Солнце старик и девушка конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Проблематика

Проблематика этого раннего рассказа (1963) морально-этическая. Это и проблема истинной красоты: внутренняя она или внешняя? И проблема духовной и телесной слепоты. Проблема одиночества и душевного тепла. Самая важная проблема, которая открывается девушке в финале, – тайна человеческой жизни и подвига, не просто сделавшая девушку взрослой, но и жизнь её осмысленной.

Сюжет и композиция

Древний старик, который приходит смотреть на огромное красное заходящее солнце – тоже часть пейзажа. Он каждый день садится на одно и то же место. Внешне он тоже похож на дерево, на его морщинистую кору, хотя у Шукшина нет прямого сравнения. В портрете, следующем за пейзажем, подчёркивается это сходство: руки коричневые, морщинистые и сухие, морщинистое лицо. Читатель понимает, что человек этот очень стар.

Пейзаж и портрет – экспозиция рассказа. Завязка начинается с того, что старик услышал сзади шаги. Но дальнейшие события описываются не с точки зрения старика, а с точки зрения автора. Рисуя старика, девушка-художница в первый день знакомится с ним, а во второй узнаёт всю его жизнь. Старик обращает внимание девушки на цвет солнца и кровавый цвет воды у берега, отмечает, что солнце ушло.

По тому, как старик берёт камень из рук девушки, у неё возникает догадка, не слепой ли он, но девушка не решается спросить. Старик подробно описывает, какими бывают эти камешки – кремешки: их форму, размер и цвет.

Герои рассказа

У героев рассказа нет имён, что приближает рассказ к притче, обобщает. Три главных героя вынесены в название.

Солнце – единственное, что доступно зрению старика, главное в его жизни. Он видит свет и смотрит на свет, может быть, не только на закате. Шукшин отмечает, что глаза старика слезятся.

Главным героем солнце делает девушка, видящая в трудной и простой жизни старика много общего с солнцем. Но читатель, если постарается, увидит ещё одно важное свойство: и старик, и солнце равнодушны к происходящему на земле. Девушка удивлена спокойствием и умиротворённостью старика, а он смотрит на все события своей жизни уже как будто из вечности. Может быть, он потому так долго и живёт, что стал равнодушным к происходящему? А как только ожила в нём душа (разбудила её девушка своими вопросами о прошлом), так он и почувствовал ломоту – боль души.

Старик в рассказе – воплощение мудрости, хорошо прожитой жизни и довольно счастливой старости. Его любят внуки, которые иногда приезжают из города, о нём заботится один из сыновей и невестка. Старик ни для кого не стал обузой, он самостоятельно передвигается, несмотря на слепоту и 80-летний возраст. Старик даже продолжает наслаждаться жизнью, откуда поразившее девушку умиротворение. Его, очевидно, ежедневный ритуал наблюдения заката – развлечение и удовольствие старости.

Но старик, как и солнце, одинок. Он устремляется к солнцу в поисках тепла, которого не находит в общении с сыном и невесткой. Да и общения никакого нет.

Старик остро чувствует свою ненужность. Внуки выросли, и давно он никому не объяснял, как называется камешек. Собеседника он находит в незнакомой девушке, сумевшей увидеть в нём что-то главное. Исчезновение старика для неё подобно исчезновению солнца на небе. Она идёт искать старика, плачет о его смерти (а сын не плачет или скрывает слёзы).

Девушка – третья главная героиня рассказа. Ей 25 лет, она художница, приехавшая из далёкого города на этюды.

Она сама себя не считает хорошей художницей. Судя по тому, что, рисуя старика, девушка всё время стирает, у неё действительно не очень хорошо получается.

Почему же девушка стала художницей? У неё особый дар – видеть красоту в обыденном, внутреннюю красоту. Потому она так и привязывается к старику, что за старостью и морщинами видит его сердце. Девушка тоже по-своему слепа: она видит неправильно. Например, её старший наставник и, видимо, важный для неё молодой человек недоволен тем, что она рисует стариков. Сам старик несколько раз обращает внимание собеседницы на окружающую природу, но она как будто не замечает красоты пейзажа, сосредоточившись на главном – человеке. Дважды она возражает старику, что он красивый, называя его ласково дедушкой.

Стилистические особенности

В этом рассказе важны детали. Внимательный читатель с начала рассказа может догадаться, что старик слепой. Герой не оборачивается и не смотрит на девушку, не видит протянутый ему камень, сидит всё время неподвижно. Но тот, кто не заметил этих деталей, так же, как и девушка, думает, что старик просто плохо видит. Тогда конец становится неожиданным, а рассказ превращается в новеллу, теряя главный смысл рассказа: в немногих чертах и деталях показать целую жизнь.

Другой характерной стилистической особенностью рассказа становится разнообразие внесюжетных элементов: портрет и пейзаж, деталь, разные типы речевых характеристик (диалог, внутренний монолог, несобственно-прямая речь).

В процессе размышлений над рассказом найти ответы на вопросы:

- В чем "глубокий смысл", в чем "тайна человеческой жизни" по Шукшину?

- Что такое "подвиг жизни"?

1. Слово учителя.

(Сообщаются тема и цель урока).

Чтобы вы могли "услышать" голос автора, мы прочтем этот рассказ вслух. Может быть, особая интонация, эмоциональность помогут вам услышать то главное, без чего невозможно постичь философскую глубину этого произведения.

Во время чтения постарайтесь найти ответы на вопросы:

Как повлияла на девушку встреча со стариком?

Что изменила в ней?

Когда начались эти перемены?

2. Чтение рассказа учителем или заранее подготовленным учеником.

3. Беседа по вопросам.

- Почему рассказ начинается так? Что вы услышали и увидели? (Первые предложения короткие, как дыхание старика. Аллитерации, повторяющийся эпитет "горячий", метафора "дни горели белым огнем" усиливают ощущение зноя и духоты:)

- Расскажите о старике по его портрету. (Вся жизнь прошла в тяжелом труде, поэтому руки тяжелые, они неподвижно лежат на коленях.

Руки "коричневые, сухие", как земля:

Лицо и руки в "ужасных" морщинах.

Морщины словно карта жизни старика:

Жизнь уходит от него, потому и глаза "влажные, тусклые").

- Появление старика на берегу случайно? (Для него это ежевечерний ритуал).

- Почему он всегда садился на одно место? (Он садился "у коряги", сам старый и согнутый временем, как эта коряга.)

- Для чего использован контраст "стремительной реки Катуни" и неподвижно сидящего старика? (Во-первых, река - это символ времени, человеческой жизни, которая проходит так стремительно.

Во-вторых, контраст подчеркивает степенность старика: для него приход на берег - ритуал, а ритуалы не терпят суеты.)

- Расскажите о девушке, о ее характере, о ее городской жизни.

- Вам нравится девушка? Почему? Она считает себя "настоящей художницей"?

- Прочтем описание заката. Для чего такое буйство красок? (Описание заката символично.

Солнце погрузилось в "далекий синий мир", а тень придвинулась к старику.

Возникает ощущение уходящей жизни и приближающейся смерти.

На пороге смерти человек подводит итог прожитому: "отчетливее рисовались горы".

Так хочется еще пожить: "веер ярко-рыжих лучей".

После ухода стариков остаются молодые - жизнь продолжается: "зеленоватое небо", "пошла полыхать заря".)

- Почему вздохнул старик? А что сделала девушка? ("Ушло солнышко"- для старика это ушел еще один день жизни.

А для девушки это лишь причина, по которой нельзя продолжить работу, поэтому она "сложила листы в ящик".)

- Обратимся к диалогу героев во время их второй встречи. Почему девушка задает вопросы невпопад? (Она раздражена, потому что не получалось нарисовать руки старика).

- Какой из вопросов девушки самый нелепый? ("Сыновей жалко?").

- Старик обижен этим вопросом? (Нет. Он удивлен).

- "Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием". А вам жалко старика? (Учащиеся обращаются к фрагменту "он пришел домой:")

- Чего до сих пор не поняла девушка? (Художница, рисующая портрет, не поняла, что старик слепой!)

- Автор скрывает от читателя, что старик слепой?

(Нет. Попробуйте не мигая смотреть на солнце, как это делал старик.)

- Когда происходит перемена в девушке? Что изменилось в ней? Почему она "пристально посмотрела на свои рисунки"? Что увидела в них? (Возможно, найден ответ на вопрос, заданный ей "настоящим художником": "А что дальше?")

- Перечитайте финал. Почему заплакала девушка? ("Ей было жалко дедушку:она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига:")

  • В чем же заключается эта "тайна человеческой жизни и подвига" по Шукшину?
  • Найдите ответ в тексте рассказа и прочитайте. ("Солнце - оно тоже просто встает и просто заходит: А разве это просто!")
  • Как вы понимаете эти слова?
  • Что в рассказе является шукшинской "формулой жизни"? (Название: "Солнце, старик и девушка".)
  • Нарисуйте эту формулу. (Возможный вариант рисунка: Солнце - символ жизни, Земля, согреваемая солнцем, и еще одна маленькая планета:)

5. Заключительное слово учителя.

Писатель Виктор Горн о героях Шукшина: "В художественном мире Шукшина герою, который задумался, испытал потребность понять себя, уже ощутил внутреннюю дисгармонию души, но еще не умеет ответить на "проклятые" вопросы, принадлежит огромное место. Герои чувствуют глубокую неудовлетворенность, мучительный душевный непокой."

Такую "потребность понять себя" испытала и девушка-художница. Финал рассказа дает надежду на то, что и она научится "видеть солнце", как умел его видеть слепой старик. И в портрете старика она все-таки сумеет рассказать о нем. О Старике. О Солнце.

6. Домашнее задание.

Написать цитатный план сочинения на тему: "Шукшинская тайна человеческой жизни и подвига".

К следующему уроку прочитать повесть Э.Хемингуэя "Старик и море". Выделить общее в проблематике рассказа Шукшина и повести Хемингуэя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ содержания рассказа 2.Какой была жизнь у старика? Ответ: Старик испытал на своём веку много горя-четверо сыновей погибли на войне, в живых остались двое. 3.Чего же недостаёт старику в жизни? Ответ: Ему не хватает душевного тепла, ласки, общения, доброго человеческого общения…

3. Что же согрело старика? Ответ: Его согрело солнышко да встреча с молодой городской художницей. Старик ни на что не жаловался. Ослепший лет десять назад ,старик комментирует девушке меняющиеся краски заката. Он помнит всё , чем когда-то любовался …

Проблемы рассказа Сформулируйте проблемы произведения. Проблема настоящих (истинных) и мнимых нравственных ценностей .Проблема ПРАВДЫ и ФАЛЬШИ в отношениях между людьми. Человек и природа. Отношение человека к природе.

Идея рассказа Автора волнует высота(планка) духовных и нравственных запросов и доброе отношение к окружающим людям.

Старик и девушка Что заинтересовало в старике молодую городскую художницу? Ответ: ЕЁ заинтересовала колоритная внешность старика. Сквозь морщины и дряхлость художница рассмотрела его жизненную МУДРОСТЬ.

Вопросы по тексту

Ответ на проблемный вопрос Напишите ответ на проблемный вопрос - ЧТО заставило старика приходить на одно и то же место?

Сюжет рассказа Он очень прост: 1.Две встречи старика и девушки. 2. Краткий рассказ старика о своей жизни. 3.Смерть старика.

Средства изображения Чтобы подчеркнуть ГЛУБИНУ и ЦЕЛЬНОСТЬ духовного мира человека, В.М. Шукшин использует разные средства художественной выразительности - МЕТАФОРЫ,ЭПИТЕТЫ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, ГРАДАЦИЮ,АНТИТЕЗУ, ПЕЙЗАЖ. . Задание : выпишите цитаты из текста. За

В чём смысл названия? Солнце-не только часть пейзажа. СОЛНЦЕ- СИМВОЛ человеческой жизни.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 096 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Характеры и сюжеты Василия Шукшина (1929—1974)

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.08.2015 7496
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 35 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Репина Екатерина Кирилловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алтай – это моя родина, где я родился и вырос. Люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина… Будь счастлива. В.М. Шукшин

Василий Макарович с семьёй

Нам бы про душу не забыть. Нам бы немного добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на Земле. Ну, так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее В.М. Шукшин

Нам бы про душу не забыть. Нам бы немного добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на Земле. Ну, так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее

Жизнь, как известно, один раз дается и летит чудовищно скоро; не успеешь оглянуться, уже срок: Вернуться нельзя. Можно не пропустить. В.М.Шукшин.

Жизнь, как известно, один раз дается

и летит чудовищно скоро;

не успеешь оглянуться, уже срок:

Можно не пропустить.

Подумайте и ответьте

Подумайте и ответьте

Характеристика старика

Руки "коричневые, сухие", как земля

Лицо и руки в "ужасных" морщинах.

Морщины словно карта жизни старика:

Жизнь уходит от него, потому и глаза "влажные, тусклые"

  • Появление старика на берегу случайно?
  • Почему он всегда садился на одно место
  • Для чего использован контраст "стремительной реки Катуни" и неподвижно сидящего старика?

Характеристика девушки

Символ заката

Описание заката символично. Солнце погрузилось в "далекий синий мир", а тень придвинулась к старику.

Возникает ощущение уходящей жизни и приближающейся смерти. На пороге смерти человек подводит итог прожитому: "отчетливее рисовались горы". Так хочется еще пожить. После ухода стариков остаются молодые - жизнь продолжается.

"Солнце - оно тоже просто встает и просто заходит: А разве это просто!"

Как вы понимаете эти слова?

Читайте также: