Социально экономическое развитие после отмены крепостного права конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Задачи:

1)Образовательные:

формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве России. Влияние крестьянской реформы 1861 года на развитие промышленности и транспорта.

2 ) Развивающие:

формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументировано высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.

3) Воспитательные:

воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

Оборудование урока:

В начале урока создается мотивация к изучению нового материала

Итак, перед вами чёрный ящик

То, что находится в чёрном ящике, определило судьбу России на долгие годы. Дало надежды на торжество добра и справедливости. Что в чёрном ящике?

Тогда давайте, я следующим вопросом, сужу круг поиска.

Император попросил всех выйти из кабинета, сказав: "Я хочу остаться наедине со своей совестью". Перед ним на столе лежал документ. Какой документ находится в чёрном ящике?

Подскажу. Наедине со своей совестью хотел остаться Александр II . О каком же документе идёт речь?

С последствиями принятия этого документа связана тема нашего сегодняшнего урока. Предложите название темы урока.

Давайте возьмём лишь один аспект предложенных вами тем, а именно - социально-экономический.

Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России?

Давайте не спешить с ответами. Пусть это будет только предположением, то есть гипотезой урока.

Для того чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть, вы будите работать в группах.

Первая группа будет заниматься сельским хозяйством – вы должны выяснить каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

Вторая группа – промышленников . Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

Третья группа выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.

Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России.

Модель капитализма можно представить в виде - корабля.

Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах. У каждой группы свой парус (раздать куски).

У каждого из вас будет своя роль в группе и соответствующее ей задание. Возьмите конверт и выберите себе роль. В каждой группе есть хронографы , они не только следят за временем работы, но и оценивают и корректируют работу каждого в группе, заполняя оценочный лист, теоретики, документалисты будут работать с различными источниками, статисты - с статистическими данными, а понятисты - с понятиями. Аналитик группы будет подводить итог работы группы по ключевому вопросу. Задача художника дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Аналитик каждой группы отвечает на поставленный вопрос, опровергают или подтверждают гипотезу урока. Дети из группы могут дополнять.

По каждой группе на экран выводы.

Художник прикрепляет парус, объясняя выбор цвета.

Модель с её особенностями создана. Наш корабль капитализма продолжает путь, а впереди его ждут новые трудности и испытания.

Подведём итоги сегодняшнего урока.

Вашу работу оценивали и одноклассники. Передайте мне оценочные листы, они мне помогут выставить оценки за урок.

Задания первой группы.

Выяснить каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенный период.

Подвести итог по ключевому вопросу.

1 .Объясните, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ? (по тексту учебника стр. 158).

2.Объясните, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период? ( по тексту учебника).

Документалист

1. Что такое отрезки?

2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики?

Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских

А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.

. Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих дерев­нях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки. Где есть отрез­ки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но по­лучившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые хотя и получили полный надел, но у них были отрезки.

У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают. как при крепостном праве, то есть на своих лошадях, со своими орудиями произ­водства.

Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за аренд­ную плату деньгами, а то нет — непременно под работу. И что всего нелепее, очень часто вся эта работа не приносит помещи­ку, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бес­плодно для всех зарывается в землю. В нашей местности я один только пример знаю, что крестьяне платят за отрезки деньгами, да и то только потому, что имение находится в аренде у купца, который хозяйством не занимается и в крестьянской полевой работе не нуждается.

Для многосемейных зажиточных крестьян, у которых во дво­рах много работников и работниц, много лошадей и исправная снасть, отработать за отрезки. еще ничего, но для одиночек-бедняков, у которых мало лошадей, отработка. — чистое разо­рение.

Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период (60-70-гг. XIX века).

Показатели развития сельского хозяйства.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

82,5 млн. десятин.

103,8 млн. десятин.

Урожайность хлебов с одной десятины.

Средневаловой сбор хлебов.

Около 90 млн. десятин.

53,2 млн. десятин.

Задача художника дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист

Умение работать в группе

Аргументация своей точки зрения

Участие в реализации общей проблемы

Задания второй группы

Определить, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

Подвести итог по ключевому вопросу.

1. Что было характерно для развития пореформенной промышленности? 2.Почему российская промышленность, несмотря на успехи, испытывала трудности?

Прочтите текст учебника ответьте на вопрос: Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?

Документалист

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев - своя одежда и обувь, хозяйский стол и квартира.

Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской ра­ботало 16 мастеровых и 19 мальчиков. Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай - мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состоя­ли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с са­лом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и проработав 12, чаще всего 12 1/2 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засы­пали, что клопы и вши могли нас живыми съесть - не услышим. И так было не у одно­го нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже.

В 1886 году я поступил работать в другую мастерскую - слесарное заведение Ку­приянова. Здесь распорядки были даже хуже той мастерской, где я работал раньше, и постановка производства была хуже. Рабочих работало около 40 человек. Спальни бы­ли очень скверные, рабочие жили землячествами, преобладали можайские и тульские, народ совсем темный, деревенский. Прожив в этой мастерской семь месяцев, я пере­шел 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, от­пуск на пасху - неделя, а на святки - две недели, аккуратная уплата заработка. Недора­зумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью ко­торого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками. Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавля­лись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования, это-то понимали все рабочие.

полудничать - принимать пищу в промежуток времени между обедом и

ужином; Землячество - братство, кружок, братия.

Вопросы и задания к документу:

- Кто автор произведения?

- О каком времени он вспоминает?

- На каких предприятиях он трудился?

- Что известно об условиях труда на этих предприятиях?

- Перечислите общие для всех предприятий условия труда?

- На каком предприятии условия труда были лучше? С чем это связано?

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепостного права. На основании исторических источников анализируют развитие сельского хозяйства, промышленности и железнодорожного строительства в послереформенный период и делают выводы.Урок полностью соответствует ФГОС. ПРименен синтез проблемного обучения и групповой работы.

ВложениеРазмер
russia.doc 142 КБ
prezentatsiya_otkrytogo_uroka.ppt 1.21 МБ

Предварительный просмотр:

формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве России. Влияние крестьянской реформы 1861 года на развитие промышленности и транспорта.

формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументированно высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.

воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

В начале урока создается мотивация к изучению нового материала

Итак, перед вами чёрный ящик

  1. То, что находится в чёрном ящике, определило судьбу России на долгие годы. Дало надежды на торжество добра и справедливости. Что в чёрном ящике?

Тогда давайте, я следующим вопросом, сужу круг поиска.

  1. Император попросил всех выйти из кабинета, сказав: "Я хочу остаться наедине со своей совестью". Перед ним на столе лежал документ. Какой документ находится в чёрном ящике?
  2. Подскажу. Наедине со своей совестью хотел остаться Александр II. О каком же документе идёт речь?

С последствиями принятия этого документа связана тема нашего сегодняшнего урока. Предложите название темы урока.

Давайте возьмём лишь один аспект предложенных вами тем, а именно - социально-экономический.

Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России?

Давайте не спешить с ответами. Пусть это будет только предположением, то есть гипотезой урока.

Для того чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть, вы будете работать в группах.

Первая группа будет заниматься сельским хозяйством – вы должны выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

Вторая группа – промышленников . Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

Третья группа выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.

Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России.

Модель капитализма можно представить в виде - корабля.

Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах. У каждой группы свой парус (раздать куски).

У каждого из вас будет своя роль в группе и соответствующее ей задание. Возьмите конверт и выберите себе роль. В каждой группе есть хронографы , они не только следят за временем работы, но и оценивают и корректируют работу каждого в группе, заполняя оценочный лист, теоретики, документалисты будут работать с различными источниками, статисты - с статистическими данными, а понятисты - с понятиями. Аналитик группы будет подводить итог работы группы по ключевому вопросу. Задача художника- дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Аналитик каждой группы отвечает на поставленный вопрос, опровергают или подтверждают гипотезу урока. Дети из группы могут дополнять.

По каждой группе на экран выводы.

Художник прикрепляет парус, объясняя выбор цвета.

Модель с её особенностями создана. Наш корабль капитализма продолжает путь, а впереди его ждут новые трудности и испытания.

Подведём итоги сегодняшнего урока.

Задания первой группы.

Выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенный период.

Подвести итог по ключевому вопросу.

1 .Объясните, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ? (по тексту учебника стр. 158).

2.Объясните, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период? ( по тексту учебника).

1. Что такое отрезки?

2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики?

Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских

А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.

. Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки. Где есть отрезки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но получившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые хотя и получили полный надел, но у них были отрезки.

У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают. как при крепостном праве, то есть на своих лошадях, со своими орудиями производства.

Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за арендную плату деньгами, а то нет — непременно под работу. И что всего нелепее, очень часто вся эта работа не приносит помещику, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бесплодно для всех зарывается в землю. В нашей местности я один только пример знаю, что крестьяне платят за отрезки деньгами, да и то только потому, что имение находится в аренде у купца, который хозяйством не занимается и в крестьянской полевой работе не нуждается. Для многосемейных зажиточных крестьян, у которых во дворах много работников и работниц, много лошадей и исправная снасть, отработать за отрезки. еще ничего, но для одиночек-бедняков, у которых мало лошадей, отработка. — чистое разорение.

Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период (60-70-гг. XIXвека).

Показатели развития сельского хозяйства.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

82,5 млн. десятин.

103,8 млн. десятин.

Урожайность хлебов с одной десятины.

Средневаловой сбор хлебов.

Около 90 млн. десятин.

53,2 млн. десятин.

Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый цвет - Не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.

-следить за временем;

-оценивать и корректировать работу в группе, заполняя оценочный лист

Умение работать в группе

Аргументация своей точки зрения

Участие в реализации общей проблемы

Задания второй группы

Определить, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

Подвести итог по ключевому вопросу.

1. Что было характерно для развития пореформенной промышленности? 2.Почему российская промышленность, несмотря на успехи, испытывала трудности?

Прочтите текст учебника, ответьте на вопрос: Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев - своя одежда и обувь, хозяйский стол и квартира.

Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работало 16 мастеровых и 19 мальчиков. Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай - мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и проработав 12, чаще всего 12 1/2 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засыпали, что клопы и вши могли нас живыми съесть - не услышим. И так было не у одного нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже.

В 1886 году я поступил работать в другую мастерскую - слесарное заведение Куприянова. Здесь распорядки были даже хуже той мастерской, где я работал раньше, и постановка производства была хуже. Рабочих работало около 40 человек. Спальни были очень скверные, рабочие жили землячествами, преобладали можайские и тульские, народ совсем темный, деревенский. Прожив в этой мастерской семь месяцев, я перешел 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на пасху - неделя, а на святки - две недели, аккуратная уплата заработка. Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками. Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования, это-то понимали все рабочие.

полудничать - принимать пищу в промежуток времени между обедом и

ужином; Землячество - братство, кружок, братия.

Вопросы и задания к документу:

- Кто автор произведения?

- О каком времени он вспоминает?

- На каких предприятиях он трудился?

- Что известно об условиях труда на этих предприятиях?

- Перечислите общие для всех предприятий условия труда?

- На каком предприятии условия труда были лучше? С чем это связано?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - урок изучения нового материала.

Форма урока – урок-исследование.

Задачи:

1)Образовательные:

формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве России. Влияние крестьянской реформы 1861 года на развитие промышленности и транспорта.

2) Развивающие:

формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументированно высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.

3) Воспитательные:

воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

Дата: 02.12.2015 г. Классы: 8а, 8б.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Форма урока – урок-исследование.

Задачи:

1)Образовательные:

формирование исторических знаний о сложностях становления капиталистических отношений в сельском хозяйстве страны, о пути, по которому пошло развитие капитализма в сельском хозяйстве России. Влияние крестьянской реформы 1861 года на развитие промышленности и транспорта.

2) Развивающие:

формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументированно высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.

3) Воспитательные:

воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

Оборудование урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

В начале урока создается мотивация к изучению нового материала

Итак, перед вами чёрный ящик

То, что находится в чёрном ящике, определило судьбу России на долгие годы. Дало надежды на торжество добра и справедливости. Что в чёрном ящике?

Тогда давайте, я следующим вопросом, сужу круг поиска.

Император попросил всех выйти из кабинета, сказав: "Я хочу остаться наедине со своей совестью". Перед ним на столе лежал документ. Какой документ находится в чёрном ящике?

Подскажу. Наедине со своей совестью хотел остаться Александр II. О каком же документе идёт речь?

С последствиями принятия этого документа связана тема нашего сегодняшнего урока. Предложите название темы урока.

Давайте возьмём лишь один аспект предложенных вами тем, а именно - социально-экономический.

Социальный строй – состав общества, система отношений внутри общества.

Экономический строй – организация производства и торговли в стране.

Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России? ДА - НЕТ

Давайте не спешить с ответами. Пусть это будет только предположением, то есть гипотезой урока.

Для того чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть, нам нужно выяснить УРОВЕНЬ ………. (слайд) - учебные задачи урока

Называются учебные задачи урока:

1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

2. Выяснить уровень развития промышленности в пореформенное время.

3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в пореформенный период.

4. Охарактеризовать состояние финансового дела.

Ребята, вы будете работать в группах. А чтобы разбиться на группы - выполним тестовую работу – на повторение дат (карточки отличаются по цвету)

III. Распределение заданий группам учащихся.

Садятся по группам

Первая группа будет заниматься сельским хозяйством – вы должны выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

Вторая группа – промышленников. Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.

Третья группа выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.

Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России.

Модель капитализма можно представить в виде - корабля.

Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах. У каждой группы свой парус (раздать куски).

У каждого из вас будет своя роль в группе и соответствующее ей задание. Возьмите конверт и выберите себе роль. В каждой группе есть хронографы, они не только следят за временем работы, но и оценивают и корректируют работу каждого в группе, заполняя оценочный лист, теоретики, документалисты будут работать с различными источниками, статисты- с статистическими данными, а понятисты- с понятиями. Аналитик группы будет подводить итог работы группы по ключевому вопросу. Задача художника - дополнить модель капитализма особенностями через цвет.

Аналитик каждой группы отвечает на поставленный вопрос, опровергают или подтверждают гипотезу урока. Дети из группы могут дополнять.

По каждой группе на экран выводы.

Художник прикрепляет парус, объясняя выбор цвета.

IV. Работа учащихся по группам

На выполнение задания учащимся дается 10-15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.

Учащиеся в ходе исследования должны приобрести навыки сравнения уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ 60 – 70-х годов XIX века и в пореформенный период. Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.

По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.

При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи и освобождение крестьян от крепостного гнета. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась незначительно, так же, как и средневаловой сбор зерна. Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание их вести по-новому свое хозяйство и др. Что касается положения крестьян, они вынуждены были арендовать землю у помещиков и платить за неё огромные суммы денег, а чаще за аренду земли крестьяне обрабатывали землю помещика своим инвентарем и скотом. Кроме того, крестьяне были обременены и другими платежами (выкупными, государственными и земскими налогами и т. д.). Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым.

При работе второй группы, определяющей уровень развития промышленности, учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным, как представленной таблицы, так и текста учебника. По карте учащиеся выявляют те отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период: металлургической, текстильной, пищевой. Кроме того, выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Подчеркивается возрастающее значение Донбасса (по добыче руды и угля), Кривого Рога (железной руды), Кавказа (по добыче нефти). Учащиеся должны отметить становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. Также обращается внимание учащимися на то, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.

В заключение своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность - отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.

В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.

V. Работа экспертной группы.

Экспертная группа, выслушав выступления учащихся из трех групп, делает вывод вместе с группой об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период. Группа сравнивает дореформенное развитие страны и после реформ. Она высказывает свое мнение о соответствии истине выдвинутой гипотезы, приводя в доказательство необходимые аргументы. Модель с её особенностями создана. Наш корабль капитализма продолжает путь, а впереди его ждут новые трудности и испытания.

VI. Рефлексия.

В ходе рефлексии идет обсуждение остальными учащимися выдвинутой гипотезы. Учащиеся в ходе обсуждения выявляют степень её соответствия истине. Они могут высказывать различные точки зрения по этому вопросу. В итоге, они приходят к выводу, что в целом реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему социально-экономического развития России. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему отставало сельское хозяйство, в котором имели место пережитки крепостничества. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.

В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:

Автор: Швалева Екатерина Константиновна

Населенный пункт: Челябинская область, г. Миасс

Цели урока: Сформировать у учащихся представления об изменениях в социально-экономическом развитии России в 60-70гг XIX.,сформировать у учащихся понимание о причинах спада промышленного производства в 60-е годы и промышленного подъёма в70-80-е годы XIX века.

Задачи урока:

-формировать у учащихся устойчивый интерес и уважение к истории;

-вырабатывать восприятие истории как способа понимания современности;

-стимулировать к поиску новых знаний;

-вырабатывать умения анализа конкретных ситуаций;

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность-учебную;

-вырабатывать умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы);

-формировать сотрудничество с соучениками, коллективной работе;

-вырабатывать способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значение событий;

-вырабатывать умения сравнивать исторические факты, явления, процессы;

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: