давайте посмотрим, что в ней. Кто самый смелый? Открывай.

(Один из уч-ся вытаскивает из коробочки карточку, на которой написано задание.Учащийся зачитывает задание всему классу. Обучающиеся считают устно. Поднимают карточку с соответствующим числом. Следующую карточку вытаскивает другой учащийся. Учащийся, давший правильный ответ, выходит к доске, открепляет с неё карточку с соответствующим числом и становится перед доской с карточкой в руках, показывая число всему классу.)

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ

Устно ответьте на вопросы:

1. Если к четырём прибавить три получится …

2. Сумма пяти и единицы равна …..

3. Если из девяти вычесть нуль получим ….

4. Разность шести и единицы равна …..

5. Если уменьшить семь на три получим

(В результате перед доской выстраивается ряд учащихся с числами 7, 6, 9, 5, 4).

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на данный ряд чисел и скажите, можем ли мы считать данный ряд чисел натуральным?

- Не соблюдаются свойства натурального ряда чисел.

- Первое число не 1.

- Числа стоят не по порядку.

- Не все числа больше предыдущего, а те, которые больше – больше не на один.

- Нет многоточия в конце ряда.

Учитель: Может быть, это отрезок натурального ряда чисел?

- Числа стоят не по порядку.

- Не все числа больше предыдущего, а те, которые больше – больше не на один.

- Не хватает числа 8.

Учитель: Ребята, что надо изменить, чтобы у нас получился отрезок натурального ряда чисел?

Дети: - Поставить числа в порядке увеличения.

(Учащиеся перестраиваются. В результате получается ряд:4, 5, 6, 7, 9).

- Не хватает числа 8.

Учитель: Придумайте выражение, значение которого будет равно 8.

(Игра с мячом – кому брошу – тот отвечает. Несколько уч-ся озвучивают свои варианты. Последний из уч-ся озвучивает свой вариант, открепляет с доски карточку с изображением числа 8 и занимает место среди учащихся с карточками. Получается ряд:4, 5, 6, 7, 8, 9).

Учитель: Теперь мы получили отрезок натурального ряда чисел?

Учитель: Прикрепите свои карточки с числами на доску и проходите на свои места. Спасибо за работу.

3. Постановка учебной задачи через подводящий диалог.

Учитель: Скажите, а какое следующее число должно стоять в нашем отрезке натурального ряда чисел?

Дети: - Число 10.

Учитель: Почему? Докажите.

Дети: - Число 10 больше предыдущего на один

(Прикрепляю карточку с изображением числа 10 на доску).

Учитель: Что вы знаете об этом числе?

Дети: - Число 10 натуральное.

- Стоит на 10 месте, после числа 9.

- Оно больше предыдущего числа на 1 и меньше последующего на 1.

- Это двузначное число.

- Это самое маленькое двузначное число.

- Для его записи используются две цифры.

Учитель: Давайте откроем наши рабочие тетради и запишем полученный отрезок натурального ряда чисел, соблюдая правила написания цифр. Взяли ручки в ручки и приступили к работе.

(Учащиеся работают в тетрадях. На доске карточки с образцами написания цифр. Обращаю внимание на написание числа 10. Цифру 1 пишем в левой клеточке, а цифру 0 – в правой.)

4. Определение темы урока, целеполагание.

Учитель: Замечательные числа у вас получились. Ребята, а что вы ещё хотели бы узнать про число 10?

Дети: - Как получить число 10.

- Познакомиться с составом числа 10.

- Расширить знания о числе 10.

- Посмотреть, где в нашей жизни мы встречаемся с данным числом.

Учитель: Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы, т.к. тема нашего урока…

Дети: - СОСТАВ ЧИСЛА 10.

(На доске помещается табличка с темой урока).

Учитель: А теперь немного разомнёмся.

Физкультминутка (гимнастика для мышц шеи)

Как мне нравится учиться,(наклоны головы вверх – вниз)

Изучать весь мир вокруг!(повороты головы направо – налево)

С каждой новою страницей (наклоны головы вправо – влево)

Всё понятней стало вдруг. (круговые движения головой по одному разу в одну и в другую сторону)

5. Освоение нового материала (поиск решения проблемы).

Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите из конверта на вашей парте 10 квадратиков и разделите их между собой.

(Учащиеся достают из конвертов квадратики и начинают их делить между собой.)

Учитель: Не забывайте о правилах работы в паре.

(На доске размещается плакат с правилами поведения при работе в паре, которые я озвучиваю: Уважайте мнение друг друга.

Говорите по - очереди.

Не согласен – предлагай!)

Учитель: Какие получились варианты?

(Учащиеся озвучивают получившиеся варианты и заполняют окошки домика, который прикреплён к доске, цифрами: 9+1 8+2 7+3 и т.д.)

Учитель: Все варианты мы рассмотрели? (Если не все – дописать).

А теперь давайте запишем получившиеся варианты состава числа 10 в тетрадь.

И начнём мы с варианта 1+9

(Учитель работает на доске. Уч-ся записывают в тетрадь вместе с учителем в столбик выражения и находят их значения. 1+9=10

Дети: - Последние 4 выражения можно не писать, т.к. от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется (переместительное свойство сложения).

Учитель: Молодцы. Как видим, у нас получился ещё один столбик таблицы сложения, в котором значения всех выражений равны 10. Каково его практическое применение мы узнаем, если выполним задание из учебника.

6. Первичное закрепление.

Учитель: Откройте учебники на странице 66 и найдите задание № 166.

Используя равенства таблицы сложения, найдите значения разностей.

Ваши предложения. Как будем находить значение первой разности: 10-3?

Какая строка таблицы сложения нам поможет?

- Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.

Учитель: Запишите разность напротив найденной строки.

(По данному образцу работают с другими разностями: 10-6=4 10-5=5 10-8=2).

Физкультминутка: Рядом с партой, дети, встаньте, локти за спиной достаньте,

Плечи развести пошире, вдох и выдох – три – четыре!

Вдох и выдох – раз и два, опустилась голова,

Ниже, ниже наклонились, руки сзади расцепились.

Их сцепить за головой, выдох – вдох, само собой,

Вправо – влево повернулись, разогнулись, потянулись.

Руки вверх всё выше, выше, и присели – тише, тише.

Прибавляем три к семи – столько в ладоши мы хлопнуть должны.

Учитель: Ребята, Дядя Фёдор, отправляя нам посылку, заплатил за неё 10 рублей.

Посмотрите на доску и скажите, какими монетами он мог расплачиваться?

(На доске картинки с изображением монет достоинством:

10 руб. – 1 штука, 5 руб. - 1 шт., 2 руб. - 3 шт,.1 руб. - 2 шт.)

Дети: - одна монета 10 руб.

- одна монета 5 руб. + две монеты по 2 руб. + одна монета 1 руб.

- А ещё можно было бы: 2+2+2+2+2=10

- две монеты по 5 руб.

Учитель: Что же мы видим?

Дети: - Число десять можно получить с помощью суммы двух слагаемых, а можно с помощью выражения с несколькими математическими действиями (несколько слагаемых).

7. Самостоятельная работа.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам в силу ваших знаний и возможностей выбрать задание, которое, по вашему мнению, вы сможете выполнить.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА – сравнить выражения

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА – заполнить пропуски

КРАСНАЯ КАРТОЧКА – придумать и записать 4 выражения, значения которых равны 10.

жёлтая карточка 10 - ? = 4 ? +5 = 10 7 + ? = 10 ? - 8 = 2

красная карточкам остаётся на слайде пустой.)

(Учащиеся выбирают вариант задания и выполняют его в тетради.)

Учитель: Покажите, пожалуйста, кто выбрал карточку зелёного цвета?.

(Учащиеся поднимают карточки, соответствующие их выбору.)

Сверьте свое решение с решением на экране (слайд 3).

Покажите, пожалуйста, кто выбрал карточку жёлтого цвета?

(Учащиеся поднимают карточки, соответствующие их выбору.)

Сверьте свое решение с решением на экране (слайд 3).

Поднимите жёлтые карточки, кто выполнил правильно задание. Тем, у кого не всё получилось не надо расстраиваться. Будьте внимательнее и в следующий раз у вас всё получится.

Почему нет результатов выполнения заданий на красной карточке?

Дети: - Разные варианты могут быть.

(Уч-ся озвучивают возможные варианты: 5+5 6+4, 3+3+3+1 4+2+1+3 и т.д.)

8. Повторение, включение в систему знаний (слайд 4).

Учитель: Посмотрите на экран. В предложенной таблице найдите в каждой строке 2 числа, сумма которых равна 10.

(Учащиеся маркером обводят следующие числа: 7 и 3 9 и 1 4 и 6 8 и 2 5 и 5 1 и 9 6 и 4.)

(По мере отгадывания, на экране появляется слово МОЛОДЦЫ).

Дети: - А можно и 3 числа сложить. Тоже получится 10: 3+5+2; 1+3+6; 1+4+5.

Учитель: Вы отлично справились с заданием.

9. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель: - Ребята, вы ответили на свои вопросы, которые возникли в начале урока?

Дети: - Да.

Учитель: Какие новые знания вы получили и где в жизни эти знания вам могут пригодиться?

Дети: - Число 10 может состоять из двух и больше слагаемых.

- Это пригодится нам, когда мы совершаем покупки в магазине.

Учитель: Спасибо. Наш урок подходит к концу. Оцените, пожалуйста, свою работу. У вас на столе лежат карточки. Возьмите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению.

Жёлтая - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Зелёная - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Красная - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!


На уроке происходит формирование вычислительных навыков и знания состава чисел в пределах первого десятка.

Описание разработки

Цели:

Формирование вычислительных навыков и знания состава чисел в пределах первого десятка.

Развитие логических операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, способствуя развитию мышления в целом.

Развитие речи обучающихся, использование математических терминов и понятий.

Воспитание трудолюбия, усидчивости, активности, аккуратности, коллективизма.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint из 29 слайдов, карточки для решения примеров разного цвета.

Ход учебного занятия:

Математика – особая страна,

Для путешествия смекалка нам нужна.

Будем много думать и считать,

И задачки не забудем мы решать.

Сегодня на урок к нам прейдут гости. А кто именно – вы узнаете, если будете внимательны и правильно выполните задание

Устный счет.

1. Какое число предшествует при счете числу 9?

2. Какое число следует при счете за числом 5?

3. Какое число стоит между числами 3 и 5?

4. Какое число стоит правее числа 8?

5. Какое число стоит левее числа 3?

- Правильно к нам в гости на урок прейдут гномы. Эти маленькие существа очень любят математику. Ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически мыслить и находить выход из любой ситуации.

2. Зарядка для ума (задания на развитие логического мышления).

1. Какой домик нужно вставить в пустой квадрат?

2. У крышки стола 4 угла. Сколько останется углов, если 1 угол отпилить?

3. Куда войдет больше воды: в трехлитровый чайник или трехлитровый самовар?

4. Сколько зайцев в корзине? Почему ты так решил?

- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с заданием гнома Смельчака. И мы отправляемся дальше в путь.

Переход к следующему этапу урока с помощью физминутки для глаз.

Подготовительный этап к изучению новой темы.

- И вот мы в гостях у гнома Цветика. Чем он занят?

- Верно, поливает свой любимый цветок. Но в лейке мало воды. Давайте поможем Цветику набрать в нее воды. Вы должны решить примеры, тогда капельки воды попадут в лейку. Готовы? Приступайте к работе.

- Молодцы, ребята! Теперь в лейке Гнома Цветика достаточно воды для поливки его любимого цветка.

2. Знакомство с числом 10. Определение темы и задач урока.

- А сейчас я проверю, насколько вы были внимательны, когда решали примеры.

- Назовите последний пример. Что заметили при его решении?

- Что можно сказать о числе 10?

- Сколько понадобилось гному Тото кубиков для башни?

- Как вы думаете, о каком числе пойдет сегодня речь на уроке? Определите тему нашего урока.

- Какие задачи поставим на урок?

- Верно. Мы знакомимся с числом 10, составом числа 10, научимся его писать.

- Количество предметов, равное 10, обозначается числом 10.

3. Работа в тетради. Запись числа 10.

- Чем число 10 отличается от остальных?

(при записи используем две цифры – 1 и 0).

Ноль катился по странице и не значил ничего.

Рядом встала единица, сделав ДЕСЯТЬ из него.

Состав числа 10.

- Какие числа нужно вставить? Почему?

- Где вы встречаетесь с числом 10?

ВЫВОД: Поскольку у человека на руках 10 пальцев, то число 10 с давних времен использовалось как укрупненная единица счета. С этим связано и обозначение десятка: 1десяток 0 единиц – 10.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике для 1 класса (УМК "Гармония") по теме: Число 10.Состав числа 10. Цель урока формировать и развивать вычислительные навыки и знания состава чисел первого десятка. Конспект сопровождается яркой познавательной презентацией с развивающими и логическими заданиями разного уровня, позволяющими закрепить изученный материал.

Конспект урока по математике 1 класс

Тема урока: Число 10. Состав числа 10.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Вид учебного занятия: урок - путешествие

1 .Формирование вычислительных навыков и знания состава чисел в

пределах первого десятка.

Развитие логических операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, способствуя развитию мышления в целом.

Развитие речи обучающихся, использование математических терминов и понятий.

Воспитание трудолюбия, усидчивости, активности, аккуратности, коллективизма.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

I. Орг. момент. Целеполагание.

Организация класса. Настрой детей на работу. Организовать познавательную деятельность учащихся.

Создание ситуации познавательной новизны.

Деятельность учителя и учащихся.

Математика – особая страна,

Для путешествия смекалка нам нужна.

Будем много думать и считать,

И задачки не забудем мы решать.

Сегодня на уроке мы отправимся в гости. А к кому именно – вы узнаете, если будете внимательны и правильно выполните задание

Этап учебного занятия

II.Актуализация знаний. Повторение пройденного.

Побуждение к работе с новой информацией. Пробуждение интереса к теме. Активизация имеющихся у учащихся знаний. Подготовка к осознанному восприятию учебного материала.

Диалог учителя и детей.

Деятельность учителя и учащихся

Устный счет (работа с веером цифр)

2. Какое число следует при счете за числом 5?(6-н)

3. Какое число стоит между числами 3 и 5?(4-о)

4. Какое число стоит правее числа 8?(9-м)

5.Какое число стоит левее числа 3? (2-ы)

- На этом уроке мы с вами отправимся в гости к гномам. Эти маленькие существа очень любят математику. Ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически мыслить и находить выход из любой ситуации.

2. Зарядка для ума (задания на развитие логического мышления).

1. Какой домик нужно вставить в пустой квадрат?

2. У крышки стола 4 угла. Сколько останется углов, если 1 угол отпилить? (5)

3. Куда войдет больше воды: в трехлитровый чайник или трехлитровый самовар?(поровну)

4. Сколько зайцев в корзине? (3) Почему ты так решил?(у каждого зайца по 2 уха)
- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с заданием гнома Смельчака. И мы отправляемся дальше в путь.

Читайте также: