Солнце в мифологии и сказках разных народов конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Солнце – небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.

При изучении нового предмета НРК – Литературы Красноярского края мы увидели необычное изображения солнца, изображение солнца коренными народами Севера совершенно не напоминало привычный нам образ. На уроках окружающего мира, мы знакомились с изображением солнца в нашей русской культуре, и оба эти образа были противоположными. Мы заинтересовались – почему?

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть влияние национальности народа и его условий жизни на изображение предметов окружающего нас мира.

Целью – проследить изменения образа солнца от древних славян до современности. Поэтому объектом исследования является образ Солнца в творчестве разных народов, а предметом – его образ в славянской литературе и современной русской литературе.

I. Представления древних славян о солнце

В фольклоре Солнце называют ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Во многих славянских традициях Солнцем клялись и упоминали его в проклятиях. Оно предстает в поверьях как разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце - это лицо, око или слово Бога либо оконце, через которое Бог смотрит на землю. По украинским поверьям, Солнце- это колесо от той колесницы, на которой ездит по небу Илья-пророк, а по другой версии, Солнце поднимают на своих крыльях ангелы Божьи.

1. 1. Солнце в устном народном творчестве

Может быть, поэтому Солнце, часто упоминается в пословицах и поговорках. Не всякий вспомнит сказку или споет песню про Солнце, а пословицу когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что упомянул Солнце в разговоре. Многие пословицы появились в результате наблюдения над жизнью природы и людей, в результате интереса как солнце появляется на небосводе.

▪ Солнышко всходит, барских часов не спрашивает.

▪ Солнышко нас не дожидается.

▪ Запечет красно солнышко и на моем задворке.

▪ Придет солнышко и к нашим окошечкам.

▪ Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

▪ При солнышке тепло, при матери добро.

По народным представлениям, Солнце опускается на ночь под землю или в море. В связи с этим оно, как и луна, в некоторых случаях осмысляется как светило мертвых. В похоронных причитаниях девушка-лебедушка после смерти удаляется:

За горушки она за высокия,

За облачка она за ходячии.

К красну солнышку девица во беседушку,

К светлу месяцу она в приберегушку!

Мне матушка - красна Солнушка,

А батюшка - светел Месяц,

Братцы у меня - часты Звездушки,

▪ Красная девушка по небу ходит.

▪ Красная, девушка в окно глядит.

▪ Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы.

▪ Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются.

Обращаются славяне к образу солнца и в детском фольклоре. В потешках образ солнца упоминается в уменьшительно-ласкательном варианте. В закличках, исполняемых детьми, чтобы перестал идти дождь, упоминаются дети Солнца:

Выгляни в оконышко!

Ждут тебя детки,

Ещё малых ребят.

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

1. 2. Художественное изображение солнца

В обрядах, фольклоре и народном искусстве СОЛНЦЕ символизировали как колесо, золото, костер, сокол, конь или олень, глаз человека и др. Множество солнечных знаков, которые, по-видимому, играли роль оберегов, обнаружено в восточнославянских археологических материалах Х-ХIII вв. , главным образом, в украшениях женского костюма. Это круг, крест в круге, колесо, розетка и др. Такие мотивы обычны в орнаментации народной одежды и тканей, в резьбе на различных частях крестьянских домов, мебели, орудий для прядения и ткачества – приложение 1.

На резных и раскрашенных воротах словацкой крестьянской усадьбы изображали восход и заход Солнца, показанного в виде круга – приложение 3. На одном столбе ворот вырезана Утренняя Заря в виде человекообразной фигуры с золотистой головой. Над ней сияние, а еще выше — утреннее Солнце, покатившееся по своей дороге-дуге. На другом конце дуги — заходящее Солнце, которого ждет внизу Вечерняя Заря, над ее головой переливается вечернее сияние. Там же, кроме того, изображен ряд потемневших солнц, сошедших с небесной дуги. Возможно, что это умершие солнца, о которых много раз говорится в славянском фольклоре – приложение 4.

Найти черты коренных народов Севера: долган, ненцев и эвенок, можно в образе Северного Солнца – приложение 5.

В современном искусстве, анимации художники тоже не обходят тему Солнца, изображая его таким, как им подсказывает их фантазия и понимание характера солнца – приложение 6 и 7.

Завораживают людей и фотографии солнца, люди снимают солнце в разных ракурсах, с особой любовью – приложение 8.

Особое место Солнце находит в детском творчестве. Дети начинают рисовать солнышко с самого малого возраста и совершенствуют свои умения на протяжении всего детства – приложение 9.

1. 3. Солнце - божество

Изучив эти данные мы пришли к выводу, что в жизни славян солнце было больше, чем образ, солнце было божеством. В древнеславянской мифологии Солнце предстает в образе двух богов: Даждьбог и Ярило.

Даждьбог - Бог лета и счастья, также известен как: Щедрый бог. Его символом является Солнечный диск, золотого цвета. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он —веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Ярило – Бог плодородия, культ Ярилы сопровождался карнавальными играми, плясками.

Свет и сила Бог Ярило

Красное солнце наше

Нет тебя в мире краше!

Даруй Бог света, теплое лето.

А почему на масленицу угощали именно блинами? Этот обряд связан с огнем. Чтобы ускорить пробуждение Солнца, люди старались помочь ему повыше забраться на небо, для этого Ярилу –солнце задабривали блинами, по форме, напоминающей солнечный круг. Сопровождалось этот действие закличкой:

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Именно, поэтому наши предки испытывали если не ужас и страх перед Солнцем, то искреннее уважение к нему. До наших дней дошли предания и суеверия связанные с Солнцем.

Стану я на сырую землю,

Погляжу я на восточную сторонушку,

Как красное солнышко воссияло,

Припекает мхи-болоты, черные грязи.

Так бы припекала, присыхала обо мне.

1. 4. Суеверия, связанные с солнцем

Почитанием Солнца обусловлено множество правил и запретов: не становись к Солнцу спиной даже во время работы в поле, не справляй свою нужду так, чтобы это могло видеть Солнце, не плюй в его сторону, иначе воцарится тьма, не показывай на него пальцем, не то выколешь ему глаз. После захода Солнца не давали ничего из дома в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор на улицу, не починали новую ковригу хлеба.

И вот появилось солнце и стало убивать людей и сжигать их дома. Хотя люди собрали камни и колья, солнце убивало их, а люди ничего не могли ему сделать.

II. Солнце в современной и классической литературе

К красну солнцу наконец

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

В русской народной сказке старик выдает своих дочерей за Солнце, Месяца и Ворона Вороновича; чтобы накормить старика блинами, когда он приходит в гости, Солнце печет их на самом себе.

Фольклорное творчество, и, прежде всего, сказки, всегда могут многое рассказать о народе, который их создал. Все сказки о солнце похожи друг на друга. В каждой народной сказке проявляются особенности ментальности народа, его мироощущения, понимания человека в мире, отношения к добру и злу. "Сказка ложь, да в ней намек", - лучшее тому доказательство из уст самого сказочника.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

- Мы будем жить и здесь и немного в тундре. Пусть жители тундры немножко будут видеть меня. Но я буду ходить далеко от них. Пусть ворон помнит об этом.

Увидела дочь Севера, что нет близко солнца, что жители тундры мерзнут и недовольны вороном, а он бессилен вернуть солнце тундре. Посмеялась она над вороном и ушла к своему отцу Северу. А солнце с тех пор больше живет за морем и в тундру посылает только самые холодные лучи.

Образ Солнца используют в своих произведениях многие писатели и поэты всех времен и народов.

Плачет бедный воробей.

Выйди, Солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно.

В поле зернышка не видно!

Ученики нашего класса попытались изобразить свое солнышко, чтобы показать какой у него характер. Солнышко получилось у всех разное, наверное, оно перенимает черты своего художника, который его изображает.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИФЫ НАРОДОВ МИРА О СОЛНЦЕ

Практическая работа

Прочитайте фрагменты мифов о Солнце разных народов мира, ответьте на вопросы, выполните задания:

Чем миф похож на сказку, чем отличается от неё?

Объясните, обращаясь к словарю, значение слов: суматоха, престол, жрец, зенит, бобыль, шаловливый, неистовство, колчан, предназначенный, пахта, зелье, грёзы, обитель.

Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы:

А) моли его о помощи, называя одним из 108 святых его имён.

Б) Солнца разрывались с треском, как огненные шары.

В) каждый день вовремя появляется на небе и вовремя возвращается к матери.

Г) Месяц светлый – из груди Его.

Звёзды частые – из очей Его.

Зори ясные – из бровей Его.

Ночи тёмные – да из дум его.

Ветры буйные – из дыхания.

Д) Кто пригожей – Рада иль Солнце?

Кто над миром ярче сияет?

Е) сердце устало жить.

Почему, как вы считаете, в мифах разных народов есть повторяющиеся образы, сюжеты?

Почему у многих народов любимыми мифами были истории о Солнце?

О каких природных явлениях рассказывают мифы?

Почему во многих мифах о сотворении мира звучит мотив одиночества?

Как славянская мифология объясняет возникновение Уральских гор?

Как вы думаете, какие жизненные ценности утверждаются в мифах разных народов?

Объясните, как вы понимаете высказывания. Какие из них близки вашей позиции?

Поэт, если только он хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения. (Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля).

Каждый миф есть одна из версий правды. (Маргарет Этвуд, канадская англоязычная писательница, поэтесса, литературный критик, активистка охраны природы).

Миф — поэтическая фантазия на историческую тему. (Е. Глушаков, современный отечественный поэт, драматург, литературовед, журналист).

Чем мифы народов мира интересны современному человеку?

Хеттский миф

Вот волны зашипели, высыпали все дядю встречать. Ввели дорогого гостя в дом, усадили на престол с почётом.

- Получил я твоё послание, брат мой, отправил дары ответные, послал жреца, что гаданиям обучен, но не нашёл он твоего жилища ни на земле, ни на небе.

- Не гадатель мне нужен. Пришёл я с тобой породниться. Дочерей у тебя тридцать. Разглядело их моё око с высокого небосклона. Дай мне одну в жёны. В самом зените дом с ней построим, будем жить счастливо.

Поник головой Океан-Аруна. Слёзы реками потекли по лицу.

- Жаль мне тебя, брат мой Солнце! Живёшь ты как бобыль одинокий. Но помочь я тебе не в силах. Дочерей-рек у меня тридцать, но и сыновей-морей у меня тоже тридцать. Поженил я их. Не могу разрушить согласие, что веками царит в моём доме. Если я тебе дочь отдам, все от меня отвернутся, с кем я останусь?

Вздохнуло Солнце и побрело назад, на небесный свод.

Так и ходит каждый день, устанет – опять идёт к брату Океану, а потом снова на небо возвращается.

Индийский миф

Вначале не было ничего. Но было Нечто, что дышало. Воды возникли ранее всех иных творений. Они породили огонь. Огнём же в них рождено Золотое яйцо. Из Золотого зародыша в яйце возник Брахма. Он расколол яйцо. Верхняя часть скорлупы стала небом, нижняя – землёй, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. Так была создана Вселенная. Оглядев всё вокруг, Брахма увидел, что он один. И стало ему страшно. Породил он силой мысли из глаз, ушей и ноздрей шестерых сыновей. От них пошли боги, демоны, люди, птицы и другие существа. Из глаз его родилось Солнце, из души – Луна, из ушей – стороны света. Земля была бесплодной пустыней. Прониклось Солнце к ней состраданием. Двинувшись северным путём, собрало оно своими всепроникающими лучами всю влагу, вернулось южным путём, вошло внутрь земли, обернулось полем, а Сома-месяц породил растения. Воистину пища всех наделённых жизнью существ сотворена из Солнца, а поскольку оно и есть отец всех существ, моли его о помощи, называя одним из 108 святых его имён.

Китайский миф

В стране сладких источников растёт огромное дерево. На его могучих ветвях, покачиваясь, дремлет Солнце. Было время, когда на этом дереве помещалось 10 Солнц, 10 шаловливых сыновей Сихэ. Они сменяли друг друга на её колеснице, а так как братья были близнецами, то люди думали, что им с неба всегда улыбается одно Солнце.

Небо сияло в 10 Солнц. В мире наступила засуха, какой ещё никогда не бывало. Леса вспыхнули, как сухой тростник. Реки вскипали от солнечного неистовства. Рыба всплывала брюхом вверх. Люди собирались на равнинах и поднимали шум, надеясь испугать небесные светила. Но Солнца, заигравшись, не слышали, а может быть, думали, что люди, глядя на их проказы, радуются.

И послал тогда Великий Владыка Дидзюнь на землю своего сына И, который был самым искусным стрелком, и дал ему красный лук и 10 белых стрел. Явился И на землю. Вновь и вновь натягивал он свой лук, и Солнца разрывались с треском, как огненные шары. Люди радовались и подбадривали меткого стрелка. Только мудрый Яо, у которого борода до земли и в каждом глазу три зрачка, понял, что если не остановить И, то перебьёт он все Солнца и земля погрузится во мрак. Подошёл он незаметно к И и вытащил из его колчана одну стрелу. А на небе, обезумев, металось последнее Солнце. От страха побелело у него лицо. Бросилось Солнце в объятия своей матери Сихэ-Ночи. С тех пор не смеет оно больше сходить с предназначенной колеи и каждый день вовремя появляется на небе и вовремя возвращается к матери.

Славянский миф

Бог Солнца у древних славян был многообразный: Даждьбог, Световид, Хорс, Ра, Ярило, Коло. Солнце-младенец – Коляда – рождается в декабре, в праздник зимнего солнцестояния. Солнце у славян было женским началом, а Месяц – мужским. В день летнего солнцестояния повзрослевшая Хорс (Коло) выезжает в нарядной колеснице на встречу со своим суженым – Месяцем. Такая встреча назначалась в ночь Ивана Купалы – памятный славянский праздник.

В начале времён мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое яйцо, в котором заключён был Род. Род родился и родил Любовь, разрушил свою темницу, и Солнце вышло из лица его.

Месяц светлый – из груди Его.

Звёзды частые – из очей Его.

Зори ясные – из бровей Его.

Ночи тёмные – да из дум его.

Ветры буйные – из дыхания.

Род породил всё, что мы видим вокруг, поэтому всё и называется природа. Бог Солнца Ра родил Сварога – Небесного отца, Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко – стало Млечным Путём. Потом Род камнем стал сбивать это молоко. Из полученного масла была сотворена Мать Сыра Земля, и плавает она в пахте-Океане.

Была у Ра-Солнца дочка Рада, жила на Златом острове Радости (Атлантиде), почиталась там больше Солнца и заняла трон Владычицы небес.

Как услышал Ра-Солнце красное,

Так послал Звезду к Водянице

Вызвать дочь свою состязаться:

Кто пригожей – Рада иль Солнце?

Кто над миром ярче сияет?

Звезда Вечерница выполнила просьбу Солнца, тайно же и она хотела сесть на трон Владычицы миров. Захотела она погубить Раду и рассыпала по острову зёрна мака.

В состязании было признано, что Ра сияет ярче Рады в небе, а Рада ярче Ра на земле. Тем временем зёрна мака проросли, и явился маков цвет, красивый, нежный и такой невинный на вид. Но высушенный на солнце сок мака стал зельем сна, грёз и смерти. И отведавший дара Вечерницы делался навеки её рабом. Жители острова начали гибнуть и увлекать в обитель Вечерницы – в царство чёрной Вечности – все народы, с которыми торговали. И решили боги покарать остров и навели на него потоп.

Вечерница перед потопом высыпала над островом полное лукошко маковых зёрен и произнесла заклятье: остров тогда вновь поднимется из воды, когда пройдёт столько лет, сколько зёрен в лукошке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

солнца и его воздействия на земную жизнь; обычно тесно связаны с лунарными мифами. Солнце- источник света и жизни на земле. Это было замечено уже в древности. Люди обладали небольшими знаниями о Вселенной и наделяли солнце сверхестественными возможностями, представляли его в виде Божества, которому поклонялись и молились о том, чтобы наступил следующий день. Для них солнце и жизнь становились единым понятием.

Солярные мифы различных народов имели отличия, но в целом имели общую структуру: Солнечное Божество ежедневно ведет борьбу с чудовищами и, одержав победу , утром появляется на небосклоне.

весеннее солнце – Ярило, крепкий, полный жизни юноша;

летнее солнце – Купайла, зрелый крепкий мужчина;

осеннее солнце – Свентовит, мудрый увядающий старик.

Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор. В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор.

Мифология древних славян отличается от мифологии других народов. Она возникла позднее чем, например, древнегреческая. Славянские мифы были тесно связаны со стихиями природы, хлеборобским или пастушьим бытом. У славян мифологическая символика соседствовала с атрибутами семейного быта, поэтому очень часто в мифах употреблялись слова мать, отец. Например, в народном мифе о Солнце главный персонаж носит имя Мать-Сыра Земля. Славяне считали Землю прародительницей всего сущего, называли её великим материнским лоном, из которого появился мир.

В мифе дано объяснение появлению растительности и животного мира, происхождению человека, смене времён года, возникновению огня, обряду погребения.

Во внешности славянских языческих богов нет ничего страшного, пугающего: многие их описания сопровождают роскошные образы окружающей природы. Большинство славянских богов не имеет таких чётких функций, как у древних греков.


А. Ходыревская. Мать-Сыра Земля. 2013 г.

МИФ О СОЛНЦЕ

Мать-Сыра Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась.

Жадно пила она золотые лучи живоносного светила, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлилась по недрам её. Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами.

Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкались мелкие насекомые, мушки да мошки.

И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой Земле. Потом Земля породила человека. И когда он вышел из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на громовую речь отца отвечал словами вещими, речью крылатою. И услышав то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки пред ним преклонились.

Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.


В. Крыжановский. Ярило. 2006 г.

Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших — заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов матери — опуская их в ложе её, т. е. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование огня человеку.

(В пересказе А. Мельникова-Печерского)

Род — создатель материального мира. У славян Род связан с идеей дерева жизни. Природа — это непосредственное детище Рода, она состоит при Роде.

Сеарог — бог света и небесного огня. Богов, которые происходят от Сварога, называют Сварожичами.

Даждьбог — солнечный бог, который дарит добро и богатство. Соединённые в его образе два начала — небесный огонь и небесная влага — дают плодоносящее зерно.

Перун — бог-громовержец, повелитель молнии и грома, покровитель воинов. Гром и молния воспринимаются древними славянами двояко: в положительном смысле — как весть о плодородном дожде, в отрицательном — как разрушительная сила.

Стрибог — покровитель всех ветров: бог-разрушитель. воплощение сильного, ураганного ветра и создатель нежных мелодий лёгкого ветерка.

Велес — бог достатка, покровитель купцов и торговцев, защитник домашнего скота.

Мокоша — богиня, связанная с женской работой в хозяйстве: рукоделием, ткачеством.

Купало — бог летнего солнца и любовного огня. Ярило — божество, похожее на Купалу, только оживающее весной.

Троян — триединое, трисветлое божество, символизирующее триединство Ярилы, Купалы и Даждь-бога. Наши предки делили год на три части: весну, лето и зиму. Ярило пробуждал природу весной, Купало даровал летнее плодородие, а Даждьбог поддерживал благополучие до следующего урожая.


В. Крыжановский. Род. 2006 г.


В. Крыжановский. Даждьбог. 2006 г.

В мифах разных народов отразилось поклонение солнцу как источнику жизни.

Бог солнца есть в мифологиях Древнего Рима. Индии. Японии и др. У древних греков — это Гелиос, у египтян — Ра. Разные народы в мифах отображали своё представление о природе и человеке. Греки считали, что Гелиос мчится по небу на колеснице, запряжённой четвёркой крылатых коней. Египтяне, чья жизнь была связана с Нилом, видели своего бога Ра проплывающим по небосводу в ладье. Они представляли его в виде человека с головой сокола и символическим изображением солнца. Ра почитался как царь и отец богов. Он отождествлялся с богом Амоном и изображался в облике фараона. Некоторые мифы о Ра связаны с представлениями египтян о смене времён года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным оком сияющей на лбу Ра, и её вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.

До принятия христианства на украинских землях очень почитали Даждьбога. Это один из основных персонажей славянской мифологии. Помимо иных предназначений, с ним связывали изменение времён года. Это отобразилось и в устном народном творчестве, например в песнях:

Ой, соловейку, ти ранній пташку,

Ой чого так рано із вир'їчка вийшов?

Не сам же я вийшов. Дажбог мене вислав —

З правої ручейки — літо відмикати.

З лівої ручейки — зиму замикати.

(Украинская народная песня)


Ф. Лейтон. Возвращение Персефоны. 1891 г.


Древнеегипетский бог солнца Ра. Прорисовка с настенной живописи. III тыс. до н. э.

Женские образы, созданные художником Константином Васильевым, прекрасны. Что ни полотно — то яркий, запоминающийся характер. Художник не только пишет конкретные образы, но и выносит на наш суд своё представление о русской красавице. Для К. Васильева этот образ, бесспорно, олицетворяет все те исконные нравственные начала, которые, независимо от внешности, делали женщину красивой.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, почему главного персонажа мифа о Солнце зовут Мать-Сыра Земля? Какой скрытый смысл заложен в имени этого персонажа?

2. Миф описывает любовь Матери-Сырой Земли и Ярилы. Обоснуйте, почему именно Ярило вызывает у Матери-Сырой Земли такие чувства, что в результате происходит с миром. Проиллюстрируйте свои размышления ссылками на текст.

3. Какие ещё языческие боги славян описаны, но не названы в мифе? Что даёт вам основания так считать?

4. Почему в мифе сила Ярилы слабеет? Какими календарными процессами это объясняется?

5. Как вы объясните, почему в мифе идёт речь о смене лета зимой, а не осенью? Почему начало зимы в мифе связано с началом Огня? Почему наши предки чествовали дарение огня человеку?

6. Установите соответствие на основе мифа о Солнце.

А его породила Земля

Б светлое божество, пронизывающее слои мрака

В божество долгой зимы

7. Выпишите из текста несколько понравившихся вам метафор. Для чего они использованы в мифе? Подберите к ним интересные образные синонимы.

8. Известны ли вам мифологические сюжеты других народов о появлении огня? Как его объясняют древние греки? Есть ли что-то общее у древних греков и славян?


К. Васильев. Жница. 1966 г.

10. Какой фрагмент славянского мифа о Солнце наиболее соответствует этой картине и почему? Подтвердите свои размышления фрагментами из текста мифа.

Читайте также: