Социальное познание конспект 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

руководством Л .Н. Богол юбова. – 2011), карточки с заданиями, ст акан с вод ой .

Образовательная – сд елат ь характеристику ступеней познания и их ф орм; закрепить представлени е

о сходстве и различиях форм чув ственного познания с формами рационального познания ; за крепить знание

Развивающая – совершенств овать умение учащихся аргументировать ответы, развивать умение

сравнивать, выявлят ь существ енные признаки; опре делять понятия ; обогащен ие словарного запа са.

Воспитательная – спос обствов ать развитию у мения работать в колл ективе.

течение жизни человек занимается разными видами деятельности. Одним из видов деятельности

Изуч ение новой темы ведется по сл едующему план у :

Методы изучения нового материала: беседа, рассказ учителя с использованием слайдов электронн ой

презентации , использова ние в качестве примера стакан воды (формирование ощущений); ор ганизаци я

самостоятельной ра боты уч ащихся по заданиям на карточках .

1) Учитель: Что такое знание? Какими знаниям и обладают люди? Что такое познание? У чащи еся

отвечают на воп росы, потом записывают определ ения понятий в тетра ди , слайд 2 .

2) Учител ь: В ы знает е, что в структу ру деятельности включают ее субъекта и объекта. Что так ое

субъект и объект деятельности? Если взять познавательну ю деятельность, то как в этом случае мож но

данном случае – слай д 3. Учащиес я отвечают на в опросы.

3) Учитель: Вопро с о поз наваемости мира остается открытым до сих пор, хотя еще мыс лители

античности пытались найти ответ на этот вопрос. Давайт е рассмотрим основные точки зрения на

Учитель: чья точка зрения кажется в ам наиболее объективной? Почему? Учащиеся отвечают на

вопрос, приво дя аргуме н ты в обосновани е своего мнения .

4) Учитель: Познани е имеет две основные формы, или ступени (слайд 5 ). Учащиеся рисуют схему в

Чувственное познание ведется с помощью органов чувств. Оно имеет три формы: ощущение ,

Ощущение – это от раж ение отде льных свой ств предметов или яв лений, которые непосредств енно

воздейству ют на органы ч увств (слайд 7) . Учащие ся записывают опред еление поня тия.

Учитель: Какие о рганы ч увств есть у человека? Учащиеся перечисля ют органы чув ств.

Ощущения делятся на пять видов: обонятельные, осязательн ые, вкусо вые, слуховые, зрительные

Учитель наливает воду в стак ан. Какие ощущения возникли? Учащиеся отвечают на вопрос .

Приведите примеры , когда могу т возникну ть не все виды ощу щений.

Задание по карточке №1 . Учащиеся пишут на кар точке название какого - либо предмета или явления ,

наблюдаемого в данный момент, потом меняются карточками с соседом по парте. После обмена

карточками делают описани е ощущений, которы е можно получить при восприятии названного

Восприятие – это формирование целостного образа предмета или явления на основе ощущений .

w62

Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Особенности социального познания

  • Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
  • Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
  • Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
  • Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
  • Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях,взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.

Принципы социального познания

  • Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии,а не в статичности.
  • Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
  • В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.

Источники социального познания

  • Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
  • Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
  • Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.

Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.

Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Объекты социального познания

  • Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
  • Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
  • Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.

Цели социального познания

Методы социального познания

Эмпирические

  • Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
  • Опрос (анкетирование, интервью)
  • Тестирование
  • Экспертная оценка
  • Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
  • Эксперимент
  • Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).

Теоретические

  • Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
  • Обобщение
  • Классификация
  • Умозаключение
  • Статистический метод
  • Выдвижение гипотезы
  • Научная абстракция

Итогом социального познания является знание

Типы социального знания

  • Гуманитарное(предмет – субъективный мир человека)
  • Социально-экономическое(изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
  • Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).

Социальное прогнозирование

В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

Виды социальных прогнозов

  • Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
  • Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.
  • Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.

Методы социального прогнозирования

  • Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
  • Экспертиза— изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
  • Экстраполяция– (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.

Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока обществознания в 10 классе

Тема: Социальное познание.

Ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы.

Развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей

формировать культуру диалога и и коммуникативную компетенцию

Тип урока: комбинированный

Организационный момент

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

Особенности социального познания

Конкретно-исторический подход к социальным явлениям

Социальные факты: сущность оценки и интерпретация

Проверка домашнего задания

параграф 5 стр.54, вопросы для самопроверки.

Изучение нового материала

Особенности социального познания

Работа по параграфу 6, заполнение сравнительной таблицы

1. предмет изучения

Природа и человек в ней

Общество и человек в нём

Получение достоверных знаний о явлениях и процессах в живой и неживой природе, раскрытие объективных законов её развития, расширение знаний о биологической природе человека.

Получение достоверных знаний об обществе на основе закономерностей и тенденций его развития, о социальной сущности человека , процессе его социальзации

3. методы изучения.

Наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, анализ, моделирование опыта и др.

Наблюдение, анализ документов, реконструкция прошлого, социологичекие опросы и др.

4. позиция исследователя, её влияние на результат

Результат изучения носит объективный характер, а приборы и оборудование играют вспомогательную роль

Позиция исследователя очень важна, так как в оценках он опирается на собственный социальный опыт и часто вынужден учитывать интересы общности, к которой принадлежит.

Вывод: можно выделить несколько особенностей социального познания:

Совпадают объект и субъект познания. Большинство научных положений естествознания не затрагивают интересы различных групп общества, а выводы социальных наук, обществоведения всегда непосредственно ориентированы на те или иные общественные силы, что оказывает влияние на позиции учёных – обществоведов. Например, оценка итогов второй мировой войны в бывших советских республиках Прибалтики. Для россиян – это разгром фашизма и освобождение мира от угрозы коричневой чумы. Для политиков в угоду националистическим интересам – это оккупация. Отсюда и перенос памятников советским воинам, марши бывших эсэсовцев, отсутствие первых лиц на официальных мероприятиях, посвящённых Победе.

На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов. Общественные процессы невозможно повторить, продублировать. Даже если они обозначены одним понятием, содержание процесса различное. Например, революция. Революций в мире было много , но среди них невозможно найти совпадающих по своему ходу. В общественных процессах действуют люди , наделённые своими достоинствами и недостатками, и чаще всего люди скрывают истинные мотивы своих деяний.

2. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

В основе конкретно-исторического подхода лежат три принципа познания социальных явлений:

1. рассматривать социальную действительность в развитии( предыстория события, как возникает, видоизменение, этапы и т.п.)

2. изучать общественные явления в многообразных связях

3. выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях.

3.Социальный факт: сущность, интерпретация и оценки.

Существуют три вида социальных фактов:

деяния отдельного человека, малых или больших социальных групп ( переход Суворова через Альпы).

продукты человеческой деятельности – материальные и духовные ( Красная площадь, храм Василия Блаженного)

вербальные ( словесные) действия – мнения, суждения, оценки, например, крылатые выражения и афоризмы, произнесённые конкретным человеком.

Однако, не всякий социальный факт становится признаётся научным. Это возможно при соблюдении следующих условий: отобрать и систематизировать факты ; интерпретировать их т.е. истолковать, обобщить, объяснить на основе законов и закономерностей общественного развития. . При этом важно объективно использовать методы сравнения и аналогии, учёт исторического опыта .

3. Закрепление изученного материала

В стране произошла смена правительства. Что это – правительственный кризис, замена одного состава правительства другим по существующему закону, революция, государственный переворот? Подумайте, какие факты должен принять во внимание исследователь, чтобы объяснить случившееся? ( исследователь должен учитывать следующее: каким было положение в стране накануне смены правительства, требовали ли аккие- либо общественные силы отставки правительства; происходили ли парламентские выборы; какая в этом государстве форма правления и порядок формирования правительства, перед каким высшим законодательным органом отвественно правительство; как изменился персональный и партийный состав правительства; отличается ли программа нового правительства и т.д.)

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

Цели: ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей; формировать культуру диалога и коммуникативнуюй компетенцию.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент

(Учитель сообщает тему урока.)

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Особенности социального познания.

2. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

3. Социальные факты: сущность, интерпретация и оценка.

II. Проверка домашнего задания

(Учитель анализирует эссе и организует беседу на основе выявленных ошибок.

Можно провести классический опрос по вопросам учебника (учебник Кравченко: с. 15; учебник Боголюбова: с. 138).)

III. Изучение нового материала

1. Особенности социального познания

(Если учитель работает по учебнику Боголюбова, организуется самостоятельная работа учащихся по § 12 и дальнейшее обсуждение на основе вопросов для самопроверки.

Если учитель работает по учебнику Кравченко, изучение нового материала строится на основе рассказа учителя с элементами беседы.)

Заполните сравнительную таблицу по следующим параметрам: предмет, цели изучения, методы изучения, позиция исследователя и ее влияние на результат.

1. Предмет изучения

Природа и человек в ней

Общество и человек в нем

2. Цели изучения

Получение достоверных знаний о явлениях и процессах в живой и неживой природе, раскрытие объективных законов ее развития, расширение знаний о биологической природе человека

Получение достоверных знаний об обществе на основе закономерностей и тенденций его развития, о социальной сущности человека, процессе его социализации

3. Методы изучения

Наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, анализ, моделирование опыта и др.

Наблюдение, анализ документов, реконструкция прошлого, социологические опросы и др.

4. Позиция исследователя, ее влияние на результат

Результат изучения носит объективный характер, а приборы и оборудование играют вспомогательную роль

Позиция исследователя очень важна, так как в оценках он опирается на собственный социальный опыт и часто вынужден учитывать интересы общности, к которой принадлежит

Можно выделить несколько особенностей социального познания.

1. Совпадают субъект и объект познания. Большинство научных положений естествознания не затрагивают интересы различных групп общества, а выводы социальных наук, обществоведения всегда непосредственно ориентированы на те или иные общественные силы, что оказывает влияние на позиции ученых-обществоведов. Например, оценка итогов второй мировой войны в бывших советских республиках Прибалтики. Для россиян - это разгром фашизма и освобождение мира от угрозы коричневой чумы. Для политиков в угоду националистическим настроениям - это оккупация. Отсюда и перенос памятников советским воинам, марши бывших эсесовцев, отсутствие первых лиц на официальных мероприятиях, посвященных победе.

2. На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов. Общественные процессы невозможно повторить, продублировать. Даже если они обозначаются одним понятием, содержание процесса различное. Например, революция. Революций в мире было очень много, но среди них невозможно найти совпадающих по своему ходу. В общественных процессах действуют люди, наделенные своими достоинствами и недостатками. И чаще всего люди скрывают истинные мотивы своих деяний.

2. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям

В основе конкретно-исторического подхода лежат три принципа познания социальных явлений:

1) рассматривать социальную действительность в развитии (предыстория события, как возникает, видоизменение, этапы и т. п.);

2) изучать общественные явления в многообразных связях;

3) выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях.

(Далее учитель в беседе с учащимися разбирает эти принципы на конкретном историческом событии.)

3. Социальные факты: сущность, интерпретация и оценка

Существует три вида социальных фактов:

1) деяния отдельного человека, малых или больших социальных групп (например, переход Суворова через Альпы);

2) продукты человеческой деятельности - материальные и духовные (например, Красная площадь, храм Василия Блаженного);

Однако не всякий социальный факт признается научным. Это возможно при соблюдении следующих условий: отобрать и систематизировать факты; интерпретировать их, т. е. истолковать, обобщить, объяснить на основе законов и закономерностей общественного развития. При этом крайне важно объективно использовать методы сравнения и аналогии, учет исторического опыта.

IV. Закрепление изученного материала

В стране произошла смена правительства. Что это - правительственный кризис, замена одного состава правительства другим по существующему закону, революция, государственный переворот?

- Подумайте, какие факты должен принять во внимание исследователь, чтобы объяснить случившееся. ( Исследователь должен учитывать следующее: каким было положение в стране накануне смены правительства; требовали ли какие-либо общественные силы отставки правительства; происходили ли парламентские выборы; какая в этом государстве форма правления и, соответственно, порядок формирования правительства; перед каким высшим законодательным органом ответственно правительство; как изменился персональный и партийный состав правительства; отличается ли программа нового правительства и чем.)

- Выполните тестовые задания.

1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Отличительным признаком социального познания является использование научных понятий.

Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения?

А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.

Б. Социальное познание не использует метод моделирования.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения об общественных науках?

А. Социальную структуру общества, взаимосвязь сфер общественной жизни изучает социальная психология.

Читайте также: