Соколов микитов май конспект урока 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

Антипиной Ольги Витальевны , учителя высшей категории

гимназии № 3 г. Зеленодольска РТ

Цели: 1) Освоение способа чтения: выделение ключевых слов, определение границ в речевых звеньях.

2) Учить детей определять основное настроение дидактического текста и поиску информации в нём.

3) Работать над выразительностью чтения.

- Сейчас нам предстоит работа в группах. Перед вами текст . подчеркните в рассказе ключевые слова. Сначала сами в своих тетрадках, а затем , посовещавшись в группах - на печатном листе.

Работы групп вывешиваются на доску. Чтение рассказа.

- Как вы работали с текстом? Как точнее и легче выделить ключевые слова?

III. Презентация о весенних цветах.

Ландыш серебристый вырос на опушке

Белый колокольчик нежной красоты.

Маленький подарок от Весны - подружки,

На ковре зелёном - скромные цветы.

Тронет лёгкий ветер колокольцы нежно,

Музыкой весёлой зазвенят они.

И подхватят птицы песенку прилежно

Праздничным оркестром Девицы - Весны.

Б) Ранней весною в лесу на опушке

Под кукование звонкой кукушки

Ландыш на тоненькой ножке вспорхнул

И жемчугами своими сверкнул.

Колокольчики , словно жемчужные крошки,

Бисером слёзным свисают на ножках

В смиренном поклоне и тихой печали,

Как будто с тоскою его повенчали.

А что за прелесть его тонкий аромат!

Сравниться с ним лишь Гефсиманский сад!

Там сказочные маленькие эльфы

На крылышках разносят аромата шлейфы!

Что может быть приятнее и проще

Лужайки ландышей в тенистой роще.

Не рвите нежный ландыш на букет,

- Прочитайте рассказ Э.Шима и узнайте, что о себе рассказал ландыш.

- Опиши ландыш таким, каким ты себе его представляешь.( Ландыш сам о себе рассказывает, хвастается своими достоинствами).

- Как вы думаете, с кем мог разговаривать ландыш? Почему?

- Как автор описывает цветок?

- С чем сравнивается цветок? Что пишет автор о ягодах ландыша? Почему их нельзя трогать?

- Что нового вы узнали о ландыше?

Презентация ( слайды 12 - 14.)


Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский писатель, натуралист и путешественник, родился в Калужской губернии, 30 мая 1892 года, в семье приказчика, который служил у купца, торговавшего лесом. Детство и ранняя юность Вани прошли на Смоленщине, на просторах Угры. В 1910 году он едет в Петербург, где поступает учиться на курсы сельского хозяйства, а вскоре после этого устраивается на торговое судно, благодаря чему за несколько лет побывал во многих странах Европы, Азии и Африки. В 1918 году, после демобилизации, Иван Сергеевич вернулся на Смоленщину, к родителям. Здесь он работал учителем в единой трудовой школе. К этому моменту он уже успел опубликовать свои первые рассказы.
В дальнейшем Иван Сергеевич Соколов-Микитов неоднократно участвовал в арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На ледоколе "Георгий Седов" путешественники отправлялись на Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа. берега", О многочисленных и разнообразных путешествиях писателя по родной стране можно прочитать в книгах "Пути кораблей" (1934), "Летят лебеди" (1936), "Северные рассказы" (1939).
Иван Сергеевич часто обращался и к жанру мемуаров, в нем были написаны такие книги, как "Свидания с детством" и "Автобиографические заметки". До последнего дня Иван Соколов-Микитов писал книгу своих воспоминаний "Давние встречи", в которой можно увидеть "очерки-портреты", посвященные многим нашим знаменитым писателям - Максиму Горькому, Ивану Бунину, Александру Куприну, , Александру Грину, Александру Твардовскому.

- Послушайте рассказ, который написал Иван Сергеевич Соколов - Микитов.

- Чем необычны ландыши для героев рассказа?

- С чем сравнивает автор ландыши?

- Как мы должны относиться к первым цветам? Можно ли собирать букеты? Почему надо беречь природу?

- Поработайте в группах. В конвертах лежат буквы. Составьте названия цветов. К уроку окружающего мира подготовить материал об этих цветах.

Учитель: Дети, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный день?

(Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” “Март – Песнь жаворонка”.)

“Очень много солнечного света,
Над землей стоит голубизна.
Мнится мне: в сиянье разодета,
Изнутри земля освещена…”
А. Яшин

Солнышко нам улыбается, улыбнитесь и вы. Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплом, красотой, добротой и любовью.

2. Игровая разминка.

Работа над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.

“Свеча”. Представьте, что перед вами яблочный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и постарайся задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Вспомните и воспроизведите:

Над ухом звенит комар: з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко).
Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо)

Работа с дидактическим материалом Г. Г. Мисаренко. Упражнения, направленные на отработку навыков правильного чтения.

  • чтение на время
  • чтение вслух только слова с буквой “а”
  • работа с сочетаниями

Работа с произведением С. Я. Маршака “Апрель”.

Беседа по теме чтения.

- О каком времени года идет речь?

Старый тополь у крылечка.
Ищет грач своё местечко.
Грохот льдин, шуршанье вод.
Света полон небосвод. (Весна.)
А. Екимцев

(Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” “Апрель – Подснежник”.)

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке будем знакомиться с произведениями разных авторов о весне. Это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей.

“Весна, весна кругом живёт и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон. ”
М. Исаковский

(обращается внимание на плакат-рисунок “Весна”, рисунки детей)

Говорят у весны три дела: одно - тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. В марте появляются проталины, первые перелётные птицы. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – этим апрель занимается. В апреле пробуждаются насекомые, появляется первая зелень и цветущие растения. И третье дело – теплую землю в зелень убрать – это работа мая. Май – месяц цветения растений, первых весенних гроз. С мартом мы уже простились. Какой месяц нам в окно заглядывает, улыбается? (апрель)

Сейчас мы с вами будем читать произведение, которое так и называется “Апрель”. Его написал замечательный детский поэт С. Маршак.

(на доске портрет автора)

Он написал для детей очень много весёлых, поучительных стихов, сказок, перевёл с английского языка детские песенки.

(обращается внимание на выставку его произведений)

- Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.

2. Чтение учителем стихотворения с использованием аудиозаписи “Природа, птицы и животные”, “Голоса животных и птиц”.

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель. (звук капели)

По полям бегут ручьи, (журчание ручья)
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь густой валежник. (рычание медведя)
Стали птицы песни петь, (пение птиц)
И расцвёл подснежник.

3. Выявление первичного восприятия.

- Что хотите сказать? Понравилось?

- Назовите жанр данного произведения.

- Каким настроением окрашено это стихотворение?

(на доску вывешивается рисунок “Подснежник”, под рисунком - слова:

“Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!”
Т. Собакина

Красота нежна, беззащитна и уязвима. Только любовь к прекрасному, нежное и бережное отношение к окружающей природе спасёт красоту.

4. Первичное ознакомительное чтение.

- Найдите автора, заголовок, прочтите. Прочитайте это произведение. Что вы скажете о нём? О чём оно? Составьте модель обложки. Сравните свои модели с моделью на доске.

(дети сравнивают свои модели с образцом, находят ошибки, исправляют)

- Что такое “капель”, “валежник”?

6. Пантомима. (Показать, как пробирается медведь).

7. Работа с текстом.

- Какие приметы весны описал поэт? Найди.

- Расскажи, что ещё происходит ранней весной?

- Зачем у меня в руках появилась книга “12 месяцев”?

Дети: Мы читали эту сказку. А сейчас читаем отрывок из песни Марта.

8. Работа над выразительностью.

Выбери слова, которые говорят о приметах весны. Какие строки в тексте будешь читать громко, радостно? Почему? Читай это стихотворение так, чтобы все поняли, что ты рад приходу весны.

Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт - торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.

5. Работа с произведением И. Соколова-Микитова “Май”.

(Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” “Май – Белые ночи”.)

Учитель: А сейчас ученица прочитает стихотворение ещё об одном весеннем месяце, послушайте какое интересное сравнение нашёл автор.

Май, как птиц из тесной клетки,
Листья выпустил на ветки:
Распрямляйте крылышки,
Набирайте силушку.
В. Фетисов

9. Беседа по теме чтения.

- От стихов перейдём к прозе, замечательного русского писателя, И. Соколова-Микитова, который очень тонко чувствовал, понимал и любил природу.

(на доске портрет автора)

- Это очень хорошо отражено в его произведениях.

(обращается внимание на выставку его произведений)

- Итак, слушаем произведение “Май” и думаем, почему оно названо так.

10. Чтение учителем с использованием аудиозаписи “Голоса животных и птиц”.

(в процессе чтения показываются фотографии птиц – кукушки и соловья и звучат их голоса)

- Определите жанр и тему этого произведения. Найдите фамилию автора.

11. Самостоятельное чтение.

- Какие краски видит, какие запахи и звуки чувствует и слышит автор? Моделирование обложки. Сравнение с образцом.

- Как автор описывает лес? Прочти.

- Как вы понимаете фразу “зелёною… дымкой накрылся лес”?

- Прочтите предложение о черёмухе.

Хочу остановиться на этом предложении и прочитать стихотворение, чтобы, прослушав его, вы, если встретите это дерево, уносили с собой в душах его необыкновенную красоту и чарующий аромат, а не охапки сломанных веток.

Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Лёгкая, как облачко, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.
- Это чья черёмуха? – Да она ничья,
Белая снегурочка около ручья…

Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг,
Сразу от черёмухи отломила сук.
Городские школьники шли в далёкий путь,
Увидав черёмуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки, а снегурки нет.
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черёмуха чистая, как снег
Радовался деревцу каждый человек.
З. Александрова

- Прочитайте, как встречают весну зайчишки?

- Найди предложение с восклицательным знаком. Прочти его, передав чувства жителей леса.

- Почему им так хорошо?

- О чём пишет И. Соколов-Микитов?

13. Чтение по цепочке.

- Рассмотри рисунок. Какое время года наступило? Что происходит в природе?

- Сравните эти произведения. Что в них общего? (о природе) Чем отличаются? (разные заглавия, авторы, жанры)

- Расскажите, что нового узнали на уроке?

- Какие произведения читали? Что общего в моделях этих произведений? Чем отличаются?

- О чём эти произведения?

- Только любовь к природе, её глубокое знание, доброта помогли С. Маршаку и И. Соколову-Микитову написать такие замечательные произведения.

- Чтобы вы сейчас ещё раз хотели перечитать?

7. Домашнее задание.

- С родителями сходите на прогулку в лес, поле, на речку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса и на следующих уроках расскажите о том, что увидели.

- Кому понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.

- К рассказу “Май”, если он вам очень понравился, можете нарисовать рисунок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лопнули тугие почки, И проклюнулись листочки, Расцвела в саду сирень, С кажды.

Лопнули тугие почки, И проклюнулись листочки, Расцвела в саду сирень, С каждым днём длиннее день. Куртку тёплую снимай! К нам пришёл цветущий …


Душистыми белыми гроздьями зацвела на опушках черёмуха.

Душистыми белыми гроздьями зацвела на опушках черёмуха.


Работа по тетради. Апрель с водой, а май с травой.

Работа по тетради. Апрель с водой, а май с травой.




Вопросы стр.123

Работа по тетради. Травка зеленеет С. Витвицкий

Работа по тетради. Травка зеленеет С. Витвицкий


А. Плещеев о д у в а н ч и к

А. Плещеев о д у в а н ч и к


4. Что такое хлеб? Как на этот вопрос отвечает автор? Какой ответ дашь ты? Во.

Работа по тетради.

Работа по тетради.



Маленькое Зёрнышко проросло весной. Снилось крохе Зёрнышку солнышко зимой. .

Маленькое Зёрнышко проросло весной. Снилось крохе Зёрнышку солнышко зимой. Снился лучик солнечный, разгонявший мглу… А теперь всё Зёрнышко видит наяву. Воробей чирикает: Зёрнышко, привет! Подросло поди-ка ты? Изменило цвет? Было жёлтым, маленьким… А теперь – росток! Изумрудный славненький, белый корешок! Ветерок Воробышка тут же поддержал: - Я тебя бы, Зёрнышко, сразу не узнал. Что ж расти, хорошее, пей целебный сок, Превращаясь с дождиком в хлебный колосок. Пригревает солнышко, золотит поля. Всходами из зёрнышек полнится земля… А из них, из каждого, будет колосок - Много новых зёрнышек даст один росток. Колоски те осенью соберёт комбайн - Жнёт, молотит, веет он зрелый урожай. Урожай на мельнице смелют на муку. А из той умелицы вкусный хлеб пекут!


https://kaloriyka.ru/userfiles/Alicy/image/%D0%9C%D0%B0%D0%B8%CC%86%2011.jpg.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 329 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.07.2018 3235
  • PPTX 11.3 мбайт
  • 207 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чеботарёва Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основной темой в творчестве Ивана Сергеевича Соколова - Ми китова была природа:

восход и заход солнца, времена года, лесные обитатели – обо всем этом он писал с

Еще мальчиком в детстве любил он бродить с ружьем по лесным у годьям Смоленщины,

прислушиваться к таинственным шорохам леса, разбираться в запу танн ых следах лесных

обитателей. Он умеет переда ть прелесть пробуждающегося весеннего леса, с доброй

улыбкой бывалого следопыта рассказать о проделках хитрого зайчишки или повадках

В произведениях И.Соколова - Микитова рассказывается о сильных и гордых лосях,

сладкоежках медведях, хитрых и умных волках, запасливых белках, трудолюбивых

В своих рассказах писатель пристально вглядывае тся в окружающую его жизнь,

удивляется тому, что неожиданно открывается его взору. Он, как добрый волшебник,

может самое обычное и непримечательное сделать красивым и интерес ным.

Когда читаешь, то кажется, что вместе с писателем слушаешь песню дрозда – « лучшую

Замечательный русский писатель завещал нам : любите наших меньших братьев,

четвероногих, пернатых, пушистых, зубастых, колючих… Лесных, полев ых, речных,

Соколов - Микитов дает нам такой совет: в лесу надо ходить тихо и осторожно,

прислушиваясь к каждому звуку и тогда перед вами откроется много лесных тайн .

Читая рассказы о природе, так и хочется запомнить красивое авторское слово. У него

упавшая с ветки березы прозрачная капля издает хрустальный звон, а простой паучок

Каждому животному он подбирает точное слово, каждое его движение описывает так, что

начинаешь видеть и чувствовать лесных жителей, как бу дто оказываешься рядом с ними в

лесу, в поле, у ручья. С ним не только отдыхаешь душой, уносяс ь в мир русских полей и

2. Изображение картин природы в произведениях И.С. Соколова - Микитова.

Автор изображает в своих произведениях картины природы по вр еменам года . Читаешь

Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние

Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.. Скоро, скоро оденется лес листвой,

зацветет на опушках черему ха, защелкают над ручьями голосистые со ловьи. Прилетят,

Забегают по кочкам хлопотливые мура вьи, вылетит из зимнего у бежища, загудит первый

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные

Ласково пригревает в лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые

клейкие почки. Из надломленной лосями березовой ветки прозрачны ми каплями сочится

сладкий сок. Распус тили сь ку стики ивы. Хорошо пахнет в весеннем лесу!

Тысячи разнообразных звуков и голосов родятся весной в ожившем лесу .

И только в глухую полночь насту пает тишина, все примолкает. В час появления солнца

звуки лесной му зыки вновь ожи вают. И можно очень долго слушать прекрасную

Хорошо и привольно летом в лесу. Зеленой листвою одеты деревья. Пахнет грибами,

Громко поют птицы. Пересвис тываются иволги, к у куют, перелетая с дерева на дерево,

неугомонные кукушки. В ку стах над р у чьями заливаются соловьи. В лесу под деревьями

рыщут звери. Бродят медведи, пасу тся лоси, резвятся веселые белочки. В темной чащобе

У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники - ястребы.

Много лесных тайн, сказочных чудес наблюдают они с высокой темной вершины.

В начале лета в лесу появляется много цветов . На березовых оп у шках зацвели иван - да -

марья , показались лиловые колокольчики , высоко поднялся иван - чай . В густой траве на

лесных полянках мы находим и собираем душистые фиалки . А у ручья, на берегу реки

любовались голубыми незабудками . В тихих ре чных заводях плавают белые лилии и

золотые кувшинки . Над ними трепещу т своими п розрачными крылышками стрекозы. У

самого берега скользят по воде длинноногие пау ки. Жарче и жарче греет летнее

солнышко. На лесных полянках появились первые грибочки, покраснела душистая

После знойного лета, после августовских теплых дн ей насту пила золотая осень.

По опушкам еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеле новатые и розовые

сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг

На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

По прозрачному высокому неб у бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы

готовятся к отлету. Уже у летели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимов ать

рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, у летают на юг

певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гу си, покидают родные болота

Изредка пропищит синичка; перепорхнет, сядет долбить дерево дятел. В ясные осенние

дни готовит себе труженик еж теплое зимовище. И днем и ночью таскает он в свою нору

под старым пнем су хие листочки и мягкий лесной мох – стелет зимнюю постель. До самой

весны будет спать еж в своей норке, и бу дут сн иться ему лесные ежиные сны. С у тра до

позднего вечера без ус тали х лопочу т белки, готовят себе запасы на зиму: сушат грибы,

собирают вкусные орехи… Пахнет смолой, осенней опавшей листвой.

Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Гл у бокие высятся сугробы.

Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. Мн ого кру пных и мелких зверей и

птиц живет и кормится в накрытом снежной нависью , притихшем зимнем лесу. Вот

шевельнулась в сучках и тоненько пискну ла синичка - королек. Вот, пересвистываясь и

порхая, пролетела над опушкой стайка клестов - еловиков, торопливо рассыпалась по

вершине украшенной шишками ели . Вот взлетела на дерево белка, а с густой

закачавшейся ветки, рассыпаясь алмазной пылью , свалилась снежная шапка . На скатерти

снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

Вот у обглоданных осинок натропил ночью заяц - беляк; п одняв черный кончик хвоста,

пробежал горностай. Красивой цепочкой вьется по лесной опу шке след старого

лисовина.По самому краю поля, след в след прошли разбойники - волки.

А через широкую наезженну ю дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси…

Тихо раннее утро в зимнем лесу. Спокойно насту пает рассвет. Взошло, заиграло над

лесом зимнее солнышко . Вылетели из ночных лу нок, из глубокого снега тетерева,

расселись на у крашенной ночным инеем березе. Кормятся, отдыхают тетерева. Вот

промчался зайчишка - беляк, исп у гался проходивших мимо лосей.

Зимний день короткий. Насту пила ночь в лесу.. По стволам и сучьям т олстых деревьев

постукивает мороз. В темном небе рассыпались зимние звезды. Но и в морозные зимние

Спокойно утром в лесу. Далеко слыше н каждый зв у к.

Слайд 1 5 Вот проковылял по чащобе, тихо похрустывая, заяц - беляк.

Слайд 17 . Спрятался в норе под корягой быстрый хорек.

Слайд 18 . Громко затрубили на болоте, встречая солнце, длинноногие журавли.

Сорвался с болота, стрелою поднялся в небо длинноносый баранчик - бекас . Будто голос

молодого барашка, доносится с высоты далекий дребезжащий зву к.

далеко - далеко точит кто - то топор на точиле. Во время песни не слышит и плохо видит

глухарь. Не слышит он, как пробирается лисица, как пасу тся в молодом осиннике лоси.

Взошло солнце – не успеешь ахнуть. Сперва закрылись самые маленькие окошечки -

звезды. Только одна большая звезда осталась гореть над лесом. Потом небо зазолотилось.

Жук прогудел, стукнулся о березу и замолк. Кома р дудит над болотом. А в лесу по су хом у

листу хорь – шух! Шу х! И заиграл в небе первый баранчик - бекас. Загомонили на болоте

журавли. Завопила человечьим голосом сова, и один за дру гим жалобно откликнулись ей

Зазолотились макушки – сильный и веселый кто - то по лесу вскрикнул! – поднялось

Смеется солнце, играет лучами. И нет сил, глядя на солнце, сдержаться .

За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу . Слышно, как дышит,

оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.

Много звуков в вечернем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. На ве ршине

высокого дуба громко воркует дикий гол у бь – витютень. Глухо турлычут в прозрачных

весенних лужах лягушки. Вытянув длинные шеи, свистя крыльями , пролетели над лесом

Слайд 20. Страшно ухнул в лесу и захохотал филин. Взмахивая крыльями, тихо потянули

Слайд 21 Задремала на солнышке старая лосиха . Чутко слышит она каждый шорох,

каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у ее ног маленький лосенок .

Знает он, что ни серому волку , ни злой разбойнице - рыси не даст его в обид у чуткая и

Голодно, бесприютно было волкам в зимнюю стужу. В морозные, вьюжные ночи

скитались они по заснеженным полям и дорогам. Ловили зайчишек, воровали

зазевавшихся собак. В теплые вес енние дни родились у волчицы слепые маленькие

Слайд 2 2. На освещенную солнцем поляну вывела медведица своих маленьких медвежат.

Жмутся к матери маленькие медвежата. Страшно им в огромном лесу . Поздно зимою, в

берлоге, родились у медведицы эти мохнатые ме двежата. Тепло им было в закрытой

берлоге; сладко почмокивая, сосали они материнское молоко. Забравшись под брюхо

Далеко слышит и чует медведица. Не увидишь и не услышишь, как у йдут тихо скроются в

Слайд 23. В темной лесной чащобе , под нависшими су чьями, затаи лась разбойница -

рысь . Всю ночь скиталась она по лесу, разоряла звериные и птичьи гне зда, ловила

зайчишек, доставала с деревьев спящих птиц. В лес ной темноте хорошо видят рысьи

глаза. Тихо ступают по земле ее кошачьи, мягкие лапы. Хорошо слышат украше нные

Слайд 24. Будто сказочный часовой , охраняя логово рыси, на сучке дерева уселся

круглоголовый глазастый совенок. Здесь он прячется от дневного яркого света.

Беззащитные звери и все лесные птицы боятся, сторонятся рыси. Старательно п рячу т они

Одна - одинешенька, скрыто и дико, живет в глухом лесу разбойница - рысь.

Слайд 25 . Писатель пишет нам и о чудесных звуках земли . Их можно услышать, если

прислушаться хорошенько, стоя в лесу или среди проб у дившегося цветущего поля. Это и

журчание весеннего ручейка, и нахлест речных волн на береговой песок, и пение птиц или

гром отдаленной грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь,

трепетание зеленой листвы на деревьях или треск ку знечиков, и взлет жаворонка, и шум

хлебных колосьев, тихое порхание бабочек – все это бесчисленные зву ки земли.

А певчих птиц он называет настоящими музыкантами, которые играют на флейтах,

Слайд 2 6 . Соколов - Микитов очень любит цветы леса. Еще ранней весной, как только

растает снег, он ходит далеко в лес, чтобы полюбоваться самыми ранними цветами

ожившего леса. Белым и голубым ковром расстилаются под снеж ники - перелески ,

первые веселые цветы нашего леса. После подснежников зацветает в лесу кислица –

белые нежные цветы. У самой тропинки золотыми пуховками нарядно цветет большой

ивовый куст . Очень хороши и красивы маленькие голубые цветы – незабудки . В

крошечных их лепестках как бы отразилась голу бизна летнего неба. Приятно смотреть на

чистый голубой ковер разросшихся у ручья незабудок. В густой траве прячутся нежные

душистые фиалки. Душисто пахнут ночные краса вицы – фиалки. Выйдешь из леса на

нескошенный луг и от радости ахнешь: сколько красу ется всевозможных цветов, похожих

на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют рома шки, желтеют

одуванчики, цветет мыш иный горошек. А выше все, всех веселее – лиловые

колокольчики . От легкого дыхания теплого весеннего ветерка колышутся, кланяются,

неслышно звенят колокольчики, радостно приветству я гостя. На радостн у ю улыбку

похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками. Все лето цвету т

одуванчики, похожие на мале нькое солнышко с золотыми лепесткам и - лучами. А

созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Ду нешь на шарик – поплывут,

полетят в воздухе легкие летуч ие семена.. Всю ночь крепко спят одуванчики. Только с

восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыба ясь. На гл ухих лесных

вырубках пышно цветет иван - чай . Точно высокие праздничные свечи, малиново - красным

огнем горят островерхие шапки красивых и пышных цветов. В гус тых зарослях цвет у щего

Читайте также: