Согласные звуки 1 класс конспект урока планета знаний
Обновлено: 06.07.2024
Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.
Задачи:
Обучающие: научить учащихся различать гласные и согласные звуки и обозначать их буквами на письме.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать звуки речи, осуществлять поиск необходимой информации для учебных заданий, осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся, умения отвечать на поставленные вопросы, культуру ведения диалога, познавательный интерес к изучению курса русского языка, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока русского языка 1 класс УМК Планета знаний разработанный Клейменовой Л.В.
Цель : создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих.
Задачи : предметные - содействовать формированию умений различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; знакомству с принятыми в русском языке обозначениями мягкости согласных на письме, использовать средства устного общения (голос, мимику, темп речи) в соответствии с ситуацией конкретного общения.
Метапредметные - способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
а) регулятивных - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
в) коммуникативных : формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;
Личностные УУД: интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
(дети стоят в кругу)
Цель : создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих.
Задачи : предметные - содействовать формированию умений различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; знакомству с принятыми в русском языке обозначениями мягкости согласных на письме, использовать средства устного общения (голос, мимику, темп речи) в соответствии с ситуацией конкретного общения, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные - способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
а) регулятивных - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения , выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
в) коммуникативных : формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;
Личностные УУД: интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока : Урок – сказка
Методы: Наглядный, игровой, деятельностный, проблемный метод
Формы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Организационный момент
1 слайд .
Солнце яркое проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось,
Начинать урок пора .
Учитель : Ребята, посмотрите, я на урок принесла книгу. (Книга Мудрости)
Эта книга не простая
Книгу эту не листают.
В ней увидите вы, дети,
Сказку лучшую на свете!
Учитель Ну что? Заинтересовались? А чтобы узнать, какая сказка прячется в моей книге, вы должны дружно сказать:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я примусь!
Запишите число, классная работа
II . Постановка учебных задач, целей урока.
Учитель Что-то не появляется сказка. А вот конверт (достаю из книги), в нём - задание.
Учитель: Посмотрите на доску. Здесь записаны буквы. Назовите их. (Т, Е, Р, Е, М, О, К)
На какие две группы можно разделить эти буквы? Чем отличаются гласные и согласные?
- На какие группы можно разделить согласные звуки?
- Составьте из этих букв слово.
- Какая это сказка? (русская народная сказка)
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. Здесь вы узнаете много интересного.
- Отгадайте загадку, отгадка которой и будет нашей темой урока. О каких звуках мы сегодня будем говорить?
Эти звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. (согласные)
Какие цели мы поставим?
Дети формулируют задачи урока.
III . Минутка чистописания
4 слайд.
Перед вами теремок,
Он не низок, не высок.
Он не узок, не широк
В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ Сергея Ивановича Ожегова говорится – ТЕРЕМ – в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.
Бежит Мышка – норушка
Увидела теремок и спрашивает:
- Кто – кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Учитель: Никто ей не ответил. Решила она поселиться в теремке.
Но посмотрите на двери замок.
Чтобы открыть замок и мышка могла войти мы должны выполнить задание.
Придумайте и запишите предложение со словом ТЕРЕМОК.
( Стоит в поле теремок.) Составьте схему этого предложения.
IV . Изучение нового материала.
Подготовительное упражнение.
Учебник, стр. 32, упр. 1.
- Произнесите звуки, которыми различаются пары слов.
- Как называются эти звуки?
- Что вы о них знаете?
Учитель: Стала мышка жить в теремке.
Прискакала к теремку Лягушка – квакушка.
- Терем – теремок. Кто в тереме живёт?
- Я мышка – норушка. А ты кто?
- А я лягушка – квакушка. Пусти меня к себе жить.
- Выполнишь задание, ответь на вопросы, пущу тебя в теремок.
Учитель: Давайте поможем Лягушке.
Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.
1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных . .
2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны . .
3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, . .
- Проходи в теремок, будем жить вместе. Стали они чай пить и в загадки играть. А вы любите загадки?
V . Словарная работа
ЗАДАНИЕ 2 (Из книги достаю листок с загадками)
Учитель: Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать.
1. Хвост пушистый,
В деревне кур крадёт. (лисица)
9 слайд: рисунок лисицы
10 слайд: запись слова
- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.
2. Кто, позабыв тревоги
Спит в своей берлоге? (медведь)
11 слайд: рисунок медведя
12 слайд: запись слова
3. По полю скачет,
Ушки торчком. (заяц)
- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.
13 слайд: рисунок зайца
14 слайд: запись слова
- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.
- В каком слове звуков больше, чем букв? (заяц)
- В каком слове букв больше, чем звуков? (медведь)
- Как по другому можно назвать зайца, медведя, лису? (животные, звери, млекопитающие)
- Какое ошибкоопасное место в слове животные вы увидели? (жи – ши)
А учебник предлагает нам ещё одно словарное слово – НАРОД. ( 16 слайд)
дилось на земле, родной, родня, родственник - близкие по рождению люди.
- Запишите слово народ в тетрадь, подчеркните орфограмму.
- Почему мы записали эти слова? (эти животные встречаются в народной сказке)
Учитель: Теперь стали жить в теремке Мышка – норушка и Лягушка – квакушка.
V . Физ. Минутка.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем - в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь
Учитель: Скачет мимо Зайчик – побегайчик. Увидел теремок и стал проситься…
- Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
- Я Мышка – норушка.
- Я лягушка – квакушка.
- Я зайчик – побегайчик. Пустите меня к себе жить.
- Если справишься с заданием, будешь жить в теремке.
Учитель: Нужно помочь зайчику.
Упр 2 Наблюдение какие преграды встречаются при произношении звуков с , б, р.
VI . Усвоение новых знаний и способов действий.
Рабочая тетрадь .
Восстановить слова. Вписать буквы.
Соединить слова, различающиеся буквой, обозначающей согласный звук.
Теперь Зайчик скок в теремок. Стали они жить втроём.
- Идёт мимо Лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
- Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
- Я Мышка – норушка.
- Я лягушка – квакушка.
- Я зайчик – побегайчик.
- А я Лисичка - сестричка. Пустите меня к себе жить.
- Выполнишь задание, будешь жить в теремке.
Выполняют на отдельном листе.
1.Подчеркни слова- перевертыши.
Пирог, порог, топот, шалаш, кок.
2.Допиши пропущенную согласную букву.
Дети работу выполняют в парах
Взаимопроверка. На доске правильный вариант.
Учитель: Теперь и Лисичка стала жить в теремке. Стали они жить вчетвером.
Прибежал Волчок – серый бочок. И спрашивает:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
- Я Мышка – норушка.
- Я лягушка – квакушка.
- Я зайчик – побегайчик.
- А я Лисичка - сестричка. А ты кто?
- А я Волчок – серый бочок. Пустите меня к себе жить.
- Поиграешь с нами, пустим жить в теремок.
VII . Физ. Минутка.
Заведем мотор машины.
- Покажите, как работает наше сердце.
(сжимание и разжимание рук)
- Поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз.
(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)
- Раз, два, три, четыре, пять,
(сгибаются пальцы по порядку в кулак)
все пальчики ушли спать.
-Вдруг проснулись, потянулись.
- Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.
VIII . Закрепление изученного.
Живут звери в теремке, песни распевают.
Шёл недалеко медведь, услышал песни и постучал в теремок.
Его звери в гости и пригласили. Он полез в теремок и развалил его.
А из теремка посыпались пословицы.
Чтобы ТЕРЕМОК животные могли построить нам надо им помочь.
IX . Работа в парах.
На каждой парте лежит карточка. Соедините начало и конец пословицы.
- О чём эти пословицы? (о дружбе)
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Запишите любую понравившуюся пословицу.
- Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
- Составьте схему этого слова.
- Вот мы и помогли построить новый теремок для зверей.
X . Итог урока.
- Над какой темой работали сегодня на уроке? - В чём была трудность?
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие задачи мы ставили в начале урока? Выполнили мы их ?
Урок русского языка в 1 классе. УМК "Планета знаний". Тема: "Согласные звуки". Цель урока: привести в систему знания учащихся о гласных и согласных звуках. В процессе урока формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. К уроку подобран интересный дидактический
материал.Урок развивает мотивацию учащихся и вовлекает их в учебно- познавательную деятельность
Оценить 3003 0
Технологическая карта урока
ФИО: Мингазова Татьяна Викторовна
Предмет: Русский язык
Класс: первый
Тема: Согласные звуки
Цели: Привести в систему знания учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.
Тип урока: урок повторения и первичного закрепления знаний
Технологии, методы
-Технология деятельностного подхода
- Здоровье сберегающие технологии
- Метод решения учебных задач
Основные понятия, термины. Буква, Звук. Согласный звук. Согласная буква.
Планируемый результат
– мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем; осознания слова как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке.
обучающиеся научатся различать звуки и буквы, различать гласные и согласные звуки, обозначать их буквами на письме.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Организовывать своё рабочее место под руководством учителя
сохранять и принимать учебную задачу;
планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;
контролировать и оценивать свои действия.
. Познавательные УУД:
– осуществлять информационный поиск, собирать и выделять существенную информацию из различных источников;
Коммуникативные
- отвечать на вопросы;
- выслушивать друг друга; договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
Формы работы. Фронтальная. Работа в парах .
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли учтиво в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
Эмоционально настраиваются на рабочий лад
Регулятивные
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
Введение в тему урока.
Дифференцированный подход в определении темы урока.
Обучающиеся получают дифференцированные задания.
- Дети, чтобы определить тему урока, сделайте первое задание на листочках
Задание № 1 для одной группы
Восстановите их по орфографическому словарику в учебнике
Задание №1 для другой группы
обведите каждую третью букву и расшифруйте запись
-Прочитайте получившиеся слова.
Какие буквы вставили? Какие звуки они обозначают?
Назовите тему урока.
Прочитайте расшифрованную запись
- Сегодня вы будете продолжать учиться различать звуки и буквы, различать гласные и согласные ,быть терпимыми друг к другу, трудиться в парах, оценивать свою деятельность.
Работают с орфографическим словариком в конце учебника.
мороз или город
корова, ворона или сорока
Согласные буквы
Согласные звуки
Согласные звуки
Познавательные УУД
Понимать информацию, предоставленную в виде записи
Использовать на доступном уровне логические приёмы мыщления (анализ) на языковом материале
Коммуникативные УУД
Высказывают предположения, оформляют свои мысли в устной форме в предложения. Регулятивные –принимают учебную задачу.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
Запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить
Формирование навыка каллиграфического письма
Работа со словарём
Запишите дату в тетради
Гимнастику для пальцев
Это что ещё за куст?
Это что ещё за хруст?
Как же быть без хруста, если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту мнём, мнём.
Мы морковку трём, трём.
Проведём минуту чистописания. Жук- короед наполовину объел буквы. Их нужно восстановить.
Узнайте, какие это буквы?
На доске частично написаны буквы В, З,
Жук – короед объел буквы. Их нужно восстановить. Какие это буквы?
- Сравните эти буквы. Назовите общие элементы этих букв?
Откройте тетрадь на печатной основе на с. 32.
Какую ещё букву будете писать?
Обведите по пунктиру буквы и пропишите их до конца строки.
- Прочитайте слово в следующей строке.
- Почему слово написано с заглавной буквы?
- Какое животное может иметь такую кличку?
ИНОГДА КЛИЧКИ ЛОШАДЯМ ДАВАЛИ ИЗ – ЗА ИХ ОКРАСА, значит по цвету конь вороной
Один из учащихся находит в орфографическом словаре значение слова Вороной и читает
Рассмотрите, как пишет Незнайка слово ВОРОНА
- Все ли согласны с таким написанием слова ворона?
Заглавные буквы В, З.
Один из учащихся дописывает на доске буквы
качалочка, крючковая линия
Заглавную букву Е
Оно обозначает кличку животного.
Вороной, значит чёрный
Находят и исправляют
ошибки в прописях.
Илья читает из словаря значение слова ВОРОНОЙ
Выполнять основные гигиенические требования при письме
Регулятивные:
Осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; находить и исправлять ошибки.
Познавательные
Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы.
Объяснение темы урока. Работа с инвариантной частью учебника и тетради.
Работа по рядам
Задание №2 на листочках.
Капля – цапля, гром – гном
кран – край, маска – марка
Подчеркните буквы, которыми различаются пары слов.
Назовите звуки этих букв.
- Как называются эти звуки?
Что вы знаете о согласных звуках?
Откройте учебники на с. 32 – 33.Прочитайте правило
Упр. №2 в учебнике
Работаем парами. Повернитесь друг к другу
- Давайте понаблюдаем за произнесением согласных звуков. Какие преграды встречаются при произнесении звука: б ?.
Сделайте вывод, Звуки С, Б, Р гласные или согласные?
- Приведите примеры согласных звуков.
- Приведите примеры согласных букв.
При произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух во рту встречает преграду. Согласные звуки могут быть звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими
При произнесении звука Б преградой являются губы
Преградой являются зубы
Называют согласные звуки
Называют согласные буквы
Регулятивные УУД –общеучебные- объясняют смыслоразличительную роль звуков
Коммуникативные.
Отвечать на вопросы
Коммуникативные.
Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничкство с одноклассниками
Самостоятельная работа
Формирование самоконтроля и самопроверки
Дифференцированное задание № 3
ДРУГ, УЧЕБНИК, АЛОЭ
. Подчеркни буквы согласных звуков
Иней, этаж, маяк, класс, утро, йогурт.
Подчеркни слова, которые начинаются с согласного звука Разбери одно из подчеркнутых слов по образцу:
ЯГОДА – 5 б., 6 зв., 3 гл., 3 согл.
Самопроверка с доски.
Маяк – 4 б., 5 зв., 2 гл., 2 согл.
Класс – 4 б., 4 зв., 1 гл., 3 согл.
Йогурт - 6 б., 6 зв.,2 гл, 4 согл.
Регулятивные УУД –общеучебные- объясняют смыслоразличительную роль звуков
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Коммуникативные: определяют способы взаимодействия, выслушивать друг друга, договариваться
Упр № 4 в учебнике
- Прочитайте первое двустишие
- В каких словах заметили ошибки?
(горку – норку, в слове норку нужно согласный звук Н заменить согласным звуком К, получится слово корку: Мышка спряталась под горку
Аналогично ведётся работа и над следующими двумя предложениями.
- Какое значение имеет слово ручка?
Спишите второе двустишие.
И Грызет тихонько корку
Ручка- школьная принадлежность,
ручка –часть тела ребёнка,
ручка – приспособление для открывания дверей и дверок
Норка – жилище зверька
Регулятивные УУД –общеучебные- решение учебных задач
- Ребята, что вы знаете о звуках и буквах?
- На какие две группы делятся звуки?
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- А что может служить преградой?
(Звуки — слышим и произносим.
Буквы – видим и пишем.)
(Звуки – гласные и согласные.)
Гласные произносятся с голосом. Выдыхаемый воздух во рту не встречает преград.
А согласные произносятся с шумом и голосом .Выдыхаемый воздух встречает преграды
Преградой могут быть язык, губы и зубы.
Регулятивные УУД –общеучебные- объясняют смыслоразличительную роль звуков
Оцените свою работу на уроке
Нарисуйте в уголке смайлик.
Оценивают свою работу на уроке
Оценивают уровень овладения знаниями
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Хочу выразить Вам благодарность за разработку по детям с ОВЗ. С недавнего времени сама работаю с дет. Подробнее.
Спасибо Вам за презентацию. Пригодится в работе с детьми по ознакомлению с профессиями военных. Мы д. Подробнее.
Спасибо Вам за презентацию! Очень пригодиться в работе с детьми среднего возраста. В работе использо. Подробнее.
Очень интересная статья, в которой собраны и описаны приоритетные технологии воспитательной работы. . Подробнее.
Часто в образовательных учреждениях проводятся классные часы, и один из таких классных часов посвяще. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также: